Nalogia.ru

Налоговый контроль: понятие, значение

Сущность и формы налогового контроля

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль;
  • камеральный и выездной налоговый контроль;
  • административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Государственный налоговый учет

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

  • учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства
  • учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

  1. количество и виды налогоплательщиков на определенной территории
  2. точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
  3. иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
  4. виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
  5. размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
  6. характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств
  7. иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Камеральные налоговые проверки

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена; соответственно, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки. Вместе с тем ст.115 НК РФ содержит ссылку на акт как камеральной, так и налоговой проверки. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.

Встречные налоговые проверки

В соответствии со ст.87 НК РФ в рамках проведения выездной или камеральной налоговой проверки налоговым органом может быть проведена встречная проверка, если у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), независимо от того, в каком налоговом органе эти лица состоят на учете. Таким образом, проведение встречной проверки может осуществляться как налоговым органом, на учете которого состоит лицо, подлежащее встречной проверке, так и налоговым органом, на учете которого состоит налогоплательщик.

Налоговый орган обязан истребовать документы в порядке, установленном ст.93 НК РФ. Эти документы должны быть направлены или выданы налоговому органу в пятидневный срок.

В случае непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе проведения встречной проверки, выразившегося в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, к лицам, совершившим данное правонарушение, может быть применена ответственность, установленная п.2 ст.126 НК РФ.

В случае отказа лица, которому адресовано требование о представлении документов, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную или камеральную налоговую проверку, производит выемку (принудительное изъятие) необходимых документов. Порядок проведения выемки установлен ст.94 НК РФ.

В рамках проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать только документы. Следовательно, требования налогового органа о получении каких-либо сведений или пояснений, не имеющих документальной формы, недопустимы. Вместе с тем налоговый орган вправе получить интересующую его информацию иным способом, установленным НК РФ. Так, в соответствии со ст.90 НК РФ налоговый орган вправе привлечь для дачи показаний свидетеля — лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Дополнительные налоговые проверки

В соответствии с п.2 ст.140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) для принятия объективного решения по возникшему налоговому спору вправе назначить дополнительную налоговую проверку.

Дополнительная налоговая проверка может быть назначена только при отмене акта нижестоящего налогового органа.

Руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, установленной Инструкцией N 60 (Приложение N 6 к Инструкции).

В решении должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, и указано, какие именно дополнительные мероприятия налогового контроля должны быть проведены. Кроме того, в решении должен быть определен налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

Согласно п.3 ст.140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе (в том числе и о назначении дополнительной налоговой проверки) принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Повторные выездные налоговые проверки

Согласно ст.87 НК РФ налоговый орган вправе проводить повторные выездные налоговые проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случая, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований вышеуказанной статьи НК РФ.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Виды налогового контроля:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторингеще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Проведение проверок

Метод последующего налогового финансового контроля инспекцией преобладает над проведением других его видов в РФ.

Но оптимальной считается ситуация, когда все формы налогового контроля не только взаимосвязаны друг с другом, но и проводятся примерно в одинаковое время, выполняют одинаковые функции.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов в бюджет со сборами, становятся объектом для осуществления контроля.

Выделяются следующие формы налогового контроля для решения задачи:

  • Ревизия.
  • Метод анализа.
  • Обследование.
  • Проверка.
  • Наблюдение налоговыми органами.

Возможно осуществление камеральных или выездных проверок органами для решения задачи.

Есть ли особенности у других видов проверок?

Если организация использует схемы для ухода от налогов, либо минимизации расходов, вероятность осуществления выездного налогового финансового контроля становится очень высокой.

То же происходит при взаимодействии с контрагентами, которые вызывают определённые проблемы.

Государственные органы налогового контроля получают такую информацию не только из внешних источников, но по результатам тщательного анализа хозяйственной деятельности организаций, участии его в мероприятиях.

Есть несколько видов дополнительных условий, при выполнении которых сделки и контрагенты в системе могут быть признаны сомнительными.

  1. Если контрагент не представил информацию о себе для ЕГРЮЛ, что является важной частью понятия налогового контроля.
  2. Контрагент не даёт налоговую, бухгалтерскую отчётность соответствующим органам налогового контроля.
  3. Отсутствуют контакты между контрагентами и представителями налогоплательщика, как и информация по поводу фактического местонахождения для налоговых органов.

Имеются и признаки, по которым определяется уклонение от выплаты налогов, вне зависимости от формы налогового контроля.

  • Меняется место нахождения, из-за чего налогоплательщики несколько раз встают на учёт, и снимаются с него. Это проблема.
  • Работники получают меньшую зарплату, чем характерно для данной отрасли в целом, по региону. Страдает эффективность.
  • В отчётностях по деятельности систематически отражаются расходы и убытки.
  • От начисленного НДС за годичный период доля вычетов по НДС превышает 89 процентов, такое регулирование деятельности недопустимо.
  • Организация испытывает меньшую нагрузку, чем характерно для данной отрасли, в среднем, меньше проблем.

Но плановые выездные проверки деятельности службами проводятся и для тех, кто добросовестно платит налоги в бюджет.

Итоги, обжалование

Субъекты имеют полное право на представление возражений службе, если они не согласны с теми результатами, которые удалось получить после любой формы налогового контроля по их деятельности.

Законодательство дополнительно не устанавливает чётко формы, в которой представляются такие возражения налоговым органам. Потому форму можно использовать свободную, регулирование отсутствует.

Лучше выделить конкретные положения органов налогового контроля, с которыми представители организации не согласны. Обязательна обоснованность дополнительными актами законодательства для решения задачи.

Далее выносится просьба о том, чтобы исключить акты, вызывающие больше всего возражений после мероприятия.

К письменным возражениям инспекции можно прикладывать документы, подтверждающие обоснованность противоположной позиции, они выполняют функции доказательств. Тогда проблем не возникнет.

Решение о правонарушении предполагает осуществление несколькими формами и методами.

  1. В судебном порядке, но только после обжалования результатов налогового финансового контроля деятельности в вышестоящей судебной службе.
  2. Можно подать жалобу в вышестоящий орган налогового контроля на решение, которое уже обжаловано в апелляционном порядке, по НК РФ. Это можно сделать не более, чем за один год с момента вынесения решения, чтобы решить задачу.
  3. Подачей апелляции в вышестоящие органы налогового контроля согласно НК РФ.

В завершение

Важно, чтобы субъекты регулирования и не только были знакомы со своими правами, но и знали, как ими правильно распоряжаться. Иначе им не защитить не только организацию, но и себя лично.

Особенно это касается руководителей (к примеру, генеральный директор ООО), главных бухгалтеров. Но надо помнить и о том, что в рамках осуществления налогового финансового контроля у сторон есть определённые обязанности по регулированию процесса.

Всесторонняя оценка рисков является оптимальной формой и методом для полного понимания ситуации. Как и предварительное определение действий, которые можно предпринимать во время проведения проверок.

Налогоплательщики не всегда полностью используют возможности, имеющиеся в законодательстве. Это связано с неблагоприятными последствиями для субъектов после данного мероприятия.

В акте по результатам осуществления проверки должна находиться не только информация по самим нарушениям, но и предложения органов по исправлению текущей ситуации.

Если инспекцией выявлена недоимка по уплате штрафов или пени, то требования по их возврату выставляются не позднее, чем через 10 дней после того, как завершено проведение проверки.

Требования содержат указание на то, какая именно сумма подлежит уплате и возврату для решения проблемы.

Также присутствует информация о сроке, за который надо вернуть все долги, чтобы их размер не увеличился.

Срок проверок инспекцией может быть увеличен на один месяц для крупных компаний с филиалами и отделениями, если надо выполнить проверку каждого из них.

Источники

  • http://be5.biz/pravo/n004/9.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/26139-formy-provedeniya-nalogovogo-kontrolya
  • https://jurkom74.ru/ucheba/nalogoviy-kontrol-ponyatie-znachenie-formi-i-vidi-nalogovogo-kontrolya
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovyj_kontrol_v_rf_formy_metody_i_vidy/
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_kontrol.html
  • https://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/nalogovyj-kontrol-formy-organy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: