Инвентаризация отходов производства и потребления

Содержание
  1. Основные понятия статьи 1 Закона № 89-ФЗ
  2. Инвентаризация отходов производства и потребления — НПА
  3. Особенности инвентаризации отходов на предприятии
  4. Важные для инвентаризации отходов документы
  5. Порядок проведения инвентаризации отходов
  6. Зачем проводить инвентаризацию отходов
  7. Сколько площадок, столько отчетов об инвентаризации отходов
  8. Какие отходы подлежат инвентаризации
  9. Источники образования
  10. Объекты размещения
  11. Кто и когда проводит
  12. Этапы
  13. Цель процесса
  14. Образец ведомости
  15. Составление предписаний
  16. Инвентаризация отходов производства – обязательное мероприятие для лиц:
  17. Как осуществляется инвентаризация отходов (образец)
  18. Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?
  19. Значение инвентаризации
  20. Нормативная база
  21. Какие составляются документы при инвентаризации?
  22. Кто должен проводить инвентаризацию отходов?
  23. Проведение инвентаризации отходов производства и потребления
  24. Кто обязан проводить инвентаризацию отходов
  25. Содержание акта инвентаризации отходов
  26. Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете
  27. Законодательная база инвентаризации отходов производства
  28. Документы, необходимые для проведения инвентаризации объектов размещения отходов
  29. Как используются материалы, полученные в результате проведения инвентаризации объектов размещения отходов?
  30. Порядок и периодичность проведения
  31. Итоги

Основные понятия статьи 1 Закона № 89-ФЗ

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Наименование Требование
Делать Правила инвентаризации предназначены для юридических лиц и ИП, которые эксплуатируют ОРО (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Виды ОРО представлены в Таблице 1 к данному приказу

Не делать Действие Правил инвентаризации не распространяется на:
  • ОРО, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.
Периодичность инвентаризации ОРО Инвентаризация ОРО проводится юридическими лицами и ИП, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) Объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО

Статья 12 Закона № 89-ФЗ.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации. ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ.

Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

Информация о ГРОРО

Мониторинг ОРО Юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО.

Статья 11 Закона № 89-ФЗ.

Порядок проведения мониторинга утвержден
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66

Исключение негативного воздействия на окружающую среду ОРО Исключение негативного воздействия на окружающую среду ОРО достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО устанавливается Правительством РФ.

Пункт 7 статьи Закона № 89-ФЗ.

Отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

Пункт 7 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Постановление Правительства от 26.05.2016 № 467

Инвентаризация отходов производства и потребления — НПА

.Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников
— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля
— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно отходообразующий вид деятельности (процесс) в нормативах образования отходов устанавливается по данным инвентаризации отходов производства и потребления.
В качестве исходных данных для расчета образования отходов используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, документы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям).

пункт 3 (утв. Приказом Минприроды России
от 01.09.2011 N 721):

материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, пункт 3.12:

предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

Как видите упоминаний о применении результатов инвентаризации отходов в действующих нормативных правовых актах достаточно.

Особенности инвентаризации отходов на предприятии

Целью инвентаризации отходов является проверка соответствия фактических показателей и данных, которые содержатся в различной документации. В обязательном порядке инвентаризацию отходов обязаны проводить:

  • собственники производственных предприятий;
  • собственники объектов, на которых размещаются, а также обезвреживаются отходы;
  • компании, которые транспортируют и собирают отходы;
  • производители, в производственном процессе которых применяются в качестве сырья отходы.

Провести инвентаризацию можно как внутренними силами организации, так и при помощи сторонних лиц. В качестве них могут выступать компании, которые специализируются на предоставлении услуг по инвентаризации отходов.

Рассматриваемые мероприятия должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Также следует провести инвентаризацию отходов при реорганизации или изменении работы.

Важные для инвентаризации отходов документы

Данные обо всех документах, которые имеют значение для инвентаризации представлены в таблице.

Документ Назначение Содержание
Федеральный закон Об отходах производства и потребления 89-ФЗ Нормативное регулирование В частности содержатся предписания:
  • предотвращать вредное воздействие на людей и природу;
  • соблюдать при обороте отходов нормы СанПИН;
  • вести учет количества отходов;
  • проводить инвентаризацию отходов.
Инструкция Регулирование инвентаризации отходов в организации Устанавливает порядок проведения инвентаризации отходов. А также какими документами оформляются ее результаты
Приказ руководителя Основание к проведению инвентаризации Определяется состав комиссии

Составляется список подразделений, где будет проходить инвентаризация

Назначение ответственных в подразделениях

Акт инвентаризации Оформление результатов инвентаризации Удельные показатели по отходам

Описание причин образования отработанных материалов

Порядок проведения инвентаризации отходов

Процедура инвентаризации отходов включает в себя несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • предварительный этап;
  • собственно инвентаризация;
  • заключительный этап.

Особенности каждого этапа отражены.

Инвентаризационный этап Особенности
Руководство издает приказ о проведении инвентаризации. Читайте также статью: → “Форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации – образец». В приказе определяется:
  • в какие сроки следует провести инвентаризацию;
  • какие объекты, подразделения и процессы следует инвентаризировать;
  • устанавливается, кто будет проводить инвентаризацию (назначается комиссия либо сторонняя компания);
  • указывается, в какой форме будет предоставлен отчет.
Предварительный этап Изучается вся документация, связанная с отходами:
  • журналы учета;
  • справки;
  • акты.

Анализируется отражение отходов в учете

Инвентаризация Выявление отходов и источников их появления

Классифицирование

Количественное и качественное исследование

Расчет количества отходов, производимого в течение года

Проверяется документация по учету отходов

Заключительный этап Составляется инвентаризационный акт

Разрабатываются рекомендации по результатам инвентаризации

Зачем проводить инвентаризацию отходов

Результаты инвентаризации отходов (отчет) используется:

  • при составлении программы производственного контроля (ПЭК) для объектов III, II, I категории НВОС
  • для корректного ведения учета отходов по 721 Приказу
  • при разработке декларации негативного воздействия для объектов II категории
  • при разработке проекта НООЛР для объектов I, II категории

Также результаты инвентаризации отходов на предприятии используются для организации процесса обращения с отходами, например, для организации мест накопления отходов, организации надлежащей утилизации и передачи отходов сторонним организациям, оптимизации экологической деятельности предприятия.

Сколько площадок, столько отчетов об инвентаризации отходов

Инвентаризацию отходов следует проводить отдельно для каждой площадки (объекта НВОС).

Если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС (вне категории), то на них также должна быть проведена инвентаризация.

Какие отходы подлежат инвентаризации

Процедура может быть выполнена по различным направлениям – в зависимости от того, какая категория отходов инвентаризуется.

Источники образования

Под данными объектами необходимо понимать те материалы, вещества, предметы и т.п., которые переходят в разряд утильсырья в процессе производственной деятельности на предприятии.

Цель инвентаризации в данном случае заключается в обнаружении всех источников, установлении им степени опасности и уточнении иных важных сведений для постановки на учет.

Объекты размещения

Обязательно следует изучить как постоянные, так и временные объекты размещения расходов. В процессе осуществляется изучение проектной документации, проведение проверки на соответствие требованиям и составление полной характеристики для отчета в органы Ростехнадзора.

Кто и когда проводит

Любое юридическое лицо и каждый индивидуальный предприниматель, деятельность которых связана с работой с утильсырьем, должна проводить инвентаризацию с определенной периодичностью: раз в год – отходов, раз в пять лет – объектов размещения.

Этапы

Процедура проводится следующим образом:

  • Издается приказ руководителя с уточнением основных составляющих процесса.
  • Изучаются сведения по первичным документам.
  • Проводится инвентаризация.
  • Оформляется акт инвентаризации.

В итоге происходит разработка рекомендаций с учетом результата.

Цель процесса

С помощью реализации процедуры можно установить:

  • Источник формирования утильсырья. Стандартно к данной позиции причисляют цеховые подразделения, а также некоторые технологические процессы на производстве, в результате которых образуется мусор.
  • Список отходов, что позволяет уточнить наименование и код сырья на основании классификатора.
  • Периодические формирования отходов.
  • Расчетные нормативы.
  • Список утильсырья, которые должны быть направлены на ликвидацию, захоронение или повторное использование.

Все это строго документируется и подлежит отражению в итоговой отчетности.

Образец ведомости

Содержание документа:

  • титульный лист;
  • сведения о расчетах и итоговом учете;
  • список мероприятий: учет отходов, уточнение качественных и количественных значений, разработка нормативов.
Ведомость в обязательном порядке подлежит заверению членами специально созданной комиссии, после чего заверяется руководством.

Составление предписаний

По итогам инвентаризации оформляются требования по эксплуатации отходов отдельно с учетом специфики каждого подразделения. Предписания подлежат обязательному утверждению руководителем организации и последующей передаче в территориальное отделение Минприроды.

Инвентаризация отходов производства – обязательное мероприятие для лиц:

  • занимающихся производством отходов (собственники);
  • являющихся собственниками объектов, где размещены и обезврежены отходы;
  • занимающихся деятельностью по сбору и транспортировке отходов;
  • использующих отходы как сырье для производства.

Инвентаризация отходов производства и потребления может проводиться самим предприятием или лицом, а может осуществляться при помощи организации, специализацией которой являются услуги по инвентаризации и составлению ее актов.
Инвентаризация должна проводиться ежегодно, возможно несколько раз в году, если в этом есть производственная необходимость.
Наша компания предоставляет услуги только высококвалифицированных специалистов, мы проводим качественную инвентаризацию независимо от сложности и масштаба производства.

Как осуществляется инвентаризация отходов (образец)

1. Проведение инвентаризации отходов, а также мест их образования или размещения.

  • Организовывается выезд рабочей группы специалистов на предприятие;
  • Ею составляется перечень отходов, их виды определяются согласно Классификатору отходов (ФККО);
  • Собирается воедино вся информация, нужная для составления отчетности «акт инвентаризации отходов».

2. Непосредственно составление отчетности по результатам инвентаризации

  • Рассчитывается годовое количество образовавшихся или используемых отходов. Принцип расчета платы ПНООЛР берется из нормативно-методических рекомендаций, разработанных органами статистики.
  • Проводятся работы по анализу соотношения количества отходов существующим нормативам на предприятии и лимитам, установленным природоохранным законодательством;
  • Анализ на соответствие мест образования отходов тем требованиям, которые установили природоохранные органы, а также их соответствия нормативным актам, разработанным на предприятии.

Все перечисленные моменты вошли в проект ПНООЛР, а также являются главными пунктами для составления достоверной и качественной отчетности инвентаризации отходов.

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия. Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления. Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

  1. руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
  2. на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
  3. в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
  4. все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
  • опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
  • ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
  • приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

  • источник образования (получения, поступления) отходов;
  • общепринятая кодировка отходов;
  • их название и класс опасности;
  • химико-физические характеристики отходов;
  • место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

  • законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
  • приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации – выглядит вот так

Значение инвентаризации

  • Одним из основных значений обследования является предотвращение негативных воздействий на окружающую среду.
  • Выявление мусора, который можно использовать как вторсырье, продать для переработки.
  • Подготовка материалов для бух. учета мусора, используемого повторно в производственном процессе.
  • Определения класса опасности учитываемых веществ.

По данным, полученным при обследовании, даются рекомендации по обращению с мусором, уточняется, какой нуждается в паспортизации, надо ли организовывать раздельный сбор.

Нормативная база

Порядку и необходимости проведения инвентаризации отходов производства уделено место в двух федеральных законах. В 89 ФЗ прописано, когда и кто должен проводить инвентаризацию. Указано, в какие сроки она проводится. Описана процедура проведения учета производственных остатков. Прописана ответственность за несвоевременную, или отказ от проведения, инвентаризацию отходов.

В ФЗ №7 от 10.01.02 уделено внимание охране окружающей среды и регламент обязанности проведения инвентаризации, правила обращения с мусором.

Правила проведения описаны в приказе Минприроды No 49 25.10.02. В нем указанно, как и когда инвентаризируются места хранения и образования отходов. В приказе Минприроды No 792 30.09.11 разъяснены правила кодировки мусора, утверждено ведение кадастра отходов. Кроме того разработаны отдельные законодательные акты для отдельных групп опасного мусора, такого, как:

  • медицинский;
  • радиоактивный;
  • биологический;
  • токсичный.
Если на предприятии обнаруживается мусор, не входящий в классификатор, то классификационный номер ему присваивается самостоятельно и утверждается в территориальном органе.

Какие составляются документы при инвентаризации?

Инвентаризация отходов начинается с приказа о её проведении.

Как указано выше, есть два документа, которыми инициируется процедура и закрепляется ее результаты. Это, приказ руководства о ее проведении и акт инвентаризации отходов.

Первым не только инициируется процедура. В нем содержаться сведения о сроках ее проведения и составления акта, данные об ответственных лицах, которые непосредственно проводят инвентаризацию. Составленный по завершению акт подписывают все члены комиссии.


Приказ на проведение инвентаризации отходов — Образец

 

Акт инвентаризации отходов производства — Образец заполнения №1

 

Акт инвентаризации отходов производства — Образец заполнения №2

Кроме этих документов. на предприятии могут утверждаться разработанные ведомости:

  1. Ис­точ­ни­ков от­хо­дов,
  2. Объ­ек­тов их хра­не­ния и на­коп­ле­ния;
  3. Об организациях, которые принимают их на утилизацию и переработку.

Инспекторы Росприроднадзора требуют, чтобы на предприятии велся Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение. Он составляется на основе собранной информации, уточняется при каждой инвентаризации, содержит сведения:

  1. О количестве образуемых отходов в течение года;
  2. Его обоснование;
  3. Предложение по оптимизации этого образования с целью уменьшения.

При необходимости разрабатываются и утверждаются другие документы учета, которые необходимо для конкретного вида деятельности субъекта.

Кто должен проводить инвентаризацию отходов?

Как указанно во введении, обязанность проводить рассматриваемую процедуру лежит не только на крупных промышленных объектах.

В соответствии с положениями нормативно-правового акта 89-ФЗ, инвентаризация отходов обязательна для следующих лиц:

  • Производственные предприятия, продуктом деятельности которых являются материальные объекты;
  • Субъекты, занимающиеся обращением мусора, его размещением и накоплением (полигоны ТКО, свалки и т.п.);
  • Организации по сбору, перевозке и переработке отходов.

Отчет по инвентаризации отходов предоставляется по требованию инспектора Росприроднадзора. Именно этот орган непосредственно отвечает за экологическую безопасность в стране. По требованию его сотрудников процедура инвентаризации может назначаться в любое время.

Инвентаризация отходов в 2020 году позволяет, кроме всего указанного выше, пересмотреть соглашение с региональным оператором, уменьшить стоимость его услуг. В результате процедуры, принятых мер по оптимизации образования мусора и проведенных расчетов можно обосновать справедливую цену за обращение отходов.

Проведение инвентаризации отходов производства и потребления

Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, которые проводят инвентаризацию отходов на аутсорсинге:

Москва
Санкт-Петербург
Астрахань
Барнаул
Владивосток
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Липецк
Махачкала
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новосибирск
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Ярославль

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов

Обязанность проведения инвентаризации отходов производства и потребления закреплена в Закона № 7-ФЗ1, где говорится, что сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав программы производственного экологического контроля (ПЭК). Такую программу обязаны разрабатывать юридические лица и ИП, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I, II и III категорий.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ2 установлено, что юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов.

Следовательно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:

  • осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
  • эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.

Рассмотрим это на примерах.

  • Завод по производству бумаги (объект II категории) в процессе деятельности образует отходы I-V классов опасности. При этом собственных и арендуемых объектов размещения отходов нет. Предприятие обязано провести инвентаризацию отходов производства и потребления.
  • На заводе по переработке металлов (объект I категории) образуются отходы I-V классов опасности. Предприятие имеет собственный объект размещения отходов. Завод обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объекта их размещения.
  • Индивидуальный предприниматель занимается заготовкой сельскохозяйственных культур, образуются отходы IV-V классов опасности (объекту присвоена IV категория). Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию отходов, но при этом обязан вести первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011№ 7213.
  • У ИП образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом объект не имеет категории (условно «V категория»). Отходы передаются для размещения оператору по обращению с ТКО. Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию ТКО, но должен осуществлять первичный учет в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011№ 7213.

Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.

К сведению

Обязательность проведения инвентаризации отходов зависит от категории объекта НВОС.

С чего начать?

Итак, вы обязаны провести инвентаризацию отходов. С чего начать, какими нормативными документами руководствоваться? На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов (аналогичных, например, принятым для инвентаризации источников выбросов). Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010№ 494), но это тема для отдельного рассмотрения.

Поэтому хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

Как правило, инвентаризация отходов проходит в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • сама процедура инвентаризации;
  • обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней организации.

Можно издать инструкцию о порядке инвентаризации и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.

Прежде всего необходимо подготовить приказ, в котором указать состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации и оформления акта по ее итогам →(Пример1).

ПРИМЕР 1

ООО «Ромашка»

ПРИКАЗ

от «___» __________ 20 _г.

О проведении инвентаризации отходов производства и потребления

В связи с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях организации первичного учета отходов, системы раздельного сбора отходов, а также разработки мероприятий по снижению количества образования отходов,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

2. Провести инвентаризацию отходов производства и потребления во всех подразделениях и службах предприятия в соответствии с организационной схемой.

3. Назначить инвентаризационную комиссию в составе:

председатель комиссии: ______________________

члены комиссии: ____________________________

4. Главному бухгалтеру ______обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по номенклатуре и количеству поступающего и списываемого сырья, материалов, изделий.

5. Инженеру по охране окружающей среды (экологу) ___________ обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по учету данных об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления за предыдущий календарный год, а также иной информацией в области обращения с отходами, имеющейся на предприятии в период проведения инвентаризации.

5. Председателю инвентаризационной комиссии _____________:

к инвентаризации приступить _____________ и окончить ее ____________. Результаты инвентаризации оформить актом до __________ (число, месяц, год)

6. Материалы инвентаризации отходов производства и потребления направить инженеру по охране окружающей среды (экологу) не позднее ____________.

7. Секретарю-делопроизводителю ______________ ознакомить с данным приказом перечисленных лиц под роспись.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой

Руководитель организации ___________

Ознакомлены:

Председатель комиссии ___________

Члены комиссии ______________

Инструкция о проведении инвентаризации отходов должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных →(Пример2).

ПРИМЕР 2

Утверждаю

Руководитель «Название организации»__________________ «____» ______________ 201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения инвентаризации отходов

производства и потребления

Содержание акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете

Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.

Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.

Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:

  • в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94
  • на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94
  • сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.

Законодательная база инвентаризации отходов производства

Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.

Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).

Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.

Следует иметь в виду, что общегосударственный классификатор отходов, как целостный документ, отсутствует. При составлении инвентаризационной документации пользуются данными региональных нормативных документов. Если ни один документ не содержит нужного кода и наименования, можно установить кодировку в территориальном органе природоохранной государственной структуры, а наименование присвоить самостоятельно.

Нарушение сроков и процедуры инвентаризации отходов может повлечь за собой все виды ответственности, вплоть до уголовной (ст. 28 ФЗ-89).

Документы, необходимые для проведения инвентаризации объектов размещения отходов

Предприятие, являющееся объектом размещения отходов, в обязательном порядке должны быть разработаны документы, на основании которых можно проводить инвентаризацию.

Так, среди документов могут быть следующие:

  • инструкция о порядке проведения инвентаризации объектов размещения отходов;
  • инструкция для инвентаризационной комиссии (или Положение о работе инвентаризационной комиссии);
  • ведомости объектов хранения, источников отходов и др.;
  • сведения о предприятиии;
  • приказ о создании инвентаризационной комиссии;
  • приказ о проведении инвентаризации объектов размещения отходов;
  • акт инвентаризации.

Как используются материалы, полученные в результате проведения инвентаризации объектов размещения отходов?

Согласно информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:

  • для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
  • при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
  • в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

Порядок и периодичность проведения

Инвентаризация объектов размещения проводится по такой же схеме, как и инвентаризация мусора. Но особое внимание уделяется соответствию экологическим нормам и стандартам. Итоги проверки заносятся в бланки установленной формы.

ВАЖНО! Инвентаризацию мест размещения требуется осуществлять отдельно от проверки отходов.

Проверка МВХО (объектов размещения) должна проводиться один раз в пять лет всеми юридическими и физическими лицами, которые эксплуатируют объекты размещения отходов.

Итоги

По результатам инвентаризации проверяется соответствие выявленных отходов нормам и лимитам на хранения. Данные используются для составления статистической отчетности, заполнения экологического паспорта.

После рассмотрения акта руководство принимает решение, какие действия с отходами предпринять в дальнейшем. Использование результатов помогает вовремя устранить проблемы при обращении с отходами, оперативно среагировать на появление новых видов веществ.


Источники

  • https://news.ecoindustry.ru/2018/09/inventarizatsiya-oro/
  • https://EcoProverka.ru/inventarizatsiya-othodov/
  • https://online-buhuchet.ru/inventarizaciya-otxodov/
  • https://texoboronexpert.ru/inventarizacija-othodov-kak-oformit/
  • https://ZnayBiz.ru/ecology/otchetnosti/inventarizaciya-otxodov-na-predpriyatii.html
  • https://ecopromcentr.ru/inventarizatsiya-otkhodov/
  • https://xlom.ru/dokumenty/buxgalteriya/kak-delaetsya-inventarizaciya-otxodov-proizvodstva
  • https://bezotxodov.ru/proizvodstvennye-othody/inventarizacija-othodov-proizvodstva
  • https://vyvoz.org/blog/inventarizaciya-othodov-proizvodstva-i-potrebleniya-na-predpriyatii/
  • https://news.ecoindustry.ru/2019/08/kak-provesti-inventarizatsiyu-2/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/akt-inventarizacii-othodov-obrazec/
  • https://assistentus.ru/buhuchet/inventarizaciya-othodov/
  • https://online-buhuchet.ru/inventarizaciya-obektov-razmeshheniya-otxodov/
  • https://okrsredkchr.ru/utilizaciya/inventarizaciya-istochnikov-obrazovaniya-othodov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: