Налог на игорный бизнес: игорные зоны рф, начисление и уплата, штрафы

Содержание
  1. Какие объекты налогообложения предусматривает игорный налог
  2. Основные ставки налога на игорный бизнес
  3. Как осуществить расчет игорного налога
  4. Правовое регулирование игорного бизнеса
  5. Кто и где платит налог
  6. Сколько нужно платить
  7. Как рассчитывается налог
  8. Какие сроки и штрафы
  9. На что идут налоги
  10. Налоговая база
  11. Налоговый период
  12. Порядок уплаты налога и представления декларации
  13. Кто является плательщиком и что облагается налогом
  14. Как производится расчет
  15. Представление отчетности
  16. О полномочиях региональных и местных органов власти
  17. Транспортный налог
  18. Уплата налога с зарегистрированных, но не используемых «игровых» объектов
  19. Чем грозит использование незарегистрированных «игровых» объектов?
  20. Уплата налога в случае приостановления деятельности
  21. Игорные зоны РФ
  22. Исчисление и уплата налога
  23. Налог на игорный бизнес — это декларируемый налог?
  24. Является ли налог на игорный бизнес обязательным для всех регионов?
  25. Заключение

Какие объекты налогообложения предусматривает игорный налог

В качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес НК РФ выделяет следующие виды:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора (далее — ПЦТ) и букмекерской конторы (далее — ПЦБк);
  • пункт приема ставок тотализатора (далее — ПСТ) и букмекерской конторы (далее — ПСБк).

Напомним, что ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк появились в 2012 году, заменив кассы тотализатора и букмекерской конторы.

Каждый такой объект, подлежащий обложению налогом на игорный бизнес, должен быть зарегистрирован в ИФНС по месту нахождения на основании заявления налогоплательщика.

Форму заявления утвердил Минфин России приказом от 22.12.2011 № 184н. Его плательщик налога на игорный бизнес должен заполнить и представить налоговикам заявление за 2 дня до установки нового объекта. В заявлении на регистрацию объекта по налогу на игорный бизнес необходимо указать:

  • номер и дату лицензии или разрешения на осуществление бизнеса;
  • наименование плательщика, а также его ИНН и КПП;
  • по игровым столам заполняется лист А заявления, в котором указывается адрес их нахождения, число полей и столов, а также итоговая сумма столов;
  • по игровым автоматам данные вносятся в лист Б с указанием адреса их установки, заводского номера и общего числа установленных автоматов;
  • по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк информация заносится в лист В, где определяется вид объекта, адрес расположения и итоговое количество таких объектов.

При этом если столы или автоматы имеют разные адреса расположения или их численность превышает 15 штук, то необходимо заполнить несколько листов А или Б таким образом, чтобы каждому адресу соответствовал свой лист, а 16, 31, 46 и т. д. объекты начинали перечисляться с нового листа. Новый же лист В начинается с 4, 7, 10 и т. д. объекта.

Получив заявление, ИФНС в течение 5 дней обязана выдать плательщику налога на игорный бизнес соответствующее свидетельство, которое подтверждает постановку на учет указанных в заявлении объектов.

Если же произошло выбытие объекта, организация также подает заявление по рекомендованной ФНС форме в налоговую по месту учета. Указанное заявление состоит из листов А, Б и В, как и при постановке на учет, однако в этой форме на первом листе уже идет ссылка на свидетельство, обосновывающее регистрацию объекта игорного бизнеса, а в самих листах фиксируются выбывающие объекты. Такое заявление тоже нужно подать за 2 дня до планируемых изменений.

Основные ставки налога на игорный бизнес

В НК РФ установлены интервалы ставок по каждому из объектов, к которым применим налог на игорный бизнес. Та же ставка, которая будет использоваться в конкретном субъекте, прописана в региональных законах.

При этом можно выделить 3 группы ставок:

  1. Ставка налога на игорный бизнес в регионах РФ:

Например, в законе «О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области» от 30.12.2011 № 229/2011-ОЗ указаны следующие ставки:

  • ПЦТ — 125 000 руб.;
  • ПЦБк — 125 000 руб.;
  • ПСТ — 7 000 руб.;
  • ПСБк — 7 000 руб.

Законом «О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области» от 13.07.2004 № 37-оз предусмотрены такие значения:

  • ПЦТ — 35 000 руб.;
  • ПЦБк — 35 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.
  1. Ставки налога на игорный бизнес в специальных зонах установлены законами субъектов каждого из игорных регионов. При этом по всем объектам они составляют максимально возможные значения. Исключением является крымская территория, в которой региональный закон отражает только ставки по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ, ПСБк.
  2. Ставка налога на игорный бизнес при отсутствии информации о ставках в региональном законе берется следующая:
  • ПЦТ — 25 000 руб.;
  • ПЦБк — 25 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.

При этом отдельно можно выделить группу субъектов РФ, в которых запрещено вести игорную деятельность, а, следовательно, ставки для расчета налога для них не предусмотрены, в связи с чем не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес. К таким регионам относятся: Калужская, Белгородская, Брянская, Рязанская, Тамбовская, Иркутская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, а также Чукотский автономный округ.

Как осуществить расчет игорного налога

Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.

Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:

  1. Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
  2. Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.

Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Кто и где платит налог

Налогоплательщиками считаются все организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. ИП такой налог платить не могут — организаторами азартных игр выступают только юрлица.

С 1 июля 2009 года были созданы специальные игровые зоны. В 2019 году географически они расположились так:

  • Алтайский край — «Сибирская монета»

  • Краснодарский край — «Красная поляна»;

  • Приморский край — «Приморье»;

  • Калининградская область — «Янтарная»;

  • Республика Крым — в проекте.

Вне этих зон азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Всю работу игорного бизнеса регулирует Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Несмотря на «озаконивание» игорного бизнеса, многие казино ушли в интернет или подполье. Такие попытки вести бизнес — вне закона. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 года, организатор азартных игр в Интернете несет уголовную или административную ответственность. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечет ответственность для владельца сайта.

Сколько нужно платить

Налоговые ставки на игорный бизнес регулируются статьей 369 НК РФ. Суммы варьируются от вида игровой деятельности:

  • за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

  • за один процессинговый центр тотализатора — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;

  • за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Как рассчитывается налог

Порядок расчета налога подробно описан в статье 370 НК РФ. Но считается он просто: нужно умножить налоговую базу по каждому объекту налогообложения на ставку налога для этого объекта.

Налог = Количество х Ставка

Например, в казино в Сочи установлены четыре игровых стола и десять автоматов. В Краснодарском крае за один игровой стол платят 125 000 рублей, а за автомат — 7500 рублей.

125 000 х 4 + 7500 х 10 = 500 000 + 75 000 = 575 000

Таким образом маленькое сочинское казино должно платить 575 000 рублей ежемесячно.

Какие сроки и штрафы

Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.

Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.

Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.

На что идут налоги

Поступления от игорного бизнеса — источник доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. То есть, если казино зарегистрировано в Приморском крае, то сумма налога остается там же. Так же и с другими регионами, где зарегистрированы букмекерские конторы или тотализаторы.

Налоговая база

Налоговая база, согласно ст. 367 НК РФ, имеет физическую характеристику и определяется как сумма всех столов, процессинговых центров и касс. Итоговый размер выплаты вычисляется самостоятельно владельцем казино или иного заведения и состоит из произведения налоговой базы и ставки по каждому объекту.

Если заведение меняет юридический адрес, новая регистрация происходит на то же лицо, на которое ранее она была проведена. Смена налогоплательщика не предусмотрена законодательством РФ.

Налоговый период

Статьей 368 НК РФ для казино и БК обозначен налоговый период в 1 календарный месяц начиная с 1 числа.

Он изменяется в зависимости от того, когда была проведена регистрация:

  • до 15 числа текущего месяца включительно — налоговый период считается полным календарным месяцем;
  • после 15 числа — уменьшается в 2 раза независимо от того, какого именно числа пройдена регистрация.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Владельцы казино обязаны платить налог до 20 числа следующего месяца. Размер платежа определяется поданной ранее декларацией.

Важно! Льготы на налог не предусмотрены.

Декларация по налогу на казино, ТОТО и БК подается ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за оплачиваемым налоговым периодом. В документе отражаются все данные об изменении количества объектов, если такое происходило в декларируемый срок.

Декларация подается в органы налогового контроля по месту регистрации заведения. Форма утверждена приказом ФНС №ММВ-7-3/985 от 28.12.2011 года. Предоставить документ организатор бизнеса вправе в личном порядке или через законного представителя, Почтой России отправлением с описью или в электронной форме.

Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, предприниматель предоставляет уточненный документ до истечения срока уплаты.

При опоздании с подачей декларации налогоплательщик облагается штрафом в размере 5–30% от долга. Задержка уплаты облагается взысканием в размере 1/300 ставки рефинансирования либо налога на каждый просроченный день. Самый серьезный штраф назначен за неуплату налога — 20–40% от его суммы. При этом штраф и пени не освобождают налогоплательщика от обязанности погасить все недоимки в полном размере.

Кто является плательщиком и что облагается налогом

Согласно Налоговому кодексу налогоплательщиком признается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в игорной сфере. Соответственно, физические лица не имеют права осуществлять такую деятельность и налогоплательщиками признаваться не могут.

Примечательно, что до 2012 года игорным делом могли заниматься и индивидуальные предприниматели, однако вследствие изменения требований и ужесточения норм такая возможность была ими утеряна.

Объектами налогообложения в этой сфере деятельности называют:

  • игровой стол;
  • игровой аппарат;
  • пункт приема ставок;
  • процессинговый центр (для букмекеров или тотализатора).

Любой из вышеперечисленных объектов необходимо зарегистрировать в соответствии с действующим законодательством до начала его использования. Если предприниматель исключает определенное количество объектов с баланса предприятия, он обязан уведомить инспекцию соответствующим заявлением.

При регистрации заявления объект может считаться зарегистрированным или выбывшим, в зависимости от цели заявителя.

Согласно закону, игорные организации могут располагаться только в определенных территориальных зонах:

  • Алтайский край;
  • Приморский край;
  • Краснодарский край;
  • Калининградская область.

На законодательном уровне рассматривается возможность создания еще одной зоны, в республике Крым. Соответственно, объекты налогообложения должны быть территориально расположены в определенных законом местах, если конечно речь идет не о конторах, принимающих ставки на определенные события.

Как известно, в 2006 году власть запретила организовывать игорные дома вне специальных игровых площадок, первые из которых появились только через три года. В полную силу они заработали в 2015, а до этого времени, в течение почти 10 лет, функционировала одна «азартная» территория в Краснодарском крае. На сегодняшний день зона Приморского края не оправдывает ожидания властей по поступлениям в казну, тогда как самая старая площадка Краснодарского края стабильно пополняет бюджет региона.

Как производится расчет

Предприниматели, занимающиеся игорным делом, обязаны подавать сведения в налоговую инспекцию и уплачивать налог каждый месяц. Налоговая декларация подается по месту регистрации, в одной из территориальных игровых зон.

Если в субъекте РФ не установлено собственных налоговых ставок, то для вычисления налога опираются на Налоговый кодекс.

Рассмотрим пример вычисления налога для Краснодарского края, где законодательно установлены собственные ставки на игорный бизнес:

  • игровой стол – 125 тыс. руб./месяц;
  • игровой аппарат – 7,5 тыс. руб./месяц;
  • пункт приема ставок – 7 тыс. руб./месяц;
  • процессинговый центр -125 тыс. руб./месяц.

Для организации, которая имеет три игровых стола с одним полем, два стола с двумя игровыми полями, 20 игровых автоматов и пять точек приема ставок, сумма налога будет следующей:

3 * 125000 + 2 * 2 * 125000 + 20 * 7500 + 5 * 7000 = 1060000 руб./месяц.

Из расчета становится понятно, что каждый месяц предприниматель обязан уплачивать в бюджет крупную сумму. А если учесть, что в ближайшее время планируется повышение ставок, то эта сумма станет как минимум в два раза больше. Справедливости ради стоит отметить, что игорный бизнес не облагается налогом на прибыль, что в какой-то степени упрощает жизнь организациям.

Всякое изменение количества средств для получения прибыли должно отражаться в налоговой декларации и расчете налога, для чего необходимо своевременно уведомить налоговые органы о добавлении или исключении того или иного объекта.

Представление отчетности

Налоговым периодом для игорного дела согласно НК РФ является календарный месяц. При добавлении объектов или их исключении существуют некоторые особенности в расчете:

  • при добавлении объекта до середины месяца применяют стандартную ставку, при добавлении после 15 числа – половину;
  • при исключении объекта налогообложения до истечения половины календарного месяца применяют 0,5 ставки, при исключении после 15 числа – целую.

Оплата налога должна производиться в территориальном налоговом органе, в конце налогового периода, не позднее 20 числа календарного месяца. Кроме этого налогоплательщик ежемесячно должен предоставлять в инспекцию налоговую декларацию.

О полномочиях региональных и местных органов власти

Полномочия региональных властей и представительных органов муниципальных образований по установлению региональных и местных налогов определены НК РФ. В компетенции региональных и местных властей находится решение таких вопросов, как налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот по региональным и местным налогам (ст. ст. 12, 53 НК РФ).

При этом порядок реализации прав, предоставленных субъектам РФ налоговым законодательством, в игорных зонах, включающих в себя части территорий нескольких субъектов РФ, определяется на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих регионов. Как применить эту норму ч. 6 ст. 9 Закона об организации и проведении азартных игр, чиновники не поясняют. До чего договорятся органы власти регионов, на территории которых располагается игорная зона? Пойдут ли они на то, чтобы установить льготы на всей территории игорной зоны, включающей в себя территории двух регионов? К сожалению, в Письме Минфина России N 03-05-05-02/72 не сказано об этом ни слова, нет разъяснений и в налоговом законодательстве.

Остается только надеяться, что региональные власти не будут делить «налоговую» целостность игорной зоны и установят налоговые ставки и льготы, одинаковые для всех игорных заведений на территории игорной зоны, включающей несколько регионов. В тех игорных зонах, которые находятся на территории одного субъекта РФ, региональным властям проще. Им не нужно договариваться с «соседом», они могут самостоятельно установить налоговые льготы по региональным налогам, например по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, руководствуясь нормами глав Налогового кодекса. В части местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц, полномочия представительных органов муниципальных образований установлены гл. 31 НК РФ и Законом N 2003-1 <1>. Вместе с Минфином рассмотрим, возможно ли установление льготы по каждому из перечисленных налогов.

<1> Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Транспортный налог

Региональные власти вправе определять налоговые ставки по транспортному налогу организаций в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

По какому признаку могут устанавливаться льготы по транспортному налогу? Чиновники обращаются к нормам ст. 361 НК РФ, в которой определен порядок установления налоговых ставок по транспортному налогу. Ставки зависят от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя; они могут быть уменьшены региональными законами, но не более чем в пять раз. Установление дифференцированных налоговых ставок допускается исключительно в отношении категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. Исходя из этого, чиновники делают вывод о том, что нормами гл. 28 НК РФ право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу по территориальному признаку органам власти субъектов РФ не предоставлено. Иными словами, игорные заведения вряд ли могут надеяться на налоговые льготы в игорных зонах по транспортному налогу.

Впрочем, организаторы азартных игр не относятся к числу тех компаний, которые обременены обязательствами по транспортному налогу. Они могут уплачивать его только в случае наличия зарегистрированных транспортных средств, используемых по прямому предназначению. В случае использования автомобиля в «азартных» целях, например в качестве приза, разыгрываемого между участниками игр, обязательств по уплате транспортного налога, так же как и по регистрации авто, у игорного заведения не возникает (Постановление ФАС СЗО от 26.07.2007 N А05-10494/2006-18).

Уплата налога с зарегистрированных, но не используемых «игровых» объектов

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ каждый объект игрового бизнеса должен быть зарегистрирован по заявлению налогоплательщика в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты его установки. Часто объект зарегистрирован, но не установлен и фактически не используется для получения доходов.

Глава 29 НК РФ не содержит четкой нормы о моменте возникновения обязанности по уплате налога на игорный бизнес, в связи с этим возникает немало споров, что считать таким моментом: дату представления в налоговый орган заявления о регистрации соответствующего объекта или начало его использования и получения дохода.

По мнению налоговиков, налог на игорный бизнес должен уплачиваться со дня регистрации «игровых» объектов независимо от фактического их использования. В ряде случаев такая позиция находила поддержку в судебных решениях (см., например, Постановления ФАС СЗО от 22.05.2001 N А56-3930/01, ФАС СКО от 01.10.2002 N Ф08-3681/2002-1300А, ФАС ПО от 08.02.2005 N А49-7203/04-563А/17).

На первый взгляд, при неиспользовании объекта факт его регистрации не является основанием для возникновения обязанности по уплате налога. Из ст. 365 НК РФ следует, что плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое извлечение дохода (ст. 2 ГК РФ). Но если объекты игорного бизнеса не установлены, то и деятельность фактически не осуществляется, и как следствие, владелец объекта налогоплательщиком не является.

И именно такой позиции до недавнего времени придерживались как налогоплательщики, так и чиновники финансового ведомства. По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39, от 23.12.2005 N 03-06-05-07/41, от 12.04.2006 N 03-06-05-03/12, возникновение обязанности по уплате налога на игорный бизнес связано с началом осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса и получения экономической выгоды в виде дохода, а момент прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес связан с отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса, а не с датой регистрации выбытия объектов налогообложения. Указанная позиция подтверждалась достаточно большим количеством судебных решений (Постановления ФАС ЦО от 26.01.2005 N А48-4855/04-13, ФАС СЗО от 31.01.2005 N А56-17264/2004, ФАС УО от 06.10.2005 N Ф09-4476/05-С1, ФАС ВСО от 13.10.2005 N А69-878/05-7-Ф02-5033/05-С1, ФАС ВВО от 18.03.2005 N А38-6015-17/784-2004, от 31.01.2006 N А11-7131/2005-К2-23/328, ФАС ЗСО от 14.07.2005 N Ф04-3114/2005(11476-А27-29)).

Казалось, что судебная практика пойдет по этому пути и дальше. Однако ВАС РФ решил по-другому. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 11390/05 высказана прямо противоположная позиция. Поскольку Налоговым кодексом не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика после представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения.

Вслед за этим стала меняться и правоприменительная практика. Минфин учел разъяснения суда и выпустил несколько Писем с учетом новой позиции (от 11.07.2006 N 03-06-05-03/19, от 14.07.2006 N 03-06-05-03/20, от 01.09.2006 N 03-06-05-03/25).

Позиция ВАС РФ также нашла отражение в решениях окружных судов (Постановления ФАС ВВО от 22.08.2006 N А29-1341/2006а, ФАС ВСО от 29.08.2006 N А19-2562/06-52-Ф02-4450/06-С1, ФАС ЗСО от 10.08.2006 N Ф04-4949/2006(25146-А27-27), ФАС ПО от 23.08.2006 N А65-2815/2006, ФАС СКО от 15.08.2006 N А32-10550/2006-34/207 и др.).

В качестве исключения можно привести вынесенные в отношении уплаты налога с игровых автоматов Постановления ФАС ПО от 18.04.2006 N А72-9332/05-6/639, ФАС ВСО от 12.05.2006 N А33-16502/05-Ф02-2107/06-С1, ФАС СЗО от 21.08.2006 N А56-50892/2005, в которых суды по-прежнему считают, что возникновение обязанности по исчислению и уплате налога связано с установкой объекта налогообложения, а не с его регистрацией. По мнению ФАС СЗО, такой вывод следует из определения понятия «игровой автомат», данного в ст. 364 НК РФ. Согласно ему игровой автомат — это специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения. Иными словами, для признания игрового оборудования игровым автоматом, подлежащим налогообложению, необходимы его установка и использование для проведения азартных игр, а то, что игровые автоматы не использовались для игры, находились в подсобном помещении, были выключены и разобраны либо доставлены для временного хранения, подтверждает, что такое оборудование игровым автоматом не является и налогообложению не подлежит.

Однако это лишь отдельные исключения. Установив объект в игровом зале, налогоплательщик должен быть готовым к претензиям контролеров, которые потребуют уплатить налог даже с тех объектов налогообложения, которые используются не по назначению.

Например, ФАС ДО в Постановлении от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф03-А04/06-2/789 сделал вывод: то, что на момент проведения проверки игровые столы не были зачехлены, не имели разметки на игровом поле, не предназначались для проведения азартных игр, а использовались для обучения крупье, не имеет правового значения, поскольку все это не является основанием для изменения или прекращения обязанности по уплате налога.

При замене на время ремонта вышедших из строя игровых «объектов» налогоплательщик должен уплатить налог исходя из количества всех объектов (как вышедших из строя, так и установленных временно на замену). К такому выводу пришел ФАС ВВО в Постановлении от 21.04.2006 N А11-8676/2005-К2-22/444.

ФАС СКО в Постановлении от 23.01.2006 N Ф08-6481/2005-2556А занял аналогичную позицию и указал, что факт содержания автоматов в помещении игрового зала в нерабочем состоянии не влияет на обязанность общества уплачивать налог на игорный бизнес по каждому находящемуся в помещении объекту.

Чем грозит использование незарегистрированных «игровых» объектов?

Как уже было указано, каждый объект налогообложения «игорным» налогом, а также его выбытие согласно п. п. 2, 3 ст. 366 НК РФ должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту установки объекта.

Факты использования «игровых» объектов без регистрации, как правило, выявляются налоговым органом в ходе осмотра (обследования) помещения налогоплательщика, который может быть проведен, в том числе, и при камеральной проверке. Выявив такие нарушения, налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере трех или шести (если нарушение имело место более одного раза) ставок налога, установленных для соответствующего объекта (п. 7 ст. 366 НК РФ).

Поскольку, как указал ВАС РФ, возникновение обязанности по уплате налога связано с фактом регистрации «игровых» объектов, то напрашивается вывод: если объект не регистрировать, то, заплатив штраф, налог можно не уплачивать. Однако это не так. Отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Налогоплательщик в силу закона должен регистрировать «игровые» объекты, а значит, и уплачивать налог.

Такая позиция нашла отражение в Постановлении ФАС ДВО от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф03-А04/06-2/789, в котором суд признал правомерным доначисление налога на игорный бизнес в отношении незарегистрированных, но используемых объектов.

Неправомерным также признается использование игровых автоматов после снятия их с регистрации. Согласно п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается выбывшим после представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения. В то же время согласно п. 3 данной статьи налогоплательщик обязан зарегистрировать такое уменьшение не позднее чем за два рабочих дня до их выбытия.

По мнению ВАС РФ, моментом выбытия является день подачи заявления. Следовательно, использовать объекты после этого налогоплательщик не вправе. Использование игровых автоматов после представления в налоговый орган соответствующего заявления влечет их эксплуатацию без регистрации и применение штрафных санкций (Письмо Минфина России от 01.09.2006 N 03-06-05-03/25).

Если объект не установлен в игровом зале и не зарегистрирован, то с него платить налог не нужно. Однако налогоплательщик должен иметь достаточно веские доказательства того, что объекты действительно не использовались. В противном случае суд встанет на сторону налогового органа, как это произошло при рассмотрении ФАС ПО дела N А72-3359/04-7/361 (Постановление от 03.02.2005). В указанном деле налогоплательщик не смог доказать, что часть игровых столов не использовалась, поскольку они учебные. Суд принял во внимание, что столы находились в игровых залах, согласно передаточной документации были полностью укомплектованы, а данные о том, что налогоплательщик является учебным заведением для подготовки крупье, не представлены.

По мнению ФАС ЗСО (Постановление от 28.08.2006 N Ф04-5258/2006(25538-А46-37), доказательством использования игрового автомата является его установка, под которой следует понимать не просто пространственное размещение автомата на какой-то территории, а установление его в таком состоянии, которое создает возможность его использования для проведения азартных игр с целью извлечения прибыли.

Уплата налога в случае приостановления деятельности

Зачастую для проведения тех или иных ремонтных работ налогоплательщик вынужден приостанавливать свою деятельность. Возникает вопрос: а должен ли он уплачивать налог за такие периоды, учитывая, что никакой экономической выгоды не получает, предпринимательской деятельности не осуществляет, объекты игорного бизнеса не используются.

Порядок уплаты налога в этом случае рассмотрен в Письме Минфина России от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39. В нем Минфин, связывая обязанность по уплате налога с использованием объектов игорного бизнеса и получением дохода, разъяснил: поскольку налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц, налогоплательщики, использующие объекты игорного бизнеса в течение неполного календарного месяца, должны уплатить налог за весь месяц. Однако если налогоплательщик временно приостановил деятельность и в течение всего календарного месяца ее не осуществлял, то обязанности уплатить налог за этот месяц не возникает.

Однако высказанная позиция Президиума ВАС РФ в Постановлении от 22.03.2006 N 11390/05 это утверждение Минфина ставит под вопрос. Ведь суд связывает прекращение обязанности по исчислению и уплате налога с моментом регистрации выбытия объектов игорного бизнеса, а не осуществления деятельности.

Игорные зоны РФ

По состоянию на 1 января 2019 года в России утверждены четыре зоны для деятельности организаций, занимающихся игорным бизнесом:

  1. «Азов Сити» (Краснодарский край);
  2. «Приморье» (Приморский край);
  3. «Сибирская монета» (Алтайский край);
  4. «Янтарная» (Калининградская область).

Полноценную деятельность осуществляет только «Азов Сити». Остальные находятся на разных стадиях строительства.

Осуществляется утверждение проектной документации и выбор места строительства ещё по трём зонам:

  1. «Крымская» (Республика Крым);
  2. «Золотые пески» (Краснодарский край, г.Сочи);
  3. Республика Бурятия (на данный момент без названия).

В некоторых регионах Российской Федерации на законодательном уровне запрещена любая деятельность по организации игорного бизнеса и приёма ставок. Примеры – Республика Дагестан, Республика Тыва, Иркутская область.

Исчисление и уплата налога

Налоговым периодом для декларирования налога на игорный бизнес является календарный месяц. Налог по каждой категории исчисляется следующим образом:

база х ставка х количество объектов = сумма налога

Если объект зарегистрирован до 15 числа отчётного месяца, плательщик обязан задекларировать полную ставку, если после 15 числа – ½ ставки. То же самое, но в зеркальном отображении (п.4 ст. 370), касается сведений об изменении количества игровых объектов, которые вносятся органом ФНС в базу налогообложения по заявлению плательщика.

Ставки налога определены в соответствии с 369-й статьёй НК в виде минимальной и максимальной суммы для отдельного объекта каждой категории:

  • стол – 50-250 тыс.руб.;
  • автомат – 3-15 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500-3000 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10-14 тыс.руб.

Если субъекты РФ, в которых действуют игровые зоны, не приняли соответствующие законы, действуют фиксированные ставки:

  • стол – 50 тыс.руб.;
  • автомат – 3 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10 тыс.руб.

Декларация по налогу на игорный бизнес подаётся плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным. Форма декларации утверждена приказом ФНС от 28.12.2011 г. №ММВ-7-3/985@. В состав декларации входят три раздела, отражающие:

  1. 1-й – сумму налога;
  2. 2-й – число объектов, подлежащих обложению налогом;
  3. 3-й – изменения, внесённые плательщиком в количественный состав категорий объектов налогообложения.

Уплата налога осуществляется не позднее срока, установленного для подачи декларации за отчётный период (ст.370), т.е. 20 числа каждого месяца. Если плательщику необходимо исправить данные ранее поданной декларации, уточнённый расчёт подаётся в порядке, установленном ст.81 НК.

Налог на игорный бизнес — это декларируемый налог?

Предполагает ли уплата государству налога на игорный бизнес предоставление в ФНС соответствующей декларации? Да, такое обязательство есть. Исходя из положений п. 1 ст. 370 НК РФ, фирмы, осуществляющие перечисление в госбюджет налога на игорный бизнес, обязаны до 20-го числа того месяца, который идет за прошедшим отчетным периодом, направлять соответствующую декларацию в территориальный орган ФНС.

В 2017 году применяется декларация по форме КНД1152011, утв. приказом ФНС от 28.12.2011 № ММВ-7-3-985@

Помимо декларации налогоплательщик обязан извещать ФНС об изменении количества объектов налогообложения, каждый раз подавая заявление об их увеличении или уменьшении. При этом ставка налога будет зависеть от даты установки (открытия) нового объекта налогообложения или закрытия (выбытия) старого:

Является ли налог на игорный бизнес обязательным для всех регионов?

Игорный бизнес в некоторых своих разновидностях, таких как, например, организация работы залов с игровыми автоматами или казино, может осуществляться только в 4 специализированных игорных зонах: «Приморье» (Дальний Восток), «Азов-Сити» (неподалеку от Ейска), «Янтарная» (в Калининградской области), а также «Сибирская монета» (располагается в Алтайском крае). Вместе с тем деятельность тотализаторов и букмекерских контор разрешена практически во всех российских регионах. Поэтому организации, осуществляющие подобную деятельность, являются полноценными плательщиками налога на игорный бизнес, вне зависимости от субъекта РФ.

ВНИМАНИЕ! Если объекты налогообложения отсутствуют, нулевую декларацию подавать не нужно.

Заключение

Налогом на игровой бизнес облагаются юридические лица, которые при наличии разрешения проводят азартные игровые сессии и принимают ставки. Объекты налогообложения — игорные столы и автоматы, процессинговые центры ТОТО и БК, пункты приема ставок. Налог составляется из произведения суммы всех налогооблагаемых объектов и ставки. Платеж устанавливается во всех регионах местным законодательством в лимитах, определенных НК РФ.


Источники

  • https://nalog-nalog.ru/nalog_na_igornyj_biznes/
  • https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/na-igornyj-biznes/
  • https://astral.ru/articles/nalogi/13306/
  • https://hiterbober.ru/legal-assistance/prosto-o-slozhnom-nalog-na-igornyj-biznes.html
  • https://ZnayBiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/nalog-na-igornyj-biznes.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/47409-perspektivy-nalogovyx-lgot-igornyx-zonax
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/8535-poryadok-sroki-uplaty-naloga-igornyj-biznes
  • https://alaws.ru/nalog-na-igornyy-biznes/
  • https://nalog-nalog.ru/nalog_na_igornyj_biznes/nalog_na_igornyj_biznes_stavki_raschet_otchetnost/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: