Nalogia.ru

Что такое экологический аудит предприятия, его виды и цели

Что такое экологический аудит

Термин экологический аудит предприятия раскрыт в Законодательном акте «Об охране окружающей среды». Здесь он определен как комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок.

Применительно к субъектам хозяйствования экологический аудит проводится специализированными организациями либо физлицами эколог-аудиторами. Задача такого мероприятия включает анализ соответствия производственно-технологических и других процессов и существующей отчетности природоохранным законам, действующих в рамках национальных законодательных актов и нормах природоохранных организаций. Процесс проведения таких мероприятий должен включать консультирование предприятий и формирование рекомендательных мер, направленных на преодоление проблемных ситуаций по защите экологии.

Цели экологического аудита включают также оценку воздействия деятельности компаний на экологическую обстановку с последующим составлением прогнозов относительно возможного ущерба для природной среды.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.
Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:
1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.
2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.
3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.
4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.
5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.
6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.
Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Этапы проведения экоаудита

  • на первом, предпроектном этапе, проводится проверка имеющейся документации, в которой описано состояние работы по охране природы на текущий момент, составляется план аудита и заключается договор;
  • на втором этапе инженеры выезжают непосредственно на объект аудита, собирают полевую информацию любого рода, вплоть до свидетельств сотрудников о состоянии дел на участках их ответственности;
  • на третьем этапе проводится визуальный осмотр предприятия или объекта и прилегающих к нему территорий и акваторий, и другие необходимые действия – это полевой этап;
  • камеральный этап состоит в написании подробного аудиторского отчета и заключения – в отчете обязательно должны быть указаны рекомендации по необходимым для устранения несоответствий действиям.

Кто может проводить экологический аудит

Понятие экоаудита, как независимой деятельности по проверке соответствия ситуации по охране внешней среды предприятием и его производственными площадками, содержится в Статье 1 7-ФЗ. Оно менялось в различных редакциях от 2011, 2014 и 2016 годов, но основные моменты остались постоянными:

  • При экоаудите дается независимая комплексная оценка соответствия организации работы экологической службы предприятия всем действующим нормативным актам: федеральным и региональным.
  • Даются рекомендации по улучшению ситуации. В частности, могут быть предложены наилучшие технологии, позволяющие снизить объем отходов, выбросов и сбросов, уменьшить их опасность за счет более эффективной очистки.
  • Соответствие положения с экологией на предприятии международным нормам.

Внутренний экологический аудит, проводимый штатными экологами предприятия, не может в полной мере выполнить эти задачи. Прежде всего из-за невозможности обеспечить независимость обследования. Возможности по рекомендации лучших технологий очистки и сбора отходов для штатного сотрудника ограничены. Для того, чтобы быть в курсе внедрения новых типов очистных сооружений, нужно проходить регулярное обучение и повышение квалификации.

По этим причинам наиболее эффективный способ провести качественное обследование — заказать экологический аудит у сторонней компании, имеющей соответствующую специализацию, и сотрудников, способных его провести. Как правило, это команды экологов, имеющих опыт экоаудита.

В аудиторском заключении обязательно указываются координаты организации, его проводившей, перечисляются экологи, которые выполняли расчеты и обоснования. Поскольку этот документ будет предъявляться контролирующим органам, выбор аудитора имеет значение. В частности, заключения сотрудников ЭкоПромЦентра всегда принимаются Росприроднадзором, так как компания имеет авторитет и опыт в виде тысяч выполненных обследований.

Можно привлечь сторонних экологов для внутреннего обследования ситуации с экологией на предприятии. Поскольку работа проводится на основании договора, степень участия обеих сторон можно детально оговорить. Такая совместная форма аудита экологической и промышленной безопасности позволит сделать внутренний экоаудит более независимым и повысить качество самого обследования.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

На этом этапе специалисты изучают проектную документацию, определяются объекты аудита. Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

По результатам утверждается план обследования, который затем привязывается к графику проекта с учетом занятости задействованных исполнителей со стороны Заказчика. Длительность этапа зависит от сложности объекта и качества проектной документации. Если данные утеряны или разрознены, их изучение займет больше времени.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Источники

  • http://www.iccwbo.ru/blog/2016/ekologicheskiy-audit-tipy-vidy-protsedura/
  • https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskij-audit.html
  • https://ecopromcentr.ru/ecological-audit/
  • https://geocompani.ru/poleznoe/stati/chto-takoe-ekologicheskij-audit-i-kogda-on-dolzhen-provoditsya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: