Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников

Содержание
  1. Аттестация персонала
  2. Оценка квалификации
  3. Если не соответствует требованиям ЕТКС
  4. Если не соответствует профессиональному стандарту
  5. Отличия аттестации от оценки квалификации
  6. Почему важно пройти независимую оценку квалификаций в ближайшее время
  7. Независимая оценка квалификации для специалиста, это:
  8. Независимая оценка квалификации для работодателя, это:
  9. Как проходит подготовка и сдача экзамена
  10. Участники системы независимой оценки квалификации
  11. Порядок проведения независимой оценки квалификации
  12. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации
  13. Перечень целей и задач ЦОК
  14. Особенности НОК
  15. Как проводится независимая оценка квалификации?
  16. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
  17. Зачем проходить независимую оценку квалификации
  18. Как пройти независимую оценку квалификации
  19. Какие документы представить для прохождения независимой оценки квалификации
  20. Как оспорить результаты независимой оценки квалификации

Аттестация персонала

Распространено мнение, что аттестация используется администрацией предприятий исключительно для сведения счетов с неугодными работниками. Такое мнение имеет место как из-за отсутствия четких определений самой аттестации, так и по причине того, что ТК РФ содержит в себе зловещие положения, что работодатель имеет право уволить работника в случае его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Еще про аттестацию сказано, что порядок ее проведения устанавливается либо специальным законом либо работодателем в своем ЛНА. Если работника по итогам этого мероприятия будут увольнять, то в составе комиссии должен быть представитель от профсоюза. Но много ли вы видели профсоюзов в малом бизнесе?

Для большинства работников вопросы аттестации регулирует работодатель. Но для этого надо хорошо понимать, зачем это мероприятие проводится. Наиболее лаконично и просто цель аттестации сформулирована в Положении, утвержденном Указом Президента от 01.02.2005 № 110 (аттестация госов). Она проводится для определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности на основе оценки его деятельности.

Бизнес может не ограничивать себя одной целью. Можно придумать, что аттестация проводится с целью:

  • установления классов и разрядов;
  • решения вопросов о повышении заработной платы;
  • дальнейшего продвижения по службе и т. д.

В конце концов, аттестацию можно использовать для выяснения, у кого больше преимущественных прав при оставлении на работе при проведении организационно-штатных мероприятий.

Для отдельных специалистов, например спасателей, существуют свои нормативные акты (см. Постановление Правительства от 22.12.2011 № 1091), которые регулируют эти вопросы. Но поскольку мы все же коснулись этих специалистов, то отметим, что если он не проходит аттестацию, то дальше работать не имеет права, в отличие от простых работников.

Оценка квалификации

Когда независимый центр проводит оценку квалификации, работник получает свидетельство в случае положительных итогов сдачи экзамена. Правила проведения экзамена регулируются Постановлением Правительства от 16.11.2016 № 1204. Но данное свидетельство не является документом об образовании или квалификации, поэтому если к вам придет человек со свидетельством, но без диплома, то принять на работу вы его не сможете, если должность предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков.

Если человек не сдаст экзамен на квалификацию, то он получит заключение с рекомендациями, что прошел экзамен, но квалификации не соответствует. Стоимость такого заключения составляет порядка 20 000 рублей.

НОК — дело добровольное, да к тому же еще и платное, фиксированной цены нет, зависит от должности и профиля специалиста. В Санкт-Петербурге цена начинается от 3000 рублей за одного специалиста.

Если не соответствует требованиям ЕТКС

Если имеющийся работник не соответствует по уровню образования, но выполняемая им работа всех устраивает, то этот вопрос решаемый. В Приказе Минздравсоцразвития от 25.10.2010 № 921н написано, что если лица не имеют специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе с требованиями к квалификации соответствующего справочника, но обладают достаточным практическим опытом и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии они назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Это можно сделать и при приеме на работу (но только в том случае, если к выполняемой работе не установлены требования на уровне закона, например, как это сделано к специалистам по охране труда, а вот сторожа, слесаря, повара так принять можно).

Если не соответствует профессиональному стандарту

Тут проще. Если по закону к квалификации работника установлены требования (полиция, медики, педагоги и т. д.), то обойти профстандарт не получится. Прием на работу будет закрыт по формальному признаку.

Что делать, если человек уже работает? Если к должности установлены законодательные требования по образованию, знаниям, умениям или навыкам (очень грубо — у человека должен быть диплом), то с таким человеком придется расстаться по основаниям, которые предусмотрены статьей 84 ТК РФ. В трудовой запись будет со ссылкой на пункт 11 части 1 статьи 77 ТК РФ. И здесь тоже без вариантов.

Если жестких требований не установлено, например для бухгалтеров (кроме главбухов, да и то только для тех, кто работает в определенных местах (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)), то и применение стандартов не обязательно. Если человеку не хватает опыта, можно принять его на работу, поставить ему испытание три месяца, а по итогам провести аттестацию.

И очень важно помнить, что уволить по итогам аттестации можно только человека, который не выполняет должным образом свои служебные обязанности по причине недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации.

Отличия аттестации от оценки квалификации

Аттестация

Независимая оценка квалификации (НОК)

Это процедура подтверждения соответствия деловых качеств работника требованиям, которые закреплены работодателем на локальном уровне (должностные инструкции, положения трудового договора, ЛНА и т. д.).

Это процедура подтверждения соответствия квалификации работника требованиям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами (госслужащие, педагоги, медики и т. д.).

Проводит работодатель в лице комиссии.

Проводит независимый Центр оценки квалификации.

Оценивают деловые качества работника (в том числе квалификацию) на основании служебной деятельности (собеседование).

Оценивают квалификацию работника на основании его знаний, умений и навыков (экзамен).

Оценке подлежат только работники; работники по ГПД или кандидаты на работу не оцениваются.

Оцениваются как работники, так и соискатели.

Не требует согласия работника (при условии соответствующего оформления процедуры работодателем).

Проводится только при условии письменного согласия работника.

Проводится (как правило) в целях подтверждения соответствия занимаемой должности .

Проводится в целях подтверждения соответствия квалификации, а квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Не предполагает финансовых затрат со стороны работодателя.

Проводится по инициативе соискателя за счет собственных средств, иных физических и(или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.

Результаты аттестации являются основанием для увольнения работника по пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Есть исключения, нельзя уволить:

  • беременных;
  • женщину с ребенком до 3 лет;
  • одиноких родителей с ребенком до 14 лет (а если ребенок инвалид то до 18 лет).

Результаты независимой оценки квалификации недостаточны для увольнения работника, они не могут быть основанием для увольнения.

На уровне закона не регламентирована, но есть Типовое положение (Постановление ГКНТ СССР, Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267).

Для отдельных категорий работников существуют свои нормы, например:

  • ПП от 22.12.2011 № 1091 (спасатели);
  • ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ (промышленная безопасность);
  • УП от 01.02.2005 № 110 (госы) и т. д.

Единый порядок на уровне закона:

  • ФЗ от 03.07.2016 № 238-ФЗ;
  • ПП от 16.11.2016 № 1204.

Есть единое исключение: НОК не применяется для госов и для кандидатов в госы.

Почему важно пройти независимую оценку квалификаций в ближайшее время

С 1 января 2020 года профессиональные стандарты станут обязательными для муниципальных и бюджетных организаций, а также госкорпораций и компаний с государственным участием (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584). Это значит, что все сотрудники будут обязаны официально подтвердить, что уровень их подготовки соответствует обязательным требованиям профстандарта.

Сотрудник должен сдать экзамен и получить заветное свидетельство о квалификации общероссийского образца. Это поможет ему отстаивать свои позиции на рабочем месте или перейти на более оплачиваемую работу. А работодатель будет уверен, что в компании работают квалифицированные специалисты.

Независимая оценка квалификации для специалиста, это:

  • Признание квалификации на общероссийском уровне
  • Новые горизонты в профессии
  • Значительный рост зарплаты
  • Трудоустройство в престижной компании

Независимая оценка квалификации для работодателя, это:

  • Подтверждение высокого статуса компании
  • Наличие квалифицированного персонала
  • Серьезная экономия на подборе и обучении сотрудников
  • Уверенность в эффективности внутренних процедур управления персоналом

Как проходит подготовка и сдача экзамена

В зависимости от функций, которые Вы выполняете в своей практической работе, мы определим, какую квалификацию вам нужно подтвердить.

Выбранный уровень квалификации влияет на сложность экзамена. Поэтому так важно совместно с нашими экспертами сопоставить ваш стаж работы и уровень образования с требованиями к квалификации.

Сам экзамен для независимой оценки квалификации состоит из теоретической и практической части. Проводить его будет экспертная группа Центра Оценки Квалификации. На экзамене она использует оценочные средства, которые разработаны на основе профессионального стандарта.

Это комплекс заданий, критериев оценки, описание материально-технического и кадрового обеспечения экзамена (Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»).

После успешной сдачи экзамена по независимой оценке квалификации, вы в тридцатидневный срок получите свидетельство о квалификации общероссийского образца. Сведения о вашей квалификации будут внесены в реестр НАРК и будут доступны на официальном сайте.

Участники системы независимой оценки квалификации

Определены участники системы независимой оценки квалификации. Это соискатели, которых можно разделить на две категории:

  • лица, уже работающие, то есть работники;
  • кандидаты на трудоустройство, в законе называющиеся «лица, претендующие на осуществление определённого вида трудовой деятельности».

Также к участникам системы независимой оценки квалификации относятся:

  • работодатели
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти), в настоящее время – это Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • национальный совет — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
  • национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации;
  • советы по профессиональным квалификациям — органы управления, наделенные полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
  • центры оценки квалификаций — юридические лица, осуществляющие деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Порядок проведения независимой оценки квалификации

Установлено, что независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена и может производиться как за счёт средств самого соискателя, иного физического либо юридического лица, так и за счёт работодателя, направившего работника в центр оценки квалификаций.

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Сведения обо всех выданных свидетельствах вносятся в специальный реестр, ответственность за ведение которого возлагается на Национальное агентство развития квалификаций. Информация, содержащаяся в реестре, должна быть достоверна и актуальна.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Любой участник системы независимой оценки квалификации, не согласный с решением, принятым центром оценки квалификаций, может обжаловать данное решение, подав письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Указаны случаи, в которых деятельность центров оценки квалификаций может быть прекращена.

Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций должны иметь общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, обеспечить доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень целей и задач ЦОК

Среди общих задач центров оценки профквалификации работников можно выделить:

  • повышение привлекательности лиц, которые успешно прошли НОК, для потенциальных работодателей при подборе рабочего персонала;
  • улучшение профессиональной мотивации специалистов;
  • обеспечение оптимальных условий, которые бы позволили сотрудникам предприятий непрерывно совершенствовать рабочие умения и знания с помощью специальных образовательных программ;
  • повышение значения определённых профсообществ для развития квалификационных навыков работников.

Деятельность ЦОК направлена на реализацию двух важных целей:

  1. Реализовать объективные, прозрачные и достоверные процедуры оценивания квалификации специалистов, признаваемые на рынке труда РФ, независимо от того, какими способами они были освоены.
  2. Гарантировать строгое соответствие подтверждённой квалификации специалистов каждому требованию, правилу, стандарту и общепринятой процедуре НОК.

В целом оценка квалификационного уровня работников призвана выполнять следующие функции:

  • предоставлять соискателям важную информацию о правилах НОК;
  • организовывать и проводить НОК на соответствие профстандартам, учитывая руководящую и методическую документацию отраслевых Советов по профквалификациям;
  • формировать сведения об итогах проведённого оценивания и передавать их в отраслевые Советы по профквалификациям, чтобы последние обрабатывали, анализировали и вносили соответствующие записи в госреестры;
  • оформлять и выдавать соискателям заключение экзаменационных комиссий при успешной сдаче НОК – свидетельства об уровне профквалификации.

Особенности НОК

3.07.2016 г. Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон №238 «О независимой оценке квалификации», а официально действовать данный закон начал только зимой 2017 г. ФЗ РФ №238 – это базовый документ, который регламентирует порядок формирования систем оценивания квалификаций по профстандартам, которые были приняты всеобщим объединением работодателей. Эти системы оценки основываются на полном доверии работодателей и работников к качеству проводимого оценивания.

НОК является специальной процедурой, которая подтверждает соответствие знаний и навыков конкретных специалистов определённым профстандартам или профессиональным требованиям, которые были установлены согласно законам и нормативно-правовым актам РФ. Данную процедуру проводят специальные центры при полном соблюдении ФЗ №238.

По результатам успешного прохождения НОК работникам выдаются соответствующие свидетельства – документы гособразца, которые подтверждают сдачу профессиональных экзаменов по ФЗ №238. Всю важную информацию о выдаваемых «корочках» обязательно вносят в реестр.

Как проводится независимая оценка квалификации?

Основываясь на конкретных профстандартах, работники выбирают определённые квалификационные уровни для НОК. Затем они направляют в ЦОК установленный перечень бумаг, в зависимости от требований, предъявляемых конкретной организацией к выбранным уровням квалификации. После того как соискатели сдали необходимые документы, сотрудники ЦОК проводят профессиональные экзамены, которые включают в себя теоретическую и практическую часть. Последний этап – оформление и выдача соответствующего свидетельства, которое подтверждает удовлетворительные знания и навыки специалиста в конкретной сфере деятельности.

Создание и введение системы профстандартов призвано повысить качество профессиональных возможностей, улучшить профессионализм работников, обеспечить высокую конкурентоспособность и экономическую стабильность страны. Создание профстандартов осуществляется при непосредственном участии работодателей, благодаря чему они полностью соответствуют актуальным требованиям к профессиональной подготовке работников.

Процедура прохождения независимой оценки квалификационного уровня специалистов предусматривает ряд налоговых льгот. В соответствии с Федеральным законом №251 от 3.07.2016 г., некоторые льготы могут предоставляться работникам, которые проходят НОК, а также работодателям, которые направляют соискателей в соответствующие ЦОК.

Денежные средства, которые тратятся на независимую оценку, не поддаются налогообложению по НДФЛ (в соответствии с пунктом 21.1 статьи 217 Налогового кодекса России). Физическим лицам предоставляются вычеты по налогу НДФЛ, а размер этого вычета приравнивается к сумме, которая была уплачена на прохождение НОК за текущий календарный год. Все расходы, которые несут работодатели, учитываются при определении трат для исчисления налогов на доходы предприятия. Но эти расходы учитываются только при условии, если оценивание квалификационного уровня работника было проведено по договорам НОК, при этом трудовые отношения работодателя и сотрудника, который направляется в центр оценки, должны быть оформлены официально в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

Дата подписания 3 июля 2016 г.
Опубликован 6 июля 2016 г.
Вступает в силу 1 января 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Зачем проходить независимую оценку квалификации

Оценка квалификации – добровольная процедура.Специалист по охране труда может пройти независимую оценку самостоятельно, без направления работодателя. Кроме того, сдать экзамен могут безработные, для того чтобы повысить шансы на трудоустройство.
Если работодатель принимает решение направить на независимую оценку квалификации специалиста по охране труда, ему необходимо получить его письменное согласие. Работодатель обязан сохранить рабочее место специалиста и выплатить средний заработок за время прохождения аттестации. Это следует из статьи 187 ТК и информации Минтруда от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ» (далее – информация Минтруда).

После прохождения экзамена в течение 30 календарных дней специалисту по охране труда выдадут свидетельство о соответствии его квалификации профстандарту. Если специалист не сдаст экзамен, он получит заключение с рекомендациями, в которых будет указано, что необходимо изучить для того, чтобы успешно пройти оценку квалификации. Это указано в пунктах 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ.

Внимание: работодатель не имеет право расторгнуть трудовой договор со специалистом по охране труда из-за того, что он не сдал экзамен и не получил свидетельство о квалификации.

Свидетельство поможет работодателю получить объективную оценку уровня профпригодности специалиста по охране труда. Специалист тоже может воспользоваться результатами экзамена: при хороших результатах претендовать на повышение, при неудовлетворительных – воспользоваться рекомендациями из заключения и узнать, какие знания и умения нужно приобрести для повышения уровня профпригодности.Внимание: работодатель не может обязать специалиста по охране труда проходить независимую оценку квалификации.

Как пройти независимую оценку квалификации

Для того чтобы понять, какую квалификацию необходимо подтвердить, сравните свой опыт работы и образование с требованиями квалификаций, которые размещены на сайте nok-nark.ru в разделе «Сведения о квалификациях». Для оценки квалификации специалиста по охране труда можно использовать квалификации:
специалист по охране труда (6-й уровень квалификации);

  • специалист по разработке и внедрению системы управления охраной труда (6-й уровень квалификации);
  • руководитель службы охраны труда (7-й уровень квалификации).

От уровня выбранной квалификации зависит сложность экзамена.

Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. Его проводят в очной форме в центре независимой оценки квалификации. Узнать адрес ближайшего центра можно на сайте nok-nark.ru. Принимает экзамен экспертная группа. Примеры заданий экзамена размещены на сайте nok-nark.ru в разделе «Оценочные средства». Для того чтобы посмотреть задание, выберите из списка профессиональную квалификацию, откройте, пролистайте вниз и пройдите по ссылке на место размещения примеров заданий оценочных средств. Для проверки уровня квалификации используют оценочные средства, которые разрабатывают на основе профессионального стандарта. Они содержат задания для теоретического и практического этапов экзамена и критерии их оценки (приказ Минтруда от 01.11.2016 № 601н).

Какие документы представить для прохождения независимой оценки квалификации

Для того чтобы пройти независимую оценку квалификации, в независимый центр оценки квалификации направьте:
заявление на проведение независимой оценки квалификации;

  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • документы, которые подтверждают уровень образования и опыт работы;
  • согласие на обработку персональных данных.

Заявление может подать специалист по охране труда, его законный представитель либо доверенное лицо в бумажном или электронном виде. Это указано в пункте 2 приложения 2 к приказу Минтруда от 02.12.2016 № 706н. Чтобы узнать перечень документов, которые могут подтвердить уровень образования и опыт работы, на сайте https://nok-nark.ru зайдите в раздел «Сведения о квалификациях» и выберите квалификацию, на которую будете сдавать экзамен. Перечень указан в основной информации.

Как оспорить результаты независимой оценки квалификации

Оспорить результаты независимой оценки квалификации можно, если в центре отказали специалисту по охране труда в приеме документов, специалист не согласен с итогами экзамена, нарушен порядок проведения экзамена и сроки выдачи свидетельства о квалификации или в центре отказали в выдаче дубликата, бланк свидетельства о квалификации и приложения к нему не соответствует установленной форме, нет информации о выданном свидетельстве в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.Для того чтобы оспорить результаты экзамена, подайте жалобу в апелляционную комиссию совета на сайте nok-nark.ru в разделе «Подать апелляцию».

Жалобу можно подать не позднее 30 дней с момента получения результатов экзамена. В течение семи рабочих дней со дня получения жалобы комиссия сообщит о том, что ее зарегистрировали. Оповещение отправят по форме, которая была указана в апелляции. После регистрации жалобы комиссия примет по ней решение в течение 60 календарных дней. Решение оформляют протоколом, который подписывают председатель и секретарь апелляционной комиссии. Его должны направить заявителю не позднее чем через пять календарных дней с даты принятия решения.

Кроме того, решение независимого центра оценки квалификации можно обжаловать в судебном порядке.Это указано в пунктах 4–10, 22 положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, утвержденного приказом Минтруда от 01.12.2016 № 701н.

Источники

  • https://clubtk.ru/otlichiya-attestatsii-ot-otsenki-kvalifikatsii
  • https://coko1.ru/nezavisimaja-ocenka-kvalifikacii/
  • https://zen.yandex.ru/media/nashtrud/nezavisimaia-ocenka-kvalifikacii-rabotnikov-5a89c25e830905e537bc7a36
  • https://centrfenix.ru/ocenka_kvalifikacii.html
  • https://rg.ru/2016/07/06/kvalificacia-dok.html
  • https://xn—-7sbfdefa7b4accaebbcmd8bgz.xn--p1ai/posts/4384519

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: