Налоговая нагрузка

Содержание
  1. Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
  2. Государственные документы
  3. Кому и зачем это нужно
  4. Какую именно нагрузку будем считать?
  5. Совокупная нагрузка
  6. Расчет совокупной налоговой нагрузки
  7. Расчет налоговая нагрузка по конкретным налогам
  8. Расчет налоговой нагрузки по разным системам налогообложения
  9. Пример расчета налоговой нагрузки
  10. Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
  11. Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
  12. Формулы расчетов для разных видов налогообложения
  13. Для организаций на ОСНО
  14. Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
  15. Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
  16. Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
  17. Нагрузка по НДС
  18. Нагрузка по НДФЛ
  19. Как понять, что налоговая нагрузка низкая
  20. Причины низкой налоговой нагрузки
  21. Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году
  22. Как контролировать налоговую нагрузку
  23. Как объяснить низкую налоговую нагрузку
  24. Некоторые послабления для клиентов банков
  25. Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?
  26. Онлайн-сервис для расчёта налоговой нагрузки компаний и индивидуальных предпринимателей
  27. Что, если налоговая нагрузка окажется ниже нормы?

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Расчет совокупной налоговой нагрузки

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:

  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
  • таможенные пошлины;
  • НДС на ввозимые в РФ товары.

Формула расчета:

Совокупная налоговая нагрузка = Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности) / Выручка за календарный год (по данным отчета о фин.результатах) х

100%

Расчет налоговая нагрузка по конкретным налогам

Помимо совокупной налоговой нагрузки, можно рассчитать налоговую нагрузку и по каждому налогу в отдельности.
Например, налог на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога на прибыль за календарный год (по данным налоговой декларации) / Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации) х

100%

Расчет налоговой нагрузки по разным системам налогообложения

Формулы расчета по отдельным налогам и видам налогообложения приведены в .

Налоговая нагрузка
Отрасль 2017 год 2016 год
Производство пищевых продуктов 28,2% 19,7%
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 45,4% 36,5%
Оптовая и розничная торговля 3,8% 2,8%
Строительство 10,2%, 10,9%.

Пример расчета налоговой нагрузки

ООО «Плюс» на ОСН, занимается оптовой торговлей. Показатели деятельности организации и исчисленные к уплате налоги в 2016 году, по данным представленным в налоговых декларациях и расчетах, следующие:

  • Выручка 45 млн. руб.;
  • НДС 500 тыс. руб.;
  • Налог на прибыль 800 тыс. руб;
  • Земельный налог 100 тыс.руб;
  • НДФЛ с выплат сотрудникам 101 тыс. руб.;
  • Страховые взносы 234 тыс. руб.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки организации не будет включаться сумма страховых взносов – 234 тыс.руб., т.к. страховые взносы включаются при расчетах начиная с 2018 года. Начисления по УСН, НДФЛ, земельному налогу в расчет включаются.

Совокупная налоговая нагрузка 2016г. = (500 тыс. руб. + 800 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 101 тыс. руб) / 45 млн. руб. * 100% = 3,33 %

Для сферы оптовой торговли в 2016 году среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 2,8 % (см. таблицу показателей). У ООО «Плюс» совокупная нагрузка больше, чем в среднем по отрасли, т.е. скорей всего ближайших выездных проверок не будет. Но обратите внимание, что данный показатель в 2017 году = 3,8 %.

Налоговая нагрузка является необходимым элементом при определении уровня затрат организации перед бюджетом. Расчет данного параметра должно стать обязательной процедурой для каждой организации, это поможет избежать пристального внимания налоговиков. Если у вас сложилась предельно низкая нагрузка, предоставьте подробные пояснения инспекторам ФНС. Ведь не всегда низкий уровень налоговой нагрузки говорит об «уходе» организации от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют ошибки, то причиной может быть, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

где:

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

где:

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

где:

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

где:

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как понять, что налоговая нагрузка низкая

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Для этого нужно в приложении выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству — 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

11,2

3,5

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,4

4,8

лесоводство и лесозаготовки

8,7

7,6

рыболовство, рыбоводство

10,1

6,0

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

50,9

1,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

11,4

3,6

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

20,9

2,1

производство текстильных изделий, одежды

8,0

4,3

производство кожи и изделий из кожи

10,0

5,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

1,6

3,6

производство бумаги и бумажных изделий

4,8

1,9

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,9

3,8

производство кокса и нефтепродуктов

4,2

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

3,0

2,3

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,1

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,9

2,8

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,3

3,4

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,0

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

9,9

4,4

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,7

5,1

производство электрического оборудования

7,5

3,3

производство прочих транспортных средств и оборудования

6,5

4,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,8

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

8,3

2,1

производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,7

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

7,1

4,6

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,5

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,7

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

7,3

6,6

деятельность трубопроводного транспорта

6,1

2,2

деятельность водного транспорта

8,3

4,2

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,9

11,6

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД — налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.

Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:

  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Онлайн-сервис для расчёта налоговой нагрузки компаний и индивидуальных предпринимателей

Кратко поясним, как он работает.

В левой колонке заполняем:

  • год, за который считаем налоговую нагрузку (например, 2018);
  • вид экономической деятельности (например, производство одежды);
  • субъект РФ (допустим, наш производитель одежды в Москве).

В правой колонке пишем, сколько и каких налогов заплатила компания за 2018 год (в тысячах рублей):

  • сумма фактически уплаченных налогов, всего = 5 500 тыс. руб.;
  • НДПИ и акцизы = 0 тыс. руб.;
  • налог на прибыль организаций = 2 900 тыс. руб.;
  • НДС = 2 600 тыс. руб.;
  • сумма доходов всего = 100 000 тыс. руб.

Щёлкаем «Рассчитать фактические показатели». Нас перекидывает вниз страницы, где появляется небольшая таблица, в которой указаны:

  • среднеотраслевые показатели;
  • показатели нашей компании (фактическая налоговая нагрузка);
  • отклонение от среднеотраслевой нагрузки.

Что, если налоговая нагрузка окажется ниже нормы?

В таком случае инспекция:

  • вызовет директора для беседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;
  • будет назначена выездная налоговая проверка. Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.
Источники

  • https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-nagruzka-formula-rascheta/
  • https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalogovaya-nagruzka-chto-vyzyvaet-vnimanie
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/
  • https://nperspektiva.ru/stati/nalogovaya-nagruzka-po-vidam-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-2020-godu-%E2%80%93-izmeneniya/
  • https://rykov.pro/publications/chto-takoe-nalogovaya-nagruzka-i-kak-ee-poschitat/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/500900/
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/poryadok_provedeniya_analiza_nalogovoj_nagruzki/
  • https://nalog-advocat.ru/kak-pravilno-rasschitat-nalogovuyu-nagruzku-kompanii-ili-ip-formula-primery-i-poyasneniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: