Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа

Содержание
  1. Что такое налоговая отчетность
  2. Что такое отсрочка и рассрочка?
  3. Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?
  4. Правила получения отсрочки (рассрочки)
  5. Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)
  6. Анализ судебной практики по вопросу рассрочки по оплате налогов
  7. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов
  8. В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога
  9. Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов
  10. Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов
  11. Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации
  12. Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей
  13. Требование об уплате недоимки по страховым взносам
  14. Обязанность налогоплательщика по предоставлению отчетности
  15. Основные особенности, определяющие порядок сдачи отчетности
  16. Кто должен представлять декларации
  17. Налоговый Кодекс
  18. Как можно сдавать отчетность
  19. Коды налоговых периодов
  20. Возможные ошибки
  21. Обеспечение обязательств налогоплательщика
  22. Залог имущества
  23. Банковская гарантия
  24. Поручительство третьего лица
  25. Состав и содержание налоговой отчетности
  26. Порядок предоставления налоговой отчетности

Что такое налоговая отчетность

По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Классификация

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года.
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • на физических бумажных носителях;
  • в электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации.
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения.
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • индивидуальная;
  • консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • отчеты по налогам и сборам;
  • расчеты по налогам и сборам;
  • среднесписочная численность работников предприятия;
  • другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Вся суть налоговой отчетности состоит в том, что любое предприятие должно проинформировать контролирующие органы о том, какие доходы оно получило в отчетный период, какие расходы понесло, какие у него имеются налоговые льготы, а также основные источники получения прибыли.

Эта информация представляется в ФНС в формате установленных форм деклараций. Она необходима для того, чтобы корректно рассчитать сумму обязательных налогов и сборов, подлежащую выплате юридическим лицом или ИП. Согласно Статье 80 НК, декларация представляет собой форму заявления экономического субъекта, по которой контролирующие органы могут определить налогооблагаемую базу и сумму сборов к оплате. Для каждого из видов налогов организации необходимо формировать и подавать в ФНС отдельную декларацию по установленной форме.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Напомним: в силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных Налоговым кодексом оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке – не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/683@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Анализ судебной практики по вопросу рассрочки по оплате налогов

Единая судебная практика по вопросам, связанным с обстоятельствами, исключающими возможность предоставления рассрочки (отсрочки), до настоящего времени не сложилась. Например, вызывает вполне обоснованный вопрос формулировка первого основания, указывающего на невозможность предоставления рассрочки (отсрочки) в случае возбуждения уголовного дела. Это обусловлено тем, что законодатель не раскрывает, в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело. Если речь идет о налогоплательщике, физическом лице, то такая формулировка является вполне уместной. Если же речь идет о юридическом лице, то применение положений статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации может вызывать затруднения.

В силу статьи 19 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. Таким образом, в российском законодательстве субъектами уголовных преступлений могут являться только физические лица. В связи с этим, возникает обоснованный вопрос: в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело, чтобы юридическое лицо утратило право на предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате налога.

Представляется, что к таким лицам можно отнести должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Однако при таком толковании возможно злоупотребление со стороны организаций, поскольку увольнение такого лица не является серьезным препятствием практически для юридического лица.

Формулировка, определенная пп. 2 п. 1 ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации, также дает повод для возникновения разногласий, поскольку не определено, что считать началом и окончанием производства, не установлена правовая судьба по уже принятым решениям о предоставлении отсрочки (рассрочки). Таким образом, вопрос о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) лицу, не уплатившему штраф, назначенный в качестве наказания за налоговое правонарушение остается открытым.

Суды придерживаются позиции, что наличие неоплаченного штрафа не является основанием, исключающим предоставление отсрочки (рассрочки), установленным пп. 2 п. 1 ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, такая позиция подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.2009 по делу N А17-7773/2008, в котором суд разъясняет, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.

В случае, если налогоплательщиком установлено наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), а также отсутствие обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки), то такое лицо может обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении такой отсрочки. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), подтверждающие финансовое состояние, а также обязательство о соблюдении условий рассрочки. Необходимость предоставления такого документа как обязательство о соблюдении условий предоставления отсрочки (рассрочки) является достаточно спорной, поскольку обязательства, связанные с уплатой налогов, возникают в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации и изменяются на основании заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), решения государственного органа.

В качестве документов, подтверждающих основания для предоставления рассрочки (отсрочки) могут быть предоставлены: заключение органа власти о факте стихийного бедствия и акт оценки ущерба, письмо заказчика или налогоплательщика с указанием обстоятельств о задолженности налогоплательщика по государственному (муниципальному) контракту, справку об осуществлении сезонных видов деятельности.

По результатам анализа предоставленных документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается. Срок для принятия такого решения 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. В силу п. 9 ст. 65 Налогового кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебной практике встречается достаточно большое количество дел, связанных с обжалованием как самого отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, так и отказа в принятии документов для предоставления отсрочки (рассрочки). Например, Решением от 15.06.2007 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1055/07А-10-50, Решением от 30 июля 2008 г. Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-3033/2007 признаны неправомерными действия, связанные с отказом налогового органа принять (рассмотреть) заявление о предоставлении рассрочки (отсрочки).

Сложилась как положительная судебная практика, связанная с обжалованием решений налоговых органов об отказе в предоставлении рассрочки или отсрочки (например, Решением от 26 апреля 2011 г. по делу № А40-134293/2010 признан незаконным отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) ООО «Механосборочный завод ИЗТС»; Решением от 3 сентября 2010 г. по делу № А40-73287/2010 признан незаконным отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения»), так и отрицательная (Решение от 7 июля 2008 г. по делу № А17-1782/2008).

Приведенные нормы, анализ судебной практики показывают, что при наличии оснований, дающих право на предоставление отсрочки (рассрочки) налогоплательщик имеет реальную возможность получить отсрочку (рассрочку) в уплате налогов. Описанные механизмы являются применимыми и все чаще используются налогоплательщиками.

Несмотря на это, реализация такого права как предоставление отсрочки (рассрочки) является достаточно непопулярной. Отсутствие спроса обусловлено рядом факторов, которые влияют на количество налогоплательщиков, обращающихся за предоставление отсрочки (рассрочки). Во-первых, причиной невостребованности может быть неосведомленность налогоплательщика о реальной возможности реализации такого права. Во-вторых, перечень оснований, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) достаточно мал, чтобы таким правом воспользовалось большое количество лиц. В-третьих, на сумму просрочки могут начисляться проценты в размере ½ ставки финансирования ЦБ РФ. В-четвертых, малое количество обращений за предоставление отсрочки (рассрочки) может быть обусловлено заведомым убеждением в отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). В-пятых, значительное количество налогоплательщиков просто не хочет привлекать внимание к своей деятельности, раскрывать свое финансовое положение.

Таким образом, механизмы по предоставлению отсрочки (рассрочки) в большей мере должны быть популярны среди организаций, использующих бюджетные средства. Вместе с тем, следует учитывать, что существует позиция, согласно которой налоговым органом может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налоговой задолженности, взыскиваемой на стадии исполнительного производства в принудительном порядке. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2009 по делу N А17-6337/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 12.11.2007 по делу N А23-1055/07А-10-50). Указанное правовое обоснование построено на положениях статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу которых взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения акта государственного органа, а также об изменении способа и порядка его исполнения в орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2009 по делу N А17-6337/2008 суд не согласился с доводом налогового органа о том, что в действующем законодательстве отсутствует порядок предоставления налоговыми органами отсрочки исполнения исполнительных документов, и об отсутствии полномочий на предоставление такой отсрочки. При этом суд указал, что хотя в законе об исполнительном производстве отсутствует порядок принятия решения о предоставлении отсрочки, налоговый орган не вправе на этом основании отказать в предоставлении рассрочки и не вправе оставить заявление налогоплательщика без рассмотрения. В этом случае по аналогии следует применять порядок, предусмотренный ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд счел возможным применение аналогии права, видимо, руководствуясь принципом, закрепленным в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Такое обстоятельство делает более заманчивым использование права на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. Однако официального законодательного закрепления вышеуказанная позиция пока не получила. Кроме того, нет и официальной позиции налоговых органов по данному вопросу. Возможно, в будущем данный вопрос будет устранен законодателем путем внесения соответствующий изменений в систему налогового права. Это позволит снизить негативные правовые последствия, возникающие в результате привлечения к ответственности налогоплательщика, который хотя и действует недобросовестно, однако не имеет при этом злого умысла. Такой подход обеспечит увеличение числа налогоплательщиков, желающих воспользоваться предоставлением права на отсрочку (рассрочку) в уплате налогов.

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее — уполномоченные органы), являются:

    1. по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
    2. по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;
    3. по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
    4. по государственной пошлине — органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
    5. по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, — налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований;
    6. по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита — органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ.

Если в соответствии с законодательством субъектов РФ региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

  • бюджеты субъектов РФ, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ;
  • местные бюджеты, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

В случае отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством РФ.

В случае отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов РФ.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества.

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

Обязанность налогоплательщика по предоставлению отчетности

Отчетность, предоставляемая в налоговые органы, делится на два блока: налоговая отчетность (налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по налогам (далее — расчет)) и бухгалтерская отчетность.

В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Также обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 28.11.2011 г.) «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций установлена ст.119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности установлена в п.1 ст.126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и ст. 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Основные особенности, определяющие порядок сдачи отчетности

Согласно Статье 313 НК РФ, режим представления налоговой отчетности определяется каждым субъектом экономической деятельности, исходя из удобной налоговой политики, целей и специфики ведения экономической деятельности. Однако это не значит, что каждая организация может отчитываться в ФНС так, как удобно именно ей. Необходимо соблюдать определенные требования, а именно обеспечить контролирующим инстанциям возможность:

  • хронологического отображения бухгалтерских сведений, беспрерывного и полного;
  • определения всех существенных фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • систематизации и анализа данных бухгалтерской отчетности;
  • адекватной оценки доходов и расходов субъекта экономической деятельности;
  • рассчитать сумму налога на прибыль хозяйствующего субъекта.

Организация системы налогового учета изначально является независимой, так как не подчиняется таким же жестким правилам и требованиям, как система бухгалтерского учета. Так, контролирующие инстанции не требуют от предприятий представления налоговой отчетности по каким-либо унифицированным формам и стандартам.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут организовать налоговый учет следующими способами:

  • Автономный метод налогового учета.

    Эта система никак не связана с бухгалтерским учетом. Все существенные хозяйственные операции отображаются в регистрах налогового учета.

  • Формирование системы налогового учета на основе данных БУ.

    Для многих предприятий такой метод является более целесообразным, поскольку полностью соответствует требованиям Статьи 313 НК РФ, а также занимает существенно меньшее время со стороны бухгалтеров.

Статья 313 определяет налогооблагаемую базу именно на основе данных налогового учета. При этом Глава 25 НК четко разделяет понятие бухгалтерского и налогового учета, определяя для последнего особый порядок систематизации данных и хозяйственных операций.

Если правила ведения налогового и бухгалтерского учета в пределах одного хозяйствующего субъекта совпадают, налогооблагаемая база определяется именно на основе данных БУ. При этом необходимо:

  • Четко определить объекты налогового учета по данным НУ и БУ. Разграничить объекты, по которым правила учета по обеим системам различаются.
  • Определить порядок использования информации для расчета налогооблагаемой базы из данных БУ.
  • Определить формы аналитических регистров для каждого из объектов налогового учета.
  • Определить объекты раздельного НУ при применении каких-либо специальных систем налогообложения.

Если бухгалтер или иной специалист организации смог правильно организовать систему налогового учета, это на порядок упростит процесс формирования и сдачи налоговой отчетности в ФНС.

Кто должен представлять декларации

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • пояснительная записка к БО;
  • декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.

При использовании организацией упрощенной системы налогообложения 6 форм БО подавать не нужно. Вместо деклараций по НДС и другим налогам ежегодно подается только одна – по УСН.

Микропредприятия, среднесписочная численность сотрудников которых не превышает 15 человек, не обязаны вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Также подобные организации планируется освободить от обязанности подавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность.

Налоговый Кодекс

Глава 6.13 НК регламентирует порядок представления и утверждает формы налоговой отчетности для субъектов экономической деятельности РФ.

В Статье 53 НК приводится определение налоговой базы как прибыли экономического субъекта, полученной по результатам его хозяйственной деятельности.

Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает формы деклараций по каждому налогу, а также инструкции по их заполнению и подаче.

Часть 2 НК определяет сроки представления отчетности и уплаты соответствующих налогов.

Как можно сдавать отчетность

Статьей 80 НК определяются 4 способа подачи деклараций и других отчетных документов:

  • лично представителем организации,
  • через уполномоченное лицо,
  • по почте на бумажных носителях,
  • по электронным каналам связи.

При этом предприятия, среднесписочная численность сотрудников которых превышает 100 человек, могут отчитываться только в электронном виде. При применении УСН организация может сдавать декларации любым удобным способом.

Личное посещение ФНС

Сдать налоговую отчетность может руководитель организации, главный бухгалтер, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель, имеющий соответствующую доверенность. Этот способ отнимает достаточно много времени, но его преимуществом можно считать то, что специалист ФНС может сразу проверить документы и указать на возможные ошибки.

По почте

Лично налоговую службу посещать не нужно, благодаря чему бухгалтер может сэкономить немало времени, особенно в период сдачи годовых отчетов. К письму обязательно нужно приложить опись вложенных документов, а также сохранить чек о приеме отправления. Он может понадобиться при возникновении споров о соблюдении сроков подачи деклараций. Датой представления отчетности считается дата приема письма почтовым отделением.

В электронном виде

Это самый удобный, быстрый и надежный способ. Организации необходимо иметь специальное программное обеспечение, которое позволит формировать декларации и направлять их в ФНС по защищенным каналам связи. При этом статус отчетности можно отследить на любом этапе, вплоть до ее регистрации специалистом ФНС.

Коды налоговых периодов

Любая декларация обязательно содержит коды, которые указывают на отчетный период и вид налогов. Например, для 2019 года установлены следующие коды:

  • При расчете налогов с нарастающим итогом: 21 – квартал, 31 – 1 полугодие, 33 – 9 месяцев, 34 – календарный год.
  • Для ежемесячных деклараций: коды с 35 по 46 с января по декабрь соответственно.
  • Для консолидированных групп налоговых агентов: с 13 по 16, ежемесячная отчетность начинается кодом 57 и заканчивается 68.
  • При ликвидации организации: 50.
  • Для имущественного налога: 21 – первый квартал, 17 – полугодие, 18 – 9 месяцев, 51 – первый квартал при реорганизации предприятия, 47 – полугодие при реорганизации предприятия, 48 – 9 месяцев при реорганизации предприятия.
  • При упрощенной системе налогообложения: 34 – календарный год, 95 – последний отчетный период при смене системы налогообложения.
  • При едином налоге на вмененный доход: 21 или 51 – первый квартал (и первый квартал при ликвидации), 22 и 54 – второй квартал, 23 и 55 – третий квартал, 24 и 56 – четвертый квартал.

Возможные ошибки

Даже малейшие ошибки при заполнении утвержденных форм налоговой отчетности недопустимы. При их большом количестве или несвоевременном исправлении на организацию или конкретное должностное лицо будет наложен штраф.

Бухгалтерская отчетность – это структурированная информация о результатах экономической деятельности организации в отчетный период. Она представляет собой свод таблиц с данными финансового и оперативного учета экономического субъекта. А именно — отчета о прибыли убытках, об изменении капитала, для некоторых организаций — о целевом использовании средств, о движении средств.

Будучи итогом экономической деятельности, налоговая отчетность должна отвечать ряду критериев:

  • Содержать достоверную и полную информацию о финансовом положении налогового агента.
  • Все существенные показатели, которые оказывают прямое влияние на оценку финансовых результатов деятельности организации, должны быть отражены в отчетности отдельными строками.
  • Данные, содержащиеся в отчетности, не должны касаться каких-либо интересов третьих лиц и организаций.
  • Вся информация должна быть приведена в соответствии с утвержденными стандартами, а также быть сопоставимой по времени.

Обеспечение обязательств налогоплательщика

Наличие обеспечения заметно повысит ваши шансы получить рассрочку и перенести сроки уплаты налогов. Традиционные способы обеспечения — залог имущества, банковская гарантия и поручительство третьих лиц.

Залог имущества

Залог имущества — это письменный договор между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть не только сам налогоплательщик, но и стороннее лицо — владелец имущества ().

В качестве залога вы можете предложить любое движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги. Исключение — вещи, на которые законом не допускается обращение взыскания, например, единственное жилье индивидуального предпринимателя () или имущество уже находящиеся в залоге ().

Заложенное имущество может остаться в пользовании залогодателя, а может быть передано в налоговый орган. В этом случае залогодатель обязан за свой счет обеспечить хранение переданного имущества.

Если вы нарушите правила рассрочки и своевременно не погасите налоговую задолженность, в бюджет будут перечислены средства от продажи залога.

Банковская гарантия

Банковская гарантия — это письменное обещание банка выплатить задолженность налогоплательщика по первому требованию налогового органа (). Если вы не сможете своевременно заплатить налоги с учетом предоставленной рассрочки, банк сделает это за вас. А вы потом заплатите банку.

Важно помнить, что не любая банковская гарантия подойдет. Налоговики примут у вас гарантию только того банка, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Этот перечень размещается на сайте Центрального банка РФ и периодически обновляется.

За свои услуги банк потребует плату, но эта сумма будет значительно меньшей, чем проценты по кредитам, да и само оформление обязательства происходит быстрее.

Поручительство третьего лица

Один из наиболее распространенных способов обеспечения обязательства. Часто так обеспечиваются налоговые обязательства дочерних или взаимосвязанных структур. Поручитель заключает письменный договор с налоговой инспекцией (). Если сумма налоговой рассрочки велика, вы можете пригласить несколько поручителей по одному договору. Это могут быть как физические, так и юридические лица.

По условиям соглашения, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. На практике это означает, что при невыплате или неполной выплате налоговых платежей, инспекция одновременно направит требования в банк поручителя и банк налогоплательщика. Если налоговый долг за вас выплатит поручитель, он вправе потребовать у вас возврата денег на своих условиях.

Состав и содержание налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых деклараций, которые налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы по месту налогового учета в установленные сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.

Расчет авансового платежа представляет собой заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, утверждены Федеральной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов России отдельно для каждого налога.

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Сроки сдачи в налоговые органы налоговых деклараций за налоговый период и расчетов авансовых платежей за отчетные периоды устанавливаются НК РФ отдельно для каждого налога.

Порядок предоставления налоговой отчетности

Налоговая декларация (расчет) представляется по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) только в электронном виде.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной по установленной форме. Он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (расчета) отметку о ее принятии и дату получения, при получении налоговой декларации на бумажном носителе, или передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Источники

  • https://kontur-extern.net/nalogovaya-otchetnost/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/460152/
  • https://primelegal.ru/analitika/dogovoritsa-s-gosudarstvom-rassrochka-po-uplate-nalogov/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/izmenenie-sroka-uplati-naloga-i-sbora-obschie-usloviya-izmeneniya-sroka-uplati-obstoyatelstva-iskliuchaiuschie-izmenenie-sroka-uplati-organi-upolnomochennie-prinimat-reshenie-ob-izmenenii-sroka-uplati
  • https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/trebovanie_ob_uplate_naloga_vznosa/
  • https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/poryadok-uplaty-nalogov-i-sborov.html
  • https://rosco.su/press/poryadok_sdachi_dokumentov_v_nalogovye_organy_rf/
  • https://vc.ru/legal/73841-nalogi-v-rassrochku-kto-i-kogda-mozhet-ispolzovat

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: