Несвоевременное представление деклараций: Штраф для бухгалтера

Перенос сроков уплаты налогов

В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

На 6 месяцев переносятся сроки уплаты:

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • налогов и авансов по ним, за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на март и I квартал 2020 года;
  • единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН за 2019 год.

Шпаргалка по статье для тех, у кого нет времени

  1. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции.

  2. Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

  3. Новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

  4. До 1 июня 2020 года остановлены мероприятия налогового контроля.

  5. Временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Уже начатое производство по таким нарушениям осуществляться не будет.

На 4 месяца переносятся сроки уплаты:

  • налогов, кроме НДС, уплачиваемых за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года

На 3 месяца переносятся сроки уплаты:

  • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей.

На 30 октября 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года.

На 30 декабря 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за второй квартал 2020 года.

Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года.

Для кого перенесут сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.

В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19. Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.

Такие организации и ИП определяются по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП.

Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

На 3 месяца перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.

До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

На 20 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

На 10 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.

Вид отчетности

Когда нужно было сдать

Перенос срока в связи с COVID-19

За 2019 год

Бухгалтерская отчетность

31.03.2020

30.06.2020

2-НДФЛ

02.03.2020

01.06.2020

6-НДФЛ

02.03.2020

01.06.2020

Налог на прибыль

30.03.2020

29.06.2020

Налог на имущество организаций

30.03.2020

30.06.2020

УСН организаций

31.03.2020

30.06.2020

УСН ИП

30.04.2020

30.07.2020

За I квартал 2020 года

6-НДФЛ

30.04.2020

30.07.2020

НДС

27.04.2020

15.05.2020

ЕНВД

20.04.2020

20.07.2020

Водный налог

20.04.2020

20.07.2020

4-ФСС

27.04.2020

15.05.2020

РСВ

30.04.2020

15.05.2020

Налог на прибыль

28.04.2020

28.07.2020

За январь–февраль 2020 года

Налог на прибыль

30.03.2020

29.06.2020

За январь–март 2020 года

Налог на прибыль

28.04.2020

28.07.2020

За январь–апрель 2020 года

Налог на прибыль

28.05.2020

28.08.2020

Штрафы за несдачу «нулевой» бухгалтерской отчетности

Несдача «нулевой» бухгалтерской отчетности карается штрафом в размере 1000 рублей за каждую непредставленную форму отчетности (п.1 ст.126 НК РФ).

Кроме того, несдача «нулевой» бухгалтерской отчетности влечет наложение на должностных лиц компании административного штрафа в размере от 300 рублей до 500 рублей (п.1 ст.15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафа не освобождает от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы за несдачу «нулевой» отчетности в надзорные органы

Помимо отчетности в налоговую инспекцию, в ПФР, в ФСС, статистику, некоторые компании предоставляют специальную отчетность в надзорные органы. Например, микрофинансовые организации должны предоставлять отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов в Банк России. 

В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 до 700 000 рублей.

Однако размер штрафа может быть существенно снижен в том случае, если компания фактически не осуществляла финансовую деятельность, а, следовательно, существенный ущерб публичным интересам не причинен.

При этом, учитывая положения постановления КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П, суды могут существенно снизить размер административного штрафа.

Важно!

Так, в одном из дел, суд пришел к выводу, что несвоевременное предоставление соответствующего отчета, содержащего «нулевые» показатели, не повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам либо иные последствия негативного характера, а поэтому снизил размер подлежащего назначению штрафа до 100 000 рублей (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2014 г. №А46-976/2014).

Санкции за не сдачу отчетности в налоговую

Штраф за не сдачу отчетности устанавливаются по статьям 119 и 126 НК РФ и статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.

Необходимо учесть, что в случае, если срок сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, отчетность необходимо сдать в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.

Если организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях.

Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением.

Информация по штрафам за не сдачу отчетности представлена в Таблице 1: (нажмите для раскрытия)
Вид отчетности Вид нарушения

Штраф

Нормативный документ
минимум расчет максимум
Декларация, расчет по страховым взносам 1 000 руб. 5% за полный или неполный месяц 30% от суммы налога по декларации Статья 119 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.5 КоАП РФ
Расчет по авансовым платежам, сведения о среднесписочной численности 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Расчет 6-НДФЛ 1 000 руб. За каждый полный или неполный месяц Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ
Бухгалтерская отчетность 200 руб. Статья 126 НК РФ
300 – 500 руб. Статья 15.6 КоАП РФ

Дополнительной санкцией за не сдачу декларации является приостановление операций по всем счетам налогоплательщика (Читайте также статью ⇒ Порядок и сроки составления сводной финансовой отчетности 2020).

Приостановление операций производится, если декларация не представлена в срок, превышающий 10 дней со дня, установленного для сдачи декларации.

На всякий случай напомнить, что за не сдачу бухгалтерской отчетности в органы статистики еще больше – предупреждение или наложение на организацию административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Оспаривание штрафов

При оспаривании «статистического» штрафа, компания должна иметь доказательства, что все зависящие от нее меры от него по предоставлению статистической отчетности, были приняты.

Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.

Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.07.2015 г. №А40-190349/14).

Как отчитываться

Статистическую отчетность можно передать:

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.

На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 79, далее по тексту — Правила № 79):

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79).

Важно!

Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.

Размер штрафов

Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.

Повторное нарушение карается большим размером штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.

При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Несвоевременное представление,непредставление отчетности.

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

  • должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;

  • должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности.

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

  • несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

  • непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

Виновное должностное лицо освобождается от ответственности, закрепленной в ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

  • до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

Источники

  • https://torg.1c.ru/articles/antivirusnyy-zakon-perenos-srokov-uplaty-nalogov-sdachi-otchetnosti-i-otmena-proverok-v-period-pande/
  • https://rosco.su/press/shtrafy-za-nesdachu-nulevoy-otchetnosti/
  • https://online-buhuchet.ru/shtrafy-za-nesdachu-otchetnosti-v-nalogovuyu/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/468533/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/994128.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: