Формы бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений 2021

Содержание
  1. Общие положения
  2. Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность
  3. Бухгалтерская отчетность за месяц
  4. Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
  5. Отчетность за полугодие
  6. Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений
  7. Перечень отчетных форм для госучреждений
  8. Отражение некассовых операций в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
  9. Календарь: сдаем отчеты для ФСС
  10. Счета учета в государственных организациях
  11. Сроки представления отчетности
  12. Бюджетный учет бланков строгой отчетности в 2020 году
  13. Отражение задолженности по счету 0 205 00 000 в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
  14. Штрафы и ответственность
  15. Контрольные соотношения
  16. Налоговые отчеты: календарь
  17. Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
  18. Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений
  19. Особенности заполнения сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
  20. Изменения в регламентированных отчетах
  21. Особенности составления
  22. Итоги

Общие положения

Согласно п. 2 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Отчетным является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (п. 3 Инструкции N 33н).

Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания.

В случае когда бюджетное, автономное учреждение создается в течение финансового года путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения, первым отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с Инструкцией N 33н, считается период с момента изменения типа учреждения по 31 декабря года его создания.

Если в отношении бюджетного, автономного учреждения в течение финансового года принято решение об изменении его типа в целях создания казенного учреждения, то отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с Инструкцией N 33н, считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение, и до момента изменения типа бюджетного, автономного учреждения на казенное учреждение.

Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, подписываются также руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) (п. 4 Инструкции N 33н).

Если ведение бухгалтерского учета учреждения и составление на его основе отчетности передано по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии, то бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном Инструкцией N 33н. В этом случае бухгалтерская отчетность подписывается руководителем учреждения, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета (п. 5 Инструкции N 33н).

В соответствии с п. 6 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учреждением учредителю на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется от имени учреждения его главным бухгалтером или лицом, ответственным в учреждении (в централизованной бухгалтерии) за ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Учредитель, иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа баланса проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя. В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется ему в виде электронного документа (п. 6 Инструкции N 33н).

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

В случае если дата представления бухгалтерской отчетности учреждения, установленная учредителем, совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется учреждением не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.

Обратите внимание! Автономное учреждение представляет учредителю квартальный отчет об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность после рассмотрения отчетности наблюдательным советом автономного учреждения (п. 7 Инструкции N 33н).

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции N 33н).

Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.

В случае если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется (п. 10 Инструкции N 33н).

Когда показатель по бухгалтерскому учету имеет отрицательное значение, он отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении — со знаком минус — в случаях, предусмотренных Инструкцией N 33н.

В случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе проведения камеральной проверки бухгалтерской отчетности, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления (п. 11 Инструкции N 33н).

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности, — с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности.

Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.

Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.

Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.

Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.

При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.

Бухгалтерская отчетность за месяц

В качестве отчетности за месяц предоставляется документ об исполнении сметы по расходам. Учреждения, которые финансируются административно-территориальными образованиями, заполняют отчет с использованием формы 1-мм. Организации, финансовые ресурсы которых поступают из федеральных учреждений, предоставляют отчет по форме 2-мфб.

Те муниципальные организации, у которых имеется доход от предоставления платных услуг или иных родов деятельности, составляют также Отчет об исполнении сметы по внебюджетным ресурсам (форма 4). Если источников внебюджетных доходов несколько, то заполняется форма 4-сводная.

Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

В квартальную отчетность должна включаться следующая документация:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (по форме 0503725). Содержит единые сведения о прибылях и убытках, изменениях данных в капитале и динамике движения денежных ресурсов относительно консолидированных хозяйственных образований внутри учреждения.

  2. Отчет об обязательствах организации (по форме 0503738). В нем содержится информация об обязательных расходах в течение финансового периода.

  3. Отчет о движении финансовых ресурсов (по форме 0503723). Включает сведения о начислении и убывании различных сумм относительно тех или других видов деятельности, которая осуществляется учреждением.

  4. Данные о выполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

  5. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

Отчетность за полугодие

Отчет за 6 месяцев долен включать в себя:

  1. Справку о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  2. Отчет об исполнении планирования финансово-хозяйственной работы (по форме 0503737).

  3. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  4. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  5. Отчет о динамике денежных ресурсов (по форме 0503723).

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений

Отчетность бухгалтерии муниципального учреждения за год содержит:

  1. Баланс государственного учреждения (по форме 0503730). Описывает состояние финансов и имущества, а именно – активов, обязательств и собственного капитала.

  2. Справка о консолидируемых расчетах (по форме 0503725).

  3. Справка о составлении учреждением счетов бухучета настоящего финансового года (по форме 0503710).

  4. Отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737).

  5. Отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738).

  6. Отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721).

  7. Отчет о динамике денежных ресурсов учреждения (по форме 0503723).

  8. Поясняющая записка к Балансу учреждения (по форме 0503760).

  9. Данные об исполнении решений суда по финансовым обязательствам (по форме 0503295).

Перечень отчетных форм для госучреждений

Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

Общее наименование

Формы

Комментарии

Периодичность предоставления формы

Бюджетные и автономные

Казенные

Бухгалтерский баланс

Ф.0503730

Ф.0503130

Содержит информацию о показателях бухучета в разрезе счетов. Показатели формируются на начало и на конец года. Предусмотрено внутриформенное разделение по кодам финансового обеспечения в части формы 0503730

Годовая

Справка по консолидируемым расчетам

Ф.0503725

Ф.0503125

Содержит информацию о передаче имущества, имущественных прав, земельных участков, денежных средств, обязательств между участниками бюджетного процесса. Данные формируются по счетам: 0 304 06 000, 0 304 04 000, 0 401 00 000

Квартальная, годовая и месячная — для казенных

Справка по заключению счетов бухгалтерского учета

Ф. 0503710

Ф.0503110

Составляется в разрезе видов деятельности, содержит информацию о заключительных оборотах по счетам бухучета

Годовая

Отчет об исполнении бюджета или ПФХД

Ф. 0503737

Ф. 0503127

Документ составляется отдельно по видам деятельности: 1, 2 и 4 и 7, 5 и 6, 3. В отчетной форме заполняются плановые и фактические показатели исполнения бюджета или ПФХД в разрезе кодов вида расхода

Квартальная, годовая

Отчет о принятых бюджетных обязательствах

Ф. 0503738

Ф. 0503128

Бланк предусматривает заполнение отдельно по КФО. Предусматривает совокупные показатели принятых обязательств

Квартальная, годовая

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения

Ф.0503721

Ф.0503121

Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей. Предусмотрено формирование в разрезе КФО

Годовая

Отчет о движении денежных средств

Ф.0503723

Ф.0503123

Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных средств организации в разрезе КОСГУ

Квартальная, годовая

Пояснительная записка

Ф.0503760

Ф.0503160

Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности, даются пояснения отклонениям. Также отчетная форма предусматривает заполнение таблиц и бланков

Месячная, квартальная, годовая

Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года.

Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).

Отражение некассовых операций в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

В отчете нарастающим итогом отражаются показатели исполнения учреждением (его обособленным подразделением) в отчетном периоде плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) на текущий (отчетный) финансовый год (показатели исполнения плана) (п. 36 Инструкции № 33н).

В этой отчетной форме в части доходов указываются следующие сведения:

1. Данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов, за исключением возвратов остатков субсидий (грантов) прошлых лет), исполненные:

  • через лицевые счета, открытые учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание;

  • через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению в соответствии с законодательством РФ, а также при проведении операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения;

  • через кассу учреждения.

2. Данные по доходам учреждения, плановые назначения по которым исполнены в результате обменных операций без движения денежных средств (далее – некассовые операции).

В части расходов отражаются следующие сведения:

1. Данные по выплатам расходов (с учетом восстановления расходов текущего года), исполненные:

  • через лицевые счета, открытые учреждению в органе, осуществляющем кассовое обслуживание;

  • через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению в соответствии с законодательством РФ, а также по выплатам расходов (с учетом восстановления), произведенные через расчетные (дебетовые) банковские карты, выданные органом Федерального казначейства, к балансовым счетам № 40116;

  • через кассу учреждения.

2. Данные о некассовых операциях исполнения расходов учреждения.

Некассовыми операциями называются обменные операции без использования денежных средств (например, погашение задолженности). Показатели по некассовым операциям, отраженные на счетах бухгалтерского учета, указываются в графе 8 отчета.

Пример.

В учреждении по состоянию на отчетную дату сформированы следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислена заработная плата работникам учреждения

7 302 11 837

7 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 111 / подстатья 211 КОСГУ)

800 000

Уплачены страховые взносы

7 303 xx 831

7 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119 / подстатья 213 КОСГУ)

240 000

Удержана из заработной платы работника сумма задолженности по авансовому отчету

7 302 11 837

7 304 03 737

600

Произведен зачет требований по возврату задолженности по авансовому отчету

7 304 03 837

7 208 26 667

600

В отчете данные операции отразятся следующим образом:

Наименование показателя

Код строки

Код аналитики

Исполнено плановых назначений

через лицевые счета

некассовыми операциями

итого

1

2

3

5

8

9

Расходы, всего

200

x

1 040 000

1 040 000

Расходы на выплату персоналу

xxx

110

1 040 000
(800 000 + 240 000)

600

1 040 600

Прочая закупка товаров, работ, услуг

xxx

244

–600

600

Результат исполнения (дефицит/профицит)

450

x

-1 040 000

-1 040 000

Источники финансирования дефицита средств всего (строка 520 + строка 590 + строка 620 + строка 700 + строка 730 + строка 820 + строка 830)

500

1 040 000

1 040 000

Изменение остатков средств

700

x

1 040 000

x

1 040 000

увеличение остатков средств, всего

710

510

x

уменьшение остатков средств, всего

720

610

1 040 000

x

1 040 000

К сведению: в Письме от 03.07.2020 отмечается, что при наличии у учреждения некассовых операций, данные о которых отражены в отчете (ф. 0503737) в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения, по ним дается дополнительная информация (пояснения).

Календарь: сдаем отчеты для ФСС

Напомним, как определить формат предоставления сведений. Необходимо проанализировать показатель среднесписочной численности сотрудников компании. Если показатель менее 25 человек, то регистры в ФСС подают и на бумажных носителях. Если показатель равен или более 25 человек, то отчитываться придется исключительно в электронном формате. Причем электронные отчеты придется подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Вот сроки сдачи отчетов для бюджетных организаций в 2020 году:

Наименование

Календарь

На бумаге

Электронно

Расчет 4-ФСС в части взносов на профессиональные заболевания

За 2019 год

До 20.01.2020

До 27.01.2020

За I квартал 2020 года

До 20.04.2020

До 27.04.2020

За I полугодие 2020 года

До 20.07.2020

До 27.07.2020

За 9 месяцев 2020 года

До 20.10.2020

До 26.10.2020

За 2020 год До 20.01.2021 До 25.01.2021

Подтверждение вида экономической деятельности

За 2019 год

До 15.04.2020

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

18

19

20

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

15

16

17

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

0000000000

18

19

20

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Сроки представления отчетности

Сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений устанавливает учредитель (финансовый орган), бюджетной отчетности получателей бюджетных средств – распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств (п. 6 Инструкции № 33н, п. 10 Инструкции № 191н).

Поскольку за I квартал 2020 года бюджетными, автономными учреждениями отчетность не сдавалась, а получатели бюджетных средств сдавали ее в упрощенном порядке, для подготовки отчетности за полугодие потребуется больше времени. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2020 года риски распространения коронавируса сохраняются и деятельность учреждений возобновляется постепенно. В связи с этим сроки сдачи некоторых отчетных форм за полугодие 2020 года могут быть сдвинуты на более поздний срок.

Согласно п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 131н за полугодие 2020 года отчеты (ф. 0503123, 0503128) и сведения (ф. 0503169, 0503173) представляются не позднее срока, установленного для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 года.

В отношении аналогичных отчетов и сведений, представляемых в составе бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (ф. 0503723, 0503738, 0503769, 0503773), сроки сдачи устанавливаются учредителем (финансовым органом) с учетом сроков, установленных учредителю (финансовому органу) для представления соответствующих отчетов консолидированной отчетности (п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 127н). При этом в п. 2.7 Письма Минфина РФ № 02-06-07/58289, Федерального казначейства № 07-04-05/02-13139 сообщается, что главные администраторы средств федерального бюджета обязаны представить такие формы не позднее 15 августа 2020 года.

Обратите внимание: бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Исключением являются случаи, когда у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность по формированию электронной отчетности или требование о составление отчетности на бумаге установлено законодательным актом (п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н).

Бюджетный учет бланков строгой отчетности в 2020 году

Бланки строгой отчетности (БСО) — разновидность документов, которые в 2020 году используются для фиксации состояния либо права на что-либо, подтверждения полученного статуса и пр.
Дублировать серии и номера на бланках, имеющих отрывные части, запрещено. Исключение — бланки, которые заполняются в двух экземплярах с применением копировальной бумаги. Там идентификационные параметры повторяются.
В деятельности учреждения можно выделить три направления, связанные с учетом бланков строгой отчетности:
• текущая финансово-хозяйственная деятельность;
• оформление трудовых отношений с работниками;
• расчеты с населением.
Единого реестра БСО в России пока не существует. Основные формы бланков, которые часто используются в бюджетной сфере:
• квитанции (выдаются вместо чека ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги);
• билеты и абонементы на зрелищные мероприятия;
• трудовые книжки и вкладыши к ним;
• удостоверения;
• военные билеты;
• медицинские книжки;
• родовые сертификаты;
• листки нетрудоспособности;
• санаторно-курортные путевки;
• аттестаты, дипломы;
• ценные бумаги;
• топливные карты и пр.
Активнее всего бланки строгой отчетности используются в медицинских и образовательных учреждениях. Однако такие документы, как трудовые книжки или листки нетрудоспособности, необходимы в учреждениях любой отраслевой принадлежности. Это значит, что бухгалтер должен обладать полным спектром знаний об обращении, учете и хранении БСО. Конкретный набор документов для той или иной организации зависит от специфики ее деятельности и утверждается руководителем.
Для бухгалтера основополагающими нормативными правовыми актами (НПА), которые регулируют учет бланков строгой отчетности в бюджетных учреждениях, являются несколько инструкций:
• инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России № 157н;
• инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России № 162н;
• инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России № 174н;
• инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России № 183н.
Кроме того, необходимо знать отраслевые НПА, которые регламентируют структуру конкретных бланков, правила их заполнения, учета и хранения. Так, если форма школьного аттестата утверждена государственным органом (приказ Минобрнауки России № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»), следует применять именно ее. Аналогичные приказы действуют для документов о высшем образовании, трудовых книжек, листков нетрудоспособности и других БСО.
Обеспечивать себя необходимыми бланками строгой отчетности бюджетные учреждения должны самостоятельно. Как было сказано выше, если необходимая форма БСО утверждена госорганом, применять можно только ее. В этом случае организация приобретает нужное количество бланков у их производителя. Данные о них размещены на сайте ФНС России в разделе «Лицензии, разрешения, реестры».
Казенные и бюджетные учреждения в вопросах приобретения бланков должны опираться на положения федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а автономные — федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Второй вариант — самостоятельно разработать и изготовить отдельные виды бланков, например служебные удостоверения. Согласно положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (постановление правительства РФ № 359), чтобы сформировать БСО, можно использовать автоматизированные системы. Печатать можно только типографским способом. Однако надо учитывать, что к автоматизированной системе предъявляется огромное число требований: защита от несанкционированного доступа, возможность сохранять уникальный номер и серию бланка и пр. Поэтому государственные (муниципальные) учреждения зачастую предпочитают приобретать уже готовые документы.
Расходы, связанные с изготовлением и/или приобретением бланков, бухгалтер должен отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Почтовые марки или маркированные конверты относят к денежным документам и учитываются на счете 0 201 35 000 «Денежные документы».
Один из необходимых шагов на начальном этапе работы с БСО — назначить ответственных. Руководитель своим приказом формирует специальную комиссию, в обязанности которой входит контроль за оборотом бланков. С каждым членом комиссии заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Форма договора стандартна, она утверждена постановлением Минтруда России № 85.
Любое учреждение, которое использует в своей деятельности БСО, обязано обеспечить определенные условия для их хранения: в оборудованных сейфах, металлических или деревянных, обитых железными листами, шкафах или, в случае большого количества БСО, в опломбированных помещениях. Условия содержания должны исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к документации.
Для отдельных видов бланков существуют специальные правила. Например, для учета «больничных листов» разработана инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения (приказ ФСС России и Минздрава России № 18/29). А учет и хранение трудовых книжек и вкладышей к ним регламентируют правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя (постановление правительства РФ № 225).
Хранить копии/корешки бланков учреждение должно в течение 5 лет. После этого срока их можно утилизировать, однако делать это можно только через процедуру инвентаризации.
Согласно упомянутым выше инструкциям по применению планов счетов, изготовленные или приобретенные бланки обязательно должны получить отражение в бухгалтерском учете. Они не являются материальными запасами, поэтому учет ведется по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности». Бухгалтер фиксирует количество БСО, которые находятся в учреждении на хранении или выданы сотрудникам. Для этих целей счет может быть разделен на субсчета 03.1 «Бланки строгой отчетности на складе», 03.2 «Бланки строгой отчетности в подотчете» и др.
В бухгалтерском учете поступление бланков отражается по кредиту счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по прочим работам, услугам». Одновременно с этим следует отразить их поступление по дебету забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности». Основанием для учета становятся документы поставщика — накладные или акты выполненных работ. Метод двойной записи в данном случае не применяется: фиксируются только факты поступления бланков или их выбытия.
Способ оценивания бланков надо указать в учетной политике учреждения: либо по цене приобретения, либо, что на практике встречается чаще всего, каждый бланк за 1 рубль.
Учреждение обязано вести журнал по прочим операциям (форма 0504071) по счету 03 «Бланки строгой отчетности». Журнал подшивается вместе с первичными документами, свидетельствующими о движении БСО.
Кроме того, для каждого вида бланков ведется отдельная книга учета бланков строгой отчетности (форма 0504045). В ней указывается дата получения или выдачи бланков, их количество и стоимость. По итогу отчетного периода данные анализируются, и выводится остаток. Листы таких книг нумеруются, а сами книги должны быть прошнурованы и опечатаны.
БСО требуют особого подхода не только к вопросам их хранения и учета. Бухгалтеру очень важно знать, как списать бланки строгой отчетности. В случае порчи или выявленного брака такие бланки нельзя просто выбросить.
Контроль за состоянием БСО осуществляется при инвентаризации, в ходе которой следует проверить наличие и сохранность копий/корешков бланков, отсутствие брака, исправлений, соответствие сумм в копиях/корешках данным ведомостей или кассовых отчетов и пр. По результатам инвентаризации формируется ведомость расхождений (форма 0504092), на основании которой и проводится списание обнаруженных испорченных или бракованных БСО. Процедура имеет строго определенный порядок. Первый шаг — подготовить акт о списании бланков строгой отчетности. Он также может быть составлен в произвольной форме, однако бюджетные учреждения чаще всего используют установленную форму (форма 0504816). В акте обязательно перечисляются члены комиссии, период, за который происходит списание, дата. Кроме того, следует указать номера списываемых документов, их серии и причины списания. После этого бланки строгой отчетности должны быть уничтожены. Дату уничтожения тоже фиксируют в акте. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем учреждения.

Отражение задолженности по счету 0 205 00 000 в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

Эта отчетная форма согласно нормам п. 69 Инструкции № 33н составляется учреждениями ежеквартально. Однако некоторые учредители для своих подведомственных учреждений, руководствуясь нормой п. 8 Инструкции № 33н, устанавливают ежемесячную периодичность ее составления.

В Письме от 03.07.2020 сказано, что такие сведения на 1 июля 2020 года заполняются с учетом норм Приказа Минфина РФ № 127н. В самом приказе в отношении заполнения этой формы указано следующее: показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующей подстатьи кода КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности).

Порядок заполнения сведений установлен п. 69 Инструкции № 33н. В отчетной формеотражаются данные по сформированной на отчетную дату:

  • дебиторской задолженности (показатели по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000);

  • кредиторской задолженности (показатели по счетам 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 401 40 000, 0 401 60 000).

В деятельности учреждений здравоохранения, участвующих в расчетах по программе ОМС, часто на отчетную дату возникает остаток по счету 720532000 «Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования» (п. 92 Инструкции № 174н, п. 95 Инструкции № 183н).

В соответствии с п. 197, 199, 200 Инструкции № 157н счет 0 205 00 000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требования к плательщику, возникающего в силу договора (соглашения), а также при выполнении субъектом учета возложенных на него согласно законодательству РФ функций, и расчетов по сумме поступившего от плательщика предварительного платежа (аванса). При этом субъект учета обеспечивает ведение аналитического учета расчетов по поступлениям в разрезе видов поступлений по плательщику и договору (требованию).

Также в силу Инструкции № 157н субъекту учета при ведении бухгалтерского учета необходимо обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, соблюдая принцип осмотрительности.

Применение принципа осмотрительности в отношении расчетов по суммам поступлений, учитываемых на счете 0 205 00 000, означает необходимость обособленного учета кредиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как обязательство, носящее в основном немонетарный характер, от дебиторской задолженности по доходам, которая классифицируется как актив, носящий в основном монетарный характер.

В сведениях (ф. 0503769) отражаются обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Сведения составляются отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности.

Ниже рассмотрим, как отражается в сведениях кредиторская задолженность по счету 7 205 32 000, сформированная на начало отчетного периода.

Пример.

У учреждения по состоянию на 1 января 2020 года имелся кредитовый остаток по счету 7 205 32 000 в размере 320 000 руб. По состоянию на 1 октября 2020 года кредитовый остаток по этому счету составил 180 000 руб.

В сведениях (ф. 0503769) такие показатели отразятся следующим образом:

1. Сведения о кредиторской задолженности

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма задолженности, руб.

на начало года

изменение задолженности

на конец отчетного периода

всего

уменьшение

всего

всего

1

2

7

9

0Х0Х0000000000130 2 205 31 000

320 000

140 000

180 000

140 000

Итого по коду счета

320 000

140 000

Штрафы и ответственность

Если в течение установленного срока обязанность по предоставлению отчетности не исполнена, то есть компания не подала сведения вовремя, то контролирующий орган применит штрафные санкции. В большинстве случаев наказание — это административная ответственность в виде штрафов.

Сколько штрафов должны уплачивать нарушители сроков сдачи отчетных форм:

Вид отчета

Штраф, санкция

Основание (ссылка на НПА)

Налоговые декларации

5% от суммы не уплаченных в срок налогов, взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Максимум — 30% не уплаченных в срок взносов, минимум — 1000 руб.

Декларация по налогу на прибыль за отчетный период или расчет авансовых платежей по налогу на имущество — 200 руб.

П. 1 ст. 126 НК РФ

П. 1 ст. 119 НК РФ

Расчет по страховым взносам

П. 1 ст. 119 НК РФ

4-ФСС

П. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ

Справка 2-НДФЛ

200 руб. — за каждую справку, предоставленную с просрочкой.

П. 1 ст. 126 НК РФ

Расчет 6-НДФЛ

1000 руб. — за каждый полный или неполный месяц опоздания.

П. 1.2 ст. 126 НК РФ

СЗВ-М

500 руб. — за каждое застрахованное лицо, сведения о котором отражаются в просроченной форме.

Ст. 17 закона № 27-ФЗ

СЗВ-СТАЖ

Бухгалтерская отчетность

За непредоставление в ИФНС — 200 руб. за каждую не сданную форму, которая входит в состав отчетности.

П. 1 ст. 126 НК РФ

 

Контрольные соотношения

В состав комплектов регламентированной отчетности также включены контрольные соотношения для проверки корректности составления форм отчетности. Соотношения составлены по требованиям, опубликованным на .

При публикации новых требований к контрольным соотношениям в комплекты отчетности вносятся изменения.

Налоговые отчеты: календарь

Обозначим, когда сдавать основные налоговые формы в ИФНС. Полный перечень бланков зависит от выбранного режима налогообложения. Представим актуальный календарь бухгалтера бюджетного учреждения на 2020 год в таблице.

Вид налоговых отчетов

За какой период предоставляется

Срок предоставления в ИФНС

Сдача бухгалтерской финансовой отчетности

В том числе и по упрощенным формам

За 2019 г.

До 31.03.2020

Единый расчет по страховым взносам

Итоговый за 2019 год

До 30.01.2020

За I квартал 2020 г.

До 30.04.2020

За I полугодие 2020

До 30.07.2020

За 9 месяцев 2020

До 30.10.2020

За 2020 год

До 01.02.2021 (30 и 31 января — суббота и воскресенье)

Сведения о среднесписочной численности За 2019 г. До 20.01.2020
За 2020 г. До 20.01.2021

Декларация по налогу на прибыль при условии, что учреждение отчитывается ежеквартально

За 2019 г.

До 30.03.2020 (28 и 29 марта — суббота и воскресенье)

За I квартал 2020

До 28.04.2020

За I полугодие 2020

До 28.07.2020

За 9 месяцев 2020

До 28.10.2020

За 2020 г. До 29.03.2021 (28 марта — воскресенье)

Декларация по налогу на прибыль при условии, что учреждение отчитывается ежемесячно

За 2019 год

До 30.03.2020 (28 и 29 марта — суббота и воскресенье)

За январь 2020

До 28.02.2020

За февраль 2020

До 30.03.2020

За март 2020

До 28.04.2020

За апрель 2020

До 28.05.2020

За май 2020

До 29.06.2020

За июнь 2020

До 28.07.2020

За июль 2020

До 28.08.2020

За август 2020

До 28.09.2020

За сентябрь 2020

До 28.10.2020

За октябрь 2020

До 30.11.2020

За ноябрь 2020

До 30.12.2020

За 2020 год До 29.03.2021 (28 марта — воскресенье)

Декларация по налогу на добавленную стоимость (НДС)

За IV квартал 2019

До 27.01.2020 (25 и 26 января — суббота и воскресенье)

За I кв. 2020

До 27.04.2020

За II кв. 2020

До 27.07.2020

За III кв. 2020

До 26.10.2020

За 2020 г. До 25.01.2021

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

За IV кв. 2019

До 20.01.2020

За I кв. 2020

До 20.04.2020

За II кв. 2020

До 20.07.2020

За III кварт. 2020

До 20.10.2020

За IV кв. 2020 До 20.01.2021

Справка 2-НДФЛ, подает организация — налоговый агент

За 2019 г.

До 02.03.2020 — новый общий срок по всем категориям справок!

За 2020 г. До 01.03.2021

Расчет 6-НДФЛ

За 2019 г.

До 02.03.2020 — новый срок!

За I квартал 2020

До 30.04.2020

За I полугодие 2020

До 31.07.2020

За 9 месяцев 2020

До 02.11.2020

За 2020 г. До 01.03.2021

Годовая налоговая декларация по налогу на имущество организаций

За 2019 г.

До 30.03.2020

За 2020 г.

До 30.03.2021

Декларация по налогу при УСН для автономных учреждений и некоммерческих организаций

За 2019 г.

До 31.03.2020

За 2020 г. До 31.03.2021

Налоговая декларация по ЕНВД

За 4 квартал 2019 г.

20.01.2020

За 1 квартал 2020 г.

20.04.2020

За 2 квартал 2020 г.

20.07.2020

За 3 квартал 2020 г.

20.10.2020

За 4 квартал 2020 г. 20.01.2021

Декларация по транспортному налогу

За 2019 г.

До 03.02.2020

Декларация по земельному налогу

За 2019 г.

До 03 02.2020

ВАЖНО!
С начала нового года вступило в силу важное изменение. Теперь ни итоговая, ни квартальная отчетность бюджетных учреждений в 2020 году не предоставляется в Росстат. Бухгалтеры направляют регистры только в ИФНС.

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений

Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:

  • ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);

  • отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);

  • справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);

  • отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);

  • отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);

  • пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);

  • справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).

Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:

  1. Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).

  2. Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.

  3. В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.

Особенности заполнения сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)

Данные сведения формируются раздельно по видам финансового обеспечения деятельности (п. 74 Инструкции № 33н). Здесь раскрывается информация о наличии банковских счетов, открытых бюджетному (автономному) учреждению, в том числе при условии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и конец отчетного периода.

В форме отражается информация об остатках денежных средств:

  • в разделе 1 «Счета в кредитных организациях» – по банковским счетам, открытым в кредитных организациях;

  • в разделе 2 «Счета в финансовом органе» – по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

  • в разделе 3 «Средства в Кассе учреждения» – в кассе учреждения.

Стоит также отметить, что автономные учреждения в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ открывают счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. В свою очередь, бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, которые открываются в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Как указано в Письме от 03.07.2020, при отражении бюджетными учреждениями в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) данных по банковским счетам, за исключением счетов, открытых для расчетов с иностранной валютой, дополнительная информация по основаниям открытия этих счетов (со ссылкой на нормы федеральных законов) раскрывается в пояснениях к сведениям (ф. 0503779) в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).

При заполнении сведений (ф. 0503779) учитываются следующие особенности:

1) при наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению в кредитной организации, в отношении которой ЦБ РФ было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, дополнительная информация о наименовании кредитной организации и сумма денежных средств, отнесенная на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» при отзыве лицензии на осуществление банковских операций, раскрывается в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760). При этом остатки по таким счетам в сведениях (ф. 0503779) не отражаются;

2) не допускается отражение в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) несуществующих номеров банковских счетов;

3) показатель по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражается в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений (ф. 0503779) в структуре «00000000000000000000».

Изменения в регламентированных отчетах

Отчет (ф. 0503127)

Согласно пункту 1.3 Письма в Отчете (ф. 0503127) на 1 октября 2020 года показатели прогноза доходов, группирующие детализированные виды доходов, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) не отражаются. В случае если прогнозный показатель детализированного вида доходов сформирован по группировочному коду бюджетной классификации, по которому исполнение бюджета не осуществляется, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» соответствующей строки отражается такой прогнозный показатель, при этом в графах 5-8 формируется промежуточный итог исполнения бюджета по доходам.

В случае когда утвержденные бюджетные назначения отражены без указания подвида доходов, а исполнение – с указанием подвида доходов, для расчета группировочных итогов в форме настройки регламентированного отчета Ф. 0503127, Отчет об исполнении бюджета (действует с 01.01.2018) следует установить флажок Исполнение по подвидам КДБ.

Сведения (ф. 0503169), Сведения (ф. 0503769)

Согласно пункту 1.5 Письма в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24-26 разрядах номера счета соответствующей подстатьи кода КОСГУ.

Для формирования Сведений (ф. 0503169) следует применять регламентированный отчет Ф. 0503169, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (действует с 2018), далее — Отчет ф. 0503169, для формирования Сведений (ф. 0503769) следует применять регламентированный отчет Ф. 0503769, Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (действует с 2018), далее — Отчет ф. 0503769. Для формирования в Отчете ф. 0503169 (Отчете ф. 0503769) номеров счетов расчетов с указанием в 24–26 разрядах номера счета нулей в форме настройки автозаполнения отчета для параметра отчета Заполнять КОСГУ установлено значение — «Нет».

Согласно изменениям, внесенными приказами Минфина России от 31.01.2020 № 13н, 30.01.2020 № 11н, в Сведениях (ф. 0503173), (ф. 0503773) добавлена новая графа 10 с указанием причины изменений: «07» — исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.

Для заполнения Сведений (ф. 0503173) в программе применяется регламентированный отчет Ф. 0503173, Изменение валюты баланса (действует с 2018), для заполнения Сведений (ф. 0503773) – регламентированный отчет Ф. 0503773, Изменение валюты баланса (действует с 2018 г.).

Стандартного механизма, позволяющего определить, с какой причиной должны отражаться проводки исправления ошибок прошлых лет – «03» или «07», в учете не предусмотрено. Поэтому в настройках заполнения для указанных видов отчетов была добавлена специальная настройка Код причины исправления ошибок, позволяющая выбрать графу для отражения таких проводок:

При заполнении со стандартными настройками данные по исправлению ошибок прошлых лет отражаются в графе 6 с причиной «03 – Исправление ошибок прошлых лет». Если же в настройках заполнения указана причина «07 – Исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля», то такие данные отражаются в графе 10:

Особенности составления

Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:

  1. Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
  2. Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
  3. Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухотчетности.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Источники

  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/5909-buxgalterskaya-otchetnost-byudzhetnyx-avtonomnyx-uchrezhdenij
  • https://www.egrul.ru/buh_otch_info_7.html
  • https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-otchityvayutsya-bukhgaltery-byudzhetnykh-organizatsiy
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/1019918.html
  • https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kalendar-bukhgaltera-byudzhetnogo-uchrezhdeniya
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhucheta_v_byudzhetnyh_organizaciyah/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/1017671.html
  • https://center-yf.ru/data/Buhgalteru/byudzhetnaya-otchetnost-2020.php
  • https://buh.ru/articles/documents/119306/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: