Что нового в учетной политике на 2020 год?

Содержание
  1. Принципы государственного регулирования учета в РФ
  2. Цели учетной политики организации
  3. Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2020 года
  4. Учетная политика для целей налогообложения 2020
  5. Что должно быть в учетной политике по НДС?
  6. Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2019-2020 годы?
  7. Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?
  8. Что нового в бухучете в 2020 году
  9. Изменения в ПБУ 18/02
  10. Дополнено определение временных разниц.
  11. Изменен перечень случаев, в которых образуются временные разницы.
  12. Введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли.
  13. Уточнено определение текущего налога на прибыль.
  14. Изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах.
  15. Уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
  16. Разъяснен порядок применения ПБУ 18/02 участниками консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).
  17. Уточнен ряд норм ПБУ 18/02.
  18. Изменения в ПБУ 16/02
  19. Изменения в ПБУ 13/2000
  20. Налоговая учетная политика 2020
  21. Изменение метода начисления амортизации
  22. Восстановление входного НДС при совмещении ОСН и ЕНВД
  23. Реализация работ и услуг за границей — облагаемая НДС операция
  24. Уплата НДФЛ налоговым агентом через обособленные подразделения
  25. Самостоятельная уплата страховых взносов обособленными подразделениями
  26. Упрощен учет расходов на покупку недвижимости при УСН
  27. Менять метод начисления амортизации можно только один раз в 5 лет
  28. Требования бухгалтеров к оформлению документов придется исполнять всем сотрудникам
  29. Затраты относятся к косвенным расходам, только если их невозможно отнести к прямым
  30. Обновлены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности
  31. Итоги

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Цели учетной политики организации

Формируя учетную политику для бухгалтерского учета и в целях налогообложения, бухгалтеру важно понимать, что для корректного отражения хозяйственных операций в бухучете и отчетности не всегда можно следовать правилам налогового учета.

Целью налоговой политики является правильный расчет налоговой базы и самих налогов. Бухгалтерский же учет, основываясь на положениях учетной политики, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности получить данные, на основе которых будут приниматься соответствующие управленческие решения.

Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, должны применяться последовательно из года в год, однако ежегодно, и на 2020 год, они подлежат актуализации в связи с вносимыми нововведениями.

Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2020 года

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

Учетная политика для целей налогообложения 2020

Организационные положения:

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету организация раскрывает в рамках указанного раздела сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Организация может вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Что должно быть в учетной политике по НДС?

Учетная политика по НДС может включать:

  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
  • технологию документооборота по учету НДС;
  • перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
  • формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
  • порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений
  • формулы и алгоритмы раздельного учета НДС
  • алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
  • перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
  • список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС
  • алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
  • иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).

Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2019-2020 годы?

НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.

Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.

Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:

  • отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
  • приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;
  • специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2019 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Внести изменения в учетную политику с 2020 года (или с любого нового налогового периода 2019-2020 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам или начнет совмещать ЕНВД с ОСНО) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;
  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

Что нового в бухучете в 2020 году

Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:

  1. изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  2. разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  3. существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают преобразования, т.к. с отчетности за 2020 год компании будут применять измененные ПБУ 16/02, 18/02, 13/2000. Причем изменения в ПБУ 18/02 и 16/02 не предусматривают выбор способа ведения бухучета, поэтому изменения в УП с началом их применения вносить не требуется, нужно лишь уточнить некоторые способы учета. А вот изменения ПБУ 13/2000 требуют от организации выбрать некоторые элементы учета госпомощи, поэтому свой выбор следует отразить в УП.

Кроме того, начиная с отчетности за 2022 год, будет обязателен к применению новый ФСБУ 25/2018. Если ваша организация решит начать применять его досрочно, следует дополнить свою учетную политику.

Изменения в ПБУ 18/02

Чтобы сблизить российский бухучет с правилами МСФО и, в частности, учет налоговых обязательств и их объектов с МСФО «Налоги на прибыль» (IAS 12) в Положение «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) внесены изменения.

Компании обязаны применять изменения ПБУ 18/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н).

В Положении 18/02 уточнили ряд норм и терминов, например:

  • «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменили термином «постоянный налоговый расход (доход)»;
  • дополнили не только само определение «временные разницы», но и изменили перечень ситуаций, при которых они образуются;
  • уточнили понятие «текущий налог на прибыль» (ТНП);

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 способ определения текущего налога на прибыль следует закрепить в учетной политике.

  • ввели показатель «расход (доход) по налогу на прибыль» — сумма налога на прибыль, отраженная в отчете о финансовых результатах, которая при расчете чистой прибыли/убытка за отчетный период уменьшает/увеличивает прибыль/убыток до налогообложения;
  • привели практический пример, как определить расход по налогу на прибыль и показатели, связанные с ним;
  • изменили состав показателей, подлежащих раскрытию в отчете о финансовых результатах;
  • уточнили информацию, включаемую в пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах, о связанных с налогом на прибыль показателях;
  • для участников консолидированной группы налогоплательщиков разъяснили порядок применения положений ПБУ 18/02.

Дополнено определение временных разниц.

Теперь под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах, а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Изменен перечень случаев, в которых образуются временные разницы.

В ПБУ 18/02 включен перечень случаев, в которых образуются временные разницы, а также из перечня исключены отдельные ситуации. Приведенный в ПБУ 18/02 перечень случаев, в которых образуются временные разницы, не является исчерпывающим. Временные разницы могут образовываться также в иных случаях.

Введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли.

С целью характеристики изменения объема экономических выгод организации за отчетный период в связи с налогообложением прибыли в ПБУ 18/02 введен показатель «Расход (доход) по налогу на прибыль», под которым понимается сумма налога на прибыль, признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период. В новой редакции ПБУ 18/02 приведен практический пример определения расхода по налогу на прибыль и связанных с ним показателей.

Уточнено определение текущего налога на прибыль.

Теперь под текущим налогом на прибыль понимается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах.

В новой редакции ПБУ 18/02 к показателям, характеризующим налог на прибыль, которые должны раскрываться в отчете о финансовых результатах организации, отнесены расход (доход) по налогу на прибыль и налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в которых должна раскрываться информация, необходимая пользователям бухгалтерской отчетности для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организации. Приведенный в ПБУ 18/02 перечень показателей, раскрываемых в пояснениях, не является исчерпывающим. Организация должна включать в пояснения и иную информацию, необходимую пользователям бухгалтерской отчетности для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организации.

Разъяснен порядок применения ПБУ 18/02 участниками консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

В ПБУ 18/02 включены специальные положения, посвященные порядку применения этого ПБУ участниками КГН.

Уточнен ряд норм ПБУ 18/02.

Кроме вышеприведенных изменений,уточнен ряд норм и терминов ПБУ 18/02, например термин «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменен термином «постоянный налоговый расход (доход)».

Изменения в ПБУ 16/02

Аналогично цели изменения Положения 18/02 российские правила раскрытия информации о прекращаемой деятельности, закрепленные ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», привели в соответствие с международным стандартом IFRS 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Организации обязаны применять изменения ПБУ 16/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н).

Если принято решение о досрочном применении новых положений ПБУ 16/02 (на основании п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н), следует отразить это в отчетности за 2019 год.

Рассмотрим, что изменилось в ПБУ 16/02:

  • уточнили определение «информация по прекращаемой деятельности» и порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности;
  • термин «резерв» заменили на «оценочное обязательство»;

Напомним, понятие оценочного обязательства и порядок его признания в отчетности закреплены в ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

  • ввели новый вид активов — долгосрочные активы к продаже, их порядок учета, оценки и раскрытия в отчетности.

Изменения в ПБУ 13/2000

Как и рассмотренные выше Положения 18/02 и 16/02, изменения ПБУ 13/2000 также своей целью преследуют сблизить практику учета государственной помощи, формируемую по стандартам российского законодательства с международными правилами. В частности, это приведение Положения «Учет государственной помощи» (13/2000) в соответствие с МСФО «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (IAS) 20.

Согласно п. 2 приказа Минфина РФ от 04.12.2018 № 248н вносимые в ПБУ 13/2000 изменения организации обязаны применять с отчетности за 2020 год. Свое досрочное, т.е. с 2019 года, применение этих норм надо раскрыть в пояснениях к отчетности за 2019 год.

Внесенные изменения в Положение 13/2000 предусматривают варианты учета государственной помощи, поэтому их выбор будет элементом учетной политики организации.

На что нужно обратить внимание и что учесть в своей деятельности организациям, получающим государственную помощь:

  • с 2020 года Положение 13/2000 распространяется и на предоставленную госпомощь из государственных внебюджетных фондов;
  • уточнены случаи, в отношении которых ПБУ не применяется;
  • предусмотрены способы учета бюджетных средств;

В своей учетной политике следует выбрать и отразить момент принятия к бухучету бюджетных средств:

  • по факту их получения,
  • либо при наличии условий, описанных в п. 5 ПБУ 13/2000.

Ранее ПБУ не содержало такого выбора.

  • установлен порядок отнесения и отражения бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в прошлые периоды;
  • уточнен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат;
  • установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов;
  • дополнена информация, которую при ее существенности следует раскрыть в балансе обособленно (п. 20 ПБУ 13/2000).

Что касается Учетной политики — для отражения доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, в бухгалтерском балансе (ББ) и отчете о финансовых результатах (ОФР) предусмотрены варианты (п. 21 ПБУ 13/2000):

  • в ББ — обособленно в «долгосрочных обязательствах», в ОФР — отдельная статья доходов;
  • в ББ — в уменьшение стоимости внеоборотных активов (ВНА) как регулирующая величина, в ОФР — в уменьшение расходов на амортизацию.

Поэтому организации надо отразить их выбор в своей учетной политике, а также раскрыть его в отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Налоговая учетная политика 2020

Все изменения, внесенные в Налоговый кодекс в текущем году и вступающие в силу в следующем, вы можете отразить в налоговой учетной политике на 2020 год.

Изменение метода начисления амортизации

С 1 января 2020 года перейти с одного метода амортизации на другой можно будет один раз в 5 лет. Это правило действует как при переходе с нелинейного метода на линейный, так и при переходе с линейного на нелинейный.

Напомним, что до 1 января 2020 года переход с нелинейного метода на линейный также был возможен не чаще одного раза в пять лет. А вот в отношении перехода с линейного на нелинейный метод ограничений не было.

Восстановление входного НДС при совмещении ОСН и ЕНВД

С 1 января 2020 года фирмы и ИП на ОСН, которые переходят на ЕНВД по отдельным видам деятельности, могут восстановить НДС по своему имуществу только после того, как начнут фактически использовать его во «вмененной» деятельности. Налог восстанавливают в периоде, когда имущество будет использоваться для целей ЕНВД (новая ред. пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По правилам, действующим до 1 января 2020 года, восстанавливать НДС нужно было в том квартале, который предшествовал переходу, вне зависимости от фактического использования имущества для целей ЕНВД.

Реализация работ и услуг за границей — облагаемая НДС операция

С 1 июля 2019 года организации, выполняющие работы или оказывающие услуги за пределами территории РФ, и одновременно осуществляющие облагаемые НДС операции, могут не вести раздельный учет.

Если ранее из-за реализации работ и услуг за границей компания вела раздельный учет, она может исключить упоминание о не облагаемых НДС сделках из учетной политики.

Компании, выполняющие работы или оказывающие услуги не на территории РФ, могут получить возмещение входного НДС без начислений налога в бюджет. Это можно расценить как своеобразную нулевую ставку НДС, которую обычно заявляют при экспорте товаров.

Уплата НДФЛ налоговым агентом через обособленные подразделения

С 1 января 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений в одном городе или районе, могут выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем «обособкам», в том числе, и по головной фирме. Разумеется, если головная фирма расположена в том же муниципалитете.

Если компания решит воспользоваться такой возможностью, то нужно прописать это в налоговой учетной политике на 2020 год.

Самостоятельная уплата страховых взносов обособленными подразделениями

С 1 января 2020 года филиал организации может платить страховые взносы и сдавать РСВ за себя самостоятельно, только если у него открыт счет в банке (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Если фирма не уполномочила ни одну из своих «обособок» начислять выплаты в пользу физлиц, она может продолжать платить взносы и сдавать отчетность по месту нахождения головного офиса.

Упрощен учет расходов на покупку недвижимости при УСН

С 29 сентября 2019 года учет УСН-расходов на покупку недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации, упрощен. Расписка о подаче документов на госрегистрацию для учета стоимости недвижимых объектов в расходах уже не важна. И затраты на их приобретение можно списать по общим правилам. То есть, после ввода объектов в эксплуатацию исходя из оплаченных продавцам сумм.

Менять метод начисления амортизации можно только один раз в 5 лет

Закон № 325-ФЗ, подписанный президентом в конце сентября, самый свежий из нормативных актов, существенно корректирующих со следующего года налоговый учет. Часть новшеств отразится и на соответствующей учетной политике.

1. Уплата НДФЛ агентом через филиалы с 01.01.2020

Компания, имеющая несколько «обособок» в одном муниципалитете, вправе выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем этим подразделениям, включая ИФНС головной организации, если территориально она находится там же.

Для этого необходимо уведомить о своих намерениях все администрирующие данные «обособки» инспекции не позднее начала налогового периода. Менять выбранную налоговую в течение года запрещено. Однако если количество филиалов в муниципальном образовании изменилось или произошли другие метаморфозы, влияющие на налогообложение НДФЛ, об этом нужно будет сообщить инспекторам.

В случае если фирма решит воспользоваться новой опцией, целесообразно прописать это в налоговой учетной политике.

Вариант 1: Организация уплачивает исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения организации.

Вариант 2: Организация уплачивает исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет в отношении обособленных подразделений на территории муниципального образования … в ИФНС №…

2. Уплата страховых взносов и представление РСВ филиалом с 01.01.2020

Чтобы обособленное подразделение смогло уплачивать страховые взносы и подавать РСВ по месту своего нахождения, у него должен быть открыт счет в банке.

Этот нюанс нужно учесть, отражая в разделе учетной политики, посвященном страховым взносам, порядок уплаты начислений и сдачи отчетности за филиалы.

3. С 01.01.2020 менять метод начисления амортизации можно будет один раз в 5 лет

Ранее существовало аналогичное ограничение по переходу с нелинейного на линейный метод. Теперь линейный способ также следует применять не меньше пяти лет.

Учтите это, заполняя «прибыльный» раздел учетной политики.

4. Восстанавливать входной НДС при совмещении режимов с 01.01.2020 нужно по новым правилам

При переходе на ЕНВД по отдельным видам деятельности с сохранением общего режима по другим видам деятельности суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), ОС и НМА, восстанавливаются в налоговом периоде, в котором они переданы или начинают использоваться для операций, переведенных на ЕНВД. Ранее это нужно было сделать в периоде, предшествующем переходу.

При совмещении режимов порядок учета входного НДС при реализации закрепляется в учетной политике на 2020 год с учетом новшества.

5. Плательщикам налога на УСН стало проще учесть расходы на покупку недвижимости

С 29.09.2019 учет расходов на приобретение основных средств, права на которое подлежат госрегистрации, не зависит от подачи документов на госрегистрацию.

Из учетной политики для УСН можно исключить соответствующее требование для определения момента отражения в налоговом учете соответствующих расходов.

ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Требования бухгалтеров к оформлению документов придется исполнять всем сотрудникам

В закон о бухгалтерском учете внесены изменения. Поправки вступили в силу 26.07.2019. Основная из них — это обязательность выполнения письменных требований главных бухгалтеров о составлении документов бухучета для всех работников организации. Правило распространяется на инструкции любого должностного лица, на которое возложено ведение учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании соответствующих услуг.

В условиях изменившихся полномочий бухгалтера в учетной политике на 2020 год целесообразно предусмотреть порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам компании, правила их выполнения, а также форму такого требования. Законодательством типовой бланк документа не утвержден.

Затраты относятся к косвенным расходам, только если их невозможно отнести к прямым

Компания оспорила конституционность п. 1 ст. 318 НК РФ, положения которого не позволяют учесть в составе косвенных расходов затраты на оплату труда производственных рабочих.

КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что по смыслу положений ст. 252, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик должен обосновать выбор расходов, формирующих стоимость произведенной и проданной продукции. При этом механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

Отдельные, связанные с производством затраты можно отнести к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели. Суд сослался на письмо Минфина РФ от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81943.

Обновлены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности

Поправки нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Подвергшееся изменению ПБУ 16/02 теперь будут обязаны использовать в работе не только коммерческие, но и некоммерческие компании, за исключением гос- и муниципальных учреждений.

Требование о раскрытии распространилось и на использование долгосрочных активов, которые организация планирует продать. К такой категории активов документ относит:

  • не используемые в деятельности ОС и внеоборотные активы, за исключением финансовых вложений. Факт неиспользования нужно подтвердить решением руководства, заключением соглашения о продаже;
  • ценности, которые остались после выбытия внеоборотных активов или образовались в результате эксплуатации, ремонта или модернизации (кроме запасов).

Минфин раскрывает и нюансы учета и оценки долгосрочных активов для продажи:

  • учет ведется в составе оборотных активов компании отдельно от других их видов;
  • оценка — вместо себестоимости, будет приниматься балансовая стоимость ОС на дату их перехода в категорию долгосрочных активов для продажи. Впоследствии процедуру оценки нужно осуществлять по правилам, аналогичным оценке запасов.

Временное неиспользование внеоборотного актива права его признания долгосрочным не дает.

Какие сведения отразить в бухотчетности:

  • описание долгосрочных активов и предполагаемые обстоятельства их реализации (способ и период);
  • образовавшуюся в результате продажи прибыль (убыток) и статью о финрезультатах, содержащую эту информацию.

Полезно предусмотреть в качестве приложения к учетной политике форму, в которой организация будет раскрывать информацию о долгосрочных активах к продаже, а в рабочий план счетов добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже.

Приказ Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 66н»

Итоги

Учетная политика по НДС может оформляться в разнообразных видах: как отдельный документ, в форме раздела или приложения основной УП. Детализация информации об НДС в учетной политике зависит от потребностей налогоплательщика и может включать разнообразные учетно-отчетные аспекты.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/uchetnaya_politika/chto_novogo_v_uchetnoj_politike/
  • https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/uchetnaya-politika-2020/
  • https://ppt.ru/nalogi/uchetnaya-politika
  • https://nalog-nalog.ru/nds/nds/uchetnaya_politika_po_nds_obrazec/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a82/1004338.html
  • https://www.buhgalteria.ru/article/uchetnaya-politika-2020-kakie-izmeneniya-nuzhno-uchest
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/492089/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: