Формы, виды и основные методы финансового контроля

Содержание
  1. Что такое финансовый контроль
  2. В чем заключается финконтроль
  3. Понятие и принципы финансового контроля
  4. Цели осуществления финансового контроля
  5. Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля
  6. Основные виды финансового контроля
  7. Классификация видов контроля по срокам
  8. Классификация видов контроля по субъектам
  9. Виды контроля по субъектному составу
  10. Виды контроля по сфере деятельности
  11. Основные методы финконтроля
  12. В зависимости от субъектов
  13. В зависимости от времени
  14. По сферам деятельности
  15. По методам проведения
  16. Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов
  17. Предварительный контроль
  18. Текущий контроль
  19. Последующий контроль
  20. Методы контроля
  21. Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ
  22. Обследование как метод финансового контроля
  23. Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.

В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

В чем заключается финконтроль

Финконтроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Правовые основы финансового контроля регламентированы в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах Президента России, а также Постановлениях Правительства РФ. Отдельным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о финконтроле, является Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001).

Основные направления финансового контроля как на уровне государства, так и в пределах одной организации:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства (финансового, бюджетного, гражданского, банковского);
  • обеспечение своевременности и полноты перечисления платежей в соответствующие бюджеты по налоговым и прочим обязательствам;
  • обеспечение правильности ведения учета показателей хозяйственной деятельности субъекта, а также составления отчетности;
  • содействие в эффективном и целевом использовании денежных фондов подконтрольного субъекта;
  • выявление скрытых резервов для финансово-экономического роста в части доходов и расходов субъекта.

Понятие и принципы финансового контроля

Наличие контрольной функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение фи-нансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства. В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во Франции и в Италии. В XII— XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.

Вопросы финансового контроля исследовались еще до возникновения науки финансового права. Французский правовед Ж. Бо- рен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении «Шесть книг о государстве» основные источники финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного контроля их поступления. Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формы контроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой системе государства. «Социализм есть в первую очередь контроль и учет», — писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.

В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и др.).

Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.). В то же время финансовый контроль содей-ствует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:

  • сбалансированность между потребностью и наличием финан-совых ресурсов;
  • полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
  • выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;
  • рациональное использование материальных и денежных средств;
  • правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия на нарушителей.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятель-ности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Принципами финансового контроля являются:

принцип независимости. Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

принцип объективности. Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

принцип компетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

принцип системности. Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

принцип гласности. Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

Цели осуществления финансового контроля

Финансовый контроль необходим для установления правого поля единого для всех субъектов хозяйствования. Он обеспечивает строгое соблюдение законов и дисциплины, определенной законодательством страны. Его сущность заключается в наблюдении субъектов, формировании объективной информации, поиске причин правонарушений, принятии мер по исполнению наказаний в случае нарушения предписанных норм и правил.

Реализация контроля представляет собой один из элементов финансовой политики. Его цели сводятся к следующим положениям:

  1. Осуществление функции государственно управления в области финансовой проверки для исключения или выявления нарушений соответствующих правовых норм.
  2. Государственное управление, направленное на организацию доходов и расходов бюджета страны.
  3. Формирование обратной связи для получения полной картины об эффективности принятых решений в области финансовой политики.
  4. Обеспечение режима законности.
  5. Правопорядок в финансовых отношениях.
  6. Создание условий для соблюдения норм, установленных соответствующим разделом права.

Таким образом, цель государственного контроля финансов заключается в поддержании эффективности и правомерности действий в области финансовых отношений. Отдельные субъекты хозяйствования так же заинтересованы в соблюдении финансовых норм и законов. Следование им позволяет упорядочить собственную деятельность, эффективно использовать финансовые инструменты, предложенные государством и обществом в целом. Финансовая дисциплина проявляется во всех сферах жизни человека. Она влияет на законность и соблюдение прав в налоговой, бюджетной, страховой, валютной и других отраслях хозяйствования. Дисциплина финансов создает условия для исполнения доходов бюджета, своевременного финансирования расходов, защиты прав экономических агентов, разработку и внедрение стандартов по ведению финансового учета и так далее.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Основные виды финансового контроля

Систематизировать все виды финансового контроля можно по разным критериям.

По времени осуществления финансовый контроль бывает текущим, предварительным и последующим. Контролирующие органы занимаются всеми этими видами.

Кроме того, финансовый контроль бывает обязательным и инициативным. Обязательный осуществляется:

  • когда это установлено законодательными актами;
  • если государственные органы требуют его проведения.

Можно классифицировать виды финансового контроля и иначе. Например, по субъектам, которые его проводят, финансовый контроль бывает:

  • президентским;
  • ведомственным, внутрихозяйственным;
  • общественным;
  • аудиторским;
  • контролем законодательных и местных органов власти;
  • контролем исполнительных органов власти общей компетенции.

Развитие местного самоуправления требует выделения самостоятельного вида финансового контроля – проверки исполнительных и представительных органов.

Государственный контроль – прерогатива различных органов законодательной и исполнительной власти РФ (федеральных и специализированных). Государственный финансовый контроль ведется в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Внутренний (внутрисистемный) вид финансового контроля должен осуществляться в органах исполнительной власти и различных общественных организациях, религиозных объединениях и т. д. Его проводят руководители специальных контрольно-ревизионных подразделений, учреждаемых данными органами. Эти должностные лица находятся в прямом подчинении у главы организации: комитета, министерства и т. д.

Аудиторский (независимый) вид финансового контроля – это платная услуга, оказываемая в числе прочих аудиторами и аудиторскими фирмами и заключающаяся в независимой вневедомственной проверке отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, где зафиксированы материальные обязательства и требования компании. Аудит регулируется нормами Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Внутрихозяйственный вид финансового контроля – обязанность бухгалтерии, финансового отдела или другой экономической службы предприятия или учреждения. Объектом такой проверки может быть хозяйственная деятельность компании в целом либо отдельных ее структурных элементов.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Виды контроля по субъектному составу

Переходим к разбору видов и форм финансового контроля. В зависимости от субъектов (кто его осуществляет), он разделяется на несколько типов.

Государственный. Контроль здесь – дело госструктур. Их задача – обеспечить государственные и общественные интересы как по поступлению доходов в казну, так и по расходованию бюджетных средств.

Внутри себя форма государственного финансового контроля разделяется на три типа:

  1. Парламентский – со стороны законодательной власти.
  2. Президентский – со стороны главы государства.
  3. Правительственный – со стороны исполнительной власти.

Ведомственный. Контроль проводится ревизионными отделениями министерств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных им учреждений.

Внутрихозяйственный (корпоративный, внутрифирменный). Субъекты: финансовые службы организаций и предприятий. Объектом будет финансово-хозяйственная активность учреждения.

Цели контроля такие:

  1. Обеспечение интересов всего объекта.
  2. Сокращение нерациональных убытков.
  3. Выявление резервов увеличения прибыли.
  4. Повышение эффективности использования ресурсов – денежных, трудовых, материальных.

Банковский. Контроль за деятельностью клиентов: организаций, предприятий. Производят его коммерческие банки, эти объекты обслуживающие. Цель – обеспечение соблюдения клиентами правил денежных расчетов, проверка их кредитоспособности.

Общественный. Субъектами выступают неправительственные учреждения: СМИ, профсоюзы и проч. Объект же зависит от задач этих учреждений. К примеру, профсоюзы контролируют своевременность начисления з/п, выплату социальных пособий предприятием.

Независимый. Субъект – аудиторские фирмы, аудиторы-ИП. Цель их деятельности – проверка финансовой отчетности, установление достоверности бухучета.

Правовой. Контроль осуществляют правоохранительные органы. Это судебно-бухгалтерские экспертизы, ревизии.

Гражданский. Осуществляют физические лица при получении зарплаты, пособий, отчислении налогов на доходы, имущество и проч.

Виды контроля по сфере деятельности

Финансовый контроль в зависимости от сферы деятельности разделяется на шесть категорий.

Бюджетный. Это самый важный вид из списка. Производится во время составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Задача – проверка полноты использования денежных средств доходной доли казны.

Также контролируется целесообразность финансирования разного рода затрат, своевременность выделения средств из бюджета, эффективное и целевое их использование.

Налоговый. Цель этого вида контроля – мобилизация доходов от налогов всех уровней российской бюджетной системы.

Таможенный. Главная задача – обеспечить своевременность и полноту уплаты таможенных сборов в бюджет.

Кредитный. Такого рода контроль осуществляется при выдаче и взыскании ссуд, проверке их обеспеченности.

Валютный. Главная цель – обеспечение своевременного и полного поступления валютной экспортной выручки в РФ. А также подтверждение обоснованности платы за импорт иностранной валютой.

Страховой. Это надзор за правильным проведением страховых процедур. Цель – обеспечение стабильного развития рынка данных услуг.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

В зависимости от субъектов

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осуществляют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов бизнес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам деятельности

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Предварительный контроль

Предварительная форма финансового контроля осуществляется до совершения важного события, мероприятия. Примером может стать проверка правильности и законности документации, которая служит основой для получения из бюджета денежных средств.

Такой вид контроля обычно осуществляют вышестоящие органы хозяйствующих учреждений, управление финансово-кредитной структуры. Ими рассматриваются кассовые, кредитные сметы и планы, нормативные расчеты, документы об открытии кредитов и перечислении денежных средств.

Текущий контроль

Следующая форма финансового контроля – оперативная (текущая). Она проводится непосредственно во время расходования или поступления денежных ресурсов.

Основывается текущий контроль на данных оперативного и бухгалтерского учета. Визуальное наблюдение, периодические инвентаризации помогают предотвратить экономические правонарушения, а также вовремя отрегулировать финансовые риски.

Объект оперативного контроля – документы, которые связаны с получением и перечислением денежных средств. Проверяющие регулярно сопоставляют фактические траты с актуальными нормами по расходованию бюджета, что позволяет вовремя выявить отклонения.

Последующий контроль

Последняя форма организации финансового контроля – последующая. Она проводится уже после проведения денежной операции. Цель – дополнительно проверить обоснованность и законность действий.

Один из путей осуществления – анализ балансов и отчетов. Также проводятся ревизии, проверки непосредственно на местах – предприятиях, организациях, учреждениях.

Методы контроля

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) – непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные – в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель – контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель – определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель – выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

    Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.

    Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

  2. Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.

    При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

Обследование как метод финансового контроля

Еще одним методом проведения финансового контроля является обследование. Оно как самостоятельный метод имеет единственную цель — установить степень целесообразности инициирования собственно проверки (обычной или ревизии). В рамках обследования не только изучаются документы, но и применяются иные способы сбора информации, например:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

И это далеко не исчерпывающий спектр инструментов, характеризующих обследование, — на практике их может быть намного больше.

В свою очередь, проверка и ревизия как обособленные методы финансового контроля имеют, как правило, не слишком много общего с указанным инструментарием. Но при ревизии такие методы, как опрос и интервьюирование (причем подчас даже более детальные, чем при обследовании), вполне практикуются.

Все указанные действия могут производиться в плановом или внеплановом порядке. При этом обследование может быть:

  1. Камеральным, когда проверяющее лицо:
    • запрашивает у проверяемого документы (которые отправляются или привозятся);
    • обращается к опрашиваемому, анкетируемому или интервьюируемому представителю контролируемого объекта дистанционно (например, по телефону или через интернет).
  2. Выездным, когда проверяющий лично приезжает на территорию объекта, чтобы:
    • более детально изучить документацию;
    • поговорить с представителями проверяемого лица (или лично посмотреть, как идут дела на его территории в целом).

Санкционирование — еще один классифицированный в БК РФ метод государственного финансового контроля — является очень специфичным.

Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.

Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.

На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.

На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.

Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.

Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.

Пример

Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.

Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.

Источники

  • https://nsovetnik.ru/audit/kakie-est-metody-finansovogo-kontrolya/
  • https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/razbiraemsya-s-vidami-i-formami-finansovogo-kontrolya
  • http://be5.biz/pravo/f007/4.html
  • https://spravochnick.ru/finansy/celi_i_metody_finansovogo_kontrolya/
  • https://nalog-nalog.ru/finansovyj_kontrol/formy_vidy_i_osnovnye_metody_finansovogo_kontrolya/
  • https://biznes-resurs.ru/management/vidy-finansovogo-kontrolya/
  • https://FB.ru/article/36776/osnovnyie-vidyi-i-formyi-finansovogo-kontrolya
  • http://www.grandars.ru/student/finansy/formy-finansovogo-kontrolya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: