Отчетность в Минюст для НКО в 2020 году формы

Содержание
  1. Что такое НКО, цели создания, независимость
  2. Виды и формы некоммерческих организаций
  3. Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента
  4. Какую отчетность сдают НКО
  5. Отчеты, предоставляемые НКО в Минюст
  6. Общественные объединения
  7. НКО, выполняющие функции иностранного агента
  8. Иные НКО
  9. Налоговая отчетность
  10. Налоговая отчетность: ОСНО
  11. Налоговая отчетность: УСН
  12. Отчетность по страховым взносам
  13. Статистическая отчетность
  14. Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды
  15. Отчеты небольших НКО и религиозных организаций
  16. Отчеты общественных объединений
  17. Остальные НКО
  18. 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
  19. Учет целевого финансирования
  20. Учет взносов
  21. Источники финансирования
  22. Учет затрат
  23. Учет основных средств и нематериальных активов
  24. Учет НДС
  25. Финансовое планирование (смета)
  26. Что собой представляют новые формы 1-СОНКО и 1-НКО
  27. Заполнение и подача отчетов 1-СОНКО и 1-НКО
  28. Распространенные ошибки НКО при сдаче новых форм отчетности
  29. Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
  30. Порядок и сроки сдачи отчетности
  31. Частые ошибки в отчетности
  32. Ответственность за нарушение сдачи отчетности

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Какую отчетность сдают НКО

Абсолютно все коммерческие предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, должны отчитываться перед государственными органами. Данная процедура дает возможность контролировать работу каждой организации, а также составлять реальную статистику, которая служит основанием для формирования законодательной политики государства в целом. Однако, при этом необходимо определить каким образом должна производиться деятельность некоммерческих организаций и каким образом они должны отчитываться о своей деятельности.

Начнем с того, что дадим определение понятия некоммерческая организация. Некоммерческая организация – это субъект, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Основным отличием от коммерческих предприятий является то, что доходы в данном субъекте не подлежат справедливому распределению. Деятельность таких организаций также регламентируется основным документом – Уставом. Как и коммерческие предприятия, НКО должны иметь расчетный счет в банке, печать, срок их функционирования не ограничен. При этом в обязанности НКО также входит сдача отчетности в установленные законодательством сроки.

Отчеты, предоставляемые НКО в Минюст

Одним из государственных органов, перед которыми обязаны отчитываться НКО о проделанной работе, является Минюст России. Составление таких отчетов преследует две основные цели:

  1. Информирование о деятельности НКО в целом за прошлый календарный год.
  2. Информирование о конкретных ситуациях, на которые были потрачены полученные инвестированные средства.

В целом существует три формы отчетов, предоставляемых в Минюст:

– №ОН0001,

– №ОН0002,

– №ОН0003.

Причем стоит отметить, что первая и вторая формы являются обязательными для всех НКО. В отношении последней формы необходимо уточнить, что она является упрощенной и подлежит предоставлению теми НКО, которые соблюдают следующие условия:

– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;

– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;

– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.

Данная форма подается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и является приемлемой для всех видов некоммерческих организаций.

Бланки всех форм отчетности можно скачать с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации.

Общественные объединения

Общественные объединения обязаны подать отчет в Минюст РФ о своих средствах и имуществе, полученных от иностранных источников, а также предоставить письмо о продолжении деятельности. В состав письма входят:

1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.

2. Уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.

НКО, выполняющие функции иностранного агента

За данным видом НКО контролирующие органы ведут наиболее пристальный надзор. Отчетность здесь сдается не в территориальное отделение Минюста, а исключительно в Минюст РФ. Подать отчетность можно:

  • лично или через представителя с доверенностью;
  • почтой с описью вложения по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д.14, Министерство юстиции Российской Федерации;
  • в форме сканированных электронных документов с использованием сети «Интернет», в том числе через Единый портал государственных услуг.

Кроме указанных способов отправки отчетность публикуется на сайте Минюста России по ссылке www.unro.minjust.ru. Сроки публикации не установлены, но лучше сделать это одновременно со сдачей отчетов.

Иные НКО

Состав отчетности зависит от выполнения НКО следующих критериев:

  • учредители, участники или члены НКО являются гражданами другого государства или лицами без гражданства;
  • за отчетный период были поступления денег или имущества от иностранных источников;
  • за отчетный период были поступления денег или имущества на сумму более 3 миллионов рублей.

Если выполняется любой из них, то НКО обязано сдать:

1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001

2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.

Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.

Помимо отчетов в установленной форме и уведомления о продолжении деятельности есть два дополнительных отчета для отдельных видов НКО.

Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».

Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
  • Как правильно заполнить справку форму 2-НДФЛ
  • Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ.

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций.

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке. Исключение – организации, у которых нет основных средств. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество изложен в статье.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций. Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
  • некоммерческие орагнизации – налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ), обязаны удержать и перечислить НДС и сдать декларацию.

Отчетность по страховым взносам

Сдавать отчетность в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России НПО должны по общим правилам. Те НКО, которые применяют пониженные тарифы, дополнительно заполняют:

  • в форме РСВ-1 – подраздел 3.3
  • в форме 4-ФСС – таблицу 4.2.

Это следует из части 3.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Статистическая отчетность

НКО обязаны составлять статистическую отчетность (п. 1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для некоммерческих организаций есть специальные формы:

  • 11-краткая, утверждена приказом Росстата от 3 июля 2015 г. № 296;
  • 1-СО НКО, утверждена приказом Росстата от 27 августа 2014 г. № 535.

Состав статотчетности зависит от вида деятельности НПО. Точный перечень форм для НКО лучше уточните в местном управлении статистики.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

В зависимости от наличия объектов налогообложения и выбранной системы налогообложения НКО обязаны сдавать следующие отчеты:

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

  • проинформировать о продолжении своей деятельности;
  • указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
  • привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.

1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5

Программный продукт «1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерчеcкой организации 5» предназначен для автоматизации деятельности некоммерческих учреждений различного типа:

  • Некоммерческие организации
  • Благотворительные фонды
  • Некоммерческие партнерства
  • Автономные некоммерческие организации
  • Религиозные организации (церкви, храмы и др)
  • Общественные организации, движения, партии
  • Союзы
  • Ассоциации
  • Объединения
  • Некоммерческие товарищества
  • Саморегулируемые организации
  • Гаражно-строительные кооперативы
  • Дачные некоммерческие партнерства
  • Кооперативы

Учет целевого финансирования

  • Детальный аналитический учет на счете 86 «Целевое финансирование» в разрезе:
    • Источников финансирования
    • Назначений целевых средств (проектов)
    • Статей затрат
    • Договоров
  • Учет начислений и поступлений целевых средств
  • Формирование уведомлений на оплату целевых средств с возможностью распечатать и отправить на электронную почту
  • Поступление целевых средств кассовым методом и методом начисления
  • Отражение операций по безвозмездному поступлению имущества
  • Отражение операций по безвозмездной передаче имущества
  • Отражение операций по безвозмездному перечислению целевых средств через расчетный счет и кассу

Учет взносов

  • Формирование начислений различных целевых взносов, например, вступительных или членских взносов
  • Формирование уведомлений на оплату взносов с возможностью распечатать и отправить на электронную почту
  • Отслеживание статусов оплаты по уведомлениям на оплату
  • Отслеживание задолженности по начисленным взносам в разрезе контрагентов
  • Контроль оплаты по начисленным взносам в разрезе контрагентов

Источники финансирования

  • Ведение списка источников финансирования некоммерческой организации
  • Предусмотрен раздельный учет по источникам финансирования на затратных счетах (20, 26), на счете целевого финансирования (86), на счетах учета денежных средств (50, 51 и т.д.)
  • Возможность распределения сумм операций с денежными средствами по нескольким источникам финансирования
  • Возможность контроля расхода денежных средств по источникам финансирования

Учет затрат

  • Раздельный учет уставной и приносящей доход деятельности
  • Ведение 20 счета «Основное производство» в разрезе двух субсчетов: «Затраты по предпринимательской деятельности» и «Затраты по некоммерческой деятельности». Закрытие затрат по уставной деятельности со счета 20 на 86 счет
  • Раздельный учет затрат на 26 счете:
    • Коммерческие затраты
    • Некоммерческие затраты
    • Распределение затрат между некоммерческой и коммерческой деятельностью
    • Автоматическое закрытие на 86 счет
  • Возможность автоматического распределения затрат по проектам
  • Отчеты по счетам затрат и статьям затрат

Учет основных средств и нематериальных активов

  • Поступление основных средств и нематериальных активов
  • Принятие основного средства и нематериальных активов к учету для уставной или приносящей доход деятельности
  • Отражение использования средств целевого финансирования на 86 счете
  • Автоматическое начисление износа
  • Формирование ведомости износа основных средств

Учет НДС

  • Возможность принятия НДС к зачёту или включения в стоимость приобретаемых объектов
  • Возможность распределения НДС по уставной и приносящей доход деятельности

Финансовое планирование (смета)

  • Составление бюджетов на различные периоды (день, неделя, месяц, квартал, год)
  • Определение статей расходов и поступлений
  • Формирование сметы поступлений и расходов
  • Корректировка сметы поступлений и расходов
  • План-фактный анализ поступлений и расходов

Что собой представляют новые формы 1-СОНКО и 1-НКО

Как было отмечено выше, как 1-СОНКО, так и 1-НКО представлены Приказом № 540. Новые форы отчетности можно найти, скачать, заполнить также на сайте Росстата (в том числе территориальных органов).

Форма (№) Бланк Что включает

1-СОНКО

6 разделов

(данные по видам деятельности НКО, по формам работы и их итогам, о наличии помещений, количестве участников)

1-НКО

3 раздела

(сведения об

источниках, объемах формирования средств и имущества, об их использовании, а также о количестве участников НКО)

Следует заметить, что полный список отчетности, которую следует подавать в Росстат, зависит от категории юрлица, заявленных видов экономической деятельности и т. д. согласно указаниям по заполнению новых отчетов.

Отчетность по неактуальным устаревшим формам не принимается. Посему до заполнения, подготовки, отправки отчетов следует проверить их на предмет обновлений. Стандартно Росстат обновляет шаблоны на протяжении года.

Заполнение и подача отчетов 1-СОНКО и 1-НКО

Указания по правильному оформлению, написанию представлены вместе с формами в соответствующих приложениях 1 и 2 Приказа № 540. В частности, рассматривается построчное заполнение отчетов и особенности их представления. Для каждой формы предусмотрены отдельные указания. При заполнении 1-НКО следует принять во внимание следующие моменты:

  1. Общероссийские, региональные общественные структуры готовят отчет для сдачи без учета деятельности подотчетных им организаций.
  2. НКО на УСН отчитываются общим порядком.
  3. При заполнении 1-НКО числовые показатели записывают в тыс. руб. целыми числами без запятых.
  4. Если показателей нет, то сдавать нужно нулевой отчет, т. е. заполнять нужно только титульный лист, а в конце проставлять подпись. Нули, прочерки при этом не ставятся.

При оформлении отчета 1-СОНКО необходимые данные заносятся на основании информации, имеющейся в первичных учетных документах, сметах, а также налоговой, бухгалтерской документации. При заполнении бланка руководствуются следующими указаниями.

Специально для подготовки обеих форм (1-НКО и 1-СОНКО) руководитель юрлица назначает ответственных должностных лиц. Таким образом назначенное лицо обретает полномочия представлять необходимую статистику в отчетах от имени юрлица.

Если у обязанного юрлица имеются обособленные подразделения, то оба отчета оформляют в целом по НКО с учетом сведений из числа данных этих подразделений. Далее процесс заполнения бланков осуществляется согласно указаниям, предусмотренным отдельно для каждой формы.

По вопросам правильного заполнения и подачи новой отчетности рекомендуется обращаться непосредственно в территориальные органы Росстата по месту своего нахождения. Например, Пермьстат предлагает в подобных ситуациях звонить по контактным телефонам в отдел статистики цен и финансов либо отправлять на e-mail отдела обращения.

Распространенные ошибки НКО при сдаче новых форм отчетности

Ошибка 1. Следует знать, что решение о ликвидации юрлица не освобождает его от обязанности сдавать отчеты в Росстат. Прекращение работы в данный период, стадия банкротства, временно не работающие НКО не являются исключением.

Юрлицо, будучи должником, признается ликвидированным тогда, когда конкурсное производство прекращено, а в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о его ликвидации. Именно после этого оно высвобождается от сдачи статистической отчетности.

Ошибка 2. Случается, что НКО получают сомнительные письма якобы от имени Росстата. Как понять, от кого они на самом деле пришли? Ложные они либо нет? Чтобы не ошибиться и не стать жертвами мошенников, при поступлении сомнительной электронной корреспонденции Росстат рекомендует обращаться за разъяснениями в территориальные органы по месту своей госрегистрации.

Росстат также обращает внимание (см. письмо № 04-04-4/97-СМИ от 01.08.2017) на тот факт, что не запрашивает сведения по организациям частным порядком. При этом им акцентируется внимание на официальном домене — gsk.ru.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

При этом часто руководство НКО допускает ошибки, самыми распространенными из которых являются:

– предоставление не полного пакета документов;

– противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;

– не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);

– в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);

– технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;

– наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Зачастую указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Порядок и сроки сдачи отчетности

В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:

  1. размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  2. личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  3. публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.

Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.

Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:

  1. раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
  2. раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
  3. один раз в год – аудиторская проверка.

В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Частые ошибки в отчетности

Ошибки в отчетности чаще всего происходят при ее подготовке:

  • неполный пакет документов;

  • неверные данные. Информация в формах ОН0001 и ОН0002 отличается от сведений в ведомственном реестре;

  • нет заполненной формы ОН0002 по проведенным мероприятиям, упомянутым в форме ОН0001 или ведомственном реестре;

  • в 1 и 2 пунктах формы ОН0002 внесены сведения о поступивших средствах вместо раскрытия статей расходования;

  • раскрытие расходов нецелевых средств без указания источников поступления;

  • незавершенное оформление: несшитые, непронумерованные страницы.

Ответственность за нарушение сдачи отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно статье 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За несвоевременное предоставление или непредоставление годового или квартального отчета в установленный срок некоммерческая организация получает штраф от 3 до 5 тысяч рублей (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

С помощью программы, разработанной для НКО, вы сможете вовремя и правильно подготовить актуальные в 2019 году формы отчетности.

Программа автоматизирует процессы и позволяет:

  • вести учет финансирования и расходования средств: по источникам поступлений и затрат, зарплаты сотрудникам;

  • составлять финансовые планы;

  • формировать отчетность, вести бухгалтерский и налоговый учет;

  • выстраивать отношениями с благотворителями и участниками НКО;

  • обмениваться информацией с органами федерального казначейства.

Программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5 работает со всеми типами некоммерческих организаций.

Создайте сайт для представления НКО в интернете и публикации отчетности в Минюст с помощью дополнительного модуля.

Привлекайте больше благотворителей для исполнения проектов, экономя время на выполнении шаблонных задач.

Источники

  • https://BiznesZakon.ru/yuridicheskie-lica/nekommercheskie-organizatsii
  • https://otr-soft.ru/nko/otchetnost-nko/
  • https://online-buhuchet.ru/otchetnost-v-minyust-dlya-nekommercheskix-organizacij/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/494631/
  • http://NalogObzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/nekommercheskie_organizacii/kakuju_otchetnost_dolzhny_sdavat_nekommercheskie_organizacii/109-1-0-2766
  • https://www.ASI.org.ru/article/2020/03/12/instruktsiya-otchet-v-minyust/
  • https://otr-soft.ru/nko/nko8/
  • https://online-buhuchet.ru/kakaya-otchetnost-nko-v-rosstat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: