Nalogia.ru

Особенности социально ориентированных некоммерческих организаций

Содержание
  1. Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций
  2. Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность
  3. Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа
  4. Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса.
  5. РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  6. НКО — как расшифровывается аббревиатура и что значит
  7. Понятие и виды НКО
  8. Что такое НКО и чем они занимаются
  9. Какая организация является некоммерческой
  10. Прочие формы НКО
  11. СМП
  12. СОНО
  13. Подтверждение соответствия компании статусу СМП или СОНО
  14. Преимущества для СМП и СОНО при проведении государственных закупок
  15. СОНКО расшифровка
  16. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
  17. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
  18. Участие СОНКО в госзакупках
  19. Выбор вида НКО, постановка целей
  20. У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли
  21. Общественные и религиозные
  22. Фонды
  23. Некоммерческое партнерство
  24. Частные учреждения
  25. Кто такие СОНО
  26. В чем особенность участия в госзакупках
  27. Помощь СОНКО
  28. Чем занимается СОНКО?
  29. Что может именоваться СМП?
  30. СОНКО, СМП и госзакупки

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
    • общественных;
    • религиозных.
  2. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
    • малочисленности;
    • коренного проживания на тех или иных территориях.
  3. Общества, организованные представителями российского казачества.
  4. Социальные фонды.
  5. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  6. Учреждения частного типа.
  7. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  8. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  9. Автономные организации некоммерческого типа.
  10. Различные союзы и ассоциации. 

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельности Описание
Социальные услуги гражданам Организации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:
  • защиты;
  • поддержки.
    Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.
  • Подготовка к экстремальному режиму жизни Также перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:
  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций.
    К списку обозначенных событий относятся:
  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
  • Оказание помощи в разгар бедствий Представленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:
  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
  • Охрана среды и ее фауны В компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:
  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
  • Охрана локаций, имеющих высокую значимость Также лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:
  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
  • Оказание безвозмездной юридической поддержки Еще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:
  • права;
  • свободы.
  • Профилактика социально-опасного поведения Ответственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
    Деятельность благотворительного характера Каждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
    Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФ Ответственность искомых структур также лежит в области:
  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.
  • Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

    Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

    • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
    • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
    • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
    • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
    • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
    • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
    • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

    Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

    Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

    Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

    1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
    2. Адвокатские коллегии.
    3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
    4. Палаты нотариальной категории.
    5. Кооперативы характера:
      1. как жилищного;
      2. так и жилищно-строительного.
    6. Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
    7. Учреждения, представляющие государственный сектор.
    8. Корпорации, организованные государственными структурами.
    9. Компании, также работающие на государственной основе.
    10. Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
    11. Организации, подлежащие саморегулированию.
    12. Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.

    Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной. Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает. Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций. В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу. Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом. 

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа. 

    Цель НКО — во всем помогать людям

    Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса.

    1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?

    • религиозная организация (объединение),
    • община коренных малочисленных народов России,
    • казачье общество,
    • некоммерческое партнерство,
    • учреждение,
    • автономная некоммерческая организация,
    • социальный, благотворительный и иной фонд,
    • ассоциация, союз
    • общественные организации (объединения): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности
    • другая форма НКО, предусмотренная федеральными законами (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий).

    2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:

    1. Социальная поддержка и защита граждан;
    2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
    4. Охрана окружающей среды и защита животных;
    5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
    6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
    7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
    8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
    9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
    10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
    11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

    3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной?

    Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

    В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации.

    Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:

    1. Защита семьи, материнства, детства и отцовства (в Самарской области)
    2. Развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми;
    3. Развитие институтов гражданского общества (в Самарской области)
    4. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии (в Самарской области)
    5. Содействие охране правопорядка (в Самарской области)
    6. Деятельность в области патриотического воспитания (в Самарской области)
    7. Обеспечение безопасности отдыха граждан на водных объектах (в Самарской области)
    8. Содействие социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в Самарской области).

    РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Действующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций.

    Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:

    1. Полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
    2. Идентификационный номер налогоплательщика;
    3. Форма и размер предоставленной поддержки;
    4. Срок оказания поддержки;
    5. Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
    6. Дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
    7. Информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
    8. Информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

    НКО — как расшифровывается аббревиатура и что значит

    Среди существующих видов юридических лиц законодатель выделяет НКО. Расшифровка аббревиатуры НКО — некоммерческая организация. Такие организации, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, наряду с коммерческими объединениями имеют статус юридических лиц и, значит, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке с оформлением уставных документов и внесением записи в ЕГРЮЛ. О правовом статусе НКО читайте в нашей специальной статье, а понятие и виды некоммерческих организаций раскроем далее.

    Говоря кратко, НКО — это объединение, деятельность которого направлена на достижение определенных целей, не связанных с извлечением прибыли. Такая организация не вправе распределять полученные средства между своими участниками/учредителями (п. 1 ст. 2 федерального закона «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7). Осуществлять предпринимательскую деятельность НКО может только в том случае, если ее результаты способствуют достижению поставленных перед ней задач.

    Понятие и виды НКО

    Ст. 2 ФЗ № 7 выделяет следующие виды НКО:

    1. Социально ориентированные НКО (СО НКО) — это объединения, деятельность которых направлена на решение социальных проблем населения и стимулирование развития гражданского общества в стране (п. 2.1). Основными направлениями функционирования СО НКО являются:
    • проведение с населением работы, направленной на его подготовку к преодолению последствий стихийных бедствий, техногенных/экологических катастроф и иных форс-мажорных обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
    • обеспечение социальной защиты граждан;
    • оказание помощи лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных, гуманитарных и иных катастроф.

    Разновидностью такого вида НКО являются организации — исполнители общественно полезных услуг, которые в течение одного года и более оказывают общественно полезные услуги, не имеют при этом налоговой задолженности и не выполняют функций иностранного агента.

    1. Иностранные некоммерческие неправительственные организации — объединения, обладающие характеристиками НКО, созданные за пределами РФ. Свою деятельность на территории России такие организации осуществляют с помощью отделений, филиалов и представительств (п. 4).
    2. НКО, выполняющие функции иностранных агентов — это зарегистрированные на территории России объединения, финансирование которых осуществляется за счет иностранных источников (п. 6).

    Что такое НКО и чем они занимаются

    Целью создания НКО является решение социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных и иных общественно значимых целей (п. 2 ст. 2 ФЗ № 7).

    Функционирование НКО направлено на удовлетворение нематериальных потребностей, именно поэтому направление всех ресурсов объединения на получение прибыли от деятельности не допускается.

    Исключением являются потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, а также дачные (садоводческие, огороднические) объединения, которые могут делить прибыль между своими участниками (п. 3 ст. 1 ФЗ № 7).

    Источниками финансирования НКО, согласно ст. 26 ФЗ № 7, являются:

    • поступления денежных средств от учредителей (как единовременные, так и регулярные);
    • добровольные взносы и пожертвования от третьих лиц;
    • доходы, полученные от реализации товаров (работ или услуг) в сфере, соответствующей деятельности, осуществляемой НКО;
    • дивиденды и проценты по вкладам, ценным бумагам и иным инвестициям;
    • прочие не запрещенные законом поступления.

    Исходя из положений ст. 3 ФЗ № 7 НКО вправе:

    1. Открывать счета в банковских организациях на территории РФ и за ее пределами.
    2. Иметь штампы и бланки с нанесенным на них наименованием объединения.
    3. Иметь собственную символику, полное описание которой должно быть приведено в зарегистрированных учредительных документах.

    Какая организация является некоммерческой

    Организация признается некоммерческой в том случае, если ее характеристики соответствуют законодательно установленным требованиям, предъявляемым к НКО. Основным критерием, который позволяет квалифицировать организацию как некоммерческую, является выполнение ею деятельности, не являющейся предпринимательской (или направление результатов такой деятельности на достижение целей, ради которых создавалась НКО).

    Некоммерческими организациями, согласно ФЗ № 7, являются:

    • общественные и религиозные объединения — организации, целью создания которых является объединение людей для удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей (ст. 6);
    • общины коренных малочисленных народов РФ — организации, объединяющие людей по территориальному признаку или признаку кровного родства (ст. 6.1);
    • казачьи общества — объединения, созданные с целью возрождения традиций российского казачества, его образа жизни, хозяйствования и культуры (ст. 6.2);
    • фонды — объединения, созданные за счет добровольных пожертвований и взносов с целью решения социальных, образовательных, культурных и иных задач (ст. 7);
    • госкорпорации — организации, созданные Российской Федерацией и обладающие социальными, управленческими или иными функциями, несущими пользу обществу (ст. 7.1);
    • госкомпании — организации, созданные Российской Федерацией и оказывающие в ходе своего функционирования различные виды государственных услуг (ст. 7.2).

    Прочие формы НКО

    Помимо перечисленных выше форм НКО ФЗ № 7 предусматривает возможность осуществления некоммерческой деятельности посредством создания таких объединений, как:

    • некоммерческие партнерства — объединения граждан и/или юридических лиц, целью функционирования которых является достижение различных целей в сфере здравоохранения, спортивной, духовной и иной сферах, а также оказание гражданам правовой помощи и поддержки (ст. 8);
    • частные учреждения — организации, созданные гражданами или юрлицами с целью осуществления управленческих, социальных, культурных или иных функций, имеющих нематериальный характер (ст. 9);
    • государственные и муниципальные учреждения — объединения, создаваемые государством, его субъектами или муниципальными образованиями (ст. 9.1);
    • бюджетные учреждения — организации, создаваемые с целью обеспечения исполнения Россией или ее субъектами своих полномочий в сфере образования, здравоохранения, науки и пр. (ст. 9.2);
    • автономные некоммерческие организации — объединения, созданные с целью предоставления населению услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и пр. (ст. 10);
    • ассоциации (союзы) — объединения, создаваемые с целью обеспечения защиты интересов (в том числе профессиональных) граждан и юридических лиц (ст. 11).

    СМП

    Вышеуказанный нормативно-правовой акт, а именно статья 3, определяет, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся организации, соответствующие критериям, установленным упомянутым законом. Кроме того, сведения о таких предпринимателях вносятся в единый реестр.

    К СМП принадлежат как юридические лица, в частности, организованные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, так и индивидуальные предприниматели.

    Для того чтобы компания была занесена в реестр СМП, ей необходимо соответствовать установленным в статье 4 209-ФЗ требованиям:

    1. По определенному составу учредителей и акционеров для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств. Прежде всего доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%, а доля иностранных организаций или организаций, которые не относятся к СМП, не более 49%. Приведенное правило не относится к компании, если она занимается высокотехнологичными разработками, внедрением ноу-хау под собственными патентами или получила статус члена инновационного центра «Сколково».
    2. Максимально установленная граница числа работников в штате компании. Законодателем установлено, что малое предприятие подразумевает среднесписочную численность сотрудников в размере не более 100 человек включительно. Перечень работников от 101 до 250 человек соответствует уже среднему предприятию.
    3. Предельные значения годового дохода организации. Эта градация установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №265. Для малых предприятий определен максимально допустимый уровень дохода в 800 млн руб. в год. При этом суммируются все виды доходов с применением всех налоговых режимов компании.
    Организация причисляется к категории малого бизнеса в соответствии с тем критерием, который имеет наибольшее значение. Так, если фирма насчитывает в штате только 50 сотрудников, но при этом получает доход в размере 1 млрд руб. в год, то она не будет относиться к малым предприятиям.

    СОНО

    СОНО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация. Определение некоммерческой организации, в том числе ее подвида социально ориентированного учреждения, приведено в федеральном законе №7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

    Согласно нормативно-правовому акту, а именно статье 2, некоммерческая организация в целом — это юридическое лицо, которое не относит прибыль к основной цели своей деятельности. То есть компания работает не ради дохода, хотя может осуществлять предпринимательскую деятельность (в соответствии с ч. 2 ст. 24).

    Социально ориентированная организация направлена на решение социальных вопросов и призвана развивать гражданское общество страны.

    К числу СОНО не относятся политические партии, государственные компании и корпорации.

    Подтверждение соответствия компании статусу СМП или СОНО

    Для деятельности организации подтверждение статуса как таковое не требуется. Компания, работая с присущим ей успехом, просто относится или не относится к малым предприятиям в зависимости от годовых результатов.

    Однако малый бизнес получает поддержку от государства. В частности, определенные преимущества предоставляются в сфере проведения государственных закупок. В этом случае подтверждение причастности к СМП необходимо, согласно требованиям законодательства.

    В статье 4.1 209-ФЗ прописаны условия включения компании в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Отвечает за ведение списка Федеральная налоговая служба.

    Перечень субъектов публикуется на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Организации включаются в список на основании сведений, которыми располагает налоговая служба.

    Ситуация с СОНО несколько проще. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 7-ФЗ, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации и регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, компания имеет соответствующие записи о целях организации в уставе.

    Что касается подтверждения статуса участника государственной закупки, то, согласно требованиям ч. 3 ст. 30 «Закона о контрактной системе» 44-ФЗ, лицу достаточно продекларировать в свободной форме собственную принадлежность к СМП или СОНО. Никаких иных подтверждающих документов компании не требуется.

    Более того, устанавливая требование об их предоставлении, заказчик нарушает положения законодательства, что грозит ему административной ответственностью.

    Преимущества для СМП и СОНО при проведении государственных закупок

    Как уже было отмечено, благодаря законодательной поддержке, участники государственных закупок, относящиеся к СМП и СОНО, получают ряд преимуществ, а именно:

    1. Проведение закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность по проведению процедур исключительно для СМП и СОНО в размере не менее 15% от общего числа годовых расходов.
    2. Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО в том случае, если победитель закупки к ним не относится. Право заказчика об установлении в документации данного требования предусмотрено ч. 5 ст. 30 закона.
    3. Сокращенные сроки оплаты товаров, работ, услуг заказчиком. Согласно ч. 8 ст. 30, в том случае, когда закупка проводится для СМП или СОНО, срок оплаты контракта не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания приемочных документов, в то время как для остальных закупок период составляет не более 30 дней.

    СОНКО расшифровка

    СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

    Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

    Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

    1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

    2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

    3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

    4) охрана окружающей среды и защита животных;

    5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

    6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

    7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

    8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

    9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

    10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

    11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

    12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

    13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

    14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

    15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

    16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

    17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

    18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

    Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

    Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

    1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

    2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

    3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

    Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

    Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

    Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

    В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

    1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

    2) идентификационный номер налогоплательщика;

    3) форма и размер предоставленной поддержки;

    4) срок оказания поддержки;

    5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

    6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

    7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

    8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

    Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

    Участие СОНКО в госзакупках

    Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

    Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

    Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

    • открытых конкурсов
    • конкурсов с ограниченным участием;
    • двухэтапных конкурсов;
    • электронных аукционов
    • запросов котировок
    • запросов предложений.

    В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

    В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

    Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

    Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

    А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).

    Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

    Выбор вида НКО, постановка целей

    Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

    1. Внутренние — НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
    2. Внешние — деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

    Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть — внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов — внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

    Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

    Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

    Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
    Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
    Общественные + + + + +
    Фонды + + + +
    Учреждения + + + + +
    Ассоциации + + + + +
    НП + + + +
    АНО + + + +

    У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

    Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Формы НКО:
    1. Общественные и религиозные (объединения)
    2. Фонды
    3. Некоммерческие партнерства
    4. Частные учреждения
    5. Автономная некоммерческая организация
    6. Ассоциации (союзы)

    Общественные и религиозные

    Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

    В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

    Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

    Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

    Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

    Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

    Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

    Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

    Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

    Фонды

    Фонды – унитарные НКО, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.).

    В наименование подобной некоммерческой структуры обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой структуры формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

    Некоммерческое партнерство

    Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

    НП является юр. лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НП создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

    Одной из особенностей данной организационно-правовой формы такой струтктуры является то, что имущество, переданное НП его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

    К обязательным правам членов НКО относится возможность участвовать в управлении делами НП, получать информацию о деятельности НП согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из НП и другие.

    Высшим органом управления НП является общее собрание членов этой структуры. Участник НП может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из НП участник имеет право на получение части имущества этой структуры или стоимости этого имущества.

    Частные учреждения

    Частные учреждения представляют собой распространенный вид НКО, которые учреждают физические или юр лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

    В отличие от иных видов НКО частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

    Кто такие СОНО

    Чтобы понять, СОНКО — это какие организации, нужно обратиться к 7-ФЗ от 12.01.1996. По определению этого правового акта, они представляют собой структуры, деятельность которых связана:

    • с соцобслуживанием граждан;
    • социальной поддержкой и защитой;
    • помощью пострадавшим в стихийных бедствиях;
    • с мероприятиями по профилактике поведения, представляющего социальную опасность;
    • охраной окружающей среды;
    • защитой животных;
    • благотворительной деятельностью, а также деятельностью в области организации и поддержки благотворительности и волонтерства (пункт добавлен в ред. 15-ФЗ от 05.02.2018).

    Весь список приводится в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ.

    Если юрлицо занимается подобной деятельностью, но среди его учредителей есть РФ, конкретный субъект РФ либо муниципальное образование, то его нельзя относить к некоммерческой с социальной ориентацией!

    В чем особенность участия в госзакупках

    Расшифровка СОНКО по 44 ФЗ производится аналогично закону 7-ФЗ. Участие в системе госзакупок для СМП и СОНО регулируется одними и теми же правилами. Для этих структур в рамках поддержки малых предпринимателей предоставляются определенные преимущества (так следует из ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчиков обязуют заключать с ними контракты на общую сумму не менее чем 15% от совокупного объема госзакупок за год. Причем сделать это можно двумя способами:

    1. Организовать госзакупки, допуск к участию в которых будет дан только таким организациям. Сами закупки могут проходить в формате открытых конкурсов, двухэтапных, а также конкурсов с ограниченным участием, электронных аукционов, запросов предложений и котировок. Причем по поводу НМЦК устанавливается ограничение — минимальная цена не может быть более 20 млн рублей.
    2. Закрепить в тендерной документации требование к компании-победителю — привлекать СМП и СОНКО в качестве субподрядчиков при исполнении госконтракта. В этой ситуации каких-либо ограничений для НМЦК не предусмотрено.

    Существуют особенности и по оплате. Структуры СМП и СОНО при участии в госзакупках в качестве поставщиков должны получать денежные средства не позднее 15 рабочих дней после того, как акт о приемке будет подписан с организатором торгов. Для принятия участия в процедуре юрлицам требуется предоставлять декларацию, подтверждающую их принадлежность к СМП и СОНО. Вся ответственность за достоверность сведений лежит на поставщике.

    Помощь СОНКО

    ПО ФЗ №7 помощь социально ориентированным некоммерческим организациям населению может выражаться в следующем:

    • Консультационная, имущественная, информационная, денежная поддержка.
    • Помощь в обучении и подготовке сотрудников СОНКО.
    • Представление организации ряда льгот по уплате налогов и других сборов.
    • Осуществление закупок товаров, услуг, работ для муниципальных и госнужд.
    • Представление лицам, оказывающим поддержку СОНКО, налоговых льгот.
    • От муниципальных образований, субъектов РФ — субсидии, ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета.
    • Передача во владение или пользование муниципального или государственного имущества. Но только для использования в определенных целях.

    Чем занимается СОНКО?

    Что это такое — СОНКО, мы уже знаем. Давайте посмотрим на статистику. Где такие организации в нашей стране заняты:

    • 25,4 % (более 11 тыс. учреждений) — образование, наука, просвещение.
    • 21,9 % (около 9,6 тыс. учреждений) — социальная поддержка и защита населения.
    • 17,9 % (более 7,8 тыс. учреждений) — спорт, физическая культура.
    • 14,7 % (более 6,4 тыс. учреждений) — патриотическое, военно-патриотическое воспитание.

    В долях от 13 % до 4 % распространены следующие виды деятельности:

    • Благотворительность.
    • Здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни.
    • Искусство и культура.
    • Духовное развитие граждан.
    • Льготная или безвозмездная юридическая помощь, правовая защита населения.
    • Повышение качества жизни пожилых граждан.
    • Соц. адаптация инвалидов.
    • Поддержка материнства, профилактика сиротства.

    Что может именоваться СМП?

    Продолжаем разбирать расшифровку СОНКО и СМП. Для отнесения вышеперечисленных организаций к субъектам малого бизнеса, они должны соответствовать, ко всему прочему, ряду условий:

    • Для ЮЛ — общая доля участия РФ, ее субъектов, а также муниципальных, общественных, благотворительных, религиозных объединений не превышает 25%.
    • Для ЮЛ — суммарная доля участия иностранных фирм, юридических лиц, не являющихся субъектами среднего и малого бизнеса, — не более 49 %.
    • Средняя численность работников для малых предприятий — 100 человек (для микропредприятий — 25).
    • Среднее число сотрудников субъекта среднего бизнеса — 100-250 человек.
    • Годовая выручка микропредприятия — не более 60 млн рублей.
    • Выручка за год малого предприятия — не более 400 млн рублей.
    • Годовая выручка среднего предприятия — не более 1000 млн рублей.

    СОНКО, СМП и госзакупки

    Процесс проведения закупок для муниципальных и госнужд в РФ регулируется ФЗ №44. Согласно этому акту, наиболее привилегированное положение среди поставщиков занимают СМП (субъект, субъекты малого предпринимательства) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). Заказчик обязан закупить именно у них не менее 15 % своего годового объема заказов. При этом размер контракта не должен превышать 20 млн рублей.

    Приведем некоторые важные факты из ФЗ №44:

    • Закупки у СОНКО и СМП — обособленный процесс. В извещениях о проведении конкурса, аукциона, запроса прописывается факт ограниченного участия. Все подавшие заявку участники обязаны декларировать свою принадлежность к этим формам.
    • Если закупки у СМП и СОНКО не состоялись, то конкурс, аукцион может быть расширен для участия других форм бизнеса, проводиться на общих основаниях.
    • Если поставщик продукции не относится к этим двум формам, то заказчик правомочен обязать его назначить соисполнителем, субподрядчиком СОНКО или СМП.
    • Последняя деталь. В случае заключения договора с СОНКО или СМП заказчик обязан оплатить поставленные ему товары или оказанные услуги не позже 30 дней с даты приемки.

    Социально ориентированные некоммерческие организации в нашей стране поощряются — как их создание, так и развитие. Объединения существуют не только на самостоятельно заработанные средства, но и благодаря поддержке сторонних лиц. В ответ же они должны реализовывать деятельность, необходимую, полезную для гармоничного существования и развития социума, помогать попавшим в трудное положение гражданам.

    Источники

    • https://yr-expert.com/soczialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizaczii-eto/
    • http://songo63.ru/2016/07/15/so-nko/
    • https://nsovetnik.ru/nekommercheskie-organizacii/nko-rasshifrovka-i-vidy/
    • https://zakonguru.com/goszakupki/smp-i-sono.html
    • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/uchastie-sonko-v-zakupkah-po-44-fz.html
    • https://online-buhuchet.ru/vidy-nko/
    • https://pravo-rus.com/sobyitiya/otlichitelnye-osobennosti-form-nekommercheskix-organizacij-nko.html
    • https://gozakaz.ru/kak-sonko-uchastvuyut-v-goszakupkah/
    • https://BusinessMan.ru/sonko—chto-eto-takoe-rasshifrovka.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: