Кто признается плательщиком земельного налога?

Содержание
  1. Правовая база земельного налога
  2. Объекты налогообложения?
  3. Вопросы налогообложения
  4. Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков
  5. Кто платит земельный налог в 2020 году
  6. За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы
  7. В каких случаях льготниками являются физлица
  8. Кого не признают плательщиками земельного налога
  9. Ставки земельного налога
  10. Льготы по земельному налогу
  11. Федеральные льготы
  12. Местные льготы
  13. Объект налогообложения
  14. Расчет налога
  15. Льготы для пенсионеров по земельному налогу
  16. Порядок расчета налога для организаций и физических лиц
  17. Особенности исчисления земельного налога
  18. Расчет налога на землю
  19. Расчет и оплата земельного налога
  20. Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?
  21. Декларация по земельному налогу
  22. Условия уменьшения налоговой базы для физлиц
  23. Сроки уплаты налога
  24. Как узнать задолженность по налогам
  25. Итоги

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Вопросы налогообложения

Как упоминалось ранее, «упрощенцам», выбравшим в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами, на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешено включить в налоговую базу уплаченные суммы налогов (имущественного, земельного, транспортного и др.).

Между тем сумма компенсации расходов продавца недвижимости по уплате земельного налога, взыскиваемая с покупателя на основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ, едва ли может быть квалифицирована в качестве налогового платежа. А прямо такие затраты в п. 1 ст. 346 НК РФ, содержащей перечень разрешенных к налоговому учету расходов, не поименованы.

Но, возможно, существует более сложный путь признания таких затрат? Ведь, как известно, нормы гл. 26.2 НК РФ позволяют «упрощенцам» включить в налоговую базу довольно обширный перечень расходов, явно не названных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Например, судебные расходы, которые упомянуты в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.Как известно, в ней не уточнено, какие именно расходы могут быть признаны судебными. Поэтому для установления их перечня имеет смысл обратиться к иным отраслям права, что позволяет сделать п. 1 ст. 11 НК РФ. В частности, при квалификации расходов в качестве судебных следует руководствоваться положениями:

  • или АПК РФ, который регулирует осуществление правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел по экономическим спорам и другим спорам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью;

  • или ГПК РФ, который регламентирует порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, разрешающих дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В главе 9 АПК РФ и гл. 7 ГПК РФ приведены перечни затрат, которые стороны могут нести в связи с рассмотрением спора в судебном порядке. В обоих кодексах судебные расходы разделены на государственную пошлину и судебные издержки.

В статье 101 АПК РФ и ст. 88 ГПК РФ приведены перечни возможных судебных издержек. Причем каждая из названных статей по-своему определяет состав судебных издержек. Есть и сходство, и различия. Более того, эти перечни судебных издержек являются открытыми, что указывает на возможность признания таковыми расходов, не включенных в перечни. Разумеется, с учетом рекомендаций, приведенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1.

Однако такой вид издержек, как сумма возмещения ущерба (а сумму неосновательного обогащения в виде уплаченного продавцом за покупателя земельного налога необходимо признать именно таковой), едва ли может быть признан (даже с учетом этих рекомендаций) необходимым судебным расходом. А поскольку и в ст. 346.16 НК РФ не назван такой вид расхода, как возмещение ущерба на основании вступившего в силу судебного акта, получается, что включить обозначенную сумму в налоговую базу без налоговых рисков «упрощенец», не оформивший (как того требует закон) права на земельный участок, на котором расположен приобретенный им объект недвижимости, не сможет. Следовательно, «упрощенцу», приобретающему объекты недвижимости, невыгодно затягивать процедуру оформления прав на земельный участок (долей, если участок находится в общей долевой собственности), на котором расположены объекты недвижимости.

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Земельный налог является налогом, поступающим в местные бюджеты. Законодательная база по нему изложена в главе 31 НК РФ. В частности, местным властям дается право на принятие собственных нормативных актов по земельному налогу, где им разрешено:

  • Определять ставки налога и распределять их по категориям. При этом предельные значения налоговых ставок не должны выходить за рамки, установленные федеральным центром.
  • Устанавливать порядок внесения в бюджет земельного налога, а также сроки, в которые должен уложиться налогоплательщик при уплате. Как и для ставок налога, здесь тоже существуют рамки, за которые выходить местным законодателям не разрешается.
  • Добавлять к уже существующим в НК РФ новые налоговые льготы, которые будут признаны целесообразными для конкретного муниципалитета.

Кто платит земельный налог в 2020 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов льгот по земельному налогу. Перечень, который предусмотрен федеральным центром, указан в ст. 395 НК РФ. Льготы становятся возможны, если выполняются следующие условия общего характера:

  • участок предоставляется для назначенных целей и только в этих рамках и используется;
  • наличествуют документы, подтверждающие право на преференции.

Если говорить о целевом использовании участков как условии для предоставления льгот, то налог не платится на земле, отведенной:

  • учреждениям, работающим в системе уголовно-исполнительного производства;
  • для автомобильных дорог федерального и местного значения;
  • под религиозные здания и сооружения;
  • для общественных организаций инвалидов;
  • для народных художественных промыслов;
  • под экономические зоны, имеющие инвестиционное значение;
  • для нужд центра «Сколково».

Однако внутри этого списка установлены некоторые ограничения. Так, например, плательщики земельного налога, обслуживающие нужды инвалидов, получат льготы, если выполнят условия следующего рода:

  • если речь идет об общественной организации, то ней численность инвалидов должна быть более 80%;
  • учреждения, полностью принадлежащие организациям инвалидов, должны работать в сфере оказания помощи людям, имеющим инвалидность (защита и реабилитация);
  • если подразумевается компания, в которой уставный капитал сформирован общественными организациями инвалидов, то в свою очередь:
    • сотрудники-инвалиды должны иметь долю в штате более 50%;
    • доля их оплаты труда в общем объеме заработной платы должна быть больше чем 25%;
    • отведенная земля используется для целей, не связанных с производством товаров, облагаемых акцизами, а также здесь не должны оказываться услуги брокерского или посреднического характера.

Льготы для различных экономических зон установлены по срокам действия. Так:

  • компании, занимающиеся судостроением в особой зоне, имеют право пользоваться льготами 10 лет с момента, когда прошла регистрация в качестве резидента РФ;
  • иные резиденты особых зон вправе пользоваться льготами только 5 лет с того месяца, когда получено право на использование земельного участка;
  • участники свободной экономической зоны будут пользоваться преференциями лишь 3 года с того месяца, когда получено право на использование земельного участка

Список преференций разрешено продлевать, и делать это вправе местные законодатели.

В каких случаях льготниками являются физлица

Для физических лиц на федеральном уровне установлено полное освобождение от земельного налога — в отношении малочисленного коренного населения, при условии что это население не будет менять традиционного образа жизни.

Другие физлица — налогоплательщики земельного налога вправе рассчитывать на льготы, которые устанавливаются путем уменьшения налоговой базы на необлагаемую сумму. В результате величина налогового платежа может достичь и нулевого значения. П. 5 ст. 391 НК РФ установил, что эта сумма должна быть равна 10 000 руб., и ее могут принять к уменьшению лишь некоторые категории налогоплательщиков. В их число входят, например Герои Советского Союза, ветераны ВОВ, инвалиды с детства, а также первой и второй групп, «чернобыльцы» и проч.

Муниципальным законодателям предоставлено право увеличивать эту сумму, им же разрешается расширять список категорий граждан, которым может быть предоставлена такая льгота.

ВАЖНО! Льгота будет предоставлена лишь по предъявлении подтверждающих документов. Сроки подачи этих бумаг, как и правила оформления, регулируются местными нормативными актами. Однако выходить за рамки 1 февраля года, идущего за расчетным, запрещается.

Кого не признают плательщиками земельного налога

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Согласно этому перечню не будут считаться плательщиками земельного налога следующие категории участников земельных правоотношений:

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога. Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона — вычет применятся только по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год
=
Кадастровая стоимость земельного участка
X
Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога за неполный год
=
Сумма земельного налога за год
Х
Количество полных месяцев владения участком в году
12

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

  • установлены отчетные периоды,
  • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по земельному налогу
=
Кадастровая стоимость земельного участка
Х
Ставка налога
4

По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

Сумма земельного налога к уплате за год
=
Сумма земельного налога за год
Сумма авансовых платежей

Срок уплаты авансовых платежей и налога за год устанавливает местными органами власти.

Срок уплаты налога за год — не ранее 1 февраля следующего года

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ. После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему:
тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п. Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.

Декларация по земельному налогу

Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

Сроки уплаты налога

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного в п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налогоплательщиками налоговых деклараций по земельному налогу, т. е. ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/uplata_zemelnogo_naloga/kto_yavlyaetsya_platelwikami_zemelnogo_naloga/
  • https://cbu23.ru/stati/zemelnyy-nalog/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a41/991805.html
  • https://okbuh.ru/zemelnyj-nalog/kto-priznaetsya-platelshhikom-zemelnogo-naloga
  • https://www.malyi-biznes.ru/fns/zemlya/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/kto-takoj-nalogoplatelshhik.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/zemelnyy_nalog.html
  • https://nalogi.online/land-tax
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/458546/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: