Nalogia.ru

Как учитываются транспортные расходы в смете (нюансы)?

Содержание
  1. Особенности учета транспортных расходов
  2. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара
  3. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу
  4. Доставка товара услугами транспортной компании
  5. Что такое транспортные расходы
  6. На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров
  7. Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров
  8. Расчет транспортных расходов
  9. Расходы на доставку приобретенного имущества
  10. Расходы на доставку товаров покупателям
  11. Расходы на содержание транспорта
  12. Федеральные базы
  13. Территориальные базы
  14. Прямые и косвенные расходы: что это?
  15. Какие расходы можно считать транспортными расходами?
  16. Как можно оценить расходы на доставку?
  17. Как можно оценить расходы на транспорт?
  18. Что относится к транспортным расходам
  19. Расходы на доставку приобретенного имущества
  20. Расходы на доставку продукции или товаров покупателю
  21. Виды транспортных издержек и их учет
  22. Учет ТЗР по купленным товарам
  23. Учет ТЗР реализованных товаров
  24. Особенности терминологии
  25. Строительные грузы
  26. Нюансы отражения информации
  27. Доставка от склада до рабочей зоны
  28. Дополнительная оплата пробега
  29. Порядок расчета затрат на перевозку груза
  30. Бухгалтерский и налоговый учет затрат на перевозку
  31. Затраты на перевозку сторонними организациями
  32. Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?
  33. Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?
  34. Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки
  35. Особенности расчета стоимости сборной грузоперевозки

Особенности учета транспортных расходов

К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:

  • Оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
  • Плата за временное хранение.

Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:

  • Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
  • Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
  • Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
  • Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.

Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Доставка товара услугами транспортной компании

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Что такое транспортные расходы

Транспортные расходы представляют собой совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. При этом в них могут быть включены любые виды услуг, которые обеспечили прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности, в частности услуги:

  • по погрузке/разгрузке;
  • по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
  • хранения;
  • страхования;
  • и прочие подобные операции.

С транспортными расходами торговые компании сталкиваются повсеместно.

Следует выделить два вида рассматриваемых издержек:

  • связанные с перевозкой приобретенных товаров,
  • понесенные при транспортировке реализованных товаров.

Исходя из каждого типа услуг, компании прибегают к различным вариантам организации учета. Основные правила отражения подобных операций регламентированы ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» (далее — ПБУ 5/01).

На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров

Учет транспортных расходов по купленным товарам может быть осуществлен одним из вариантов:

  • путем их включения в фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01);
  • отражением в издержках на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

При этом выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике.

Пример 1 (доставка учтена в стоимости)

Основной деятельностью ООО «Овал» является оптовая продажа мебели. В марте 2019 г. ООО закупило мебель на сумму 660 800 руб. (в т. ч. НДС 110 133,33 руб.). Доставка — 53 100 руб. (в т. ч. НДС 8 850 руб.) — учет по фактической стоимости на счете 41 «Товары».

ООО «Овал» отразило:

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по товару — 110 133,33 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — доставка — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по перевозке 8 850 руб.

Пример 2 (доставка — расходы на продажу)

Операции из примера 1, однако учет транспортных издержек производится обособленно с использованием счета 44 «Расходы на продажу».

Записи ООО «Овал»:

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 110 133,33 руб.
  • Дт 44 Кт 60 — расходы по перевозке — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 8 850 руб.

При самовывозе товаров в рассматриваемые расходы могут быть включены издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • по страховым взносам с заработной платы;
  • по приобретению топлива;
  • амортизационных отчислений по автомобилю;
  • прочие расходы.

Следует отметить, что издержки по транспортировке товаров, собираемые на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров. Способ распределения указанных расходов отражен в ст. 320 НК РФ. Исходя из положений данной нормы сумма транспортных расходов, которые можно списать по окончанию отчетного периода, определяется по формуле:

ТРоп = ТРнм + ТРм – Трот,

где:

ТРоп — транспортные расходы, подлежащие списанию за текущий месяц;

ТРм — расходы на доставку за текущий месяц;

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

Трот — транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара на конец отчетного месяца.

Трот рассчитывается по формуле:

Трот = СТот × Ср%,

где:

СТот — стоимость остатка товара на конец отчетного периода (дебетовое сальдо сч. 41);

Ср% — средний процент для определения суммы расходов, относящихся к остатку товаров.

Средний процент можно рассчитать по формуле:

Ср% = (ТРнм + ТРм) / (СТм + СТот) × 100%,

где:

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

ТРм — транспортные расходы за текущий месяц;

СТм — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТот — стоимость нереализованного товара.

Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров

Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.

Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.

Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:

  • доставка может «сидеть» в цене товара,
  • стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Пример 3 (доставка в цене)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04.2019 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.

Проводки в учете продавца:

  • Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
  • Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.

Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:

Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).

Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).

Сумма транспортных расходов к списанию = 129 414 руб. (160 000 + 29 500 — 60 086)

Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 129 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

Пример 4 (доставка учитывается как услуга)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.

  • Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
  • Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
  • Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
  • Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
  • Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.

Расчет транспортных расходов

Рассмотрим, как производится расчет каждого типа расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

В данном случае расходы носят характер прямых и на себестоимость товаров не списываются в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующей формуле:

Расходы на доставку товаров покупателям

Характер расходов определяется в зависимости от типа компании:

  • Производственная компания учитывает расходы на доставку в качестве материальных расходов. Так как они не указаны в перечне прямых расходов, их можно принимать в качестве косвенных.
  • Торговая компания учитывает расходы на доставку как косвенные.

Любая компания обязана оформлять товарную и товарно-транспортную накладную при доставке

Расходы на содержание транспорта

Существует несколько видов расходов на содержание транспорта:

  • на ГСМ;
  • на ремонт и покупку комплектующих;
  • на страховку;
  • на парковку;
  • на штрафы ГИБДД.

Рассмотрим особенности каждого пункта.

Траты на топливо необходимо относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Однако, существуют и некоторые исключения. Согласно письму Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 компания может учитывать их как прямые расходы. Например, в случае, если на вашем транспортном средстве производится доставка продукции покупателям, вы можете учитывать траты на топливо и прочие горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) как материальные расходы.

Не забывайте! Для того чтобы правильно списывать расходы на ГСМ, необходимо заполнять путевой лист.

Покупку запчастей и ремонт относите к косвенным расходам и полностью списывайте в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены. Помните, что траты при этом должны быть полностью экономически оправданными. Оптимизация автомобиля для повышения эффективности эксплуатации — это одно, а вот дорогостоящий тюнинг налоговая уже не одобрит.

Что касается страховки, то ОСАГО является обязательной, расходы на нее относятся к косвенным тратам и учитываться должны в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора. Также к прочим расходам относится и КАСКО, но данный полис приобретается уже по усмотрению руководителя компании.

При УСН вы не имеете права учитывать в расходах КАСКО! Только обязательное страхование.

Платную парковку учитывайте в качестве косвенных расходов. Основанием для списания затрат послужит парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если вы заключили договор долгосрочной аренды места.

Увы, расходы на штрафы ГИБДД и административные штрафы вы не имеете права списывать в любом случае!

Федеральные базы

МДС 81-35.2004 п.4.64

Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом. Для строек, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, норматив заготовительно-складских расходов принимается в размере 1,2% от стоимости (сметной стоимости) оборудования франко-приобъектный склад в текущем уровне цен.

ФССЦ 81-01-2001 ОП п.5

Заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования франко-приобъектный склад в размере:

  • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлических строительных конструкций) — 2%
  • по металлическим строительным конструкциям0,75%
  • по оборудованию1,2%

Территориальные базы

В большинстве случаев для территориальных баз действуют те же методики, что и для федеральных. Однако, лучше уточнить информацию дополнительно для каждого региона. Так, например, в ПЦСН-2014 для Московской области указано:

Для учета в сметной цене материалов транспортных, заготовительно-складских расходов и погрузочно-разгрузочных работ к стоимости приобретения материалов по прайс-листу, как правило, учитывающей наценки снабженческо-сбытовых организаций и затраты на тару и упаковку, применяется надбавка в размере до 6,9% (при оформлении актов за выполненные работы КС-2 дополнительные начисления должны быть подтверждены документально).

Стоимость запасных частей, затраты на тару и упаковку, расходы на транспортировку оборудования, услуги посреднических организаций, затраты на комплектацию оборудования, заготовительно-складские расходы принимаются в размере до 5% от стоимости приобретения оборудования.

При разработке расчетных индексов по РТМ оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются с целью учета транспортных расходов по доставке материалов от заводов-изготовителей до франко-приобъектный склад, услуг посредников и заготовительно-складских расходов (на 0,75% на металлические строительные конструкции и 2% — по остальным строительным материалов, изделиям и конструкциям) при строительстве объекта в целом.

Прямые и косвенные расходы: что это?

Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

Прямые расходы Косвенные расходы
· расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

· расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

· расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Стоит обратить внимание на порядок учёта расходов:

Прямые расходы Косвенные расходы
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

В случае, если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Какие расходы можно считать транспортными расходами?

Транспортные расходы можно выделить в следующие группы:

  • доставка купленного сырья, основных средств, имущества, товаров;
  • доставка клиентам товаров;
  • обслуживание транспортных средств (собственных, арендованных).

Как можно оценить расходы на доставку?

Согласно ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся:

  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • сумма расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  • определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
  • определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Для исчисления суммы прямых расходов в части транспортных расходов используются следующие формулы:

ТРТ(Н) = ОТ * <ТР(%)>

ТРТ(Н) – транспортные расходы по непроданным товарам

ОТ – остаток непроданных товаров

<ТР(%)> – средний процент транспортных расходов

<ТР(%)> = (ТРо + ТРт) / (СТт + ОТ)

<ТР(%)> – средний процент транспортных расходов

ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца

ТРт – транспортные расходы в текущем месяце

СТт – себестоимость товаров, реализованных в текущем месяце

ОТ – остаток непроданных товаров

ТР = ТРо + ТРт – ТРТ(Н)

ТР – транспортные расходы, подлежащие списанию в текущем налоговом периоде

ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца

ТРт – транспортные расходы в текущем месяце

ТРТ(Н) – транспортные расходы по непроданным товарам

Таким образом, в транспортные расходы на доставку относятся:

  • расходы на доставку приобретенных основных средств;
  • расходы на доставку сырья;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Для учёта транспортных расходов в случае доставки товара покупателю необходимо оформление следующих документов:

  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • товарно-транспортная накладная (1-Т).

Как можно оценить расходы на транспорт?

Содержание транспорта включает в себя следующие виды расходов:

  • расходы на ГСМ;
  • расходы на приобретение запчастей для транспортного средства;
  • расходы на ремонт транспортного средства;
  • расходы на страхование (КАСКО, ОСАГО);
  • расходы на парковку.

Расходы на содержание транспорта можно учесть следующим образом:

Расходы Комментарий Нормативный акт
Расходы на ГСМ* Прочие расходы, связанные с производством ст. 264 НК РФ
Прямые расходы письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67
Приобретение запчастей и ремонт транспортного средства** Косвенные расходы ст. 260 НК РФ
Страхование ОСАГО Косвенные расходы ст. 263 НК РФ , ст. 272 НК РФ
Страхование КАСКО Прочие расходы ст. 263 НК РФ
Парковка*** Косвенные расходы ст. 264 НК РФ
Аренда транспортного средства**** Прочие расходы – расходы связанны с производством и реализацией.

Прямые расходы – транспортное средство использовано для основной цели.

Косвенные расходы – обслуживание административного персонала

ст. 264 НК РФ
Использование транспорта сотрудника Косвенные расходы ст. 317 НК РФ

* В случае, если транспортное средство осуществляет доставку товара клиентам – расходы на ГСМ учитываются в материальных расходах, а если транспортное средство осуществляет транспортировку сотрудников – расходы на ГСМ относятся к прочим расходам и косвенным затратам.

** Расходы на ремонт транспортного средства производятся на основании следующих документов:

  • акт выполненных работ;
  • счёт-фактура;
  • платежные документы;
  • смета;
  • накладная на отпуск запчастей со склада;
  • акт списания изношенных запчастей.

*** Расходы на парковку можно учесть при наличии следующих документов:

  • парковочный чек;
  • кассовый чек;
  • товарный чек;
  • акт оказания услуг;
  • договор аренды машиноместа.

**** Учёт расходов производится на основании следующих документов:

  • договор;
  • платёжные документы;
  • акты приёма-передачи транспортного средства;
  • путевые листы.

В случае, если по условиям компании работник должен пользоваться личным автомобилем для исполнения своих должностных или трудовых обязанностей – работодатель должен возмещать расходы на содержание транспортного средства. В соответствии со ст. 264 НК РФ работодатель в этом случае имеет право списывать расходы, но с некоторым ограничением:

Транспортное средство Размер расходов

(руб. в месяц)

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб.см включительно 1200
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб.см включительно 1500
Мотоциклы 600

Что относится к транспортным расходам

Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

  • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
  • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
  • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

Для учета ТР при доставке имущества покупателю компания должна оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и товарно-транспортную накладную (1-Т) (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-03-06/1/105).

Виды транспортных издержек и их учет

Транспортные издержки подлежат учету на предприятиях. Причем правила принятия затрат зависят от того, к какой разновидности они относятся:

  • появились в ходе транспортировки купленных товаров;
  • появились в результате транспортировки проданных товаров.

В зависимости от этого и определяется, как учитывать транспортные расходы в торговле. Причем в обоих случаях нужно руководствоваться правилами, отраженными в ПБУ 5/01.

Учет ТЗР по купленным товарам

Предприятия, приобретая те или иные товары, нередко несут издержки, связанные с их транспортировкой. В связи с этим и возникает необходимость учета соответствующих затрат. При этом предприятие может производить учет ТЗР одним из следующих способов:

  1. включив их в фактическую стоимость купленной продукции;
  2. отразив ТЗР в издержках, связанных с продажей товара.

Компания может использовать любой из этих вариантов, но предварительно выбранный способ нужно отобразить в учетной политике предприятия. Чтобы понять разницу, следует на примере разобраться, как в обоих случаях производится учет транспортно-заготовительных расходов.

Пример. Компания «Профичайлд» продает товары для детей, предварительно закупая их оптом у производителя. Все расходы по транспортировке организация оплачивала самостоятельно. Допустим, в апреле 2018 года была получена оптовая партия изделий общей стоимостью 1 000 000 рублей, в том числе НДС 90 909 рублей (10% пониженная ставка для детских товаров). Общая сумма транспортных расходов – 45 000 рублей, в том числе НДС 4 090 рублей.

Как в рассмотренном случае должен производиться учет транспортных расходов при включении их в фактическую стоимость и издержки по продаже? В обоих случаях учет стоимости и НДС за товары и перевозку будет одинаковым:

  • Д41 – К60 – 909 091 рублей (без учета НДС) – учитывается стоимость купленного товара;
  • Д19 – К60 – 90 909 рублей – учитывается НДС по приобретенной продукции;
  • Д19 – К60 – 4 090 рублей – учитывается НДС по транспортным издержкам.

Разница будет заключаться в том, по какому счету будет происходить списание транспортных расходов в бухгалтерском учете. Если они учитываются в стоимости, то будет справедлива проводка: Д41 – К60 – 41 910 рублей (расходы по доставке за вычетом НДС). При учете ТЗР в расходах на продажу уже будет использоваться дебет счета 44 (расходы на продажу), а не 41 (товары).

Учет ТЗР реализованных товаров

Если ТЗР связаны не с приобретенными, а уже реализованными товарами, то расходы по их доставке могут учитываться несколькими способами:

  1. включаться в стоимость продукции;
  2. отображаться в качестве отдельной услуги, предоставляемой независимо от реализации.

Чаще всего предприятия включают ТЗР в стоимость товара. В этом случае транспортные расходы за купленные товары списываются проводкой: Д90.02 – К44.2. При последующей их продаже ТЗР (тут уже будет другая сумма расходов) списываются по проводке: Д44.1 – К60, а НДС по ним – Д19 – К60.

Примечательно, что налоговый учет транспортных расходов по покупным товарам позволяет учесть их в полном объеме в качестве расходов при расчете налога на прибыль. Сложности могут возникнуть из-за определения времени списания. Ведь прямые транспортные расходы входят в стоимость продукции и учитываются лишь при реализации. Косвенные же никак не связаны с временем продаж – они учитываются сразу же во время их возникновения.

Особенности терминологии

Понятие «франко-завод» указывает на то, что приобретатель получает товар на складе поставщика. То есть имеет место самовывоз.

Термины «франко-вагон», «франко-ж/д станция отправления» указывает на то, что в транспортные расходы в смете включены затраты на доставку продукции в пункт отправления. В них входят издержки и на погрузку в вагон.

Понятие «франко-пункт отправления (либо вдоль борта)» предполагает, что поставщик оплачивает расходы до порта и выгрузку на причал.

Соответственно, затраты на доставку в пункт назначения выражаются термином «франко-судно». В них может входить только перевозка груза или его транспортировка со страховкой продукции от риска порчи или гибели.

Понятие «франко-склад» отражает транспортно-складские расходы в смете. Они включают в себя доставку груза от поставщика к потребителю.

Строительные грузы

В смете транспортные расходы на материалы до приобъектного склада отражаются по одноименной статье («Материалы»). В нее также включаются затраты на доставку деталей и конструкций, которые будут использоваться непосредственно при строительстве.

Во многих случаях материалы завозятся непосредственно на стройплощадку. Такие транспортные расходы в смете определяются в соответствии с тарифами Сборника сметной стоимости для доставки строительных грузов.

Нюансы отражения информации

При обосновании в смете транспортных расходов и сметной прибыли заработок водителей спецтехники (тягачей, самосвалов и пр.) не учитывается. В ценах они уже учтены.

Процент транспортных расходов на материалы в смете отражаются в размере 120 %, а прибыль – 65 % от ФОТ (фонда оплаты труда). Соответствующее положение закреплено в 5-м пункте технической части (ч. 1 разд. 1) Сборника.

Доставка от склада до рабочей зоны

Эти транспортные расходы в смете учитываются в составе элементных расценок и норм на строительно-монтажные работы и в составе ресурсных нормативов.

Обычно нормами и расценками учтены издержки на разгрузку конструкций и материалов на стройплощадку. В этой связи дополнительно могут включаться в смету транспортные расходы на разгрузку и последующую погрузку материальных ценностей в ТС только на временном перегрузочном участке. Он должен быть обоснован в плане.

В состав затрат на оплату труда не включается заработок рабочих, осуществляющих доставку материалов на приобъектный склад. Они включены в смете в процент транспортных расходов на доставку материальных ценностей и отражаются в стоимости деталей, конструкций и материалов.

Издержки на перевозку строительного мусора и грунта при формировании сметных расчетов (локальных смет) относят в прямые затраты по «эксплуатации машин». Заработок водителей ТС, отраженный в тарифах на транспортировку грузов, в документации не выделяется.

Дополнительная оплата пробега

Она учитывается до участка производства работ от гаража автотранспортного предприятия до пункта первой разгрузки либо возвращение транспортных средств после завершения работ от места последней разгрузки до гаража, если оба этих пункта расположены за границами населенного пункта, в котором работает автотранспортное предприятие. Из суммы должна вычитаться стоимость 10 км, учтенных в провозной оплате доставки грузов.

При отправке автотранспорта для производства работ вне места постоянного их пребывания, дополнительно оплачивают:

  • Пробег ТС от автотранспортного предприятия (гаража) до пункта назначения и обратно.
  • Затраты по перевозке спецтехники и обслуживающего персонала водным или железнодорожным транспортом.
  • Размер заработка водителям и прочим работникам, командируемым в пункт назначения, за время транспортировки машин водным или ж/д транспортом.
  • Суточные водителям и другому персоналу за период нахождения в командировке.
  • Затраты на наем жилых помещений. Они устанавливаются в размере, определенном в законодательстве.
  • Фактические затраты на доставку топлива и ГСМ, если получить их на месте производства работ невозможно.

Повышение ставок на транспортировку грузов по грунтовой дороге в период бездорожья в сметной стоимости не учтено.

При расчете оплаты за доставку материальных ценностей неполная половина километра не учитывается, а полкилометра и больше считаются за 1 км.

Порядок расчета затрат на перевозку груза

В калькуляции затраты на перевозку грузов детализируются по таким группам:

  1. Расходы, которые напрямую связаны с процессом перевозки: оформление страхового полиса, поддержание технической исправности транспортного средства, соответствие утвержденному уровню качества услуги, затраты на выполнение требования сохранности перевозимых ценностей и следования по маршруту в соответствии с утвержденным графиком.
  2. Плата за пользование природными ресурсами (если такой факт имеет место).
  3. Расходные операции, связанные с вводом в эксплуатацию нового транспортного средства для перевозок (регистрация, обкатка, регулировка систем автомобиля).
  4. ВАЖНО! Если в процессе подготовки транспортного средства к вводу в эксплуатацию были выявлены дефекты заводской сборки или обработки материалов, недочеты устраняются за счет фирмы-изготовителя.

  5. Модернизация транспортных средств, разработка новых маршрутов доставки грузов. Расходы на повышение класса транспортно-экспедиционного обслуживания списываются на прибыль предприятия и не включаются в стоимость услуги.
  6. Расходы, направленные на обслуживание процесса доставки грузов в пункт назначения (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, инструменты, проведение экспертиз).
  7. Затраты по поддержанию транспортных средств в надлежащем техническом состоянии и соблюдению норм санитарно-гигиенических стандартов (диагностика с техосмотром, мойка, текущий и капитальный ремонт, создание особых температурных условий для отдельных категорий грузов).
  8. Траты перевозчика, связанные с оплатой труда задействованных в доставке работников.
  9. Оплата медосмотров и предрейсовых инструктажей.
  10. Затраты, относимые на организацию управления процессом перевозки.
  11. Подготовка кадров и регулярное прохождение занятыми на предприятии сотрудниками курсов переподготовки, повышения квалификации.
  12. Оплата кредитных процентов в пользу банковских учреждений за взятые на заемные средства транспортные средства и оборудование для доставки грузов.
  13. Отчисления амортизационного типа.
  14. Арендные платежи.
  15. Оплата налогов, сборов и взносов в государственные органы.
  16. Суммы таможенных пошлин.

Расчет цены услуг по перевозке ценностей должен основываться на размере себестоимости. Калькуляция производится с учетом особенностей эксплуатации транспортных средств, которые имеются на предприятии. Цены на топливо закладываются текущие, расстояние просчитывается с максимальной точностью. К полученному расчетному показателю себестоимости прибавляется желаемый уровень рентабельности. Это будет цена перевозки для контрагентов, рассчитанная за каждый километр движения.

Бухгалтерский и налоговый учет затрат на перевозку

Расходы на доставку материальных ценностей могут учитываться по двум схемам:

  • перевозка осуществлялась собственными силами;
  • услуга была оказана третьими лицами на договорных основаниях за фиксированную плату.

При наличии у компании собственных транспортных средств, которые можно задействовать в перевозке грузов, организация учитывает их по одной из методик:

  • в случае с большим автопарком создается отдельное подразделение;
  • в ситуациях с небольшим числом транспортных средств отдельная служба не выделяется в структуре предприятия, учет ведется по каждой машине.

В первом варианте в бухгалтерском учете затраты будут относиться на счет 23, предназначенный для расходов вспомогательных производств. При отсутствии отдельного транспортного отделения бухгалтерия применяет счет 26, введя к нему субсчет для автотранспорта. В последнем случае затраты будут относиться к общехозяйственному типу.

На указанные счета списываются расходы на:

  • топливо, масла;
  • амортизационные отчисления;
  • прохождение техосмотра;
  • проведение ремонта;
  • выплачиваемую водителям зарплату с начислениями взносов на нее;
  • оплату труда персонала, задействованного в обслуживании транспортного средства (механики, диагностики, электрики, бухгалтер, экономист).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Транспортные расходы должны выделяться в бухгалтерском учете в отдельную статью затрат и накапливаться обособленно от других расходных оборотов. Такая норма необходима для сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета и создания основы для ведения управленческого учета.

Используемый в учете счет для аккумулирования затрат на транспортировку надо утвердить в локальном акте предприятия – учетной политике. Такие расходы носят характер косвенных затрат. Их распределяют по видам изготавливаемой продукции или на их сумму уменьшают выручку от продаж в текущем периоде напрямую.

Порядок признания и отражения в налоговом учете транспортных затрат регламентируется положениями ст. 254 НК РФ. Расходы принимаются в учете в текущем периоде. По материальным ценностям, которые перевозятся внутри предприятия и были приобретены у сторонних организаций, расходы на доставку включаются в стоимость запасов.

Требования к документальному подтверждению операций по доставке грузов оговариваются п. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. и НК РФ в п. 1 ст. 252. Для фиксации уровня расходов на топливо для задействованных в перевозках транспортных средств используется бланк путевого листа. При перевозке ценностей оформляют ТТН или заполняют транспортную накладную.

Затраты на перевозку сторонними организациями

При отсутствии необходимости или возможности создания собственного автопарка для перевозок допускается заказ услуг у сторонних предприятий на основе заключенного договора. Расходы в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов 60 и 20. Счет 60 кредитуется и означает возникновение задолженности перед контрагентом, который доставил грузы. Счет 20 отвечает за отнесение стоимости услуги на расходы основного производства. Вместо 20 счета могут быть задействованы счета 25, 26, 15, 16. На выбор счета влияет специфика деятельности организации и положений учетной политики.

В налоговом учете расходы на доставку груза третьими лицами относятся к материальным затратам и носят производственный характер. Алгоритм признания их в учете должен прописываться в учетной политике. В этом локальном акте предприятия устанавливают дату возникновения расходов по одному из критериев:

  • день окончательного расчета за услугу, который обозначается в подписанном между компанией и транспортной организацией договоре;
  • дата, когда заказчику услуг были предъявлены документы для проведения расчетов;
  • последний день налогового периода, являющегося отчетным.

Комплект документации будет состоять из соглашения с контрагентом на перевозку груза и бланков, подтверждающих факт реализации услуги. Норма регламентируется Правилами перевозки, утвержденными правительственным постановлением под №272 от 15 апреля 2011 г. Обязательным элементом будет оформление транспортной накладной. Бланк заполняется лицом, выступающим в качестве грузоотправителя. Документ составляется в трех экземплярах.

ЗАПОМНИТЕ! На грузы, перевозимые одним транспортным средством, может быть подготовлена одна транспортная накладная. Если партию грузов распределили между двумя и более автомобилями, то оформлять надо накладные по каждому транспортному средству.

Устав автомобильного транспорта, утвержденный законом от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, предписывает перевозчикам не принимать ценности, которые необходимо перевезти, без оформленной и подписанной транспортной накладной (п. 3 ст. 8). Письмо от 11.11.2011 №03-03-06/1/744 дает пояснения к набору документации, формируемому при заказе услуги перевозки грузов у третьих лиц. К договору и транспортной накладной рекомендовано прикладывать товарно-транспортную накладную. Она составляется в 4 экземплярах. Четвертый бланк нужен для того, чтобы он был возвращен грузоотправителю после произведенной доставки. Этот документ должен служить основанием для учета транспортных услуг и проведения расчетов за них.

Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?

На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики.

1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.

И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем. Самый яркий пример — ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада. В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно — низким) ставкам.

Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» — грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется. Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» — то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.

2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае — определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.

Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.

Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход — систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.

3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли. В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить. При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.

Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.

4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки. В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.

Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?

Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки. В их число входят затраты на:

  • топливо: определяются исходя из линейных норм расхода на 100 километров пробега, утвержденных для определенной марки грузового автомобиля; для груженых автомобилей норма расхода увеличивается и при расчете принимается во внимание не только километраж пробега, но и объем выполненной транспортной работы (масса груза, умноженная на длину пути);
  • смазочные и иные эксплуатационные материалы: сумма издержек зависит от количества израсходованного топлива и вычисляется в соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  • ремонт и замену автомобильных шин: определяются исходя из стоимости шин, количества колес, пробега автомобиля по нормам износа, утвержденным Правилами эксплуатации автомобильных шин (эти нормы могут устанавливаться каждым предприятием отдельно);
  • ремонт и техническое обслуживание подвижного состава: высчитываются в соответствии с Нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
  • амортизацию основных средств: определяются исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; зная амортизируемую (фактическую) стоимость и срок службы транспортного средства, можно вычислить сумму годовой амортизации, из нее — сумму амортизации за один рабочий день, а затем — за один рейс;
  • заработную плату: сюда входит заработная плата водителей, специалистов и служащих, руководителей, а также ремонтных и вспомогательных рабочих; определяется в соответствии с тарифной сеткой, положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием.

Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.

Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли — и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» — в парк или на стоянку.

Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.

Различают несколько видов тарифов:

  • за километр;
  • за тонно-километр;
  • за тонну;
  • за один рейс (ездку);
  • за час работы;
  • за автомобиле-день (смену).

На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.

Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм. Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы). При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.

Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки

Хотя при организации комплектной грузоперевозки транспортные компании, в первую очередь, учитывают расстояние, которое предстоит пройти автомобилю: выставляют тариф за километр или, что касается наиболее популярных направлений (доставки груза в крупные российские города), указывают уже полную стоимость пути, — вес перевозимого груза все равно не остается без внимания.

Ведь изначально цена за километр рассчитывается отдельно для каждого вида автомобиля: для 3,5-тонника это одна сумма, для 20-тонной фуры — раза в два больше. Кроме того, учитывается класс груза — то, насколько при его перевозке используется грузоподъемность транспортного средства. Выделяют четыре класса, каждому из которых соответствует свой средний коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, корректирующий конечную стоимость перевозки.

Точно так же на стоимость влияет тип кузова транспортного средства (например, рефрижератор обойдется дороже тента) и регион доставки: разные районы России имеют разные климатические, рельефные и т.п. условия, которые предполагает свои особенности транспортировки и влияют на сумму издержек.

Особенности расчета стоимости сборной грузоперевозки

В отличие от комплектной, в этом случае основное внимание уделяется массе перевозимого груза. Однако это не значит, что расчет стоимости перевозки проводится именно по фактическому количеству содержащихся в нем килограммов. Очень даже вероятно, что расчетный вес будет превышать настоящий: все зависит от объема груза и того, сколько мест он занимает в кузове.

Выделяют несколько методов определения стоимости перевозки сборного груза.

По плотности груза. Плотность груза — это отношение его массы к объему. Считается, что 1 м3 вмещает в себя 250 кг. Следовательно, если плотность груза больше 250, то груз тяжелый и расчет проводится по его массе (фактический вес совпадает с расчетным). Если же плотность меньше 250, груз относится к объемному, а потому именно по объему будет рассчитываться стоимость перевозки. Чтобы получить значение объемного (в данном случае — расчетного) веса, необходимо объем груза умножить на 250.

По погрузочным метрам (ldm). Погрузочный метр — это гипотетический прямоугольник со сторонами 1 м и 2,4 м (по ширине кузова обычной фуры) и площадью, соответственно, 2,4 м2. Чтобы узнать, сколько погрузочных метров занимает груз, необходимо значение его длины умножить на значение ширины (то бишь вычислить его площадь), а затем полученное произведение разделить на площадь погрузочного метра (2,4 м2).

После чего определяют расчетный вес груза: количество содержащихся в нем погрузочных метров умножают на 1 544. Откуда взялось 1 544? Полезный вес загруженного грузовика, 21 000 кг, разделили на длину погрузочного пространства, 13,6 м, и получили значение веса, приходящегося на один погрузочный метр.

Для примера обычно приводят расчет оплачиваемого веса для европаллеты (размер 1,2 м х 0,8 м). Делим значение ее площади (1,2 х 0,8 = 0,96) на площадь погрузочного метра (2,4) и получаем площадь европаллеты в погрузочных метрах — 0,4 ldm. Затем, умножив 0,4 ldm на 1 544, — оплачиваемый вес, равный 617 кг.

Однако расчет стоимости грузоперевозки всегда проводится по большему значению, поэтому если фактический вес груза превышает оплачиваемый, то при вычислениях учитывается именно он.

Источники

  • https://BuhSpravka46.ru/buhgalterskie-provodki/transportnyie-rashodyi-v-buhgalterskom-uchete-provodki-i-primeryi.html
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/uchet_transportnyh_rashodov_v_torgovyh_organizaciyah/
  • https://programs93.ru/articles/transportnye-rashody-v-buhgalterskom-uchete-chto-v-nih-vkljuchit-i-kak-pravilno-otrazhat-v-otchetnosti/
  • https://general-smeta.ru/vopros-otvet/1862-normy-zagotovitelno-skladskikh-raskhodov-v-fer-tsn-sn-2012.html
  • https://buhland.ru/transportnye-rasxody-pryamye-ili-kosvennye-rasxody/
  • https://nalog-nalog.ru/uchet_zatrat/transportnye_rashody_eto_pryamye_ili_kosvennye_rashody/
  • https://okbuh.ru/transportnye-rashody/uchet-transportnyh-rashodov
  • https://FB.ru/article/360003/kak-uchityivayutsya-transportnyie-rashodyi-v-smete
  • https://assistentus.ru/buhuchet/zatraty-na-perevozku-gruzov/
  • https://trans.ru/education/spravochnik-logista/kak-rasschitat-stoimost-i-sebestoimost-gruzoperevozki-avtomobilnym-transportom

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: