Налоговая нагрузка и рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) в 2020 году (за 2019 год) – Taxslov

Содержание
  1. Какие налоги повысятся с 2020 года?
  2. Какие налоги повысились в 2019 году?
  3. Рост поступлений налогов и их собираемость
  4. Налоговая нагрузка на бизнес
  5. Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
  6. Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
  7. Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса
  8. Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса
  9. Формулы расчетов для разных видов налогообложения
  10. Как контролировать налоговую нагрузку
  11. Какую именно нагрузку будем считать?
  12. Совокупная нагрузка
  13. Некоторые послабления для клиентов банков
  14. Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса
  15. Регламентирующие документы
  16. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году
  17. Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2019 год
  18. Где используется налоговая нагрузка
  19. Как объяснить низкую налоговую нагрузку
  20. Нагрузка по НДС
  21. Нагрузка по НДФЛ
  22. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя
  23. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с УСН на иные режимы налогообложения
  24. Налоговые, таможенные, кредитные и иные механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности и ресурсосбережения

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:

  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.

Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.

  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Какие налоги повысились в 2019 году?

Изменения, приведшие к увеличению фискальных платежей, вступили в силу с 1 января 2019 года и коснулись следующих платежей:

  • НДС. Ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений (2-е место после страховых взносов). В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
  • Налог на прибыль. Общий размер отчислений не претерпел изменений. Организации по-прежнему отдают государству 20% своей прибыли. Но, теперь 17% из них остаются в местном бюджете, а 3% уходят в федеральный. До 2019 г. налог распределялся иначе – 18% и 2 % соответственно.
  • НДФЛ. В 2019-м ставка не менялась – 13% удерживается с заработка каждого гражданина вне зависимости от его размера. С 2018-го на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Она рассчитывается на основании реальных доходов – чем они больше, тем выше ставка. Тем не менее, повышение отчислений по НДФЛ все же произошло. Связано оно с увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате. Налог на доходы физлиц является третьим крупным источником финансирования госбюджета.
  • Акцизы. Более чем на треть увеличился акциз на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%) , что привело к существенному росту цен на него и затрат на все виды перевозок. Существенный рост (от 10% и более) коснулся алкогольной, табачной продукции, в том числе электронных систем для курения, и автомобилей.
  • ЕНВД. Его ставка выросла в связи с повышением коэффициента К1 на 2,5%. Итоговые суммы к уплате изменились незначительно. Это связано с тем, что в расчете применяется еще коэффициент К2, который не подвергся изменениям. Рассчитанная по формуле сумма уменьшается на размер страховых взносов, которые также увеличились с 2019 года. В итоге сумма к уплате по ЕНВД изменилась не существенно.
  • Страховые взносы. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила 26%. Увеличилась предельная база по ним – до 1 150 000 руб. на обязательное пенсионное страхование и 865 000 руб. на случай временной нетрудоспособности и материнства. Вырос также размер фиксированных взносов ИП за себя до 29 354 руб. в ПФР и 6 884 руб. в ФОМС, что больше на 10% и 20% соответственно по сравнению с 2018-м. Страховые взносы являются самым крупным источником финансирования бюджета после нефтегазовых доходов.

Рост поступлений налогов и их собираемость

В нижеследующей таблице продемонстрирована динамика поступлений в бюджет по каждому налогу:

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.

Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость — с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

Планомерное увеличение нагрузки не велико – повышение налогов и сборов на 3-5% не существенно снижает прибыль от коммерческой деятельности. Но, такой прирост обязательных платежей из года в год в итоге выливается в существенные убытки. То, что кормило бизнесмена с наценкой в 30-35% становится убыточным и теряет смысл. То, что приносило более солидную прибыль, утратило былую рентабельность – полученных доходов едва хватает на налоги, зарплату и содержание бизнеса.
По данным Минэкономразвития с августа 2018-го по август 2019 гг. в России закрылось 667,9 тыс. юридических лиц и ИП из категории МСП. Экспертам FinExpertiza удалось установить, что в 80 российских регионах число закрывшихся юрлиц превысило количество открывшихся. Лидером этого антирейтинга стала Калининградская область – в 2018-м здесь закрылось 6 809 компаний, а открылось всего 1 548. В Дагестане на 990 открывшихся организации пришлось 5 061 закрывшихся. Превышение числа закрывшихся компаний над количеством открывшихся сформировался еще в 2016-м и уверенно держится.

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.

Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Российское налоговое законодательство предусматривает более льготные режимы налогообложения для стимулирования предпринимательства, которое во многих странах считается основой экономики. К ним можно отнести, прежде всего, УСН и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Преимущества налогоплательщиков,…
(Финансы)

Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса

Российское налоговое законодательство предусматривает более льготные режимы налогообложения для стимулирования предпринимательства, которое во многих странах считается основой экономики. К ним можно отнести, прежде всего, УСН и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Преимущества налогоплательщиков,…
(ФИНАНСЫ)

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса

Российское налоговое законодательство предусматривает более льготные режимы налогообложения для стимулирования предпринимательства, которое во многих странах считается основой экономики. К ним можно отнести, прежде всего, УСН и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Преимущества налогоплательщиков,…
(ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ)

Регламентирующие документы

  • Концепция системы планирования проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333);
  • О работе комиссий налоговых органов (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490);
  • Как считать налоговую нагрузку (Письмо ФНС от 29 июня 2018 г. № БА-4-1/12589@);
  • Официальный калькулятор налоговой нагрузки от ФНС.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году

Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году*
Справочно:
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2019 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 11,2 3,5
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,5 5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,4 4,8
лесоводство и лесозаготовки 8,7 7,6
рыболовство, рыбоводство 10,1 6,0
Добыча полезных ископаемых — всего 41,4 1,7
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 50,9 1,1
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 11,4 3,6
Обрабатывающие производства – всего 7,6 2,1
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 20,9 2,1
производство текстильных изделий, одежды 8,0 4,3
производство кожи и изделий из кожи 10,0 5,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 1,6 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,8 1,9
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,9 3,8
производство кокса и нефтепродуктов 4,2 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 3,0 2,3
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,1
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 2,8
производство прочей неметаллической минеральной продукции 9,3 3,4
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,0 2,1
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 9,9 4,4
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,7 5,1
производство электрического оборудования 7,5 3,3
производство прочих транспортных средств и оборудования 6,5 4,7
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,8 1,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 7,1 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,3 2,1
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,7
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 7,1 4,6
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего 9,9 5,1
Строительство 11,9 4,7
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 2,8 1,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,9 1,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,5 0,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,7 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего 10,5 6,2
Транспортировка и хранение — всего 6,4 4,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 7,3 6,6
деятельность трубопроводного транспорта 6,1 2,2
деятельность водного транспорта 8,3 4,2
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 15,9 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего 17,2 5,5
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 25,0 6,0
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 17,9 10,0
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2019 год

Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2019 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 11,4 6,8
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 18,6 5,5
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
14,8 3,4
лесоводство и лесозаготовки 4,2 4,3
рыболовство и рыбоводство 62,7 22,7
добыча полезных ископаемых 29,6 12,6
добыча угля 12,9 5,5
добыча сырой нефти и природного газа 31,9 13,8
добыча металлических руд 66,3 22,3
добыча прочих полезных ископаемых 37,3 9,8
обрабатывающие производства 12,1 7,3
производство пищевых продуктов 8,2 8,3
производство напитков 11,5 7,1
производство табачных изделий 26,9 9,5
производство текстильных изделий 7,9 4,7
производство одежды 7,8 6,7
производство кожи и изделий из кожи 6,0 1,2
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
7,6 5,1
производство бумаги и бумажных изделий 19,0 13,5
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,0 11,5
производство кокса и нефтепродуктов 9,8 5,0
производство химических веществ и химических продуктов 23,2 12,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 30,8 9,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 8,5 8,5
производство прочей неметаллической минеральной продукции 11,7 6,2
производство металлургическое 22,4 16,3
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 10,2 3,9
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 9,5 3,8
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 14,4 6,4
производство электрического оборудования, 8,2 6,4
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 2,4 5,5
производство прочих транспортных средств и оборудования 9,2 1,6
производство прочих готовых изделий 5,8 отр.
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 9,2 4,9
производство, передача и распределение электроэнергии 13,2 5,9
производство и распределение газообразного топлива 2,4 2,2
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. 0,1
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
2,8 2,7
строительство 7,0 1,5
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 6,4 7,4
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,6 4,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 8,3 7,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,5 6,9
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 5,9 2,3
транспортировка и хранение 8,7 5,1
деятельность железнодорожного транспорта:
междугородные и международные пассажирские перевозки
2,8 3,5
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 10,1 2,6
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
4,1 1,7
деятельность трубопроводного транспорта 12,3 4,8
деятельность водного транспорта 3,9 1,7
деятельность воздушного и космического транспорта 0,0 4,1
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 11,9 1,2
деятельность в области информации и связи 16,0 8,1
деятельность финансовая и страховая 11,8 3,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 13,7 3,3
научные исследования и разработки 10,4 2,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 15,2 2,1
образование 6,7 3,2
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 9,8 6,7
деятельность в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений
отр. 7,1
* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность
** Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Где используется налоговая нагрузка

Налоговики делают расчет налоговой нагрузки по отраслям.

  • расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  • определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
  • расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
  • определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика. Далее налогоплательщик вызывается на налоговую комиссию (письмо вызов), понуждается к уплате налогов (протокол). В случае игнорирования ИФНС проводит выездную налоговую проверку и доначисляет налоги.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД — налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств(Налоги и налогообложение)

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с УСН на иные режимы налогообложения

Организации, которые до перехода на УСН при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на УСН выполняют следующие правила. 1. На дату перехода на УСН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам
(Налоги и налогообложение)

 

Налоговые, таможенные, кредитные и иные механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности и ресурсосбережения

Кредитная программа На основании Закона «Об энергосбережении» в 2008 г. разработана специальная программа кредитования малых и средних предприятий. В случае приобретения, аренды или лизинга энергосберегающего оборудования на стоимость до 270 млн иен Японская финансовая корпорация (JFC)…
(Экономическая безопасность)

Источники

  • https://ce-na.ru/articles/finansy/rost-nalogov/
  • https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-nagruzka-formula-rascheta/
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/
  • https://studme.org/124218/pravo/sovokupnaya_nalogovaya_inaya_fiskalnaya_nagruzka_biznes
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/500900/
  • https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalogovaya-nagruzka-chto-vyzyvaet-vnimanie
  • https://taxslov.ru/st/st119.htm
  • https://delovoymir.biz/nalogovaya-nagruzka-po-vidam-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-2020-godu-izmeneniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: