Онлайн-касса для ТСЖ в 2020: как применять, порядок оформления

Содержание
  1. Что входит в ЖКУ?
  2. Как оплачивать ЕПД?
  3. Как оплачивать ЖКУ, если я получаю не ЕПД?
  4. Министерства и ведомства
  5. Права и обязанности товарищества (ТСЖ)
  6. Выбор управляющей компании
  7. Заключить договор с управляющей компанией
  8. Самоуправление без посредников
  9. Чем отличаются?
  10. Какой способ руководства многоквартирным домом лучше?
  11. Рекомендации по подбору лучшей формы обслуживания МКД
  12. Как устроена работа в жилищно-строительном кооперативе?
  13. Преимущества организационных форм
  14. Какое решение выбрать
  15. Собственная касса
  16. Касса в аренду
  17. Законодательная база деятельности
  18. Гражданский Кодекс
  19. Обобщающие понятия, используемые в законе о ТСЖ
  20. Федеральный закон о ТСЖ действующая редакция
  21. Современные сложности в регулировании деятельности ТСЖ
  22. Порядок преобразования жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников жилья
  23. Процедура ликвидации ЖСК и создание ТСЖ
  24. Учредительное собрание
  25. Без участия товарищества
  26. Иск о взыскании средств
  27. Борьба с неплательщиками
  28. Прямые договоры «в обход ТСЖ»
  29. Квитанция от ТСЖ и от УК – есть ли разница?
  30. Как рассчитываются тарифы?
  31. Как в бух. учете ТСЖ отражаются коммунальные платежи?
  32. Отношения с РСО
  33. Кто по-прежнему может не применять ККТ?
  34. ККТ при зачете и возврате авансов
  35. Цель применения онлайн-касс
  36. Нужна ли касса для ТСЖ в 2020 году?
  37. Оплата в офисе управляющей компании
  38. Как передавать чек плательщику?
  39. Особенности расчетов с жильцами ТСЖ
  40. Заключение

Что входит в ЖКУ?

В ваши ежемесячные счета за жилищно-коммунальные услуги, или ЖКУ, могут входить:

  • единый платежный документ (ЕПД), включающий в себя счет за большинство жилищно-коммунальных услуг. Подробнее о том, как пользоваться ЕПД, вы можете прочитать в нашей инструкции
  • квитанция за электроэнергию;
  • квитанция за газ, если вы оплачиваете его по счетчику;
  • квитанция за домашний телефон. В нее же может быть включена плата за телевидение или интернет, если эти услуги предоставляет вам Московская государственная городская сеть (МГТС).
  • вы можете также получать отдельную квитанцию за коммунальные услуги от своей управляющей компании, если плата за ЖКУ для вашего дома рассчитывается через нее, а не через центры «Мои документы».

Как оплачивать ЕПД?

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Он включает в себя счет за большинство (но не за все) жилищно-коммунальных и прочих услуг.

Присылают ЕПД до 15-го числа каждого месяца, а оплатить его нужно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Для этого вам понадобится сама квитанция или 10-значный номер плательщика (смотрите образец).

Оплатить ЕПД можно:

  • онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru:
  • для собственников жилых помещений
  • для собственников нежилых помещений. При помощи сервиса также можно получить подробную детализацию как за коммунальные услуги, так и за капремонт. Онлайн-оплата недоступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • онлайн через приложение «Госуслуги Москвы». В разделе «Услуги» нужно выбрать «Начисления за ЖКУ» и ввести данные о квартире: адрес, номер квартиры, код плательщика.
  • отсканировав QR-код. С февраля 2019 года на единый платежный документ наносится QR-код — двухмерный штрихкод, с помощью которого можно оплачивать ЕПД в мобильных приложениях банков и терминалах с функцией сканирования QR-кода, не вводя данные вручную;
  • лично в отделениях банков, «Почты России», а также с помощью банкоматов и платежных терминалов.

Как оплачивать ЖКУ, если я получаю не ЕПД?

Единый платежный документ (ЕПД) получают жители тех домов, для которых жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) рассчитывают через центры «Мои документы».
В остальных случаях за прием оплаты ЖКУ отвечает ваша управляющая компания.

Министерства и ведомства

  • Роспотребнадзор
  • Министерство строительства и ЖКХ
  • Фонд содействия развитию жилищного строительства
  • Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие»

Права и обязанности товарищества (ТСЖ)

Права:

  1. Подписывать договор управления домом, а также договоры на содержание, проведение и осуществление ремонтных работ общедомового имущества;
  2. Утверждать годовую смету доходов и расходов;
  3. Рассчитывать на основе сметы платежи и взносы
  4. Выполнять услуги для членов организации;
  5. Пользоваться банковскими кредитами
  6. Передавать денежные средства и материальные ценности лицам, которые выполняют необходимые услуги;
  7. Продавать, передавать во временное пользование имущество, и также производить его обмен.

Обязанности:

  1. Соблюдать российское законодательство, выполнять требования Устава
  2. Созывать и проводить общие собрания
  3. Нанимать и увольнять работников для проведения ремонта;
  4. Контролировать своевременную оплату взносов;
  5. Составлять финансовые отчеты и годовые сметы расходов и доходов;
  6. Вести делопроизводство, бухгалтерию, а также реестр всех членов.

Выбор управляющей компании

Действия и мероприятия, необходимые для выбора УК:

  • Проинформировать владельцев жилплощади о создании группы активистов для проведения общедомового собрания.
  • Необходимо пригласить для участия в собрании заинтересованных в выборе УК собственников;
  • Определить ответственность каждого члена группы;
  • Организовать встречу с управляющим с целью получения сведений о владельцах квартир и указания их доли в общедомовой собственности;
  • Проинформировать владельцев жилплощади об основных темах, которые будут рассмотрены на собрании;
  • Сформировать и передать хозяевам квартир опросные листы с кратким изложением данных о создании УК;
  • Провести предварительный выбор способа управления на основе опросных листов;
  • Назначить членов счетной комиссии для учета голосов;
  • Оформить повестку дня общедомового собрания (решить когда, где именно будет проведено);
  • Принять решение о месте, жители (владельцы) смогут ознакомиться с итогами собрания;
  • Разработать и утвердить бланк для голосования;
  • Определить долю каждого с общедомовой собственности многоквартирного дома.

Заключить договор с управляющей компанией

Управляющая компания — коммерческая организация, которая управляет имуществом, принадлежащим владельцам квартир в доме, и выступает посредником между собственниками и поставщиками услуг (тепло, вода, газ). Приступить к своим обязанностям компания должна в течение 30 дней с момента заключения договора.

Самоуправление без посредников

Если вы живете в маленьком доме (не больше четырех квартир), то можете самостоятельно решать бытовые вопросы по договоренности с соседями — не создавая юридического лица.

Чем отличаются?

Рассмотрим, в чем отличие ТСЖ, УК и жилищного кооператива (ЖСК).

  • ТСЖ подойдёт для тех домов, собственники квартир в которых инициативны и организованны. ТСЖ имеет некоммерческий характер. Для деятельности товарищества необходимо, чтобы собственники, входящие в правление, имели опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве и разбирались в вопросах взаимодействия с поставщиками услуг, благоустройства территории и проведения ремонтных работ.

    Также на выполнение этих обязанностей требуется немало времени. Экономически ТСЖ лучше управляющей компании, потому что не надо тратиться на оплату услуг штата сотрудников. Продуктивность деятельности повышается за счет личной заинтересованности собственников квартир. Как преимущество в создании ТСЖ для управления МКД можно выделить прозрачность расходования средств и большую свободу в выборе поставщиков услуг.

  • УК – коммерческая организация, полностью берущая на себя управление многоквартирным домом. В отличие от ТСЖ, УК осуществляет свою деятельность на профессиональной основе. Собственникам надо только оплачивать стоимость услуг и участвовать в ежегодных собраниях. Не всегда деятельность такого учреждения будет эффективной.
    УК может заключать невыгодные для собственников контракты и некачественно выполнять обязанности. Владельцы помещений в доме, которым управляет УК, защищены законодательством о защите прав потребителей. Сменить компанию бывает достаточно сложно в силу неорганизованности жильцов.
  • ЖСК по своей сути близок к товариществу: у него также есть устав, правление, ревизионная комиссия. В ТСЖ не обязательно состоят все собственники квартир, в этом его отличие от ЖСК, так как членами жилищного кооператива являются все владельцы квартир в МКД.

    Разница между формами управления еще и в том, что ЖСК может существовать только в одном доме, тогда как ТСЖ и управляющая компания могут проводить деятельность сразу в нескольких МКД. ТСЖ и ЖСК заинтересованы в результатах осуществляемой деятельности.

Какой способ руководства многоквартирным домом лучше?

ТСЖ ЖК и ЖСК УК
Преимущества
  • Денежные ресурсы владельцев находятся на расчетном счете организации и могут быть применены только на нужды дома.
  • Возможность самостоятельно нанимать работников для содержания, ремонта и обслуживания дома.
  • Возможность переизбрания правления в случае его плохой работы.
  • Возможность ведения коммерческой деятельности (сдача рекламных площадей).
  • Коллективное принятие решений, утверждаемых протоколом общего собрания.
  • Профессионализм сотрудников.
  • Хорошая материально-техническая база.
  • Работы выполняются по графику.
  • В случае возникновения задолженности со стороны собственников квартир, УК может выплатить подрядчикам денежные средства со своих счетов с целью продолжения поставки услуг потребителям.
Недостатки
  • Выгодно только для большого дома, иначе содержание будет обходиться жильцам дорого.
  • Председателем может стать недобросовестный человек.
  • Необходимость самостоятельно вести бухгалтерию.
  • Необходимость самим отстаивать свои права в суде.
  • При возникновении задолженности по оплате коммунальных услуг, недостающая сумма может быть распределена между всеми жильцами.
  • Нет прозрачности в расходовании средств.
  • УК не заинтересована в результатах работы.
  • Недобросовестное выполнение обязанностей.
Ответственность Ответственность членов ТСЖ и ЖСК в ЖК РФ, регулирующем большинство нюансов деятельности этих организаций, не прописана.

К ним применяются все меры, предусмотренные в законе для юридических лиц, такие как административные, гражданские и уголовные. Отвечать придется:

  • за низкое качество предоставленных услуг;
  • причинение вреда здоровью и жизни людей;
  • нанесение убытков, вследствие нарушения прав собственников.
Административная ответственность (штрафы):
  • за содержание имущества в ненадлежайшем состоянии;
  • за нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами;
  • за бездействие уполномоченных лиц, приведшее к порче имущества;
  • за нарушение правил содержания и текущего ремонта дома.

Гражданско-правовая ответственность — возмещение убытков пострадавшей стороне.

Рекомендации по подбору лучшей формы обслуживания МКД

Главное назначение ТСЖ, ЖК и ЖСК, УК – это управление МКД. Собственникам бывает сложно определиться, кому доверить управление и обслуживание своего дома.

Такие объединения, как ЖК и ЖСК более актуальны, если дом находится на этапе строительства. В отстроенных домах стоит оценить преимущества ТСЖ и УК.

ТСЖ подойдет, если в доме живут грамотные и сплоченные собственники, которые готовы сами вникать в управление. Товарищества предпочтительны для новых домов, где в ближайшее время не потребуется ремонтных работ. Собственники смогут сэкономить свои деньги.

При выборе такого способа управления как УК, платить придётся ежемесячно, без учета того, нужно проводить какие-то работы или нет (какова плата за графу «Управление МКД»?). Также ТСЖ подойдёт только для больших домов, иначе суммы, которые потребуются на ремонт общедомового имущества, могут получиться неподъёмными для владельцев квартир.

Критерии, определяющие, что дом лучше передать в ведение управляющей компании:

  • если вы не хотите вникать в управление МКД;
  • если дом не новый и в нём постоянно надо что-то ремонтировать;
  • если собственники безответственны и не оплачивают коммунальные услуги.
Многоквартирным домам, в которых меньше 30 квартир, доступен еще один способ управления — непосредственная форма. О том, что это такое, а также о том, что будет, если способ управления МКД не выбран или не реализован, читайте в других публикациях нашего портала.

От вопроса выбора способа управления МКД зависят размеры платежей, поддержка общедомового имущества в надлежащем состоянии, своевременное выполнение ремонта. Любая форма управления будет не результативной, если у собственников отсутствует заинтересованность в улучшении обслуживания, уменьшении коммунальных платежей и повышении качества предоставляемых услуг.

Как устроена работа в жилищно-строительном кооперативе?

Жилищно-строительный кооператив согласно ст. 110 ЖК РФ отличается от прочих форм управления тем, что формируется на стадии строительства или реконструкции жилого дома. ЖСК и выступает в качестве застройщика. То есть пайщики — это будущие собственники жилья.

Участники ЖСК выступают пайщиками, на средства которых производится строительство, реконструкция, а затем и управление жилым домом. Вступить в жилищно-строительный кооператив могут физические и юридические лица (см. ст. 111 ЖК РФ). Приоритет на вступление даётся лицам не имеющим собственного жилья и проживающим по договору социального найма.

ВАЖНО! Для того чтобы организовать ЖСК необходимо как минимум 5 человек.

Решение об организации оформляется протоколом. ЖСК также имеет собственный Устав.

Каждый пайщик становится владельцем после того, как оплатит пай полностью. Пай равен сумме строительной стоимости его квартиры. До того, как все жильцы дома выплатят доли, собственником дома является ЖСК.

Существует два способа получения средств на строительство дома:

  • разовая и единовременная оплата строительства всеми членами ЖСК, осуществленная в полном объеме;
  • долговременный банковский ипотечный кредит, заключаемый с банком ЖСК в качестве юридического лица, выплачивается всеми членами ЖСК.

По завершению строительства ЖСК принимает функции управления домом и становится объединением, идентичным ТСЖ.

Более подробную информацию о ЖСК можно узнать из видео:

Преимущества организационных форм

Так, всё-таки, какую организационную форму выбрать? Итак:

  1. ТСЖ лишено нижеприведённых преимуществ ЖСК и ЖНК и может быть выбрано только для управления существующим жильём. Главное преимущество ТСЖ по сравнению с управляющей компанией — это прозрачность затрат на обслуживание и ремонт дома, на коммунальные ресурсы.
  2. ЖСК выбирается только в случае нового строительства или реконструкции МКД (в случае реконструкции можно также выбрать ЖНК). Преимущества:
    • Пайщики покупают квартиры не по рыночным ценам, а по сметной стоимости застройщика, что гораздо дешевле.
    • В ЖСК в отличие от ТСЖ доходы от предпринимательской деятельности (сдача помещений в аренду) распределяются между членами кооператива.

В заключении хотелось бы отметить, что кооперативы в нынешнее время обрели новую форму и являются прекрасным средством для строительства, приобретения и управления жилья. Это наилучшая форма для людей с хозяйским подходом к собственному недвижимому имуществу.

Какое решение выбрать

Рассмотрим 2 варианта онлайн-кассы для ТСЖ и управляющих компаний.

Собственная касса

Купить онлайн-кассу и установить ее в офисе – привычно и понятно. В чем может возникнуть проблема? Если у управляющей компании тысячи или даже десятки тысяч потребителей, то ежедневно пробивать вручную бумажный чек по каждой поступившей оплате сложно и затратно:
  • придется нанимать отдельного бухгалтера или нагружать сотрудников бухгалтерии. Работник может заболеть, уйти в отпуск, а чеки выбивать все равно необходимо с учетом требований закона: не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем расчета;
  • при ручном пробитии большого количества чеков неизбежны ошибки в сумме, каждая такая ошибка – это возможный штраф со стороны налоговой службы;
  • все чеки будет необходимо хранить, так как невозможно угадать в какой момент и кому именно из жильцов будет нужен бумажный чек за коммунальные услуги;
  • кассовая техника требует обслуживания и ремонта, стабильного интернета, при большом объеме бумажных чеков, увеличатся расходы на чековую ленту.
Если вы принимаете наличные деньги и безналичную оплату, самым выгодным вариантом будет приобретение кассы в собственность и подключение сервиса. Кассир выдаст бумажные чеки при расчетах в офисе, а бухгалтер помощью сервиса легко и быстро создаст чеки по реестрам банка.

Касса в аренду

Понятно, что внедрение онлайн-касс – это нагрузка на бизнес, и если совсем избежать ее невозможно, то автоматизировать часть работ, минимизировать вероятность ошибки — вполне реально. Для этого мы разработали облачный сервис.
Подробно о том, что такое аренда кассы мы рассказали в отдельной статье. Сейчас разберемся только с теми особенностями, которые важны для организаций ЖКХ. Итак, основной проблемой после начала обязательного использования кассовой техники будет большой дополнительный объем работы по созданию чеков по безналичным платежам. Эта задача решена нашим облачным сервисом при помощи пакетного формирования фискальных документов.
  • собственник оплачивает коммунальные услуги любым безналичным способом;
  • деньги попадают на расчетный счет поставщика;
  • бухгалтер получает выписку банка и сразу загружает ее в личный кабинет Инитпро или делает выгрузку в 1С, а затем в личный кабинет, после этого проверяет корректность загрузки, выбирает наименование услуги;
  • ККМ формирует чеки и отправляет их в ОФД;
  • ОФД направляет фискальные документы в налоговую службу;
Если потребитель предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то чек отправляется и собственнику жилого помещения.
Бумажные чеки по каждой оплате не пробиваются, при обращении потребителя бухгалтер находит необходимый чек в личном кабинете и распечатывает его на обычном принтере. Скорее всего, такие просьбы не будут массовыми, поэтому отправлять или печатать чеки в большом количестве не придется.
Таким образом, требования 54-ФЗ выполнены полностью с минимальными трудозатратами для работников бухгалтерии.
Такой способ работает и с файлами в формате «Excel», и с файлами 1С. Если вы ведете учет в программе 1С, то также сможете воспользоваться сервисом. Кассы и кассовое ПО Инитпро сертифицированы и совместимы с программой 1С.
Если компания работает с таким сервисом как «Стек-Интеграция», вы также можете использовать нашу облачную кассу, «Стек» чеки не печатает, а является связующим звеном.
Наши кассы могут работать напрямую с реестрами и особой необходимости в этом сервисе нет, любой дополнительный этап в цепочке действий может порождать проблемы и несостыковки. Но если вы не готовы отказаться от работы со «Стек» мы предоставим модуль интеграции кассы с сервисом.

Законодательная база деятельности

До вступления в силу в 2005 году Жилищного Кодекса Российской Федерации всю деятельность по управлению многоквартирным домом с помощью созданной самими жильцами некоммерческой организации регулировал специально принятый федеральный закон о товариществах собственников жилья.

Однако он показал свою неэффективность и с момента вступления в силу ЖК РФ свою актуальность утратил и был отменён.

С этого момента регулирование деятельности таких организаций происходит на основе двух ключевых нормативных документов — Жилищного и Гражданского Кодексов.

Решение о замене одного закона несколькими актами, подробно и полностью регулирующими вопросы деятельности такой организации, на законодательном уровне было принято в связи с тем, что даже с учетом всех вносимых поправок старый закон уже не отвечал требованиям современной действительности.

В то же время отпала необходимость дублировать положения, например, Гражданского Кодекса в части регулирования деятельности товарищества как некоммерческой организации.

Жилищный Кодекс, в свою очередь, осуществляет регулирование деятельности созданных объединений в интересах собственников, в частности, в сфере взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями.

Узнайте из наших статей о том, какие объекты находятся на балансе товарищества жильцов, кто может предоставлять технические и другие услуги, как вести бухгалтерский учет в сообществе и в каких случаях необходимо проведение ревизии или аудиторской проверки.

Гражданский Кодекс

ГК РФ в настоящее время рассматривает Товарищество собственников жильцов в качестве некоммерческой организации, созданной путём добровольного принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме. Принимается такое решение исключительно путём созыва общего собрания владельцев жилых помещений.

Создаваться объединение может только в соответствии с жилищным законодательством, действующим на данный момент на территории Российской Федерации.

В соответствии с его постановлением, а именно , Товарищество обязано быть оформлено только как некоммерческая организация, целью которой будет являться защита интересов владельцев помещений в одном многоквартирном доме или в нескольких таковых.

Причём оно обязательно должно будет проходить регистрацию и в налоговых органах.

О том, имеет ли право объединение жильцов отключать свет или воду должникам и неплательщикам коммунальных услуг по закону, а также о стандартах предоставления информации собственникам, читайте на нашем сайте.

Обобщающие понятия, используемые в законе о ТСЖ

Что бы разобраться в нюансах закона о ТСЖ, необходимо иметь представления об основных понятиях, использующихся в нем. Может быть не каждый желает вникать в официальные формулировки, но они применяются и в повседневной жизни.

ТСЖ или товарищество собственников жилья, представляет собой организацию, образованную на некоммерческой основе, для обеспечения собственников соответствующими услугами, которые необходимы для качественной жизни человека.

Домовладельцем в настоящем законе называют собственника жилого помещения в общем многоквартирном доме, а также человека, имеющего долю в жилом объекте.

Понятие помещения настоящим законом объясняется как единица собственности человека, предназначенная для любых целей, как для проживания, так и для ведения бизнеса, административного управления, муниципального образования.

Кондоминиумом называют всю территории предлагающеюся к дому, а также само многоквартирное строение и его помещения общего назначения.

Настоящий закон определяет понятие застройщика, кем является как юридическое, так и физическое лицо или органы государственной власти, которые возводят здание, ремонтируют его, осуществляют производство услуг по обеспечению капитальным ремонтом.

Все вышеуказанные понятия используются не только в законе, но и применяются при частном разговоре, в любых случаях повседневной жизни.

Настоящий закон регулирует:

  • Отношение собственности всего многоквартирного дома, а также прилагающийся к ней территории;
  • Каким образом образуются, эксплуатируются, прекращаются и переходят права на собственность;
  • Основные требования при регистрации недвижимости, в установленной законодательством форме;
  • Способ образования товарищества собственников жилья, его права и обязанности, а также порядок прекращения их действий.

Вышеуказанные действия регулируются не только настоящим законом статьями 1-4, но и гражданским кодексом РФ, постановлениями правительства, президента, а также другими законодательными актами, принимаемыми на уровне субъекта.

Федеральный закон о ТСЖ действующая редакция

Федеральный закон от 31.01.2016 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1

Пункт 1 статьи 291 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) изложить в следующей редакции:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья.».

Статья 2

Часть первую статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1998, N 30, ст. 3608; 2002, N 11, ст. 1018) изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 2002, N 12, ст. 1093; 2006, N 3, ст. 282; N 45, ст. 4627; 2007, N 49, ст. 6039, 6061; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, 3607; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 30, ст. 3995; 2011, N 30, ст. 4587; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 52, ст. 6978; 2014, N 30, ст. 4237; N 48, ст. 6639; 2015, N 1, ст. 58; N 48, ст. 6707, 6724) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.»;

2) главу I дополнить статьей 5.1 следующего содержания:

«Статья 5.1. Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов)

1. Общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).

2. Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющиеся их филиалами или представительствами, создаются в организационно-правовой форме общественных организаций и ассоциаций (союзов). Деятельность территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющихся их филиалами или представительствами, регулируется уставами указанных территориальных подразделений в соответствии с положениями о территориальных подразделениях, принятыми общественной организацией и ассоциацией (союзом).»;

3) статью 15:

а) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.».

Статья 4

Часть вторую статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2014, N 52, ст. 7555) дополнить словами «, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно».

Статья 5

В абзаце первом пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801) слова «порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов» заменить словами «в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации)».

Статья 6

Статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 20; N 52, ст. 6428; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4576; 2012, N 53, ст. 7607; 2014, N 19, ст. 2312; 2015, N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000, 4001; 2016, N 1, ст. 29) дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:

«2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.».

Статья 7

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2011, N 23, ст. 3263; N 49, ст. 7027; 2014, N 30, ст. 4264; 2015, N 29, ст. 4362) следующие изменения:

1) статью 110 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).»;

2) в статье 135:

а) в части 1 слова «Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение» заменить словами «Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение»;

б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.».

Статья 8

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Учредительные документы, а также наименования созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющихся их филиалами или представительствами, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежние наименования созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющихся их филиалами или представительствами, не требуют переоформления.

Современные сложности в регулировании деятельности ТСЖ

К сожалению, несмотря на всю проработанность в настоящее время в современном законодательстве вопросов, касающихся деятельности товариществ собственников жилья, до настоящего времени наблюдаются определенные сложности со стороны регистрирующих их органов.

Проявляются эти сложности, в первую очередь, в том, что официально по действующему закону о ТСЖ в последней редакции закона регистрацию должны проходить товарищества собственников недвижимости (ТСН), так как несмотря на разрешённую регистрацию конкретно ТСЖ в проведении такой процедуры вновь созданным объединениям отказывают.

Мотивируется это, как правило, тем, что процедуры регистрации для ТСЖ нет, а для ТСН есть.

Вторая сложность в осуществлении превращения созданного союза обладателей недвижимости в юридически значимую организацию заключается в том, что нет конкретной информации о том, кто должен осуществлять согласование Устава этой некоммерческой организации.

Третья трудность заключается в том, что до настоящего времени в определении статуса ТСЖ как одного из двух подвидов некоммерческих организаций. Так как сейчас существует два их вида — корпоративные и унитарные. К какому из двух видов относить ТСЖ — вопрос открытый до сих пор.

Таким образом, несмотря непостоянное изменение жилищного законодательства, до настоящего времени существует ряд сложностей в осуществлении деятельности созданными для управления общим имуществом объединениями собственников жилых и нежилых помещений.

Порядок преобразования жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников жилья

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о том, что в жилищно-строительном кооперативе отпала необходимость, они могут создать любую форму управления. Наиболее важным этапом в трансформации ЖСК в ТСЖ будет проведение учредительного собрания.

Процедура ликвидации ЖСК и создание ТСЖ

Если принято положительное решение о необходимости проведения трансформационной процедуры, потребуется провести процедуру ликвидации юридического лица в виде жилищно-строительного кооператива и по созданию товарищества собственников жилья.

Данная процедура проводится в несколько этапов, ключевыми из которых становится уведомление государственных органов о принятом решении и механизмах его реализации, а также кредиторов о ликвидации ранее существовавшего юридического лица. Кроме того, потребуется провести процедуру полных взаиморасчетов со всеми имеющимися контрагентами с целью закрытия имеющихся финансовых обязательств.

После этого возможно получить свидетельство о ликвидации юридического лица и снятии его с учета в налоговых органах.

Учредительное собрание

Данное собрание должно быть подготовлено заранее. Оповещение о его проведении размещается в местах предоставления информации заблаговременно с целью информирования всех членов кооператива о назревшем вопросе изменений в деятельности обслуживающей организации. Оповещение может быть выполнено в виде объявления на специально оформляемых досках. Дополнительно такая информация может быть размещена на официальном сайте кооператива, если таковой имеется, а также в ГИС ЖКХ.

В качестве следующего этапа рассматривается собственно проведение собрания, на котором может быть принято решение о трансформации жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников жилья. Данное решение необходимо оформить с помощью специального протокола, так как именно этот протокол ляжет в основу процедуры ликвидации кооператива и создания товарищества.

К такому протоколу предъявляются определенные требования, среди которых обязательное наличие листа голосования по выдвинутому вопросу. При этом за ликвидацию кооператива должны высказаться все его члены, а в качестве голосов за создание товарищества достаточно объема в виде пятидесяти процентов плюс один голос от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. Подсчет голосов производится в обязательном порядке только с учетом площадей жилых и нежилых помещений, которые находятся в собственности у голосующих лиц (чем больше площадь – тем больше голосов).

Без участия товарищества

Можно ли вносить плату без участия товарищества? Структура любого ТСЖ, проводимые им работы и другая деятельность регламентируются ЖК РФ.

Каждая управляющая организация имеет право на:

  • заключение договоров с владельцами квартир;
  • утверждение суммы годовых расходов;
  • распоряжение собственным имуществом;
  • регулировать размеры взносов для владельцев квартир.

Обязанность жильцов многоквартирных домов вносить плату за ЖКУ строго прописана в Жилищном кодексе Российской Федерации. Если роль управляющей организации играет ТСЖ, то без его участия производить выплаты – нельзя.

Иск о взыскании средств

Как ТСЖ может подать иск о взыскании невыплаченных средств? В процессе подачи иска обязательно указываются обстоятельства, которые привели к тому, что права сообщества были нарушены.

Истец также должен перечислить все свои требования. Перед подачей необходимо собрать следующий пакет документов:

  • копия устава сообщества собственников жилья
  • данные об оплате государственной пошлины;
  • акты, подтверждающие задолженность (извещения);
  • договор об управлении, заключенный с жильцом.

Полномочия истца на подачу искового заявления будет подтверждать доверенность.

Когда срок неуплаты превышает полгода, доверенное лицо имеет право направить собственнику уведомление о приостановке оказания ЖКУ. В этом случае неплательщик будет иметь 30 дней на погашение долга.

Если по прошествии этого времени долг не будет погашен хотя бы частично, то работы по коммунальному хозяйству в отношении жильца ограничиваются, а представитель управляющей организации может обратиться в суд.

По решению суда может быть назначено принудительное погашение задолженности.

Борьба с неплательщиками

Как бороться с неплательщиками коммунальных услуг в ТСЖ?

Ситуации с неуплатами за работы в сфере коммунального и жилищного хозяйства могут возникать по разным причинам – финансовым, из-за болезни, по причине принципиального отказа и по ряду других.

Задача председателя правления ТСЖ заключаются в проведении мониторинга схем выплат, в беседах с должниками. Это необходимо делать, даже если задолженность не превышает срок в один квартал.

Каждый долг – это неполучение средств в домовой бюджет, от чего могут пострадать все остальные жильцы.

Существует несколько типов санкций, которые налагаются на неплательщиков:

  • пени за просрочку;
  • ограничение или приостановление ЖКУ в отношении квартиры;
  • судебное разбирательство.

В заключение следует сказать, что полноценное проживание в многоквартирном доме невозможно без выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Качество этих работ будет во многом зависеть от своевременного поступления на счет управляющей организации средств от владельцев квартир.

О том, как бороться с неплательщиками коммунальных услуг, вы можете узнать из видео:

Прямые договоры «в обход ТСЖ»

Заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные услуги, может быть осуществлено в доме, находящемся под управлением ТСЖ только в двух случаях:

  • если собственник помещения не является участником ТСЖ по своему желанию или был вынужден выйти из него по каким-либо причинам;
  • если на общем внеочередном собрании собственников помещений было принято решение воспользоваться способом взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями без участия посредника в виде товарищества собственников жилья.

Если в отношении первого варианта все достаточно просто по механизму (образовавшееся ТСЖ подает документы в каждую ресурсоснабжающую организацию о том, кто входит в состав товарищества, и в отношении кого оно будет выступать посредником, а кто из собственников помещений не вошел в состав товарищества, с кем такие организации должны заключить прямые договоры), то в отношении реализации решения собрания собственников все несколько сложнее.

Если не менее пятидесяти процентов плюс один голос из числа собственников помещений высказалось за то, чтобы заключить прямой договор, ТСЖ из числа посредников исключается.

При этом такое решение с указанием процентного соотношения и общего количества голосовавших и имеющих право на участие в голосовании должно быть оформлено в виде специального документа, который в виде оригинала и необходимого количества копий используется для дальнейшего заключения необходимых договоров. Оригинал передается в правление товарищества для внесения его в реестр документов юридического лица, а также обеспечения необходимого доступа к нему любого заинтересованного лица.

Каждый собственник помещений, получив такую копию, обращается во все обслуживающие и ресурсоснабжающие организации с целю заключения прямого договора. Все платежи в этом случае такой собственник будет осуществлять самостоятельно.

Товарищество собственников жилья в случае соответствующего решения собственников любых помещений в многоквартирном доме может выступать в качестве посредника при получении тех или иных коммунальных услуг и проведения платежей за них. Однако, если чуть более пятидесяти процентов участников ТСЖ проголосуют против того, чтобы у них был такой посредник, с товарищества полностью снимается обязанность заниматься осуществлением посреднических функций при поставках коммунальных услуг и ресурсов и их оплаты.

Кроме того, лица, которые не входят в состав товарищества, заключают все договоры с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Если ТСЖ отказывается сложить с себя такие полномочия, участники имеют законное право подать на такое юридическое лицо в суд на основании неисполнения решения общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. В этом случае суд может вынести решение о необходимости полной ликвидации ТСЖ.

Квитанция от ТСЖ и от УК – есть ли разница?

Товарищество собственников жилья имеет все полномочия на выпуск квитанций в ситуации, если в доме установлены общие счетчики. На вопрос, есть ли разница между квитанциями от ТСЖ и управляющей компании, можно ответить отрицательно (о том, в чем заключаются отличия между ТСЖ и УК, можете узнать тут).

В соответствии с Правилами оплаты коммунальных услуг, информация, которая содержится в таком платежно-расчетном документе, должна быть единой. Меняется лишь наименование организации, которая является составителем документа.
  1. В обязательном порядке в квитанции должна указываться информация о номере лицевого счёта собственника жилья.
  2. Расчетный период, который обычно равен одному месяцу.
  3. Указываются инициалы плательщика по документу.
  4. Информация о недвижимости, а именно адрес, принадлежность к виду собственности, количество прописанных лиц и общая площадь.
  5. Данные об организации, которая предоставляет услуги.
  6. Реквизиты, контактные данные и другие необходимые сведения.
  7. Перечисляются услуги, за которые начислена плата.
  8. Объем предоставленных услуг.
  9. Указываются данные по счетчикам (кто их обязан устанавливать, собственник или ТСЖ, читайте здесь).
  10. Если был произведен перерасчет, это также указывается.
  11. Если собственник относится к льготной категории, об этом должна стоять соответствующая пометка.
  12. Если у собственника есть соглашение с ТСЖ или управляющей компанией об отсрочке оплаты, или же рассрочке, то это также должно быть освещено.

Составлять квитанцию необходимо по имеющемуся образцу на 2017 год. По возможности, председатель товарищества собственников жилья должен доверить такую важную миссию специалисту по бухгалтерскому учету.

Образец документа на картинке ниже:

Как рассчитываются тарифы?

По общим правилам тарифы рассчитываются путем умножения имеющегося установленного ресурсоснабжающей организации на норматив, который относится к потреблению жильцами, снятый с показаний по счетчику.

Подобный способ применим ко всем видам коммунальных платежей. Тариф за единицу использования услуги устанавливает ресурсообеспечивающая организация в зависимости от тарифов, которые существуют по России. В стоимость также будет включаться работа лиц для предоставления услуги, а также иные расходы.

  • В ситуации, когда в многоквартирном доме нет приборов учета, при этом ни общедомовых, ни индивидуальных, то размер оплаты по коммунальным платежам будет исчисляться путем умножения площади конкретно взятого помещения на имеющийся норматив по тарифу, который был установлен в законодательном порядке.
  • Если в многоквартирном доме имеется счётчик, который является общедомовым, то оплата будет производиться по показаниям этого прибора учета, в расчет будет браться площадь недвижимости, которую занимает каждый из собственников. Также, в этой ситуации будет учитываться количество лиц, которые проживают в квартире.
  • Если у каждого собственника имеется свой индивидуальный прибор учета, то оплата будет производиться путем начисления показаний для каждого в отдельности.

Как в бух. учете ТСЖ отражаются коммунальные платежи?

Ежедневно на расчетный счет вашего ТСЖ поступают денежные средства от собственников на погашение счетов от ресурсообеспечивающих компаний. Как уже упоминалось выше, эти денежные средства не являются заработком, а потому бухгалтер не может отнести эти средства к счетам 90 и 91, где ведется статистика доходов.

Для коммунальных платежей существует отдельный счет 76. Средства с этого счета расходуются строго по назначению, а в ситуации, когда имеются лишние начисленные средства – совместно с собственниками решается вопрос о сфере их трат.

Среди проводимых бухгалтерией ТСЖ операций, связанных с коммунальными платежами встречают:

  • начисление средств от собственников;
  • изучение счета-фактуры;
  • оплата счетов ресурсоснабжающей компании;
  • коррекция начисления платежей;
  • формирование взносов на резерв.

В бухгалтерском учете ТСЖ должны отражаться предоставленные коммунальные услуги.

Для этого существуют специально обозначенные проводки:

  1. Дебет 76 кредит 86: начисление оплаты за содержание общедомового имущества.
  2. Дебет 20 кредит 60: отражаются затраты за предоставленные услуги от ресурсообеспечивающих компаний по предоставлению конкретного ресурса.
  3. Дебет 20 кредит 60: отражаются расходы на произведённые работы по содержанию дома, которые были выполнены приглашенными работниками.
  4. Дебет 20 кредит 70 (69, 10..): отражаются осуществленные затраты на произведенные работы по содержанию многоквартирного дома, которые производились силами сотрудников ТСЖ.
  5. Дебет 51 кредит 76: получение оплаты за содержание дома.
  6. Дебет 60 кредит 51: оплата услуг, которые обеспечила ресурсоснабжающая организация.
  7. Дебет 86 кредит 20: отражение всех израсходованных средств, которые имели целевое финансирование на услуги различных ресурсоснабжающих компаний.

Проводки содержатся в пункте 1 ПДВ 9/99 в .

Если вы хотите, чтобы оплата коммунальных услуг происходила быстро, а главное, на доверительной основе, то обратитесь к своему ТСЖ. Если у вас есть основания доверять этой организации, то вы не будете знать проблем с начислением средств на оплату коммунальных услуг, а значит потратите время не на хождение по инстанциям, а на что-то более полезное для вас.

Отношения с РСО

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является лицо:

  • предоставляющее коммунальные услуги;
  • производящее или приобретающее коммунальные ресурсы;
  • отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем может быть ТСЖ. Анализ законодательства и практики его применения позволяет говорить о том, что ТСЖ всегда является исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, когда собственники избрали товарищество как способ управления. Так, согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать среди прочего предоставление коммунальных услуг. Иначе говоря, собственники помещений вправе принять решение о создании ТСЖ (как некоммерческой организации, основанной на членстве), но не принимать решения о выборе способа управления товариществом, а, например, выбрать непосредственное управление, поручив товариществу отдельные вопросы эксплуатации общего имущества (Постановление ФАС ВСО от 29.04.2009 N А33-6706/08-Ф02-1670/09). В этом случае, следуя указаниям п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителем коммунальных услуг будет являться РСО.

Если же собственники помещений на общем собрании выбрали способ управления посредством ТСЖ, то независимо от положений устава товарищество признается исполнителем услуг. Как указал Минрегион в Письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, РСО не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Это означает, что именно ТСЖ обязано заключить с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов для потребления в целом на нужды многоквартирного дома (то есть и для внутриквартирного потребления, а не только на общедомовые нужды) в качестве абонента. При рассмотрении споров, связанных с заключением договора, арбитры не принимают доводы товариществ о том, что предоставление коммунальных услуг является правом, а не обязанностью ТСЖ (даже при наличии соответствующих решений общего собрания членов ТСЖ и собственников помещений). Эти доводы противоречат п. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг, а также целям создания ТСЖ (Постановления ФАС СКО от 02.07.2009 по делу N А53-14413/2008-С2-11, от 16.03.2009 по делу N А53-5573/2008-С2-32 <1>, от 26.01.2009 по делу N А53-8193/2008-С2-41).

<1> Определением ВАС РФ от 16.07.2009 N ВАС-8193/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Обращаем внимание, что обязанность оплачивать поданные в дом коммунальные ресурсы возникает независимо от наличия заключенного с РСО договора — арбитры выносят решения в пользу РСО о взыскании с ТСЖ стоимости потребленной энергии по факту ее потребления и при условии подтверждения выбора соответствующего способа управления многоквартирным домом (Постановления ФАС СЗО от 02.07.2009 по делу N А05-10417/2008, ФАС ЦО от 12.05.2009 N Ф10-1329/09). Получается, что наличие подписанного договора ресурсоснабжения не является необходимым признаком исполнителя коммунальных услуг, а, наоборот, статус исполнителя коммунальных услуг влечет признание наличия фактических отношений по договору поставки коммунального ресурса. И тот факт, что решениями общего собрания собственников ТСЖ не наделено правом взимать плату за коммунальные услуги с жильцов, не решает дела в пользу товарищества (Постановление ФАС СКО от 30.10.2008 N Ф08-6513/2008, оставлено без пересмотра Определением ВАС РФ от 13.04.2009 N 12/09).

Заметим, что арбитры Уральского округа смотрят на ситуацию иначе: для них отсутствие договора ресурсоснабжения, в котором ТСЖ выступает абонентом, служит ключевым моментом при установлении статуса исполнителя коммунальных услуг. В Постановлении от 13.04.2009 N Ф09-1974/09-С5 ФАС УО признал обоснованными выводы Арбитражного суда Оренбургской области (Решение от 19.11.2008 N А47-4152/2008-18ГК) о том, что ТСЖ не является исполнителем, поскольку не имеет договора с РСО и не принимало на себя обязательств по предоставлению коммунальных услуг перед собственниками (согласно уставу). Участие ТСЖ в расчетах между собственниками помещений и РСО не влияет на его статус.

Учитывая, что автору удалось найти лишь один пример, когда арбитры «освободили» ТСЖ от оплаты задолженности перед РСО по мотиву, что товарищество не является исполнителем коммунальных услуг, данный подход считаем весьма рискованным. Дело в том, что Правила предоставления коммунальных услуг не делают никаких различий для управляющей организации и ТСЖ, относя их в одну категорию — исполнитель коммунальных услуг — с равными правами и обязанностями невзирая на некоммерческий характер деятельности товарищества. А управляющая организация является исполнителем независимо от того, поименованы ли коммунальные услуги в договоре управления.

Кроме того, в силу пп. 3 п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят в числе прочего из субсидий на предоставление отдельных видов коммунальных услуг. Это означает, что законодатель допускает предоставление коммунальных услуг именно товариществом.

Кто по-прежнему может не применять ККТ?

Отсрочка применения ККТ в случае осуществления расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, а также при зачете и возврате сумм предварительной оплаты или авансов, действовавшая до 01.07.2019, закончилась. Однако законодатели разрешили не применять ККТ на бессрочной основе ТСН (включая ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), ЖК, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам:

  • при осуществлении расчетов за оказание услуг членам таких товариществ и кооперативов в рамках уставной деятельности. Соответственно, для осуществления расчетов за оказанные услуги с лицами, не являющимися членами товариществ и кооперативов, ККТ понадобится;

  • при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом неважно, поступает платеж от члена товарищества (кооператива) или лица, не являющегося его членом.

Напомним, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  • плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в нем, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества;

  • взнос на капитальный ремонт;

  • плату за коммунальные услуги.

ФНС проинформировала, что в целях применения Федерального закона № 54-ФЗ под категорией «коммунальные услуги» следует понимать широкий спектр услуг, оказываемых в сфере ЖКХ: водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, снабжение электрической энергией, вывоз ТБО и др. (см. Письмо от 21.06.2019 № ЕД-4-20/12093@).

Указанное послабление не распространяется на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем. Таким образом, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут не применять ККТ при осуществлении обозначенных расчетов в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием ЭСП с его предъявлением непосредственно товариществу (кооперативу), вне зависимости от применяемой им системы налогообложения и от того, кто выступает в качестве плательщика (физическое лицо, ИП или организация).

ККТ при зачете и возврате авансов

С 01.07.2019 ККТ применяется при зачете и возврате сумм предварительной оплаты и авансов. Если предварительная оплата или аванс были внесены физическими лицами за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), пользователь вправе сформировать один кассовый чек по всем операциям зачета и возврата, совершенным в течение расчетного периода, не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода. Расчетный период не может превышать календарного месяца или может быть установлен законодательством РФ. Причем клиенту кассовый чек не выдается и не направляется.

В перечень услуг, по которым кассовый чек при зачете и возврате предоплаты или аванса оформляется по итогам расчетного периода, также входят:

  • услуги в сфере культурно-массовых мероприятий;

  • услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

  • услуги связи;

  • услуги в электронной форме, определенные ст. 174.2 НК РФ;

  • услуги охраны и систем обеспечения безопасности;

  • услуги в сфере образования;

  • иные услуги, определенные Правительством РФ.

При зачете или возврате сумм предварительной оплаты или авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме путем безналичного расчета в иных случаях (см. выше), клиенту можно направить кассовый чек только в электронной форме без передачи бумажного варианта (п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

К сведению! Методические указания по формированию фискальных документов при получении предварительной оплаты собственного товара и последующем зачете предварительной оплаты товара можно найти в Письме ФНС РФ от 20.02.2019 № ЕД-4-20/2929@.

ТСН (включая ТСЖ), ЖК, ЖСК, иные специализированные потребительские кооперативы вправе не применять ККТ при расчетах с членами таких товариществ, кооперативов за оказанные им услуги, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное освобождение не действует при расчетах наличными деньгами и расчетах с предъявлением ЭСП непосредственно пользователю. УК и РСО в части расчетов, связанных с приемом платы за жилое помещение и коммунальные услуги, такого послабления не получили. Поэтому они с 01.07.2019 обязаны применять ККТ при поступлении платы от физических лиц (вне зависимости от способа расчета) и юридических лиц и ИП (при наличном расчете и безналичном расчете с использованием ЭСП с его предъявлением).

Обратите внимание: за период до 01.07.2020 за неприменение ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) привлекать к административной ответственности не будут. Это связано с тем, что в отношении указанного вида расчетов действие ч. 2 – 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ приостановлено до 01.07.2020 Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ. Таким образом, УК и РСО, по сути, могут не применять ККТ при расчетах за услуги ЖКХ еще год.

Цель применения онлайн-касс

Частью 6 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ в качестве цели использования онлайн-касс и выдачи онлайн-чеков установлена передача информации о расчетах в налоговые органы:

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

Таким образом, УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязаны применять ККТ и выдавать кассовый чек, даже если не участвуют в непосредственном приеме платежей (оплата через терминал, через банк, Интернет-ресурсы, мобильные приложения и т.п.).

Нужна ли касса для ТСЖ в 2020 году?

внес изменения в порядок использования ККТ несколькими категориями субъектов. Товариществам собственников жилья и СНТ дано бессрочное освобождение от применения ККТ при безналичных платежах. Вместо чека в таком случае можно ничего не выдавать, но, чтобы не терять доверия со стороны потребителей услуг, товарищество может выдавать товарные чеки или БСО. Если расчет происходит наличными, то приобрести кассу все‑таки придется.

Оплата в офисе управляющей компании

Кассовый аппарат необходим, если жильцы вносят оплату за коммуналку в офисе УК наличными или банковской картой. В этом случае сотрудник организации ЖКХ проводит платеж по кассе и выдает бумажный чек. А по требованию плательщика отправляет электронный вариант на e‑mail или по смс.

Как передавать чек плательщику?

Если плательщик до начала расчета предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то для УК отправка клиенту электронной версии чека обязательна. Бумажный чек выдается по требованию жильца при визите в офис управляющей компании.

Особенности расчетов с жильцами ТСЖ

В силу специфики деятельности ТСЖ может осуществлять денежные расчеты как с жильцами – владельцами коллективной собственности, так и с третьими лицами и организациями.

Вот несколько вариантов расчетов, которые может проводить ТСЖ: (нажмите для раскрытия)
  • получение членских взносов от собственников недвижимости в многоквартирном доме;
  • оплата в пользу коммунальных служб за потребленную энергию и ресурсы (оплата за водоснабжение, тепло-, электроэнергию, газ, т.п.);
  • расчеты с подрядчиками по выполненным работам (обустройство придомовой территории, ремонт внутренних коммуникаций, подключение оборудования, т.п.);
  • перечисление средств поставщику в счет оплаты за приобретенное оборудование (энергосберегающая техники, счетчики, т.п.).

Виды расчетов могут меняться в зависимости от особенностей деятельности ТСЖ и потребности его членов.

Заключение

В статье проанализированы нормы законодательства РФ о применении онлайн-касс в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Согласно указанным нормам обязанность УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») по применению онлайн-касс при осуществлении расчетов за ЖКУ с потребителями таких услуг наступает с 1 июля 2019 года.

Отдельно необходимо отметить, что при расчетах за ЖКУ между ТСЖ и членами ТСЖ применение ККТ не является обязательным ни сейчас, ни с 01.07.2019. А вот для расчетов за ЖКУ с собственниками помещений, не состоящими в ТСЖ, обязанность по использованию ККТ наступает с 01.07.2019.

Однако, указанный срок установлен только для оплаты коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию жилья, взносов на капитальный ремонт. При расчетах за все прочие услуги и работы (например, услуги электрика/слесаря на ремонт/обслуживание квартирного оборудования, услуги охраны, консьержа и т.п.), а также при расчетах в наличной форме с подрядчиками применение онлайн-кассы обязательно уже сейчас.

Источники

  • https://www.mos.ru/otvet-dom-i-dvor/kak-oplatit-zhku/
  • http://mingkh.ru/moskva/moskva/
  • https://gderaznica.ru/social/tsj-uk-i-jsk.html
  • https://inde.io/article/11092-yasno-ponyatno-chem-razlichayutsya-zhsk-tszh-i-uk-i-kak-ne-oshibitsya-s-vyborom
  • https://pravosudie.guru/nedvizhimost/upravlenie/mkd/chem-otlichayutsya-uk-zhsk-i-tszh.html
  • https://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/upravlenie/zhsk/raznitsa-ot-zhkh-i-tszh.html
  • http://initpro.ru/kassa/spravochnyij-czentr/kkt-article/zachem-zhkh-oblachnaya-kassa-ili-kak-oblegchit-zhizn-buhgalteru-upravlyayuschey-kompanii
  • https://pravovoy-standart.ru/gilishnoe-pr/nedvigimost/kvartira/tszh/federalnyj-zakon.html
  • https://www.cherlock.ru/articles/zakon-o-tsj
  • https://www.webohrannik.ru/vseokomynalke/zakon-o-tszh-v-poslednej-redaktsii.html
  • https://pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/zhsk/otlicie-ot-tsz.html
  • https://mylawyer.club/nedvizhimost/kvartira/upravlenie/tszh/kommunalnye-uslugi.html
  • https://pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/tszh/oplata-kommunalnyh-uslug.html
  • https://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/upravlenie/tszh/kommunalnye-platezhi.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/50879-tszh-kommunalnye-uslugi
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a15/991218.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/475870/
  • https://SBIS.ru/ofd/54_fz/online_kassa_tszh
  • https://online-buhuchet.ru/onlajn-kassa-dlya-tszh/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: