Федеральный закон от 26

Содержание
  1. Способы защиты прав предпринимателей
  2. Основной закон о защите прав предпринимателей
  3. Законное урегулирование проверок
  4. Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки
  5. Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки
  6. Внеплановая проверка
  7. Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:
  8. Документарная проверка
  9. Выездная проверка
  10. Основные положения
  11. Защита прав юридических лиц
  12. Защита прав потребителей
  13. Защита прав граждан
  14. Общие положения
  15. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль
  16. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав
  17. Заключительные положения
  18. Основания для проведения
  19. Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки
  20. Результаты проверки
  21. Основания для отмены результатов проверки
  22. О чём говорится в 10 статье?
  23. Основные изменения в законе с января 2017, 2018

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ).
Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ . Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
    г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а», «б» и «г» п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Основные положения

Содержание ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу. Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д. Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда. При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль

Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок

Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами

Статья 8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

Статья 11. Документарная проверка

Статья 12. Выездная проверка

Статья 13. Срок проведения проверки

Статья 13.1. Режим постоянного государственного контроля (надзора)

Статья 13.2. Плановые (рейдовые) осмотры

Статья 13.3. Единый реестр проверок

Статья 14. Порядок организации проверки

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

Статья 16. Порядок оформления результатов проверки

Статья 16.1. Контрольная закупка

Статья 17. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

Статья 18. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки

Статья 19. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав

Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Статья 22. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 23. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 24. Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

Заключительные положения

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2019 — 2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Основания для проведения

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):

1) государственной регистрации юридического лица;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

3) начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.

Иными словами, указанные обстоятельства являются основанием для включения конкретного юридического лица в ежегодный план проведения проверок. Сводный план проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Законом N 294-ФЗ установлены, в частности, следующие права работодателя при проведении выездной проверки.

  • Работодатель имеет право получить уведомление от органа государственного или муниципального контроля о предстоящей проверке:

— плановой – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Такое уведомление производится посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и (или) подписанного квалифицированной электронной подписью электронного документа (по электронной почте на адрес, указанный юридическим лицом) либо иным доступным способом;

— внеплановой выездной – не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о проведении проверки производится любым доступным способом (например, факсограммой).

Юридическое лицо (работодатель) не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются:

— обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 9, абз. 6 ч. 7 ст. 360 ТК РФ);

— мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля о фактах возникновения угрозы (причинения вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17, пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

  • Работодатель имеет право потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель вправе получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель может потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а», «б» п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам (п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.
  • Работодатель имеет право обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель вправе отказаться от оплаты мероприятий по контролю. Основание — п. 8 ст. 3 Закона N 294-ФЗ. Пунктом 7 ст. 15 данного Закона запрещена выдача юридическим лицам предписаний или предложений о проведении контрольных мероприятий за их счет.
  • Работодатель имеет право ознакомиться с результатами проверки, в частности с оформленным после ее завершения актом (ч. 1, 4 ст. 16, п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Подробнее об этом см. п. 4 настоящего материала.
  • Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ работодатель может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.
  • В силу п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ работодатель вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя.
  • Работодатель может обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона N 294-ФЗ).

Обязанности работодателя при выездной проверке:

  • Работодатель обязан предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ), только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.

Факт передачи оригиналов документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, где необходимо указать названия документов, их реквизиты, количество листов. Опись (акт приема-передачи) подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность.

Кроме того, необходимо, чтобы акт (опись) был подписан должностным лицом, проводящим проверку, в подтверждение того, что им получены соответствующие документы.

Опись целесообразно составлять в двух экземплярах: один остается у организации, а другой передается вместе с документами. Наличие такого акта (описи) является доказательством надлежащего исполнения организацией обязанности по предоставлению документов.

  • Работодатель обязан обеспечить присутствие при проведении проверки руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ).
  • Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Результаты проверки

Акт проверки

По окончании проверки проводившее ее должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должно оформить акт по установленной форме (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Такой акт составляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. Это следует из ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Один экземпляр акта с копиями приложений передается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) организации в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. В частности, с 10 января 2016 г. акт может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Такой порядок применяется при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Акт, направленный указанным образом, считается полученным проверяемым лицом при условии, что данный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения. Эти выводы следуют из ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.

В случае когда для составления акта проверки требуются заключения по результатам проведенных исследований (испытаний, экспертиз и др.), он составляется не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Акт передается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) организации в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.

В силу п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель) организации вправе, в частности, отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

Предписание об устранении нарушений

Юридическому лицу может быть выдано предписание об устранении выявленных при проведении проверки нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, в частности, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. Такие предписания выдаются должностными лицами, проводившими проверку, в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством РФ, если выявлено, что проверяемым лицом нарушены обязательные требования или требования, установленные муниципальными правовыми актами. Данные выводы следуют из п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ.

Предписание, в числе других решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, может быть обжаловано в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Это следует из содержания ч. 1 ст. 218 КАС РФ, п. 4 ст. 21, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 294-ФЗ.

Порядок судебного оспаривания решений, действий (бездействия), в том числе должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, установлен, в частности, гл. 22 КАС РФ.

Протокол об административных правонарушениях

Если в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, он вправе после оформления акта о проведении проверки возбудить дело об административном правонарушении. Когда наказание за выявленное правонарушение предполагает административное приостановление деятельности, дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления акта о проведении проверки, если имеется необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Эти выводы следуют из совокупного содержания п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, примечания к ст. 28.1 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ. К их числу, в частности, относятся государственные инспекторы труда, что следует из содержания п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

В зависимости от обстоятельств дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении. Это следует из содержания п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ и с учетом положений ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Этот документ оформляется немедленно после выявления административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Это следует из ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ.

Содержание протокола, порядок его оформления и ознакомления с ним закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ.

Журнал учета проверок

Сведения о проводимых в организации проверках отражаются в журнале учета проверок (при его наличии в организации). Записи в журнал учета проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку. Данные выводы следуют из ч. 8, 9 ст. 16, п. 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ для ведения журнала учета проверок можно использовать типовую форму. Такая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

При отсутствии в организации журнала учета проверок запись об этом делается в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Ответственность работодателя за отсутствие журнала не предусмотрена. Но ведение такого журнала в интересах работодателя, так как внесенные в журнал записи могут служить доказательством в суде в случае оспаривания результатов проверки.

Основания для отмены результатов проверки

Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.

Грубыми нарушениями установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок признаются нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ. Например, к ним относятся следующие:

— проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

— нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);

— неуведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта. Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов. Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая версия
п.2 ч.2 ст.10 было три подпункта добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10 основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1 был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1 дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1 организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц. Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан. Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Источники

  • https://PravoVedus.ru/library/laws/federalnyy-zakon-o-zashchite-prav-individualnykh-predprinimateley/
  • https://russian-opora.ru/vneplanovaya-proverka
  • https://PotrebPrav.ru/zakon/294-fz-s-izmeneniyami
  • https://fzrf.su/zakon/o-zashchite-prav-yuridicheskih-lic-294-fz/
  • https://zen.yandex.ru/media/blog_legalbis/gotovtes-k-proverke-vashi-prava-po-294fz-5d88b6903d008800ae98ca68

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: