- Виды ревизий
- Камеральная
- Выездная
- Плановые и внеплановые
- Когда к индивидуальному предпринимателю может прийти выездная проверка
- Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям
- Процесс
- Периоды, охватываемые выездной проверкой
- Проверка правопреемника
- Налоговый кодекс о повторной ВНП
- О правомерности проведения повторной ВНП после камеральной проверки «уточненки»
- Проверяемый период в ходе повторной ВНП может превышать три предшествующих календарных года.
- Одновременное проведение камеральных и выездных налоговых проверок
- Претенденты на камеральную проверку
- Какие типы проверок существуют
- Как действовать налогоплательщику
- Права проверяющих
- Какие действия инспекторов нарушают закон
- Выездная проверка ИП и ООО
- Сроки проведения
- Проверка ИП на УСН
- Проверка ИП на ЕНВД
- Выездная проверка ООО: причины назначения
- Мероприятия дополнительного характера
- Правила и основания для проведения налоговой проверки
- Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?
- Как подготовиться к проверке
- С планом и без
- Виды надзорных мероприятий
- Какие документы нужны
- Кто рискует “слететь” с ЕНВД во время проверки
- Что собой представляет налоговая проверка
- Заключение
Виды ревизий
НК РФ установил два вида проверок, отличающихся по результатам финансовой, производственной деятельности, месту, способу осуществления, к которым относятся:
- камеральная, результаты финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;
- выездная, совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих текущему году.
Камеральная
ИП подает отчетность в налоговую инспекцию, именуемую декларацией, по которой проводится камеральная проверка.
Она сводится к проверке:
- своевременности подачи декларации;
- правильности и четкости заполнения бланка, в которой приведена форма декларации;
- достоверности и полноты сведений, которые были представлены в налоговой декларации;
- точности осуществленных расчетов по исчислению налога, выявление ошибок и неточностей в расчетах;
- отчетности по бухгалтерскому учету.
Если при камеральной проверке были обнаружены ошибки, то инспектор налогового органа отправляет уведомление, содержащее информацию о ее проведении, выявленные правонарушения, сроки устранения нарушений. В некоторых случаях он может потребовать дополнительную информацию о деятельности ИП, документы.
ИП на основании представленных первичных документов может опровергнуть, предъявленные ему аргументы в случае своей правоты.
Если он признает допущенные ошибки, то обязан в сроки, установленные налоговым органом устранить их, затем передать откорректированный документ в него. Камеральная проверка при соблюдении ИП всех установленных норм и правил не представляет никакой угрозы.
Выездная
Если ИП нарушает правила подачи налоговой отчетности, а в декларации допускает неточность в расчетах, то налоговая инспекция вправе назначить выездную проверку, которая производит проверку всей его финансово-хозяйственной деятельности, помимо отчетности по декларации. Например, использование контрольно-кассового оборудования.
Выездная проверка осуществляется непосредственно на территории ИП, куда выезжает группа инспекторов, контролирующих их деятельность.
Ревизия может длиться 2 месяца. ИП организует мероприятия по проведению ревизии, обеспечивая помещением и рабочим местом инспекторов, производящих ее. В некоторых случаях проверка может продлиться до 4-х или до полугода.
К ним относятся такие ситуации:
- наличие у ИП нескольких обособленных филиалов;
- в ходе проверки обнаруживаются правонарушения, требующие дополнительной проверки;
- ИП несвоевременно предоставляет документацию для проверки;
- в случае непредвиденных обстоятельств, например, произошел пожар на предприятии.
Если у ИП нет торговых площадей или офисных помещений, то проверку проводят в помещениях налогового органа. ИП должен представить проверяющим инспекторам все документы со сведениями, которые потребуют проверяющие.
В число документов, подлежащих проверке, входят:
- свидетельство, удостоверяющее регистрацию в фондах Пенсионного, Социального страхования;
- налоговая декларация за отчетные годы;
- отчетность по бухгалтерской деятельности;
- кассовые документы, подтверждающие произведенные операции с наличностью;
- банковские документы;
- в зависимости от осуществляемой деятельности лицензию, если она указана в законе о лицензировании;
- при использовании льгот, документы дающие право на их пользование.
Налоговый орган располагает правом после закрытия ИП осуществить выездную проверку. Зачастую она проводится, когда ИП подает заявление о прекращение деятельности. При обнаружении нарушений налоговый орган привлекает ИП к ответственности.
Плановые и внеплановые
Виды налоговых проверок могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки, осуществляются в три года один раз.
За три дня до начала проверки Индивидуальному предпринимателю налоговый орган направляет извещение, в котором сообщает о предстоящей проверке.
Уведомление оформляется в виде приказа или распоряжения руководителя либо заместителя руководителя отдела инспекции, производящего контроль плановых проверок. Оно отправляется по почте заказным письмом, предусматривающим уведомление о вручении адресату, возможны другие доступные способы его вручения, но в любом случае оно должно быть вручено под роспись.Плановая проверка реализуется в соответствии со сводным планом, разработанным Генеральной прокуратурой и размещенным на его официальном сайте в текущем календарном году до 31 декабря.
Помимо плановых проверок, налоговая инспекция вправе осуществить внеплановую проверку при наличии жалоб граждан или по окончанию срока предписания с замечаниями, выданного ранее с целью установления факта устранения. ИП после регистрации обязан завести журнал по проверкам, в котором регистрируются выездные проверки налогового органа. По производственной деятельности ИП налоговые органы в первые три года проводят внеплановые проверки.
Когда к индивидуальному предпринимателю может прийти выездная проверка
Если вы считаете, что «ипэшники никому не нужны», или, что «налоговая не станет терять время, выезжая к предпринимателям», то, к сожалению, вы глубоко заблуждаетесь. Выездная проверка удел не только юрлиц. Налоговики с «большим удовольствием» посещают «простых» ипэшников, особенно если знают, что ехать есть зачем…. Не теряйте времени! Прочитайте статью до конца и узнаете, как проверяет налоговая ИП, какие 12 факторов риска должен знать каждый до того, как к нему навстречу двинутся инспекторы и как избежать их визита.
Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям
В планах налоговой всегда отводится местечко для «ипэшников», а все потому что:
- Нельзя полностью освободить от проверок предпринимателей, ведь они, наряду с юрлицами, допускают нарушения, «уличить» в которых возможно только при личном визите инспектора. «Преступные» схемы ИП ничем не уступают любым другим, а потому, встречи с проверяющим неизбежны.
- Инспектор едет на предприятие только с одной целью – доначисление налогов. И в этом смысле работать с ИП, иной раз проще, чем с юридическими лицами.
Например, «триошники» в сложной ситуации могут прикрыться «ограниченностью» своей ответственности, и чтобы получить что-то большее, налоговикам придется идти в суд. В делах с ИП все иначе. Индивидуальные предприниматели изначально отвечают по долгам компании всем своим имуществом, а значит, есть все шансы взыскать доначисленные суммы в полном объеме, если продать некоторое имущество должника. Поэтому, последствия визита инспекторов для ИП может оказаться куда серьезнее, чем для юрлица.
Давайте разберемся, как именно проходит налоговая проверка индивидуальных предпринимателей.
Могут ли вас привлечь к субсидиарной ответственности?
Пройдите тест из 10 вопросов, чтобы узнать о своей ситуации. По итогам теста вы узнаете в какой группе риска вы находитесь (критическая, высокая, невысокая), и в соответствии с ней получите рекомендации по мерам защиты от субсидиарной ответственности
№2 Подтверждается ли имеющаяся задолженность документально (договора, акты и т.п.)?
№3 Обращались ли вы к Должнику с требованием о погашении задолженности?
№4 Направляли ли Вы официальную письменную претензию в адрес Должника?
№5 Предоставлялось ли Должником обеспечение исполнения обязательств?
№6 Обращались ли Вы в суд с исковым заявлением к Должнику?
№7 Процедуру взыскания задолженности с контрагента с Вашей стороны ведут:
№8 Возбуждалось ли исполнительное производство в отношении контрагента по Вашему требованию?
№9 Возбуждено ли в отношении Вашего Должника дело о банкротстве?
№10 Ведет ли Должник деятельность на текущий момент, в том числе через аффилированные компании?
№11 Вам известны контролирующие лица Должника, конечные собственники бизнеса, а также имущественное состояние этих лиц?
Процесс
Группа экспертов-налоговиков выезжает к вам офис и начинает изучать документы, которые только пожелает. В случае, если у «ипэшника» вообще нет ни офиса, ни склада, ни производственного помещения, то выездная проверка может превратиться в «гостевую», когда вы сами понесете бумаги компании в ФНС. Однако, такая ситуация скорее исключение из правил, поскольку мелкие предприятия налоговую не интересуют. А именно у таких может не оказаться никаких помещений.
Любая проверка это трата бюджетных денег, и ее результаты должны как минимум покрывать расходы, а в идеале приносить казне прибыль. Чем меньше предприятие, тем меньше суммы, которые удастся доначислить, а с падением сумм, падает и интерес налоговой.
Периоды, охватываемые выездной проверкой
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?
Ответ: да, может.
Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).
Проверка текущего года может затрагивать:
- налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
- налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).
Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.
Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).
Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?
Ответ: да, может.
В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки.
Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).
Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?
Ответ: да, может.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.
Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.
Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.
Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).
В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.
Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).
Проверка правопреемника
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.
Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).
Налоговый кодекс о повторной ВНП
Понятие повторной ВНП и особенности ее проведения даны в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается проверка, проводимая независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (абз. 1).
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки (абз. 3).
Повторная ВНП налогоплательщика может проводиться (пп. 1 и 2):
-
вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
-
налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной ВНП проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
Следует отметить, что пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ корреспондируется с абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, согласно которому в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей ВНП проверяется период, за который представлена эта «уточненка».
Из совокупности и взаимосвязи вышеприведенных норм следует, что в случае подачи налогоплательщиком «уточненки» с суммой налоговых обязательств к уменьшению по сравнению с ранее заявленными обязательствами за период, который уже подлежал ВНП, налоговый орган наделен правом проведения повторной ВНП исчисленных в корректировочной налоговой декларации сумм налоговых обязательств на предмет их обоснованности, документальной подтвержденности и достоверности.
О правомерности проведения повторной ВНП после камеральной проверки «уточненки»
Как правило, к моменту назначения повторной ВНП уточненная налоговая декларация уже проверена в рамках камеральной налоговой проверки.
В связи с этим в судебной практике есть примеры, когда налогоплательщики оспаривают правомерность проведения повторной ВНП, настаивая на том, что ее назначение является, по сути, пересмотром выводов ранее проведенной камеральной проверки.
Что по этому поводу думают судьи? Начнем с Определения КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О, где говорится следующее.
Пункт 1 ст. 89 НК РФ предусматривает, что ВНП проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Данная норма предполагает и иной вариант проведения ВНП: в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако это не означает, что при проведении ВНП по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной проверкой.
К сведению: ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки.
Из смысла приведенной нормы следует, что ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках ВНП выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Камеральная же налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от ВНП, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
В Определении КС РФ от 25.01.2012 № 172-О-О указано, что механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Данное обстоятельство не исключает возможности проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной проверки.
Итак, выездная налоговая проверка не будет повторной по отношению к камеральной проверке (см. Постановление АС УО от 20.11.2014 № Ф09-7665/14 по делу № А60-6022/2014).
Выездная проверка может проводиться по тому же налогу и за тот же период, за который налогоплательщиком сдана налоговая декларация и в отношении которой проведена камеральная проверка, независимо от ее результатов (см. Постановление АС ПО от 09.02.2017 № Ф06-16482/2016 по делу № А65-1872/2016), даже если решение по итогам «камералки» признано судом недействительным (см. Определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О (приведено в п. 8 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения, который ФНС направила Письмом от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@)).
Обратите внимание: отметим, что вышеперечисленные судебные акты, подтверждающие правомерность проведения ВНП после камеральной проверки, вынесены в отношении «первичной» ВНП. Однако выводы, которые сделаны в этих актах, можно распространить и на ситуацию, когда после «камералки» проводится повторная ВНП. Например, АС МО в Постановлении от 12.09.2017 по делу № А40-230080/2016 подчеркнул, что проведение инспекцией повторной ВНП после камеральной не может рассматриваться в качестве пересмотра установленных в ходе камерального контроля обстоятельств, поскольку законодательно две формы проверок имеют различное значение при администрировании налогоплательщиков и не взаимосвязаны между собой.
Проверяемый период в ходе повторной ВНП может превышать три предшествующих календарных года.
При анализе п. 10 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод, что эта норма предусматривает как общее правило, устанавливающее предельный период, за который может быть проведена повторная ВНП (абз. 3), так и исключение из него (абз. 6):
-
при проведении повторной ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (общее правило);
-
в рамках повторной ВНП в случае представления налогоплательщиком «уточненки», в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, проверяется период, за который представлена эта «уточненка» (исключение из общего правила).
Налоговым кодексом не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации, а также предельный срок для назначения повторной ВНП налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (Письмо Минфина России от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473).
К сведению: в рамках повторной ВНП, проводимой согласно пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Аналогичный подход можно встретить и в арбитражной практике. См., к примеру, постановления АС ДВО от 15.06.2015 № Ф03-2384/2015 по делу № А51-213/2015, ФАС ЗСО от 19.03.2013 по делу № А27-14195/2012, ФАС ВСО от 16.07.2013 по делу № А33-11526/2012 (Определением ВАС РФ от 08.11.2013 № ВАС-15070/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
Например, СКЭС ВС РФ в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016 (далее – Определение № 305-КГ17-19973) указала следующее.
Проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом Налоговым кодексом не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока согласно абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
Налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной декларации, и согласно абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена «уточненка» (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на «глубину» проведения выездной проверки, установленного абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ.
Одновременное проведение камеральных и выездных налоговых проверок
Камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. А поскольку выездная и камеральная налоговые проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля (Письмо ФНС РФ от 13.03.2014 г. №ЕД-4-2/4529).
Претенденты на камеральную проверку
Прежде всего отметим, что предметом камеральной налоговой проверки (п.1 ст.88 НК РФ) являются декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком (налоговым агентом).
Однако благодаря усилиям налоговых работников, камеральная налоговая проверка может плавно превратиться в выездную проверку (даже возможен выезд работников налоговой инспекции для осмотра территории в определенных ситуациях).
В рамках проведения камеральной проверки налоговыми органами могут быть истребованы документы у налогоплательщика в случае его обязанности приложить определенные документы к отчетности. При этом налоговой орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п.7 ст. 88 НК РФ).
Какие типы проверок существуют
Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.
Выездная проверка.
Она осуществляется по месту нахождения вашей компании. То есть инспекторы выезжают к вам. В ИФНС принимается решение о том, что проверка будет проведена и создается группа проверяющих.
В ходе подобных проверок изучают, насколько правильно исчисляются и оплачиваются налоговые платежи. Проверяют чаще всего информацию за последние три года деятельности вашей компании.
Камеральная проверка.
Ее проводят непосредственно в отделе налоговой. Причем вы о ее проведении можете и не знать.
Анализу в данном случае будут подвергнуты декларации, финансовая и налоговая отчетность. Если в ходе проверки будут обнаружены недочеты и ошибки, вас об этом уведомят и попросят все исправить.
Как действовать налогоплательщику
Ваши действия должны быть следующими:
- Попросите, чтобы инспектор показал вам свое служебное удостоверение и решение о проведении проверочных мероприятий;
- Предоставьте проверяющему необходимую документацию, если нужно снимите ксерокопии;
- Не чините препятствий проведению проверки отчетности;
- Если документацию предоставить не можете, уведомите проверяющего об этом заранее, объяснив причины.
Далее рассмотрим, какие действия налоговиков являются законными.
Права проверяющих
- Проведение инвентаризации ОС;
- Истребование необходимой документации;
- Выемка документации, если у инспектора есть основание думать, что вы намерены уничтожить либо скрываете документы;
- Вызов сотрудников компании для дачи пояснений;
- Снятие копий с документации;
- Привлечение для участия в проверке экспертов.
Какие действия инспекторов нарушают закон
Инспекторы не имеют права:
- Требовать у вас ксерокопии документации, удостоверенные нотариусом;
- Осматривать территорию или склады единолично;
- Изымать документацию ночью или в выходной день;
- Проводить в отношении вашей компании более 2-х проверок за 12 месяцев;
- Привлекать экспертов и понятых из числа сотрудников налоговой.
В следующей части нашей статьи рассмотрим, как проходит процедура камеральных и выездных проверок непосредственно ИП и ООО.
Выездная проверка ИП и ООО
Сама процедура проведения подобной проверки мало чем отличается от проверки деятельности юридического лица. Кроме этого, она может проводиться согласно плану, либо без такового.
Проверки планового характера основаны на плане, который составляется специалистами ФНС ежегодно.
А внеплановую могут провести, если хотят проверить, все ли нарушения, выявленные ранее, вы устранили. О предстоящей проверке вас уведомят.
В процессе проведения проверочных мероприятий руководитель компании, либо сам предприниматель обязательно должен присутствовать. Если у вас в силу обстоятельств такой возможности нет, оповестите об этом налоговую и попросите передвинуть срок проверки. В некоторых ситуациях вы можете использовать такую ситуацию, чтобы устранить мелкие нарушения.
Сроки проведения
Стандартный срок проведения – 2 месяца, но он может быть растянут и до полугода, если:
- Если у вашего ИП несколько подразделений, функционирующих обособленно;
- Если будут выявлены нарушения, требующие дополнительной проверки;
- Если вы нарушаете сроки предоставления проверяющим документации;
- Если произошла нестандартная ситуация: возгорание, кража и прочее.
Проверка ИП на УСН
Упрощенка – выбор большинства индивидуальных предпринимателей. Она подразумевает, что налог в течение года вы вносите ежеквартальными авансовыми платежами, а окончательный расчет делаете до 30 апреля года, следующего за отчетным.
В процессе проверки налоговые инспекторы будут проверять, насколько законно вы применяете УСН.
Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении общей системы налогообложения.
После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели вести бухучет не обязаны.
Проверка ИП на ЕНВД
Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.
Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.
В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.
Выездная проверка ООО: причины назначения
- В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
- Рост расходов опережает рост доходов;
- Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
- Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
- Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.
Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.
Мероприятия дополнительного характера
В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:
- Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
- Осматривать территорию и имущество;
- Проводить инвентаризацию имущества;
- Проводить допрос свидетелей;
- Пользоваться услугами экспертов и переводчика.
Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.
Правила и основания для проведения налоговой проверки
Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.
В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.
Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:
- В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
- Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
- Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.
Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.
Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.
Действие ИФНС | Срок мероприятия | Статья НК РФ |
Камеральная проверка | 3 мес. со сдачи декларации | 88 |
Составление справки о завершении выездной проверки | последний день контроля | 89 |
Составление акта проверки | В течение 2 мес. от даты справки | 100 |
Вручение акта | 5 дней с даты его выписки | 100 |
Представление возражений | 1 мес. с дня его вручения | 100 |
Обжалование решения | 3 мес. С момента получения данных о нарушениях | 139 |
Выставление требования о погашении недоимки | 20 дней от числа решения | 70 |
Исполнение требования | 8 дней (прописан в документе) | 69 |
Принятие решения о принудительном погашении задолженности | 2 мес. с даты срока исполнения требования | 46 |
Обращение в суд | 6 мес. с конца срока исполнения требования | 115 |
Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?
В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты:
Статья НК РФ | Описание нарушения |
Упрощенка |
|
346.12, 346.13 | Незаконное применение УСН ООО:
|
346.15 | Сокрытие доходов от продажи товаров (работ, услуг) |
346.16 | Уменьшение дохода на затраты, не прописанные в НК |
346.16, 346.17 | Включение в базу по УСН не подтвержденных бумагами затрат или составление бумаг с ошибками. |
346.18 | Не исчисление минимального налога фирмами с системой учета «доходы минус расходы». |
346.21 | Уменьшение налога на величину неуплаченных взносов в фонды |
Разделение бизнеса на структуры с целью применения УСН | |
Вмененка |
|
346.26 | Незаконное применение ЕНВД по деятельности, попадающей под общий режим. |
346.26 | Занижение базы по налогу на прибыль из-за отсутствия раздельного учета в отношении предпринимательской деятельности (ПД), облагаемой ЕНВД, и ПД с иным режимом. |
346.32 | Занижение величины налога за счет не перечисленных по факту взносов в фонды. |
346.27, 346.29 | Неуплата ЕНВД путем занижения физических показателей коэффициентов доходности. |
Гл. 26.3 | Незаконное применение ЕНВД с помощью минимизации налогов и разделения бизнеса. |
Во многих регионах действуют льготы по налогам для ООО на спецрежимах. При этом в задачу налоговиков входит и проверка правомерности применения льгот.
Как подготовиться к проверке
Привести в порядок документацию. Каждая операция должна подтверждаться документально.
Если заключаете договоры, то они должны быть в наличии, а также обязательно должны быть накладные и акты по осуществляемым операциям.
Если в первичных документах (накладных, актах) есть недочеты, их нужно обязательно исправить, согласовав это с поставщиками. Наличие верно заполненных документов, подтверждение операций документами – залог успешного прохождения налоговой проверки!
С планом и без
Проверки налоговых органов могут носить плановый и внеплановый характер. Такой порядок прописан в законе о защите прав предпринимателей (№294-ФЗ). Любая контролирующая структура, в том числе и налоговое ведомство, вправе проводить плановую ревизию ООО не чаще 1 раза в 3 года. Информация о готовящейся ревизии публикуется на сайтах региональных ФНС в начале года – это обязательное условие. В сообщении указывается предмет проверки.
Внепланово инспекторы могут прийти в компанию лишь в нескольких случаях:
- Не устранено нарушение, выявленное предыдущей ревизией.
- Поступило обращение о нарушениях.
- Внеплановая проверка проводится по решению прокурора.
Главный налоговый закон страны имеет свои определения проверок. Они относятся скорее к механизму их проведения. Согласно НК проверки могут быть:
- Камеральными ( НК). В этом случае менеджмент компании обязан предоставить в налоговый орган запрошенные документы.
- Выездные ( НК РФ). В этом случае ревизоры приедут к вам лично.
Виды надзорных мероприятий
Классификация проверок приводится в . Кодекс предусматривает возможность проведения:
- Камеральной ревизии. Сотрудники исследуют поданные обществом декларации и расчеты. Основанием становится поступление документов в инспекцию. Дополнительные сведения и материалы запрашивают исключительно в письменном виде при наличии противоречий или вопросов. Проверка проводится по месту расположения инспекции в форме стандартной сверки с правилами. Решение руководителя не выносится, а уведомление налогоплательщику не вручается. Анализу подлежат правильность применения формул, вычетов, прочих льгот. Провести мероприятие контролеры вправе в течение 3 месяцев с момента получения отчетности. Полная характеристика этого вида надзора представлена в .
- Выездное мероприятие. Комплексная проверка назначается решением руководителя налогового органа. Сотрудники инспекции работают по месту нахождения общества. Исключение составляют случаи, когда у предприятия не имеется свободных помещений. Исследование охватывает 3-летний период деятельности. Ревизоры могут знакомиться с документами, опрашивать сотрудников, осматривать помещения, проводить инвентаризацию, привлекать экспертов ().
В обоих случаях формальной целью является контроль соблюдения налогового законодательства. Фактически задачей инспекций становится доначисления. Ведомство практикует риск-ориентированный подход. В список проверяемых лиц включают налогоплательщиков, не отвечающие базовым критериям добросовестности. Перечень таких требований содержится в приказе ФНС РФ .
В практике используется и другая классификация.
Критерий | Характеристика |
---|---|
Очередность | Служба ведет постоянный мониторинг. Анализу подвергается динамика отчислений, содержание отчетов, объем доходов и убытков предприятий. Налогоплательщики с высокой вероятностью правонарушений, попадают в план проверок. Документ разрабатывают ежегодно. Обязанности публиковать список, у ведомства нет (п. 3.1. ). Узнать о предстоящей проверке практически невозможно. Заверения в проведении плановых ревизий ООО не чаще одного раза в три года недостоверны. Мнение сложилось из-за ошибочного толкования закона 294-ФЗ. Назначить контрольное мероприятие руководитель инспекции может и в отношении недавно зарегистрированных фирм. Запретов в нормативных актах не содержится. Норма защищает бизнес лишь от неоднократных проверок по одному и тому же основанию (п. 5 ст. 89 НК РФ). Помимо плановых контрольных мероприятий, проводить разрешено и внеочередные. Основанием становятся реорганизация или ликвидация (п. 11 ст. 89 НК РФ). Причиной могут служить также сообщения третьих лиц о нарушениях (письмо ФНС РФ ) |
Предмет проверки | По этому критерию выделяют комплексные и выборочные ревизии. В первом случае оценке подвергается состояние налогового учета в целом. Инспекторы анализируют правильность применения режима, достоверность и полноту первичной документации, реальности хозяйственных сделок. Проверка проводится сплошным методом. Выборочный способ оценки охватывает отдельные участки учета. Это облегчает работу ревизорам, экономит время и позволяет получить представление о состоянии отчетности компании. |
Особым направлением является ведомственный контроль. Его проводит не та ИФНС, в которую обычно сдается отчетность, а вышестоящая инстанция. Целью мероприятия является подтверждение достоверности результатов камеральной или выездной проверки.
Существует в практике и неофициальная классификация. Так, делить контрольные мероприятия можно по типу режима. По процессуальным аспектам проверка ООО на ЕНВД, не отличается от ревизий других компаний. Специфика будет заключаться в содержании исследования. Для этого налогового режима не имеет значения фактическая выручка. Ключевыми моментами становятся площадь торговой точки, количество работников, верность применения коэффициентов и т. д.
Нередко налоговая служба вовлекает в мероприятие и сотрудников иных ведомств. Самыми тщательными и опасными, с юридической точки зрения, являются совместные проверки ФНС и правоохранительных органов.
Какие документы нужны
Контрольные мероприятия плательщиков ЕНВД имеют определенную специфику. Инспекторы оценивают правомерность применения специального режима, анализируют заявленные показатели и верность расчета облагаемой базы. Предметом проверки становится соблюдение организацией законодательства о страховых сборах, а также исполнение обязанностей налогового агента. Нередко внимание ревизоров привлекает и порядок выплаты учредителям дивидендов.
Инспекция запрашивает:
- декларации по ЕНВД, земельному и транспортному налогам;
- бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах;
- правоустанавливающие документы на основные средства;
- инвентаризационные и кадастровые паспорта на недвижимость;
- документацию отдела кадров (трудовые договоры, расчетные листки, справки о численности).
Перечень остается открытым. Он зависит от предмета налоговой проверки, а также отраслевой специфики.
Кто рискует “слететь” с ЕНВД во время проверки
Плательщики, которые достигли показателей, не позволяющих применять спецрежим, должны самостоятельно перейти на общую систему или на упрощенную — и считать налоги по этим режимам.
Но не все так поступают. Кто-то скрывает свои истинные показатели (например, указывает в декларации площадь торгового помещения меньше, чем на самом деле, или показывает не все грузовики, на которых работает), чтобы оставаться на спецрежиме. Поэтому налоговые органы с подозрением относятся к тем, у кого показатели почти достигли предельных значений. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль и проводит предпроверочный анализ.
Концепция планирования выездных проверок рекомендует обращать внимание на плательщиков, которые на 95% приблизились к предельным значениям. По конкретным видам деятельности это выглядит так:
- для розницы — торговая площадь 142,5 кв.м (95 % от максимальных 150);
- для общепита — зал обслуживания посетителей 142,5 кв.м (максимальное — 150);
- для услуг по перевозке — 19 машин (максимальное — 20);
- для гостиниц — спальные помещения 475 кв. м (максимальное — 500).
Подозрения у инспекторов вызовут плательщики, у которых есть несколько объектов на “вмененке” и все — на предельных показателях. В таких случаях возможно искусственное разделение одного большого объекта на несколько маленьких, чтобы не превышать допустимых параметров.
Пример из практики. По декларации у предпринимателя два магазина. У каждого из них торговая площадь 120 кв. м. Формально превышения нет.
Инспекторы запросили у арендодателя документы и выяснили, что ИП в одном здании арендует два соседних помещения, между которыми по плану есть перегородка. Когда вышли на проверку, увидели, что перегородки нет, а два помещения — это один большой магазин. То есть, фактически площадь была 240 кв.м., при максимально возможной в 150.
Более хитрые схемы обхода ограничений — это дробление бизнеса, когда несколько формально независимых юрлиц или ИП арендуют большую площадь под магазин или кафе. По документам у каждого свой магазин (кафе) и каждый применяет “вмененку”. А на деле оказывается один зал, с одной вывеской и кассой, оформленный в едином стиле, где работают одни и те же люди.
Что собой представляет налоговая проверка
Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:
- начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
- правильный расчет;
- обоснованность, касательно используемых льгот;
- своевременная оплата всех налогов.
Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.
Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.
При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.
Заключение
Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.
- http://ipopen.ru/buh/nalogi/nalogovaja-proverka-ip.html
- https://rykov.pro/publications/ip_01_09/
- http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288
- https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/952482.html
- https://www.klerk.ru/buh/articles/471746/
- https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/nalogovye-proverki-ip-i-ooo/
- https://online-buhuchet.ru/kak-proxodit-nalogovaya-proverka-ooo/
- https://www.MoeDelo.org/club/article-knowledge/kogda-ooo-zdat-nalogovuu-proverku
- https://zhazhda.biz/base/nalogovaya-proverka-ooo-na-envd
- https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/kak-prohodit-nalogovaya-proverka-ooo-na-envd
- https://rykov.pro/publications/kogda-mogut-proverit-platelshchika-na-envd/
- https://moeip.ru/nalog/envd/nalogovaya-proverka