Как разработать программу обучения сотрудников

Составляем план обучения

Многие компании используют модель , смешивая формальный и неформальный подходы к обучению тому, что сотрудники будут применять в работе.

Формальное обучение — как в школе, в классе с преподавателем. Неважно, реальный это класс или виртуальный, практическое у нас занятие или теоретическое: электронные курсы, тренинги, семинары, мастер-классы — всё это формальное обучение.

Но формальное обучение — это только 10% от общего результата. Всё, что вы узнаете в классе, нужно применить на практике, иначе в долговременную память эти знания и навыки так и не попадут. Для этого используют неформальное обучение.

Неформальное состоит из общения с коллегами, наставниками и самообучения. Расклад примерно такой:

20% — наставничество: обмен опытом с коллегами, неформальные встречи, общение на профессиональных форумах в интернете;

70% — самообучение: применение новых знаний на практике, чтение профессиональной литературы.

Вот как может выглядеть план самообучения для репетитора, который хочет готовить к TOEFL:

Задача Способ обучения Срок Ресурсы Выполнено Комментарии
Узнать, как проходит экзамен, какая у него структура, какие бывают задания Неформальное обучение
70%
Прочитать статьи про экзамен в интернете
15.08.2019
20%
Обмен опытом с коллегами — поговорить с Иваном, который сдавал в прошлом году, о его подготовке к экзамену
30.08.2019 Иван
Формальное обучение
10%
Пройти тестовый вариант экзамена
15.09.2019
ИЛИ 10%
Обучение онлайн — позаниматься с Алексой
31.12.2019
ИЛИ 10%
Очное обучение — подготовиться к экзамену и сдать его
31.12.2019 Обратиться к репетитору или в учебный центр

Что важно учитывать при составлении плана

Пропорция 70—20—10 — условная. Бывают учебные задачи, которые невозможно решить без формального обучения, например врачебное дело. Бывают такие, которым формальное обучение и вовсе не нужно, достаточно прочитать книгу.

Ресурсы и срок — важная часть вашего плана, поможет вам не забыть, к кому обратиться, и выстроить обучение так, чтобы не надорваться, пытаясь успеть всё и сразу.

Бюджет. У платных курсов нередко есть бесплатные аналоги, но они требуют больше времени и больше самоконтроля.

Выбирая между платным курсом и бесплатным, учитывайте не только цену. Упущенная выгода в то время, когда вы учитесь и не работаете, может быть больше платы за курс.

Резервируем время на выполнение плана. Лучше учиться понемногу, но регулярно. Например, каждый день стараться читать статьи или пролистывать тематический форум.

Выполняем пункты плана. Это можно делать и параллельно, и последовательно. Отмечайте галочкой выполненное, если надо — делайте пометки в комментариях.

Пересматриваем план раз в полгода или чаще. План обучения — живой инструмент. Ваши приоритеты могут измениться, и тогда лучше отказаться от неактуальных задач.

Учимся учиться. Часто оказывается, что к окончанию вуза молодой специалист умеет учиться только с помощью другого человека — преподавателя или наставника. Чтобы научиться учиться — пройдите «Научитесь учиться» на Coursera. В видеолекциях есть русские субтитры.

Чтобы утихомирить свой страх – надо снижать уровень опасности.

Как это сделать? Самое простое – это разбить всю работу на этапы/шаги и делать все поступательно. Нет необходимости объять необъятное и делать все и сразу – это нереально!

Важный момент: каждый этап должен иметь определенные сроки, цели и ресурсы. После прохождения каждого шага настоятельно рекомендую согласовывать получившийся результат со своим руководством и руководителем компании, и проверять: соответствует ли получившийся результат целям и ценностям компании. Проще подредактировать один этап здесь и сейчас, чем в последствии переделывать всю работу (был опыт – не понравилось:)).

Проштудировав море литературы, просмотрев различные вариации (к слову, во многих источниках определенные шаги/этапы дублируются, или одно и тоже называют разными словами), я вывела следующие этапы:

Рис.1 Этапы построения Системы корпоративного обучения

Сегодня мы рассмотрим их вкратце.

Я опишу, что включается в каждый этап и какие ставятся цели. Также, в конце, приведу пример, с чего мы начали в нашей компании и как прошли первый этап.

Итак, переходим к делу.

Шаг 1. Постановка целей и первичный аудит

Цель: Выявить текущую ситуацию в компании по обучению и сформировать список целей, для чего разрабатываем СКО.

Говоря простым языком – понять, что есть сейчас (текущая исходная точка) и решить, куда нужно в итоге прийти.

В этот этап включено 3 основных момента:

1. Описание миссии, ценностей и основных бизнес-процессов; осознание того, какие типы задач стоят перед компанией, какой стратегический план развития.

СКО имеет смысл создавать в той компании, где определена общая стратегия развития бизнеса, все сотрудники знают цели, отлажены и формализованы управленческие связи и коммуникации, бюрократизировано делопроизводство…

Если же компания находится на стадии становления и только формирует свою стратегию развития, СКО пока ей не нужен, это преждевременный проект. В такой компании более эффективны краткосрочные обучающие мероприятия (например, точечные тренинги),

2. Первичный аудит, необходим, чтобы получить комплексное представление о реализованных в компании процессах, связанных с обучением и развитием персонала. Например, в нашей компании мы имеем разрозненные точечные обучения, нет формирования кадрового резерва, нет конкретного плана обучения новых сотрудников и «порога вхождения» (минимальных требований) в компанию.

Как провести первичный аудит? Мы проводили опрос персонала о проблемных зонах, собирали информацию по подразделениям, анализировали причины увольнения сотрудников, причины выбора нас среди других компаний при трудоустройстве и пр. Также анализировали, какая информация содержится в «Базе знаний», удобно ли ей пользоваться, как часто обновляется…

3. Постановка целей создания СКО, прорисовка общих схем.

Очень важно связать стратегию обучения с целями бизнеса/организации. В дальнейшем нам будет необходимо выявить конкретные знания, умения, компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.

Важный момент: на этом этапе вам не нужно иметь конкретное представление о том, каким именно будет обучение, какие именно будут программы обучения!

Шаг 2. Разработка требований к персоналу, компетенций, профилей должностей

Цель этапа: Формирование профилей компетенций ключевых должностей.

На данном этапе необходимо продумать стандарты требований к персоналу, минимальный порог требований вхождения в компанию, разработать профиль каждой должности, составить список компетенций и т.д.

Проще говоря – мы должны понимать какие сотрудники нам нужны на тех или должностях для дальнейшего развития и процветания компании.

Зная эти моменты, мы сможем делать эффективные кадровые перестановки, формировать команды, отделы, растить сотрудников для карьерных продвижений, улучшать профессиональные навыки и т.д. Но для этого нам изначально надо понимать: каким должен быть потенциальный сотрудник и что мы будем от него требовать. Ведь, согласитесь, сложно соответствовать тому, что неизвестно.

Более подробно об этом этапе поговорим в следующих статьях и рассмотрим примеры составления компетенций и профилей должности.

Шаг 3. Разработка системы оценки персонала

Цель: иметь четкую и понятную систему оценки персонала.

В предыдущем шаге мы уже поняли какие сотрудники нам нужны на тех или иных должностях, какой минимальный порог вхождения в должность и т.д. После разработки системы оценки мы сможем также четко понимать соответствует ли данный сотрудник своей должности? Если нет, то где его слабые стороны, что ему нужно подтянуть? Или, например, ищем на новую руководящую должность сотрудника – с помощью системы оценки мы можем оценить: сможет тот или иной сотрудник работать на этой должности или нет? обладает он нужными компетенциями или должен подтянуть свои знания и навыки?

Шаг 4. Разработка обучающих программ развития

Цель: Формулировка сетки учебных программ и мероприятий необходимый для упреждающего развития системы компетенций персонала компании

На данном этапе мы уже будем заниматься непосредственно разработкой обучающих программ.

Многие компании, ошибочно начинают с этого этапа. Но прежде чем понять, Как? именно учить, мы должны понять Кого? и Чему? необходимо учить. Для этого нужно пройти первые 3 шага.

Основные задачи этого этапа:

  • Анализ потребности в обучении персонала в соответствии с профилем должности и необходимыми компетенциям;
  • Разработка структуры программ обучения по каждой должности;
  • Разработка необходимых курсов;
  • Выбор методов и технологий обучения персонала;
  • Создание Каталога курсов, программ обучения и развития персонала Компании, как собственных, так и внешних;
  • Разработка календарного плана обучения и развития персонала;
  • И многое другое.

Шаг 5. Автоматизация обучения

Цель: Получить комплексное представление о технологии управления и этапах процесса внедрения СКО.

Основные этапы:

· Выбор платформы для упрощения обучения персонала

· Внедрение разработанной системы обучения и развития персонала;

· Внедрение выбранной Системы Дистанционного Обучения;

 

Шаг 6. Оценка эффективности СКО

Цель: Проверка эффективности работы корпоративной системы обучения.

Если полученные данные не соответствуют намеченным целям, следует провести усовершенствование программы обучения и повторить цикл.

Кажется, что сложно, пройти по всем шагам, не так ли? Но глаза бояться, а руки делают. Давайте начнем по порядку с первого шага. Не думайте пока об остальных.

Повышение квалификации

Этот вид называют профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, копируя их. Чем точнее он повторяет, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего дают какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда необходимо быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, к достоинствам относятся низкие финансовые затраты и подача большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам дается оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение проходит в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Ученический договор с работником предприятия и трудовой контракт — правовые вопросы

Многие путают трудовой и ученический договоры, не разграничивая данные понятия. В связи с этим необходимо отметить, что ученический трудовой договор с работником заключен быть не может, поскольку термины «ученический» и «трудовой» обозначают разные контракты.

Порядок и условия заключения ученического договора регулируются специальными нормами трудового права (статьи 198–208 ТК РФ). Такой контракт, согласно статье 198 ТК РФ, предприятия и организации вправе заключить как с принимаемым на работу лицом, так и с уже работающим в компании. При этом данным правом обладают только юридические лица.

Список вопросов, которые должны быть отражены в учебном договоре, обозначает статья 199 ТК РФ. К таковым относятся:

  • наименование сторон;
  • указание конкретной профессии (квалификации, программы) для подготовки, по которой заключается данный контракт;
  • обязанность предприятия обеспечить прохождение обучения;
  • обязательство сотрудника освоить соответствующую программу, а также в качестве компенсации за ее прохождение отработать обозначенное в контракте время на предприятии;
  • срок обучения;
  • размер оплаты (стипендии) на период обучения и иные необходимые условия.

Заключается ученический договор, согласно статье 200 ТК РФ, в письменном виде в 2 экземплярах (для предприятия и сотрудника).

Условия ученичества

Статья 198 ТК РФ предполагает две различные по своему содержанию формы ученичества:

  • Получение профессионального образования (специальности) с полным отрывом от производства на несколько лет.
  • Кратковременное повышение квалификации или получение дополнительного образования уже работающим сотрудником с отрывом от производства либо на базе самого предприятия.

При длительном обучении с отрывом от производства (например, для получения высшего образования) ученику полагается стипендия, которая должна быть, согласно статье 204 ТК РФ, не менее МРОТ. При этом трудовых обязанностей данный работник фактически не выполняет, поэтому нет необходимости их регулировать в договоре.

При кратковременном же обучении предприятию необходимо ориентироваться на требования статьи 203 ТК РФ, которая определяет соотношение рабочего времени и ученичества. Время обучения, согласно данной статье, не должно превышать норм рабочего времени, которые установлены для сотрудников конкретной профессии и возраста.

При этом одновременно с ученичеством работник может как по совместительству выполнять трудовые функции, так и полностью освобождаться от работы. В этом случае общее время (работы и ученичества) тоже должно укладываться в нормы рабочего времени. Также важно помнить, что статья 203 ТК РФ запрещает предприятиям направлять учеников в служебные командировки и привлекать к сверхурочным работам.

При кратковременном обучении ученику, согласно статье 204 ТК РФ, также полагается стипендия, вне зависимости от того, осуществляет он трудовую деятельность или нет. Фактически выполненная работа во время ученичества подлежит отдельной оплате и в размер стипендии не включается.

Порядок оформления договора на обучение работника

Работодатель оформляет с сотрудником ученическое соглашение, чтобы уменьшить риск потери кадров после прохождения тренинга, и чтобы на законодательном уровне подтвердить вложение денежных средств в конкретного работника.

Чтобы заключить договор на обучение работника, следует соблюдать нижеприведенный алгоритм действий:

  • добиться согласия (при необходимости) от сотрудника на прохождение тренинга или поставить его в известность;
  • работодатель заключает соглашение с образовательной организацией, где будет повышать свою квалификацию трудящийся. На руки выдается специальная учебная программа с фиксированием необходимых часов посещения;
  • издается соответствующий приказ, в котором отображается, что обучение будет происходить за счет работодателя и основания для этой процедуры;
  • оформляется соответствующая письменная договоренность с конкретным работником. Если процесс инициировал руководитель, то будет достаточно приказа. Однако составление договора на обучение работника предотвратит возможные споры в будущем;
  • если тренинг предполагает командировку, то составляется обязательный приказ.

Прохождение тренинга осуществляется либо без отрыва от должностных полномочий, либо с отрывом. Согласно трудовому законодательству, во втором случае начальник должен:

  • сохранить за трудящимся должностной пост;
  • осуществлять выплату средней зарплаты;
  • выдать работнику денежные средства на командировку, если это необходимо.

Прохождение обучения по ученическому соглашению предполагает выплату стипендии. Ее размер не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Правила составления

Термин «ученическое соглашение» в трудовом законодательстве отсутствует. С работником, который уже длительное время осуществляет трудовую деятельность в организации, заключается соответствующий документ на профобучение или переобучение. Обязанность проходить повышение квалификации оформляется допсоглашением к трудовому договору или отдельным документом.

Нюансы, о которых обязан знать наниматель, составляющий соглашение на обучение сотрудника:

  • при оформлении договора составляется 2 экземпляра — один для работодателя, другой для сотрудника;
  • рекомендуется не фиксировать конкретную дату окончания его действия, а событие, а именно — завершение обучения;
  • если требуется продлить тренинги, то желательно оформить соответствующий приказ, где следует указать причину и новую дату окончания;
  • факт прохождения обучения без отрыва от работы, с частичным или полным отрывом следует зафиксировать в документе во избежание споров в будущем.

Требования к содержанию договора, если сотрудник проходит обучение за счет средств работодателя:

  • наименование сторон-участников трудовых отношений (работодателя и сотрудника) — ФИО, должность, наименование организации и т. д.;
  • фиксирование названия конкретной профессии или специальности, которую вследствие обучения приобретет сотрудник;
  • обязанность нанимателя предоставить обучаемому возможность повысить квалификацию;
  • прописать необходимость ученика, после прохождения тренинга, проработать необходимый период на том же месте работы;
  • срок ученичества. Он определяется временем, которое придется затратить работнику на обучение;
  • размер заработной платы, выплачиваемой обучаемому сотруднику.

За ненадлежащее оформление договора на обучение работника работодатель может подвергнуться штрафным санкциям по статье 5.27 КоАП. Должностные лица выплатят — от 10 000 до 20 000 рублей, ИП — от 5 000 до 10 000 рублей и организации — от 50 000 до 100 000 рублей.

Соглашение с условием отработки

Многие руководители фирм, которые желают улучшить профессиональные навыки своим сотрудникам, обеспокоены возможностью последних уволиться в скором времени, после прохождения обучения. Как следствие, наниматель потеряет деньги, время и квалифицированного работника. Чтобы такой ситуации не случилось, трудовым законодательством не запрещается помимо обязательных пунктов, отметить условие обязательной отработки в договоре на обучение работника.

Основными особенностями такого документа являются:

  • в пункте договора «обязанности сторон» указывается необходимый срок отработки для работника. Также фиксируется обязанность работодателя выделить на тренинг денежные средства и предоставить ученику время обучаться;
  • последствия нарушения сотрудником вышеуказанного условия. Если трудящийся не прошел тренинг, он обязан выплатить компенсацию работодателю. В случае увольнения раньше положенного срока — вернуть затраченные деньги, а также возможно наложение штрафных санкций;
  • информация об участниках — работодателе, работнике и в случае необходимости, учебной организации.

Срок обязательной отработки может быть указан любой — от пары дней до пары лет. Стороны самостоятельно договариваются о конкретной цифре. Длительность может определяться в зависимости от затраченных денежных средств на обучение работника по договору, его продолжительности и значимости приобретенных знаний.

Образец договора

Оформление договора на обучение работника за счет работодателя предполагает составление 2-х экземпляров в письменной форме. Перед этим выпускается соответствующий приказ и подписывается соглашение с учебной организацией.

Структура ученического договора включает в себя нижеприведенные обязательные пункты:

  • название документа;
  • место и дата подписания;
  • информация о сторонах — фамилия, имя и отчество работодателя и работника;
  • указание сведений об учебной организации;
  • предмет договора — прохождение за счет работодателя обучения и наименование профессии, которую получит вследствие сотрудник;
  • права и обязанности участников трудовых правоотношений. Например, в договоре можно указать срок отработки, последствия невыполнения условий, прописанных в документе;
  • размер заработной платы во время прохождения обучения;
  • период действия ученического соглашения;
  • ответственность участников;
  • порядок внесения изменений или расторжения договора;
  • заключительные положения при необходимости;
  • информация о сторонах — ФИО, ИНН, КПП, наименование организации, местожительство и юридический адрес и т. д.;
  • подписи участников.

Договор на обучение работника прекращает свое действие по истечению прохождения тренинга по повышению квалификации.

Источники

  • https://profi.ru/blog/sostavlyaem-plan-samoobucheniya/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5dbf257ea660d700accbe469/etapy-postroeniia-sistemy-korporativnogo-obucheniia-5dcc2538f3abe118dc3aa998
  • https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovat-obuchenie-personala
  • https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/uchenicheskii-dogovor-s-rabotnikom-predpriiatiia-obrazec-2018-goda-5ba8ae7610492a00a9e6c63d
  • https://itbu.ru/dogovor/dogovor-na-obuchenie-rabotnika-za-schet-rabotodatelya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: