- Общие положения
- Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность
- Бухгалтерская отчетность за месяц
- Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность за полугодие
- Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
- Перечень отчетных форм для госучреждений
- Отражение некассовых операций в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
- Календарь: сдаем отчеты для ФСС
- Счета учета в государственных организациях
- Сроки представления отчетности
- Бюджетный учет бланков строгой отчетности в 2020 году
- Отражение задолженности по счету 0 205 00 000 в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
- Штрафы и ответственность
- Контрольные соотношения
- Налоговые отчеты: календарь
- Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
- Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений
- Особенности заполнения сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
- Изменения в регламентированных отчетах
- Особенности составления
- Итоги
Общие положения
Согласно п. 2 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Отчетным является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (п. 3 Инструкции N 33н).
Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания.
В случае когда бюджетное, автономное учреждение создается в течение финансового года путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения, первым отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с Инструкцией N 33н, считается период с момента изменения типа учреждения по 31 декабря года его создания.
Если в отношении бюджетного, автономного учреждения в течение финансового года принято решение об изменении его типа в целях создания казенного учреждения, то отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с Инструкцией N 33н, считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение, и до момента изменения типа бюджетного, автономного учреждения на казенное учреждение.
Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, подписываются также руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) (п. 4 Инструкции N 33н).
Если ведение бухгалтерского учета учреждения и составление на его основе отчетности передано по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии, то бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном Инструкцией N 33н. В этом случае бухгалтерская отчетность подписывается руководителем учреждения, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета (п. 5 Инструкции N 33н).
В соответствии с п. 6 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учреждением учредителю на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.
Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется от имени учреждения его главным бухгалтером или лицом, ответственным в учреждении (в централизованной бухгалтерии) за ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
Учредитель, иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа баланса проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя. В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется ему в виде электронного документа (п. 6 Инструкции N 33н).
Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
В случае если дата представления бухгалтерской отчетности учреждения, установленная учредителем, совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется учреждением не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.
Обратите внимание! Автономное учреждение представляет учредителю квартальный отчет об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность после рассмотрения отчетности наблюдательным советом автономного учреждения (п. 7 Инструкции N 33н).
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н).
Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.
В случае если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется (п. 10 Инструкции N 33н).
Когда показатель по бухгалтерскому учету имеет отрицательное значение, он отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении — со знаком минус — в случаях, предусмотренных Инструкцией N 33н.
В случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе проведения камеральной проверки бухгалтерской отчетности, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления (п. 11 Инструкции N 33н).
Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности, — с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности.
Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.
Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.
Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.
Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.
При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.
Бухгалтерская отчетность за месяц
В качестве отчетности за месяц предоставляется документ об исполнении сметы по расходам. Учреждения, которые финансируются административно-территориальными образованиями, заполняют отчет с использованием формы 1-мм. Организации, финансовые ресурсы которых поступают из федеральных учреждений, предоставляют отчет по форме 2-мфб.
Те муниципальные организации, у которых имеется доход от предоставления платных услуг или иных родов деятельности, составляют также Отчет об исполнении сметы по внебюджетным ресурсам (форма 4). Если источников внебюджетных доходов несколько, то заполняется форма 4-сводная.
Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
В квартальную отчетность должна включаться следующая документация:
-
Справка по консолидируемым расчетам (по форме 0503725). Содержит единые сведения о прибылях и убытках, изменениях данных в капитале и динамике движения денежных ресурсов относительно консолидированных хозяйственных образований внутри учреждения.
-
Отчет об обязательствах организации (по форме 0503738). В нем содержится информация об обязательных расходах в течение финансового периода.
-
Отчет о движении финансовых ресурсов (по форме 0503723). Включает сведения о начислении и убывании различных сумм относительно тех или других видов деятельности, которая осуществляется учреждением.
-
Данные о выполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).
-
Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).
Отчетность за полугодие
Отчет за 6 месяцев долен включать в себя:
-
Справку о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).
-
Отчет об исполнении планирования финансово-хозяйственной работы (по форме 0503737).
-
Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).
-
Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).
-
Отчет о динамике денежных ресурсов (по форме 0503723).
Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
Отчетность бухгалтерии муниципального учреждения за год содержит:
-
Баланс государственного учреждения (по форме 0503730). Описывает состояние финансов и имущества, а именно – активов, обязательств и собственного капитала.
-
Справка о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).
-
Справка о составлении учреждением счетов бухучета настоящего финансового года (по форме 0503710).
-
Отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737).
-
Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).
-
Отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721).
-
Отчет о динамике денежных ресурсов учреждения (по форме 0503723).
-
Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).
-
Данные об исполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).
Перечень отчетных форм для госучреждений
Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
Общее наименование |
Формы |
Комментарии |
Периодичность предоставления формы |
|
Бюджетные и автономные |
Казенные |
|||
Бухгалтерский баланс |
Ф.0503730 |
Ф.0503130 |
Содержит информацию о показателях бухучета в разрезе счетов. Показатели формируются на начало и на конец года. Предусмотрено внутриформенное разделение по кодам финансового обеспечения в части формы 0503730 |
Годовая |
Справка по консолидируемым расчетам |
Ф.0503725 |
Ф.0503125 |
Содержит информацию о передаче имущества, имущественных прав, земельных участков, денежных средств, обязательств между участниками бюджетного процесса. Данные формируются по счетам: 0 304 06 000, 0 304 04 000, 0 401 00 000 |
Квартальная, годовая и месячная — для казенных |
Справка по заключению счетов бухгалтерского учета |
Ф. 0503710 |
Ф.0503110 |
Составляется в разрезе видов деятельности, содержит информацию о заключительных оборотах по счетам бухучета |
Годовая |
Отчет об исполнении бюджета или ПФХД |
Ф. 0503737 |
Ф. 0503127 |
Документ составляется отдельно по видам деятельности: 1, 2 и 4 и 7, 5 и 6, 3. В отчетной форме заполняются плановые и фактические показатели исполнения бюджета или ПФХД в разрезе кодов вида расхода |
Квартальная, годовая |
Отчет о принятых бюджетных обязательствах |
Ф. 0503738 |
Ф. 0503128 |
Бланк предусматривает заполнение отдельно по КФО. Предусматривает совокупные показатели принятых обязательств |
Квартальная, годовая |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения |
Ф.0503721 |
Ф.0503121 |
Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей. Предусмотрено формирование в разрезе КФО |
Годовая |
Отчет о движении денежных средств |
Ф.0503723 |
Ф.0503123 |
Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных средств организации в разрезе КОСГУ |
Квартальная, годовая |
Пояснительная записка |
Ф.0503760 |
Ф.0503160 |
Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности, даются пояснения отклонениям. Также отчетная форма предусматривает заполнение таблиц и бланков |
Месячная, квартальная, годовая |
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года.
Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).
Отражение некассовых операций в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
В отчете нарастающим итогом отражаются показатели исполнения учреждением (его обособленным подразделением) в отчетном периоде плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) на текущий (отчетный) финансовый год (показатели исполнения плана) (п. 36 Инструкции № 33н).
В этой отчетной форме в части доходов указываются следующие сведения:
1. Данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов, за исключением возвратов остатков субсидий (грантов) прошлых лет), исполненные:
-
через лицевые счета, открытые учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание;
-
через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению в соответствии с законодательством РФ, а также при проведении операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения;
-
через кассу учреждения.
2. Данные по доходам учреждения, плановые назначения по которым исполнены в результате обменных операций без движения денежных средств (далее – некассовые операции).
В части расходов отражаются следующие сведения:
1. Данные по выплатам расходов (с учетом восстановления расходов текущего года), исполненные:
-
через лицевые счета, открытые учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание;
-
через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению в соответствии с законодательством РФ, а также по выплатам расходов (с учетом восстановления), произведенные через расчетные (дебетовые) банковские карты, выданные органом Федерального казначейства, к балансовым счетам № 40116;
-
через кассу учреждения.
2. Данные о некассовых операциях исполнения расходов учреждения.
Некассовыми операциями называются обменные операции без использования денежных средств (например, погашение задолженности). Показатели по некассовым операциям, отраженные на счетах бухгалтерского учета, указываются в графе 8 отчета.
Пример.
В учреждении по состоянию на отчетную дату сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислена заработная плата работникам учреждения
7 302 11 837
7 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 111 / подстатья 211 КОСГУ)800 000
Уплачены страховые взносы
7 303 xx 831
7 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119 / подстатья 213 КОСГУ)240 000
Удержана из заработной платы работника сумма задолженности по авансовому отчету
7 302 11 837
7 304 03 737
600
Произведен зачет требований по возврату задолженности по авансовому отчету
7 304 03 837
7 208 26 667
600
В отчете данные операции отразятся следующим образом:
Наименование показателя
Код строки
Код аналитики
Исполнено плановых назначений
через лицевые счета
некассовыми операциями
итого
1
2
3
5
8
9
Расходы, всего
200
x
1 040 000
—
1 040 000
Расходы на выплату персоналу
xxx
110
1 040 000
(800 000 + 240 000)600
1 040 600
Прочая закупка товаров, работ, услуг
xxx
244
–600
600
Результат исполнения (дефицит/профицит)
450
x
-1 040 000
—
-1 040 000
Источники финансирования дефицита средств всего (строка 520 + строка 590 + строка 620 + строка 700 + строка 730 + строка 820 + строка 830)
500
1 040 000
1 040 000
Изменение остатков средств
700
x
1 040 000
x
1 040 000
увеличение остатков средств, всего
710
510
—
x
—
уменьшение остатков средств, всего
720
610
1 040 000
x
1 040 000
К сведению: в Письме от 03.07.2020 отмечается, что при наличии у учреждения некассовых операций, данные о которых отражены в отчете (ф. 0503737) в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения, по ним дается дополнительная информация (пояснения).
Календарь: сдаем отчеты для ФСС
Напомним, как определить формат предоставления сведений. Необходимо проанализировать показатель среднесписочной численности сотрудников компании. Если показатель менее 25 человек, то регистры в ФСС подают и на бумажных носителях. Если показатель равен или более 25 человек, то отчитываться придется исключительно в электронном формате. Причем электронные отчеты придется подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Вот сроки сдачи отчетов для бюджетных организаций в 2020 году:
Наименование |
Календарь |
||
На бумаге |
Электронно |
||
Расчет 4-ФСС в части взносов на профессиональные заболевания |
За 2019 год |
До 20.01.2020 |
До 27.01.2020 |
За I квартал 2020 года |
До 20.04.2020 |
До 27.04.2020 |
|
За I полугодие 2020 года |
До 20.07.2020 |
До 27.07.2020 |
|
За 9 месяцев 2020 года |
До 20.10.2020 |
До 26.10.2020 |
|
За 2020 год | До 20.01.2021 | До 25.01.2021 | |
Подтверждение вида экономической деятельности |
За 2019 год |
До 15.04.2020 |
Счета учета в государственных организациях
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
Номер разряда счета |
|||||
1–17 |
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ |
С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.
Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.
Номер разряда КБК (кода расходов) |
|||||||
1–3 |
4–5 |
6–7 |
8–12 |
13–17 |
18 |
19 |
20 |
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи |
Код вида расходов |
|||
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
группа |
подгруппа |
элемент |
|||
Приложение 2 к указаниям № 85н |
Приложение 3 к указаниям № 85н |
Приложение 4 к указаниям № 85н |
Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:
Номер разряда счета АУ или БУ |
|||||
1–2 |
3–4 |
5–14 |
15 |
16 |
17 |
Соответствующий номер разряда КБК |
|||||
4–5 |
6–7 |
0000000000 |
18 |
19 |
20 |
На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.
Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.
Сроки представления отчетности
Сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений устанавливает учредитель (финансовый орган), бюджетной отчетности получателей бюджетных средств – распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств (п. 6 Инструкции № 33н, п. 10 Инструкции № 191н).
Поскольку за I квартал 2020 года бюджетными, автономными учреждениями отчетность не сдавалась, а получатели бюджетных средств сдавали ее в упрощенном порядке, для подготовки отчетности за полугодие потребуется больше времени. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2020 года риски распространения коронавируса сохраняются и деятельность учреждений возобновляется постепенно. В связи с этим сроки сдачи некоторых отчетных форм за полугодие 2020 года могут быть сдвинуты на более поздний срок.
Согласно п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 131н за полугодие 2020 года отчеты (ф. 0503123, 0503128) и сведения (ф. 0503169, 0503173) представляются не позднее срока, установленного для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 года.
В отношении аналогичных отчетов и сведений, представляемых в составе бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (ф. 0503723, 0503738, 0503769, 0503773), сроки сдачи устанавливаются учредителем (финансовым органом) с учетом сроков, установленных учредителю (финансовому органу) для представления соответствующих отчетов консолидированной отчетности (п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 127н). При этом в п. 2.7 Письма Минфина РФ № 02-06-07/58289, Федерального казначейства № 07-04-05/02-13139 сообщается, что главные администраторы средств федерального бюджета обязаны представить такие формы не позднее 15 августа 2020 года.
Обратите внимание: бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Исключением являются случаи, когда у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность по формированию электронной отчетности или требование о составление отчетности на бумаге установлено законодательным актом (п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н).
Бюджетный учет бланков строгой отчетности в 2020 году
Бланки строгой отчетности (БСО) — разновидность документов, которые в 2020 году используются для фиксации состояния либо права на что-либо, подтверждения полученного статуса и пр.
Дублировать серии и номера на бланках, имеющих отрывные части, запрещено. Исключение — бланки, которые заполняются в двух экземплярах с применением копировальной бумаги. Там идентификационные параметры повторяются.
В деятельности учреждения можно выделить три направления, связанные с учетом бланков строгой отчетности:
• текущая финансово-хозяйственная деятельность;
• оформление трудовых отношений с работниками;
• расчеты с населением.
Единого реестра БСО в России пока не существует. Основные формы бланков, которые часто используются в бюджетной сфере:
• квитанции (выдаются вместо чека ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги);
• билеты и абонементы на зрелищные мероприятия;
• трудовые книжки и вкладыши к ним;
• удостоверения;
• военные билеты;
• медицинские книжки;
• родовые сертификаты;
• листки нетрудоспособности;
• санаторно-курортные путевки;
• аттестаты, дипломы;
• ценные бумаги;
• топливные карты и пр.
Активнее всего бланки строгой отчетности используются в медицинских и образовательных учреждениях. Однако такие документы, как трудовые книжки или листки нетрудоспособности, необходимы в учреждениях любой отраслевой принадлежности. Это значит, что бухгалтер должен обладать полным спектром знаний об обращении, учете и хранении БСО. Конкретный набор документов для той или иной организации зависит от специфики ее деятельности и утверждается руководителем.
Для бухгалтера основополагающими нормативными правовыми актами (НПА), которые регулируют учет бланков строгой отчетности в бюджетных учреждениях, являются несколько инструкций:
• инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России № 157н;
• инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России № 162н;
• инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России № 174н;
• инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России № 183н.
Кроме того, необходимо знать отраслевые НПА, которые регламентируют структуру конкретных бланков, правила их заполнения, учета и хранения. Так, если форма школьного аттестата утверждена государственным органом (приказ Минобрнауки России № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»), следует применять именно ее. Аналогичные приказы действуют для документов о высшем образовании, трудовых книжек, листков нетрудоспособности и других БСО.
Обеспечивать себя необходимыми бланками строгой отчетности бюджетные учреждения должны самостоятельно. Как было сказано выше, если необходимая форма БСО утверждена госорганом, применять можно только ее. В этом случае организация приобретает нужное количество бланков у их производителя. Данные о них размещены на сайте ФНС России в разделе «Лицензии, разрешения, реестры».
Казенные и бюджетные учреждения в вопросах приобретения бланков должны опираться на положения федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а автономные — федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Второй вариант — самостоятельно разработать и изготовить отдельные виды бланков, например служебные удостоверения. Согласно положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (постановление правительства РФ № 359), чтобы сформировать БСО, можно использовать автоматизированные системы. Печатать можно только типографским способом. Однако надо учитывать, что к автоматизированной системе предъявляется огромное число требований: защита от несанкционированного доступа, возможность сохранять уникальный номер и серию бланка и пр. Поэтому государственные (муниципальные) учреждения зачастую предпочитают приобретать уже готовые документы.
Расходы, связанные с изготовлением и/или приобретением бланков, бухгалтер должен отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Почтовые марки или маркированные конверты относят к денежным документам и учитываются на счете 0 201 35 000 «Денежные документы».
Один из необходимых шагов на начальном этапе работы с БСО — назначить ответственных. Руководитель своим приказом формирует специальную комиссию, в обязанности которой входит контроль за оборотом бланков. С каждым членом комиссии заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Форма договора стандартна, она утверждена постановлением Минтруда России № 85.
Любое учреждение, которое использует в своей деятельности БСО, обязано обеспечить определенные условия для их хранения: в оборудованных сейфах, металлических или деревянных, обитых железными листами, шкафах или, в случае большого количества БСО, в опломбированных помещениях. Условия содержания должны исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к документации.
Для отдельных видов бланков существуют специальные правила. Например, для учета «больничных листов» разработана инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения (приказ ФСС России и Минздрава России № 18/29). А учет и хранение трудовых книжек и вкладышей к ним регламентируют правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя (постановление правительства РФ № 225).
Хранить копии/корешки бланков учреждение должно в течение 5 лет. После этого срока их можно утилизировать, однако делать это можно только через процедуру инвентаризации.
Согласно упомянутым выше инструкциям по применению планов счетов, изготовленные или приобретенные бланки обязательно должны получить отражение в бухгалтерском учете. Они не являются материальными запасами, поэтому учет ведется по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности». Бухгалтер фиксирует количество БСО, которые находятся в учреждении на хранении или выданы сотрудникам. Для этих целей счет может быть разделен на субсчета 03.1 «Бланки строгой отчетности на складе», 03.2 «Бланки строгой отчетности в подотчете» и др.
В бухгалтерском учете поступление бланков отражается по кредиту счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по прочим работам, услугам». Одновременно с этим следует отразить их поступление по дебету забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности». Основанием для учета становятся документы поставщика — накладные или акты выполненных работ. Метод двойной записи в данном случае не применяется: фиксируются только факты поступления бланков или их выбытия.
Способ оценивания бланков надо указать в учетной политике учреждения: либо по цене приобретения, либо, что на практике встречается чаще всего, каждый бланк за 1 рубль.
Учреждение обязано вести журнал по прочим операциям (форма 0504071) по счету 03 «Бланки строгой отчетности». Журнал подшивается вместе с первичными документами, свидетельствующими о движении БСО.
Кроме того, для каждого вида бланков ведется отдельная книга учета бланков строгой отчетности (форма 0504045). В ней указывается дата получения или выдачи бланков, их количество и стоимость. По итогу отчетного периода данные анализируются, и выводится остаток. Листы таких книг нумеруются, а сами книги должны быть прошнурованы и опечатаны.
БСО требуют особого подхода не только к вопросам их хранения и учета. Бухгалтеру очень важно знать, как списать бланки строгой отчетности. В случае порчи или выявленного брака такие бланки нельзя просто выбросить.
Контроль за состоянием БСО осуществляется при инвентаризации, в ходе которой следует проверить наличие и сохранность копий/корешков бланков, отсутствие брака, исправлений, соответствие сумм в копиях/корешках данным ведомостей или кассовых отчетов и пр. По результатам инвентаризации формируется ведомость расхождений (форма 0504092), на основании которой и проводится списание обнаруженных испорченных или бракованных БСО. Процедура имеет строго определенный порядок. Первый шаг — подготовить акт о списании бланков строгой отчетности. Он также может быть составлен в произвольной форме, однако бюджетные учреждения чаще всего используют установленную форму (форма 0504816). В акте обязательно перечисляются члены комиссии, период, за который происходит списание, дата. Кроме того, следует указать номера списываемых документов, их серии и причины списания. После этого бланки строгой отчетности должны быть уничтожены. Дату уничтожения тоже фиксируют в акте. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем учреждения.
Отражение задолженности по счету 0 205 00 000 в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
Эта отчетная форма согласно нормам п. 69 Инструкции № 33н составляется учреждениями ежеквартально. Однако некоторые учредители для своих подведомственных учреждений, руководствуясь нормой п. 8 Инструкции № 33н, устанавливают ежемесячную периодичность ее составления.
В Письме от 03.07.2020 сказано, что такие сведения на 1 июля 2020 года заполняются с учетом норм Приказа Минфина РФ № 127н. В самом приказе в отношении заполнения этой формы указано следующее: показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующей подстатьи кода КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности).
Порядок заполнения сведений установлен п. 69 Инструкции № 33н. В отчетной формеотражаются данные по сформированной на отчетную дату:
-
дебиторской задолженности (показатели по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000);
-
кредиторской задолженности (показатели по счетам 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 401 40 000, 0 401 60 000).
В деятельности учреждений здравоохранения, участвующих в расчетах по программе ОМС, часто на отчетную дату возникает остаток по счету 720532000 «Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования» (п. 92 Инструкции № 174н, п. 95 Инструкции № 183н).
В соответствии с п. 197, 199, 200 Инструкции № 157н счет 0 205 00 000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требования к плательщику, возникающего в силу договора (соглашения), а также при выполнении субъектом учета возложенных на него согласно законодательству РФ функций, и расчетов по сумме поступившего от плательщика предварительного платежа (аванса). При этом субъект учета обеспечивает ведение аналитического учета расчетов по поступлениям в разрезе видов поступлений по плательщику и договору (требованию).
Также в силу Инструкции № 157н субъекту учета при ведении бухгалтерского учета необходимо обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, соблюдая принцип осмотрительности.
Применение принципа осмотрительности в отношении расчетов по суммам поступлений, учитываемых на счете 0 205 00 000, означает необходимость обособленного учета кредиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как обязательство, носящее в основном немонетарный характер, от дебиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как актив, носящий в основном монетарный характер.
В сведениях (ф. 0503769) отражаются обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Сведения составляются отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности.
Ниже рассмотрим, как отражается в сведениях кредиторская задолженность по счету 7 205 32 000, сформированная на начало отчетного периода.
Пример.
У учреждения по состоянию на 1 января 2020 года имелся кредитовый остаток по счету 7 205 32 000 в размере 320 000 руб. По состоянию на 1 октября 2020 года кредитовый остаток по этому счету составил 180 000 руб.
В сведениях (ф. 0503769) такие показатели отразятся следующим образом:
1. Сведения о кредиторской задолженности
Номер (код) счета бюджетного учета
Сумма задолженности, руб.
на начало года
изменение задолженности
на конец отчетного периода
всего
уменьшение
всего
всего
1
2
7
9
0Х0Х0000000000130 2 205 31 000
320 000
140 000
180 000
140 000
Итого по коду счета
320 000
140 000
Штрафы и ответственность
Если в течение установленного срока обязанность по предоставлению отчетности не исполнена, то есть компания не подала сведения вовремя, то контролирующий орган применит штрафные санкции. В большинстве случаев наказание — это административная ответственность в виде штрафов.
Сколько штрафов должны уплачивать нарушители сроков сдачи отчетных форм:
Вид отчета |
Штраф, санкция |
Основание (ссылка на НПА) |
---|---|---|
Налоговые декларации |
5% от суммы не уплаченных в срок налогов, взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимум — 30% не уплаченных в срок взносов, минимум — 1000 руб. Декларация по налогу на прибыль за отчетный период или расчет авансовых платежей по налогу на имущество — 200 руб. |
П. 1 ст. 126 НК РФ П. 1 ст. 119 НК РФ |
Расчет по страховым взносам |
П. 1 ст. 119 НК РФ |
|
4-ФСС |
П. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ |
|
Справка 2-НДФЛ |
200 руб. — за каждую справку, предоставленную с просрочкой. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Расчет 6-НДФЛ |
1000 руб. — за каждый полный или неполный месяц опоздания. |
П. 1.2 ст. 126 НК РФ |
СЗВ-М |
500 руб. — за каждое застрахованное лицо, сведения о котором отражаются в просроченной форме. |
Ст. 17 закона № 27-ФЗ |
СЗВ-СТАЖ |
||
Бухгалтерская отчетность |
За непредоставление в ИФНС — 200 руб. за каждую не сданную форму, которая входит в состав отчетности. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Контрольные соотношения
В состав комплектов регламентированной отчетности также включены контрольные соотношения для проверки корректности составления форм отчетности. Соотношения составлены по требованиям, опубликованным на .
При публикации новых требований к контрольным соотношениям в комплекты отчетности вносятся изменения.
Налоговые отчеты: календарь
Обозначим, когда сдавать основные налоговые формы в ИФНС. Полный перечень бланков зависит от выбранного режима налогообложения. Представим актуальный календарь бухгалтера бюджетного учреждения на 2020 год в таблице.
Вид налоговых отчетов |
За какой период предоставляется |
Срок предоставления в ИФНС |
---|---|---|
Сдача бухгалтерской финансовой отчетности В том числе и по упрощенным формам |
За 2019 г. |
До 31.03.2020 |
Единый расчет по страховым взносам |
Итоговый за 2019 год |
До 30.01.2020 |
За I квартал 2020 г. |
До 30.04.2020 |
|
За I полугодие 2020 |
До 30.07.2020 |
|
За 9 месяцев 2020 |
До 30.10.2020 |
|
За 2020 год |
До 01.02.2021 (30 и 31 января — суббота и воскресенье) |
|
Сведения о среднесписочной численности | За 2019 г. | До 20.01.2020 |
За 2020 г. | До 20.01.2021 | |
Декларация по налогу на прибыль при условии, что учреждение отчитывается ежеквартально |
За 2019 г. |
До 30.03.2020 (28 и 29 марта — суббота и воскресенье) |
За I квартал 2020 |
До 28.04.2020 |
|
За I полугодие 2020 |
До 28.07.2020 |
|
За 9 месяцев 2020 |
До 28.10.2020 |
|
За 2020 г. | До 29.03.2021 (28 марта — воскресенье) | |
Декларация по налогу на прибыль при условии, что учреждение отчитывается ежемесячно |
За 2019 год |
До 30.03.2020 (28 и 29 марта — суббота и воскресенье) |
За январь 2020 |
До 28.02.2020 |
|
За февраль 2020 |
До 30.03.2020 |
|
За март 2020 |
До 28.04.2020 |
|
За апрель 2020 |
До 28.05.2020 |
|
За май 2020 |
До 29.06.2020 |
|
За июнь 2020 |
До 28.07.2020 |
|
За июль 2020 |
До 28.08.2020 |
|
За август 2020 |
До 28.09.2020 |
|
За сентябрь 2020 |
До 28.10.2020 |
|
За октябрь 2020 |
До 30.11.2020 |
|
За ноябрь 2020 |
До 30.12.2020 |
|
За 2020 год | До 29.03.2021 (28 марта — воскресенье) | |
Декларация по налогу на добавленную стоимость (НДС) |
За IV квартал 2019 |
До 27.01.2020 (25 и 26 января — суббота и воскресенье) |
За I кв. 2020 |
До 27.04.2020 |
|
За II кв. 2020 |
До 27.07.2020 |
|
За III кв. 2020 |
До 26.10.2020 |
|
За 2020 г. | До 25.01.2021 | |
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур |
За IV кв. 2019 |
До 20.01.2020 |
За I кв. 2020 |
До 20.04.2020 |
|
За II кв. 2020 |
До 20.07.2020 |
|
За III кварт. 2020 |
До 20.10.2020 |
|
За IV кв. 2020 | До 20.01.2021 | |
Справка 2-НДФЛ, подает организация — налоговый агент |
За 2019 г. |
До 02.03.2020 — новый общий срок по всем категориям справок! |
За 2020 г. | До 01.03.2021 | |
Расчет 6-НДФЛ |
За 2019 г. |
До 02.03.2020 — новый срок! |
За I квартал 2020 |
До 30.04.2020 |
|
За I полугодие 2020 |
До 31.07.2020 |
|
За 9 месяцев 2020 |
До 02.11.2020 |
|
За 2020 г. | До 01.03.2021 | |
Годовая налоговая декларация по налогу на имущество организаций |
За 2019 г. |
До 30.03.2020 |
За 2020 г. |
До 30.03.2021 |
|
Декларация по налогу при УСН для автономных учреждений и некоммерческих организаций |
За 2019 г. |
До 31.03.2020 |
За 2020 г. | До 31.03.2021 | |
Налоговая декларация по ЕНВД |
За 4 квартал 2019 г. |
20.01.2020 |
За 1 квартал 2020 г. |
20.04.2020 |
|
За 2 квартал 2020 г. |
20.07.2020 |
|
За 3 квартал 2020 г. |
20.10.2020 |
|
За 4 квартал 2020 г. | 20.01.2021 | |
Декларация по транспортному налогу |
За 2019 г. |
До 03.02.2020 |
Декларация по земельному налогу |
За 2019 г. |
До 03 02.2020 |
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
- Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
- Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
- Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
- Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
- Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
- Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
- Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
- В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
- приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
- основные средства в разрезе различных групп и видов;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- производственные запасы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- вложения в нефинансовые активы;
- расходы.
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
- денежные средства с указанием мест их хранения;
- финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
- дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
- авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений
Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:
-
ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);
-
отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);
-
справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);
-
отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);
-
отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);
-
пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);
-
справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).
Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:
-
Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).
-
Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.
-
В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.
Особенности заполнения сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
Данные сведения формируются раздельно по видам финансового обеспечения деятельности (п. 74 Инструкции № 33н). Здесь раскрывается информация о наличии банковских счетов, открытых бюджетному (автономному) учреждению, в том числе при условии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и конец отчетного периода.
В форме отражается информация об остатках денежных средств:
-
в разделе 1 «Счета в кредитных организациях» – по банковским счетам, открытым в кредитных организациях;
-
в разделе 2 «Счета в финансовом органе» – по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
-
в разделе 3 «Средства в Кассе учреждения» – в кассе учреждения.
Стоит также отметить, что автономные учреждения в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ открывают счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. В свою очередь, бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, которые открываются в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Как указано в Письме от 03.07.2020, при отражении бюджетными учреждениями в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) данных по банковским счетам, за исключением счетов, открытых для расчетов с иностранной валютой, дополнительная информация по основаниям открытия этих счетов (со ссылкой на нормы федеральных законов) раскрывается в пояснениях к сведениям (ф. 0503779) в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).
При заполнении сведений (ф. 0503779) учитываются следующие особенности:
1) при наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению в кредитной организации, в отношении которой ЦБ РФ было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, дополнительная информация о наименовании кредитной организации и сумма денежных средств, отнесенная на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» при отзыве лицензии на осуществление банковских операций, раскрывается в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760). При этом остатки по таким счетам в сведениях (ф. 0503779) не отражаются;
2) не допускается отражение в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) несуществующих номеров банковских счетов;
3) показатель по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражается в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) в структуре «00000000000000000000».
Изменения в регламентированных отчетах
Отчет (ф. 0503127)
Согласно пункту 1.3 Письма в Отчете (ф. 0503127) на 1 октября 2020 года показатели прогноза доходов, группирующие детализированные виды доходов, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) не отражаются. В случае если прогнозный показатель детализированного вида доходов сформирован по группировочному коду бюджетной классификации, по которому исполнение бюджета не осуществляется, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» соответствующей строки отражается такой прогнозный показатель, при этом в графах 5-8 формируется промежуточный итог исполнения бюджета по доходам.
В случае когда утвержденные бюджетные назначения отражены без указания подвида доходов, а исполнение – с указанием подвида доходов, для расчета группировочных итогов в форме настройки регламентированного отчета Ф. 0503127, Отчет об исполнении бюджета (действует с 01.01.2018) следует установить флажок Исполнение по подвидам КДБ.
Сведения (ф. 0503169), Сведения (ф. 0503769)
Согласно пункту 1.5 Письма в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24-26 разрядах номера счета соответствующей подстатьи кода КОСГУ.
Для формирования Сведений (ф. 0503169) следует применять регламентированный отчет Ф. 0503169, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (действует с 2018), далее — Отчет ф. 0503169, для формирования Сведений (ф. 0503769) следует применять регламентированный отчет Ф. 0503769, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (действует с 2018), далее — Отчет ф. 0503769. Для формирования в Отчете ф. 0503169 (Отчете ф. 0503769) номеров счетов расчетов с указанием в 24–26 разрядах номера счета нулей в форме настройки автозаполнения отчета для параметра отчета Заполнять КОСГУ установлено значение — «Нет».
Согласно изменениям, внесенными приказами Минфина России от 31.01.2020 № 13н, 30.01.2020 № 11н, в Сведениях (ф. 0503173), (ф. 0503773) добавлена новая графа 10 с указанием причины изменений: «07» — исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.
Для заполнения Сведений (ф. 0503173) в программе применяется регламентированный отчет Ф. 0503173, Изменение валюты баланса (действует с 2018), для заполнения Сведений (ф. 0503773) – регламентированный отчет Ф. 0503773, Изменение валюты баланса (действует с 2018 г.).
Стандартного механизма, позволяющего определить, с какой причиной должны отражаться проводки исправления ошибок прошлых лет – «03» или «07», в учете не предусмотрено. Поэтому в настройках заполнения для указанных видов отчетов была добавлена специальная настройка Код причины исправления ошибок, позволяющая выбрать графу для отражения таких проводок:
При заполнении со стандартными настройками данные по исправлению ошибок прошлых лет отражаются в графе 6 с причиной «03 – Исправление ошибок прошлых лет». Если же в настройках заполнения указана причина «07 – Исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля», то такие данные отражаются в графе 10:
Особенности составления
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
- Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
- Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухотчетности.
Итоги
Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.
- https://WiseEconomist.ru/poleznoe/5909-buxgalterskaya-otchetnost-byudzhetnyx-avtonomnyx-uchrezhdenij
- https://www.egrul.ru/buh_otch_info_7.html
- https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-otchityvayutsya-bukhgaltery-byudzhetnykh-organizatsiy
- https://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/1019918.html
- https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kalendar-bukhgaltera-byudzhetnogo-uchrezhdeniya
- https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhucheta_v_byudzhetnyh_organizaciyah/
- https://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/1017671.html
- https://center-yf.ru/data/Buhgalteru/byudzhetnaya-otchetnost-2020.php
- https://buh.ru/articles/documents/119306/