Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?

Содержание
  1. Цели учетной политики организации
  2. Метод начисления амортизации основных средств
  3. Восстановление входящего НДС
  4. Работы и услуги за рубежом
  5. НДФЛ через обособленное подразделение
  6. Страховые взносы через обособленное подразделение
  7. Учет расходов при приобретении недвижимости при УСН
  8. Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике
  9. Кто подписывает документ
  10. У каждой компании своя учетная политика
  11. Информация, отражаемая в учетной политике
  12. Кто обязан соблюдать учетную политику
  13. Последствия изменения учетной политики
  14. Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую
  15. Как утвердить, изменить или дополнить учетку
  16. Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно
  17. Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения
  18. И что теперь?
  19. Написать от руки или напечатать
  20. Что нового в бухучете в 2020 году
  21. Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений
  22. Условия и срок хранения
  23. На что обратить внимание при составлении учетной политики
  24. Оформление приказа
  25. Как быть?
  26. Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику
  27. Новый ФСБУ 25/2018
  28. Итоги

Цели учетной политики организации

Формируя учетную политику для бухгалтерского учета и в целях налогообложения, бухгалтеру важно понимать, что для корректного отражения хозяйственных операций в бухучете и отчетности не всегда можно следовать правилам налогового учета.

Целью налоговой политики является правильный расчет налоговой базы и самих налогов. Бухгалтерский же учет, основываясь на положениях учетной политики, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности получить данные, на основе которых будут приниматься соответствующие управленческие решения.

Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, должны применяться последовательно из года в год, однако ежегодно, и на 2020 год, они подлежат актуализации в связи с вносимыми нововведениями.

Метод начисления амортизации основных средств

Начиная с 2020 г. действует новое правило: компания сможет переходить с одного метода расчета амортизации на другой один раз в пять лет. Этот момент вводится в отношении перехода как с линейного метода на нелинейный, так и наоборот.

До 2020 г. компаниям также разрешалось переходить с нелинейного на линейный не чаще одного раза в 5 лет. Обратный переход данного ограничения по сроку не имел.

Восстановление входящего НДС

Если компания или ИП применяют общий режим налогообложения, то с 2020 г. они смогут восстановить НДС по имуществу при переходе на ЕНВД по определенным видам деятельности. Однако сделать это можно будет только после того, как фактически станут использовать имущество в деятельности, облагаемой ЕНВД. Согласно новой редакции пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ налог можно будет восстанавливать только в том периоде, когда имущество будет употребляться в деятельности на «вмененке».

До 2020 г. НДС нужно было восстанавливать в квартале, предшествовавшем переходу с ОСНО на ЕНВД. При этом не принималось во внимание фактическое применение имущества в деятельности на ЕНВД.

Работы и услуги за рубежом

Согласно законодательству с 1 июля 2019 г. компаниям, выполняющим работы или оказывающим услуги за границей и одновременно с этим проводящим операции, облагаемые НДС, разрешено не вести раздельный учет. В том случае, когда компания по таким работам и услугам вела раздельный учет, она может внести изменение в учетную политику, исключив из нее упоминание о сделках, не облагаемых НДС.

Важно! Такие компании могут рассчитывать на возмещение входящего НДС без начисления налога к уплате в бюджет. Этот момент схож с нулевой ставкой НДС, которую устанавливают при экспорте товаров.

НДФЛ через обособленное подразделение

Если компания имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципалитете, то с 2020 г. она может выбрать одну ИФНС для уплаты НДФЛ по всем этим подразделениям. В эту же налоговую можно будет уплачивать и НДФЛ по головной организации. При этом главное условие — чтобы все они находились на территории одного муниципалитета.

Данный момент нужно обязательно прописать в учетной политике на 2020 г., если компания хочет использовать это право в своей деятельности.

Страховые взносы через обособленное подразделение

Согласно пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ начиная с 2020 г. обособленное подразделение имеет право самостоятельно платить страховые взносы и подавать РСВ за себя, но только если у него имеется собственный расчетный счет в банке.

Если компания не передала полномочия обособленному подразделению по начислению зарплаты сотрудникам, то уплата страховых взносов и передача отчетности производится по месту нахождения головного офиса.

Учет расходов при приобретении недвижимости при УСН

С 29 сентября 2019 г. упрощен учет расходов при УСН, связанных с приобретением недвижимости, права на которую необходимо зарегистрировать в госорганах.

Компании теперь могут списывать затраты на приобретение недвижимости в общем порядке, т.е. после ввода объекта в эксплуатацию на основе фактической оплаты за объекты. Кроме того, потеряла актуальность расписка о подаче документов на регистрацию для учета стоимости объектов недвижимости.

Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, «полуправда». Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление № 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою учетную политику. Если в ней нет отсылки на постановление № 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

У каждой компании своя учетная политика

Нововведений в законодательство немало, но не все они должны быть внесены в учетную политику. Имеет смысл описывать в учетной политике только те положения, которые касаются именно вашей компании и учитывают специфику ведения учета и особенности конкретного бизнеса.

В учетной политике закрепляются методы учета, которые вы должны установить сами или выбрать для себя оптимальный вариант из допустимых альтернативных. Дублировать прямые положения Налогового кодекса — обязательные для исполнения и не предусматривающие выбора из возможных вариантов — бессмысленно. Не стоит ими отягощать документ. Пусть он будет небольшим, но содержательным и полезным.

Нет смысла «раздувать» правила и разрабатывать учетную политику на будущее на всякий случай. Учитывайте в ней только реальные тонкости учетной работы. При появлении новых объектов учета учетную политику можно будет дополнить.

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

  • при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

  • на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

  • основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

820 000

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

820 000

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

5 694

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

  • очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

  • текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую

При смене объекта налогообложения по «упрощенке» — с «Доходы» на «Доходы минус расходы» и наоборот — изменение нужно внести в учетную политику на 2020 год.

В случае перехода с ЕНВД на «упрощенку» в учетной политике надо прописать принятые методы и учетные процедуры для нового порядка налогообложения — упрощенной системы налогообложения.

Новация с 2020 года:

С 1 января 2020 года теряют право применения ЕНВД и ПСН продавцы трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.

Взамен ЕНВД небольшие компании и ИП будут просчитывать вариант перехода на УСН.

Для перехода на УСН действующую учетную политику придется переработать. И важно: в срок не позднее 31 декабря 2019 года не забыть уведомить налоговый орган, направив заявление о переходе на УСН по форме № 26-1. Иначе в 2020 году придется платить налоги по общей системе налогообложения.

Если часть бизнеса переводится на ЕНВД или открывается возможность получать средства целевого финансирования — в учетной политике нужно подробно расписать порядок ведения раздельного учета.

Есть еще немало нововведений налогообложения, вступающих в действие с 1 января 2020 года. К примеру:

  • обязанность восстановления НДС при реорганизации в случае, если правопреемник применяет спецрежим или начинает использовать полученное имущество, товары, работы, услуги в необлагаемой НДС деятельности;
  • обязанность применять электронные формы зарплатной отчетности 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, расчет страховых взносов для компаний со штатом от 10 человек;
  • новые сроки и форматы представления налоговой отчетности;
  • установленные на федеральном уровне сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, и другие.

Все эти нововведения — однозначные для исполнения нормы, не допускающие выбора действий или альтернативных суждений. Поэтому учесть в работе их необходимо, но вносить в учетную политику не обязательно.

Обратите внимание на другие положения существующей учетной политики. Возможно, одни из элементов потеряли актуальность, другие — не учитывают произошедших изменений структуры компании или особенностей ведения бизнеса. Одни методы учета требуют упрощения, а другие — замены для достижения оптимального результата.

Это может касаться:

  • рабочего плана счетов;
  • порядка проведения инвентаризации;
  • способов оценки активов и обязательств;
  • перечня прямых расходов;
  • методики ведения раздельного учета, если такая обязанность предусмотрена;
  • льгот, на которые имеется право применения и других решений для организации учета.

Если вы создаете в бухучете и налоговом учете резервы — по состоянию на 31 декабря 2019 года не забудьте их проинвентаризировать. С 1 января 2020 года вы можете отказаться от формирования резервов для целей налогообложения, отразив принятое решение в учетной политике.

Как утвердить, изменить или дополнить учетку

Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Распоряжением об УП руководитель определяет дату начала ее применения.

Положение об УП оформляют одним из двух способов:

  • в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение утверждается своим распоряжением;
  • одним документом с двумя разными разделами: один — по бухгалтерскому, второй — по налоговому учету. Тогда подписывается одно распоряжение об утверждении УП.

Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат страховых взносов и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ.

Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

И что теперь?

Изменения законодательных и нормативных актов происходили и в предыдущие годы. Но бухгалтеры не торопились корректировать учетную политику учреждений. Однако после вступления в силу с 1 января 2019 года федерального стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н) бухгалтерам учреждений госсектора придется более внимательно следить за событиями в нормативной базе.

Напомним, что согласно п. 12 СГС «Учетная политика» в учетную политику учреждения необходимо вносить изменения, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование федерального стандарта повторяет норму п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Кроме того, когда происходит изменение учетной политики в течение отчетного года, и оно не связанно с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения производятся по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Об этом сказано в п. 13 СГС «Учетная политика».

При этом в ФСБУ «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению ФСБУ «Учетная политика», доведенных Минфином в Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические рекомендации).

На все эти требования стандарта не стоило бы обращать внимания, если бы не было необходимости оценки последствий изменения учетной политики.

Так, согласно п. 15 СГС «Учетная политика» оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения. Кроме того, в соответствии с п. 18 СГС «Учетная политика» в случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, нужно применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после измененияучетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Таким образом, с этого года бухгалтеру необходимо:

— четко знать дату вступления в силу законодательных и нормативных документов;

— разработать процедуру внесения изменений в учетную политику.

И все это радо того, чтобы произвести оценку последствий изменений учетной политики.

Обратите внимание! В Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в отношении последствий изменения учетной политики в частности необходимо раскрывать информацию о соответствующем порядке, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Что нового в бухучете в 2020 году

Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:

  1. изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  2. разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  3. существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают преобразования, т.к. с отчетности за 2020 год компании будут применять измененные ПБУ 16/02, 18/02, 13/2000. Причем изменения в ПБУ 18/02 и 16/02 не предусматривают выбор способа ведения бухучета, поэтому изменения в УП с началом их применения вносить не требуется, нужно лишь уточнить некоторые способы учета. А вот изменения ПБУ 13/2000 требуют от организации выбрать некоторые элементы учета госпомощи, поэтому свой выбор следует отразить в УП.

Кроме того, начиная с отчетности за 2022 год, будет обязателен к применению новый ФСБУ 25/2018. Если ваша организация решит начать применять его досрочно, следует дополнить свою учетную политику.

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате — в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) — они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению — изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) — оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) — оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений — обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

На что обратить внимание при составлении учетной политики

В настоящее время составление учетной политики не предоставляет для бухгалтера особого труда – на различных ресурсах содержится много образцов, конструкторов учетной политики и предлагается широкий спектр услуг по ее составлению.

Однако бухгалтеру нужно быть предельно внимательным и избирательным, поскольку не все ресурсы предусматривают и содержат актуальные законодательные данные, отраслевые особенности ведения учета и специфику хозяйствующего субъекта.

При составлении учетной политики бухгалтер хочет учесть все нюансы деятельности, предусмотреть всевозможные факты и способы учета по своей организации. Но стоит обратить внимание на то, что писать о тех разделах или способах учета, которых в действительности нет в хозяйственной деятельности, не стоит. Например, если у организации нет на данный момент нематериальных активов – писать о них не рекомендуется. В последующем учетную политику всегда можно дополнить. Такую рекомендацию дает Александр Елин, генеральный директор аудиторской компании «Академия аудита».

Также бухгалтеру рекомендуется перечислить в учетной политике конкретные формы регистров, а не просто указать учетную программу. Дело в том, что программа может формировать десятки разнообразных регистров и при проверке инспекторы ФНС попросят предоставить все, какие им необходимы. Но в учетной политике можно указать закрытый и краткий перечень регистров, например, журнал хозяйственных операций, оборотно-сальдовые ведомости по счетам и Главную книгу. Теперь, в случае если налоговики запросят какие-то другие регистры, вы вправе будете отказать согласно Письму Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228.

Также после составления представлять учетную политику в налоговую инспекцию не нужно, такого требования в НК РФ нет. Инспекторы могут попросить этот документ только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ)

Инспекторы могут наложить штраф за отсутствие учетной политики и приказа о ее утверждении в размере 200 руб. (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015). Положение об учетной политике и приказ о ее утверждении — единый документ (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Как быть?

Ни СГС «Учетная политика», ни Методические рекомендации, а также иные нормативные и законодательные акты, не содержат разъяснений о процедуре внесения изменений в учетную политику учреждения. Поэтому главному бухгалтеру придется:

— самостоятельно разработать соответствующую процедуру,

— либо руководствоваться порядком внесения изменений в учетную политику, установленных учредителем.

Но в любом случае такая процедура должна быть утверждена в составе учетной политики учреждения. Наиболее целесообразным представляется изложить порядок внесения изменений в качестве приложения к учетной политике.

При разработке процедуры внесения изменений в учетную политику главный бухгалтер должен будет найти ответы на два основных вопроса:

  1. с какой даты вносить изменения, а с какой их применять в работе?
  2. каким образом следует внести изменения в уже утвержденный локальный акт?

Отметим, что в соответствии с п. 13 СГС «Учетная политика» изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Причиной, обуславливающей иной момент изменения учетной политики, может быть срок вступления в силу соответствующего законодательного или нормативного акта.

Например, как уже было сказано выше, планируемые изменения в Закон № 402-ФЗ вступят в силу с момента официального опубликования соответствующего закона. Следовательно, и изменения в учетную политику, сделанные на основании закона об изменениях в Закон № 402-ФЗ, могут иметь юридическую силу с даты официального опубликования изменений, а не с начала отчетного года.

Очевидно, что в случае изменения федерального законодательства, главный бухгалтер не сможет внести изменения в учетную политику именно с дня вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Для анализа локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (например, приказа) главному бухгалтеру потребуется определенное время. Последовательность действий главного бухгалтера при внесении изменений в учетную политику в связи с изменением законодательства должна быть отражена в одном из разделов учетной политики.

Локальный акт, которым вносятся в учетную политику изменения, подлежит обязательной регистрации с присвоением ему порядкового номера и указанием даты введения в действие. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то на следующий день со дня их принятия (утверждения).

О принятых актах должны быть обязательно извещены сотрудники организации, на деятельность которых распространяется локальный нормативный акт. Форма извещения может быть определена общими требованиями к порядку разработки локальных нормативных актов, может быть установлена самим локальным нормативным актом, например, путем вывешивания публичного объявления в трехдневный срок с момента принятия данного акта и т.п.

Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н.

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т. д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

Новый ФСБУ 25/2018

Еще одним, немаловажным для российского бухучета нововведением стало принятие Стандарта «Бухгалтерский учет аренды» 25/2018 (приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н).

Как и выше приведенные изменения в ПБУ 13/2000, 16/02 и 18/02, ФСБУ 25/2018 создан на основании международных правил и норм, в частности IFRS 16 «Аренда». Он будет обязателен с отчетности за 2022 год. Однако учетная политика на 2020 год подлежит дополнению в случае принятия организацией решения о его досрочном применении, так как предусмотренные Стандартом 25/2018 варианты и способы учета и отражения объектов по договорам аренды требуют от организации выбора. Остановимся на них:

  • для организаций-арендаторов с упрощенными способами учета Стандартом 25 предусмотрена возможность отражения фактической стоимости права пользования, а также величины обязательства по аренде иначе, чем у остальных получателей имущества в аренду;
  • для организаций-арендодателей с упрощенными способами учета возможна классификация всех предметов аренды в виде учета операционной аренды, кроме 2-х предусмотренных Стандартом 25 случаев: когда к арендатору по договору аренды будет переходить право собственности на арендуемый предмет или у арендатора есть право выкупа объекта аренды по меньшей, чем его справедливая стоимость цене.
  • для организаций-арендодателей, имеющим объекты операционной аренды, следует выбрать, как признавать в бухучете доход по арендным платежам: равномерно, либо на основе другого подхода, который предусматривает характер использования арендатором выгод от полученного предмета аренды.

Напомним, поскольку начало применения организацией нового ФСБУ 25/2018 повлечет изменение ее учетной политики, этот порядок изменений надо раскрыть в бухгалтерской отчетности за год, с которого и начнется применение Стандарта.

Итоги

Текущие изменения в учетную политику 2019-2020 годов могут быть внесены при поправках в законодательство, вступивших в силу в течение года, а также при появлении у организации новых или отличающихся по существу от имевших место ранее видов деятельности. Такие изменения утверждаются приказом (распоряжением) руководителя, дополняющим учетную политику.

Кроме того, с 2020 года в учетную политику необходимо будет внести изменения, если применявшиеся ранее учетные алгоритмы откорректированы законодательством с начала года или организация самостоятельно решила изменить применявшиеся правила учета.

Источники

  • https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/uchetnaya-politika-2020/
  • https://www.1cBIT.ru/blog/uchetnaya-politika-2020-kakie-izmeneniya-nas-zhdut/
  • https://www.buhgalteria.ru/article/uchetnaya-politika-rasprostranennye-zabluzhdeniya
  • https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-vnesenii-izmenenij-v-uchetnuyu-politiku/
  • https://www.klerk.ru/blogs/zozula/495023/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a82/968370.html
  • https://ppt.ru/forms/buhgalteria/uchet-politica
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/482553/
  • https://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/uchetnaya_politika/kogda_i_kak_dolzhno_vvoditsya_izmenenie_uchetnoj_politiki/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a82/1000865.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: