Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Содержание
  1. Что относится к органам валютного контроля в РФ
  2. Организации, осуществляющие валютное регулирование
  3. Операции, подлежащие валютному контролю
  4. Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации
  5. Осуществление валютного контроля в 2020 году происходит по новым правилам
  6. Документы для осуществления валютного контроля в банке
  7. Закон о валютном контроле: когда не нужно отчитываться банку
  8. Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс
  9. Законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле
  10. Агенты валютного контроля
  11. Зачем нужен валютный контроль и на какие сделки он распространяется
  12. Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах
  13. Цель и задачи валютного регулирования
  14. Что представляет закон 173 о валютном регулировании?
  15. Объекты валютных правоотношений
  16. Правовой статус органов валютного регулирования
  17. Этапы валютного контроля
  18. Валютный контроль в РФ в 2020 году
  19. Как избежать наказания за нарушения правил работы с валютой
  20. Валютный контроль при импорте товаров
  21. Принципы валютного регулирования
  22. Валютные ограничения
  23. Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
  24. Как упростить валютный контроль
  25. Вывод

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Организации, осуществляющие валютное регулирование

Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.

Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.

В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации

В действующем законодательстве РФ отсутствует легальное определение понятия «валютное регулирование», несмотря на само название Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В целом в юридической науке валютное регулирование рассматривается в двух аспектах:

  • как деятельность государственных органов
  • как регламентирующее воздействие на участников валютных правоотношений.

Слово «валютное» указывает на группу однородных общественных отношений, подлежащих регулированию, т.е. валютные правоотношения.

Валютные правоотношения — это общественные отношения, возникающие между субъектами (резидентами, нерезидентами) по поводу осуществления валютных операций, перечень которых закреплен в Законе № 173-ФЭ, урегулированные нормами права.

Таким образом, валютное регулирование — организация осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами со сторон ы специально уполномоченных действующим законодательством органов с целью обеспечения нормальной работы всей системы валютных правоотношений на территории государства.

Валютное регулирование — это одна из разновидностей экономической политики государства (группы государств).

Государства применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соответствующие принятому валютному регулированию.

Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативных положений, регламентирующих порядок валютных операций и валютного контроля.

Правовые принципы являются основополагающими началами для осуществления любой деятельности, определяя базис, на основе которого должно осуществляться регулирование, т.е. принятие обязательных правил поведения. В соответствии со ст. 3 Закона № 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования являются:

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Государство при принятии нормативных актов, регулирующих общественные отношения, в основу ставит экономическую целесообразность и выгоду для него.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Проанализировав Закон № 173-ФЗ, можно сделать выводы, что государство устанавливает минимальные обязательные правила осуществления валютных операций, но при этом не имеет своей целью контролировать либо ограничивать деятельность резидентов и нерезидентов, возлагая на них обязанность по обязательному представлению отчетности либо введению значительного числа валютных ограничений.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ.

При принятии нормативно-правовых актов необходимо исходить из единого вектора направленности, т.е. декларируя активные экспортно-импортные отношения, поощрять и создавать возможность для работы внутри страны как резидентам, так и нерезидентам.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля. Фактически органами валютного регулирования и валютного контроля являются одни и те же органы: Правительство РФ и Банк России, что позволяет избежать двойных требований к резидентам и нерезидентам и совершенствовать оперативно валютное регулирование и осуществление валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. В случае злоупотребления своими полномочиями со стороны органов государственной власти (например, разглашение коммерческой тайны) либо неправомерного привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства субъекты валютных правоотношений вправе оспорить любое неправомерное решение в суде, более того, вправе потребовать взыскания причиненных убытков.

Целью валютного регулирования является обеспечение осуществления валютных операций по определенным установленным в государстве правилам в рамках реализации единой валютной политики, обеспечения конкурентоспособности государства на мировом рынке.

Нормативно-правовые акты, являющиеся валютным законодательством, обязательны для применения на территории РФ, при этом они могут быть обязательны для сторон, если при заключении сделки достигнуто соглашение о применении российского валютного законодательства.

На территории каждого государства есть свои нормативно-правовые акты, которые определяют порядок совершения валютных операций. При этом во всем мире действуют международные акты, регулирующие порядок совершения валютных операций. Такие акты могут быть приняты отдельными международными организациями либо объединением государств. Например, в сфере перемещения товаров через таможенную границу для резидентов нашего государства являются обязательными акты Таможенного союза.

Соответственно можно выделить следующие уровни валютного регулирования:

  • государственный — для России это в первую очередь Закон № 173-ФЗ, акты органов валютного регулирования;
  • международный — на уровне межгосударственных объединений (например, Таможенный кодекс Таможенного союза или Лиссабонский договор 2007 г.).

Органы валютного регулирования используют определенные методы для создания эффективной в соответствии с интересами и задачами государства функционирования системы валютных правоотношений.

1. Основным методом является принятие нормативных правовых актов как в форме федеральных законов, так и в форме нормативных правовых актов органов валютного регулирования. Именно таким образом устанавливаются правила осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов. Федеральные законы и нормативные акты органов валютного регулирования содержат нормы, в которых реализуется метод запрета, разрешения либо ограничения прав субъектов валютных правоотношений. Такой метод называют прямым методом.

2. Учитывая, что сфера валютных правоотношений непосредственно связана именно с экономикой и одним из принципов является приоритет именно экономического интереса, любое влияние на экономические процессы оказывает влияние и на осуществление валютных операций, равно как и политическая ситуация опосредованно оказывает влияние на осуществление валютных операций.

Такие методы регулирования называют косвенными. Косвенные методы — это опосредованное влияние через экономику на поведение субъектов валютных правоотношений.

Выделяются следующие сферы валютного регулирования.

1. Регулирование конвертации валюты. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

2. Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран текущими считаются операции, длящиеся не более 180 дней (полгода).

К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнеторговым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих операций являются:

  • ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специальных контролируемых счетах, которые можно при необходимости блокировать;
  • обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров центральному и уполномоченным банкам или на валютной бирже
  • ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);
  • внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;
  • ограничения на форвардные покупки иностранной валюты импортерами;
  • запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;
  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время действуют Вассенаарские соглашения (Вассенаарские договоренности) — соглашение, заключенное в 1996 году в городе Вассенааре (33 государствами с целью координации усилий участников соглашения по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий «двойного применения») в страны с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии)). Вассенарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участницами в отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий «двойного применения», указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства-участники также согласились два раза в год представлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН.

3. Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком более 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капитала являются: а) лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг

Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации обо всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентификации участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкого усиления контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов.

Институт валютных ограничений играет очень важную роль, поскольку отражает политико-правовой режим самого государства.

Изначально валютное регулирование базируется на установлении общих правил осуществления валютных операций, но учитывая, что это должно соотносится с теми задачами, которые стоят перед государством на каждом определенном этапе развития, состояния его экономики, возникает необходимость во вмешательстве со стороны государства в эту деятельность для выравнивания ситуации в связи с возникновением тех или иных кризисных или иных негативных явлений для экономики. Эффективным механизмом в этом случае является именно установление определенных ограничений. Примером может быть запрет на осуществление отдельных операций. Так, согласно ст. 9 Закона № 173 -0 3 резидентам запрещено осуществлять друг с другом валютные операции. Цель такого ограничения заключается в защите национальной валюты. В случае необходимости способствовать развитию отдельной отрасли экономики может быть установлен запрет на ввоз товаров, произведенных в других государствах.

Таким образом, валютные ограничения — это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с предметом оперирования (иностранной валютой, ценными бумагами, выраженными в ней, валютными ценностями) в отдельных странах, вмененных национальным законодательством.

Валютные ограничения являются важным инструментом, используемым государством для обеспечения эффективного развития экономики, обеспечения устойчивости ее национальной валюты, обеспечения сохранности золотовалютных резервов.

Как правило, их введение носит временный характер для более развитых стран, осуществляется исключительно в коррекционных целях и подлежит отмене при стабилизации состояния того или иного показателя, который вызвал необходимость их введения.

Осуществление валютного контроля в 2020 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

  • Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.
  • Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.
  • Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Закон о валютном контроле: когда не нужно отчитываться банку

В ФЗ о валютном регулировании и контроле оговорены обстоятельства, при которых резидент не обязан предоставлять документы в обслуживающий банк:

  • при взыскании средств согласно законам РФ;
  • при списании денежных средств со счетов клиентов в любой валюте по процедуре акцептования между резидентом и кредитным учреждением;
  • при работе с собственными текущими и депозитными счетами в инвалюте — как в случае зачисления, так и списания;
  • при перечислении любой валюты на счета физлиц-нерезидентов с назначением платежа — взносы согласно законодательству РФ о пенсионном обеспечении и пенсионном страховании;
  • в случае, когда сумма внешнеэкономического договора составляет не более 200 тыс. руб.;
  • при проведении расчетов по аккредитиву, за исключением осуществления платежа по договору, принятому на учет финансовым учреждением согласно 173 ФЗ о валютном регулировании;
  • при выполнении платежей с помощью пластиковых карт, исключение — расчеты по контрактам, состоящим на учете в банке.

Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс

Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

  1. Девизный.
  2. Обменный.

Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

При прогнозировании курса необходимо учитывать:

  1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
  2. Диапазон дисконтной политики.
  3. Протекционистские меры.

Законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле

Столпом валютного законодательства в России выступает , принятый в далеком 2003 году. Последние изменения были внесены законом 325-ФЗ 14 ноября 2017 года и вступили в силу спустя полгода — 14 мая 2018 года.

Дополнительные правовые акты для учета движения средств по счетам участников ВЭД (экспортных, импортных компаний) — Инструкции Центрального банка РФ.

Здесь также прошел рейд изменений. Инструкция ЦБ №138-И от 04.06.2012 была отменена, вместо нее с 1 марта 2018 года контроль предоставления подтверждающих документов по внешнеторговым операциям регламентирует от 16.08.2017.

Контроль со стороны таможенных органов выполняется на основании Федерального закона , который также регламентирует списания со счетов в валюте компаний при таможенном оформлении.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Зачем нужен валютный контроль и на какие сделки он распространяется

Государство организует валютный контроль для ограничения оттока капитала и поддержки национальной валюты. Также эта процедура позволяет выявить различные незаконные налоговые «схемы» с участием иностранных контрагентов.

Обязательному валютному контролю подлежат следующие категории сделок:

  1. Между резидентами и нерезидентами. Здесь важно понимать, что даже если российская компания рассчитывается с иностранным партнером в рублях, то это все равно – валютная операция, подлежащая контролю.
  2. Валютные сделки между резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Любые перемещения денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Цель и задачи валютного регулирования

Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.

Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:

  • обеспечение притока денежных средств из-за границы;
  • остановка оттока капитала за рубеж;
  • укрепление курса рубля, предотвращение значительных колебаний.

Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.

Что представляет закон 173 о валютном регулировании?

Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

  • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
  • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
  • правила переуступки денежных прав-требований;
  • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
  • нюансы нарушения сделок.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

Правовой статус органов валютного регулирования

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контрольв) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 15 Закона о Правительстве РФ правительство:

  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 23 названного Закона Правительство РФ принимает нормативные акты в форме постановлений. По оперативным и другим текущим вопросам Правительство РФ издает распоряжения.

Центральный банк Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Банке России и Законом № 173-Ф3.

Согласно ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности

Банка России являются:

а) защита и обеспечение устойчивости рубля;
б) развитие и укрепление банковской системы РФ;
в) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
г) развитие финансового рынка РФ;
д) обеспечение стабильности финансового рынка.

Функции Банка России определены в ст. 4 названного Закона.

Из анализа данных функций можно выделить следующие направления, которые подлежат регулированию главным банком страны:

  • порядок создания, регистрации, лицензирования и осуществления деятельности кредитных организаций с участием иностранного капитала, уполномоченных банков (банков, обладающих лицензией на осуществление банковских операций в иностранной валюте);
  • порядок осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • определение правил проведения банковских операций (порядок открытия и ведения счетов, открытия банковских вкладов, предоставление банковских гарантий и иные);
  • установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю,
  • установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;
  • порядок предоставления респондентам первичных статистических данных о прямых инвестициях в Россию и прямых инвестициях из России за рубеж, включая формы федерального статистического наблюдения.

Именно Центральный банк РФ осуществляет:

  • управление золотовалютными резервами;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг (внутренние ценные бумаги) и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов от итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • расчеты с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами
  • официальный статистический учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж;
  • формирование статистической методологии прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов;
  • полномочия депозитария средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные соглашениями и договорами с МВФ.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции законом, в том числе и в сфере валютного регулирования, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Порядок принятия, вступления в силу нормативных актов Банка России определяется Законом о Банке России, а также Положением о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России (утв. Банком России 18.07.2000 № 115-П).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Таким образом, Банк России имеет двойственный статус. С одной стороны, он выступает как орган валютного регулирования, издавая обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами нормативные акты, с другой стороны, сам непосредственно выступает как субъект валютных правоотношений, осуществляя валютные операции.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Валютный контроль в РФ в 2020 году

Отчитываться за валютные поступления на счета организации теперь проще и быстрее. Основные изменения коснулись сроков, денежных лимитов и обязанностей уполномоченных банков.

  • Упразднены такие формы учета, как паспорт сделки и справка о валютных операциях.
  • Предоставление документации об импортно-экспортных операциях не требуется, если сумма по международному договору не превышает 200 тыс. руб.
  • Постановка на учет обязательна для импортных договоров на сумму более 3 млн руб. и экспортных — от 6 млн руб.
  • Срок принятия контракта на учет, присвоение ему уникального номера — не позднее 1 рабочего дня с момента предоставления сведений, необходимых банку для осуществления контроля операций с инвалютой, при этом требование предоставить оригинал соглашения на момент регистрации отсутствует.
  • Внесение правок по инициативе клиента производится банком в течение 2 рабочих дней со дня предоставления документов, подтверждающих данные изменения.
  • Банк не вправе отказать в регистрации контракта при предоставлении полного пакета документов и сведений о контракте. Ранее отказ применялся при неверном заполнении паспорта сделки.
  • Снятие с учета контракта по инициативе клиента происходит в течение 2 рабочих дней с момента предоставления соответствующих бумаг.

Как избежать наказания за нарушения правил работы с валютой

Например – иностранный партнер не оплатил товар в срок, указанный в контракте. Но в общем случае виновной все равно окажется российская компания. Такова позиция не только контролирующих органов, но и Конституционного суда (определение от 19.05.2009 № 572-О-О).

Наказание не будет применено только в случае, когда причиной неисполнения контракта стали форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, военные действия и т.п. А за «обычную» недобросовестность иностранного партнера будет отвечать российская сторона сделки.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, можно использовать следующие варианты защиты:

  1. Застраховать риски неполучения выручки или непоступления импортных товаров, по которым перечислена предоплата.
  1. Воспользоваться банковской гарантией. Эта услуга во многом напоминает страхование, но предоставляется кредитными организациями.
  1. Провести расчеты с помощью аккредитива. В этом случае покупатель сразу резервирует средства на специальном счете. Поэтому поставщик может быть уверен, что после отгрузки товара банк перечислит ему полагающуюся сумму.

Также можно и перенести срок оплаты. Но нужно подписать дополнительное соглашение к контракту и предоставить его в банк до окончания первоначального срока.

Валютный контроль при импорте товаров

При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Принципы валютного регулирования

Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.

Валютное регулирование определяется следующими элементами:

  • установленный порядок проведения валютных сделок;
  • совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

К основным принципам валютного регулирования можно отнести:

  • государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
  • приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
  • неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
  • исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.

Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:

  • финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
  • финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
  • финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.

Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка

Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

Типичные ошибки :

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

  • Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов.
  • Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.
  • Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Вывод

При проведении экспортно-импортных операций важно соблюдать требования валютного законодательства. Контроль банков здесь будет тем строже, чем больше сумма сделки.

Бизнесмен должен внимательно следить за соблюдением сроков поступления денег от иностранных партнеров. Чтобы защитить себя от возможных санкций, можно застраховать сделку или воспользоваться услугами банка, снижающими риски при расчетах: гарантией либо аккредитивом.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/valyutnye_operacii/organy_i_agenty_valyutnogo_kontrolya_i_regulirovaniya_v_rf/
  • https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/valyutnoe-regulirovanie.html
  • https://bilderlings.com/ru/blog/valyutnyj-kontrol/
  • http://be5.biz/pravo/v002/2.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c7fcdb114d4d900b232ef68/valiutnyi-kontrol-poleznaia-informaciia-dlia-uchastnikov-ved-5d47f622fc69ab00c41b5b61
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c7fcdb114d4d900b232ef68/fz-o-valiutnom-regulirovanii-i-valiutnom-kontrole-5d47f450f8ea6700ade9c26a
  • https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/nuzhno-li-valjutnoe-regulirovanie/
  • https://uchet.pro/valyutnyiy-kontrol/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: