Главное о СУОТ (система управления охраной труда) на предприятии

Содержание
  1. СУОТ — что это такое?
  2. Задачи системы управления охраны труда
  3. Типовое положение
  4. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА
  5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
  7. ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
  8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
  9. Как выглядит СУОТ для малых предприятий?
  10. Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий
  11. Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий
  12. Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий
  13. Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?
  14. Ставим точку в вопросе: нужна ли в офисе СУОТ?
  15. Нужна ли в офисе СУОТ?
  16. Но ведь у нас нет опасных производств!
  17. Да у нас вообще микроорганизация!
  18. Остановимся на самом главном – что ждет нас в 2021 году, что ждать от проводимой реформы в сфере охраны труда.
  19. В 2021 году планируется пересмотреть существующие нормативы численности службы охраны труда.
  20. В 2021 году ожидается выход под обновленный Трудовой кодекс трех важных документов.
  21. Новые НПА по охране труда в 2021 году
  22. Как разработать план мероприятий по охране труда на 2021 год
  23. Как разработать план мероприятий по охране труда на 2021 год
  24. Как составить смету расходов по охране труда
  25. Как разработать план мероприятий по охране труда
  26. Как согласовать и утвердить план мероприятий по охране труда
  27. Негативные доводы
  28. Что делать, если руководитель не согласовывает мероприятия

СУОТ — что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

Раздел Содержание
Общие положения Цель, нормативная база
Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;
  • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;
  • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
  • гарантии прав работников на охрану труда;
  • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;
  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
  • планирование мероприятий по охране труда;
  • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда Общества;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;
  • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
  • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;
  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

И т. д.

Как выглядит СУОТ для малых предприятий?

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит СУОТ для малых предприятий и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали здесь и здесь. Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет. В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях». Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет СУОТ для малых предприятий. Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, СУОТ для малых предприятий отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Ну а если Вы только ещё подумываете, чтобы открыть своё собственное дело, то начать Вам нужно с регистрации ООО под ключ. Поверьте, обращение к профессионалам сэкономит Вам достойное количество времени и сил как на моменте подачи документов, так и в течение экономической деятельности Вашей будущей организации.

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из СУОТ для малых предприятий ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда. Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда, включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда. Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками. Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав СУОТ для малых предприятий.
  5. Информирование работников об условиях труда. Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы. Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи. К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами. Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой СУОТ для малых предприятий, описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур СУОТ для малых предприятий.

  1. Организация и проведение оценки условий труда. Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда. В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников. Медицинские осмотры проводятся согласно , а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком. Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха. Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ. С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001. Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров. Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается СУОТ для малых предприятий и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

Ставим точку в вопросе: нужна ли в офисе СУОТ?

Многие наши читатели возмущаются: «У нас маленькая офисная организация, чей труд мы будем охранять? Зачем нам ещё одна стопка никому не нужных документов? И что это за система управления охраной труда?..» Мы прекрасно понимаем их возмущение: порой бюрократия буквально перекрывает кислород основной деятельности предприятия. Однако сегодня речь пойдёт о системе документов, необходимой любой (да-да, абсолютно любой) организации согласно требованиям трудового законодательства. Нужна ли в офисе СУОТ? Поставим точку в вопросе.

К слову, один из параметров благополучия работников, занятых за работой в офисе, — микроклимат. И даже такая мелочь, как запах, может благотворно способствовать продуктивной работе. Если эта тема Вам интересна, посмотрите подробности на сайте.

Нужна ли в офисе СУОТ?

Мы не устанем цитировать ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации: «Работодатель обязан обеспечить наличие разработанной и функционирующей системы управления охраной труда». Ни в данной статье Кодекса, ни в главе X, целиком посвящённой охране труда, нет пояснения, к какого рода (типа) организациям относится данного требования. Следовательно вывод один: разработанная и внедрённая система управления охраной труда – обязанность работодателя любой организации, вне зависимости от размера штата сотрудников, наличия производственных линий, типа (коммерческие/некоммерческие), и так далее.

Нужна ли в офисе СУОТ? Безусловно, как и во всех других организациях. Её содержание определил Приказ Минтруда N438Н от 19 августа 2016 г., утвердив «Типовое положение о системе управления охраной труда».

Но ведь у нас нет опасных производств!

Заблуждение о том, что охрана труда важна лишь там, где наблюдаются вредные условия труда, встречаются очень часто. Конечно, вероятность получить ожог от электрической дуги или упасть в открытый колодец намного ниже, чем на стройке или на производстве (да что уж там, она равна нулю). Однако если взглянуть на примеры несчастных случаев, произошедших именно в офисных организациях (ушибы, переломы, растяжения, порезы, поражения электрическим током и прочие), то вопрос «а нужна ли в офисе СУОТ» отпадает сам собой. Ведь любая травма, полученная работником во время исполнения им своих должностных обязанностей, может быть квалифицирована как производственная (со всеми вытекающими нежелательными последствиями), в то время как системный подход к охране труда в организации способен исключить возможность наступления таких случаев.

Но если даже это не убедило Вас, просто подумайте: чем меньше и проще организация (с точки зрения её специализации и вредных условий труда), тем обиднее её руководителю заниматься расследованиями несчастных случаев вместо того, чтобы посвятить себя основному делу – тому, для которого организация и создавалась.

Да у нас вообще микроорганизация!

Тогда у нас хорошие для Вас новости: для малых организаций, разрабатывается «своя», упрощенная система управления охраной труда. Особенности её содержания и разработки содержатся в выпущенном специально для этого случая ГОСТ. Ознакомившись с ним, Вы распрощаетесь с сомнением, нужна ли в офисе СУОТ и перестанете бояться её разработки.

А может, действительно, заняться своим делом, доверив разработку СУОТ опытным специалистам? Скорее всего, они уже знакомы со спецификой Вашей организации и готовы оказать Вам квалифицированную помощь.

В любом случае мы призываем не поддаваться панике: мы с Вами, и у Вас все получится. Удачи!

Остановимся на самом главном – что ждет нас в 2021 году, что ждать от проводимой реформы в сфере охраны труда.

Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.

В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.

На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.

Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.

Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.

Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.

В 2021 году планируется пересмотреть существующие нормативы численности службы охраны труда.

Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».

В 2021 году ожидается выход под обновленный Трудовой кодекс трех важных документов.

  1. Новый порядок обучения по охране труда, появится до июля 2021 года. Новый порядок обучения будет приниматься постановлением Правительства РФ. В нем будут расширены формы и виды обучения, возрастные группы. Молодежь теперь с малых лет начнут готовить по вопросам самосохранения.

  2. Единые типовые нормы выдачи СИЗ с риск-ориентированным подходом. Единые типовые нормы выдачи СИЗ на сегодня фактически уже готовы и в начале следующего года появятся для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

  3. Новое положение о системе управления охраной труда в организациях. Разработкой Положения будет по госзаказу заниматься ВНИИ труда.

Однако все эти перечисленные выше документы появятся только после принятия новой редакции Трудового кодекса РФ, произойдет это согласно плану в начале 2021 года.

В проекте Трудового кодекса РФ прописан электронный документооборот по охране труда. Данное нововведение уже поддержали несколько крупнейших предприятий страны.

В ближайшее время ожидается выход 42 новых правил по охране труда. Некоторые из них — пересмотренные из ранее действовавших, некоторые — совершенно новые или объединенные. Молебнов уверен, что к 31 декабря будут выпущены все правила и никакого правового пробела в новом году не возникнет.

Новые НПА по охране труда в 2021 году

Здесь мы уже развернёмся и приведём полный перечень проектов, из которых должны вылупиться новые нормативные правовые акты по охране труда.
Один из важных документов уже в статусе НПА, но с отсрочкой вступления в законную силу. Речь идёт о перечнях производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Перечни утверждены приказом Минтруда России от 18.07.2019 г. № 512н и вступают в силу с 1 января 2021 года. Скачать документ в формате MS Word можно ниже.

Всё остальное крутится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а именно 29 проектов правил по охране труда и два по медицинским осмотрам:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
  2. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
  3. Правила по охране труда при проведении полиграфических работ.
  4. Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий.
  5. Правила по охране труда при обработке металлов.
  6. Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения.
  7. Правила по охране труда при проведении работ в особых климатических условиях.
  8. Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.
  9. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
  10. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
  11. Правила по охране труда на судах морского и речного флота.
  12. Правила по охране труда при проведении водолазных работ.
  13. Правила по охране труда при работе на высоте.
  14. Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования.
  15. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
  16. Правила по охране труда в сельском хозяйстве.
  17. Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов.
  18. Правила по охране труда в строительстве.
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
  20. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.
  21. Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  22. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.
  23. Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности.
  24. Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов.
  25. Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
  26. Правила по охране труда при производстве цемента.
  27. Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов.
  28. Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
  29. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
  30. Правила по охране труда в морских и речных портах.
  31. Правила по охране труда в организациях связи.

Обращаем ещё раз ваше внимание на то, что это перечень проектов, а не полноценные нормативные документы по охране труда. За содержанием и судьбой интересующих проектов вы можете следить самостоятельно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Причём не только следить, но и обсуждать проекты, предлагать идеи для их улучшения. А то будем потом, как обычно, жаловаться на содержание новых НПА.

Также в новом году ожидается новый порядок обучения по охране труда и обновлённый раздел по охране труда Трудового Кодекса РФ, но об этом мы будем говорить в соответствующее время.
Напишите в комментариях, что вы думаете о грядущих изменениях в охране труда. И да, за рейтинговую звёздочку отельное и большое спасибо!

Как разработать план мероприятий по охране труда на 2021 год

Как разработать план мероприятий по охране труда на 2021 год

С помощью рекомендации специалист по охране труда или руководитель предприятия может составить перечень мероприятий, которые нужно провести в следующем году. Чтобы определить все мероприятия используйте алгоритм из шести шагов.

Шаг 1

Возьмите за основу типовой перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. В нем прописаны основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков. Выберите из перечня все мероприятия, которые нужно провести в организации.

Шаг 2

Запросите в бухгалтерии расшифровку расходов на охрану труда организации за текущий год. Сверьте его с планом мероприятий по охране труда на текущий год. Это позволит обнаружить мероприятия, которые еще не провели.

Шаг 3

Запросите в кадровой службе информацию, сколько работников приняли в этом году, и количество новых рабочих мест, которые планируют ввести в следующем году. Это позволит учесть, на каких рабочих местах нужно организовать первичное обучение по охране труда в образовательных организациях, предварительные медосмотры и внеплановую спецоценку.

Шаг 4

Проведите проверки подразделений и поговорите с их руководителями, чтобы узнать, какие есть проблемы по охране труда. Возможно, необходима замена поврежденных СИЗ, починка средств коллективной защиты или есть другие проблемы, которые нужно решить в рамках мероприятий по охране труда. Получите от руководителей подразделений информацию о проблемах в письменном виде.

Шаг 5

Изучите документы по охране труда, где прописаны мероприятия по охране труда, которые нужно провести на предприятии:

  • итоги оценки профрисков
  • результаты ступенчатого контроля;
  • карты спецоценки условий труда
  • раздел 8 актов о расследовании несчастных случаев
  • надзорных органов.

Шаг 6

Отсортируйте список мероприятий, который получился в итоге, по важности. Вначале укажите обязательные мероприятия по охране труда, например обучение по охране труда, медосмотры и психиатрические освидетельствования, спецоценку условий труда.

Далее укажите остальные мероприятия, которые необязательны, но позволят улучшить условия труда и безопасность сотрудников во время работы. Например, устройство новых средств коллективной защиты, приобретение стендов и плакатов по охране труда, замена устаревшего оборудования.

Как составить смету расходов по охране труда

Чтобы определить, какую сумму нужно потратить на расходы по охране труда, составьте смету. В ней укажите конкретные мероприятия, которые планируете провести в следующем году, единицу учета и стоимость мероприятия.

В первую очередь уточните в бухгалтерии, есть ли внутренние правила подготовки бюджета в организации. В них могут быть прописаны правила, как получить предварительную стоимость мероприятий по охране труда.

Если внутренних правил определения стоимости мероприятий нет, то запросите коммерческие предложения от предприятий, которые оказывают услуги в области охраны труда. Из них можно узнать стоимость СОУТ, обучения по охране труда, оценке профрисков, медосмотров и психиатрических освидетельствований, приобретения СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств.

Изучите договоры на закупку средств защиты, проведение медосмотров, специальной оценки условий труда, обучение сотрудников в учебных организациях за прошлые и текущий годы.

Минимальная сумма расходов на мероприятия по охране труда – не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (). Узнать эту сумму можно в бухгалтерии.

Минимальный размер затрат не установлен для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений. Такие предприятия финансируют мероприятия по охране труда за счет средств на содержание.

На практике сумма, которую нужно запланировать в расходах по охране труда, больше чем 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг, так как включает в себя все мероприятия, которые работодатель обязан провести в силу законодательства.

Как разработать план мероприятий по охране труда

На основе перечня мероприятий и сметы расходов на охрану труда разработайте план мероприятий по охране труда.

В плане укажите:

  • результаты анализа состояния условий и охраны труда, который провела комиссия по охране труда, если она есть на предприятии;
  • общий перечень мероприятий;
  • ожидаемый результат по каждому мероприятию;
  • сроки реализации по каждому мероприятию;
  • ответственных лиц за реализацию мероприятий;
  • источник финансирования мероприятий.

Это указано в пункте 52 типового положения по СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 №438н и в п. 9.5 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77.

Как согласовать и утвердить план мероприятий по охране труда

На практике руководители с трудом дают согласие на включение даже обязательных мероприятий по охране труда в план мероприятий на будущий год. Чтобы убедить руководителя, используйте негативные доводы, которые покажут риски для него и предприятия, и позитивные доводы, которые покажут пользу и выгоду мероприятий.

Негативные доводы

Полный перечень обязательных мероприятий и ответственность, которая грозит работодателю за их неисполнение, читайте в таблице

Что делать, если руководитель не согласовывает мероприятия

В случае если руководитель все же отказался согласовывать все или часть мероприятий по охране труда, то обезопасьте себя на случай проверки надзорного органа, несчастного случая или судебного разбирательства. Для этого составьте служебную записку на имя руководителя, где укажите все обоснования, почему нужно запланировать расходы на охрану труда и какие риски грозят работодателю, если их не запланировать.

Таблица. Как обосновать затраты на мероприятия по охране труда

Мероприятия по охране труда

Нормативное обоснование

Штраф, который грозит, если не провести мероприятие

1. Специальная оценка условий труда

Абзац 10 части 2 статьи 212 ТК; п.1 части 2 статьи 4 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

10 000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.2 ст.5.27.1 КоАП)

2. Оценка профессиональных рисков

Ст. ст. 209, 212 ТК, типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

3. Улучшение условий труда по итогам спецоценки

п. 6 части 2 статьи 4 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

4. Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Абзац 11 части 2 статьи 212 ТК;

Абзац 11 части 1 статьи 219 ТК

25 000 руб. – на директора, 130 000 руб. – на организацию (ч.3 ст.5.27.1 КоАП)

5. Обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда

Абзац 7 части 2 статьи 212 ТК;

абзацы 2,3 статьи 225 ТК;

п.2.1.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

25 000 руб. – на директора, 130 000 руб. – на организацию (ч.3 ст.5.27.1 КоАП)

6. Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Абзац 7 части 2 статьи 212 ТК;

Абзац 7 части 1 статьи 219 ТК;

25 000 руб. – на директора, 130 000 руб. – на организацию (ч.3 ст.5.27.1 КоАП)

7. Обучение работников, ответственных за эксплуатацию ОПО

Часть 3 статьи 225 ТК

25 000 руб. – на директора, 130 000 руб. – на организацию (ч.3 ст.5.27.1 КоАП)

8. Разработка инструкций по охране труда

Абзац 22 части 2 статьи 212 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст. 5. 27.1 КоАП)

9. Приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

Абзац 6 части 2 статьи 212 ТК; ст.221 ТК;

пункты 5 и 13 приказа Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Если работников не обеспечили СИЗ, которые относятся ко 2-му классу согласно ТР ТС 019/2011, директору грозит штраф 30 000 руб., организации – 150 000 руб. (ч.4 ст. 5. 27.1 КоАП). В ином случае директору грозит штраф 5000 руб., а организации – 80 000 руб. (ч.1 ст. 5. 27.1 КоАП)

10. Приобретение смывающих и обезвреживающих средств

Абзац 6 части 2 статьи 212 ТК; ст. 221ТК;

30 000 руб. – на директора, 150 000 руб. – на организацию (ч.4 ст. 5. 27.1 КоАП)

11. Хранение и уход за СИЗ

Ст. 221 ТК;

пункты 32 и 33 приказа Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст. 5. 27.1 КоАП)

12. Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием

Ст. 222 ТК; п.5 приложения 4 приказа Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 46н

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

13. Санаторно-курортное лечение работников

Часть1 статьи 223 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

14. Приобретение аптечек для оказания первой помощи

Абзац 17 части 2 статьи 212 ТК; ч.1 статьи 223 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

15. Оборудование помещений для оказания медицинской помощи или создание санитарных постов

Абзац 17 части 2 статьи 212 ТК; ч.1 статьи 223 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

16. Производственный контроль

Абзац 1части 2 статьи 212 ТК; п.3 ст.39 и ст.32 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

1000 руб. на директора, 20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток – для организации (ст.6.3 КоАП)

17. Установка средств коллективной защиты

Абзац 1 части 2 статьи 212 ТК; статья 215 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

18. Нанесение на производственное оборудование, элементы конструкций и другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности

Абзац 1 статьи 212 ТК; Абзац 1 116 Правил, утвержденных приказом Минтруда от23.06.2016 №310н

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

19. Установка защитных ограждений от воздействия движущихся частей и разлетающихся предметов

Абзац 1 части 2 статьи 212 ТК; абзац 2 пункта 42 и п.144 Правил, утвержденных приказом Минтруда от 26.06.2016 № 310н

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

20. Приобретение алкотестеров и тахографов

Абзац 17 части 2 статьи 212 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

21. Оснащение санитарно-бытовых помещений

Абзац 17 части 2 статьи 212 ТК; часть 1 статьи 223 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

22. Обустройство мест отдыха, обогрева работников приработаю на открытом воздухе, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков

Часть 1 статьи 223 ТК; Часть 2 статьи 109 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию

(ч.1 ст.5.27.1 КоАП) руб. на директора, 20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток – для организации (ст. 6.3 КоАП)

23. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки практических навыков безопасного производства работ

Абзац 7 части 2 статьи 212 ТК; п.1.1.9 Правил, утвержденных постановлением Минтруда от 16.08.2002 № 61

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

24. Приобретение оборудования, защитных устройств, приспособлений для автоматизации технологических процессов и пр.

Абзац 1 части 2 статьи 212 ТК; ст. 215 ТК

5000 руб. – на директора, 80 000 руб. – на организацию (ч.1 ст.5.27.1 КоАП)

Источники

  • https://trudtk.ru/ohrana-uslovij-truda/suot-chto-jeto-takoe/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/491686/
  • https://pgc-expert.ru/suot-dlja-malyh-predprijatij/
  • https://pgc-expert.ru/nuzhna-li-v-ofise-suot/
  • https://ohranatruda.ru/news/898/589568/
  • https://NKprom.ru/news/masshtabnye-izmeneniya-v-okhrane-truda-proizoydut-v-blizhayshee-vremya/
  • https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%BF%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-2021.html
  • https://ucstroitel.ru/news/kak_razrabotat_plan_meropriyatiy_po_okhrane_truda_na_2021_god/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: