Налог, виды и функции налогов, налоговая нагрузка

Понятие налога.

Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.

Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.

Библиографическое описание:

Налогообложение относят к числу давно известных методов регулирования доходов и источников увеличения государственных средств.

В истории на каждом этапе эволюции общества понятие «налог» изменялось наряду с развитием теории функционирования государства, его целей, форм существования и методов управления обществом. Определение налога пополнялось новыми деталями или же оно существенно видоизменялось:

— налог является средством распределения бюджетных расходов среди индивидуумов в соответствии с их возможностями платить налоги;

— налог- это изъятие денежных средств, осуществляемое в принципиальном порядке государственной властью, имеющее целью покрыть расходы общества и распределить их между гражданами в соответствии с возможностями каждого;

— под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из множества определений налога следует, что налог характеризуется всего лишь как практическая форма движения денежных средств от производителя к государству.

Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный капитал.

Как видно А. Смит основывался на таких принципах налогообложения, как:

1) равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

2) определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

3) простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

4) не отягощенность, то есть умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

А. Смит выделил три основных источника налогообложения: «Все налоги и всякий основанный на них доход, — все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода, — в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно или посредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или из ренты с земли». Указанные источники налогообложения — заработная плата, прибыль, доход и кадастровая стоимость — остаются основными компонентами налоговой базы и в современном мире.

Через использование различных налогов, их ставок, способов налогообложения государство достигает определенные цели, актуальные на данном этапе развития. Из этого следует, что налоги выполняют некоторые функции. Именно в них выражается сущность налога. Функции налогов помогают показать, какую роль они играют в социально-экономическом развитии государства.

Существуют разнообразные взгляды по поводу количества и качественного содержания функций налогов.

В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:

1. Фискальная функция, смысл которой заключается в том что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности.

2. Регулирующая функция, которая связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а так же направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.

3. Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.

4. Контрольная функция. Она создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция ни как не связана с налоговым контролем осуществляемым органами государственного контроля.

Только комплексный учет всех функций налогов может гарантировать успешную налоговую политику, создаст из налогов эффективный механизм влияния на экономику страны.

От величины налоговых поступлений зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. В определенной степени суммы поступлений налогов в бюджетную систему зависят от налоговых органов, которые, в свою очередь, осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Проанализировав разные точки зрения на понимание сущности налога и определив его основные функции, можно сказать, что:

1) налог является экономической ценностью для современного государства и способствует поддержанию жизнедеятельности населения;

2) налог следует рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства. С помощью налогов в стране устанавливаются стимулирующие либо дестимулирующие условия для развития бизнеса и обеспечения имущественного положения граждан.

Налоги достаточно разнообразны по видам и создают довольно разветвленную совокупность. Стремление унифицировать налоги и попытки сократить количество их видов не венчались успехом. Возможно, это происходит по той причине, что уместнее вместо одного большого налога взимать множество, которые менее заметны и чувствительными для населения страны.

Налоги разделяют на различные группы по множеству признакам:

1) прямые и косвенные (в зависимости от источника их взимания);

2) пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);

3) государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).

Важным вопросов при определении влияния налогов на экономику страны является соотношение прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги взимаются напрямую с дохода налогоплательщика, так что налогоплательщик ощущает их в виде недополученного дохода.

Косвенные налоги взимаются другим, менее заметным способом, а именно посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, которые оплачивают покупатели. Это в большей степени налог на добавленную стоимость. Основную массу косвенных налогов возлагают на потребителей через повышение цен. Косвенные налоги хорошо подходят для фискальных целей. Все косвенные налоги по своей сути являются регрессивными, иногда пропорциональными. Введение косвенных налогов поддерживается в основном теми, кто считает, что налоговая система слишком прогрессивна или что налогообложение дохода весьма отрицательно влияет на инвестиционные стимулы, так как они действуют на уровень потребления и из-за них уменьшаются сбережения.

Основной аргумент в выгодность прямых налогов — это их прогрессивность. Посредством прямых налогов можно достичь более справедливого распределения доходов и налогового бремени. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Дополнительным преимуществом прямых налогов является их восприимчивость к росту и спаду в экономике. Помимо этого некоторые из прямых налогов- встроенные стабилизаторы.

Снижение прямых налогов и увеличение косвенных повлияет на структуру национального дохода от потребления в сторону сбережения. С другой стороны, косвенное налогообложение является фактором, который действует против настоящего и будущего потребления, что сокращает внутренний рынок. А также, косвенное налогообложение отрицательно действует на совокупный спрос и повышение цен.

Налог является пропорциональным, если налоговая ставка постоянна, не зависит от объема дохода и от масштаба объекта налогообложения.

Налог является прогрессивным, если налоговая ставка повышается по мере возрастания размера объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, обратно, уменьшается по мере повышения объекта налогообложения. Такой налог используют для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В зависимости от того, кто взимает налог и куда, т. е. в какой бюджет он поступает, налоги подразделяются на: государственные и местные. В свой черед, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются, согласно статьи 12 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Они образуют основу доходной части федерального бюджета и, так как это высокодоходные источники, с их помощью поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных. В Российской Федерации, как и во многих странах, источники, которые приносят наибольший доход, сосредоточиваются в федеральном бюджете.

К региональным налогам относятся налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Происхождение и основные этапы развития налогов

Налоги — важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования. Изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Следовательно, становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства. Трансформация роли и значения государства в обществе обусловливает соответствующие преобразования налогообложения.

Основные аспекты налогообложения интересовали экономистов, философов и различных государственных деятелей разных эпох. Например, Фома Аквинский определял процесс налогообложения как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит усматривал в процессе уплаты налогов признак свободы, а не рабства. Сложность налогообложения Ш. Л. Монтескьё видел в расчете оптимального уровня налогов в государстве: “…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.

История налогов насчитывает тысячелетия. В развитии налогообложения можно выделить три этапа, каждый из которых характеризуется определенными признаками и особенностями.

Первый этап характеризуется становлением налогообложения в Древнем мире и в Средние века. Появление налогов было связано с появлением и становлением первых государственных образований и формированием государственного аппарата (чиновники, армия, суды). Основным назначением налогов были содержание государства и его институтов, а также финансирование военных действий. На данном этапе налогообложение имеет случайный характер, а налоги — вид бессистемных платежей в натуральной форме. Налоги Древнего мира часто называют “квазиналогами”, так как они представляли собой переходный этап к современному типу налога.

Одной из первых организованных систем налогообложения была налоговая система Древнего Рима, многие позиции которой нашли отражение и в современном налогообложении. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении. Определение суммы налога проводилось специально избранными чиновниками. По мере развития товарноденежных отношений налоги стали приобретать преимущественно денежную форму.

В Средние века в европейских государствах отсутствовало системное налогообложение, большинство налогов имело разовый характер. В XVI столетии в феодальной Европе появился такой вид платежей в государственный бюджет, как регалии (лесная, почтовая, горная, монетная). Государством и городами взимались сборы за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

Второй этап (конец XVII — начало XVIII в.) характеризуется развитием системы налогообложения, налоги начинают играть роль главного источника доходной части бюджета государства. Развитие государственности обусловило необходимость усиления государственного аппарата и возникновения налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам. Одновременно с развитием налогообложения формировалась научная теория налогообложения. Ее основоположником стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723–1790). В работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” А. Смит сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства. Налоги стали рассматриваться как институт, связывающий гражданина и государство, показатель свободы.

На порядок установления и взимания налогов большое влияние оказывали экономические и общественные изменения, происходившие в европейских государствах. В 1215 г. в Англии в Великой хартии вольностей было впервые провозглашено, что налоги вводятся только с согласия нации. В 1689 г. “Билль о правах” окончательно закрепил за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы. Во Франции в 1791 г. (после Великой французской революции) бюджет и налоги стал утверждать парламент1 .

Третий этап (с XIX в. по настоящее время) характеризуется дальнейшим преобразованием налоговых систем: уменьшается количество налогов, увеличивается роль права при их установлении и взимании.

На этом этапе в обществе происходит бурное развитие финансовой науки и научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

В. М. Пушкарева отмечает, что наиболее важным пластом финансовой науки стали проводимые после Первой мировой войны налоговые реформы2. Именно в этот период отмечаются проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы, основой которой стали прямые налоги и в первую очередь индивидуальный подоходнопрогрессивный налог.

Изучение трудов современных ученых, а также многочисленные налоговые реформы, проводимые в большинстве стран, свидетельствуют о том, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Это порождает необходимость дальнейшего совершенствования налогов и налоговых систем в целом.

Развитие налогообложения в России подчинялось общим закономерностям становления налоговых систем, хотя и имело определенную специфику.

Становление финансовой системы Древней Руси началось только с конца IX в. Первым видом налогов была дань, первоначально носившая только периодический характер, а в дальнейшем ставшая регулярным прямым налогом. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга, известного своими многочисленными военными походами. Дань рассматривалась как военная контрибуция. Постепенно по мере развития Киевской Руси дань преобразовалась в подать, единицей обложения которой был “дым”, определявшийся по количеству печей и труб в каждом домохозяйстве.

При сборе некоторых прямых налогов счет “на дым” сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — “по шлягу от рала” (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси)1 .

Кроме подати (дани) в Киевской Руси существовал еще ряд налогов, носящих косвенный характер, например торговые и судебные пошлины. Такой вид системы налогов просуществовал почти до середины XIII в.

Коренное преобразование налогов на Руси произошло во времена Золотой Орды (1243–1480), когда население (преимущественно русские князья) платило дань в пользу ханов Золотой Орды — “выход ордынский”. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Именно для оплаты дани татарским численникам в 1257 г. были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской земель).

После освобождения от монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иоаном III: отменен выход ордынский и введен ряд косвенных и прямых налогов. Основным прямым налогом был подушный налог, а его налогоплательщиками — крестьяне и посадские люди. Также значительное место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. При Иоане III для финансирования становления Московского государства были введены целевые налоговые сборы. Введение данных налоговых сборов обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов. К таким сборам относятся: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные сборы (для сооружения засечных линий на южных и юго-восточных окраинах государства), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д. Именно в этот период были заложены первые основы налоговой отчетности, появился прототип налоговой декларации — сошного письма, в нем приводилась оценка земельного участка в условных податных единицах — “сохах”. На основании данной оценки и взимался налог.

Система налогов Руси была существенно усовершенствована в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629–1676). До этого сложность и запутанность налоговой системы объяснялась тем, что ответственность за взимание отдельных видов налогов возлагалась на разные приказы (ведомства) Российского государства. Для контроля за фискальной деятельностью приказов, а также за исполнением доходной части бюджета в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная палата. Однако высокий уровень налоговой нагрузки стал причиной серьезных народных волнений, в том числе и соляных бунтов.

Эпоха Петра I — важный этап в развитии системы налогообложения. Этот период характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для покрытия дефицита вводились все новые и новые налоги, например, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, налог на бороды и т. д.

Становление российской системы налогов проходило постепенно. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в дореволюционной России существовало множество различных налогов, основные из которых: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др. Развитие новых экономических отношений в России отмечалось приумножением видов налогов. Появились такие налоги, как сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т. д.

В послереволюционный период (в начале 1920-х гг.) налоговая система имела множество заимствований из налогового устройства дореволюционной России. Приоритетное место занимали прямые налоги, например промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия. Не только фискальную, но и политическую роль играл подоходно-имущественный налог, ставка которого по мере роста капитала и имущества прогрессивно увеличивалась. Характерными чертами налогообложения того периода были двойное налогообложение, бессистемность, громоздкость, сложность. Так, к концу 1920-х гг. в СССР действовало 86 видов платежей в бюджет.

С 1930-х гг. утратилось значение налогов как регуляторов общественных отношений в сфере экономики, поменялась роль налогов с фискальной на политическую: налоги носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Постепенно налоги в качестве орудия политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями были заменены административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов. Прибыль, полученная промышленными и торговыми предприятиями, почти в полном объеме изымалась в бюджет государства, предприятиям оставлялись только нормативные отчисления на формирование фондов.

В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были обобщены в два основных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Основным налогом, формировавшим до 41% доходной части бюджета того периода, выступал налог с оборота, а также аналог современного акциза — налог на товары народного потребления (хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.).

Существенное влияние на систему налогообложения СССР оказала Великая Отечественная война. В 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. был введен ряд налогов, например военный налог (отменен в 1946 г.), налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Введение налога на холостяков носило социальный характер, основное его назначение — помощь многодетным матерям и улучшение демографической ситуации в стране. Данный налог просуществовал до начала 1990-х гг. и являлся уникальным, так как ни в какой другой стране, за исключением Монголии, такой налог никогда не существовал.

К началу реформ середины 1980-х гг. более 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7–8% всех поступлений бюджета.

В эпоху перестройки и перехода на рыночные условия хозяйствования шел процесс преобразования налогообложения и возрождения фискальных функций налогов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР № 1560-I “О налогах с предприятий, объединений и организаций” — первый унифицированный нормативный акт, регулировавший многие налоговые правоотношения. Становление России как политически самостоятельного государства после распада СССР требовало формирования системы притока доходов в бюджет. Роль важнейшего источника доходов отводилась налогам, что актуализировало проведение масштабной налоговой реформы. К концу 1991 г. налоговая система России была сформирована. В процессе ее формирования был принят ряд законодательных актов: Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”; Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-I “О плате за землю”, закрепляющий земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-I “О налоге на добавленную стоимость”; Федеральный закон от 06.12.1991 № 1993-I “Об акцизах”; Закон РФ от 07.12.1991 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” и др. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

И хотя первая часть НК РФ была принята в 1998 г., а вторая (ее отдельные главы) в 2000 г. совершенствование налогового законодательства происходит и в настоящее время.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;

  • объект налогообложения

  • налоговая база;

  • единица обложения;

  • налоговые льготы;

  • налоговая ставка

  • порядок исчисления;

  • налоговый оклад;

  • источник налога;

  • налоговый период

  • порядок уплаты;

  • срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Федеральные налоги как основа налоговой системы

Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот.

Уровни налогов.

В Российской Федерации все налоги делятся на три уровня:

  1. Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доход от капитала, подоходный налог, взносы в государственные социальные фонды, госпошлина, таможенная пошлина, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на доход от углеводородов, сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
  2. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
  3. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Доктринальные определения налога

С. Ю. Витте: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».

К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»

Классификация налогов

Наиболее распространена классификация налогов по следующим признакам:

  • способу взимания налогов;
  • субъекту налогообложения;
  • объекту налогообложения;
  • характеру налогообложения;
  • способу налогообложения;
  • источникам покрытия налогов;
  • органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  • уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  • целевой направленности налоговых платежей.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ в зависимости от уровня дохода или стоимости принадлежащей налогоплательщику собственности (имущества). Прямые налоги применяются государством для увеличения налогового воздействия на превалирующее число объектов деятельности налогоплательщика: имущество предприятий, рабочую силу, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Основанием взимания прямых налогов является владение и пользование налогоплательщиком его доходами и имуществом. Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как поземельный, подушный, подомовый, позднее — налог на ценные бумаги.

Косвенные налоги взимаются опосредованно через цену реализуемых товаров, работ, услуг. Предприятие (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), являющееся налогоплательщиком, перечисляет в бюджет налог или сбор из выручки, полученной от производства и реализации продукции (товары, работы, услуги), однако конечным плательщиком выступает потребитель (покупатель продукции, товаров, работ, услуг), уплачивающий данный налог при покупке товара, в цену которого он включен. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз.

Косвенные налоги для государства являются наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика — сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они наиболее привлекательны, так как не связаны напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика и поступают в бюджет даже при нерентабельном функционировании.

По субъекту налогообложения (налогоплательщику) налоги подразделяются на три группы:

1) налоги с физических лиц — налоги, налогоплательщиками которых выступают только физические лица, например налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

2) налоги с юридических лиц — налоги, взыскиваемые с юридических лиц, например налог на прибыль организаций;

3) смешанные налоги, налогоплательщиками которых признаются как физические, так и юридические лица. Примерами таких налогов являются транспортный налог и госпошлина.

В зависимости от объекта налогообложения выделяются налоги имущественные, ресурсные, вмененные, налоги на потребление.

К имущественным относятся налоги, которые непосредственно связаны с владением и движением (покупка, продажа) имущества и не зависят от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этой группе налогов можно отнести транспортный налога, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог и др.

Ресурсные налоги (рентные платежи) взимаются при разработке, добыче и использовании природных ресурсов, например, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Вмененные налоги взимаются с выручки или дохода, имеют прямую зависимость от финансового положения налогоплательщика. К вмененным налогам относятся налоги на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на игорный бизнес. Отличительной особенностью налогов, включенных в группу вмененных, является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством. Указанный доход не зависит от фактических финансовых показателей деятельности налогоплательщика и определяется его потенциальными возможностями, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества.

Налоги на потребление взимаются в процессе приобретения и потребления товаров, работ, услуг путем включения величины налога в цену реализации товара (работ, услуг), например, НДС и акцизы. Кроме того, в эту группу включаются налоги и сборы, связанные с оплатой определенной услуги, например государственная пошлина.

Виды налогов по характеру налогообложения подразделяются на три группы:

  1. пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  2. прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  3. регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

По способу налогообложения налоги классифицируются на три группы:

  1. взимание налога у источника;
  2. взимание налога по декларации;
  3. взимание налога по кадастру или уведомлению.

Взимание налога у источника осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т. е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически Эодновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты, т. е. налогоплательщик “на руки” получает доход, уже уменьшенный на величину налога.

Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других фиксированных доходов. Примером взимания налога у источника является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), когда бухгалтерия организации исчисляет и удерживает данный налог с доходов (заработной платы) работников.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Налогоплательщик в установленный срок подает в налоговые органы декларацию — официальное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога за определенный период. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком.

При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада используется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

Что касается налога на доходы физических лиц, то подача налоговых деклараций обязательна для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Способ по кадастру применяется в отношении налогов, по которым не изменяется налоговая база. В основе применения данного способа взимания налога лежит кадастр объектов налогообложения, составленный уполномоченными государственными органами. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, местоположение и размер участка, объем двигателя и т. д. На основе кадастра и установленной налоговой ставки налоговым органом исчисляется сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику. Чаще всего данный способ взимания налога применяется при налогообложении земельным и транспортным налогами.

При использовании данной классификации налогов следует помнить, что отдельные виды налогов, например НДФЛ, в зависимости от категории налогоплательщика и видов доходов могут взиматься разными способами. В зависимости от источников покрытия выделяют налоги:

  1. включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), например транспортный и земельный налоги;
  2. источником покрытия которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), например НДС и акцизы;
  3. расходы по которым относятся на финансовый результат, например налог на прибыль организаций, который рассчитывается после соотнесения доходов и расходов организации;
  4. источником покрытия которых является оставшаяся в распоряжении прибыль, например, сборы за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Большинство налогов уплачивается до распределения организацией балансовой прибыли, т. е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль (налогооблагаемая прибыль), однако данное снижение незначительно. Существенное значение для финансового положения налогоплательщика имеют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и финансового результата, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие как НДС, акцизы, налог на прибыль.

Классификация налогов по источникам их покрытия может применяться только для группировки налогов, налогоплательщиками которых являются юридические лица (организации, предприятия), так как у физического лица единственным источником покрытия налогов является получаемый им доход.

В зависимости от органа, который устанавливает и конкретизирует налоги в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги подразделяются на три группы:

  1. федеральные;
  2. региональные;
  3. местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Законодательные органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных налогов определяют: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения, в соответствии с НК РФ.

В ст. 14 НК РФ определены налоги, относящиеся к региональным:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст.12 НК РФ). Данные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ, а также могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. торговый сбор.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги подразделяются на закрепленные и регулируемые.

К закрепленным относятся налоги, платежи по которым в полном объеме поступают в конкретный бюджет (федеральный, региональный, местный).

Регулирующие налоги — налоги, платежи по которым распределяются в определенной пропорции между бюджетами. Например, по налогу на прибыль организаций, налоговая ставка в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ установлена в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

В зависимости от целевой направленности налоговых платежей налоги подразделяются на целевые и общие.

Хотя данная классификация налогов достаточно часто встречается в экономической литературе, названия групп варьируются. Так, целевые налоги по-другому называют специальными или маркированными, а к общим применяют также названия “абстрактные” или “немаркированные”.

Целевыми налогами признаются налоговые платежи, которые используются для финансирования конкретного направления затрат государства, т. е. существует увязка налога с конкретным направлением расходования средств. Примерами целевых налогов являются транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог.

Общие налоги не закреплены за отдельными направлениями государственных расходов. Налоговые платежи по ним предназначаются для финансового обеспечения текущих и капитальных расходов государства. Преимущество общих налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики: они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым. К общим налогам относятся НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и т. д.

Влияние налогов на экономик

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Признаки налога

  1. Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционально-правовой обязанностью гражданина, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности;
  2. Индивидуальная безвозмездность. Уплата гражданином налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонального, конкретного налогоплательщика определённые действия. Какая-либо прямая материальная выгода от уплаты налога для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. При этом налогоплательщик вправе пользоваться социально-культурными благами, которые как раз-таки существуют благодаря налогам;
  3. Исключительно денежный платёж. Именно так определяет налог, взимаемый с физических лиц и организаций Налоговый Кодекс РФ. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа — валюта Российской Федерации, натуральные формы налога не предусмотрены;
  4. Публичный и нецелевой характер. Налоги составляют подавляющую часть доходов государства и муниципальных образований. Их функциональное значение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Функции налогов.

Экономисты различают четыре основных функции налогов:

  1. Фискальная функция – ключевая функция налогообложения, то есть пополнение государственного бюджета.
  2. Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
  3. Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
  4. Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке. В НК РФ не дано определение системы налогообложения, однако, глава 2 называется «Система налогов и сборов в Российской Федерации».

Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС.

Выполняя свою основную функциюфискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др.

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека

Функции сфер и элементов общества
Источники

  • https://www.calc.ru/Nalogi-Vidy-Urovni-I-Funktsii-Nalogov.html
  • https://moluch.ru/archive/91/20102/
  • http://be5.biz/ekonomika/n101/1.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalog.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: