Когда и как проводится внеплановая проверка государственного пожарного надзора?

Содержание
  1. Приостановка плановых проверок в 2020 году
  2. Значительное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок в 2020 году
  3. Порядок организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  4. График проверки МЧС России, предмет осмотра, виды проверок
  5. Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности
  6. Полномочия сотрудника ГПС
  7. Должностные обязанности
  8. Основные права
  9. Регламенты ревизий
  10. Документы, подлежащие проверке
  11. Профессия – пожарный инспектор
  12. Когда назначается внеплановая проверка МЧС?
  13. Внеплановая проверка обычно назначается:
  14. Кого инспекторы МЧС проверяют часто
  15. Нормативная база организации контролирующей деятельности
  16. Общие правила организации проверок
  17. Возможность отсрочки проверки
  18. Порядок проведения проверок органами госпожнадзора
  19. Сводная таблица штрафов за несоблюдение требований пожарной безопасности
  20. Кто проверяет
  21. Когда приходит
  22. Что взять у инспектора
  23. Кого проверяют чаще, кого — реже
  24. Что случилось
  25. Изменились условия понижения и повышения категории риска
  26. Виды приложений к приказу о пожарной безопасности.
  27. Что такое проверка пожарной инспекции
  28. Законодательство и приказы
  29. Как подготовиться к проверке пожарного надзора
  30. Когда выносятся предписания МЧС по пожарной безопасности
  31. Что можно сделать для устранения предписаний
  32. Кто может проводить пожарную проверку
  33. Права и обязанности проверяющих
  34. Основания для контрольных мероприятий
  35. Какие компании освобождены от проверок
  36. Перечень проверяемых документов
  37. Длительность контрольных мероприятий
  38. Заключение

Приостановка плановых проверок в 2020 году

Приостановка плановых пожарных проверок в связи с коронавирусом в 2020 году привела к значительному сокращению их количества.

Сохранятся только плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками (правообладателями) производственных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

При этом, если собственниками (правообладателями) объектов защиты  являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, и сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — плановые проверки в отношении данных объектов защиты в 2020 году проводиться не будут.

Значительное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок в 2020 году

В связи с коронавирусом проведение внеплановых проверок возможно только в исключительных случаях, а именно:

  • если основанием для их проведения являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

  • если они назначены в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

  • если они проводятся на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  • если они назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора) , орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.

Порядок организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Общие положения

1. Порядок организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) определяет правила организации и проведения служебных проверок в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — подразделение МЧС России) в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — сотрудник).

2. Служебная проверка проводится: по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; для наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; по факту гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

По иным основаниям служебная проверка проводится только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в подразделениях МЧС России проверочные мероприятия проводятся в порядке, предусмотренном Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3 — 1.

3. Служебная проверка назначается по решению руководства МЧС России, начальников (руководителей) подразделений МЧС России и их заместителей, наделенных правом наложения дисциплинарных взысканий (далее — должностное лицо, назначившее проверку). Должностное лицо, назначившее проверку, определяет должностное лицо (должностных лиц), ответственное за организацию проведения проверки, или должностное лицо (должностных лиц), проводящее проверку (до начала проведения проверки — должностное лицо, которому поручено проведение проверки). Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.

4. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МЧС России подразделения МЧС России, в зависимости от подчиненности данного подразделения МЧС России, принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директором Департамента кадровой политики МЧС России либо начальником (руководителем) подразделения МЧС России по согласованию с Департаментом кадровой политики МЧС России.

5. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МЧС России подразделения МЧС России проводится Департаментом кадровой политики МЧС России либо соответствующими должностными лицами МЧС России по поручению директора Департамента кадровой политики МЧС России.

6. При проведении служебной проверки должностные лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

7. При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:

  • факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
  • факт происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;
  • вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  • данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
  • причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия);
  • наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки;
  • другие обстоятельства, имеющее значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

8. Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными должностному лицу, проводившему служебную проверку.

9. В случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение служебной проверки (далее — заключение) и ее материалы направляются в правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

10. Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются должностному лицу, назначившему проверку.

Организация проведения служебной проверки

11. Основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием.

12. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке руководству МЧС России, начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.

13. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:

  • причину и основания для назначения служебной проверки;
  • сроки проведения служебной проверки;
  • состав комиссии по проведению служебной проверки;
  • должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

14. В состав комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, включаются должностные лица МЧС России, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается должностным лицом, ответственным за организацию проведения проверки.

15. Должностному лицу не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований:

  • если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка;
  • если он состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка;
  • если имеются иные обстоятельства, дающие основания предполагать его прямую или косвенную заинтересованность в исходе служебной проверки.

16. При наличии оснований, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, должностное лицо, которому поручено проведение проверки, обязано обратиться к должностному лицу, назначившему проверку, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении служебной проверки.

17. В случае установления в ходе служебной проверки факта совершения дисциплинарного проступка сотрудниками подразделений МЧС России, не находящихся в подчинении должностного лица, назначившего служебную проверку, решение о порядке ее дальнейшего проведения принимается вышестоящим руководителем.

18. Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. В случае наличия оснований, влияющих на объективность результатов служебной проверки, должностное лицо, назначившее проверку, продлевает срок ее проведения, но не более чем на 30 дней.

19. В случае если последний день служебной проверки приходится на нерабочий день, то днем окончания срока проведения служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

20. При проведении служебной проверки по обращению, поступившему в подразделение МЧС России ответ лицу, направившему указанное обращение, направляется в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений.

21. В срок проведения служебной проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

22. На период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника на основании рапорта должностного лица, проводящего проверку, решением должностного лица, назначившего проверку, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки приостанавливается.

Полномочия участников служебной проверки

23. Должностное лицо (председатель и члены комиссии), проводящее служебную проверку, имеет право:

  • предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, давать письменные объяснения на имя должностного лица, назначившего служебную проверку (приложение N 1), а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки;
  • предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;
  • выезжать на место совершения проступка, происшествия;
  • вносить начальнику (руководителю) подразделения МЧС России предложения об отстранении от занимаемой должности сотрудника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;
  • истребовать в установленном порядке из подразделений МЧС России документы, относящиеся к предмету проверки, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;
  • изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки на основании акта (приложение N 2);
  • знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, приобщать их копии к материалам служебной проверки;
  • ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;
  • привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

24. Должностное лицо (руководитель и члены комиссии), проводящее проверку, обязано:

  • соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;
  • обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

25. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • знать предмет служебной проверки, давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) должностного лица, проводящего проверку, должностному лицу, назначившему проверку;
  • знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами проведенной в отношении него служебной проверки в части его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Порядок проведения служебной проверки

26. Непосредственный начальник (руководитель) должностного лица, проводящего проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой проведения служебной проверки.

27. Должностное лицо, проводящее служебную проверку, или председатель комиссии (при проведении проверки комиссией) разрабатывает план проведения проверки, который утверждается должностным лицом, назначившим проверку, либо должностным лицом ответственным за организацию проведения проверки.

28. Должностное лицо (председатель, члены комиссии), проводящее проверку, должно:

  • разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации;
  • своевременно доложить должностному лицу, назначившему служебную проверку, о поступивших заявлениях, ходатайствах и проинформировать о них заинтересованных лиц;
  • документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину;
  • проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием;
  • изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;
  • осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
  • изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение;
  • предложить сотруднику дать письменные объяснения по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде);
  • в случае отказа сотрудника от дачи письменных объяснений по существу вопроса составить соответствующий акт (приложение N 3), который подписывается не менее чем 3 должностными лицами МЧС России, а именно должностным лицом, проводящим проверку, и 2 должностными лицами МЧС России (в случае проведения проверки комиссией акт подписывается членами комиссии, которым поручено получение объяснений, в количестве не менее чем 3 человека);
  • опросить очевидцев происшествия, дисциплинарного проступка;
  • использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе;
  • немедленно доложить назначившему служебную проверку должностному лицу о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;
  • предложить проведение профилактических мероприятий;
  • подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку;
  • ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.

Оформление результатов служебной проверки

29. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем и членами комиссии. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.

30. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

31. В вводной части указываются:

  • должность, инициалы, фамилия должностного лица, проводившего проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должности, фамилий и инициалов председателя и членов комиссии);
  • основания проведения служебной проверки;
  • должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, стаж службы в системе МЧС России и в занимаемой должности.

32. В описательной части указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства;
  • какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (количество поощрений, взысканий, наличие или отсутствие неснятых дисциплинарных взысканий).

33. Резолютивная часть должна содержать:

  • заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка (происшествия);
  • выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия):
  • предложения о применении (неприменении) к виновному сотруднику мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, а также, при необходимости, предложения о передаче материалов в органы прокуратуры для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;
  • рекомендации предупредительно-профилактического характера.

34. Заключение подписывается должностным лицом, проводившим проверку, или членами комиссии (в случае проведения служебной проверки комиссией), согласовывается с непосредственным начальником должностного лица, проводившего проверку, и утверждается должностным лицом, назначившим проверку.

35. Заключение служебной проверки, проведенной по факту гибели (смерти) сотрудника, получения им телесных повреждений и иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, а также при наличии в нем вывода об увольнении сотрудника из МЧС России, кроме того, согласовывается с соответствующим кадровым подразделением и утверждается должностным лицом, назначившим проверку.

36. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

37. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо подписи в ознакомлении с заключением составляется соответствующий акт (приложение N 3), который подписывается не менее чем 3 должностными лицами МЧС России, а именно должностным лицом, проводящим проверку, и 2 должностными лицами МЧС России (в случае проведения проверки комиссией акт подписывается членами комиссии, которым поручено проведение ознакомления, в количестве не менее чем 3 человека).

38. Копия заключения приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

39. Проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания (в случае выявления дисциплинарного проступка) готовится должностным лицом, проводившим служебную проверку, или председателем комиссии, приобщается к заключению и представляется с материалами служебной проверки должностному лицу, назначившему проверку. После издания приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под роспись.

40. По окончании служебной проверки должностное лицо, проводившее служебную проверку, или председатель комиссии формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

  • документ (либо его копию), послуживший поводом для назначения служебной проверки;
  • копию приказа о назначении служебной проверки;
  • план проведения служебной проверки;
  • объяснения сотрудников и иных лиц, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки;
  • заключение;
  • материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении;
  • копию ответа лицу, чье обращение послужило поводом к проведению служебной проверки.

График проверки МЧС России, предмет осмотра, виды проверок

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Полномочия сотрудника ГПС

Государственный пожарный инспектор – один из офицеров Министерства чрезвычайных ситуаций.

Он занимается вопросами профилактики безопасности и должен обладать глубокими профессиональными знаниями.

Стать специалистом можно, получив высшее образование в одном из вузов МЧС. Каждые 5 лет специалисты проходят переподготовку и подтверждают свои знания и навыки.

Должностные обязанности

В обязанности пожарного инспектора входит контроль за выполнением Правил безопасности по предотвращению возгораний.

Он должен:

  1. своевременно исполнять имеющиеся у него полномочия по предупреждению нарушений ППБ;
  2. четко знать содержание нормативных актов страны в данной сфере и уметь применять их;
  3. осуществлять контрольные мероприятия в строгом соответствии с законодательством РФ;
  4. при посещении объектов давать разъяснительную информацию по вопросам их безопасности;
  5. предоставлять руководителям проверяемых объектов информацию о результатах контрольных мероприятий;
  6. принимать меры по фактам нарушений в соответствии со степенью их тяжести и возможной угрозы для людей и окружающей среды;
  7. во время выполнения должностных обязанностей не допускать нарушения прав проверяемого лица;
  8. в ходе контрольных мероприятий проводить разъяснительную работу по применению нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
  9. не разглашать коммерческую тайну, охраняемую законом.

Основные права

Кроме обязанностей сотрудник ГПС наделяется определенными правами, как должностное лицо.

Права инспектора пожарного надзора заключаются:

  • в разработке и утверждении обязательных к исполнению нормативных актов по ППБ совместно с государственными органами;
  • осуществлении госнадзора за выполнением ППБ органами власти на всех уровнях, а также должностными лицами;
  • разработке и внесении предложений по организации мер пожарной безопасности в органы власти разного уровня;
  • осуществлении систематического надзора на территории подконтрольных объектов для выявления и пресечения нарушений ППБ;
  • беспрепятственном доступе на земельные участки или жилые помещения граждан при нарушении ППБ и возникновении угрозы возгорания;
  • выдаче руководителям объектов предписаний по устранению выявленных недочетов в сфере обеспечения безопасности предприятия;
  • производстве дознания, в случае необходимости, по делу о возгорании;
  • наложении административного взыскания на виновных в неисполнении требований пожарного инспектора.

Регламенты ревизий

Любая проверка не приносит радости владельцу объекта, не являются исключением ревизии сотрудников ГПС. Но инспектор по пожарной безопасности будет неопасен, если на объекте соблюдены все меры ППБ, есть профильная документации, которая заполняется своевременно и должным образом. Ревизии проводятся по графику. Стандартный регламент – 1 раз в три года. Если речь идет о старом сооружении, то проверки проводятся чаще – 1 раз в год. Нередко проводятся внеплановые мероприятия. Причинами таких проверок являются:

  • проведение капитального ремонта на объекте, модернизация технологий, реконструкция, замена оборудования и аналогичные причины;
  • при завершении сроков, которые определил инспектор для устранения нарушений ранее проведенной проверки;
  • при изменении класса пожарной защиты.

Плановые и внеплановые проверки проводятся только в выездном формате.

Важно! Согласно порядку, за три дня до проверки пожарный инспектор МЧС обязан уведомить руководство организации или владельцев объекта заказным почтовым отправлением или в другой официальной форме. Сроки оповещения – не менее 24 часов для внеплановой проверки, 3 суток – для плановых ревизий. Так на подготовку к визиту сотрудника ГПС есть время.

Проверка служебных помещений торговой точки

Регламенты плановых ревизий по срокам исполнения зависят от специфики и масштаба предприятия. Инспектор по пожарной безопасности имеет люфт в 20 рабочих дней. Есть конкретные нормативы. Например, есть лимиты по малым предприятиям:

  • на микро предприятиях можно проводить ревизии ежегодно, но не более 15 часов;
  • небольшие производства – ежегодно, но не более 50 часов.

Если инспекция связана со сложными исследованиями и экспертизами, то проверку можно продлить еще на 20 дней. Что касается малых предприятий, то регламент ревизии можно продлить только на 15 часов. В организации инспектор пожарной охраны обязан предъявить удостоверение, копию распоряжения о проведении проверки. Руководитель предприятия подписывает копию, что означает, что он ознакомлен с предписанием. Если у сотрудника ГПС нет одно из двух документов, у ТОП-менеджера есть право не допускать человека к проведению ревизии.

Проверка образовательного учреждения

Документы, подлежащие проверке

В обязанности инспектора пожарной безопасности на предприятии входят несколько аспектов. Один из них – проверка документов, вот перечень:

  • инструкция ППБ, разработанная на предприятии для внутреннего использования;
  • приказ руководства с информацией, когда, как и кто проводит инструктажи противопожарного минимума;
  • приказ руководства о назначении ответственного за противопожарную безопасность на всем объекте из числа сотрудников предприятия;
  • приказ руководства о выделении мест для курения и использовании конкретных средств пожаротушения;
  • внутренние инструкции для сотрудников, вменяющие порядок завершения работы;
  • инструкции о действиях сотрудников во время возгорания на объекте;
  • инструкции для сотрудников о том, как использовать средства пожаротушения;
  • журнал учета огнетушителей и других средств пожаротушения;
  • журнал проверок ГПС;
  • журнал инструктажей.

Все документы должны быть в наличии, храниться в специально отведенных для них местах. На них должны быть утверждения руководства и подписи сотрудников.

Проверка медицинского учреждения

Профессия – пожарный инспектор

К этому специалисту предъявляются несколько требований:

  • он должен закончить технический или юридический ВУЗ;
  • сотрудник должен прекрасно знать строительные нормативы и требования противопожарной безопасности;
  • человек должен иметь достаточно хорошую физическую форму, чтобы работать по ненормированному графику.

Можно сразу получить профильное обучение специальности пожарный инспектор. Например, в Санкт-Петербурге в университете МЧС, в нем учатся 4 года. Если высшее образование уже есть, то можно пройти переподготовку в специализированном центре пожарной охраны. После обучения человек приобретает необходимые компетенции и может становиться проверяющим сотрудником ГПС. Есть профильные ВУЗы в столице РФ, и других крупных городах. Если вы собираетесь стать инспектором по пожарной безопасности, где учиться, можно узнать в справочниках или в интернете.

Обратите внимание! На должность проверяющего объекты сотрудника на соответствие нормативам ППБ назначает руководители ГПС. Если молодой человек или девушка хочет работать в данной структуре, лучше сначала ставить вопрос шире – как стать пожарным инспектором.

Проверка складского терминала

Когда назначается внеплановая проверка МЧС?

Проверку инициирует руководство органа пожарного надзора. Основанием для неё становится выпущенное им распоряжение. При этом вправе проводить внеплановую проверку только те инспекторы Госпожнадзора, чьи имена и фамилии указаны в данном распоряжении. Они получают на руки копию распоряжения, которая должна быть предъявлена руководству организации одновременно с их служебными удостоверениями. При отсутствии у инспектора такого документа-основания руководитель подвергшейся проверки организации вправе не впустить должностное лицо на свою территорию.

Внеплановая проверка обычно назначается:

  • если закончился срок действия предписания об устранении нарушений, которое ранее выдавалось органом Госпожнадзора;
  • при введении в эксплуатацию вновь построенного объекта, проведении реконструкции здания, его техническом перевооружении и т. д.;
  • в случае поступления анонимных жалоб от органов массовой информации, граждан или юрлиц;
  • по требованию прокурора или поручению правительства, либо Президента РФ;
  • при смене класса функциональной пожароопасности территории объекта;
  • при действии на объекте особого противопожарного режима.

Период внеплановой проверки в организации не может составлять более 20 дней. И продление ее не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзор при проверках использует риск-ориентированный подход, то срок проверки организаций, принадлежащих к некоторым категориям риска, может быть сокращен (на основании статьи №13 ФЗ№29, а также правительственного постановления №806).

Кого инспекторы МЧС проверяют часто

  • детсады и школы;
  • медучреждения — больницы, поликлиники, санаторий и пр.;
  • детские лагеря;
  • соцучреждения с проживанием, вроде пансионатов для пожилых людей и т.д.;
  • рестораны и кафе;
  • здания, являющиеся памятниками культурного наследия;
  • разного рода производственные предприятия и др.

При этом основным критерием при выборе того или иного объекта для проведения проверки является категория риска, к которой принадлежит его деятельность.

Нормативная база организации контролирующей деятельности

В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
  • федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
  • приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.

Общие правила организации проверок

Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:

  • плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
  • внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.

Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.

Возможность отсрочки проверки

Ясно, что угроза распространения инфекции COVID-19 и обусловленное ею полное или частичное приостановление деятельности на долгий период коснулись не только государственных органов, но и самих предприятий. Поэтому для них сейчас самым важным становится сохранить свое положение на рынке и обеспечить элементарное выживание. В этих условиях подготовка к визиту инспекторов МЧС могла бы стать непосильной нагрузкой для организаций, которые и так еще не до конца вошли в нормальный режим работы.

Это обстоятельство также оказалось учтено в тексте постановления № 438. В пункте 10 интересующего нас нормативного документа ответственным работникам МЧС предписывается удовлетворять большую часть ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они касаются необходимости исполнения предписаний инспекторов о ликвидации выявленных нарушений. При этом постановлением определен и максимальный срок рассмотрения такого ходатайства, который не может превышать 10 рабочих дней. Исключение составляют только ситуации, в которых исполнение предписания становится критически важным для продления срока действия лицензии, аккредитации или другого документа, имеющего разрешительный характер.

Порядок проведения проверок органами госпожнадзора

Пожар – наиболее страшная и разрушительная стихия, несущая угрозу жизни и здоровью людей, материальным ценностям.

Избежать пожаров можно лишь неукоснительно соблюдая требования пожарной безопасности в объёме, требуемом действующими законодательными актами и нормативными документами.

Основным документом в сфере обеспечения пожарной безопасности являются Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

А вот как в организации осуществляется выполнение требований указанных правил, покажет проверки осуществляемые органами госпожнадзора.

Сводная таблица штрафов за несоблюдение требований пожарной безопасности

Статья КоАП РФ

Граждане

Должностное лицо, индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей

от трех тысяч до четырех тысяч рублей

от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей

от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет

от девяноста тысяч до ста тысяч рублей

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей

от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей

от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей

на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей

от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей

от девяноста тысяч до ста тысяч рублей

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей

от семи тысяч до десяти тысяч рублей

от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей

 

Кто проверяет

— в 69-ФЗ

Предприниматели должны соблюдать правила пожарной безопасности — защищать сотрудников, клиентов и имущество от пожаров. В законе прописано, как это сделать, и его нужно знать чуть ли не наизусть.

— в постановлении «О пожарном надзоре»

За соблюдением правил следит МЧС. Специалисты проверяют всё: торговые и офисные центры, небольшие магазинчики, кафе, клубы, причем не только помещения, но и территорию вокруг.

Когда приходит

Проверки бывают плановые и внеплановые. Для плановых проверок МЧС составляет график, его можно посмотреть заранее. В каждом регионе план проверок свой.

Плановые проверки обычно проходят раз в три года. О них предупреждают не менее чем за три дня. О внеплановых — за сутки.

Иногда МЧС может и не предупредить. Так бывает, если:

  • есть информация об угрозе жизни людей или животных;
  • когда уже причинили вред людям, животным или окружающему миру.

Внеплановая проверка приходит и чтобы посмотреть, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли на плановой. Или в МЧС кто-то нажаловался, что компания нарушает правила пожарной безопасности. Или сам руководитель пожарного надзора вдруг решил проверить те или иные компании. Такое тоже бывает.

И плановая, и внеплановая проверка длится 20 дней.

Что взять у инспектора

Во время проверки у инспектора МЧС с собой должен быть приказ или уведомление. Вот как оно выглядит:

В нем указывают:

  • название и реквизиты компании, которую проверяют;
  • информацию о том, кто проверяет;
  • цели и сроки проверки;
  • какие документы нужно предоставить;
  • на основании каких законов проходит проверка.

Предприниматель получает в руки копию этого приказа и расписывается в нем. Без приказа проверка считается незаконной.

Кого проверяют чаще, кого — реже

Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2020 года, пока действуют надзорные каникулы.

Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.

Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.

Что случилось

9 октября 2019 года опубликовано Постановление Правительства РФ N 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С 19 октября 2019 года это постановление вносит ряд изменений в периодичность плановых пожарных проверок, меняет критерии отнесения объектов к категории риска и добавляет новую категорию риска.

Изменились условия понижения и повышения категории риска

  • категорию высокого риска до категории значительного риска;
  • значительную категорию до высокой;
  • изменять категорию риска на более высокую или низкую можно будет ;
  • если один объект можно отнести к различным категориям риска, те критерии, которые относят объект к более высокой категории.

Виды приложений к приказу о пожарной безопасности.

  • Инструкции объектовые и по пожароопасным участкам складского и производственного назначения
  • Порядок действий при пожаре и эвакуации — инструкции
  • График проведения повторных инструктажей по пожарной безопасности
  • Программы проведения инструктажей по пожарной безопасности
  • Списки лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятий или выполнении работ.
  • График и план мероприятий по противопожарной профилактике.
  • Графики ответственных дежурных в праздничные дни
  • План проведения учебной эвакуации для объектов с массовым пребыванием людей и т.д.

Приказы не будут одинаковы для организаций или предпринимателей с разными видами деятельности. Например, предприниматель, не имеющий работников, не будет включать в приказ требования о проведении противопожарного инструктажа, в гостинице в приказе будет требование к «ресепшн» об ознакомлении с правилам пожарной безопасности своих постояльцев, в школе приказом будет назначен ответственный за эвакуацию детей и т.д.


Что такое проверка пожарной инспекции

Соблюдать нормы противопожарной безопасности обязаны собственники и арендаторы объектов, владельцы предприятий. Для этого нужно учитывать нормы Закона № 123-ФЗ, приказов МЧС, других нормативных актов. В общем виде требования пожарной безопасности предусматривают:

  • выбор и надлежащее обоснование решений при проектировании объектов, систем защиты зданий и помещений;
  • выбор безопасных материалов и конструкций для строительства, ремонтных работ;
  • разработка обязательных документов на предприятие, на объект недвижимости;
  • проведение обязательных мероприятий с персоналом организации, от первичного инструктажа до регулярного повышения квалификации;
  • правильные расчеты пожарных рисков, категорирование помещений;
  • своевременное устранение рисков и опасностей, возникающих при эксплуатации зданий, при работе предприятия.

Проверка органами пожарного надзора может осуществляться сразу по всем перечисленным направлениям, либо только по некоторым из них. Например, при внеочередных инспекциях могут проверить только факты прямых нарушений, ставших известными сотрудникам МЧС. При этом комплексная проверка пройдет по плану (графику).

Комментарий эксперта. Официальные проверки в сфере пож. безопасности могут проводить только должностные лица МЧС. Однако есть и другие виды проверок, которые могут проводиться по инициативе собственника объекта, руководителя предприятия. Например, можно организовать внутреннюю проверку противопожарной безопасности на предприятии, даже если в плане МЧС следующая инспекция будет через 1-2 года. Также есть специальные виды проверок, которые можно заказать в независимых организациях – аудиты, экспертизы.

№ п/п Виды проверок пожарной безопасности Описание
1 Плановые и внеплановые проверки МЧС Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года, а для ряда социально значимых объектов — ежегодно или раз в полгода. Внеплановые проверки МЧС назначаются по мере получения информации о нарушениях.
2 Независимая оценка пожарных рисков Можно заказать для расчета или проверки обоснованности пожарных рисков, если это требуется для объекта.
3 Независимый аудит пожарной безопасности Аудит представляет собой комплексную проверку состояния пожарной безопасности объекта. Заключение аудита можно использовать как доказательство при проверках МЧС.
4 Пожарная экспертиза Представляет собой исследования по вопросам пожарной безопасности, расчету суммы ущерба от пожаров, о причинах возгораний, по множеству других вопросов.

Плановая или внеочередная проверка МЧС всегда предусматривает изучение документов на противопожарные системы здания или предприятия.

Законодательство и приказы

Проверка пожарников возможна только в рамках законных полномочий. Инспекторы МЧС действуют на основании следующих нормативных актов:

  • Закон № 123-ФЗ – содержит единые требования к противопожарной безопасности зданий, помещений, материалов, продукции;
  • Приказ МЧС № 644 – содержит регламент проведения плановых и внеочередных инспекций;
  • Приказ МЧС № 261– содержит требования к заполнению проверочных листов, описанию выявленных нарушений.

Пожарный инспектор МЧС будет руководствоваться и другими законами, приказами, подзаконными актами. Их перечень зависит от оснований и предмета проверки, вида объекта или предприятия. Например, требования противопожарной безопасности для МКД намного строже, чем для других видов зданий. Поэтому инспекторы всегда указывают нормативную базу в решениях о назначении проверки, в актах, проверочных листах и предписаниях.

Как подготовиться к проверке пожарного надзора

Инспектор по противопожарной безопасности может придраться даже к незначительному нарушению. Это не означает, что проверка проводится предвзято. Государство регулярно ужесточает требования к пож. безопасности, чтобы снизить количество возгораний и пострадавших. Это влечет более тщательные проверки, которые практически невозможно пройти без предварительных аудитов и экспертиз, надлежащей подготовки документов.

Разберем, как подготовиться к проверке по пожарной безопасности, чтобы избежать предписаний и штрафов. Вот основные мероприятия, которые можно провести самостоятельно:

  • проверить наличие и правильность заполнения документации, которая нужна для вашей организации;
  • провести плановые инструктажи и повышение квалификации для лиц, ответственных за состояние пож. безопасности;
  • провести проверки всех систем и оборудования, произвести замену по мере необходимости;
  • проверить состояние элементов противопожарной защиты (выходов, путей эвакуации, лестниц, лестничных клеток, огнетушителей, гидрантов и т.д.);
  • заказать проектирование и выполнить строительные работы, если это нужно для обеспечения норм ПБ (например, можно спроектировать и согласовать наружную пожарную лестницу, если здание было реконструировано).

Также следует изучить предписания по итогам предыдущих проверок. Даже если претензии МЧС были устранены, по содержанию предписаний можно определить проблемные моменты, обратить на них внимание при подготовке.

Оптимальным вариантом является заказ услуг по подготовке к пожарным проверкам в независимых организациях. Это может быть комплексный аудит с разработкой рекомендаций, либо мероприятия по отдельным направлениям. При подготовке можно оценить фактическое состояние мер противопожарной защиты, перепроверить декларации ПБ, расчеты рисков и категорий. Своевременно устранив нарушения, можно спокойно ожидать визита инспекторов МЧС.

Комментарий эксперта. Есть возможность избежать полноценной плановой проверки пожарного надзора. Для этого можно заказать аудит или экспертизу пожарной безопасности в органах, имеющих аккредитацию МЧС. Заключение по итогам таких аудитов и экспертиз будет являться надлежащим доказательством, что предприятие соответствует требованиям пож. безопасности. Помощь в проведении экспертиз и аудитов окажут специалисты нашей компании.

Для подготовки к проверкам МЧС можно заказать аудит пожарной безопасности. Он будет включать анализ документов, обследование систем защиты, разработку рекомендаций для устранения нарушений.

Когда выносятся предписания МЧС по пожарной безопасности

Внеочередная или плановая проверка пожарного надзора могут завершиться вынесением предписания, если будут выявлены нарушения. В предписании описываются все недостатки и претензии, устанавливается срок для дачи пояснений или устранения нарушений. Устранив претензии, нужно представить подтверждающие документы в МЧС, вызвать пожарного инспектора для проверки. Если пожарник отметил несуществующие нарушения, либо неправильно трактовал нормы ПБ, его действия и предписания можно оспорить. Жалобы подаются вышестоящим должностным лицам МЧС, в прокуратуру, в суд.

Что можно сделать для устранения предписаний

Что устранить нарушения, необходимо определить их перечень в предписании. Наши специалисты окажут помощь в прохождение проверки пожарной безопасности для любых видов объектов и предприятий. Рекомендуем обращаться за помощью еще до визита инспектора, так как проще заранее выявить и устранить нарушения, чем делать это в сжатые сроки по предписанию.

Вот наиболее важные мероприятия, которые обычно требуются для устранения предписаний:

  • разработка или корректировка внутренней документации предприятия;
  • проектирование и проведение строительных, монтажных и пуско-наладочных работ в здании, помещениях, на отдельных системах;
  • замена или ремонт оборудования, устройств и датчиков;
  • проведение занятий и инструктажей с ответственными лицами, с сотрудниками организации.

Естественно, точный список действий будет зависеть от претензий, которые инспектор пожарной службы отразил в проверочных листах, актах, предписаниях. Мы подготовим оптимальный алгоритм действий для прохождения проверок пожнадзора, для устранения нарушений или обжалования предписаний.

Основанием для вынесения предписания или наложения штрафа может быть малейшее нарушение, в том числе неработающие датчики.

Кто может проводить пожарную проверку

В соответствии с п.1 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.

В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь при себе служебное удостоверение,
  • действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).

ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию.

Права и обязанности проверяющих

Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.

К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):

  • проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
  • беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
  • организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
  • при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
  • инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
  • предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
  • расследование пожаров и совершенных нарушений,
  • составление протоколов о выявленном административном правонарушении.

Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):

  • своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
  • строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
  • инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
  • проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
  • проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
  • ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
  • проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
  • умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
  • четкое соблюдение сроков процедуры,
  • внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
  • инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Заключение

Причиной большинства пожаров становится нарушение ППБ, что обусловливает актуальность профилактического надзора за их соблюдением.Работа пожарного инспектора позволяет предупредить угрозу возгорания и обеспечить безопасность граждан и имущества.

Источники

  • https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/proverki-mchs-trebovaniy-pozharnoy-bezopasnosti-obektov-v-period-koronavirusa-covid-19/?lang=ru
  • https://rg.ru/2012/05/18/poryadok-dok.html
  • https://tvoi.biz/buhgalteriya/proverki/grafik-proverok-mchs-nadzornye-organy.html
  • https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/pozharnyj-inspektor.html
  • https://PozharaNet.com/pozharnaja-ohrana/dolzhnostnye-objazannosti/pozharnyj-inspektor.html
  • https://AmaranteVostok.ru/2019/12/11/vneplanovye-proverki-mchs/
  • https://www.CentrAttek.ru/info/proverki-mchs-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa/
  • https://arm-ecogroup.ru/articles/poryadok-provedeniya-proverok-organami-gospozhnadzor/
  • https://delo.modulbank.ru/all/fire-inspection
  • http://raichev.ru/pojarnaya-bezopasnost/proverka-mchs-chto-proveryayut-gramotnye-otvetstvennye-za-pozharnuyu-bezopasnost.html
  • https://takir.ru/2019/10/21/periodichnost-planovyh-proverok-mchs-izmeneniya-s-19-oktyabrya-2019-goda/
  • https://planforevacuation.ru/dokumenty_dlya_proverki_prikazy.htm
  • https://mosoblreg.ru/proverka-pozharnoy-bezopasnosti/
  • https://stavto.ru/articles/proverka-trebovaniy-pozharnoy-bezopasnosti/
  • https://assistentus.ru/proverki/pozharnoj-bezopasnosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: