Бюджетный кредит

Содержание
  1. Определение из Бюджетного кодекса
  2. Какие требования должны удовлетворяться для получения
  3. Ставки
  4. Кем выдаются
  5. Цели и задачи бюджетного кредитования
  6. На какие цели предоставляются бюджетные кредиты?
  7. Функции кредита
  8. Кто может брать бюджетный кредит
  9. Процедура выдачи кредита
  10. Преимущества и недостатки
  11. Особенности уплаты процентов
  12. Процесс получения кредита
  13. Какие виды бюджетных кредитов существуют в РФ: отличие муниципальных от государственных
  14. Полная проверка заемщика
  15. Перечисление и использование
  16. Максимальная процентная ставка со сроками погашения
  17. Назначение бюджетных ссуд
  18. Формы бюджетных кредитов
  19. Как получают бюджетный кредит
  20. Как выдается займ бюджетным учреждениям
  21. Просрочка
  22. Смысл бюджетного кредитования
  23. Учет бюджетного кредитования
  24. Плата за пользование кредитом
  25. На каких условиях выделяются средства?
  26. Судебная практика по статье 93.2 Бюджетный кодекс РФ:
  27. Условия предоставления
  28. Санкции за непогашение кредита
  29. Кому выдают бюджетные кредиты: особенности предоставления займа юридическим лицам и бюджетным учреждениям
  30. Как получить бюджетный кредит: порядок предоставления и сроки
  31. Заключение

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

Какие требования должны удовлетворяться для получения

Чтобы получить данный вид, непременно учитываются некоторые требования, к которым относится:

  • коммерческие организаций могут рассчитывать на этот вид кредитования исключительно в ситуации, когда у них отсутствуют какие-либо просрочки по платежам в разные виды бюджетов;
  • обязательно заблаговременно погашаются разные платежи, которые уплачиваются государству, причем сюда относится даже реструктуризация долгов;
  • иностранные организации могут рассчитывать на государственный кредит только в виде целевых займов, выдающихся в определенной валюте;
  • к общим условиям относится возвратность данных средств;
  • обычно займы являются целевыми, поэтому тратить средства можно исключительно на конкретные цели, являющиеся значимыми и важными для всего государства;
  • заемщики должны возвращать не только полученные средства, но и проценты, причем их размер, сроки перечисления и правила начисления прописываются в договоре;
  • каждая компания, предварительно должна подтвердить свою платежеспособность, но исключением является ситуация, когда средства предоставляются государственным учреждениям.

Ставки

Процентные ставки, по которым выдаются бюджетные кредиты, могут значительно отличаться. На их размер влияют разные факторы, к которым относится размер и платежеспособность компании, цель кредитования и размер выдаваемой заемной суммы.

По бюджетным кредитам ставки намного ниже, чем при кредите в банке, поэтому они могут начинаться даже от 3 процентов.

Что такое кредит, расскажет это видео:

Кем выдаются

В ФЗ №145 прописываются все нюансы, имеющие отношение к предоставлению такого бюджетного кредита. Он предлагается специальными государственными организациями.

Предоставление бюджетных средств обеспечивается за счет денег целевых зарубежных заимствований, в итоге проведения реструктуризации долгов юр лиц по ранее полученным бюджетным займам, а также могут применяться непосредственные деньги государства.

Разные государственные органы могут получить полномочия по выдаче данных видов кредитов.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

На какие цели предоставляются бюджетные кредиты?

Бюджет утверждается с учетом определенных целей, соответственно в него изначально предусматриваются определенные статьи кредитования. Поэтому бюджетные займы относят к целевым средствам.

Получив подобный кредит субъект РФ имеет право:

  • Частично перекрыть бюджетный дефицит.
  • Ликвидировать кассовый разрыв временного характера, возникший в процессе исполнения бюджета.
  • Устранить последствия стихийных бедствий или аварий техногенного типа, которые произошли на территории России.

Функции кредита

Понятие кредита подразумевает выполнение двух главных функций:

  1. Перераспределительной. Он помогает перемещать временно свободные средства от одних субъектов к другим во временное пользование на вышеперечисленных условиях. Эти средства могут быть как в товарном, так и в денежном виде.
  2. За счет кредитных операций заменить наличные деньги. Это свойство помогает снижать издержки обращения, так как он на своей основе создает платежные средства. Эта функция появилась из-за специфики денежного обращения в коммерческой компании, где преобладают безналичные методы расчетов.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Процедура выдачи кредита

Выдается бюджетный кредит достаточно сложной последовательностью этапов, а для этого надо выполнить действия:

  • оформляется заявка;
  • подготавливаются копии учредительной документации;
  • копируется вся финансовая отчетность предприятия за год или несколько последних лет;
  • указывается в заявке назначение займа
  • предоставляются гарантии возврата средств.

После выполнения данных этапов надо подождать решения государственного органа.

Особенности кредитования в России, смотрите в этом видео:

Преимущества и недостатки

Бюджетные кредиты обладают многими плюсами, хотя и не лишены некоторых значимых недостатков. К преимуществам относится:

  • компания может пополнить количество денег в обороте без необходимости эмиссии акций или выполнения иных сложных и специфических процессов;
  • выдаются средства только на цели, которые являются нужными не только для предприятий, но и для всего государства, поэтому их использование позволяет положительно влиять на российскую экономку;
  • за счет бюджетных кредитов производится регулирование обращения денег в стране;
  • выдаются действительно значительные по размеру средства, которых будет достаточно для развития фирмы или реализации иных масштабных задач;
  • компании, получающие данные займы, не должны уплачивать значительные по размеру проценты, а также другие условия считаются достаточно интересными и выгодными.

К минусам относится то, что средства могут применяться только для одной конкретной цели.

Если организация по каким-либо причинам не сможет справляться с платежами, то в будущем она уже не сможет рассчитывать на поддержку государства.

Особенности уплаты процентов

Даже бюджетные кредиты предоставляются с начислением определенных процентов. Рассчитываются они в зависимости от ставки рефинансирования, причем вся плата минимально должна быть равна ¼ ставки рефинансирования, а учитывается этот показатель на тот момент, когда подписывается договор с заемщиком.

Процесс получения кредита

Бюджетные организации (юрлица) должны составить заявку на получение кредита. В ней определяется цель выделения средств.

Кроме заявки, требуется предоставить следующие сведения:

  • учредительные документы организации;
  • отчет о финансовой деятельности за последние 12 месяцев;
  • доказательства платежеспособности (банковскую гарантию, поручительство, госгарантию, залог и т.п.).

Получить заем юрлицо сможет только после проверки его финансовой отчетности. Проверка может коснуться и поручителей заемщика.

Какие виды бюджетных кредитов существуют в РФ: отличие муниципальных от государственных

Государство может быть должником (заемщиком), если привлекает средства кредиторов. К таким отношениям на основе соответствующих договоров относят: госзаймы, кредиты, полученные от кредитных организаций, зарубежных государств, международных организаций.

  1. Государство может являться кредитором – предоставлять средства из бюджета с условием возврата. То есть выдавать бюджетные кредиты субъектам РФ, предоставлять займы другим странам, юрлицам и так далее.

Правильней рассматривать бюджетное кредитование как особую разновидность госкредитов. Различают несколько видов бюджетных займов.

Они предназначены для разных просителей:

  • Юридических лиц, не имеющих статуса госпредприятия или организации муниципального значения.
  • Государственных либо муниципальных учреждений (предприятий).
  • Разноуровневых бюджетов из бюджетной системы России.
  • Иностранных юрлиц.

Полная проверка заемщика

Бюджетные кредиты юридическим лицам выдаются лишь после полной проверки их отчетности, а также, если необходимо, гаранта и того, кто выступит поручителем.

Когда займ оформлен, коммерческая компания все же проходит иногда проверку в рамках целевых трат займа. Проводят проверку государственные органы, у которых есть все соответствующие полномочия. Проверке подвергаются также гаранты и поручители.

Если проверка выявит, что у заемщика или тех, кто выступает поручителями, значительно ухудшилось финансовое положение, либо же появился недостаток в имеющемся обеспечении обязательств, заемщика обяжут предоставить дополнительное подтверждение его платежеспособности. В случае отсутствия такового либо при нецелевой трате средств займ необходимо будет возвратить в досрочном порядке.

Перечисление и использование

Не всегда государство предоставляет именно деньги, перечисляя их на счет. Часто происходит финансирование путем оплаты конкретного товара: оборудования, техники, услуг, которые нацелены на улучшение работы организации/предприятия.

Бюджетная ссуда назначается для поддержки деятельности организации/предприятия. В это понятие входит несколько разных целей:

  • изменение структуры производства;
  • помощь при восстановлении после стихийного бедствия;
  • покрытие нехватки финансов при временном затруднении.

Важно! Использование бюджетной ссуды находится под постоянным контролем. Как и ипотеку, ее необходимо погасить, в точности соблюдая договоренности. Если же заемщик не успевает расплатиться своевременно, непогашенная часть возмещается за счет налогов.

Максимальная процентная ставка со сроками погашения

Процентные ставки по бюджетным кредитам раз в году определяются в ФЗ о бюджете и могут меняться от 3% и более. Их величина меньше, чем при кредитовании в банках.

Ст. 134 БК РФ гласит, что данный кредит выдается бюджетным учреждениям сроком на 1-3 года, в то время как юрлица могут воспользоваться займом на период до 5 лет.

На основании ФЗ № 145, в нормативных документах прописываются основания предоставления, порядок получения, цели кредита и процесс возврата.

Назначение бюджетных ссуд

Назначение бюджетных ссуд возможно в таких ситуациях:

  • В бюджете есть дефицит, который следует устранить.
  • Поддержать организацию в вопросе решения какой-либо задачи.
  • Целенаправленно посодействовать развитию конкретной отрасли.

На уровне страны в целом бюджетные ссуды и неналоговые кредиты помогают сдерживать или стимулировать предприятия, отрасли, регионы. Как следствие, при грамотном финансировании возможно даже выравнивание социально-экономического уровня жизни.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Как выдается займ бюджетным учреждениям

Даже бюджетные учреждения могут нуждаться в заемных средствах, причем обычно они тратятся на цели:

  • покрытие разрывов в кассе;
  • уменьшение дефицита бюджета;
  • покрытие временного разрыва в кассе.

Важно! При оформлении бюджетным организациям не требуется от них предоставление каких-либо гарантий возврата средств в отличие от коммерческих предприятий.

За кредиты даже бюджетным учреждениям придется уплачивать проценты, которые устанавливаются федеральным правительством или местными органами власти. При подписании договора формируется график платежей, в котором указываются даты, когда надо вносить средства по кредиту.

Просрочка

Несвоевременные выплаты бюджетных ссуд приравнивают к задержкам перечисления налоговых платежей на счет фискальной службы. Необходимо учитывать, чтобы погашение происходило вовремя, еще составляя бизнес-план и включая выплаты в статью расходов.

Как и при других непогашенных задолженностях, с заемщика взимают пеню. Она составляет 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Смысл бюджетного кредитования

Основная цель бюджетных кредитов – поддержка региональных бюджетов, доходы которых не позволяют выполнять в полном объеме обязательства, зафиксированные в бюджете соответствующего уровня.

Кроме этого с помощью бюджетных кредитов решаются определенные цели:

  • распределение средств между бюджетами, в том числе между фондами накопления и потребления;
  • перераспределение, при котором свободные средства передаются для временного пользования туда, где они нужны, с условием дальнейшего возврата.
  • регулирование, а именно опосредованное влияние на уровень коммерческой банковской ставки и поддержка наиболее значимых задач;
  • стимулирование развития экономики или выполнения социальных задач;
  • контроль эффективности экономических процессов, проходящих в различных регионов, соблюдения бюджетной дисциплины и наполнения местных бюджетов.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

Плата за пользование кредитом

За пользование государственными ресурсами надо платить. Это относится и к бюджетным кредитам. Величина платы равна как минимум ¼ ставки рефинансирования, установленной на момент подписания кредитного контракта. Каждый муниципальный субъект самостоятельно устанавливает величину платы.

Учет бюджетных кредитов ведется в бюджете того образования, который выдал займ, либо в федеральном бюджете, в их доходной части.

На каких условиях выделяются средства?

Для получения бюджетного кредита заемщик обязан представить:

  • данные аудита своего финансового положения.
  • сведения о состоянии лица, предоставляющего гарантии;
  • оценку ликвидности имущества, выступающего в качестве залога.

После подписания договора заемщик получает кредитные средства на счет, открытый в банке. Если кредит выдан юридическому лицу, то финансовые органы получают право в течение действия договора о кредитовании провести проверку финансового положения и целевого использования полученных средств.

Если в ходе проверки будет выявлено резкое ухудшение результатов деятельности предприятия или полученные средства будут направлены на другие задачи, то заемщика могут обязать досрочно вернуть полную сумму кредита.

По бухгалтерскому и налоговому учету возврат бюджетного кредита и процентов по нему учитываются как обязательные платежи в соответствующий бюджет, т.е. налоги с этих сумм не взимаются.

При непогашении межбюджетных кредитов и процентов по ним, кредитор имеет право взыскать задолженность из сумм, подлежащих передаче из бюджета кредитора в бюджет заемщика, таких как межбюджетные трансферты, отчисления от налогов.

Судебная практика по статье 93.2 Бюджетный кодекс РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 92-Г10-6, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
    Согласно п.1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ.
  • Решение Верховного суда: Определение N 46-Г09-8, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
    Как следует из текста оспариваемой нормы, отдельные положения которой оспариваются прокурором, она имеет целевую направленность определяет условия предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам. В соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Санкции за непогашение кредита

Неплатежи — явление, распространенное при рассматриваемом виде заимствования. Но законодательная база построена таким образом, что в большинстве случаев позволяет восполнить потери.

Согласно ст. 93.4 БК РФ, суммы, вовремя не возвращенные, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов. Министерство финансов РФ имеет полномочия по возврату долга с участием агентов Правительства РФ, устанавливает порядок возврата задолженности. При этом на основании ФЗ № 189 срок исковой давности составляет 5 лет.

Распространенный метод борьбы с задолженностями — это реструктуризация долгов. Срок выплат может быть продлен, если регион попадает в список «кризисных». Программа рассчитана на срок 7-12 лет в проблемных регионах. Первые 2 года выплаты составляют по 5%, остальной срок поэтапно погашается в течение 5-10 лет.

Остатки задолженности с учетом штрафов, пеней и процентов гасятся за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Кому выдают бюджетные кредиты: особенности предоставления займа юридическим лицам и бюджетным учреждениям

Как отмечалось выше, бюджетное кредитование доступно:

  1. Субъектам РФ.
  2. Муниципальным образованиям.
  3. Юридическим лицам.

Кредитование происходит на договорной основе с учетом законодательных документов:

  • Гражданского законодательства РФ.
  • Бюджетного Кодекса (прочих решений), где прописаны условия подобного кредитования.

Основное требование при выдаче кредита бюджетного вида к бюджетным учреждениям – отсутствие финансового долга по отношению к соответствующему бюджету. Оно применимо и к юридическим лицам. Однако добавляется еще одно – отсутствие задолженности по бюджетным выплатам, то есть не должно быть долгов перед бюджетной системой РФ. Исключение составляет реструктуризация задолженности. Если рассматривается кредитование зарубежных юрлиц, то они могут претендовать на целевой вид валютного займа.

Как получить бюджетный кредит: порядок предоставления и сроки

Все начинается с оформления заявки, в которой указано предназначение кредитных средств.

Юридическим лицам также следует предоставить:

  • Учредительную и финансовую (подразумевается отчетность за последние 12 месяцев) документации.
  • Гарантийное обеспечение возврата средств (залог, полностью покрывающий заем, гарантии от банка или государства).

Срок кредитования:

  1. Для лиц в юридическом статусе – до 5-ти лет.
  2. Для бюджетных организаций – до 3-х лет.

Юрлицам кредит выдается только после проведения ревизии их финансовой отчетности. В некоторых случаях проверяются гаранты и поручители.

Заключение

Таким образом, бюджетные кредиты выдаются только некоторым компаниям и бюджетным организациям. Они обладают определенными особенностями, плюсами и минусами. Для их получения требуется наличие гарантии и хорошего финансового состояния. Получить их можно только на определенные цели, которые будут выгодны и государству.

Источники

  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/byudzhetnyj-kredit/
  • https://dolg.guru/kreditovanie/kredity/byudzhetnye.html
  • https://crediti-bez-problem.ru/komu-mogut-byt-predostavleny-byudzhetnye-kredity-osobennosti-polucheniya.html
  • https://BusinessMan.ru/new-byudzhetnye-kredity-komu-predostavlyayutsya-usloviya.html
  • https://zafinansi.ru/chto-takoe-byudzhetnyy-kredit/
  • https://feelwave.ru/biznes-terminy/chto-soboy-predstavlyaet-byudzhetnaya-ssuda
  • https://PanKredit.com/info/bjudzhetnyj-kredit.html
  • https://www.zakonrf.info/budjetniy-kodeks/93.2/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: