Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Содержание
  1. Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России
  2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  3. Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
  4. Комментарий к Ст. 177 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
  5. Судебная практика по статье 177 Закона о Банкротстве:
  6. Неточности в законодательстве
  7. Сельскохозяйственный «ликбез»
  8. Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве
  9. Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур
  10. Стадии банкротства сельхозпредприятий и их особенности
  11. Основания для банкротства
  12. Порядок процедуры
  13. Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций
  14. Отличия процесса
  15. Особенности этапа конкурсного производства
  16. Возросшее количество банкротств
  17. Отсутствие имущества у банкротов
  18. Реструктуризация долга
  19. Сезонность условий финансового оздоровления
  20. Банкротство с/х предприятий — при повышенной сумме требований
  21. Характеристика мероприятий финансового оздоровления предприятия
  22. Конкурсное производство
  23. Выводы

Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России

В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке. 

Доля фермерских хозяйств в экономике страны

Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток). 

Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.

Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей

Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.

Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.

Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Закон о банкротстве

Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  1. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  2. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).

Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

3. Утратил силу.

4. При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

При признании банкротом рыболовецкой артели (колхоза), указанной в пункте 2 настоящей статьи, права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов могут отчуждаться или переходить к другим лицам в той мере, в какой оборот водных биологических ресурсов допускается законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

5. Для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

6. Заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации в совокупности составляют сумму, указанную в пункте 5 настоящей статьи, и такие требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Комментарий к Ст. 177 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в комментируемой статье, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые ранее включала в себя ст. 139 Закона о банкротстве 1998 г.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «сельскохозяйственная организация», характеризующего определенную категорию должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила об особенностях банкротства, включенные в параграф 3 главы IX Закона о банкротстве. Данное определение дано лишь в целях Закона о банкротстве и не может применяться за пределами сферы его действия.

Должник — юридическое лицо может быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии следующих признаков: 1) основным видом деятельности такой организации должно быть производство либо производство плюс переработка сельскохозяйственной продукции; 2) выручка указанной организации от реализации произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы выручки.

Исходя из определения понятия «сельскохозяйственная организация», в число этой категории должников не включаются организации, которые занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликероводочные предприятия, сахарные заводы и т.п. Вместе с тем птицефабрики, свинооткормочные комплексы и подобные им организации должны признаваться сельскохозяйственными организациями (в смысле Закона о банкротстве), и в случае их несостоятельности подлежат применению специальные правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций.

3. В сферу действия специальных правил об особенностях банкротства сельскохозяйственных организаций попадают также рыболовецкие артели (колхозы) при том условии, что их выручка от реализации произведенной (произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции вместе с выручкой от реализации выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

4. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им и используемых в целях сельскохозяйственного производства объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что иные сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества.

Нельзя не заметить, что данное положение в определенной степени конкурирует с иным правилом, содержащимся в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве, согласно которому аналогичное преимущественное право приобретения всякого продаваемого имущества должника — сельскохозяйственной организации имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

5. Правило, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, также касается лишь такой процедуры банкротства должника — сельскохозяйственной организации, как конкурсное производство, поскольку речь идет об отчуждении земельных участков в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом. Данное правило корреспондирует п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации  (ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые определенными объектами, находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; объектами организаций федеральной службы безопасности; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ, и некоторые другие.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; предоставленные для нужд связи; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и некоторые другие.

6. Особенности оборота земельных участков, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, установлены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <*>. В частности, в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки соответствующее публичное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Представляется, что при продаже земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации — должнику, при проведении процедур банкротства правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не подлежит применению, поскольку Закон о банкротстве, включающий в себя иное правило (о преимущественном праве сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в данной местности, на приобретение недвижимости должника), носит специальный характер.

Вместе с тем договор купли-продажи земельного участка, в том числе принадлежащего должнику — сельскохозяйственной организации при его банкротстве, должен отвечать общим требованиям, предусмотренным ст. 37 ЗК РФ. В частности, объектом купли-продажи может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Договор купли-продажи земельного участка не должен включать в себя следующие условия: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами.

7. Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» <*> от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы. В период разработки и утверждения территориальной комиссией плана организационно-технических мероприятий должник не вправе самостоятельно, без согласования с территориальной комиссией передавать (продавать) недвижимость и земельные участки в аренду, залог с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдавать поручительства и гарантии, совершать уступку прав требований, переводить долги, а также учреждать доверительное управление имуществом.

В случае принятия территориальной комиссией решения о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей указанная комиссия направляет его кредиторам соответствующее извещение, в котором сообщает о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и дате проведения расширенного заседания комиссии с участием кредиторов должника (ст. ст. 15, 17 указанного Закона).

Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме и подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника. Данное соглашение должно содержать следующие сведения (указания): о дате, на которую фиксируются долги; о размере долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности; об условиях и порядке реструктуризации долгов; о размере платы за отсроченную или рассроченную задолженность; о графике платежей; об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности; об обязанности должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; об условиях выхода кредиторов из указанного соглашения; об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения. Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (ст. ст. 19, 20 указанного Закона).

Следует подчеркнуть, что заключение соглашения о реструктуризации долгов ни в коем случае не является препятствием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника — сельскохозяйственного товаропроизводителя в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Напротив, Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ст. ст. 27, 28) включает в себя положение о том, что возбуждение в отношении должника дела о банкротстве влечет автоматическое расторжение соглашения о реструктуризации его долгов.

Судебная практика по статье 177 Закона о Банкротстве:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-10125/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    Из буквального толкования положений пункта 2 статьи 179 Закона о банкротстве не следует, что преимущественным правом на покупку имущества должника пользуются лица, отвечающие признакам сельскохозяйственной организации, указанным в статье 177 Закона о банкротстве. Этим правом обладают лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-877, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Согласно пункту 4 статьи 177 Закона о банкротстве при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
  • Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-10125/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    Из пункта 1 статьи 177 Закона о банкротстве следует, что этот Закон устанавливает специальное понятие сельскохозяйственной организации которое имеет значение исключительно для целей применения правил параграфа 3 главы IX Закона о банкротстве и не может применяться к лицам, имеющим первоначальное преимущественное право приобретения имущества должника по основаниям пункта 2 статьи 179 Закона о банкротстве.

Неточности в законодательстве

Закон, регулирующий признание финансовой несостоятельности юридических лиц, относящихся к сельскохозяйственным организациям, имеет некоторые неточности, главными из которых являются:

  1. Если имущество приобретает юридическое лицо, воспользовавшись приоритетным правом выкупа, нет четкого определения, что делать с ценой – будет реализация происходить по оценочной стоимости или же арбитражный управляющий имеет право цену повысить.
  2. Также закон не определяет последствия пренебрежения правом преимущественного выкупа имущества.

Сельскохозяйственный «ликбез»

Согласно определению сельскохозяйственной организации, под данную категорию субъектов бизнеса попадают юридические лица, в основе коммерческой деятельности которых лежит производство и/или переработка сельхозпродукции, при этом доход от ее реализации составляет, как минимум, 50% общей доходности предприятия.

Кроме того, если говорить о процедуре банкротства, то в один ряд с сельхозпредприятиями становятся и рыболовецкие колхозы, имеющие выручку от реализации переработанной и/или добытой продукции не менее 70% от общей доходности.

Решение о признании сельскохозяйственного предприятия банкротом принимает суд при наличии, как минимум, следующих признаков:

  • просроченная более чем на 3 месяца задолженность перед кредиторами,
  • выход суммы долга за пределы стоимости имущества предприятия,
  • общая сумма долга свыше 500 тысяч рублей.

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.

На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.

Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур

Важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.

В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.

Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.

Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.

На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.

Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.

У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.

На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).

Стадии банкротства сельхозпредприятий и их особенности

В целом процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий схожа с признанием финансовой несостоятельности любого другого предприятия. Однако здесь существует ряд особенностей, вызванных спецификой сельскохозяйственной бизнес-структуры:

  • использование в бизнесе земельных участков сельскохозяйственного назначения
  • специфическое имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности сельхозпредприятия
  • сезонный характер бизнеса

Таким образом, уже известные стадии процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление – проводятся по определенным правилам, учитывающим данные особенности.

Так, процесс наблюдения и анализ финансового положения юридического лица, занятого в сельскохозяйственном бизнесе, протекает с учетом сезонности предприятия и природно-климатических условий его функционирования. Например, в отличие от наблюдения при банкротстве другого предприятия, в случае с сельскохозяйственной организацией кредиторы могут отсрочить предъявление требований по задолженности, как говорится, «до ближайшего урожая», когда, получив очередную сезонную прибыль, предприятие будет в состоянии погасить накопившийся долг.

Аналогичная ситуация складывается и с финансовым оздоровлением, вводимым на срок до завершения сельскохозяйственных работ и реализации продукции. При этом срок может быть продлен, если установлено, что в ходе оздоровления наблюдались ухудшения в бизнесе сельхозорганизации, связанные с природными форсмажорами (ураганы, наводнения и т. п.), эпизоотиями (инфекционные болезни домашнего скота, носящие характер эпидемии) и другими внешними обстоятельствами.

Внешнее управление при банкротстве сельскохозяйственных предприятий принято вводить до завершения сельхозработ. При этом также учитывается время, требуемое для извлечения денежной прибыли путем реализации продукции. При возникновении природных форсмажоров, влияющих на финансовое состояние предприятия, срок действия внешнего управления могут продлить еще на один год.

Также существенные отличия обнаруживаются и при введении конкурсного производства. Например, при конкурсной реализации недвижимого имущества, приобретенного на доходы от коммерческой деятельности сельхозпредприятия, преимуществом на его приобретение пользуется администрация района, в котором находится данное предприятие, а также другие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства. Что же касается перехода или отчуждения участков земли, принадлежащих сельхозпредприятию, данный порядок регулируется земельным законодательством.

Конкурсные торги имущества сельхозпредприятия могут проводиться до семи раз.

Основания для банкротства

Определяет правила поддержки и страхования сельхозпроизводителей от банкротства или разорения по иным причинам, а устанавливает основания, по которым можно возбудить дело о несостоятельности в сфере сельхозбизнеса:

  • наличие просроченных денежных обязательств на общую сумму не менее 500000 рублей;
  • наличие просрочек по данным обязательствам в течение 3 месяцев.

Особенности банкротства сельхозпроизводителей разных категорий определяют отраслевые нормативные акты и законы, в частности, регулирует порядок защиты водных ресурсов при смене эксплуатирующего предприятия по причине банкротства.

Порядок процедуры

Банкротство сельхозпредприятия происходит в следующие этапы:

  1. Заинтересованные лица подают в арбитражный суд заявление о банкротстве.
  2. Суд рассматривает заявление и выносит определение об открытии дела и введении наблюдения.
  3. Назначается временный управляющий, который анализирует финансовое состояние сельхозпредприятия.
  4. Проводится первое собрание кредиторов сельхозпредприятия и принимается решение о введении оздоровления или внешнего управления.
  5. В зависимости от результатов принятых мер дело о банкротстве закрывается, или должник объявляется банкротом, после чего сельхозпредприятие продается на торгах.
Заявление может подать сам сельхозпроизводитель, его кредиторы или уполномоченные органы. Назначение управляющего происходит из числа членов саморегулируемой некоммерческой организации, которая была указана в заявлении о банкротстве.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление вводится судом на срок до конца сезона сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для переработки и продажи произведенной сельхозпродукции. Такое время определяется судом индивидуально в пользу банкротящейся сельхозфирмы.

Финансовое оздоровление и внешнее управление могут продлеваться на год, если сельхозпредприятие потерпело в текущем сезоне убытки по причине:

  • стихийного бедствия
  • эпизоотии
  • чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф
  • губительного для посевов распространения вредителей
  • аварий на важных коммуникациях.

Авария на теплотрассе, ЛЭП или водопроводе может являться причиной для продления соответствующей процедуры банкротства, если производимая сельхозпродукция является критически зависимой от электро- или водоснабжения (например, тепличное хозяйство).

Общий максимальный срок внешнего управления и оздоровления составляет 2 года и 3 месяца. По итогам сезона сбора урожая, проведенного в период оздоровления, оцениваются дальнейшие перспективы восстановления платежеспособности фирмы и целесообразность продления оздоровления еще на один сезон. Внешнее управление вводится при наличии плана, позволяющего перестроить сельхозбизнес для получения большей прибыли – например, путем посева новых, более рентабельных культур, или увеличения используемых площадей для посевов или выпаса скота.

Дело о банкротстве сельхозпредприятия может также завершиться мировым соглашением с кредиторами, по которому они списывают все долги предприятия в обмен на предоставление части продукции в натуральном виде или на иных взаимовыгодных условиях.

Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций

В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.

Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  1. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.

В этой связи при применении ст.177 статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  1. Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  1. Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
  2. Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.

Отличия процесса

Как и все процедуры банкротства, признание финансовой несостоятельности данной категории юрлиц включает этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и, если платежеспособность не восстановлена, конкурсного производства, однако на каждом этапе учитываются внешние факторы, которые влияют на прибыль компании. К таким факторам относятся:

  1. сезонность получения прибыли (зависит от специализации предприятия);
  2. климатические условия региона (с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств);
  3. перспективы получения прибыли в конце сезона.

Данные факторы учитываются арбитражным управляющим в процессе проведения анализа деятельности организации на всех этапах процесса.

Особенности этапа конкурсного производства

Если нет возможности восстановления платежеспособности компании, процесс признания финансовойнесостоятельности переходит в заключительную стадию конкурсного производства, подразумевающую продажу имущества на специально организованном для этого аукционе.

Банкротство сельскохозяйственных организаций на стадии конкурсного производства проводит конкурсный управляющий. Главная задача при этом сохранить целостность предприятия, чтобы оно функционировало в дальнейшем. Поэтому законодательством запрещено членение организации при выставлении его на торги в первый раз. Если же компания не была куплена в целостном виде, на второй аукцион уже можно выставлять имущество фирмы-должника по частям.

Некоторые юридические лица обладают правом преимущественной покупки выставленного на аукцион имущества. К ним относятся компании, имущество которых находится по соседству с имуществом обанкротившегося должника (в эту категорию входят земельные участки, склады, хозяйственные здания и т.д.).

Возросшее количество банкротств

С одной стороны кажется, что причина этому — ухудшения в экономике, но на самом деле большая часть банкротств инициируется с целью ухода от исполнения обязательств. Для многих видов бизнеса “пользование” юрлицом с его последующей ликвидацией через банкротство — это норма. В каждую компанию закладывается “срок эксплуатации”, после чего она нещадно уничтожается. Вместе со всеми долгами.

Отсутствие имущества у банкротов

А вот этот тезис — чистая правда и огромная проблема. Большинство банкротов (даже когда их несостоятельность вызвана экономическими причинами, а не стремлением уйти от необходимости исполнения обязательств) стремятся перед уходом в судебные процедуры вывести ликвидные активы. Используются как аффилированные компании, так и более изощренные схемы. При этом закон дает достаточно широкие основания для признания подозрительных сделок недействительными. Под прицелом управляющего и кредиторов могут быть все сделки, которые должник совершил в течение трех лет, предшествующих банкротству. Как показывает практика, редкий бизнесмен может похвастать столь долгим горизонтом планирования, поэтому сделки по выводу активов в подавляющем большинстве случаев совершаются в пределах трехлетнего срока, и, следовательно, могут быть признаны недействительными. Соответствующее заявление вправе подать как конкурсный управляющий, так и кредитор. Также любой из них может просить у суда применить обеспечительные меры (скажем, арестовать проданное имущество).

Но даже если у должника никогда не было и нет ничего, кроме мифического уставного капитала в 10 тысяч рублей, нельзя забывать о возможности привлечь руководителей и учредителей (не только номинальных, но и реальных бенефициаров) к субсидиарной ответственности.

По всем этим причинам отсутствие имущества у должника — это недостаток, который может быть устранен усилиями заинтересованных лиц, прежде всего — кредиторов. В общем, наполнение конкурсной массы в ваших руках.

Реструктуризация долга

Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.

Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.

В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.

Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:

  1. включение в состав программы по реструктуризации долга;
  2. установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;
  3. отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).

Сезонность условий финансового оздоровления

Естественно, что в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Об этом сказано в п. 1 ст. 178 Федерального закона N 127-ФЗ. Допускается некоторая отсрочка удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

В каждом случае предполагаемого банкротства к должнику применяется процедура финансового оздоровления, чтобы максимально учесть одновременно его интересы и интересы кредиторов. Под этой процедурой понимаются восстановление его платежеспособности и погашение задолженности согласно графику погашения задолженности.

Для сельскохозяйственной организации в ходе финансового оздоровления принимается во внимание срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Но за этот период у сельскохозяйственной организации могут возникнуть характерные для отрасли обстоятельства чрезвычайного характера: стихийные бедствия, эпизоотия и т.п. Конечно, они могут только ухудшить ее финансовое состояние. Тогда учредители (участники) должника, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона N 127-ФЗ.

При достижении согласия об этих изменениях возможно продление на год срока финансового оздоровления сельскохозяйственной организации.

Банкротство с/х предприятий — при повышенной сумме требований

В первую очередь особенности банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с тем, что необходимо учитывать правила оборота земельных участков (ЗК РФ, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ в общем случае производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 000 руб., а в отношении должника — физического лица — не менее размера, установленного п. 2 ст. 213.3 этого Закона (не менее 500 000 руб.).

Но согласно п. 5 ст. 177 Федерального закона N 127-ФЗ для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее 500 000 руб.

Кроме того, заявление о признании данной организации банкротом принимается арбитражным судом, если указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 6 ст. 177 Федерального закона N 127-ФЗ).

Характеристика мероприятий финансового оздоровления предприятия

Финансовое оздоровление предполагает назначение Арбитражным судом административного управляющего. Характерно, что во время процедуры руководитель принимает участие в управление, но вводятся ограничения, например, для завершения сделок, которые отрицательно повлияют на имущество предприятия.

Срок финансового оздоровления охватывает время, необходимое для завершения сезона сельхозработ и реализации продукции, произведенной или переработанной на предприятии.

Финансовый план и составление графика задолженностей – обязанности управляющего. По результатам своей работы он должен предоставлять отчеты в Арбитражный суд. В отношении других должников график погашения задолженности не может быть изменен.

По законодательству, если в период финансового оздоровления на сельхозпредпритяии произошел регресс или спад в производстве из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, эпизоотия), то срок процедуры может быть увеличен на год при условии, что график погашения задолженности претерпит изменения с учетом сложившихся обстоятельств.

Кредиторы должны на общем собрании должны быть ознакомлены с финансовым планом. Они также имеют право на своевременное получение своих средств согласно графику погашения задолженности. Полноту и своевременностью исполнения их требований обязан контролировать административный управляющий.

Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится решением суда, если задачи внешнего управления не были решены. Процедура представляет собой совокупность мероприятий, проводимых арбитражным управляющим с целью формирования конкурсной массы и погашением ее средствами долгов кредиторам, бюджетным и внебюджетным фондам.

Для сельхозпредприятий законом определена особенность продажи имущества. Если имущество не было реализовано на торгах, то все имущество выставляется едины лотом. Это направлено на сохранение материальной базы предприятия, а не только внешней формы – базы.

Преимущественным правом на приобретение сельскохозяйственного комплекса имеют другие производители сельхозпродукции, которые владеют участками по соседству.

После продажи организация может продолжать производство сельхозпродукции, но уже в рамках другого юридического лица, так как конкурсное производство завершается отметкой в ЕГРЮЛ о ликвидации существовавшего предприятия.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что имеющий место рост количества банкротств и уменьшающиеся выплаты кредиторам обусловлены, прежде всего, недостаточными усилиями заинтересованных в возврате долгов лиц. Обычно банкрот долго и тщательно готовится к процедуре, планирует свои действия и разрабатывает схемы. Для кредитора же банкротство его контрагента нередко оказывается неожиданностью. Но в этих новых условиях нужно действовать максимально оперативно, активно пользуясь полномочиями по возврату имущества должника и привлечению его руководителей к субсидиарной ответственности. В этом может помочь грамотный банкротный юрист. Надежды на действия третьих лиц (других кредиторов и арбитражного управляющего), к сожалению, обычно не оправдываются.

Источники

  • http://tv-bis.ru/bankrotstvo/788-bankrotstvo-selskohozyaystvennyih-organizatsiy.html
  • https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-selskochozyaystvennich-organizatsiy
  • https://minakovajulia.ru/osobennosti-bankrotstva-selskohozyajstvennyh-organizatsij/
  • http://ZakonOBankrotstveRF.ru/glava-9/paragraf-3/statya-177
  • https://www.zakonrf.info/zakon-o-bankrotstve/177/
  • https://bankrothelp.ru/yur-lica/bankrotstvo-selskokhozyaystvennykh-or.html
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/468582/
  • https://assistentus.ru/bankrotstvo/selskohozyajstvennyh-organizacij/
  • https://lfsp.ru/poleznaya-informatsiya/osobennosti-bankrotstva-selhozpredpriyatiy/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/selhoz-organizatsiy.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5be6aa1d08fa0700ad1e6a93/aktualnaia-statistika-2019-goda-po-bankrotstvam-iurlic-analiziruem-i-delaem-vyvody-5d8c87eb9c944600af0f25a4
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/108665-osobennostyakh-bankrotstva-selskokhozyajstvennykh-organizacij

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: