Нарушение правил перевозки грузов в 2021 году — крупногабаритных и тяжеловесных грузов, ответственность

Содержание
  1. За что назначается штраф?
  2. Что означает
  3. Факторы риска
  4. Штрафы за перевозку
  5. Обязанности грузополучателя
  6. Штраф за негабаритный груз
  7. Проверка штрафов для юр. лиц
  8. Правила обеспечения безопасности
  9. Документальное оформление простоя автотранспорта.
  10. Разрешение на перевозку негабаритных грузов
  11. Действия грузоперевозчика
  12. Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения
  13. Перевозчик нарушил срок доставки
  14. Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ
  15. Обжалование штрафа за негабаритный груз
  16. Можно ли заплатить штраф со скидкой за отсутствие путевого листа и ТТН
  17. Правила маркировки опасных грузов
  18. Ситуации, предполагающие уголовное наказание
  19. Если произошла авария
  20. Могут ли задержать ТС за отсутствие путевого листа и ТТН
  21. Санкции за несоблюдение норм
  22. Как часто могут брать штраф за отсутствие ТН, путевого листа
  23. В каком случае необходимо иметь транспортную накладную (товарно-транспортную накладную)
  24. Плюсы и минусы оформления статуса индивидуального предпринимателя
  25. Нормы ДОПОГ/ ADR
  26. Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются
  27. Исключительные случаи, когда возможна перевозка без разрешения и без табличек
  28. Соблюдение законодательства обязательно для всех транспортных систем
  29. Требования ПДД о наличии путевого листа и ТТН при перевозке грузов или пассажиров
  30. Разрешительная документация для перевозки грузов повышенной опасности
  31. Наказание за недостоверные сведения
  32. Особенности перевозки грузов
  33. Если простой транспорта не избежать
  34. Как не допустить штрафов за перевозку?
  35. Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов
  36. Страхование обязательств
  37. Подведём итоги

За что назначается штраф?

В законодательстве существует статья 12 21 «Нарушение правил перевозки грузов». В таком случае водитель, который транспортирует груз с определенными отклонениями, будет наказан. В основном взыскание применяется в следующих случаях:

  1. Если перевозится груз, и для этого нет специального оборудования, например, цепей, то водителю придется заплатить приличную сумму за нарушение.
  2. То же его ожидает и при отсутствии необходимых документов на груз.
  3. Когда масса груза превышает допустимые габариты, тогда тоже придется заплатить круглую сумму денег.
  4. Наказание последует и в том случае, если водителем осуществлялась транспортировка опасных для жизни людей веществ, тем более, если отсутствует специальная подготовка.

Это далеко не все нарушения, за которые можно получить штраф, на самом деле их намного больше, но выше перечислены основные из них.

Что означает

Правонарушитель штрафуется, если:

  • обнаружены нарушения профессиональных требований, предъявляемых к сотрудникам;
  • выявлено отсутствие медицинского осмотра водителей ТС;
  • не проведен контроль технического состояния ТС перед рейсом;
  • нарушаются правила безопасности транспортировки в особых условиях;
  • к работе допущены водители, не прошедшие соответствующие инструктажи, предусмотренные нормативной документацией;
  • выявлены иные нарушения при перевозке, за исключением перечисленных.
Перевозка пассажиров, багажа, грузов также регламентируется «Правилами обеспечения безопасности перевозок», в которых указываются требования к сотрудникам и транспортным средствам.

Факторы риска

Перевозка грузов является одной из наиболее развитых и успешно развивающихся отраслей российского малого предпринимательства. Это объясняется тем, что она используется в качестве связующего звена между производителем и поставщиком сырья с одой стороны или покупателем с другой.

При этом, данное направление регулярно подвергается множеству рисков, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Одним из основных факторов можно назвать человеческий. На первый взгляд возникновение штатной ситуации, предусмотренной трудовым законодательством может привести к срыву условий сделки, а значит возникновению ответственности исполнителя перед грузоотправителем. В качестве примера можно привести вариант внезапного заболевания водителя и отсутствие его замены. В этом случае, перевозчик попадает под вышеупомянутый риск неисполнения своих обязательств.
  2. Не меньший риск затрагивает техническое состояние транспортных средств перевозчика. Не стоит объяснять, что свойство «ломаться» присуще даже новым механизмам, поэтому гарантии от этого быть просто не может.
  3. Не менее значимым можно выделить фактор, подразумевающий слабую законодательную базу:
    • если взять в пример аналогичную ситуацию, происходящую в Европе, здесь взаимоотношения сторон регулируются согласно требованиям Конвенции о договоре транспортировки груза автомобильным транспортом. Документ, помимо общих требований, ограничивает размер максимального лимита ответственности перевозчика перед заказчиком в случае ущерба, принесённого в виде частичной или полной утраты товара. Его величина не должна превышать 8,93 евро за 1 кг;
    • Российское законодательство определяет стоимость груза размером, указанным в счёт фактуре или договоре. При этом материальная ответственность транспортной компании прописана тексте ст. 796 ГК РФ. Хотя, в данной ситуации именно она и является наиболее уязвимой с точки зрения происходящего. Причём в ряде факторов отрасль подвергается риску, не зависящему от перевозчика.
  4. Ещё одни условием, влияющим на несовершенство отношения российских перевозчиков к страхованию груза это недоверие к страховщику:
    • несмотря на широкий перечень компаний, занимающихся данной деятельностью и предоставляющих аналогичные услуги, при возникновении страхового случая, каждая из них стремится отказать в выплате или в худшем случае, снизить её размер. В большинстве случаев они добиваются своего, так как со стороны закона имеют большую защиту, чем перевозчик или грузоотправитель;
    • таким образом, небольшие транспортные компании игнорируют страхование груза, принимая всю ответственность на себя;
    • позволить приобретение полиса могут лишь крупные логисты, компенсирующие его стоимость за счёт объёма перевозок.

С другой точки зрения риск можно охарактеризовать по иному:

  1. Объективный – попадание под стихийное действие (землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана, экологическая катастрофа), сюда относится и политический, а так же военный риск.
  2. Субъективный – предусматривающий участие человеческого фактора. В свою очередь он разделяется на 2 категории:
    • целенаправленный (мошенничество, грабёж, разбой, хулиганство, кража и иные действия за которые предусмотрена уголовная ответственность);
    • непредумышленный, допускающий возникновение внештатной ситуации, произошедшей без злого умысла (ДТП, пожар, ошибки транспортировки, например перевозка насыпного груза без борта).

Штрафы за перевозку

Если водитель осуществляет нарушение правил перевозки грузов, то его однозначно ждет штраф, который может назначаться в размере 500 — 500 000 рублей.

  • Если водитель нарушил правило транспортировки груза и его буксировки во время гололеда, то штраф может назначаться минимальным, он составляет всего 500 рублей, в некоторых случаях может быть предъявлено устное уведомление.
  • Если не по всем правилам осуществлялась перевозка тяжеловесных грузов и на это нет никаких специальных документов и разрешений, тогда перевозчику могут предъявить штраф в размере 2500 рублей и даже лишить водительских прав на полгода. Особое внимание надо обратить, если водителем выступает должностное лицо, тогда сумма штрафа может составлять 15 000 рублей, а юридическому лицу придется оплатить 500 000 рублей.
  • Если имеется нарушение правил перевозки тяжелого груза, который превышает массу на 5 % от заявленной, то водителю может грозить наказание в виде штрафа от 1000 рублей и до 250 000 рублей. Денежное взыскание будет рассчитываться в соответствии с нарушением и опасностью, которое оно несет для окружающих.
  • Штрафные санкции могут назначаться и к перевозчикам, которые транспортируют сыпучие грузы. Штраф назначается в том случае, если нет дополнительной оснастки, например, в таком случае может подойти тент. Груз должен быть тщательно закрытым, чтобы не допустить повреждения других автомобилей во время перевозки.
  • Если был обнаружен транспорт, который превышает допустимые габариты на 20 сантиметров или массу на 20 %, то водителю грозит штраф от 3000 до 4000 рублей. Должностным лицам это все может обойтись намного дороже, как правило, денежное взыскание может быть от 25 000 до 30 000 рублей, а юридическое лицо может заплатить 300 000. Стоит отметить, если была произведена видеофиксация нарушения, то наказываться будет непосредственно владелец транспорта.
  • Нарушение правил перевозки опасных грузов и отсутствие свидетельства о том, что водитель прошел специальное обучение, может грозить тому, кто находиться за рулем, штрафом от 1000 до 2500 рублей, при этом могут забрать водительские права на полгода.

В любом случае за нарушение оплата штрафа будет обязательной, поэтому проще подготовить все необходимые документы и четко следовать правилам и нормам, которые установлены в законодательстве.

Обязанности грузополучателя

Для того, чтобы не допустить простой транспортного средства компании-перевозчика, грузополучатель должен соблюдать ряд простых правил, а именно:

  • как только он получит извещение о том, что в ближайшее время груз будет доставлен, необходимо назначить ответственное лицо, за которым будет закреплена обязанность принять и разгрузить груз. В тех случаях, когда доставка осуществляется на сборный пункт, необходимо узнать контакты сотрудников этого пункта;
  • назначенному ответственному лицу сообщают информацию о транспортном средстве, которое доставляет груз, а также во сколько приблизительно груз будет доставлен. Одновременно с этим стоит уточнить, как работает склад;
  • приблизительно часа за 2 до того момента, как будет осуществлена доставка, стоит ненавязчиво напомнить приемщику груза о необходимо выполнения им своих обязательств;
  • в том случае, если груз пришел раньше или наоборот задерживается, тогда стоит связаться с представителем транспортной компании, для того, чтобы узнать, с чем связаны изменения времени доставки.

Штраф за негабаритный груз

Размеры штрафов за нарушение требований перевозки негабаритного груза установлены статьей и зависят от величины превышения норм.

  • для водителей от 1 до 10 тыс. рублей или лишение прав на 2 — 6 месяцев;
  • для должностных лиц от 10 до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц от 100 до 500 тыс. рублей.

При выборе размера наказания суд будет руководствоваться степенью превышения допустимых габаритов.

Например, при выступе груза за пределы нормы на 20 — 50 см, сумма штрафа для юридического лица будет в пределах 350 — 400 тыс. рублей. А также оцениваться будет наличие отягчающих обстоятельств: превышение скорости, отсутствие светоотражающих знаков, неправильное расположение груза.

Если превышение зафиксировано фоторамкой, штраф, по ст. 12.21.1. КоАП, придет только владельцу ТС в наименьшем размере — 150 тыс. руб. В соответствии с п.4 Постановления конституционного суда от 18 января 2019 г. N 5-П. Постановление действует до принятия поправок в КоАП.

Контролируют соблюдение правил перевозки негабаритных грузов два ведомства — Ространснадзор и ГИБДД.

При проверке, инспектор измеряет ТС по длине, ширине и высоте телескопической линейкой или рулеткой. Инструмент должен быть сертифицированным. Если инспектор выявляет нарушение допустимых норм, составляет акт и протокол об административном правонарушении, а транспорт может отправить на штрафстоянку. Ответственность за нарушение понесут как водитель, так и организаторы перевозки: должностное и юридическое лица. В отношении последних Ространснадзор обязан провести административное расследование и на его основании вынести постановление о несоблюдении допустимых габаритов ТС.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически

Правила обеспечения безопасности

Данный перечень определяется индивидуально для каждого вида транспортного сообщения:

  1. Морская контейнерная перевозка – Приказом Минтранса от 21.04.2003 г. № ВР-1/п.
  2. В отношении железнодорожного транспорта действуют правила, предусматривающие транспортировку опасных веществ – прописанные в Постановлении Госгортехнадзора России № 50 от 16.08.1994 г.
  3. Воздушное сообщение тоже, регулируется в отношении грузов, имеющих классификацию «Опасные».
  4. Автомобильные грузоперевозки находятся в юрисдикции Приказа Минтранса от 15.01.2017 г. № 7, приводящего ключевые моменты, на которые, при отправлении в рейс, следует обратить пристальное внимание:
    • требования касающиеся запрета погрузки груза сверх нормы (перегруз) и выступающего за габариты;
    • условия, затрагивающие специфические особенности выполнения погрузочных работ и фиксации в кузове;
    • факторы, не допускающие использование конкретного транспортного средства для осуществления перевозки груза;
    • требования к элементам фиксации товара в кузове и правила их использования;
    • характеристики, предусматривающие безопасность осуществления рейсов с крупногабаритными и тяжеловесными грузами;
    • критерии и ссылки на иные международные законодательные акты при транспортировке опасных грузов

Документальное оформление простоя автотранспорта.

Для того, чтобы перевозчик имел основания требовать оплату за простой автомобиля на погрузке или выгрузке, не нужно составлять много документов. Достаточно письменно уведомить диспетчера о составлении акта о простое, составить акт и написать претензию по поводу простоя транспортного средства на погрузке или выгрузке. Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).

Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов. Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста)

Разрешение на перевозку негабаритных грузов

Как отмечалось выше, для перевозки объемных и тяжеловесных грузов необходимо получить специальное разрешение. В Росавтодор региона, откуда начинается маршрут, пишется заявление о выдаче разрешения. К заявлению прикладывается пакет документов, обозначенный в п. 9 :

  • ПТС или СТС тягача и полуприцепа, который повезет негабарит;
  • схема ТС с расположением груза и распределением нагрузки по осям;
  • сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении;
  • копию квитанции за уплату госпошлины.

Заявление и схема должны быть заверены заявителем, а копии документов на ТС его владельцем или нотариально. В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться другие дополнительные документы.

Оформление разрешения проходит в несколько этапов:

  1. Сбор документов из перечня;
  2. Обращение в управление дорог с заявлением лично, по почте или через Госуслуги.
  3. Ожидание согласования маршрута.

Составленный маршрут, Управдор согласует с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым пролегает путь негабаритного транспорта. После согласования, разрешение подписывается в ГИБДД. Вся процедура может занять от одного дня до одного месяца.

Отказать в выдаче разрешения могу в следующих случаях:

  • есть возможность перевезти крупногабаритный груз другим, более безопасным способом, например по железной дороге;
  • груз можно разобрать на несколько частей;
  • перевозка не обеспечивает абсолютную безопасность.

Формальными причинами для отказа в могут стать:

  • ошибки в заполнении заявления;
  • отсутствие хотя бы одного обязательного документа;
  • подпись заявления лицом, не имеющего на то полномочий.

Размер госпошлины за оформление разрешения составляет 1600 руб.

Если же вам нужно оформить разрешение максимально быстро, можно обратиться в частную организацию-посредника. У таких компаний есть опыт в получении спецразрешений, и поэтому процесс идет быстро и без ошибок. Стоимость услуги будет зависеть от нюансов маршрута и размеров крупногабаритного транспорта.

Если Росавтодор отказал в выдаче разрешения, везти негабарит без разрешения запрещено. За нарушение предусмотрен административный штраф.

Действия грузоперевозчика

Для того, чтобы не допустить простоя транспорта, грузоперевозчик должен соблюдать ряд правил. Прежде всего, необходимо иметь как можно больше контактных данных, в частности, мобильный номер телефона водителя и грузополучателя. В день осуществления доставки необходимо почти постоянно быть на связи с водителем, для того, чтобы уточнять его местонахождение и приблизительное время доставки. Как только будет известно приблизительное время доставки, требуется связаться с грузополучателем, для того, чтобы передать полученную от водителя информацию.

Стоит учесть, что если груз был доставлен до полудня, то по правилам его необходимо разгрузить в это же день. Если же груз был доставлен после полудня, то допускается разгрузить его утром следующего дня.

Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

  • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
  • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
  • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
  • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.

Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:

  1. Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
  2. Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
  3. На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.

Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.

Перевозчик нарушил срок доставки

Простой автотранспортных средств может произойти и по вине перевозчика (например, в случае отсутствия надлежащих документов о проведенном техническом осмотре автомобиля). При этом убытки несет уже грузоотправитель (грузополучатель). Соответственно он получает право возместить эти убытки, а заодно и получить штраф за счет транспортной организации.

Согласно Уставу штраф за просрочку подачи автомобиля под погрузку в первый погрузочный пункт (если работа перевозчика оплачивается по сдельным тарифам) составляет 27,07 руб. за каждую минуту опоздания, но не более 1504 руб. за каждый случай нарушения сроков.

Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок или принятого к исполнению разового заказа, если оно произошло вследствие:

явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);

аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток;

временного прекращения или ограничения перевозки грузов по автомобильным дорогам, произведенных в порядке, установленном ст. 20 Устава.

За просрочку по доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что она произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку по доставке не может превышать 90% провозной платы.

Следует отметить, что современное законодательство ставит перевозчика по отношению к грузоотправителю или грузополучателю в сфере предъявления претензий в более привилегированное положение. Так, до предъявления иска к автотранспортному предприятию, связанного с невыполнением им своих обязательств, грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить перевозчику претензию. В случае же нарушения своих обязательств грузоотправителем (грузополучателем) экспедиционная компания может сразу обращаться в суд.

Кроме того, в отношении исков к перевозчикам установлены сокращенные сроки исковой давности — два месяца по получении ответа на претензию (претензия же может быть предъявлена в течение 6 месяцев, а об уплате штрафов — 45 дней). Если же ответ на претензию получен не был, с требованием об уплате штрафа грузоотправитель (грузополучатель) вправе обратиться в течение двух месяцев со дня истечения 45-дневного срока, установленного для ответа на претензию.

Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ

Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.

Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.

Обжалование штрафа за негабаритный груз

Постановление о штрафе за негабарит обжалуется в орган, которым вынесен штраф, то есть в ГИБДД или управление Ространснадзора. На практике, госорганы редко отменяют свои решения. Суды делают это чаще. Поэтому, чтобы сократить время и объем бумажной волокиты, можно обращаться сразу в суд. Срок на обжалование дается 10 дней с даты вручения постановления.

Приведем несколько примеров обжалования штрафа за негабаритный груз.

  1. Ошибка камеры автоматической фиксации;
    Пример: постановление пришло владельцу тягача с жестким прицепом, размеры которого фактически соответствуют норме. К жалобе нужно приложить копии документов, в которых прописаны размеры ТС.
  2. Смещение делимого груза;
    Пример: из-за неровной дороги перевозимый груз сместился за допустимые габариты транспортного средства. Инспектор расценил это как перевозку крупногабаритного груза и выписал протокол. В данном случае действия инспектора можно оспорить, приведя свои доводы в суде.
  3. Автомобиль сдан в аренду;
    Если рейс с нарушением выполняло другое лицо по договору аренды, а не собственник ТС, тогда ответственность должен нести арендатор транспорта. К жалобе прикладывается договор аренды ТС.
  4. Отсутствие сертификата соответствия измерительного прибора.

При обжаловании постановления необходимо указывать основания для отмены наказания и ссылаться на нормативно-правовые акты, подтверждающие вашу правовую позицию.

Можно ли заплатить штраф со скидкой за отсутствие путевого листа и ТТН

Что относительно получения поблажки при оплате штрафа, то опять же здесь возможно некое послабление в случае оплаты такового с момента вынесения постановления в течение 20 дней. Статья 32.2 КоАП РФ это допускает.

Правила маркировки опасных грузов

Если не соблюдаются правила маркировки, то, скорее всего, владельцу автомобиля будет выписан штраф. Все опасные грузы имеют свою степень опасности, которая обозначается специальными цифрами. Такие маркировки обязательно устанавливаются на автомобиле на самом видном месте, чтобы другие участники движения смогли это видеть. Отдельно знак наносится и на упаковку с грузом.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

  1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
  2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
  3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
  4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.

Если произошла авария

Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

Могут ли задержать ТС за отсутствие путевого листа и ТТН

Если нет ТН или ТТН или путевого листа, то ТС не могут задержать. Задержание по статье 12.3 КоАП РФ предусматривается только по части 1 – управление ТС без регистрационных документов (ПТС, регистрационное свидетельство).

Санкции за несоблюдение норм

В российском правовом поле разработаны жесткие меры за неправильную транспортировку опасных грузов. Они указаны в ст. 12.21.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ:

  1. Если не оформлена лицензия и другие необходимые разрешительные акты, а обустройство автомобиля не соответствует типу груза, закон наказывает всех участников. С водителя удержат 2-2,5 тыс. руб. и могут лишить прав на срок до 6 месяцев.
  2. С управленцев взыщут 15-20 тыс. руб.
  3. Сильнее всех будут наказаны юридические лица, которые являются собственниками транспортной компании. Их штрафные санкции составят до 0,5 млн руб.

Как часто могут брать штраф за отсутствие ТН, путевого листа

В принципе отсутствие разрешительных документов это нарушение, которое не может быть устранено на месте, то есть оно длящегося характера. Для длящихся нарушений на автотранспорте принят срок их устранения в течение суток. То есть если, скажем, водитель едет без документов от точки «А» до точки «Б», то штраф за отсутствие необходимых документов могут брать каждый день. Хотя сразу скажу, хотя практика 1 суток и имеет место быть для нарушений связанных с ПДД, скажем устранение нарушений по статье 12.5 связанных с «Перечнем условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС», но точных и явных сроков не прописано нигде.

В каком случае необходимо иметь транспортную накладную (товарно-транспортную накладную)

По факту транспортная накладная является частью обозначения договорных обязательств между грузоотправителем и перевозчиком согласно ФЗ N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» главы II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза.

То есть если перевозчик везет чей-то груз откуда-то и куда-то, то у него должна быть транспортная накладная. Кроме того многие путают ТН и ТТН, то есть товарно-транспортную и товарную накладную. Что касательно ТТН, то есть товарно-транспортной накладной, то такие документы необходимы для того, чтобы поставить перевозимый груз на учет как материальную ценность, уже получателем или списать отправителем. Это более относится к документам между «крайними точками в пути», а водителю важна именно транспортная накладная. Однако ТТН тоже надо иметь на руках в подтверждение того, что груз перевозимый по ТН был списан по ТТН и будет по ней же поставлен в месте получения!

Плюсы и минусы оформления статуса индивидуального предпринимателя

Правовая система не ограничивает работу в этой сфере индивидуальных предпринимателей.

Статус ИП дает те же возможности, как для юридического лица, но более льготное налогообложение. Тем не мене, у ИП могут возникнуть следующие трудности:

  1. Основные заказчики, юридические лица, предпочитают работать с исполнителями, которые уплачивают НДС, т.е. находятся на ОСНО (общей системе налогообложения).
  2. Заинтересовать в сотрудничестве юридических лиц можно снижением на 18% тарифов на перевозку от стоимости, предлагаемой другими компаниями-конкурентами, которые работают на ОСНО.

Нормы ДОПОГ/ ADR

С 2017 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2020 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

  • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
  • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
  • указание класса вещества;
  • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание степени опасности;
  • обозначение транспортной единицы и др.

ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:

  • бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
  • взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
  • газ;
  • яды;
  • взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
  • способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
  • радиоактивные элементы;
  • вредные отходы и др.

Их может перевозить водитель, у которого имеется непрерывный стаж вождения не менее трех лет, и который прошел специальное обучение ДОПОГ. На транспортное средство должен быть оформлен соответствующий допуск.

Для транспортного средства нужно получить от ГИБДД свидетельство для перевозки взрывоопасных грузов и жидкостей. Грузовой транспорт должен иметь диагностическую карту о пройденном каждые 6 месяцев техосмотре. Перед подачей заявления на лицензирование, в ОВД надо получить разрешение на работу с опасными веществами, и согласовать в ГИБДД маршрутный лист.

Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются

За транспортировку опасных грузов без ДОПОГ предусмотрены наказания, предусмотренные в Административном кодексе. Кроме этого, максимальные санкции налагаются за следующие виды несоблюдения требований:

  1. Водитель не прошел обучение и не получил свидетельство об окончании курсов по работе с грузами, предоставляющими опасность.
  2. Руководители не оформили нужный допуск автомобиля.
  3. Не получено специальное разрешение или аварийная карточка системы информации об опасности груза.
  4. Машина не приспособлена к перевозке данного вида опасного груза.
  5. На автомобиль и тару не нанесены нужные символы маркировки и другой необходимой информации об опасном грузе.
  6. Не соблюдены условия транспортировки опасных элементов.

За менее серьезные нарушения налагаются следующие наказания:

  1. Для водителей – штраф 1-1,5 тыс. руб.
  2. Для руководителей – до 1- тыс. руб.
  3. Для собственников и компаний – 150-250 тыс. руб.

Исключительные случаи, когда возможна перевозка без разрешения и без табличек

С 12 марта текущего года начал действовать закон о «специальном грузе», предназначенном для обеспечения государственной безопасности. Такой груз можно перевозить без разрешения.

Перечень таких грузов устанавливается специальным правительственным актом.

Не потребуется разрешения для самоходных транспортных средств, перемещающих особо опасные грузы.

Без табличек с подробной маркировкой можно перевозить опасный груз на одной транспортной единице, если тоннаж и количество меньше указанных в ДОПОГ нормативов.

Соблюдение законодательства обязательно для всех транспортных систем

Помимо автомобильного транспорта в маршруте перемещения опасных грузов могут быть задействованы другие виды транспортных средств. Главные правила ДОПОГ при таком сочетанном маршруте должны соблюдаться на всех транспортных системах:

  • железнодорожных;
  • водных или морских;
  • воздушных.

Организатор автомобильной транспортировки должен заранее обеспечить свой автомобиль необходимым оборудованием для погрузочно-перегрузочных работ на другие виды транспорта при сочетанном маршруте.

Требования ПДД о наличии путевого листа и ТТН при перевозке грузов или пассажиров

При проверке документов с водителя вполне могут спросить и путевой лист и товарную накладную. Об этом не конкретно, но есть пометка в главе 2 «Общие обязанности водителей».

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть понимаем, что документы должны быть, а если их нет, то за них могут спросить.

Разрешительная документация для перевозки грузов повышенной опасности

Перечень данного вида грузов содержится в таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ. Для их транспортировки необходимо оформить разрешение.

В зависимости от маршрута разрешения выдают Ространсандзор (для передвижения по федеральным трассам), органы местной исполнительной власти (для перевозок по региональным и муниципальным дорогам), собственник дороги (для движения по частным участкам). Максимальный срок действия разрешения составляет 1 год.

Для получения разрешения нужно предоставить копии следующих документов:

  • свидетельства о регистрации автомобиля;
  • подтверждения собственности или договора на его аренду;
  • допуска автомобиля к транспортировке опасных грузов;
  • свидетельства обучения водителя.

Ко всем автомобилям предъявляются следующие требования:

  1. Оборудование системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS.
  2. Установка оранжевых табличек из несгораемых и долговечных материалов с нанесенным на них идентификационным номером груза и кодом опасности.
  3. Нанесение номера, кода опасности, стрелок положения груза и других элементов маркировки на таре или упаковке.

К транспортным накладным предъявляются повышенные требования. В сопроводительной документации должны быть указаны следующие сведения:

  1. Сведения о грузе по классификации ДОПОГ.
  2. Описание упаковки и количество упаковочных мест.
  3. Указание особо опасных грузов.
  4. Дополнительные сведения о температуре и других условиях перевозки груза, расшифровка символов.
  5. Инструкции безопасности водителя и его поведения при аварийных ситуациях.
  6. Разрешение на перевозку особо опасных грузов.
  7. Паспорт вещества, паспорт безопасности продукции, сертификаты.
  8. Счет-фактура.
  9. Технический паспорт, технический талон и водительское удостоверение.

Наказание за недостоверные сведения

Если компетентными органами будет обнаружено, что транспортировка негабаритного груза выполнялась без специального разрешения, то перевозчик будет наказан в соответствии с административным кодексом.

Сотрудник ГИБДД при проверке документов может обнаружить, что водитель работает без соответствующих документов или данные о перевозке габаритных товаров не соответствуют действительности. Все данные должны указываться в накладной, там выставляется номер, время, срок действия разрешения.

Владельцу может грозить наказание в виде штрафа от 1500 до 5000 рублей, если в нарушении замечены должностные лица, то штраф может достигать 35 000 рублей, а для юридического лица максимально 400 000 рублей.

Особенности перевозки грузов

Каждый владелец автомобиля может просто не осуществлять нарушение правил перевозки грузов, для этого достаточно их придерживаться. Если груз превышает своими габаритами автомобиль, на котором планируется осуществлять перевозку всего лишь на 1 метр спереди или на 40 см по бокам, то достаточно будет разместить специальный знак, который укажет, что перевозится габаритный груз. И в таком случае риск получить штраф уменьшается.

Существуют и специальные правила при перевозке особо крупных объектов в темное время суток. Чтобы водитель не был привлечен за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов, на автомобиле, кроме специального знака, должны размещаться дополнительные средства освещения. Это могут быть небольшие фонари или специальные светоотражатели.

Но и, конечно же, самой главной гарантией безопасности перевозчика считаются действительные документы.

Если простой транспорта не избежать

В договор грузоперевозки в обязательном порядке вносится пункт, связанный с оплатой простоя по вине работодателя. Однако, несмотря на то, что штрафные санкции прописаны на бумаге, это не дает никаких гарантий выплат.

Для того, чтобы грузоперевозчик не остался крайним и не понес ущерба, водитель сразу по прибытию должен найти представителя грузополучателя. Он должен поставить дату и время прибытия транспорта в пункт назначения. Если он отказывается это сделать, то водитель своими силами должен зафиксировать факт прибытия в место назначения. Для этого достаточно сделать пару фото. После этого водителю требуется связаться со своим начальством и доложить все.

В том случае, когда простой был согласован и стороны согласились о том, что не будут предъявлять друг к другу претензий, необходимо сообщить об этом водителю. Он наверняка будет рад тому обстоятельству, чтобы отдохнуть, дожидаясь разгрузки. Практика показывает, что с простоем сталкивается рано или поздно любая транспортная компания.

Как не допустить штрафов за перевозку?

Чтобы не получить штраф от сотрудника ГИБДД или уведомление по почте, необходимо перед отправкой внимательно ознакомиться со всеми правилами перевозки грузов. В законе четко прописывается, как и какой груз правильно надо перевозить, и если владелец не нарушает этих правил, то к нему не будут предъявлены никакие претензии.

Важно обратить внимание, на набор всей необходимой документации, в которую входят: разрешение на работу с определенными видами грузов, информация о транспортном средстве, путевой лист.

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется рядом статей Гражданского Кодекса РФ ФЗ № 14 от 26.01.1996 г.:

  1. Ст. 785 «Договор перевозки груза».
  2. Ст. 794 «Ответственность перевозчика за неподачу ТС и грузоотправителя за их неиспользование».
  3. Ст. 796 «Ответственность грузоперевозчика за утрату, порчу либо повреждение грузов».

Порядок предоставления исков и претензий определён в статье 797 ГК РФ, приводящей ссылки на транспортный Устав и Кодекс, предусматривающие в своём содержании ответственность нарушителя, которая происходит путём наложения меры наказания в качестве возмещения понесённого ущерба, взыскания штрафа либо иной меры наказания.

В данной ситуации следует отдельно отметить контроль соблюдения требований безопасной перевозки опасных и крупногабаритных грузов:

  1. Штрафные санкции за данные административные правонарушения достаточно впечатляющие, так как единственная ошибка водителя может привести к чрезвычайным последствиям, вплоть до экологических катастроф.
  2. Например ст. 12.21.2 КоАП РФ предусматривает штраф в размере, определяющемся в зависимости от того, на кого именно он накладывается.

Таблица. Наложение взыскания в соответствии со ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Кто нарушитель Размер санкций
Водитель 1 000 – 1 500 руб.
Должностное лицо ответственное за транспортировку 5 000 – 10 000 руб.
Юридическое лицо 150 000 – 250 000 руб.

Страхование обязательств

С момента загрузки товара в транспортное средство перевозчика на него возлагается ответственность за его сохранность. Для того, чтобы снизить сумму возможной компенсации на его утрату или порчу, логистическая компания может воспользоваться страховкой, покрывающей факт ответственности или направленный непосредственно на груз.

Сумма возмещения в данной ситуации определяется исходя из базовых тарифов, характеризующихся в зависимости от объёма и типа товара.

Также на стоимость полиса могут влиять следующие факторы:

  1. Вид используемого транспортного сообщения.
  2. Маршрут по которому планируется прохождение ТС.
  3. Длительность полиса (период страхования).
  4. Максимальная сумма возмещения.

Под понятием страхового случая подразумеваются непредвиденные обстоятельства, которые могут произойти в момент перевозки и повлекшие за собой частичную или полную порчу либо утрату партии. В этом случае используется математическая схема произведения расчётов понесённых убытков и выплаты компенсации.

Если рассматривать полис страхования гражданской ответственности, здесь получение страховой компенсации допускается в следующих случаях:

  1. Утрата или повреждение груза из-за неисправности транспортного произошедшего ввиду некоторых ситуаций:
    • ДТП;
    • пожар;
    • взрыв;
    • разрыв сцепки прицепного устройства;
    • неаккуратные обращения с грузов в результате погрузо-разгрузочных работ;
    • несоблюдение условия перевозки и хранения.
  2. Хищение или иные противоправные действия третьих лиц.
  3. Несвоевременная или территориально некорректная доставка при неверно составленной документации.
  4. Несоблюдение сроков внесения сборов, налогов и пошлин, которые предусмотрены нормативными актами РФ.
  5. Ситуация, когда груз был квалифицирован как средство нанёсшее телесное повреждение имуществу или здоровью третьих лиц. Например срыв в платформы и повреждение автомобиля, двигающегося в параллельном потоке.

Несмотря на то, что за нарушение правил перевозки грузов ст. 12.21 КоАП РФ п.1 предусматривает штраф в размере всего 500 руб., несоблюдение установленных требований может привести к более серьёзным последствиям, которые повлекут к иным штрафным санкциям, предусмотренным законодательством.

Подведём итоги

Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.

Источники

  • https://RealConsult.ru/451740a-narushenie-pravil-perevozki-gruzov-statya-shtraf
  • https://avtoshark.com/legal/ru/fine/12-31-1/
  • http://avtopravozashita.ru/perevozki/narushenie-pravil-perevozki-gruzov.html
  • https://perevozka24.ru/pages/sposoby-polucheniya-oplaty-vynuzhdennogo-prostoya-po-vine-rabotodatelya
  • https://onlinegibdd.ru/articles/view/perevozka-negabarita
  • https://GruzConsult.ru/articles/vzyskanie-shtrafov-za-prostoi
  • https://econom-trans.ru/auto/shtraf-za-perevozku-opasnyh-gruzov-avtotransportom.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/12135-shtraf-prostoj-avtotransporta
  • https://autosecret.net/2295-shtraf-za-perevozku-gruza-bez-transportnoj-nakladnoj-ttn-peredvizhenie-bez-putevogo-lista
  • https://gruz0perevozki.ru/shtraf-za-perevozku-opasnyh-gruzov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: