Налоговый контроль, цели и виды налогового контроля

Содержание
  1. Понятие и состав органов налогового администрирования
  2. Цель налогового контроля
  3. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды
  4. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль
  5. Учёт налогоплательщиков: порядок и основания постановки и снятия с учёта. Идентификационный номер налогоплательщика
  6. Объекты и предметом налогового контроля
  7. Предмет налогового контроля:
  8. Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля
  9. Субъекты налогового контроля:
  10. Правовой статус органов налогового контроля
  11. Кого называют субъектом налоговых отношений?
  12. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  13. Взаимодействие налоговых органов разных государств при осуществлении налогового контроля
  14. Оформление результатов налоговых проверок
  15. Предоставление участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  16. Стадии налогового контроля
  17. Методы усовершенствования налогового контроля

Понятие и состав органов налогового администрирования

Налоговое администрирование — это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля — налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями.

Выделяют два состава налоговых администраций:

  1. первый включает Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу Российской Федерации;
  2. второй состав включает государственную налоговую администрацию, которую составляют государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Налоговое администрирование является особой сферой деятельности государства, включающей следующие вопросы.

  1. На основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом составляется план объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу.
  2. Разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ.
  3. Составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.

Налоговая администрация — это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

В настоящее время для налогового администрирования требуется:

  • максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;
  • стандартизация всех функций налогового администрирования;
  • стандартизация и унификация программно-технических комплексов.

Государственная налоговая администрация должна выполнять две основные функции в налоговой сфере:

  1. в результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. По результатам контрольной деятельности должен делаться вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят;
  2. правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах, таких как:

  • нарушения законодательства о налогах и сборах и налоговые преступления
  • принятые меры по пресечению налоговых нарушений;
  • проводимые ими налоговые проверки.

Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Налоговые органы РФ представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

В случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль:

  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства РФ.

В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

  • с 1991 по 1998 г. — Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России);
  • с 1999 по 2004 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);
  • с осени 2004 г. — Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России).

К компетенции Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений относится совершение следующих действий:

  1. производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных лиц и лиц без гражданства проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
  2. контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью
  3. получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
  4. беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;
  5. требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение;
  6. приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  7. изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксацией их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;
  8. выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений
  9. взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
  10. возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности;
  11. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  12. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
  13. в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначать экспертизу;
  14. требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
  15. осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
  16. взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
  17. запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
  18. проводить осмотр помещений, занимаемых организациями, независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
  19. получать от руководителей и должностных лиц организаций, независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
  20. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
  21. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Федеральной налоговой службы;
  22. проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
  23. отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;
  24. организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
  25. осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Федеральную службу задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
  26. осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом.

В соответствии с ч. 2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции государственного контроля (надзора):

  • контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
  • проверку соблюдения требований к лотерейному оборудованию.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2007 г. N 451, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе функции лицензионного контроля.

Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 января 2007 г. N 15, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в том числе функции лицензионного контроля.

Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ФНС России уполномочена осуществлять проверку технического состояния игрового оборудования, а также контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. ч. 1, 2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Порядок осуществления мероприятий контроля установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К компетенции ФНС также относятся функции органа валютного контроля, что обусловило включение в его компетенцию осуществление полномочий в сфере данного вида контроля; в случае неявки без уважительной причины налогоплательщика для рассмотрения материалов налоговой проверки налоговые органы имеют право вынести решение в его отсутствие; в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

ФНС свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения следующих задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц
  • проверка целевого использования налоговых льгот;
  • пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль является формой управленческой деятельности, самостоятельной функцией управления, имеющей целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля целесообразно рассматривать в двух аспектах:

  1. в широком аспекте налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
  2. в узком аспекте налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет — направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения);
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль — основной его задачей является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений;
  • камеральный и выездной налоговый контроль — служит для контроля исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок;
  • административно-налоговый контроль — предназначен для контроля за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Методы налогового контроля различаются в зависимости от формы налогового контроля:

1) основные методы государственного налогового учета:

  • постановка на учет;
  • внесение изменений в учетные данные;
  • снятие с учета;

2) методы мониторинга и оперативного налогового контроля:

  • получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • контроль налоговых поступлений;

3) основной метод камерального и выездного налогового контроля в РФ — это объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования;

4) основной метод административно-налогового контроля: контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Форма налогового контроля проявляется, как правило, в сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

К основным формам налогового контроля относятся:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль

Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляют следующие органы:

  • 1) налоговые органы;
  • 2) таможенные органы;
  • 3) следственные органы и органы внутренних дел.

При этом в соответствии со ст. 82 НК должностные лица таможенных органов и органов внутренних дел наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции.

Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. При этом применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Кроме того, к контрольным мероприятиям могут привлекаться следственные органы и органы внутренних дел. Например, органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проведении выездных налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

Учёт налогоплательщиков: порядок и основания постановки и снятия с учёта. Идентификационный номер налогоплательщика

Постановка организаций и физических лиц на учет в налоговых органах является предварительной стадией налогового контроля.

Согласно ст. 83 НК РФ учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля может осуществляться по следующим основаниям:

  1. по месту нахождения организации;
  2. по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  3. по месту жительства физического лица;
  4. по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств;
  5. по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

К иным основаниям или особенностям постановки на учет относятся постановка на учет: крупнейших налогоплательщиков; организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»); иностранных гражданналога на добычу полезных ископаемых (п. 1 ст. 335 НК РФ); в качестве плательщика единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.28 НК РФ); в качестве налогоплательщика, применяющего патентую систему налогообложения (п. 1 ст. 346.46 НК РФ); по месту установки объекта на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, если ранее указанное свидетельство не выдавалось.

Заявление может быть подано как в письменном виде лично налогоплательщиком или его представителем, так и направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Местом нахождения имущества при этом признается:

  1. для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  2. для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
  3. для транспортных средств, не указанных выше — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
  4. для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Также на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, осуществляется постановка на учет (и снятие с учета) по месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в том числе медиатора, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица, при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации — по месту пребывания на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого по своему выбору в любой налоговый орган.

С 01.01.2014 вступила в силу норма права, предусматривающая постановку на учет в налоговом органе иностранного гражданина или лица без гражданства в случае необходимости оформления разрешения на работу в сокращенные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае постановка на учет названных лиц, в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу, осуществляется по месту их пребывания в течение 3 дней со дня получения соответствующих сведений от органа, осуществляющего выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу.

Кроме выдачи свидетельства в НК РФ предусмотрены случаи выдачи уведомления о постановке на учет в налоговом органе. Уведомление выдается: физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, если ранее ему уже было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; при постановке на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства), а также по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства и некоторым другим основаниям.

Организации — налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков.

Если у налогоплательщиков возникают затруднения с определением места постановки на учет, решение на основе представленных ими данных принимает налоговый орган.

Порядок постановки на учет и снятия с учета установлен в ст. 84 НК. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.

При постановке на учет в налоговом органе каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Таким образом, ИНН представляет собой уникальный порядковый номер налогоплательщика (физического или юридического лица), присваиваемый налоговыми органами для его идентификации, учета сведений о доходах и уплачиваемых налогах; для юридических лиц ИНН состоит из 10 цифр, для физических лиц — из 12.

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик должен указывать свой ИНН в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях, заявлениях и иных документах. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются ФНС России.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом только свои персональные данные.

На основе данных учета ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) в порядке, установленном Минфином России.

ЕГРН содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по установленным НК РФ основаниям с указанием ИНН, а также кода причины постановки на учет для организаций (КПП), т.е. основания постановки субъекта на учет — по месту нахождения, по месту нахождения недвижимого имущества и т.д.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Предмет налогового контроля:

валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Правовой статус органов налогового контроля

Налоговые органы Российской Федерации Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Кого называют субъектом налоговых отношений?

Чтобы внести окончательную ясность в вышеописанные положения, скажем, что существует две стороны, к которым применяются принципы налогового контроля:

  1. объект налоговых отношений – любое лицо, юридическое или физическое, ведущее на территории Российской Федерации финансово-хозяйственную деятельность;
  2. субъект налоговых отношений – контрольный орган, осуществляющий мероприятия, направленные на выявление правонарушений.

Интересно, что в разрезе понятия налогового контроля в качестве вторых может выступать, как ФНС с территориальными подразделениями, так Таможенная служба, разделяющая обязанности по отслеживанию финансовых потоков, начислений различных налогов, взносов и пошлин.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Объектом данного правонарушения выступают процессуальные фискальные права государства. Непредставление налоговому органу необходимых сведений посягает на нормальное осуществление деятельности по осуществлению налогового контроля.

Взаимодействие налоговых органов разных государств при осуществлении налогового контроля

Наибольшее распространение в практике зарубежных государств получили формы налогового контроля, которые предполагают проведение соответствующих контрольных мероприятий налоговыми органами того государства, перед которым у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.

Оформление результатов налоговых проверок

В течение 2 месяцев со дня составления справки уполномоченными должностными лицами налоговых органов оформляется акт выездной налоговой проверки. Если по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами были выявлены факты отклонения цены сделки от рыночной, которые привели к занижению суммы налога либо завышению суммы убытка, то в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке также составляется акт проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт должен быть составлен в течение 3 месяцев со дня составления справки.

Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка или его представителем. Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются: дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки) или дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки); перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; период, за который проведена проверка; наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; даты начала и окончания налоговой проверки; адрес места нахождения организации или места жительства физического лицаконтроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающих ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Форма акта устанавливаются ФНС России. Акт налоговой проверки в указанные в п. 5 ст. 100 НК РФ сроки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с изложенными в акте налоговой проверки фактами, а также с выводами и предложениями в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик также вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом или его представителем письменные возражения по такому акту должны быть рассмотрены руководителем проводившего проверку налогового органа или его заместителем в течение 10 дней после истечения месячного срока, установленного для предоставления этого письменного возражения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Этап рассмотрения материалов налоговой проверки будет иметь место только в том случае, если в акте налоговой проверки был отражен факт налогового правонарушения и (или) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, представило письменные возражения по акту.

Руководитель налогового органа или его заместитель в обязательном порядке извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка. Данное лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также может подать заявление об ознакомлении с материалами дела.

Если налогоплательщика или его представителя надлежащим образом известили о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то его неявка не является препятствием для рассмотрения названных материалов в его отсутствие, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем или заместителем руководителя налогового органа обязательным для рассмотрения.

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, выносимого по итогам такого рассмотрения, т.е. необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

  1. объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  2. установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, а в случае их неявки выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимать решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие названных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
  3. в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  4. разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  5. вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого, по его мнению, необходимо для рассмотрения.

Если налоговому органу необходимы дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц, а при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации (состоящей на учете на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ) — в срок до 2 месяцев дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом решении обязательно излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Это могут быть: истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

При вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018, должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 дней со дня окончания таких мероприятий должно быть оформлено дополнение к акту налоговой проверки, в котором фиксируется следующая информация: начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля и сведения о названных мероприятиях; полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на конкретные статьи НК РФ. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

Дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение 5 дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение 10 дней — ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков или направлено иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в ЕГРН (в последнем случае датой вручения этого дополнения к акту считается 20-й день, считая с даты отправки заказного письма).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, либо его представитель также вправе в течение 15 дней со дня получения дополнения к акту представить в налоговый орган письменные возражения по нему в целом или в части.

Отсутствие письменных возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, не лишает это лицо либо его представителя права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

В настоящее время лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, либо его представитель вправе знакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений. При этом налоговый орган обязан обеспечить названному лицу такую возможность на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи этим лицом соответствующего заявления. Ознакомление оформляется протоколом и осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок или снятия копий.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

  1. устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 108-109 НК РФ);
  4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111-112 НК РФ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол в соответствии с общими требованиями, установленными в ст. 99 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в названном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы.

В решении о привлечении к ответственности излагаются: обстоятельства совершенного налогового правонарушения со ссылкой на документы, иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту; результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения; применяемые меры ответственности; размер недоимки и пеней, а также штрафа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В нем могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности также указываются: срок, в течение которого лицо вправе обжаловать решение; порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган; наименование органа, его место нахождение и другие необходимые сведения.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вручаются лицу, в отношении которого было вынесено, в течение 5 дней со дня вынесения и вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения названному лицу (его представителю, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков).

В случае подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, это решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. В случае обжалования названного решения в ФНС России оно вступает в силу со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

В связи с вынесением решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять обеспечительные меры. Это меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение названного решения, взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение или передачу в залог имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам в банке с 01.01.2007 применяется только после наложения запрета на отчуждение имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения, выносимого по окончании налоговой проверки.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению или передаче в залог.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

У лиц, в отношении которых было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, есть право обратиться в налоговый орган с просьбой заменить вышеназванные обеспечительные меры на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.

Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене данных обеспечительных мер при предоставлении налогоплательщиком банковской гарантии банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 176.1 НК РФ.

Если в ходе проведения налоговой проверки налоговым органом были выявлены нарушения, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, также составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний производятся в соответствии с гл. 15 КоАП РФ.

Предоставление участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Для полноценного осуществления налоговыми органами функций по налоговому администрированию важно своевременное обеспечение их нужной информацией на постоянной основе.

Отношения по предоставлению участниками налоговых правоотношений сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, регулируются ст. 85, 85.1 и 86 НК РФ. Такие обязанности установлены для следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.

2. В свою очередь органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения или месту жительства не позднее 5 дней со дня нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

3. Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по своему месту нахождения сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

4. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

5. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестр), органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (ГИБДД МВД России), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах (правах и сделках), зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять вышеназванные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

6. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения МИД России в течение 3 месяцев после регистрации указанных фактов.

Такая информация используется налоговыми органами с целью противодействия уходу от налогов и позволяет им выявить неучтенные доходы, а также установить лиц, которые официально не являются собственниками имущества, но проживают вместе с налогоплательщиком или зарегистрированы по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, т.е. членах названных саморегулируемых организаций. Сведения должны быть представлены о внесенных в сводные реестры членах, исключенных из таких реестров, а также о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

8. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, а также о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

9. Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

10. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

11. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра), обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (МВД России), обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина следующие сведения: о фактах первичной выдачи или замены паспортов гражданам Российской Федерации и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение 5 дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате паспорта гражданина Российской Федерации в течение 3 дней со дня его подачи.

13. Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, обязан в течение 10 дней со дня внесения сведений (изменений) в указанный реестр сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о соответствующем внесении (об изменениях, вносимых в реестр).

14. Органы управления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о регистрации либо снятии с регистрационного учета застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, снятия с регистрационного учета или изменения сведений.

Все вышеназванные сведения также представляются указанными органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, по запросам налоговых органов в течение 5 дней со дня получения запроса.

Органы, перечисленные в пп. 4, 5, 12 и 14 данного перечня, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме, порядок представления которых определяется соглашением взаимодействующих сторон.

15. Федеральное казначейство либо иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, обязаны сообщить об открытии, закрытии или об изменении реквизитов лицевого счета организации в течение 3 дней со дня соответствующего события в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме.

16. Банки обязаны в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию: об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств

Кроме вышеназванных обязанностей банки должны в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа выдавать справки в электронной форме о наличии таких счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Справки могут быть запрошены налоговыми органами в следующих случаях:

  1. проведения налоговых проверок указанных лиц;
  2. истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

В случае неисполнения перечисленными в ст. 85, 85.1 НК РФ субъектами вышеназванных обязанностей они несут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 гл. 16 НК РФ, а ответственность банков (ст. 86) установлена в гл. 18 НК РФ.

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами. Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи. Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Методы усовершенствования налогового контроля

Любая система, в том числе и налогового контроля должна находиться в постоянном развитии, чтобы соответствовать современным экономическим и политическим вызовам. Интенсивное развитие налогового законодательства в последние годы свидетельствует, что налоговому контролю отводится все более значимое место среди иных методов учета. И, тем не менее, совершенствование и развитие контрольных функций ФНС должно продолжаться по таким основным направлениям:

  • Совершенствование системы учета и сбора данных о налогоплательщиках.
  • Проведение проверок совместно с федеральными органами.
  • Проведение повторных и перекрестных проверок в организациях, которые нарушали НК.
Источники

  • http://be5.biz/pravo/n006/9.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_kontrol.html
  • https://studme.org/71092/pravo/nalogovyy_kontrol
  • http://be5.biz/pravo/n013/6.html
  • https://jurkom74.ru/ucheba/nalogoviy-kontrol-ponyatie-znachenie-formi-i-vidi-nalogovogo-kontrolya
  • https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-ponyatie-vidy-formy-i-principy-nalogovogo-kontrolya/
  • https://nalog-blog.ru/nalog-plan/stadii-nalogovogo-kontrolya-v-nalogovom-processe/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: