ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В РОСПРИРОДНАДЗОР

Содержание
  1. Срок предоставления технического отчета по отходам
  2. Форма технического отчета по обращению с отходами
  3. Заполнение технического отчета по отходам
  4. КАК СУБЪЕКТЫ МСП ДОЛЖНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПО ОТХОДАМ ЗА 2019 ГОД?
  5. Прежний порядок нормирования
  6. Новая система нормирования
  7. Отчетность по отходам для субъектов МСП за 2019 год
  8. КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТАТЬСЯ ПО ФОРМЕ № 2-ТП (ВОЗДУХ) ЗА 2019 ГОД?
  9. Что было раньше?
  10. Новые требования и спорная ситуация
  11. Отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2019 год: вопрос открыт
  12. Куда сдавать отчет по ПЭК
  13. Отчет ПЭК — требования
  14. Деятельность Росприроднадзора
  15. Виды и сроки отчетности
  16. Освобождение от выплат и сдачи отчетности
  17. Сдача отчетности
  18. Как сдавали отчетность
  19. Смена коней на переправе
  20. Пример из практики
  21. Риск санкций
  22. Решение подсказывают природопользователи
  23. Общая информация: экологическая отчетность 2020
  24. Срок действия старых разрешительных документов
  25. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?
  26. Экологическая отчетность: 4-ОС

Срок предоставления технического отчета по отходам

Срок предоставления технического отчета по отходам должен соответствовать Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как правило,срок предоставления технического отчета — в течении 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Датой представления технического отчета — это отметка принимающего органа о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Форма технического отчета по обращению с отходами

Технический отчет по обращению с отходами составляется в 2-ух экземплярах. Один экземпляр должен находится у предприятия, второй направляется вместе с его электронной версией в надзорный орган.

Заполнение технического отчета по отходам

Сведения о хозяйствующем субъекте:

Сведения о хозяйствующем субъекте:
1. полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
2. фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
3. номера телефонов, телефакса (при наличии);
4. адрес электронной почты (при наличии);
5. фамилии и инициалы руководителя юридического лица и лиц, ответственных за обращение с отходами (с указанием должностей);
6. перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных цехов, участков и других объектов), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы:
перечень филиала(ов) и обособленных подразделений, информация по которым включена в технический отчет по обращению с отходами, и места их расположения.
Сведения о фактически образованных количествах отходов:
В приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде. А также фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде.
Сведения фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов:
В разделе приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде.
При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обезвреживания и (или) размещения указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV класса опасности данного хозяйствующего субъекта.

КАК СУБЪЕКТЫ МСП ДОЛЖНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПО ОТХОДАМ ЗА 2019 ГОД?

С 2019 г. изменилась система нормирования в области обращения с отходами. Однако несмотря на то, что сейчас требования к отчетности четко зависят от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), для малого и среднего бизнеса до сих пор актуален вопрос: как отчитаться по отходам?

Прежний порядок нормирования

В рамках старой системы нормирования представители крупного бизнеса разрабатывали проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), согласовывали его в территориальном органе Росприроднадзора или органе исполнительной власти субъекта в области экологии (если объект подлежит региональному надзору) и получали лимиты на размещение отходов. Лимиты выдавались на 5 лет, при этом ежегодно надо было подтверждать неизменность производственного процесса, сдавая технический отчет.

В свою очередь, субъекты МСП освобождались от разработки ПНООЛР, но ежегодно сдавали отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности):

• в отношении объектов федерального уровня надзора — в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (далее — Порядок № 30);

• в отношении объектов регионального уровня надзора — в орган исполнительной власти, в котором данные объекты были поставлены на учет. Сроки сдачи и форма отчета могли быть такими же, как для объектов федерального уровня надзора, либо регламентировались региональными нормативными документами.

Новая система нормирования

С 01.01.2019 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в зависимости от того, к какой категории относится объект НВОС. При этом больше не играет роли, какому бизнесу — крупному, среднему или малому — принадлежит данный объект

Поскольку и у крупного бизнеса, и у субъектов МСП могут быть объекты НВОС всех категорий, за них надо сдавать свою отчетность.

Отчетность по отходам для субъектов МСП за 2019 год

В текущей ситуации возникает вопрос: должны ли субъекты МСП, как и раньше, сдавать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов?

С одной стороны, в ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ вообще ничего не сказано про отчетность субъектов МСП, т.е. по факту законодательно не прописана какая-либо форма отчетности, применимая исключительно к субъектам МСП.

С другой стороны, Порядок № 30 остается действующим. В связи с этим неясно, будут ли контролирующие органы требовать от субъектов МСП отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, ссылаясь на действующий нормативный правовой акт. В этой ситуации остается ждать официальных разъяснений Росприроднадзора.

КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТАТЬСЯ ПО ФОРМЕ № 2-ТП (ВОЗДУХ) ЗА 2019 ГОД?

При подаче отчетности за 2018 г. природопользователям пришлось непросто.

Во-первых, на смену Приказу Росстата от 09.08.2012 № 441 (далее — Приказ № 441) был принят Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 (далее — Приказ № 661). В результате серьезно изменились правила заполнения и порядок сдачи формы № 2-ТП (воздух). Один из ключевых моментов — теперь форму надо сдавать в территориальный орган Росприроднадзора, а не Росстата.

Во-вторых, дополнительно было опубликовано письмо Росприроднадзора от 16.01.2019 № РН-03-01-31/1722 «Разъяснения по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (воздух)» (далее — письмо № РН-03-01-31/1722), в результате чего возник и до сих пор остается открытым вопрос: как определить, должна ли организация отчитываться по форме № 2-ТП (воздух)?

Что было раньше?

До 2018 г. форму № 2-ТП (воздух) сдавали организации, стационарные источники которых выбрасывали в атмосферу:

• более 10 т загрязняющих веществ в год;

• от 1 до 10 т загрязняющих веществ в год включительно, если в составе выбросов присутствовали загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности.

Новые требования и спорная ситуация

В ноябре 2018 г. вышел Приказ № 661, согласно которому форму № 2-ТП (воздух) должны сдавать организации, у которых есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при этом выполняется одно из двух условий:

• объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышает 10 т в год;

• объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляет от 5 до 10 т в год включительно и в составе выбросов есть загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности.

Требования изменились, и они были понятны. Однако в январе 2019 г. Росприроднадзор выпустил письмо № РН-03-01-31/1722, и в нем указано, что объемы разрешенных выбросов, по которым непосредственно определяется необходимость сдавать форму № 2-ТП (воздух), относятся не к каждому объекту по отдельности, а ко всем объектам НВОС юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом.

Какие здесь возникают сложности, разберем на примере.

Пример 1

Допустим, у предприятия есть 4 объекта НВОС со следующими объемами выбросов:
• объект № 1 — 3,6 т/год;
• объект № 2 — 1,5 т/год;
• объект № 3 — 2,8 т/год;
• объект № 4 — 2,5 т/год.
Согласно Приказу № 661 этому предприятию не надо сдавать форму № 2-ТП (воздух), потому что объем выбросов по каждому объекту не превышает 10 т в год.
Однако согласно письму № РН-03-01-31/1722 отчитываться по форме № 2-ТП (воздух) все-таки нужно, т.к. суммарный объем выбросов по объектам превышает 10 т в год: 3,6 + 1,5 + 2,8 + 2,5 = 10,4.

Отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2019 год: вопрос открыт

Письмо-разъяснение, которое появилось в разгар отчетной кампании за 2018 г., противоречит выпущенному ранее Приказу. В результате возникшей ситуации многие организации не представили отчет либо сдали его после нормативного срока (22 января).

Вопрос о том, как правильно определять, надо ли отчитываться по форме № 2-ТП (воздух), на момент подготовки статьи остается актуальным. Поскольку письмо не является нормативным правовым актом, справедливо полагать, что больший вес имеет Приказ. Однако до отчетной кампании рекомендуем проконсультироваться в территориальном органе Росприроднадзора, нужно ли сдавать отчет по форме № 2-ТП (воздух), если ваша ситуация аналогична той, что описана в примере 1.

Куда сдавать отчет по ПЭК

Предприятия, находящиеся в федеральном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) сдают отчет по ПЭК в территориальное управление Росприроднадзора. Предприятия, подлежащие региональному государственному экологическому надзору сдают отчет по ПЭК в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Вы сдаете отчет по ПЭК туда, куда вы подавали заявку о постановке на учет как объекта НВОС.

Отчет ПЭК — требования

Производственный контроль в области охраны окружающей среды — важный элемент природоохранной деятельности предприятия. Осуществление производственного экологического контроля это комплекс мер, которые предпринимаются предприятием для обеспечения выполнения мероприятий, связанных с охраной окружающей среды с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

Требования по осуществлению производственного экологического контроля касаются только предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.

Предприятия, осуществляющие свою хозяйственную и (или) иную деятельность на ОНВОС 1, 2, 3 категорий обязаны:

  • разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
  • осуществлять проведение производственного экологического контроля, а именно: назначать лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, осуществлять проведение контроля за выбросами в атмосферный воздух, осуществлять ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
  • осуществлять документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля,
  • предоставлять отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического отчета.

Нюанс по котельным, работающим на основном и резервных видах топлива:

Как следует из обращения, эксплуатация котельных подразумевает два технологических режима — работу на основном виде топлива и работу на резервном виде топлива.С учетом изложенного, по мнению Минприроды России, включаемый в программу ПЭК План-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график) должен составляться с учетом указанных особенностей на основании пункта 1 Требований.В случае, если выбросы котельных при работе на резервном топливе не будут учтены в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее — Отчет), по мнению Минприроды России, данные о выбросах котельных могут быть занижены.

письмо Минприроды от 7 ноября 2019 г. № 12-44/27613

Деятельность Росприроднадзора

Росприроднадзор – федеральный орган, осуществляющий контроль за природопользованием.

Эта инстанция работает как самостоятельно, так и через свои местные органы, которые есть в любом субъекте России.

Помимо Росприроднадзора к контролю могут подключаться и другие государственные органы, например, Министерство природы, Федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, однако, отчетность им не сдается.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главная страница

Росприроднадзор контролирует следующие вопросы:

  • использование и воспроизводство животного мира;
  • функционирование охраняемых природных территорий;
  • рациональное использование природных недр, лесного и водного пространства;
  • исполнение законодательства.

Для контроля за выполнением данных задач, предприниматели обязаны предоставлять отчетность. Дополнительно Росприроднадзор может осуществлять плановые и внеплановые проверки.

Задачи этого федерального органа очень важны в целом для государства.

Ведь именно их деятельность сохраняет экологическую и экономическую безопасность РФ, благодаря им происходит контроль за целесообразностью использованием ресурсов природы.

В современном мире экологии уделяется минимум времени, практически все организации лишь используют и загрязняют окружающую среду, поэтому контроль должен быть очень серьезный.

Деятельность Росприроднадзора регулируется на законодательном уровне несколькими законами:

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 10.04.2002 №7 «Об охране окружающей среды».

Виды и сроки отчетности

Каждый предприниматель, юридическое лицо обязан предоставлять отчетность в Росприроднадзор в четко установленные сроки – до 20 числа в следующем после отчетного периода месяце.

В случае нарушения сроков предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафов.

Выделяют следующие виды отчетности:

  • 2-ТП (отходы) – форма отчетности, которую предоставляют предприниматели, чья деятельность связана с производственными и потребительскими отходами. Сдача обязательна каждый год до 1 февраля.
  • Отчеты МСП – форма отчетности для малого и среднего бизнеса. Отчетность по реализации отходов, обязательная сдача каждый год до 15 января.
  • Расчет платежа НВОС – форма отчетности для субъекта, который оказывать негативное влияние на окружающую среду в результате загрязнения атмосферы, воды, недр и почты. Отчетность предоставляется раз в квартал до 20 числа.
  • Декларация о готовом товаре – для организаций, которые создают товары, которым требуется утилизация после утраты их потребительских свойств. Отчетность сдается раз в год до 1 апреля.
  • Отчеты о выполнении утилизационных норм – эта форма отчета связана с предыдущей.
  • 2-ТП рекультивация – отчеты компаний, деятельность, которых связана с разработкой месторождений ископаемых, строительством, лесозаготовительными и изыскательными, а также размещением отходов. Благодаря этому отчету Росприроднадзор получает сведения о рекультивации земли, об использовании плодородного слоя почвы. Срок сдачи этой формы раз в год до 1 февраля.

Все данные должны быть предоставлены по каждому виду отхода с 1-4 класса опасности. Сведения предоставляются по массе отходов в тоннах и округляют.

В каждом отчете предоставляется следующая информация:

  • сведения об организации – название, юридический адрес, контакты, данные руководителя, реквизиты – ИНН, КПП и ОГРН;
  • данные о сопутствующей организации, которая будет транспортировать и хранить отходы;
  • сведения о сборе, транспортировке, обезвреживании отходов.

Подробную информацию о видах и формах отчетности можно получить на официальном сайте Росприроднадзора внизу главной страницы.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главная страница

При выборе организационно-правовой формы организации выходит подробная информация о видах отчетности. Также при любой из этих кнопок выходит возможность использования и скачивания «модуля природопользования».

Раздел «Отчетность природопользователя — Малым и средним предприятиям и ИП» на официальном сайте Росприроднадзора

Далее при выборе какого-либо отчета, выходит информация конкретно по нему.

Раздел «2-ТП Отходы»

Освобождение от выплат и сдачи отчетности

Не все организации обязаны отчитываться, платить за загрязнение окружающей среды и быть на учете в Росприроднадзоре.

Такими организациями являются:

  • офисные компании, которые производят лишь бытовой мусор;
  • компании, у которых не стационарные, а передвижные источники загрязнения.

Платой за загрязнение природной среды является экологический сбор, неналоговый платеж. Даже если вывозом мусора занимается другая компания, за его создание платит та организация, которая этот мусор произвела.

Остальные организации, работающие с отходами и загрязнением природной среды обязаны вносить своевременно платежи и предоставлять все формы отчетности.

Сдача отчетности

Отчеты можно передавать в электронном и бумажном виде вместе с документацией компании – лицензиями, договорами компании со сторонними организациями о приеме и передаче отходов, актами о приеме-передаче. Вся ответственность за правильность и корректность предоставляемой информации лежит на исполнителях.

Для того, чтобы сдать отчеты в электронном виде, необходимо пройти регистрацию в личном кабинете на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Официальный сайт Росприроднадзора – главная страница, вход в личный кабинет

Такой способ считает наиболее эффективным и удобным.

У каждой из форм есть свои особенности при заполнении и сдаче, но можно проследить общий алгоритм действий при сдаче отчетов.

Он состоит из нескольких шагов:

  • необходимо загрузить на сайт электронный документ отчета. Отчет формируется в специальной программе «модуль природопользования». Этот модуль бесплатен.
  • Если все сделать правильно, то отчету будет присвоен номер. Этот номер нужно проставить на бумажном варианте. Важно понимать, что бумажный вариант отчета необходимо принести в государственный орган или отправить по почте заказным письмом. Если этого не сделать, то отчет не будет принят. Очень важно, чтобы стояла печать и подпись руководителя организации.

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя»

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя». На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 тгод;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета.

Риск санкций

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

Общая информация: экологическая отчетность 2020

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2018 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2018 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

Источники

  • https://EcoProverka.ru/tehnicheskiy-otchet-po-othodam/
  • https://www.profiz.ru/eco/12_2019/ot4ety_RPN_2019/
  • https://EcoProverka.ru/otchet-po-pek/
  • http://rpn-gov.ru/sdacha-otchetnosti-v-rosprirodnadzor/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495792/
  • https://ecopromcentr.ru/ecologicheskaya-otchetnost/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: