Налоговое бремя: понятие, расчет и оценка показателей

Содержание
  1. Налоговое бремя: значение термина
  2. Роль такого показателя, как налоговое бремя
  3. Реальный и номинальный формат нагрузки
  4. Влияние на экономические показатели
  5. Определение уровня бремени для населения
  6. Избыточное налоговое бремя и его последствия
  7. Налоговое бремя в России в 2020 — 2021 годах
  8. Формула для расчета нагрузки по взносам
  9. Формула для расчета нагрузки на прибыль и НДС
  10. Формула для определения рентабельности компании
  11. Какую именно нагрузку будем считать?
  12. Совокупная нагрузка
  13. Нагрузка по конкретному налогу
  14. Уровень нагрузки по налогу на прибыль
  15. Уровень налоговой нагрузки по НДС
  16. Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
  17. Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
  18. Как объяснить низкую налоговую нагрузку
  19. Некоторые послабления для клиентов банков
  20. Выбирайте специальные режимы
  21. Упрощенная система налогообложения
  22. Патентная система налогообложения
  23. Используйте вычеты
  24. Идите на каникулы
  25. Меры по оптимизации налога на прибыль
  26. Меры по оптимизации НДС
  27. Взаимодействие с иностранным капиталом
  28. Изменение географии бизнеса
  29. Использование льгот
  30. Корпоративные процедуры
  31. Профессиональные посредники
  32. Паевые инвестиционные фонды
  33. Настройка прямых и косвенных расходов

Налоговое бремя: значение термина

Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.

Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения. Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет. По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок.

Роль такого показателя, как налоговое бремя

Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен:

  • Он необходим государству для того, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику. Посредством ввода новых налогов и отмены старых, изменяя таким образом льготы и ставки, государство принимает обязательство применить и более не переступать те уровни давления на экономику, за чертой которых есть риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну.
  • Определение налогового бремени важно и по той причине, что с его помощью правительство проводит анализ налоговой нагрузки в разных странах и впоследствии реализует актуальные реформы.
  • Фиксация уровня налоговой нагрузки на общегосударственном уровне важна и для успешного формирования социальной политики. Изучение тяжести налогообложения для разных групп населения позволяет сделать распределение нагрузки более равномерным.
  • Налоговое бремя — это показатель, который часто выполняет функцию индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку именно данный показатель определяет тот факт, каким будет их решение относительно размещения инвестиций, производства и т. д.

Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:

  • затраты, которые связаны с уплатой штрафов, ставших следствием нарушения налогового законодательства:
  • платежи, имеющие отношение к содержанию штата консультантов и бухгалтеров;
  • судебные издержки, причиной которых является нарушение прав налогоплательщиков (согласно НК РФ).

Реальный и номинальный формат нагрузки

Номинальное налоговое бремя — это не что иное, как абсолютная сумма сборов, которая была исчислена согласно установленным ставкам, умноженным на потенциальную налоговую базу. В качестве примера можно привести следующую схему. Если ставка подоходного налога будет составлять 13 % и облагаемые доходы населения достигнут уровня 4 трлн рублей, то налоговое бремя будет колебаться на уровне 520 млрд рублей.

Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены.

В некоторых случаях данный показатель может быть использован для определения степени участия государства в экономике страны. Но стоит учитывать, что в таком формате налоговое бремя — это актуальный показатель только в случае, когда бюджет сводится с профицитом или сбалансирован.

Влияние на экономические показатели

В условиях современных рыночных отношений роль инвестиций переоценить трудно. Но для того чтобы потенциальные инвесторы сочли привлекательными конкретные проекты в рамках страны, необходима благоприятная обстановка, подразумевающая определенные перспективы. В этом формате налоговое бремя экономики играет одну из ключевых ролей.

Данный показатель подразумевает отношение всех налогов, которые поступили от физических и юридических лиц к валовому внутреннему продукту. Таким образом, оценивается доля ВВП, перераспределяемая посредством налогов.

Такой тип налогового бремени можно рассчитать при помощи следующей формулы: Бр = Нюф:ВВП. В этом случае «Бр» является уровнем налогового бремени, «ВВП» — стоимостным выражением количества выпущенных товаров в рамках страны, «Нюф» — это весь объем налогов, которые уплатили юридические и физические лица.

Но у данного показателя есть и недостаток. Подобное налоговое бремя расчет подразумевает такого типа, при котором определение уровня гнета обычного плательщика производится без учета особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Определение уровня бремени для населения

Чтобы разобраться в том, каким является налоговое бремя налогоплательщика, необходимо учитывать сумму всех платежей, поступивших от населения в соответствии с действующими ставками. Но точно определить данный показатель не так уж и просто. Это объясняется тем фактом, что конечным потребителем почти всех товаров, которые производятся в экономике, является население страны, а значит, именно на простых обывателей и перекладывается часть налоговой нагрузки. Если брать во внимание эти условия, то определить долю как прямых, так и косвенных налогов с математической точностью не получится. Но приблизительный уровень налогового бремени, которое накладывается на простых плательщиков, вычисляется по следующей формуле: Бр=Н:Чн.

В этом случае «Бр» отображает непосредственно само бремя, «Н» — весь объем налогов, уплаченных населением, «Чн» является показателем численности населения страны.

Справедливо будет заметить, что уровень налогового гнета обычных граждан зависит не только от величины платежей, но и от благосостояния населения, в частности от размеров заработной платы.

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 — 2021 годах

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 — 2022 гг. намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.
Но в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстрораспространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.
В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Формула для расчета нагрузки по взносам

Нагрузку компании по взносам рассчитывают по формуле:


При этом сумму взносов необходимо учитывать ту, которую компания начислила в этом году и уплатила в этом же, потому что взносы, начисленные в предыдущем году, налоговой в расчет не принимаются, согласно главе 34 НК РФ.

Высчитав показатель, сравните его со средним по отрасли. Здесь действует то же правило, что и для анализа коэффициента налоговой нагрузки: безопасную нагрузку по взносам демонстрирует показатель выше или на уровне среднего; значения ниже среднестатистического будут расценены налоговой как тревожный сигнал. Средняя нагрузка компаний по взносам в России составляет 3,6 %.

Формула для расчета нагрузки на прибыль и НДС

Нагрузку компании по налогу на прибыль рассчитывают по формуле:


Низкую налоговую нагрузку продемонстрирует показатель менее 2–3 %.

Формула для расчета нагрузки по НДС:


В качестве отчетного периода необходимо взять значения по вычетам и начисленному НДС за 4 предыдущих квартала. При коэффициенте 89 % и выше нагрузка по НДС будет считаться низкой.

Формула для определения рентабельности компании

Показатели рентабельности компании нужно считать по бухгалтерской отчетности:



Безопасные значения рентабельности проданных товаров и активов можно узнать на сайте nalog.ru. Подозрительными для налоговиков будут показатели на 10 % и ниже средних по отрасли (Приложение № 2 к Приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД — налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Выбирайте специальные режимы

По умолчанию используется общая система налогообложения (ОСНО). Вести учет на ней сложно, приходится нанимать бухгалтера или передавать эту задачу на аутсорс.

На этой системе оплачивается НДС, НДФЛ, налог на имущество, налог на прибыль, земельный и транспортный налоги, плюс взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Льготные режимы упрощают учет и обеспечивают снижение налоговой нагрузки за счет того, что все налоги, которые компания платит на ОСНО, заменяются на один. Из минусов — от сотрудничества могут отказаться покупатели, использующие ОСНО, так как не смогут предъявить к вычету НДС за купленные у предпринимателя товары.

Можно совмещать спецрежимы, но нельзя дробить бизнес, чтобы соблюдались условия для их применения. Налоговая инспекция может провести проверку, доначислить налоги и оштрафовать компанию, а если нарушение крупное, оптимизаторам может грозить уголовная ответственность.

Льготных систем налогообложения сейчас 3: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система (ПСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В 2021 году ЕНВД отменят, поэтому останавливаться на нем не будем. Лучше подробнее рассмотрим оставшиеся льготные режимы.

Упрощенная система налогообложения

Условия для перехода:

  • доход — до 150 млн рублей за год;
  • работники — менее 100;
  • основные средства — до 150 млн рублей;
  • отсутствие филиалов.

В упрощенной системе существуют две ставки: 6% от всех доходов и 15% от разницы между доходами и расходами. Какую выбрать? Нужно учитывать соотношение прибыли и затрат. Часто встречается такая рекомендация: если расходы больше 60% от выручки, выбирают УСН 15%, меньше — 6%.

Но точно оценить, какая система будет выгодна для конкретного бизнеса, можно только проанализировав его финансовые потоки. Сервис автоматизирует учет и предоставляет детальную аналитику финансов компании, на основе которой легко выбрать ставку для УСН.

Патентная система налогообложения

Патент — это разрешение на определенную деятельность. Его приобретают на срок до года, он заменяет те же налоги, что и УСН. Для перехода бизнес должен отвечать следующим ограничениям:

  • работники — менее 15;
  • деятельность компании ведется не в рамках простого товарищества или доверительного управления;
  • деятельность входит в определенный местными властями список;
  • компания не реализует подакцизные товары или товары, подлежащие обязательной маркировке.

Обычная ставка — 6%, но субъект федерации может уменьшить ее размер до нуля. Власти устанавливают и величину потенциального дохода, а, значит, и сумму налога. Патент не зависит от оборота. Размер выплаты фиксирован и зависит от региона, сферы деятельности и числа работников. Минус этого режима — нельзя уменьшить налог на сумму страховых взносов.

Используйте вычеты

ИП платят взносы на свое обязательное пенсионное и медицинское страхование. В 2020 году это 40 874 рубля, а если годовой доход больше 300 000 рублей, то с суммы превышения нужно дополнительно перечислить 1% в Пенсионный фонд.

Сумму уплаченных взносов предприниматель может учесть при оплате налога:

  • если у ИП нет сотрудников и он использует УСН или платит ЕНВД, то налог можно сократить до нуля;
  • если есть работники, то уменьшить налог можно на 50%.

Когда ИП или ООО платят зарплаты, они перечисляют страховые взносы за сотрудников в Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. На сумму этих выплат можно на 50% снизить размер налога, начисленного по УСН или ЕНВД. Использовать этот вычет выгодно, если страховые взносы за сотрудников больше, чем 40 874 рубля в год.

Если у предпринимателя есть нанятые сотрудники, и он совмещает налоговые режимы, то снижение налогов может проводиться одновременно по УСН и ЕНВД на 50%. Например, расходы на социальное страхование сотрудников будут учитываться в налоге по упрощенной системе, а взносы «на себя» — в ЕНВД.

Важно знать, что уменьшение налога производится только на уплаченную сумму страховых взносов, поэтому, если предприниматель платит ЕНВД, то платить их нужно поквартально.

Если ИП использует общую систему налогообложения и уплачивает НДФЛ, он может его уменьшить, используя профессиональные, стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.

Профессиональный вычет — сумма, которую предприниматель потратил на свою деятельность. Сюда относятся расходы на материалы, оплату труда, амортизацию, страховые взносы, налоги (кроме НДФЛ и НДС) и прочие расходы, связанные с бизнесом. Чтобы их учесть, нужно соблюсти следующие условия: расходы должны быть оплачены, подтверждены документами и использованы для предпринимательской деятельности.

Категории налогоплательщиков, которым предоставляется стандартный налоговый вычет перечислены в . Например, на него имеют право родители (или попечители и опекуны) ребенка до 18 или 24 (если он получает образование на очной форме обучения) лет.

Социальные вычеты — это часть дохода, направленная на обучение, лечение или благотворительность.

Имущественный вычет предоставляется при покупке или строительстве жилья, на погашение процентов по кредитам и займам, которые были взяты на приобретение дома или квартиры.

Идите на каникулы

И не платите налоги совсем. Что для этого нужно:

  • на территории субъекта Федерации должна быть возможность таких каникул;
  • ИП зарегистрирован впервые во время действия режима каникул на территории субъекта и проработал не более двух лет;
  • предприниматель использует УСН или ПСН;
  • деятельность ИП попадает в список льготных видов деятельности на территории региона;
  • доля дохода от этой деятельности составляет не менее 70% от общего дохода;
  • законодательные ограничения по размеру дохода и количеству нанятых сотрудников должны быть соблюдены.

Чтобы получить льготу, нужно приобрести патент со ставкой 0% или подать декларацию по упрощенной системе налогообложения с нулевой ставкой. Не лишним будет направить письмо, где будет указано основание и ссылка на статью закона, которые подтверждают ваше право на льготу.

Снижение налоговой нагрузки — моя специализация. Приведу пару историй из моей практики:

1. ИП планировал оказывать услуги в сфере инфобизнеса, реализовывать онлайн-курсы и заниматься обучением. В результате было выбрано совмещение патентной и упрощенной налоговой системы. Так как предприниматель зарегистрировался впервые, стоимость патента составила 0 рублей, эта льгота действовала 2 года. По одному из видов деятельности он не платил налогов совсем. Если бы был выбран только один режим УСН, то со всего дохода пришлось бы уплачивать 6%.

2. Компания, которая занимается реализацией товаров, находилась на УСН, со ставкой 6%, предположив, что не сможет учесть в расходах товары для перепродажи. Этот вид расходов можно учесть, когда мы их не только оплатим, но и продадим.

Выручка компании за квартал составляла 9-11 млн рублей, расходы — 7-8 млн, а налог — 650 тысяч рублей. При изменении объекта налогообложения с «доходы» на «доходы минус расходы», а ставки с 6% на 15%, налоги сократились на 200 тысяч и составили 450 тысяч рублей в квартал.

Меры по оптимизации налога на прибыль

Объектом налогообложенияпо налогу на прибыль признаются доходы компании, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно соответственно либо сократить доходы, либо увеличить расходы. Перечень расходов, которые учитываются и не учитываются при расчете налога на прибыль, указан в главе 25 НК РФ.

Законные способы увеличения расходов для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

  1. Создание резервов:

  • по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ), в том числе непогашенные в срок обязательства других компаний. Отчисления в данный резерв производятся ежемесячно или ежеквартально, но не более 10 % от выручки. Суммы отчислений для целей расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных расходов;

  • на оплату отпусков (ст. 255 НК РФ). Этот резерв позволяет компаниям включать расходы на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда равномерно в течение года. Создавать данный резерв могут компании, применяющие метод начисления. Порядок создания резервов определяется НК РФ;

  • на ремонт основных средств (ст. 260 и 324 НК РФ). Отчисления в данный резерв рассчитываются на основании количества замен и сметы ремонтных работ, которые не превышают размер, установленный за последние три года. Создание резерва компаниям, работающим менее трех лет, запрещено. Суммы отчислений в данный резерв включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

Создание резервов позволяет компании равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода и существенно экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

  1. Использование премии на амортизацию(ст. 259 НК РФ).

В зависимости от того, к какой группе амортизационной группе относится новый объект, компания может единовременно учесть при расчете налога на прибыль от 10 (для I, II, VIII, IX, X амортизационных групп) до 30 (для III-VII групп) процентов расходов от стоимости объекта. Данная премия используется как при покупке нового имущества, так и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ранее приобретенных основных средств.

  1. Применение инвестиционного налогового вычета(ст. 286.1 НК РФ).

Данный вычет с 01 января 2018 года может использоваться компаниями при приобретении или капитальном улучшении основных средств III-VII амортизационных групп. Возможность его использования должна быть закреплена региональным законодательством. Вычет не может составлять более 90% от суммы расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств. Важно, что основные средства, по которым был применен инвестиционный вычет в дальнейшем не смогут амортизироваться.

Применение инвестиционного вычета позволяет единовременно учесть при расчете налога на прибыль значительную часть расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств.

Меры по оптимизации НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, налогооблагаемой базой которого является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Порядок его исчисленияи уплаты установлен главой 21 НК РФ. Согласно данному порядку, компании платят в бюджет разницу между суммой налога исчисленной и суммой налога уплаченного.

По сути данный налог платит покупатель в составе цены товара, а компания лишь передает данную сумму в бюджет. Стремление уменьшить НДС к уплате в бюджет компаниями понятно. Зачастую им приходится перечислять в бюджет на уплату НДС собственные средства, так как покупатели могут вовремя не рассчитаться за товар, работы или услуги. Кроме того, недоплаченная в бюджет сумма НДС увеличивает доход компании, который не облагается налогом на прибыль.

Взаимодействие с иностранным капиталом

В случае выхода компании на международный рынок (IPO, реализация опционных программ, привлечение иностранного заемного капитала, создание международного партнерства, выход на рынки других государств), а также по ряду других причин (не включая агрессивную оптимизацию налогообложения) возможно создание иностранных компаний, в том числе в низконалоговых юрисдикциях. Использование таких компаний позволяет не платить или платить по минимальным ставкам налоги в иностранном государстве, а в России использовать полученные средства посредством долгового финансирования. Если с иностранным государством заключено соглашение, возможно также применение льгот при соблюдении определенных весьма строгих требований.

Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.

Изменение географии бизнеса

Помимо региональных инвестиционных программ, можно изменить юридическую прописку. Так, на уровне регионов или местных властей могут быть предоставлены пониженные ставки налогов на определенные виды деятельности, в которых заинтересован соответствующий регион или муниципальное образование.

Использование льгот

Как ни печально, не только правоприменительными органами, но и судебными органами право на учет расходов в целях налогообложения воспринимается как льгота, которую необходимо не только оплатить, но и обосновать государству правомерность ее принятия для уменьшения налоговой нагрузки.

Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.

Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.

Корпоративные процедуры

Планы компании и ее собственников по реструктуризации капитала (например, для подготовки бизнеса к кредитованию, введению нового участника, в том числе инвестора, созданию нового направления в бизнесе) могут быть использованы с налоговыми льготами, получаемыми при внесении имущества в качестве вклада в уставный капитал, при слиянии и присоединении. Однако стоит учитывать, что корпоративные процедуры не должны применяться только или в основном для получения налоговой экономии. В противном случае, как показывает последняя практика, налоговые органы легко переквалифицируют такие корпоративные процедуры в скрытую реализацию активов с доначислением НДС.

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

Профессиональные посредники

Благоприятными налоговыми режимами можно воспользоваться и при привлечении профессиональных посредников. Экономия получается не только на организационных затратах, но и на вполне себе материальных (посредники могут использовать те же специальные режимы, снижая себестоимость не только своих услуг, но и услуг налогоплательщика-заказчика).

Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.

Паевые инвестиционные фонды

Не является субъектом налогообложения прибыль, формируемая из активов, составляющих инвестиционный фонд, до ее распределения пайщику в виде промежуточных выплат или при погашении пая доходом у пайщика не признается. Как следствие, паевой инвестиционный фонд может стать удобным инструментом накопления и реинвестирования прибыли, с контролируемой отсрочкой налогообложения прибыли.

Настройка прямых и косвенных расходов

Косвенные расходы принимаются в целях налогообложения сразу, не дожидаясь реализации товаров (работ, услуг). Принимать большее количество расходов сразу поможет детальная настройка учетной политики. Вместе с тем отсутствие стройной логики в учетной политике, несоответствие отраслевым практикам и недостаточное документальное оформление могут позволить налоговым органам оспорить квалификацию понесенных расходов в качестве косвенных, восстановить их и потребовать их учета только в момент реализации продукции (товаров, работ, услуг), для производства которой такие расходы были понесены.

Источники

  • https://BusinessMan.ru/new-nalogovoe-bremya-eto-chto-takoe.html
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_takoe_nalogovoe_bremya/
  • https://aps-spb.ru/articles/koeffitsient-nalogovoy-nagruzki-2018/
  • https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-nagruzka-formula-rascheta/
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/500900/
  • https://vc.ru/finance/151640-kak-snizit-nalogi-shest-zakonnyh-sposobov
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/947506.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/480533/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: