Форма ОС-4

Содержание
  1. Кто обязан сдавать форму «4-ОС». И обязан ли?
  2. Форма сдачи и способ формирования отчетности «4-ОС»
  3. Штрафы за непредоставление отчета «4-ОС»
  4. Когда оформляется унифицированная форма ОС-4?
  5. Кто заполняет?
  6. Порядок заполнения
  7. Примеры причины выбытия объекта ОС
  8. Что писать в строке «результаты списания»
  9. Образец акта списания объекта основных средств ОС-4
  10. Акт на списание основных средств (форма ОС-4). Образец заполнения
  11. В каких случаях применяется унифицированная форма ОС-4
  12. Особенности составления формы ОС-4
  13. Нюансы заполнения акта о списании ОС
  14. Как списывают основные средства
  15. Как составляют ОС-4
  16. Порядок проведения процедуры
  17. Кто пишет акт
  18. Как правильно составить акт
  19. Образец заполнения формы ОС-4
  20. Образец заполнения оборотной стороны формы ОС-4
  21. Общая информация: экологическая отчетность 2019
  22. Срок действия старых разрешительных документов
  23. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?
  24. Экологическая отчетность: 4-ОС
  25. ДВОС в 2019 году
  26. Плата за ТКО и обращение с отходами
  27. Кому необходимо сдавать отчет?
  28. Штраф за нарушения сдачи отчетности 4-ОС
  29. Кто обязан заполнять и сдавать отчет 4-ОС?
  30. Порядок заполнения и подачи отчетности 4-ОС
  31. Особенности при заполнении отчета 4-ОС

Кто обязан сдавать форму «4-ОС». И обязан ли?

Согласно Приказу N 473 форму «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» обязаны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения предоставляются по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

В состав текущих затрат на охрану окружающей среды включается:
  • содержание и эксплуатация основных фондов по охране окружающей среды: сырье, материалы и другие продукты, топливо и электроэнергия, используемые при эксплуатации природоохранных фондов; затраты на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды; рентные (лизинговые) платежи, платежи по страховке, касающиеся природоохранных сооружений и оборудования (Перечень основных фондов природоохранного назначения приведен в приложении N 1 Приказа Росстата 473);
  • затраты на сбор, хранение/захоронение и утилизацию/обезвреживание, уничтожение, размещение отходов производства и потребления собственными силами;
  • организация самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью в организации;
  • текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;
  • прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду;
  • заработная плата эколога.
В состав текущих затрат не включается:
  • капитальный ремонт природоохранных основных фондов;
  • закупки природоохранных услуг у внешних организаций (выплаты сторонним организациям за прием и очистку сточных вод, а также за вывоз, утилизацию, захоронение отходов производства и потребления, за оказание других услуг по охране окружающей среды).

Форма сдачи и способ формирования отчетности «4-ОС»

Отчет по форме «4-ОС» сдается в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации. Возможна сдача отчета в электронном виде.
Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды и экологических платежей. Данные представляются в тысячах рублей, округляя до целых чисел. НДС не учитывается.
Руководитель предприятия обязан назначить должностное лицо, которое уполномочено предоставлять данный отчет от имени компании.

Штрафы за непредоставление отчета «4-ОС»

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
Итак, размеры штрафов для юридических лиц (КоАП ст. 13.19):

  • от 20 000 рублей до 70 000 рублей за первичное нарушение;
  • от 100 000 рублей до 150 000 рублей за повторное нарушение.

Статья 3 N 2761-1 гласит, предприятия, учреждения и объединения возмещают органам статистики ущерб, который возник в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Когда оформляется унифицированная форма ОС-4?

Бланк относится к первичной документации, детально фиксирующей процесс аннулирования ОС. По информации из акта:

  • совершаются записи в инвентарную карточку
  • формируются определенные проводки бухгалтерией.

Списывают ОС при документальном доказательстве их непригодности или окончании срока полезного использования.

Директор организации утверждает приказ на списание и дает распоряжение о формировании комиссии, контролирующей процесс и подписывающей соответствующий акт.

Основной причиной снятия с учета объекта ОС выступает его непригодность по различным причинам. К примеру, в организации был пожар, и оборудование оказалось повреждено.

Кто заполняет?

Прежде чем провести списание объекта, осуществляется его осмотр, по факту которого составляется акт осмотра.

Когда подтверждается непригодность ОС к использованию, запускается процесс списания и оформляется соответствующий акт.

Его составлением занимается все также комиссия, проводившая обследование имущества.

В состав комиссии по списанию ОС должно входить не меньше 3 человек.

Сюда можно включить руководителей различных подразделений и сторонних экспертов.

Документ оформляется только после тщательного осмотра списываемого основного средства. Все члены комиссии должны проставить свои визы на документе.

Если один из них не желает ставить свою подпись, об этом делается специальная запись.

Порядок заполнения

Заполнять акт допускается в произвольном виде или по утвержденной в компании форме. Но, большинство компаний используют унифицированную форму ОС-4.

Такой акт может заполняться на один или несколько объектов сразу.

Основные правила заполнения формы ОС-4:

Верхняя часть бланка включает информацию:

  • название компании;
  • код формы;
  • основания составления бумаги;
  • обозначается дата списания;
  • Ф.И.О. мат. ответственного лица;
  • виза директора и дата подписи.

Основная часть бланка должна состоять из 3 таблиц. Перед каждой из них нужно прописать причину списания объекта.

Допустим: основное средство устарело, неверная эксплуатация оборудования, повреждения в результате аварии и др. Содержание таблиц должно быть следующим:

Сведения о состоянии списываемого объекта

  • обозначение объекта;
  • инвентарный номер;
  • дата изготовления;
  • время принятия к учету;
  • ограничение во времени эксплуатации;
  • цена объекта при принятии к учету;
  • денежное выражение амортизации;
  • остаточная стоимость.

Характеристика ОС

  • число единиц;
  • номер;
  • ед. измерения;
  • масса.

Информация о затратах

  • виды работ по разборке объекта;
  • сумма, потраченная на демонтаж объекта;
  • корреспонденция счетов;
  • какие материальные ценности поступили на баланс предприятия после списания ОС;
  • единица измерения;
  • количество;
  • денежное выражение отдельной единицы;
  • полная стоимость.

Под второй таблицей прописываются выводы членов комиссии о результатах осмотра ОС. Также здесь перечисляются сопроводительные документы и прописывается состав комиссии.

Под заключительной таблицей подробно прописываются результаты списания, а также проставляется виза главного бухгалтера.

Акт допускается заполнять от руки либо печатать на компьютере (другой печатной технике).

Важно! Подписи членов комиссии и руководителя должны быть «живыми» (оригинальными).

Когда форма ОС-4 заполняется вручную, используется шариковая ручка черного или синего цвета. Использование карандаша для заполнения документа недопустимо. Ошибки и исправления в подобной документации не допускаются.

Ставить печать компании не обязательно. Никакие штемпели здесь тоже не нужны. Но только, если такое условие не прописано в локальной документации компании.

Унифицированный бланк ОС-4 составляется в количестве двух штук. Один из них передается в отдел бухгалтерии. На его основании сотрудник отдела отражает списание и передает на склад для проведения утилизации.

При возникновении необходимости можно делать копии документа.

Примеры причины выбытия объекта ОС

Причины списания основного средства могут быть разнообразны.

Основными причинами выбытия являются:

  • основное средство устарело,
  • объект подлежал неправильной эксплуатации,
  • ОС поврежден в результате аварийных ситуаций, стихийных бедствий или пожара,
  • завершено время эксплуатации объекта и при других подобных обстоятельствах.

Что писать в строке «результаты списания»

В строчке о результатах списания обозначается денежное выражение убытка в результате снятия с учета основного средства. Предположим, «убыток равен две тысячи рублей».

Образец акта списания объекта основных средств ОС-4

Необходимость списать ОС возникает тогда, когда объект приходит в негодность по своим физическим или моральным свойствам. При этом руководитель предприятия издает соответствующий приказ на списание и создается комиссия, которая контролирует этот процесс и подписывает заполненный акт. Также на документе ставит свою подпись руководитель предприятия. Данные о выбытии объекта заносятся в инвентарную карточку.

Бланк формы ОС-4 состоит из трех таблиц:
  • Первая таблица заполняется на основании имеющегося акта приема-передачи объекта, который составлялся при поступлении ОС на предприятие, в этой таблице содержится общая информация об объекте, сроке эксплуатации и начисленной амортизации.
  • Вторая таблица отражает особенности объекта, содержание в нем драгоценных металлов, также эту информацию можно почерпнуть из акта приема-передачи ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.
  • В третьей таблице перечисляются затраты, возникшие в связи со списанием основного средства и его демонтажом, при этом зачастую остаются материалы, пригодные для дальнейшего использования, которые приходуются в качестве ТМЦ, стоимость этих ТМЦ также отражается в третьей таблице вместе с соответствующими проводками бухгалтерского учета.

Акт на списание основных средств (форма ОС-4). Образец заполнения

На рисунке ниже показан пример заполнения акта для снятия фрезерного станка с учета: указываются основные характеристики оборудования и рассчитывается его остаточная стоимость.

В каких случаях применяется унифицированная форма ОС-4

Посредством унифицированной формы ОС-4 оформляется списание с учета объектов основных средств, пришедших в негодность. Данная форма применяется для списания любых ОС, кроме автотранспортных средств, для которых используется своя унифицированная форма – ОС-4а.

Особенности составления формы ОС-4

Акт на списание основного средства оформляет сотрудник, ответственный за учет ОС в организации, на основании приказа руководителя о списании (ликвидации) основного средства и акта комиссии о невозможности его дальнейшей эксплуатации.

Форму ОС-4 составляют в 2 экземплярах:

  • первый передается в бухгалтерию (на его основании в бухучете отражается выбытие основного средства и его списание со счета 01);
  • второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате разборки объекта.

Акт подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Данные результатов списания отражаются в инвентарной карточке ОС.

Нюансы заполнения акта о списании ОС

Акт состоит из 3 разделов.

В разделе 1 отражаются сведения о состоянии объекта на дату списания, в том числе:

  • первоначальная (восстановительная) стоимость;
  • сумма амортизации, начисленной с начала эксплуатации объекта;
  • остаточная стоимость ОС.

Если объект переоценивался, в графе 7 указывают восстановительную стоимость по итогам последней проведенной переоценки. По непереоценивавшимся объектам указывается их первоначальная стоимость на дату принятия к бухучету.

В разделе 2 приводится краткая индивидуальная характеристика ОС (приспособления, принадлежности, содержание драгметаллов), а также дается заключение комиссии о состоянии объекта и возможности (невозможности) его дальнейшей эксплуатации.

Раздел 3 содержит сведения о затратах, связанных со списанием ОС, и оставшихся после списания ТМЦ, пригодных к использованию.

Как списывают основные средства

Необходимость снятия ОС с баланса возникает по следующим причинам:

  • износ (физический или моральный);
  • обнаружение брака;
  • поломка;
  • порча в результате стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации.

Причиной списания выступают любые недостатки объекта, не позволяющие в дальнейшем извлекать из него экономические выгоды.

Процедура списания начинается с подтверждения факта непригодности актива. На предприятии собирают ликвидационную комиссию, состоящую как минимум из 3-х членов, один из которых обязательно должен быть материально ответственным лицом.

Фирма вправе выбирать: привлечь только штатных специалистов или пригласить внешних экспертов.

Комиссия решает следующие задачи:

  • проверяет состояние объекта ОС;
  • принимает решение о возможности восстановления;
  • устанавливает причины ликвидации;
  • ищет виновных в порче имущества, если это необходимо;
  • решает, возможно ли использовать металлолом, детали, которые останутся после ликвидации.

По результатам работы комиссия готовит заключение, подтверждающее непригодность объекта основных средств. На его основании руководство издает приказ о списании.

Заключительный шаг – составление специального акта формы ОС-4. Получив ее, бухгалтер делает проводки в учетной программе предприятия, в результате которых актив снимают с баланса.

Как составляют ОС-4

Когда приказ о списании готов, комиссия заполняет упомянутый акт. Предприятие вправе:

  • использовать типовой бланк ОС-4, утвержденный постановлением Госкомстата № 7 от 2003 года;
  • разработать собственный образец и закрепить в учетной политике.

Для разных видов основных средств используют следующие типовые формы:

  • ОС-4 – если списывают один актив, за исключение автотранспортных средств;
  • ОС-4а – для списания транспортных средств;
  • ОС-4б – для списания группы активов.

Заполнять форму ОС-4 нужно в двух экземплярах, подписываемых членами ликвидационной комиссии. Одну копию передают в бухгалтерию, которая делает на ее основании проводки в учетной программе. Вторую оставляют у материально ответственного лица.

Типовой бланк, утвержденный Госкомстатом, предполагает указание следующих сведений:

  • наименование компании;
  • № и дата приказа, на основании которого составляют акт;
  • дата списания ОС с бухгалтерского учета;
  • Ф.И.О. материально ответственного лица, входившего в состав комиссии;
  • № и дата акта;
  • причина списания основного средства (например, описание характера произошедшей поломки).

Далее идёт табличная часть формы, содержащая информацию о списываемом основном средстве. Здесь указывают:

  • наименование актива;
  • его инвентарный и заводской номер;
  • дату выпуска;
  • дату принятия к бухучету;
  • первоначальную стоимость актива;
  • сумму начисленной амортизации;
  • срок использования объекта ОС;
  • остаточную стоимость.

На оборотной стороне формы ОС-4 в табличной части указывают:

  • наименование актива;
  • количество списываемых единиц;
  • информацию о содержании в них ценных материалов.

Под таблицей прописывают краткое заключение комиссии, что объект непригоден к использованию, его восстановление экономически невыгодно. Далее дают перечень прилагаемых документов. Например, паспорт объекта ОС, акт сервисного центра и т. д.

Заключительная часть формы – информация о затратах, связанных с ликвидацией актива, и поступлениях от продажи его остаточных элементов (металлолома, деталей, узлов).

Заполненный документ подписывает каждый из членов комиссии. При этом обязательно указывают их должности и Ф.И.О. Также прописывают, что объект снят с бухгалтерского учета. Это подтверждает главный бухгалтер организации путем проставления собственноручной визы.

Порядок проведения процедуры

Для того, чтобы списать с учета основные средства, необходимо для начала установить их непригодность для дальнейшего применения. Для этого в компании создается специальная комиссия, главной задачей которой является удостоверения факта дефекта, износа и т.п.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек, в том числе материально-ответственное лицо.

Чаще всего в комиссию включаются только штатные работники предприятия, но в некоторых случаях, это могут быть и сторонние эксперты, обладающие необходимыми знаниями и навыками для того, чтоб установить безвозвратную поломку, например, особо сложного оборудования.

После того, как имущество будет признано окончательно неисправным, комиссия составляет специальный акт, на основе которого в организации пишется приказ о списании основных средств. Этот приказ в свою очередь служит обоснованием для составления акта о списании.

Кто пишет акт

Формированием акта о списании занимается все та же комиссия, которая признала товарно-материальные ценности негодными к применению. После того, как бланк будет заполнен, акт надо передать руководителю предприятия, без подписи которого документ не обретет законной силы.

Как правильно составить акт

На сегодняшний день акт о списании основных средств можно писать в произвольном виде, однако большинство работников предприятий по старинке предпочитают использовать в работе ранее общеприменимые обязательные формы бланков. Их преимущество очевидно: не нужно ломать голову над структурой и содержанием документа, поскольку все необходимые позиции в нем обозначены. К таким унифицированным бланкам относится и форма ОС-4. Этот акт может заполняться как при списании одного объекта, так и сразу нескольких.

Образец заполнения формы ОС-4

  1. В начале документа, на его лицевой стороне, указываются:
    • наименование организации,
    • ее ИНН,
    • КПП,
    • структурное подразделение, к которому относится списываемое основное средство.
  2. Далее пишется основание для списания – здесь нужно поставить ссылку на какой-либо обосновывающий документ (обычно это приказ руководителя) и материально ответственное лицо (тут пишется только ФИО сотрудника).
  3. С правой стороны бланка вписываются:
    • код ОКПО фирмы (можно найти в учредительных бумагах),
    • дата списания основного средства с бухгалтерского учета,
    • номер и дата выпуска документа, ставшего основанием для списания,
    • табельный номер материально-ответственного работника.
  4. Чуть ниже указывается номер документа, дата его составления, причина списания.
  5. Справа отводится место для утверждения акта директором предприятия.

Следующая часть оформлена в виде таблицы и касается непосредственно списываемого имущества:

  • в первый столбик вносится название основного средства,
  • во второй-третий – инвентарный и заводской номера соответственно,
  • в четвертый-пятый дата выпуска изделия и дата принятия его на баланс организации.
  • в шестой столбик вносится фактический срок эксплуатации (т.е. то время, которое имущество активно применялось в работе),
  • в седьмой — стоимость объекта на момент его принятия к учету,
  • в восьмой — сумма начисленной амортизации,
  • в девятый — остаточная стоимость (значение в последнем пункте является разницей показателей из двух предыдущих столбиков).

Образец заполнения оборотной стороны формы ОС-4

Оборотная сторона акта также содержит две таблицы. В первую вносятся индивидуальные параметры, служащие частью характеристики объекта, в том числе сведения о содержании драгоценных металлов.

Далее под таблицей идет несколько строк, в которых комиссия, принимающая участие в списании основных средств, выносит свое заключение (в данном случае о списании).

При необходимости указывается список дополнительных документов, идущих в качестве приложения к данному акту.

Потом комиссия ставит свои подписи напротив указанных должностей с ФИО.

Последняя таблица включает в себя информацию о:

  • произведенных затратах на списание основных средств,
  • оставшихся товарно-материальных ценностях, годных к дальнейшему применению,
  • средств, вырученных от реализации списанного имущества.

В завершение акт заверяется подписью главного бухгалтера организации.

Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2018 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2018 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

ДВОС в 2019 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2018 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2018 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2018 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2018 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

Кому необходимо сдавать отчет?

В соответствии с вышеприведенным приказом, отчетность по форме 4-ОС в обязательном порядке необходимо сдавать следующим предприятиям:

  • имеющие очистные сооружения;
  • осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг);
  • производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) платы за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.

За предоставление этих данных компании получает определенные льготы.

Штраф за нарушения сдачи отчетности 4-ОС

Предприятие и должностные лица привлекаются к административной ответственности в следующих случаях:

  1. Несвоевременная подача отчетности (ст.13.19 КоАП РФ);
  2. В форму внесены неточные или неправдивые данные (ст. 8.5 КоАП РФ);
  3. В отчет включена заведомо неправдивая информация (аналогичная статья).

В первом случае размер штрафа составляет от 20 до 150 т.р. Во втором – от 20 до 80 т.р. Кроме того, Росстат может понести убытки из-за отсутствия отчета или внесенной в него недостоверной информации. Их компенсация возлагается на нарушителя.

Кто обязан заполнять и сдавать отчет 4-ОС?

К тем, кто должен сдавать форму 4-ОС, относятся субъекты:

  1. Предпринимательской деятельности – юридические и физические лица;
  2. У которых в эксплуатации находятся фонды природоохранного значения, а также объекты, которые наносят вред окружающей среде;
  3. Осуществляющие мероприятия, направленные на защиту атмосферы, вод и недр от негативного воздействия со стороны этих или других объектов.

По старому приказу (от 24.08.2017 № 545) в перечень лиц, которые обязаны подавать форму 4-ОС включались все те же субъекты, у которых в эксплуатации находятся очистные сооружения.

Совокупность всех этих факторов обязывает такие субъекты заполнять указанную форму и своевременно подавать ее в контролирующие органы. Это должны делать не только отечественные субъекты, но и филиалы иностранных компаний, их филиалы, которые официально осуществляют деятельность на территории России.

Важно знать! Объем затрат на природоохранные мероприятия должен составлять не менее 100 т.р. Сюда включается стоимость услуг с аналогичным целевым назначением.

Заполняется и подается форма 4-ОС за отчетный период до 25 января следующего года. Документ направляется в территориальный орган Росстата. Здесь же можно посмотреть образец заполнения формы 4-ОС с примером.

Бланк отчета по форме 4=ОС (17 Загрузок) Указания по заполнению отчета по форме 4-ОС (15 Загрузок)

Порядок заполнения и подачи отчетности 4-ОС

Новая форма отчетности 4-ОС утверждена Приказом Росстата от 18.07.19 №412.

При заполнении отчета по форме 4-ОС нужно указать:

  1. Полное наименование субъекта в соответствии с данными, указанными в ЕГРЮЛ, юридический и фактический адрес, если они различаются. Вся эта информация вписывается в строки титульного листа;
  2. Объем средств, которые пошли на мероприятия по охране окружающей среды;
  3. Денежные поступления от продажи побочной продукции;
  4. Список всех эксплуатируемых природоохранных объектов;
  5. Список видов деятельности, направленных на защиту окружающей среды.
Для справки! В последнем случае виды деятельности указываются в соответствии с международным классификатором СЕ 2000.

Подробная инструкция по заполнению формы 4-ОС содержится в Приказе Росстата от 18.07.19 №412. Там даны подробные разъяснения по каждому пункту, в который необходимо внести информацию.

Заполненный отчет подается, как указано выше, в территориальный орган Росстата. Он направляется ценным письмом или лично через ответственного сотрудника органа под роспись и с указанием даты принятия.

Особенности при заполнении отчета 4-ОС

Есть некоторые особенности, как заполнять отчет 4-ОС в разных случаях.

Как указано выше, по филиалам он предоставляется отдельно на каждый. Это касается и других обособленных подразделений.

Но есть и исключения, когда по филиалам подается один отчет. Допускается в следующих случаях:

  1. Они находятся по одному юридическому или фактическому адресу;
  2. Адреса у них разные, но филиалы расположены в непосредственной близости друг с другом, а их деятельность тесно взаимосвязана между собой.

Филиалом или обособленным подразделением признается любая часть предприятия, оборудованная стационарными рабочими местами, которая находится отдельно от головного офиса.

Допускается, что отчет по форме 4-ОС за обособленные подразделения может направляться в территориальный орган Росстата как по месту его нахождения, так и по месту расположения головного офиса компании.

Источники

  • https://ecolusspb.ru/articles/otchet-po-forme-4-os/
  • https://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/dokumenty/akt-na-spisanie-os-4.html
  • https://online-buhuchet.ru/zapolnyaem-akt-na-spisanie-osnovnyx-sredstv-forma-os-4/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/unificirovannaya_forma_os4_akt_o_spisanii_obekta_os/
  • https://buhguru.com/buhgalteria/forma-os-4.html
  • https://assistentus.ru/forma/os-4-akt-o-spisanii-osnovnyh-sredstv/
  • https://ecopromcentr.ru/ecologicheskaya-otchetnost/
  • https://normativ.org/uslugi/ecology/otchetnost-po-forme-4-os/
  • https://vyvoz.org/blog/otchet-po-forme-4-os/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: