Мы в ответе за тех, кого приручили

Для кого разработан закон

Как бы странно это не прозвучало — для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.
А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

Какие предъявляются требования к содержанию домашних животных ?

Основной постулат, который закрепляет закон — владельцы домашних животных обязаны соблюдать права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

Новыми правилами регулируется порядок выгула домашних животных.

Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

Закон предъявляет следующие требования к выгулу домашнего животного:

❇️ исключить возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

❇️ обеспечить уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

❇️ не допустить выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Таким образом, например, нельзя гулять с собакой на запрещенных для выгула территориях (например, через детские площадки, спортивные площадки можно лишь пройти с собакой к месту выгула, при этом животное должно быть на поводке и в наморднике), за собаками хозяин обязан убирать, в общественных местах собака должна быть на поводке.

Дополнительно отмечается, что выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу на праве собственности или ином законном основании.

О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством РФ.

Такое постановление вынесено 29 июля 2019 года (№ 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»).

В список вошли 12 пород собак и их метисы, обладающие генетически детерминированными качествами агрессии и силы, которые представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. В перечень также вошли породы, используемые для травли, и аборигенные породы, в которых не велась селекция на лояльность к человеку, и особенности их поведения не до конца изучены (Акбаш, Американский бандог, Амбульдог, Бразильский бульдог, Булли Кутта, Бульдог алапахский чистокровный (отто), Бэндог, Волко-собачьи гибриды, Волкособ, гибрид волка, Гуль дог, Питбульмастиф, Северокавказская собака).

Закон отмечает, что предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Это значит, что содержание большого количества животных в квартирах, при невозможности их накормить, за ними убирать, должным образом проводить ветеринарный контроль — запрещено законом.

Например «Правила содержания собак и кошек в г. Москве» (постановление Правительства Москвы № 900-ПП от 07.10.2008 г.) устанавливают:

  • владелец животного обязан содержать его в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с животным, не оставлять его без присмотра, без пищи и воды, не избивать и в случае заболевания животного вовремя прибегнуть к ветеринарной помощи.
  • владельц животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.
  •  владельцы животных обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных.
  • владельцы собак и кошек обязаны предоставлять их по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.
  • при выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину — предотвращать лай собак с 23 часов до 7 часов.
  • запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.
  •  выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.
  • при переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части улиц.
  • при невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.
  • о приобретении, потере или гибели собаки владелец сообщает в жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.
  •  при гибели животного труп его сдается в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать труп павшего животного. Регистрационное удостоверение собаки сдается в ветеринарное учреждение, где она была зарегистрирована.

Аналогичные правила устанавливаются и в других регионах России.

Главное – нравственность и гуманность

Новым законом, в частности, установлено, что обращение с животными основывается на нравственных принципах и принципах гуманности – как с существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, а также ответственности человека за судьбу животного. Установлены полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, а также полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными.

Не допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию – соответствующий перечень утверждает Правительство РФ (включенные в данный перечень животные, приобретенные до 1 января 2020 г., могут находиться на содержании их владельцев до своей естественной смерти). Указанный запрет не распространяется на зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы – при этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, обязаны получить лицензию до 1 января 2022 г.

В качестве мер защиты от жестокого обращения закон обязывает проводить ветеринарные и иные процедуры, которые могут вызвать у животных непереносимую боль, с применением обезболивания. Также запрещаются натравливание одних животных (за исключением служебных) на других, отказ владельцев от исполнения обязанностей по содержанию животных до их передачи в приюты или отчуждения иным законным способом, торговля животными вне специальных мест. Кроме того, недопустимы организация и проведение боев животных и иных зрелищных мероприятий, которые влекут травмы, увечья и умерщвление животных.

Кроме того, закон запрещает кормление хищников живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, а также пропаганду жестокого обращения с животными и призывы к такому обращению, включая производство, изготовление, показ и распространение, в том числе через интернет, соответствующих кино-, видео- и фотоматериалов, печатной и аудиовизуальной продукции.

Комментируя «АГ» приведенные положения, адвокат АП Московской области Андрей Николаев с радостью отметил, что в закон вошло определение «жестокое обращение с животными». «Я бился за это еще в 2009 г. на заседаниях рабочей группы в Госдуме – ведь первоначально это определение вообще не хотели включать в законопроект», – добавил он.

При этом эксперт задался вопросом, подпадают ли действия личности, разбрасывающей отраву в местах прогулки собак со своими владельцами, под определение «обращение с животным»? «Ведь речь идет не о конкретном животном, даже без владельца, а об абстрактных действиях, которые, с точки зрения пойманного с поличным, не направлены против животных вообще», – отметил Андрей Николаев.

Директор Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева отметила важность запрета натравливания одних животных на других. Эксперт пояснила, что в 2017 г. были легализованы бесконтактные притравки, и принятие закона должно положить конец варварской практике притравочных станций – как контактных, так и бесконтактных. В то же время, по мнению эксперта, непонятно, относятся ли лошади, используемые полицией, к категории служебных животных, и получат ли они шанс на передачу заинтересованным лицам в случае невозможности дальнейшего использования.

Домашние животные: проблема выгула

Содержание домашних животных также подверглось регулированию. В частности, владельцы питомцев должны соблюдать не только общие требования к их содержанию, но и права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Использовать домашних питомцев в предпринимательской деятельности запрещено, за исключением случаев, установленных правительством.

Определены требования к выгулу домашних животных. В частности, он должен обеспечивать безопасность граждан, животных, а также сохранность имущества физических и юридических лиц. Владельцам необходимо исключать возможность неконтролируемого передвижения питомца при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Также закон обязывает владельцев животных убирать продукты их жизнедеятельности в местах и на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Президент Сахалинской адвокатской палаты Максим Белянин критически оценил положения, касающиеся выгула. «Как владелец двух собак, я обеспокоен тем, что с 1 января, как и многие “собачники”, стану нарушителем закона – сложно выполнить требования о выгуле собаки, если самого определения “выгула” закон не содержит», – пояснил он.

Что касается положения о том, что владелец должен «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного…», эксперт задался вопросом: по сути, выходит, что гулять с собакой, в том числе на детских и спортивных площадках, можно – была б она на поводке?

В отношении запрета выгула вне официально разрешенных мест Максим Белянин отметил, что в г. Южно-Сахалинске, например, такое место – одно на город численностью в 200 тыс. жителей: «И где в таком случае выгуливать собаку?»

Норму об уборке продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования, по мнению эксперта, можно было бы оставить без комментариев. «Однако отмечу, что “продукты жизнедеятельности” могут быть нескольких видов, одни из которых убрать не представляется возможным, но исходя из текста закона они должны быть убраны», – добавил Максим Белянин.

Закон также запрещает выгул потенциально опасных собак, перечень которых утверждается правительством, без намордника и поводка, независимо от места выгула. Исключение составляет пребывание собаки на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу на праве собственности или ином законном основании.

Андрей Николаев по этому поводу отметил: «Считаю откровенной глупостью сохранение списка потенциально опасных пород собак – благо, теперь определение этого перечня передано не на “откуп” органам исполнительной власти субъектов РФ, а федеральным органам государственной власти в области обращения с животными. Вот только непонятно, почему к этим органам относится правительство, поскольку, как следует из п. 14 ст. 3 Закона, именно оно устанавливает этот перечень». Эксперт добавил, что потенциально опасна практически любая порода: «Напомню, что у собаки 42 зуба, а активно-оборонительные реакции на опасность есть очень у многих из них».

Использование животных в культурно-зрелищных целях допускается только в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Закон запрещает деятельность, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными. Если мероприятия предусматривают такой контакт, обязательно наличие в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

Управляющий партнер КА «Старинский и партнеры» Владимир Старинский обратил внимание, что закон запрещает содержание животных в барах, ресторанах и т.д., а также контактные зоопарки в торговых центрах. Эксперт подчеркнул, что контактные зоопарки давно находились в центре внимания зоозащитников.

Также согласно закону под запретом применение лекарственных препаратов и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, для повышения их эффективности в культурно-зрелищных целях. В отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, запрещено использовать субстанции или методы, не допустимые для использования в спорте.

Какие изменения вступят в силу?

Закон «Об ответственном обращении с животными» 1 января существенно расширится.
Вступающий в силу пункт 6 статьи 13 данного документа запретит выгул потенциально опасных пород без намордника. При выгуле на собственной территории владельца, намордник на собаке не обязателен, но должна присутствовать предупреждающая табличка.

Статьей 15 будут установлены требования к использованию животных, содержащихся в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, а также их участию в культурно-зрелищных целях и содержанию.

Статья 16 будет регулировать деятельность приютов для животных. Это как новые требования к условиям содержания животных, так и новые обязанности для руководства и персонала приютов. Статья достаточно большая, заинтересовавшиеся могут ознакомиться по ссылке выше. Самое главное изменение, которое она несет – запрет на умерщвление животных, содержащихся в приюте, за исключением такой необходимости для прекращения страданий нежизнеспособных животных. Будет введен ужесточенный контроль.

Статья 18 будет касаться бездомных животных. А именно: процедуры отлова, содержания, поиска владельцев или возвращения животного в прежние места обитания.

В статье 19 будут содержаться нормы по обеспечению государственного контроля в области обращения с животными: органы контроля, порядок их действий и полномочия, позволяющие обеспечить работу всех норм Закона «Об ответственном обращении с животными».

Статья 20 вводит еще и общественный контроль за обращением с животными и устанавливает полномочия общественных инспекторов (которые будут действовать на добровольной и безвозмездной основе). Чтобы стать общественным инспектором, потребуется обратиться в органы государственного надзора и получить соответствующее удостоверение.

Последнее нововведение – статья 22 . Конфискация диких животных, используемых в неволе с нарушением требований закона. Конфискованные животные должны быть возвращены в среду обитания, а если это невозможно – переданы на содержание, с соблюдением необходимых норм.

Как новый закон защитит животных

Запрет выгула опасных собак без намордника

Выгул собак потенциально опасных пород без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Список собак ранее был уже утвержден Правительством РФ. Среди них, например, амбульдог, питбульмастиф или волко-собачьи гибриды.

Запрет контактных зоопарков

«Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается», — гласит статья 15 закона, вступающая в силу с 1 января. Физический контакт с животными будет возможен лишь «при условии наличия недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ».

Также этой статьей предусмотрено, что к животным, участвующим в культурно-зрелищных мероприятиях, нельзя применять лекарственные средства, способные причинить вред их здоровью.

Запрет на содержание диких животных дома

С 1 января дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных законом (а он, в частности, предусматривает запрет держать диких животных в квартирах), подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ. Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. Перечень таких животных также был утвержден Правительством РФ. Среди них, например, королевская кобра, крокодилы, львы, тигры, медведи и многие другие.

Регулирование деятельности приютов

Вступает в силу статья, комплексно регулирующая деятельность приютов для животных. В соответствии с ней в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов и уполномоченные ими лица несут такие же обязанности, как владельцы животных.

При этом закон категорически запрещает умерщвлять животных в приютах, только если ветеринаром установлено, что животное страдает от «тяжелого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью».

Правила обращения с безнадзорными животными

С 1 января возможна только программа «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в прежнее место обитания», причем с неснимаемой меткой. После отлова безнадзорное животное немедленно должно быть передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными владельцами (например со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу.

В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 447-ФЗ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
  •  Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.
  •  Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
  • Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев — деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также — дикие животные в неволе), — дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные — животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца — физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным — обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца — животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки — собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные — животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи — искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

  • отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
  • ответственность человека за судьбу животного;
  • воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
  •  научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

  •  утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;
  •  установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;
  •  установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;
  •  утверждение перечня потенциально опасных собак;
  • установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;
  •  установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;
  • утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;
  • утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
  • установление порядка организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными;
  • установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;
  • иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

  • устанавливают порядки обращения со служебными животными;
  • осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
  •  устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;
  • осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

  • установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;
  •  установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
  •  установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными;
  •  иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

  •  обеспечение надлежащего ухода за животными;
  • обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
  •  принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
  • предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
  •  осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

  • содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;
  • натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

  •  проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
  •  натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
  • отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
  •  торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
  •  организация и проведение боев животных;
  • организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
  • кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

  •  исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
  • обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
  • не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

  •  Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
  • Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответств

Основные положения нового законопроекта

Рассмотрим ключевые аспекты первого российского закона, регулирующего нормы обращения с животными.

Обязательная регистрация домашних собак и кошек

Этот вопрос беспокоит многих заводчиков домашних животных. В частности, разговоры про обязательное чипирование кошек и собак велись уже давно. Эта норма выносилась на рассмотрение ещё в 2011 году, однако, правозащитники предлагали ввести добровольное чипирование. Закон, который был принят 19 декабря 2018 года, не содержит пункта о добровольном либо обязательном вживлении микрочипа.

Каких животных можно держать дома

Принятый закон предписывает составить перечень потенциально опасных животных, которых нельзя содержать в домашних условиях. Кроме этого, предполагается утвердить перечень бойцовых собак, которых нужно выгуливать исключительно на поводке и в наморднике. Если такая собака проживает на территории частного дома, с наружной стороны должна иметься предупреждающая надпись, сообщающая об этом.

Что будет с боями животных

Проведение таких боёв получило широкое распространение в республиках Северного Кавказа, но начиная с 1 января, подобные мероприятия окажутся под запретом. В частности, согласно нормам принятого закона, запрещается устраивать любые зрелищные мероприятия, в результате которых животное может получить серьёзные травмы или погибнуть.

Кроме этого, нельзя натравливать животных на человека и других представителей животного мира, за исключением случаев, когда это не противоречит нормам служебного собаководства и необходимой самообороны.

Запрет контактных зоопарков

Твердого запрета на организацию контактных зоопарков нет. Однако все организации и предприятия с участием животных будут проходить процедуру лицензирования. Это касается контактных и обычных зоопарков, дельфинариев, океанариумов и цирков.

Если говорить именно о контактных зоопарках, то здесь вводится ряд обязательных требований. В частности, контакт между человеком и животным должен быть максимально безопасным. Кроме этого, организаторы должны обустроить специальную зону, недоступную для посетителей, где животное может отдохнуть.

Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев

Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев

Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными

Статья 19. Государственный надзор в области обращения с животными

Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными

Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом

Изменения и поправки

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора»

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.
Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.
В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

Заключительные положения

Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Источники

  • https://www.kp.ru/putevoditel/zakony/zakon-ob-otvetstvennom-obrashhenii-s-zhivotnymi/
  • https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/my-v-otvete-za-teh-kogo-priruchili-ili-o-pravilah-soderjaniia-jivotnyh-doma-5ec51a42bc1d457589f57cf2
  • https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/eksperty-o-plyusakh-i-minusakh-podpisannogo-zakona-ob-otvetstvennom-obrashchenii-s-zhivotnymi/
  • https://zen.yandex.ru/media/bestjurist/izmeneniia-v—498fz-s-1-ianvaria-2020-budet-li-vveden-nalog-na-domashnih-jivotnyh-5df5ee688f011100ad77a4d7
  • http://duma.gov.ru/news/47392/
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/43912
  • https://zakonoved.su/zakon-o-zashchite-zhivotnyh.html
  • https://fzrf.su/zakon/2018-12-27-n-498-fz/
  • https://rg.ru/2018/12/29/fz-498-dok.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: