Электронный аукцион по 44 ФЗ в госзакупках 2020

Содержание
  1. Структура и редакции 44-ФЗ
  2. Что определяет закон
  3. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  4. Как проходит оплата поставщикам
  5. Где осуществляются закупки
  6. Понятие и основания проведения электронного аукциона
  7. Когда проводят электронный аукцион
  8. Отличие конкурса от аукциона
  9. Площадки для проведения
  10. Как вычислить день аукциона
  11. Как долго проходят торги
  12. Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
  13. Как проходят основной и завершающий этапы
  14. Порядок проведения электронной процедуры заказчиком
  15. Требования к виду аукционной документации
  16. Описание объекта закупки в электронном аукционе 44-ФЗ
  17. Документы электронного аукциона 44-ФЗ
  18. Документы со стороны заказчика
  19. Документы со стороны поставщика
  20. Заявка на участие в аукционе по 44-ФЗ
  21. Первая часть заявки
  22. Рассмотрение вторых частей заявок
  23. Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ
  24. Обеспечение контракта электронного аукциона по 44-ФЗ
  25. Признание участника электронного по 44-ФЗ уклонившимся от подписания контракта
  26. Правовое регулирование электронных торгов: судебная форма защиты
  27. Административно-правовая защита ЭА
  28. Гражданско-правовая защита ЭА
  29. Уголовно-правовые меры воздействия в случае сговора на торгах
  30. Отмена закупки
  31. Сроки хранения документации

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Понятие и основания проведения электронного аукциона

Под электронным аукционом понимаются торги в электронном формате, которые проводятся на ЭТП, и победителем которых становится лицо, которое предложившее самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта. Кроме цены, другие параметры исполнения контракта для заказчика не имеют столь важного значения.

В ч. 1 ст. 59 44-ФЗ приведены характерные черты закупки в электронном виде в формате аукциона:

  1. Информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц.
  2. Сведения о закупке указываются в ЕИС: здесь размещается извещение о закупке и документация по нему.
  3. К участникам закупки предъявляются единые требования.
  4. Проведение аукциона обеспечивает оператор электронной площадки.

Заказчик выбирает продукцию для закупок через аукцион на основании ОКПД-2. При этом такой товар, работа или услуга не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ, то есть в их отношении не должна быть установлена необходимость проведения закупки в закрытой форме.

Заказчики обязаны проводить закупку в форме аукциона в случае, если товар входит в аукционный перечень, утвержденный Правительством (по Распоряжению Правительства от 2016 года №471-р), или в дополнительные перечни из утвержденных субъектами РФ.

Включение товаров, работ и услуг в перечни осуществляется при одновременном выполнении нескольких условий:

  1. У заказчика есть возможность сформулировать четкое и подробное описание объекта закупки.
  2. Критерии определения победителя аукциона обладают количественной и денежной оценками.

При этом в ч. 3 ст. 59 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на закупки товаров, работ и услуг через проведение электронного аукциона, которые не входят в утвержденные Правительством и регионами перечни.

В перечнях товаров, работ и услуг находятся более 50 классов ОКПД-2, в частности:

  • пищевые продукты и напитки
  • бумага
  • одежда
  • горнодобывающая продукция
  • лекарства
  • сельхозтовары и услуги
  • компьютеры
  • строительные работы и пр.

При закупках товаров, работ и услуг из указанных перечней нужно учитывать определенные особенности. Например, закупки продуктов питания для образовательных учреждений можно проводить через конкурс с ограниченным участием.

На основании п. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчику предоставлены некоторые послабления по вопросу обязательности применения закупок в виде электронного аукциона. Так, при НМЦК до 500 тыс. р. заказчик вправе выбрать запрос котировок независимо от того, представлен ли товар в перечне от Правительства. При заказе товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через запрос предложений или у единственного поставщика заказчик также вправе отойти от формата электронного аукциона.

Когда проводят электронный аукцион

Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по 44 ФЗ, статья 59 регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. Главным критерием выбора победителя на открытом аукционе в электронной форме 44 ФЗ называет наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Торги могут проходить и в форме редукциона, подробнее об этом — в статье «Чем отличается аукцион от редукциона».

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8 и утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ:

  • ЕЭТП, «РТС-тендер»;
  • Сбербанк-АСТ;
  • «Электронные торговые системы»;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «ТЭК-Торг»;
  • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Отличие конкурса от аукциона

Отличием конкурса от аукциона является то, что в последнем случае победитель определяется только по ценовым критериям. Им становится тот участник торгов, который предложил наименьшую стоимость, если аукцион был на понижение.

Но ФЗ-44 содержит некоторые особенности. Так, если в ходе торгов цена контракта достигла 0,5% от НМЦК, то тип аукциона изменяется с понижения на повышение. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Если два участника предложили одинаковую цену, то побеждает участник, который сделал предложение раньше.

Преимуществом аукциона перед конкурсом является его проведение в электронном виде, более быстрая и простая процедура закупки. При аукционе значительная часть функций передается оператору электронной площадки, что упрощает работу заказчика.

При этом недостатками аукциона по сравнению с конкурсом является то, что он не позволяет учесть целый ряд факторов при выборе победителя.

Площадки для проведения

При выборе площадки для проведения электронного аукциона заказчику следует ориентироваться на Распоряжение Правительства №1447-р от 2018 года. В настоящее время в перечне представлено 8 торговых площадок, среди которых одна специализированная.

В официальный перечень электронных площадок для проведения торгов по 44-ФЗ вошли:

  1. «РТС-тендер».
  2. «Сбербанк-АСТ».
  3. «Электронные торговые системы».
  4. ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
  5. «ТЭК-ТОРГ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. ЭТП «Газпромбанка».

Для проведения закрытых закупок в электронном формате была создана специализированная ЭТП «АСТ-ГОЗ». Данная площадка организована в 2018 году Сбербанком и ГК «Ростех» для проведения закупок гособоронзаказа.

Как вычислить день аукциона

В статье указано, что день проведения электронного аукциона — рабочий день, который следует за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если он разыгрывается в строительной сфере и в документацию включена проектно-сметная документация по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то торги начинаются через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

Электронные торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только аккредитованные поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

ВАЖНО!
Рассчитайте сроки проведения электронного аукциона на калькуляторе сроков аукциона по 44-ФЗ.

Как долго проходят торги

На это влияют следующие параметры:

  • стартовая цена;
  • сколько поставщиков придут на торги;
  • как сильно они сбивают цену.

Минимальное время — 10 мин. Это если никто не сделал ставку. Тогда победителем станет тот, кто первый подал заявку.

Иногда торги могут продолжаться нескольких суток. Это возможно, если цены упали ниже, чем на 99,5 %, и участники торгуются уже за право заключения госконтракта, т. е. хотят доплатить заказчику, чтобы забрать заказ. В среднем же электронные торги длятся 1-1,5 часа.

Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ

Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.

Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.

После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.

Как проходят основной и завершающий этапы

Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

Первый этап подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного. Шаг аукциона по 44 ФЗ в 2020 составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более, чем на 5%, не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

Время начала ЭА: 12:00:00,

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

12:05:00

ЦП 2

900 000

12:10:00 (5 минут от последнего)

ЦП 3

800 000 (снижение на 10% недопустимо)

ЦП 1

850 000

12:19:00 (9 минут от последнего)

12:29:01 (более 10 минут от последнего)

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима)

ЦП 2

920 000 (цена более ранее поданной недопустима)

ЦП 1

0 (недопустимо, даже в пределах шага)

Участник не может сделать снижение вне аукционного шага, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 3

800 000 (вне шага, недопустимо)

Если текущее минимальное снижение принадлежит тому же участнику, то снизить его он не может.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

850 000 (тот же участник, недопустимо)

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится этап 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага, но она не может быть ниже минимальной предложенной в первой фазе.

Время начала ЭА: 12:00:00

НМЦК — 1 000 000 руб

ЦП 1

950 000

12:05:00

ЦП 2

900 000

12:10:00 (5 минут от последнего)

ЦП 1

850 000

12:19:00 (9 минут от последнего)

12:29:01–12:39:01

вторая фаза

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то торги признаются несостоявшимися.

Протокол проведения электронного аукциона размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

Порядок проведения электронной процедуры заказчиком

Регламент проведения электронного аукциона приведен в ст. 68 44-ФЗ. Процедура выбора поставщика через электронный аукцион предполагает прохождение заказчиком следующих шагов:

  1. На подготовительном этапе заказчику нужно запланировать предстоящую закупку и прописать ее в плане-графике, сформировать аукционную комиссию и закрепить состав и порядок ее функционирования. При необходимости заказчик может привлечь специализированную компанию для организации и проведения закупки.
  2. Заказчик разрабатывает и публикует в ЕИС извещение о проведении закупки и другие документы. В них указываются сроки передачи участниками первых частей заявок.
  3. По результатам рассмотрения первой части заявки заказчик принимает решение о допуске участника к торгам либо об отклонении его от участия в закупке. Такое решение оформляется в виде протокола рассмотрения первой части заявки на участие.
  4. Все допущенные до торгов участники допускаются до торгов. День проведения электронного аукциона – это рабочий день, который следует за датой окончания срока рассмотрения первой части заявки на участие. Такая дата устанавливается по умолчанию. Но если закупка проводится в строительной сфере, и документация содержит смету, согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то торги стартуют через 4 часа после завершения сроков подачи заявок. Время, в которое должны начаться торги, устанавливается на ЭТП с учетом часовой зоны заказчика.
  5. Проводятся торги на ЭТП.
  6. Через 30 минут после завершения торгов оператор ЭТП публикует протокол.
  7. Оператор ЭТП передает заказчику вторые части заявок на участие. По результатам их рассмотрения аукционной комиссией формируется итоговый протокол с указанием на победителя закупки. Главным критерием выбора победителя в рамках электронного аукциона является ценовой фактор.
  8. Протокол подведения итогов размещается в ЕИС. Все заявки в протоколе ранжируются по принципу цены, и первый номер присваивают участнику, который предложил самую низкую стоимость.
  9. С победителем закупки подписывается контракт на предложенных им условиях.

Требования к виду аукционной документации

Теперь разберем, в каком виде заказчиком должна размещаться документация.

Заказчик, Уполномоченный орган либо специализированная организация должны размещать аукционную документацию без каких-либо ограничений, которые бы мешали участнику закупки ознакомиться с ее содержанием, т.е. как в визуальном, так и фактическом восприятии.

Совет: обратите внимание, что формат документации должен обеспечивать возможность поиска и копирования текста. Возможно, Вы сталкивались с тем, что заказчик размещает документацию в формате .doc, а внутри содержатся картинки, описывающие объект закупки. Или описание предоставляется в формате pdf, не позволяющем копировать текст, т.к. файл защищен заказчиком.

Это затрудняет или делает участие в торгах невозможным, т.к:

  1. нельзя найти интересующую вас информацию по ключевым словам. Например, когда название закупки очень общее, а требования к конкретным показателям находятся внутри документации;

  2. невозможно скопировать текст, чтобы использовать при подготовке заявки;

  3. невозможно искать информацию по документу;

  4. из-за плохого качества изображений сложно разобрать требования заказчика.

Не все форматы документов можно распознать с помощью специальных программ: картинки не распознаются, таблицы распадаются.

Если документ небольшой, его можно перепечатать вручную. Но если это объемное техническое задание с требованиями к материалам, например, на 50 страниц, подготовить заявку на ЭА будет очень сложно. Часто такой подход заказчика — просто способ заключить контракт со своим поставщиком и не допустить других участников к аукциону по 44-ФЗ.

Вышеперечисленные действия заказчика являются нарушением.

Совет: в таком случае Вы можете подать жалобу на аукционную документацию заказчика в ФАС. На практике ФАС признает необоснованными большое количество жалоб на формат документов, но все же жаловаться на закупочную документацию нужно.

Чем больше будет прецедентов, тем больше вероятность, что в дальнейшем заказчикам запретят публиковать документы, в которых невозможно искать или копировать данные.

В Письме МЭР от 30.06.2014 г. № АЦ/26237/14 говорится о том, что описание объекта закупки должно быть с возможностью копирования. Такой же позиции придерживаются и многие ФАС. В качестве примера можно рассмотреть:

— Решение Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербург по делу № 44-827/15 от 24.03.2014 г. о нарушении законодательства о закупках.


Описание объекта закупки в электронном аукционе 44-ФЗ

В соответствии со ст. 33 44-ФЗ, описание товара, работы или услуги должно носить объективный характер.

Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Заказчик не должен устанавливать требования в отношении:

  • товарных знаков;

  • знаков обслуживания;

  • фирменных наименований;

  • патентов;

  • полезных моделей;

  • промышленных образцов;

  • наименование места происхождения товара;

  • наименования производителя;

Также заказчик при проведении электронного аукциона по 44-ФЗ не должен устанавливать требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Заказчик не имеет права в требованиях установить конкретный товарный знак без слова «эквивалент», однако в 44-ФЗ есть исключение, а именно «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Также по умолчанию поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено документацией. Исключение могут составлять только те товары (материалы), выпуск которых был прекращен.

В случае, если в документации электронного аукциона заказчик установил требования об одновременном соответствии предлагаемых участником закупки показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, т.е. ГОСТам, так и требованиям, указанным в документации, последние не должны противоречить нормативным документам, а также не должны вводить поставщиков в заблуждение.

Например: в документации заказчиком установлено требование по показателю материала «Песок для строительных работ»: «Истинная плотность зерен должна быть 2,9 до 3,2 г/см3». А в ГОСТ 8736-2014, регламентирующим данный материал, указано, что: «Истинная плотность зерен должна быть 2,0 до 2,8 г/см3».

Как мы видим, требования, установленные заказчиком, противоречат требованиям, установленным в нормативном документе. В этом случае, участнику необходимо подать запрос на разъяснение документации заказчику, если же его ответ будет неполный или не будет содержать четких инструкций, чем руководствоваться в данном случае, то поставщик может подать жалобу в ФАС на документацию, в противном случае высока вероятность, что первую часть заявки отклонят.

Также ФАС обращает внимание на то, что участник электронного аукциона 44-ФЗ не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать химический состав или компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Эта позиция отражена в письме ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16. Т.е. такие требования установлены необоснованно, и Вы можете подать жалобу на документацию.

Также заказчик не имеет права устанавливать в документации электронного аукциона описание объекта закупки:

  1. характеристики которого указывают на товар только одного производителя (например, технические условия, ТУ);

  2. в котором установлены требования к расходным материалам;

  3. в котором вычисление значений показателя производится по формулам;

  4. в котором установлены требования к материалам, из которых состоит данный товар;

  5. в котором установлены излишние требования к упаковке.

Документы электронного аукциона 44-ФЗ

Для начала, рассмотрим порядок и сроки размещения документации, а также то, что должно содержать в себе описание объекта закупки.

Извещение и документация о проведении ЭА размещается заказчиком в единой информационной системе:

  • В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком торге.
  • Если же начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 миллиона рублей: такой срок составляет не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Документы со стороны заказчика

В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.

Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:

  1. Информационная карта – выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
  2. Форма заявки на участие в закупке – такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
  3. Инструкция по заполнению заявки.
  4. Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
  5. Техническое задание – описывает максимально подробно объект закупки.
  6. Проект государственного контракта – в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.

Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.

В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • условия контракта
  • дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе
  • дата проведения электронного аукциона
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.
Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Документы со стороны поставщика

Основным документом, который необходимо оформить поставщику на участие в электронном аукционе, является заявка. Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, заявка состоит из двух частей. Первая часть включает определенный набор сведений, которые зависят от предмета закупки (товара, работы или услуги) и указания в закупочной документации товарного знака.

В состав заявки на участие в аукционе включают:

  1. Согласие участника поставить товары, выполнить работы или оказать услуги.
  2. Наименование страны происхождения товара (если в документации по электронному аукциону есть ограничения).
  3. Конкретные значения технических и иных характеристик товара, указание на товарный знак.

Если в состав закупочной документации была включена проектная документация, то она должна содержать согласие участника выполнить работы на условиях данной документации.

Первая часть имеет обезличенный формат. К ее заполнению стоит отнестись максимально ответственно, так как именно некорректное оформление формы 2 становится основанием для отстранения участника от дальнейшего участия в торгах. Во второй части заявки на участие указываются сведения о поставщике, а также некоторые документы:

  1. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (например, копия лицензии, свидетельства о допуске в СРО и пр.).
  2. Декларация о соответствии участника требованиям п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (предоставляется посредством функционала ЭТП).
  3. Копии документов, которые подтверждают соответствие товара, работа и услуги требованиям законодательства.
  4. Решение об одобрении крупной сделки (если контракт относится к крупным сделкам).
  5. Документы, которые подтверждают право участника электронного аукциона на преимущества по ст. 28, 29 44-ФЗ, или их копии.
  6. Документы, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами по ст. 14 44-ФЗ в рамках национального режима.
  7. Декларация о принадлежности участника к СМП и СОНКО в случае, если закупка предусматривает ограничения по ч. 3 ст. 30 44-ФЗ.
Образец заявки на участие в электронном аукционе можно посмотреть здесь.

Запрашивать от участника аукциона иные документы и сведения заказчик не вправе. При подаче заявки на участие в электронном аукционе поставщик должен учитывать следующие особенности:

  1. Каждый поставщик вправе подать только одну заявку на участие в закупке вплоть до времени окончания срока подачи заявки.
  2. Заявка на участие передается в виде двух электронных документов одновременно.
  3. В течение часа после получения заявки оператор должен присвоить ей идентификационный номер.
  4. Участник аукциона, подавший заявку на участие в аукционе, может отозвать ее не позднее даты окончания срока подачи заявки на участие. Об этом он должен уведомить оператора ЭТП.
  5. Электронные документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям ст. 31 44-ФЗ, не включаются во вторую часть заявки, а направляются заказчику оператором с использованием аппаратных средств вместе со второй частью заявок. Эти документы оператор берет из реестра участников закупки, аккредитованных на электронной площадке.

Заявку могут вернуть участнику, если она не была подписана ЭЦП, одним участником подано две и более заявки, заявка получена после окончания сроков подачи заявки, заявка получена с нарушением норм ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ, сведения о поставщике или его учредителях есть в РНП. Участник отклоняется от закупки, если сведения о нем отсутствуют в реестре участников в ЕИС.

Заявка на участие в аукционе по 44-ФЗ

Теперь поговорим о том, что входит в состав заявки на электронный аукцион. Она должна состоять из двух частей: первой и второй. Разберем более подробно каждую из них.

Первая часть заявки

В соответствии со ст. 66 — 1 часть должна содержать в себе:

  1. согласие участника аукциона по 44-ФЗ на поставку товара/оказание услуг/выполнение работ;

  2. конкретные показатели предлагаемых товаров (материалов), наименование страны происхождения товара.

Обратите внимание, что первая часть заявки должна быть строго обезличена. В ней Вы не должны указывать никаких сведений о своей организации, также не нужно оформлять ее на фирменном бланке организации!

Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки.

Означает ли это, что участник может придумать свою форму заявки?

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие в электронном аукционе или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и Вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных предложений, и позволит избежать досадных недоразумений. Таким образом, форма может быть произвольной.

Совет: особое внимание обратите на описание характеристик товара, если Вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И Ваш товар должен полностью им соответствовать. Отговорка «отличается всего немного» в закупках по 44-ФЗ не проходит.

В аукционной документации должна содержаться Инструкция по заполнению первой части заявки, которая регулирует применение тех или иных знаков в требованиях к товарам или материалам. Если у Вас в документации установлены требования к материалам (товарам), а инструкция не содержит никаких указаний, или вообще отсутствует, то Вы можете написать запрос на разъяснение заказчику. Обратите внимание, что участник аукциона по 44-ФЗ может подать только 3 запроса на разъяснение.Документы второй части заявки электронного аукциона

Рассмотрим более подробно, какую информацию и документы участнику закупки необходимо приложить во второй части заявки.

Заказчик, формируя аукционную документацию, устанавливает требования к потенциальным подрядчикам, и должен обязательно перечислить эти требования в документации. А также, он должен раскрыть, какой именно документ участник закупки должен прикладывать в подтверждение этих требований. Если же документы не перечислены, то это является нарушением со стороны заказчика. Таким образом, единые требования не должны быть просто перечислены в документации, а должны быть раскрыты с указанием документов, которые должен приложить подрядчик в подтверждение данных требований.

Единые требования применяются ко всем участникам аукциона по 44-ФЗ.

Первое единое требование:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Т.е., если товары, работы и услуги, закупаемые заказчиком, подлежат обязательному лицензированию, то он обязан установить данное требование к участникам. И поставщик в свою очередь обязан представить документ, подтверждающий его соответствие данному требованию. Это может быть лицензия, СРО или иной документ. Необходимо прикладывать действительные документы, т.к. Заказчиком вся информация проверяется. И в случае, если комиссия обнаружит предоставление подрядчиком недействительных сведений, то она обязана отстранить его от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Вторым единым требованием является:

Участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

Участник электронного аукциона по 44-ФЗ в составе заявки не должен прикладывать дополнительный документ, который подтверждает его соответствие данному требованию. Т.к. данное соответствие подтверждает Выписка из ЕГРЮЛ, которую оператор торговой площадки автоматически направляет заказчику с заявкой.

Следующие единые требования к участникам рассмотрим в совокупности, это:

  • непроведение ликвидации;

  • неприостановление деятельности;

  • отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности;

  • отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;

  • участник электронного аукциона — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в торгах не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • отсутствие между конфликта интересов;

  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;

  • не является офшорной компанией;

  • отсутствие в предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона.

Вышеперечисленные требования подтверждаются декларацией, заказчик не имеет права требовать дополнительные документы, подтверждающие соответствие данным требованиям.

Совет: обратите Ваше внимание, что некоторые заказчики формируют в документации рекомендуемые формы для заполнения «декларации о соответствии единым требованиям». Вероятно, Вы с этим сталкивались. Тут будьте внимательнее, не все заказчики перечисляют все пункты единых требований, установленных в соответствии с 44 ФЗ. Т.е. если Вы их не перечислите, заказчик имеет полное право Вас отклонить.

Рассмотрение вторых частей заявок

Следующий этап проведения аукциона в электронной форме: это рассмотрение вторых частей заявок участников.

Общий срок рассмотрения вторых частей не может превышать три рабочих дня с даты размещения на ЭТП протокола проведения закупки.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ

Контракт может быть заключен не ранее 10 дней с даты публикации протокола подведения итогов.

В течение 5 дней с момента публикации протокола заказчик отправляет победителю через электронную площадку проект контракта для подписания. У победителя есть 5 дней, чтобы подписать его и внести обеспечение.

Если по проекту возникают разногласия, заказчику направляется протокол разногласий. У заказчика есть 3 рабочих дня на рассмотрение протокола разногласий и направление исправленного или исходного проекта контракта с описанием причин отказа (без своей подписи).

Участник в течение 3 рабочих дней подписывает госконтракт. Затем заказчик в течение 3 рабочих дней размещает подписанный им и заключенный контракт. Таким образом, разногласия могут занять 9 рабочих дней.

Обеспечение контракта электронного аукциона по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта в электронном аукционе по 44-ФЗ составляет от 5 до 30% от начальной цены лота и часто устанавливается заказчиками на максимальном уровне. Если начальная цена превышает 50 миллионов рублей, то диапазон составляет 10 – 30%.

Если документацией предусмотрен аванс, то обеспечение устанавливается в размере аванса (даже, если он превышает 30%).

Точная сумма в рублях указывается в извещении и информационной карте документации аукциона. Если участник снизил начальную цену до 25 и более процентов, то применяются антидемпинговые меры.

Обеспечение контракта вносится денежными средствами или предоставлением банковской гарантии. Банк должен быть из реестра Минфина, а сама гарантия опубликована на официальном сайте в реестре банковских гарантий. Срок действия банковской гарантии должен быть на 1 месяц больше срока контракта.

Признание участника электронного по 44-ФЗ уклонившимся от подписания контракта

Победитель аукциона признается уклонившимся и теряет договор, обеспечение, банковскую гарантию, если:

  • Не направил подписанный контракт в установленные сроки
  • Направил протокол разногласий по истечению 13 дней с даты итогового протокола

Заказчик вправе через суд взыскать убытки не покрытые суммой обеспечения.

Далее заказчик в течение 10 дней направляет следующему за победителем участнику проект контракта. Второй участник подписывает документ в течение 5 дней или может отказаться от подписания.

Множество компаний, почти дошедших до финиша, сходят с дистанции по нескольким причинам:

  • Отрезвляются и понимают, что погорячились с ценой победы и не потянут госконтракт
  • Не могут закупить товар по расчетной цене или провести закупку из-за отказа поставщика
  • Не могут найти деньги на обеспечение контракта и получить банковскую гарантию
  • Серые банковские гарантии отклоняет заказчик после проверки по реестру

В 2016 году более 4800 участников закупок по 44-ФЗ попали в реестр недобросовестных поставщиков, их места на пьедестале заняли другие компании.

Правовое регулирование электронных торгов: судебная форма защиты

К судебной форме защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

Административно-правовая защита ЭА

Государством регулируется не только организация, но и проведение электронных торгов. Законодательные акты предписывают применение штрафных санкций к юридическим лицам, нарушившим требования государственных норм. Размеры штрафов прописаны в КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) и различаются в зависимости от характера совершенных действий.

Административной ответственности за совершение нарушений при проведении электронного аукциона подлежат правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4, 14.24 и 14.40 КоАП РФ.

Пример 1. Постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 30.01.2018 о привлечении члена комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление оставлено без изменения Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15.05.2018 (дело № 4а-1192/2018).

Пример 2. Постановление ФАС России от 02.03.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ в виде 300 000 рублей штрафа оставлено без изменения Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2019 по делу № А56-33621/2018.

Пример 3. Постановление заместителя руководителя УФАС по Республике Хакасия от 12.07.2018 о привлечении должностного лица и признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставлено без изменения Постановлением Верховного суда Республики Хакасия от 25.01.2019 по делу № 4а-15/2019.

Гражданско-правовая защита ЭА

Гражданско-правовая защита электронных торгов — это процедура восстановления нарушенного права в суде. Достаточно распространенной ситуацией является картельный сговор участников ЭА. Как правило, в сговоре участвуют поставщики и заказчик, которые получают определенную выгоду от сотрудничества, а организация ЭА в этом случае носит формальный порядок. Способы обмана зависят от фантазии заинтересованных участников. Вместе с тем существуют определенные признаки, по которым можно сделать вывод о наличии сговора.

Признаки сговора участников торгов:

  • Отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два участника, учредителем которых является одно лицо.
  • Отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин.
  • Причины отклонения заявки необоснованны и малозначительны.
  • Завышенные требования к участнику торгов.
  • Расплывчатые формулировки в техническом задании, в которых трудно разобраться.
  • Сжатые сроки реализации проекта.

Пример 1. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.03.2019 по делу № А75-5603/2018. Суд, рассмотрев заявление УФАС о нарушении Закона о защите конкуренции, признании торгов и контракта недействительными, согласился с доводами УФАС о том, что аукционная комиссия была обязана проверить соответствие участника требованиям законодательства и отклонить заявку, признал недействительным аукцион на оказание автотранспортных услуг, а также признал недействительным муниципальный контракт на оказание автотранспортных услуг.

Приведенный пример из судебной практики показывает, что, когда нарушение права участника ЭА очевидно, есть возможность защитить свои права следующим образом:

  • подать жалобу в ФАС в связи с нарушением Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • обратиться в суд с иском о признании электронного аукциона недействительным (ст. 125 АПК РФ);
  • отказаться от участия в торгах с целью сэкономить время и деньги;
  • инициировать включение участника в реестр недобросовестных поставщиков на основании ст. 104 Закона №44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков» (ред. от 20.07.2019);
  • обратиться в правоохранительные органы для проведения проверки (ст. 144 УПК РФ).

Пример 2. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу № А32-4109/18. На основании поданной жалобы суд установил наличие взаимной связи между участниками ЭА в связи с указанием в качестве контактных данных единого телефонного номера, единого электронного адреса, выработанной единой стратегии поведения участников ЭА, а также признанием одного из участников соглашения в сговоре. В результате суд пришел к выводу, что факт нарушения антимонопольного законодательства установлен вступившим в законную силу судебным актом, в связи с чем в удовлетворении требования отказал.

При обеспечении правовой защиты участников электронных аукционов необходимо отметить спорные моменты гражданско-правовых прав участников ЭА, которые усложняют правовое регулирование.

1.Гражданское законодательство РФ предусматривает две основные формы торгов — аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Помимо конкурса и аукциона торги могут проводиться в иной форме, предусмотренной законом. При этом закон не указывает, в каких именно «иных формах».

2.Нормативно-правовое регулирование в этой сфере сводится к положениям статей 447–449 ГК РФ, регулирующих порядок заключения договора на торгах, порядок проведения торгов и признание торгов недействительными.

В связи с чем в области правоотношений, связанных с совершением сделок участниками ЭА, инициируемых коммерческими организациями, существует проблема необязательности заключения договора с участниками ЭА, предложившими лучшие условия исполнения, влекущая убытки.

3.Существует проблема правового регулирования преддоговорных отношений сторон контракта, заключенного на ЭА, которые возникают в результате внесения изменений в первоначальный договор между участниками.

Правовыми последствиями изменения первоначальных условий договора путем подписания, например, «протокола разногласий» является фиктивность электронного аукциона и последующий судебный спор.

Полагаю, что решение указанных проблем требует прозрачности процедур и определенности правил проведения электронного аукциона при закупках для нужд коммерческих организаций с целью обеспечения эффективности торгов. Кроме того, вышеуказанные спорные моменты можно устранить посредством совершенствования положений о конкурсе и аукционе.

Уголовно-правовые меры воздействия в случае сговора на торгах

Сговор на торгах традиционно выделяется в антимонопольной практике среди других соглашений, запрещенных Федеральным законом «О защите конкуренции». Сговор хозяйствующих субъектов между собой или с организатором (заказчиком) ЭА причиняет существенный имущественный ущерб государству, другим хозяйствующим субъектам и в первую очередь влечет опасность для репутации организатора торгов. Противодействие запрещенным соглашениям, ограничивающим конкуренцию, сегодня невозможно без применения уголовно-правовых мер воздействия. Вместе с тем применение норм ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ, ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ не сдерживают роста антиконкурентных соглашений. Проблема заключается в том, что уголовных дел возбуждается мало из-за сложности доказать вину правонарушителя. В качестве примера приведу Приговор Самарского областного суда с участием коллегии присяжных заседателей от 18.12.2009 по делу № 46-О10-26сп, 46-О10-27сп, согласно которому уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 178 ч. 3 УК РФ, прекращено на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ.

Отмена закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ заказчики вправе отменить процедуру проведения аукциона, но не позднее, чем за 5 дней до окончания даты подачи заявок на участие.

В случае принятия такого решения обосновывать его не требуется (только если заказчик уложился в отведенные временные рамки). Но не позднее следующего рабочего дня заказчик обязан изменить действующий план-график.

Решение об отмене электронного аукциона в обязательном порядке публикуется в ЕИС непосредственно в день принятия соответствующего решения, а также должно быть донесено до всех участников закупки.

После этого процедура закупки через электронный аукцион считается отмененной.

Сроки хранения документации

ФЗ-44 не содержит однозначной информации о сроках хранения документации по закупкам. Согласно п. 10 ст. 60, ответственность за хранение документов по проведенному аукциону возлагается на электронную торговую площадку.

По аналогии с другими процедурами можно сделать вывод, что документы по электронному аукциону должны храниться не менее 3 лет. После чего вся конкурсная документация архивируется или уничтожается. Сроки хранения начинают отсчитываться с 1 января следующего года. Так, если закупка произведена в 2017 году, то документы должны храниться до 31 декабря 2021 года.

Ст. 196 Гражданского кодекса содержит указание на трехлетний срок исковой давности, что также подтверждает необходимость хранения документов в течение этих временных рамок. Более длительное хранение документов лишено смысла, так как закупку уже нельзя будет оспорить.

Таким образом, заказчикам целесообразно организовывать закупки в формате аукциона, если основным критерием отбора поставщика является цена, а остальные характеристики не имеют существенного значения. Но в некоторых случаях организация торгов через аукцион — это обязанность, а не право заказчика. Он должен провести закупку в формате аукциона, если объект закупки включен в аукционный перечень по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.

Сегодня все закупки с помощью аукциона проводятся электронным способом на сертифицированных площадках. Электронный аукцион обеспечивает здоровую конкуренцию и позволяет провести закупку на выгодных ценовых условиях. Победителем аукциона становится поставщик, предоставивший наиболее выгодное ценовое предложение. Заказчик при необходимости может вносить правки в закупку и даже отменить ее. После завершения аукциона все документы по нему следует хранить не менее 3 лет.

Источники

  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://pravo.team/zakupki/44/otkrytui-auktsion.html
  • https://goskontract.ru/tender/provedenie-elektronnogo-auktsiona-po-44-fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/provedenie-aukciona.html
  • https://open-torg.ru/44-fz/elektronnyj-aukcion-po-44-fz
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/osobennosti-uchastiya-v-elektronnom-aukcione-poryadok-podgotovki-zayavki
  • http://www.alventa.ru/content/aukcion-v-elektronnoy-forme-po-44-fz

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: