Надо ли платить земельный налог на общедомовое имущество — земельный участок многоквартирного дома

Содержание
  1. Кто платит земельный налог?
  2. Объекты налогообложения
  3. Земельный налог на участок под домом – ситуация 2015 года
  4. Причины отмены налога
  5. Трудности при определении величины налогооблагаемой базы
  6. Трудности при привлечении собственников квартир к налогообложению
  7. Земельный налог на придомовую территорию
  8. Налог на землю с нас взимать не будут
  9. Сколько будет стоить содержание придомовой территории
  10. Если со временем придется много платить за земельный участок, сможем ли отказаться от излишков?
  11. Налог на землю в отношении придомовой территории
  12. Льготы земельного налога на квартиру
  13. Как рассчитывается земельный налог на квартиру?
  14. Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы 2020, закон
  15. Налог на частный дом в 2020 году для физических лиц
  16. Для инвалидов
  17. Земельный налог на участок под домом – ситуация 2020 года
  18. Платим ли мы за землю, на которой стоит наш дом
  19. Земля под многоквартирным домом – «довесок» к купленной квартире
  20. Что изменилось с начала 2017 года
  21. Если гражданин — член ТСЖ, эта информация для него
  22. Уплата налога и налоговые ставки
  23. Можно ли приватизировать придомовую территорию в многоквартирном доме
  24. Правила благоустройства и нормативы 2020 года придомовой территории многоквартирного дома
  25. Межевание придомовой территории многоквартирного дома
  26. Как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома
  27. Нормативы, используемые при обслуживании и благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов
  28. Какие нормативы используются для обслуживания придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году
  29. Защитит от застройки
  30. Какие минусы?

Кто платит земельный налог?

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (письмо Минфина России от 19.07.12 г. № 03-05-04-02/66).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании:

Объекты налогообложения

Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В настоящее время Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.02.10 г. № 42.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу этого Закона либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном согласно Закону № 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Земельный налог на участок под домом – ситуация 2015 года

В правительстве, министерствах и на уровне экспертов тема земельного налога с владельцев помещений в многоквартирных домах обсуждалась давно, и 2014 год стал переломным. Поскольку в указанном году значительно увеличилась кадастровая стоимость участков, от которой зависит величина платежей, это привело к возрастанию налогового бремени на покупателей жилья. А так как им приходится уплачивать ещё и налог на имущество, сумма становится слишком большой.

В связи с указанной и рядом других причин первоначально рассматривалось решение ввести единый налог на любую недвижимость, но законотворцы предпочли остановиться на отмене земельного налога для владельцев квартир. С 1 января 2015 года в силу вступил ФЗ №284 от 4.10.2014 «О внесении изменений» в некоторые условия Налогового кодекса. В частности, п.6 ст.398 НК отныне утверждает, что участки под многоквартирными домами не считаются объектом для налогообложения.

Причины отмены налога

Кроме спорной ситуации с двумя обязательными платежами и значительных сумм, полагающихся к уплате, имелись и другие причины, по которым вместо учреждения единого налога было принято решение об отмене земельного.

Трудности при определении величины налогооблагаемой базы

Согласно ст. 37 ЖК, доли в праве собственности на общий участок пропорциональны площади квартиры. При этом судьба общедомового имущества связана с судьбой указанного помещения, так что выделить долю в натуре и продать её собственник не сможет. Казалось бы, всё на первый взгляд просто: есть квартира, её владелец и часть земельного надела под домом, который нетрудно вычислить, зная площадь помещения.

Сложности начинаются с момента прохождения регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК, право на землю должно быть зарегистрировано. Участок под многоквартирным домом отдельно не оформляется, достаточно зарегистрировать в ЕГРП помещение. Но подтвердить право общей долевой собственности всё-таки нужно.

Инструкция по внесению записей в ЕГРП сообщает, что в имеющейся ситуации предоставление в государственный реестр информации о размере долей собственников осуществляется на основании данных, указанных в протоколе общего собрания владельцев квартир либо ином их соглашении. Данные, представленные ЕГРП, заносятся в Государственный кадастр недвижимости.

Фактически же в большинстве многоквартирных домов такие собрания жильцов не проводились и размеры долей в праве общей долевой собственности не определены и не зарегистрированы. Это значительно затрудняет налоговым органам контролирование ситуации и начисление земельного налога.

Трудности при привлечении собственников квартир к налогообложению

С момента появления налога не был определён исполнительный орган, который бы занимался установкой долей, приходящихся на каждого участника долевой собственности и отправлял бы информацию в налоговую. Кроме того, владельцы квартир меняются, и эти сведения также кто-то должен своевременно сообщать.

Следовательно, в связи с невозможностью получать объективную и актуальную информацию о налоговой базе и плательщиках, отмена земельного налога для владельцев жилья в многоквартирных зданиях была правильным решением. Отныне им придётся вносить только установленные платежи на имущество, но стоимость земельного участка при этом будет входить в стоимость квартиры.

Земельный налог на придомовую территорию

Стоимость собственности на землю складывается из двух составляющих: налога на землю и содержания территории.

Налог на землю с нас взимать не будут

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в налоговый кодекс. В соответствии с внесенными изменениями, налогом не облагаются ни земельный участок (НК РФ статья 389 п. 2 пп. 6), ни общее имущество многоквартирного дома (НК РФ статья 401 п.3).

Примечание.
За оформленное машино-место в г. Москве налог взимается (НК РФ статья 401 п.1 ). Размер такого налога будет устанавливать город в соответствии с кадастровой стоимостью земли.

Сколько будет стоить содержание придомовой территории

В 2014 г. содержание придомовой территории полностью оплачивал город. В какой момент эту оплату переложат на собственников, сказать никто не может. Давайте оценим каков будет ежемесячный платеж на содержания территории по текущим нормативам, если завтра его придется оплачивать нам самим.

Стоимость содержания земельного участка зависит от его площади, размера квартиры и тарифов, устанавливаемых Постановлениями Правительства г. Москвы.

Расчет проводился на основании ПП Москвы № 748-ПП от 26 ноября 2013 «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год». Нового документа на 2015 г. пока еще нет — при расчетах платежей используют нормативы для 2014 г.

В таблице приведены 3 варианта:

  • большой участок, определяемый внешней границей межевания — 8030 кв. м;
  • маленький участок, обведенный на плане синей линией (только газоны под окнами) — участок с минимальной стоимостью обслуживания — 2834 кв. м ;
  • отдельно подсчитана стоимость обслуживания парковочных карманов — примерно 520 кв. м .

Примечание:

  • Площадь под самим домом (1970 кв. м) из указанных расчетных площадей уже вычтена.
  • При расчете парковочных карманов не учитывалась площадь проезжей части, т.к. в любом случае на нее будет наложено городом ограничение (сервитут), т.к. это сквозной проезд к соседним домам и за обслуживание проезжей части платить не придется.
  • В расчеты не входит капитальный ремонт асфальтового покрытия и замена оборудования детской площадки.
Квартира
(площадь квартиры)
Стоимость обслуживания большого участок (8030 кв. м) Стоимость обслуживания участка с минимальной стоимостью обслуживания (2834 кв. м) Стоимость обслуживания парковочных карманов (примерно 520 кв. м)
1-комнатная
(31,6 кв. м)
108 руб. 38 руб. 7 руб.
2-комнатные
(44,3-48,5 кв. м)
151-165 руб. 53-58 руб. 10-11 руб.
3-комнатные
(63,2-58,2 кв. м)
198-215 руб. 70-76 руб. 13-14

Если со временем придется много платить за земельный участок, сможем ли отказаться от излишков?

Теоретически — сможем, а практически — нет.

В соответствии с ЖК РФ статья 36 п. 3 для уменьшения общедомовой собственности требуется согласие всех собственников.

Налог на землю в отношении придомовой территории

В отношении придомовой территории должен уплачиваться земельный налог?

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 01.01.2015, внесено изменение в ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ, согласно которому к земельным участкам, не признаваемым объектом налогообложения по земельному налогу, относятся земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, с 1 января 2015 года земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников помещений в МКД, не подлежат налогообложению земельным налогом.

Льготы земельного налога на квартиру

Основная льгота была принята в 2015-м году – это полная отмена земельных налоговых обязательств для владельцев жилых помещений в многоквартирных постройках. Когда оно еще существовало, то собственников интересовал вопрос касательно льгот. Полное освобождение получали лишь физические лица, являющиеся представителями коренных народов Дальнего Востока и Севера.

Многие местные администрации могли устанавливать свои льготы:

  • Полное освобождение;
  • Частичное освобождение;
  • Уменьшение базы.

Категории населения, для которых действовала льгота, определялись конкретными администрациями.

Как рассчитывается земельный налог на квартиру?

Когда производится расчет земельного налога на квартиру, за основу берется кадастровая стоимость земли, где расположен конкретный дом. Она умножалась на долю, соответствующую площади помещения. После этого еще производилось умножение на установленную ставку. Если категория лица относится ко льготным, то умножается число еще и на соответствующую льготу.

Важно обратить внимание, что в настоящий момент государством была отменена необходимость уплаты сборов на землю в многоквартирном строении. Поэтому важным условием является изучение законодательных норм по вопросу налогообложения.

Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы 2020, закон

Переслать документы можно и по интернету. Такой вариант используется в случаях, когда инициатор находится достаточно далеко от местной администрации. Для реализации указанного способа необходимо иметь в своем распоряжении электронную почту, а также перевести все данные в цифровой формат.

Если в собственности у пенсионера окажется несколько объектов, например, квартира и дом в селе, под льготы попадает только что-то одно. При этом можно самостоятельно выбрать, какая недвижимость при уплате сбора влетит «в копеечку» и освободить от налогообложения выбранное жилье. Закон никак не регулирует выбор, а потому можно действовать так, как будет выгоднее.

Налог на частный дом в 2020 году для физических лиц

Для примера рассчитаем сумму налога на однокомнатную квартиру в центре Уссурийска и в Доброполье в 2020, 2021, 2022 и последующих годах, учитывая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости будет приблизительно равна рыночной.

Для инвалидов

Изменения затронули всех граждан, владеющих жилой недвижимостью. Эта мера не пользуется особой популярностью, но позволяет стабильно наполнять казну. При этом каждый год ставка немного меняется. Правительство с пониманием относится к необходимости переходного периода, а потому и нововведения вводятся постепенно.

Фактически же в большинстве многоквартирных домов такие собрания жильцов не проводились и размеры долей в праве общей долевой собственности не определены и не зарегистрированы. Это значительно затрудняет налоговым органам контролирование ситуации и начисление земельного налога.

Если ранее для расчета размера налога использовалась балансовая оценка (она, как правило, была на порядок ниже рыночной цены), то в 2020 году в используемый алгоритм были внесены серьезные изменения, и при расчете налоговой базы стала использоваться кадастровая оценка. По мнению инициаторов такого нововведения, этот показатель максимально приближен к рыночной цене, что указывает на целесообразность его применения для расчетов.

Земельный налог на участок под домом – ситуация 2020 года

Ещё один момент, вызывающий критику экспертов на рынке жилья – это способ формирования кадастровой стоимости надела под многоквартирным домом. Очень часто в качестве аналога для оценки берутся участки, которые только подлежат застройке. Но, несмотря на одинаковый вид разрешённого использования, земля под строительство стоит дороже, поскольку за её покупку идёт конкурентная борьба между застройщиками.

Среди населения нашей страны все еще существуют сомнения, кто должен платить за землю под многоэтажками. На сайтах содержится огромное количество информации о том, кому принадлежит земля и платят ли за нее собственники квартир. Давайте попробуем еще раз разложить все по полочкам.

Платим ли мы за землю, на которой стоит наш дом

Для юридических лиц (например, ТСЖ) до конца 2020 года тоже действовал закон, обязывающий уплачивать налог на землю под многоквартирным домом. При этом обязательным условием было то, что земля должна находиться в собственности товарищества.

Земля под многоквартирным домом – «довесок» к купленной квартире

Казалось бы, очень приятная и даже удивительная ситуация — государство отменило налог. Но не стоит обольщаться и думать, что сегодня мы не платим в бюджет за землю по МКД. Взамен одному налогу пришли новшества.

Прежде чем предпринимать какие-то действия, следует узнать, имеется ли у дома земля в собственности. Информацию можно получить на официальной интернет-площадке Росреестра. Предусмотрен заказ справки в МФЦ (многофункциональный центр).

Что изменилось с начала 2017 года

С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 361-ФЗ) главы 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» и 3 «Порядок кадастрового учета» Закона о кадастре признаны утратившими силу.

Кроме того, согласно Закону № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I–IV, V1, ст. 31 Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Вместе с тем с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С указанной даты также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в указанном реестре.

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 4.10.14 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившему в силу с 1 января 2015 г., внесено изменение в п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым к земельным участкам, не признаваемым объектом обложения земельным налогом, относятся земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, с 1 января 2015 г. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат обложению земельным налогом.

Вопрос о налогообложении земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, был рассмотрен в письме Минфина России от 12.08.15 г. № 03-05-05-02/46403, в котором указано, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, где расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Если гражданин — член ТСЖ, эта информация для него

Рассматривая вопрос о налого­обложении организаций ЖКХ в целом, среди них следует выделить ТСЖ, поскольку ранее возникало немало споров о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или ТСЖ?

Ответ на этот вопрос был дан в письме Минфина России от 16.11.06 г. № 03-06-02-05/57 и постановлении ФАС Центрального округа от 9.11.09 г. № А35-1499/09-С10 (далее — постановление ФАС Центрального округа).

Минфин России в письме разъяснял, что если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога признается именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. При этом общее собрание ТСЖ могло принять решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ земельного налога в виде взносов членов товарищества. Право устанавливать размер взносов установлено в п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ.

Вместе с тем в постановлении ФАС Центрального округа указано, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица, и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, которым закреплены земельные права, но не пользующееся этими правами. Это означает, что даже если земля оформлена на ТСЖ (на праве собственности или бессрочного пользования), с момента вступления в силу ЖК РФ либо формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета ТСЖ перестает быть плательщиком земельного налога, так как участок поступает в собственность собственников помещений.

Следует отметить, что с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Было упомянуто, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благо­устройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уплата налога и налоговые ставки

Организации ЖКХ исчисляют и уплачивают земельный налог в общем порядке в соответствии с главой 31 НК РФ. Несмотря на это, следует обратить особое внимание на некоторые аспекты.

Чтобы исчислить сумму земельного налога, необходимо определить налоговую ставку. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, указанных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), налоговая ставка не может превышать 0,3% (абзац 3 п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении указанных земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3%.

Например, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.04 г. № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы № 74) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка земельного налога в общем случае определена в размере 0,1% от кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на основании абзаца 2 п. 2 ст. 387 НК РФ могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Московские законодатели воспользовались предоставленным им правом и освободили от обложения земельным налогом товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с ЖК РФ (п.п. 11 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74). Однако налоговые льготы, установленные ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

Можно ли приватизировать придомовую территорию в многоквартирном доме

Приватизировать придомовой участок возле старого жилого здания можно в общем порядке. Следует не затягивать с процедурой, так как муниципалитет может продать землю коммерческой организации под застройку, и вместо детской площадки на муниципальном придомовом участке в скором времени может появиться огороженный котлован.

Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме осуществляется только после того как будут определены ее границы. Органы местного самоуправления не вправе отказывать в передаче земельного участка под нужды жильцов многоквартирного дома, которые владеют и пользуются землей сообща – согласно утвержденным Правительством РФ правилам содержания и использования общего домового имущества.

Правила благоустройства и нормативы 2020 года придомовой территории многоквартирного дома

Жильцы должны понимать, что такое придомовая территория и что входит в требования по уборке участка. Именно собственники отвечают за уход за этой землёй, поэтому важно знать не только, сколько метров от дома она занимает, но и какая работа по её усовершенствованию является ответственностью жильцов. Участок, принадлежащий муниципалитету, облагораживается за счёт властей. Фиксирует запланированные изменения паспорт благоустройства территории. Зимой должны проводиться следующие работы:

Часто собственники задаются вопросом, что такое придомовая территория многоквартирного дома, как и кто может ею управлять. Ответ на эти вопросы даёт Жилищный кодекс, согласно которому, это земля, прилегающая к многоквартирному дому. Она является частью общего имущества. Только определённые инстанции могут оформить её в собственность. В кодифицированном акте также указывается, на сколько метров от дома простирается участок, где находятся его границы.

Межевание придомовой территории многоквартирного дома

  1. Общая максимальная или минимальная территория возле дома определяется по регламенту Градостроительного кодекса.
  2. Если регламент ГК не распространяется на определенный участок, его величина будет определена по Земельному кодексу, или иным законодательным актам.
  3. Определяя размеры территории у МКД нельзя, чтобы межевая черта пересекала границы площадей, на которых располагаются государственные объекты.
  4. Земля не будет выделена в случае, если создание участка помешает применению объектов недвижимости, находящихся на нем законно.
  5. Невозможно выделение территории или изменение ее границ при наличии по отношению к ней действующих ограничений, которые запрещают дозволенную эксплуатацию.
  6. Площадь у здания должна быть сформирована рационально без препятствий охране территорий и противоречий ЗК и прочим законам. Межевание участка должно быть проведено без огрехов (вклинивание, вкрапление, изломанность границ, чересполосица), что может стать причиной отсутствия возможности размещать на территории недвижимость.
  7. Участок не будет выделен, когда его границы имеют пересечение с территориальными зонами, лесничеством, лесопарками, кроме формирования площади для геологического исследования недр и добычи ПИ. При этом разрешается выделять участок, если на нем размещены линейные объекты, плотины, электростанции, водохранилища и прочие водоемы, созданные человеком (п. 7, ФЗ № 171 от 23.06.14).
  1. На время постройки нового дома на земле, что принадлежит государству, застройщик должен заключить с городскими властями контракт. Собственником здания может быть инвестор или застройщик, что будет указано в документе. Земля под домом и возле него будет передана в аренду на 49 лет.
  2. Если со стороны застройщика вовремя не было использовано законное право, и он не совершил подачу заявки на межевание в Роснедвижимость или иные органы, рассматриваемый участок будут считать несформированным. Если после этого ТСЖ будет настаивать на выделении участка, он будет оформлен в минимальном размере (10 метров по периметру дома).
  3. Если дом находится на частной территории, с ней будет меньше проблем. К примеру, она раньше принадлежала определенной организации, а затем была отдана на выкуп с последующей приватизацией. Основной задачей является убедить владельца территории передать ее на внутренний баланс ТСЖ.

Как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома

  1. Общее собрание жильцов дома.
  2. Получение согласие каждого.
  3. Выбор ответственных лиц.
  4. Подготовка кадастровой документации на участок.
  5. Определение границ территории.
  6. Обращение в орган местной власти.
  7. Заключение договора о приватизации. В данном случае каждый будет являться владельцем территории на правах долевой собственности.
  8. Регистрация права собственности в Росреестре.

Переслать документы можно и по интернету. Такой вариант используется в случаях, когда инициатор находится достаточно далеко от местной администрации. Для реализации указанного способа необходимо иметь в своем распоряжении электронную почту, а также перевести все данные в цифровой формат.

Нормативы, используемые при обслуживании и благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов

Некоторые граждане полагают, что ограждения вокруг многоэтажек являются незаконными. Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, территория, которая примыкает к многоквартирному дому, относится к собственности всех жильцов, которые имеют квартиры в постройке, а значит они имеют полное право установить забор либо иной другой барьер.

  1. Газонные. Состоят из низких кустарников, которые высаживают вокруг дома. Как правило, их высота колеблется в пределах 50 сантиметров. Применяются редко, так как за ними нужен уход, и они не обладают высокой защитной функцией.
  2. Декоративные. К ними относятся барьеры из металла, каменных пород. Чаще всего применяется металл, поскольку его можно быстро установить и он относительно дешев. Высота варьируется от 30 сантиметров до 2 метров.

Какие нормативы используются для обслуживания придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

  1. Под окнами жилого дома запрещено оставлять автомобиль с включенным мотором надолго.
  2. Вплотную к мусорным бакам транспорт парковать нельзя. Минимальным считается расстояние в 5 метров.
  3. Большегрузы на придомовой территории многоквартирных домов останавливаться не имеют права. К данной категории относятся автомобили весом свыше 3,5 тонн.
  4. Запрещается ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и детским площадкам.
  5. Владельцы транспортных средств не имеют права загораживать на своем авто проезд экстренным службам и другим автовладельцам.
  6. На тротуаре и газоне стоянка запрещена.

Проведя приватизацию, жильцы многоквартирного дома имеют право не только благоустраивать участок по своему усмотрению, возводить и сносить объекты по согласованности друг с другом. В их возможности теперь входит и сдача территории в аренду. Размер платы устанавливается совместно по результатам собрания всех жильцов. Средства должны быть пущены на общественные нужды двора, присвоить их не получится.

В случае если что-то жильцов будет не устраивать, они сами могут составить общий договор, где будет обозначено, кто и каким образом должен будет обслуживать дом. Также жильцы могут подавать жалобу на ненадлежащее исполнение подрядчиками работ по благоустройству дома и его территории.

  1. Какова этажность дома.
  2. Насколько плотно стоят соседние дома.
  3. Близко ли проходят автомобильная трасса.
  4. Сливается ли придомовой участок с городским парком, сквером, иными зонами.
  5. Стоит ли на участке котельная, электроподстанция, колодец с водой, иной объект, который используется на несколько многоквартирных домов, близко расположенных друг к другу.

Защитит от застройки

По словам представителей министерства имущества Челябинской области, в большинстве случаев собственники квартир в многоэтажках владеют земельным участком, находящимся непосредственно под домом, и прав на придомовую и дворовую территорию не имеют. Это можно проверить на Публичной кадастровой карте Челябинской области. Тем не менее придомовую территорию можно приобрести в общедолевую собственность. В этом есть и плюсы, и минусы.

Сначала о преимуществах. «Включение придомовой и дворовой территории в земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома позволит жильцам владеть, пользоваться и распоряжаться в установленных законом пределах таким земельным участком. Формирование земельного участка воспрепятствует точечной застройке во дворах», – рассказывает начальник отдела регистрации прав на земельные участки управления Росреестра по Челябинской области Гузаль Шигапова.

Дворовые территории по умолчанию находятся в собственности муниципалитетов, которые, к примеру, могут решить построить возле дома ещё одну многоэтажку. Если двор оформлен в собственность, точечная застройка ему не грозит. Эту территорию можно легально огородить забором, использовать по своему усмотрению, устроить там сад или парковку. «Хоть страусиную ферму открыть», – предложили представители управляющих компаний.

По Земельному кодексу РФ увеличить территорию можно путём перераспределения (объединения) земельного участка под многоквартирным домом со свободными землями или земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Правда, за это нужно заплатить. И если раньше плата составляла 30% кадастровой стоимости присоединяемого участка, то с 23 сентября 2019 года будет равна 0,001%. По сути, плата за оформление стала символической.

«Плата за увеличение границ подчас служила барьером для граждан, желающих полноценно эксплуатировать дворы и придомовые территории. Мы знаем регионы, где такая ставка равна 100% кадастровой стоимости земельного участка. В Челябинской области этот барьер снят», – отметил министр имущества региона Алексей Бобраков.

Аттракцион невиданной щедрости не случаен. В Челябинской области реализуется федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» по благоустройству дворовых территорий. И чтобы отремонтировать двор по этой программе, городские власти должны провести межевание участка. Затраты ложились на бюджет. Теперь они снижены в сотни раз.

Какие минусы?

В Государственной жилищной инспекции Челябинской области сообщили, что увеличение придомовой территории не вызовет роста платы за «содержание и ремонт» общего имущества дома, так как обслуживание двора – обязанность управляющей компании вне зависимости от собственника участка.

Во многих источниках среди минусов оформления двора в собственность указывается необходимость уплаты жильцами земельного налога. В налоговой службе Челябинской области объяснили, что земли, предназначенные «для эксплуатации многоквартирного дома», не являются объектом налогообложения (ст. 389 Налогового кодекса РФ). То есть налог на них не рассчитывается и не начисляется. Но только для указанной категории земель, поэтому жителям нужно проследить, чтобы их дворовая территория не был оформлена как земли населённых пунктов, например. Бумаги о переводе земли из одной категории в другую готовит орган местного самоуправления, то есть администрация города.

Минусы всё же есть. В придомовую и дворовую территорию входят дороги и внутридворовые проезды. Сейчас они находятся в ведении муниципалитета, он и обязан их ремонтировать. Оформив участок в общедолевую собственность, жильцы будут ремонтировать дороги и проезды за свой счёт. А это немалые суммы.

Стоит также понимать, что в придомовую и дворовую территорию входят дороги и внутридворовые проезды. Их ремонт – задача собственника участка. Но, если посмотреть кадастровую карту, к общедомовому имуществу будет относиться лишь дорога и тротуар непосредственно перед домом.

Источники

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/460474/
  • https://www.pravometr.ru/zemel-nyy-nalog-pod-mnogokvartirnymi-domami-prichiny-otmeny-i-kak-ego-zaplatit-v-2015-godu.html
  • https://kvibro.ru/zemelnyj-nalog-na-pridomovuyu-territoriyu/
  • https://ahrfn.com/zemelnye-nalogi/zemelnyj-nalog-na-kvartiru.html
  • https://reg-jurist.ru/kodeksy-rossijskoj-federatsii/zemlya-pod-mnogokvartirnym-domom-nalog-2020
  • https://comfort-invest.ru/drugoe/nalog-na-pridomovuju-territoriju-mkd-2019-god.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: