- Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика
- Действия при взыскании налога
- Решение по результатам налоговой проверки нужно оспаривать в Управлении ФНС (УФНС). Это вышестоящий орган относительно районных инспекций — ИФНС. В середине 2018 года УФНС отменяли примерно 35% решений ИФНС.
- Жаловаться в вышестоящую инспекцию до обращения в суд — обязательно
- Досудебное обжалование — отличный способ потянуть время, и этим необходимо пользоваться
- Хитрый тактический ход, как легализовать свои доказательства, не показав их ИФНС
- Когда можно подать на налоговую в суд?
- Досудебное урегулирование конфликта
- Порядок и сроки рассмотрения заявления
- Сроки подачи жалобы
- Банковская гарантия
- Что написать в жалобе
- Могут ли оставить жалобу без рассмотрения?
- Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры
- Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
- Куда можно обратиться за консультацией юриста?
- Где можно оспорить не устраивающее решение?
- Устраняемые нарушения
- Как продлить срок на подготовку возражений?
- Присутствие при рассмотрении возражений
- Как обжаловать решение налогового органа
- Итоги
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика
На первой стадии взыскания недоимки из имущества лица, не уплатившего налог, направляется требование ИФНС, руководствуясь ст. 31 НК РФ. Непосредственное удовлетворение предписания налогового органа о взыскании суммы задолженности происходит только в пределах этой суммы, с указанием срока на исполнение.
Нарушение этого правила, также влечет недействительность решения ИФНС. Если налогоплательщик не погашает во время задолженность, то ИФНС направляет в банк, где открыт счет налогоплательщика решение об удовлетворении уплаты налога в двухмесячный срок.
Далее ИФНС оформляет соответствующее решение и отправляет в банк на исполнение, в котором имеется счет налогоплательщика. Если на счете недостаточно средств, то руководителем ИФНС привлекает службу судебных приставов для принудительного исполнения решения. Срок давности решения о взыскании налога, должно быть принято в течение года с того момента, когда истек срок требования по уплате налога.
Действия при взыскании налога
Законом предусмотрена возможность для ИФНС отправить лицу, просрочившему сроки для добровольного порядка внесение необходимых налоговых платежей, предписание об уплате налога не позднее трех месяцев со дня просрочки указанного выше срока.
Если налоговый орган пропускает указанный срок, то он не лишается возможности взыскать недоимку, кроме того ИФНС может уточнять требования по уплате налога после направления первого требования и срок начинает истекать заново с момента этого уточнения.
ИФНС на законных основаниях могут принимать меры обеспечивающие взыскания задолженности путем наложения ареста на имущество налогоплательщика.
Непосредственное удовлетворение требования уплатить налог за счет имущества должника, судебные приставы исполняют в течение двух месяцев со дня направления им постановления. Требование считается исполненным, когда за счет реализованного имущества должника происходит погашения задолженности перед ИФНС.
Решение по результатам налоговой проверки нужно оспаривать в Управлении ФНС (УФНС). Это вышестоящий орган относительно районных инспекций — ИФНС. В середине 2018 года УФНС отменяли примерно 35% решений ИФНС.
Жаловаться можно по-разному. Если делать это правильно, то можно получить неплохие преимущества перед налоговой инспекцией в суде, если до него дойдёт, да и 2-3 месяца выиграть, пока счет не заблокируют.
Жаловаться в вышестоящую инспекцию до обращения в суд — обязательно
Если налогоплательщик не обжалует решение ИФНС в вышестоящую инстанцию (УФНС, то есть управление инспекции по субъекту Российской Федерации), то суд не примет иск налогоплательщика по этому делу. Вернёт заявителю без рассмотрения по существу.
Такие правила были введены с 2009 года, затем список обязательных к обжалованию решений был дополнен с 2014 года, чтобы снизить количество исков в суд.
Более того — если налогоплательщик не представит свои аргументы на акт выездной налоговой проверки или на решение, которое следует за актом, то налогоплательщик лишается возможности заявлять эти аргументы в суде. А в споре на десятки миллионов рублей каждый аргумент на счету.
Почему суды отказываются рассматривать аргументы налогоплательщика, если они не были заявлены в инспекцию, а сразу заявляются в суд?
Если суд вынужден впервые рассматривать доводы налогоплательщика, выходит, что суд подменяет собой инспекцию, т.к. инспекция должна рассматривать аргументы налогоплательщика. «Мы тут выездную проверку проводить не будем, мы будем разбираться в доказательствах, которые были представлены в налоговый орган» — прямо говорят иногда судьи.
Но при подаче возражений есть один хитрый момент, из которого можно выжать большую пользу для налогоплательщика. Мы расскажем об этом ниже.
Досудебное обжалование — отличный способ потянуть время, и этим необходимо пользоваться
Вот ИФНС провела выездную налоговую проверку, нашла нарушения, составила акт, вынесла решение. У налогоплательщика есть один месяц на то, чтобы обжаловать это решение.
Если не обжаловать решение по выездной налоговой проверке, то оно вступит в силу, если обжаловать, то в силу оно не вступит.
Налоговый орган не может принудительно взыскивать налоги, пени и штрафы по решению, которое не вступило в силу, не может выставить инкассо на расчётный счёт и т.д. Поэтому апелляционное обжалование — это законный и совершенно нормальный способ как минимум затянуть время.
Рассматривать апелляционную жалобу будет УФНС, а не районная инспекция, которая проводила проверку. УФНС рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца, отсчитывая со дня, когда получила от ИФНС жалобу и материалы, нужные для проверки.
Поясним, что налогоплательщик подаёт жалобу не в УФНС напрямую, а в ИФНС, которая передаёт материалы в УФНС.
Часто УФНС не укладывается в сроки, и вместо положенного одного месяца, продлевает срок на рассмотрение жалобы налогоплательщика до двух месяцев. Такое право у УФНС есть.
Можно также выиграть время, направив апелляционную жалобу по почте России — пока документ дойдёт до ИФНС, пройдёт ещё неделя. Потом — пересылка от ИФНС в УФНС. Ещё время.
Хитрый тактический ход, как легализовать свои доказательства, не показав их ИФНС
После выездной проверки инспекция составляет акт, потом выносит решение. Обжаловать можно как акт, так и решение. Здесь есть очень хитрый момент.
Когда обжалуется акт, то жалобу рассматривает ИФНС, которая проводила проверку, и у которой есть информация о деятельности налогоплательщика, которая «в теме». И если налогоплательщик подаёт жалобу на акт, ИФНС может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, чтобы разгромить возражения компании. Это нежелательный вариант.
Акт, конечно, следует обжаловать, но серьёзные мощные аргументы в жалобе на акт лучше не указывать, лучше оставить их на потом. Почему?
Когда обжалуется решение, то апелляционная жалоба идёт в УФНС, и рассматривать её будет именно УФНС, а не районная инспекция. Для налогоплательщика это более предпочтительный вариант, потому что УФНС не обладает той полнотой информации, которой обладает ИФНС. Возможностей аргументированно спорить с доводами налогоплательщика у УФНС меньше, чем у ИФНС.
На практике «Налоговые адвокаты» зачастую идут именно по второму пути. Мы «придерживаем» серьёзные аргументы, не указывая их в акте и не «светя» из перед ИФНС. Есть и другая причина поступать именно так: часто мы просто не успеваем сформировать доказательства невиновности компании, потому что она слишком поздно к нам обратилась. Но когда подходит срок подавать апелляционную жалобу в УФНС, у нас на руках уже есть:
- свидетельские показания в пользу компании, где мы, как адвокаты, опросили свидетелей
- уже успели прийти ответы на адвокатские запросы;
- собраны и проанализированы документы, истребованные от контрагентов, госорганов и т.д.
Озвучивая эти доводы в УФНС, мы убиваем двух зайцев: не показываем эти факты ИФНС и снимаем возражение суда «мы тут налоговую проверку проводить не будем». Ведь аргументы в инспекцию представлены, значит, для суда нет никаких препятствий рассмотреть эти аргументы.
На практике УФНС может не рассмотреть доводы налогоплательщика вообще, не дать им никакой оценки. Но это уже проблемы УФНС, и суды с этим согласны. Кстати, у нас есть пример, когда налоговая не дала никакой оценки доводам налогоплательщика, и мы использовали этот факт как аргумент в суде. В этот раз удалось защитить налогоплательщика от доначислений на сумму 8 млн руб.
На нашей практике УФНС очень часто не вникают в суть возражений налогоплательщика, но бывает и по-другому. У нас есть старый пример, где УФНС, рассмотрев нашу позицию, сама полностью отменила доначисления. Признаемся, такого не ожидали ни мы сами, ни налогоплательщик.
Когда можно подать на налоговую в суд?
Вообще, есть масса оснований, чтобы подать на налоговую инспекцию в суд. Это могут быть как ненормативные акты, изданные ИФНС, так и действия/бездействия инспекторов. В том числе, выраженные в:
- отказе в возврате излишне уплаченного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога;
- принятии решения об остановке операций по счетам;
- направлении требования о доплате налога, уплате пеней и штрафов;
- принятии решения о взыскании налога без должных на то оснований;
- отказе в регистрации юр. лица или ИП, предъявлении непредусмотренных законом требований;
- действиях по истребованию у налогоплательщика документов;
- действий по осмотру помещений налогоплательщика;
- отказе в предоставлении налогового вычета и в иных случаях.
В общем, любое действие/бездействие/ненормативный акт можно обжаловать, если он, по мнению налогоплательщика, нарушает его права и законные интересы. Но для начала придется подать жалобу в вышестоящий орган – законодательство предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования действий и решений налоговиков.
Досудебное урегулирование конфликта
Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками осуществляется путем обжалования решений и действий в вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик может обжаловать их путем подачи ():
- Апелляционной жалобы. Она подается при обжаловании не вступивших в силу решений инспекции о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений.


Скачать образец
- Жалобы. Она подается на вступившие в силу ненормативные акты ИФНС, действия и бездействия инспекторов, если, по мнению налогоплательщика они нарушают его интересы.


Скачать образец
Подавать их необходимо в вышестоящий налоговый орган. Например, если обжалуется решение районной ИФНС, жалоба подается в ИФНС субъекта. Но, через ИФНС, решения которой обжалуются. Впоследствии она в течение трех дней перенаправляет жалобу в ответственный орган.
Жалоба подается в ИФНС в письменной или электронной форме. Подать ее можно на личном приеме, направить по почте либо подать удаленно – через портал Госуслуг или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. На подачу жалобы у налогоплательщика есть 12 месяцев с момента, как он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав . Апелляционную жалобу можно подать только до момента, пока обжалуемое решение не вступило в силу .
Решение по жалобе на привлечение налогоплательщика к ответственности принимается в течение месяца. По всем остальным жалобам срок рассмотрения – 15 дней (). Если за это время решение по жалобе не будет принято или она будет оставлена без удовлетворения, можно подавать жалобу на налоговую инспекцию в суд.
Порядок и сроки рассмотрения заявления
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.
Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.
Сроки подачи жалобы
Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подать в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
На вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности срок подачи жалобы – один год со дня вынесения такого решения.
Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
Если вы не согласны и с решением УФНС, в течение 3 месяцев со дня принятия решения по жалобе можно подать жалобу (апелляционную жалобу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Центральный аппарат ФНС).
Решение ФНС о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке обжаловать нельзя.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Банковская гарантия
К банковской гарантии применяются требования, установленные п. 5 ст. 74.1 НК РФ. Требования такие:
-
банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
-
в банковской гарантии не должно содержаться указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые к спорному вопросу не относятся;
-
срок действия банковской гарантии должен истекать не раньше шести месяцев со дня истечения установленного срока исполнения обязанности по уплате налога;
-
суммы, на которую выдана банковская гарантия, должно хватать и на уплату налога и на уплату пеней.
Что написать в жалобе
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (доверенность при этом обязательна).
Подать жалобу можно:
-
лично при посещении налогового органа;
-
через доверенное лицо;
-
в электронной форме по ТКС;
-
через личный кабинет налогоплательщика.
К жалобе вы можете приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.
В жалобе нужно указать:
-
Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-
обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
-
наименование налогового органа, чьи акт, действия или бездействие должностных лиц обжалуются;
-
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-
требования лица, подающего жалобу;
-
способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Для связи можно в жалобе указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.
Могут ли оставить жалобу без рассмотрения?
Да, такое возможно в случаях:
-
нарушения порядка подачи жалобы;
-
если вы не указали, чем ваши права нарушены;
-
если срок подачи жалобы пропущен и нет ходатайства о его восстановлении;
-
когда в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
-
если до принятия решения по жалобе вы подали заявление об отзыве жалобы полностью или в части (отозвать жалобу, поданную в УФНС можно только письменно);
-
если вы уже подавали жалобу по тем же основаниям;
-
если до принятия решения по жалобе налоговый орган устранил нарушения прав.
Ведомство, которое рассматривает жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 5 дней со дня получения жалобы, заявления об отзыве, со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Если жалобу оставят без рассмотрения, в течение 3 дней со дня принятия такого решения вам об этом сообщат.
Также можно урегулировать вопрос с налоговой инспекцией и отозвать жалобу даже до ее регистрации в налоговом органе. Некоторые налоговые инспекции пытаются решить проблему сразу в момент подачи жалобы.
Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры
Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.
Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.
Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.
Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.
Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).
Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ до обращения в суд налогоплательщик обязан пройти процедуру досудебного урегулирования спора.
Как правильно оформить документы и куда их нужно сдать, пошагово разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите в готовое решение.
Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.
Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.
Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).
Пример
В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.
Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.
Куда можно обратиться за консультацией юриста?
В решении налоговых споров организации чаще всего прибегают к юридическому консалтингу. Куда лучше обратиться, советует Дмитрий Сидоренко, генеральный директор:
«К спорам с ФНС мы рекомендуем готовиться заблаговременно — легче предотвратить проблему, чем решать ее впоследствии. Поэтому у бизнеса на любой стадии есть потребность в налоговом консалтинге. А в случае если выездные налоговые проверки все-таки начались, грамотное юридическое сопровождение особенно необходимо.
Эксперты из Fomix Consulting Group помогут вам выявить и устранить существующие налоговые риски, определить вероятность проверки и успешно пройти ее. Наши юристы будут внимательно следить за действиями инспекторов, выработают для ваших сотрудников оптимальную тактику взаимодействия с ФНС. В случае возникновения спора специалисты Fomix Consulting Group проверят обоснованность претензий со стороны ФНС, выяснят, действительно ли принятое решение нарушает права предпринимателя, помогут грамотно составить апелляцию и жалобу. Если дело дойдет до суда, мы будем использовать все допустимые законом способы, чтобы завершить процесс в пользу клиента.
Опыту Fomix можно доверять: мы работаем с 2008 года и за это время помогли многим компаниям решить правовые вопросы бизнеса. Налоговый консалтинг — одно из основных направлений нашей деятельности. Мы рассматриваем даже нестандартные ситуации, изучаем сложившуюся практику по каждому случаю и всегда ориентируемся на потребности клиента».
Где можно оспорить не устраивающее решение?
Предприниматель, считающий, что налоговая инспекция своим решением нарушает его законные интересы, вправе обратиться в вышестоящую инстанцию — региональное управление ФНС. Если эта мера не принесет желаемого результата, следующим шагом может явиться иск в арбитражный суд. То есть сразу решать дело в судебном порядке нельзя.
Обращение в вышестоящий орган ФНС происходит через местную налоговую инспекцию — ту самую, которая составила спорный акт. Именно там находятся все документы, имеющие отношение к делу. Далее местный орган должен передать вашу жалобу в вышестоящую инстанцию.
В течение какого времени допустимо оспаривание решения налоговой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, когда оно вступает в действие. Согласно НК РФ, этот период составляет 30 дней с момента выдачи акта налогоплательщику[4]. О факте вручения свидетельствует подпись последнего. Если же решение было выслано по почте, датой получения считается шестой день с момента отправки.
Таким образом, у налогоплательщика есть месяц на то, чтобы обжаловать решение налоговой. Но, если он по какой-либо причине не успел сделать этого в установленный срок, ситуацию еще удастся исправить. Вступившее в силу решение можно оспорить в течение года.
В зависимости от сроков различают два типа обращения для отмены решения налоговой. Если предприниматель успел отреагировать в течение месяца, он подает в ФНС апелляционную жалобу. В случае оспаривания уже вступившего в силу решения принято говорить об обычной жалобе.
Устраняемые нарушения
После заявления возражений налоговый орган может провести дополнительные мероприятия контроля. И если, например, компания заявляет свидетеля и делает адвокатский опрос, который предоставляется в налоговый орган, то налоговая может передопросить этого свидетеля.
Другой пример — если налоговая инспекция провела экспертизу с привлечением специалиста, а не эксперта.
Тут важный момент. С точки зрения налогового контроля есть специалист, а есть эксперт и их действия регулируют разные статьи налогового кодекса. Специалисты не вправе проводить экспертизу, их задача помочь налоговой разобраться, например, в каких-то технических вопросах. А эксперты вправе проводить экспертизу.
У налогоплательщика, при проведении экспертизы, есть право заявить отвод, поставить вопросы или предложить своего эксперта. А вот привлечение специалиста лишает этих прав налогоплательщика. Однако указание этого аргумента на этапе возражений, скорее всего, повлечет за собой проведение повторной экспертизы с привлечением специалиста для того, чтобы компания не могла использовать этот аргумент против налоговой.
Прежде чем заявлять какие-либо возражения на данном этапе, необходимо оценить сможет ли налоговая исправить нарушения и, тем самым, ослабить позицию обжалования. Если такая вероятность есть, то эти возражения лучше использовать после проведения всех дополнительных мероприятий налоговой или при подаче жалобы в управление.
В исключительных случаях управление ФНС имеет право отменить решение инспекции и провести повторную проверку самостоятельно.
Как продлить срок на подготовку возражений?
Для подготовки возражений на акт проверки НК РФ отводит месяц без возможности продлить этот срок.
Сам налоговый орган готовится к проверке, как правило, полгода, потом проводит ее еще порядка года и два месяца готовит акт по результатам. Подготовить аргументированную позицию в отношении всего этого за месяц можно, если мы говорим только про юридические доводы. А для того, чтобы собрать полную доказательную базу, а в налоговых спорах требуется обычно достаточно большое количество аргументов и документов, месяца, безусловно мало.
Например, чтобы провести рецензию на экспертизу, налогоплательщику нужно найти эксперта, договориться с ним по цене, получить и описать результаты. Это занимает достаточно много времени. Поэтому стоит вопрос продления.
У нас есть большой опыт продления срока. Как правило, для этого мы выявляем слабые места документов к акту.
Допустим, компания получила не полный комплект документов к акту или часть из них оформлена некорректно. Банально, документ может быть неправильно распечатан или в принтере заканчивалась краска. Учитывая, что список документов к акту исчисляется тысячами и передается коробками, а готовят их младшие специалисты, которые часто невнимательно относятся к их качеству, встречаются такие нарушения достаточно часто.
Конечно, заявлять об этом лучше не на второй день после получения акта, а через две недели. Тем самым, проверяющие будут вынуждены исправить свои недочеты и месяц на подготовку возражений будет исчисляться уже с момента получения акта с исправленными документами. Так мы выигрываем время.
Присутствие при рассмотрении возражений
Налогоплательщик вправе присутствовать на рассмотрении возражений в налоговом органе. Однако у многих складывается впечатление, что это бесполезное мероприятие, на которое нет смысла тратить время и силы. Мы придерживаемся противоположной позиции.
Во время рассмотрения со стороны налогового органа обязан присутствовать начальник налоговой или его заместитель, уполномоченный принимать решение по данным возражениям. Учитывая, что акты проверок и дополнения к ним обычно состоят из сотен листов, которые готовятся целой командой, существует достаточно большая вероятность, что ответственное лицо не ознакомилось со всеми документами лично, ограничившись устным обсуждением ключевых выводов с подчиненными.
Данное мероприятие — отличная возможность донести свою позицию, оперируя краткими и сильными доводами. Если же на рассмотрении не присутствует должностное лицо, которое впоследствии примет решение по возражениям — это сильный аргумент отменить последующее решение.
Участие в рассмотрении возражений — эффективный инструмент, которым нужно пользоваться грамотно.
Как обжаловать решение налогового органа
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Выделяют два вида обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.
После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Итоги
Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.
К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).
- https://sud-isk.ru/osp-resh/obzhalovanie-resheniya-o-vzyskanii-naloga.html
- https://nalog-advocat.ru/dosudebnoe-obzhalovanie-reshenij-ifns/
- https://pravoved.ru/journal/podatv-sud-na-nalogovuyu-inspekciyu/
- https://www.buhgalteria.ru/article/dosudebnyy-poryadok-podachi-zhaloby-na-nalogovuyu-inspektsiyu
- https://nsovetnik.ru/zhaloby/sroki_i_poryadok_obzhalovaniya_resheniya_nalogovogo_organa/
- https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/poryadok_obzhalovaniya_resheniya_nalogovogo_organa_v_sude/
- https://www.pravda.ru/navigator/obzhalovanie-reshenija-nalogovoi.html
- https://www.klerk.ru/buh/articles/505780/
- https://www.buhgalteria.ru/article/poryadok-obzhalovaniya-deystviy-nalogovogo-organa