Отчитываемся в Росфинмониторинг, кто должен отчитываться

Содержание
  1. Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг
  2. Какие организации и ИП обязаны представлять информацию в Росфинмониторинг
  3. Когда нужно регистрироваться на портале?
  4. Пошаговая инструкция по постановке на учет в Росфинмониторг для ИП.
  5. Разработать документы по ПОД/ФТ.
  6. Пройти обучение в форме целевого инструктажа и получить свидетельство о об обучении установленного образца в организации – партнере МУМЦФМ
  7. Создать учетную запись (Личный кабинет) ИП на портале государственных услуг.
  8. Получить ЭЦП — усиленную квалифицированную электронную подпись для Росфинмониторинга (УКЭП)
  9. Сформировать карту постановки на учет (заявку) в Личном кабинете ИП на портале государственных услуг
  10. Как встать на учет в Росфинмониторинг?
  11. Какие сделки считаются «подозрительными»?
  12. Роль бухгалтерских компаний в «антиотмывочном» законодательстве
  13. Какую информацию необходимо представлять в Росфинмониторинг
  14. Оспаривание предписания Росфинмониторинга
  15. Предоставление уведомлений в Росфинмониторинг
  16. Перечень таких случаев обозначен в п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ. Среди них:
  17. Действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа (п.2 ст.15.27 КоАП РФ):
  18. Что подлежит контролю
  19. В течение 30 календарных дней
  20. Регистрация ЛК Росфинмониторинга
  21. Ответственность за нарушение обязанности постановки на учет
  22. Что регулирует этот закон?
  23. Можно заказать электронную подпись?
  24. Преимущества личного кабинета
  25. САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ «АНТИОТМЫВОЧНОГО» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  26. Обучение планируется проводить в следующих формах:
  27. Какими средствами представляется информация в Росфинмониторинг
  28. Виды сообщений и отчетов некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг
  29. Отчет результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС 4937-у 04)
  30. Итоги

Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Какие организации и ИП обязаны представлять информацию в Росфинмониторинг

Организации и индивидуальные предприниматели следующих профилей деятельности:
  • Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные
  • Ломбарды
  • Микрофинансовые организации
  • Страховые компании и страховые брокеры
  • Общества взаимного страхования
  • Лизинговые компании
  • Операторы по приему платежей, управляющие компании ЖКХ
  • Организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли
  • Агентства недвижимости и организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
  • Факторинговые организации
  • Организации Федеральной почтовой связи
  • Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
  • Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
  • Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • Операторы связи имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных
  • Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме

Когда нужно регистрироваться на портале?

Если вы являетесь:

  • лизинговой фирмой;
  • специалистом по приему оплат;
  • компанией, которая предоставляет услуги посредника при совершении сделок купли-продажи недвижимости;
  • коммерческой фирмой, которая подписывает договоры финансирования.

То вам нужно пройти регистрацию на сайте в отделе Росфинмониторинга. Доступ к личному кабинету дается при постановке на учет.

Организации, поднадзорные ФКУ Пробирная Палата России, Банк России, Роскомнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство юстилии или Минестерство финансов проходят регистрацию в личном кабинете самостоятельно.

Пошаговая инструкция по постановке на учет в Росфинмониторг для ИП.

За свою практику разбил процесс постановки на учет на 5 ступеней, следуя которым Вы сможете получить Уведомление о постановке на учет в территориальном управлении Росфинмониторинга и Логин/Пароль от Личного кабинета.

Разработать документы по ПОД/ФТ.

Какие документы придется разработать:

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • Решение об утверждении Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • Решение о возложении обязанностей специального должностного лица;
  • Карта постановки на учет.

Создать Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ и иные документы, утвердить, распечатать и подписать, необходимо.

ИП обязаны иметь все перечисленные документы.

Реквизиты Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ и других решений должны быть включены в карту постановки на учет.

Примечание! Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ подлежат обновлению при изменении законодательных, нормативных правовых и иных актов в сфере ПОД/ФТ, относящихся к осуществляемому виду деятельности.

Отсутствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ влечет штраф по статье 15.27 КоАП РФ в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

Пройти обучение в форме целевого инструктажа и получить свидетельство о об обучении установленного образца в организации – партнере МУМЦФМ

В сети «Интернет» много объявлений об обучении, но не все организации являются партнерами МУМЦФМ.

Список партнеров МУМЦФМ опубликован на официальном сайте МУМЦФМ в сети «Интернет».

Сведения о номере свидетельства об обучении в форме целевого инструктажа необходимо вписать в карту постановки на учет.

Создать учетную запись (Личный кабинет) ИП на портале государственных услуг.

Для того, чтобы создать учетную запись ИП необходимо иметь подтвержденную учетную запись физического лица.

Получить ЭЦП — усиленную квалифицированную электронную подпись для Росфинмониторинга (УКЭП)

Пользоваться УКЭП придется при взаимодействии с Росфинмониторингом. Все сообщения, что Вы будете направлять в Росфинмониторинг должны быть подписаны УКЭП. В связи с этим мы рекомендуем получить УКЭП заранее.

Сформировать карту постановки на учет (заявку) в Личном кабинете ИП на портале государственных услуг

Внести сведения из документов.

Форма для заполнения карты постановки на учет интуитивно понятная.

Как встать на учет в Росфинмониторинг?

После государственной регистрации у фирмы или ИП есть тридцать дней, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг. А если компания уже давно существует, то срок начинает исчисляться с момента внесения изменений в документы. Важно знать, что сделать это надо успеть за один рабочий день до заключения первой сделки по соответствующим услугам.

Порядок постановки на учет:

  • Заполняется форма, которая утверждена Росфинмониторингом;
  • Документ направляются в территориальный орган. Карту должен принести представитель организации или ИП. Сотрудником органа должна быть поставлена отметка на копии карты о принятии и дата. Документ можно направить и по почте заказным письмом с уведомлением или в электронном виде;
  • В течение пятнадцати дней уполномоченный орган либо принимает решение о постановке на учет, либо отказывает;
  • Представителю компании или ИП вручается уведомление о постановке или отказе в постановке на учет под роспись. Также оно может быть отправлено по почте или электронно. Это зависит от способа подачи карты.

Причины отказа прямо предусмотрены нормами закона. Для их устранения дается десять дней. Потом можно заново подать карту.

Какие сделки считаются «подозрительными»?

Критерии сделок с недвижимостью, которые носят признаки «отмывания» теневых доходов, перечислены в письме от 04.03.2019 № 2192 / 01-01-40/4546.

Так, по мнению проверяющих, следует детально проверить следующие сделки:

  • подозрительное поведение участников сделки (уклонение от ответов на вопросы о происхождении денег на покупку объекта, о роде своих занятий);
  • участники уточняют, соблюдаются ли при сделке требования закона № 115-ФЗ и намекают на возможность уклонения от требований закона;
  • участники требуют ускорить процедуру оформления, не имея для этого веских оснований;
  • расчет ведется наличными деньгами или выбор формы расчетов затягивается;
  • суммы наличных не соответствуют социальному статусу или возрасту участников сделки;
  • расчет ведется векселями или другими ценными бумагами;
  • участники сделки аффилированы (родственники, партнеры, коллеги);
  • цена сделки не соответствует рыночной стоимости объекта.

Роль бухгалтерских компаний в «антиотмывочном» законодательстве

С 18 марта 2019 г. бухгалтеры, юристы, оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны замораживать (блокировать) деньги своих неблагонадежных клиентов (Федеральный закон от 18.03.2019 г. №33-ФЗ).

Какую информацию необходимо представлять в Росфинмониторинг

Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:

  1. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
  2. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки подозрительных (необычных) операций;
  3. О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
  4. О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  5. О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  6. О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;
  7. Об отказе клиенту в осуществлении операции

Оспаривание предписания Росфинмониторинга

Нередки случаи, когда проверки Росфинмониторинга проходят с нарушениями законодательства, либо проверяемые не согласны с результатами мониторинга. Например, после проверки был наложен штраф, а нарушения настолько незначительны, что можно было применить наказание в виде предупреждения. В таком случае Вы вправе обжаловать вынесенное уполномоченным органом предписание. Существует два способа оспаривания:

  • судебный порядок;
  • в вышестоящую инстанцию.

Судебный порядок предполагает подачу искового заявления в течение трех месяцев с момента получения предписания на руки. При пропуске срока по уважительной причине, его можно будет восстановить.

Форма и содержание заявления должны соответствовать нормам закона. Необходимо приложить документы, подтверждающие необоснованность решения уполномоченного органа. Для защиты своей позиции доводы должны быть аргументированными и основываться на фактах. Для этого не маловажно быть подкованным нормами закона.

Но, конечно же лучше начать с оспаривания в вышестоящую инстанцию. Поскольку есть шанс, что все решится без суда и лишней волокиты.

Предоставление уведомлений в Росфинмониторинг

Помимо обязанности компаний и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, незамедлительно принимать меры к блокированию средств и имущества, компании в определенных ситуациях должны предоставлять уведомления в Росфинмониторинг.

Перечень таких случаев обозначен в п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ. Среди них:

  • запутанный или необычный характер сделки (который не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели);

Критерии и признаки необычных сделок утверждены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 г. №103. Например, явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) общепринятой рыночной практике совершения операций (код критерия 1113), осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц (код — 1194), многократное внесение учредителями денежных средств для пополнения оборотных средств компании (код – 1195).

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой компании (т.е. фактическая деятельность не соответствует уставной);

  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации ОД/ФТ (п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).

Важно!

Для отправки уведомлений в Росфинмониторинг бухгалтерским, аутсорсинговым компаниям необходимо завести личный кабинет на сайте (п.21 постановления Правительства РФ от 06.08.2015 г. №804).

Информация о подозрительных операциях предоставляется в виде формализованных электронных сообщений, которые заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок предоставления информации утвержден приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110.

Действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа (п.2 ст.15.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;

  • на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

В течение 30 календарных дней

  • С даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя
  • С даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица (изменения видов деятельности в Уставе)
  • Внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ИП)

Регистрация ЛК Росфинмониторинга

Существует два вида входа: через имя пользователя и кода доступа и с помощью электронной подписи или сертификата. Вид регистрации зависит, от какого лица вы собираетесь авторизоваться: юридическое, физическое, частный предприниматель, заверяющий центр.

  1. указываете подходящую форму регистрации (через логин или цифровую подпись);
  2. указываете следующие сведения: название организации, тип деятельности, ИНН, КПП, вид компании, е-мейл, контактный номер;
  3. после добавления всей информации вам напишет администрация сайта для активации профиля.

Электронную подпись можно создать в любом городе в заверяющих центрах. Стоимость такой услуги составляет около 6 тысяч рублей. Сама авторизация в ЛК выполняется проще, чем регистрация.

Достаточно написать логин и пароль. Если при авторизации вы указали неверные логин и пароль, то через 15 минут можно повторить манипуляцию.

Ответственность за нарушение обязанности постановки на учет

Ч. 1 статьи 15.27 КоАП РФ «Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влечет предупреждение или наложение административного штрафа, идивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в «черный список ФАТФ», следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Можно заказать электронную подпись?

Электронную подпись (усиленную) можно получить в нашей компании независимо от того, в какой точке России вы осуществляете деятельность. Подпись обязательно должна быть усиленной и «привязана» именно к ИП или к ООО, т.е. подпись, выданная просто на гражданина, не подойдет для регистрации личного кабинета и представления «отчетности» в Росфинмониторинг..

Преимущества личного кабинета

Заходить в учетную запись могут только авторизованные юзеры. Регистрация в росфинмониторинге организации позволяет получить следующие возможности:

  1. видеть часто обновляющийся список террористов и радикалов;
  2. наблюдать за посредниками с помощью поиска в реальном времени;
  3. видеть опции отклоненных Росфинмониторингом;
  4. отправлять сообщения об обнаруженных неточностях и отправлять отчет;
  5. выявлять злоумышленников Росфинмониторингом, благодаря параметру посещения вашей учетной записи и истории операций, совершенных в ней.

САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ «АНТИОТМЫВОЧНОГО» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа (п.2 ст.15.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Обучение планируется проводить в следующих формах:

  • вводный инструктаж;
  • дополнительный инструктаж;
  • целевой инструктаж;
  • повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.

Вводный инструктаж проводится в целях ознакомления работников с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области ПОД/ФТ. Такой инструктаж проводится однократно специальным должностным лицом компании. Вводный и дополнительный инструктажи проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения работников в сфере ПОД/ФТ, разработанной самой компанией.

Какими средствами представляется информация в Росфинмониторинг

Информация, представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).

Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете организации, индивидуального предпринимателя на официальном сайте Росфинмониторинга .

Подготовка ФЭС с помощью автоматизированного комплекса программных средств, предоставляемого Росфинмониторингом (АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения с 21.09.2018 запрещена

Виды сообщений и отчетов некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг

В соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» некредитные финансовые организации обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующие виды отчетов:

Формализованное электронное сообщение

Срок представления в Росфинмониторинг

Образец заполнения

Форма 4937-у 01

Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

В течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции

Образец заполнения формы 4937-у 01

Форма 4937-у 02

Об операциях, в отношении которых у работников НФО на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Образец заполнения формы 4937-у 02

Форма 4937-У 04

О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

В течение 3 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки

Образец заполнения форму 4937-у 04

Форма 4937-у 03

О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Образец заполнения формы 4937-у 03

Форма 4937-у 06

Об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Незамедлительно в день применения мер по приостановлению

Образец заполнения формы 4937-у 06

Форма 4937-у 08

О случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, и (или) об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее НФО были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган (Росфинмониторинг)

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий

Образец заполнения формы 4937-у 08

Отчет результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС 4937-у 04)

В отличие от бухгалтерских и налоговых отчетов, срок представления отчетности в Росфинмониторинг привязан к определенному событию или действию. Например, это выявление необычной сделки, приостановление операции клиента, применение мер по замораживанию и т.д. Вместе с тем, среди всех отчетов в Росфинмониторинг необходимо выделить, так называемую «квартальную» отчетность о результатах проверки клиентов по Перечню. Впервые обязанность по представлению квартальных отчетов была установлена в 2013 году, при этом направлять эти отчеты в Росфинмониторинг необходимо независимо от результатов проверки, то есть и нулевые отчеты.

Среди некредитных финансовых организаций распространено заблуждение о том, что они не обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу «нулевые» отчеты о результатах проверки клиентов по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Однако, нормативные акты Банка России прямо указывают на данную обязанность.

Напомним, что с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 07.08.2001 №115 фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) была установлена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115 фз).

1 марта 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 15.12.2014 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Указание №3484-У). Согласно пункту 5 Указания №3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (проверка), направляется финансовыми организациями (далее – НФО) в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки. В соответствии с п. 8 Указания №3484-У указанная отчетность представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга. Так, после 1 марта 2015 года в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга для НФО был введен специальный раздел 3484-У 04 для представления рассматриваемой отчетности.

Таким образом, с 1 марта 2015 года Банк России сократил срок представления указанной отчетности в Росфинмониторинг с пяти до трех рабочих дней. Напомним, что до 1 марта 2015 года НФО руководствовались Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209.

Кроме этого Банк России установил обязанность представления «нулевых» «квартальных» отчетов в Росфинмониторинг, что следует из формулировки пункта 5 Указания 3484-У – «о результатах проверки». Кстати, аналогичного мнения придерживается Росфинмониторинг в информационном письме от 13 мая 2016 года №52 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества». В данном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы, связанные с проверкой наличия среди клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о порядке представления информации в Росфинмониторинг о результатах такой проверки.

Несмотря на то, что в указанном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы субъектов Федерального закона №115-ФЗ ссылаясь на форму 110 3-ФМ 04, которой пользуются иные субъекты для формирования квартальной отчетности, не поднадзорные Центральному Банку России (лизинговые компании, субъекты ювелирной отрасли, агентства недвижимости и другие), для кредитных потребительских кооперативов данное письмо также необходимо принять к сведению.

Итак, на вопрос «Необходимо ли представлять отчет в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?», Росфинмониторинг ответил следующим образом. В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки. При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.

И, похожий вопрос был следующий «Необходимо ли представлять отчет в случае, если в проверяемом периоде деятельность субъектом Федерального закона №115-ФЗ не осуществлялась?» По мнению Росфинмониторинга, пока субъект Федерального закона №115-ФЗ является действующей(им) (не ликвидирована в установленном законодательством порядке), он обязан исполнять все требования Федерального закона №115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе в части представления информации о результатах проверки. В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном Правила внутреннего контроля. При формировании отчета в личном кабинете показатели формы будут иметь значение «0».

Кроме ответа на два указанных вопроса в информационном письме Росфинмониторинг впервые четко отвечает на вопрос о том, в отношении кого должна проводиться проверка. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ НФО обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Федеральный закон №115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании субъекта Федерального закона №115-ФЗ.

Росфинмониторинг ответил на данный вопрос следующее. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

При этом субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны установить периодичность направления сведений о результатах проверки в правилах внутреннего контроля самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Кроме этого, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки Росфинмониторинг рекомендовал выстроить направление отчета 1 раз в квартал.

Приведем конкретный пример для НФО. НФО начал осуществлять деятельность с с 01.01.2016 года. Первую проверку следует провести за период с 01.01.2016 по 31.03.2016. Следующий проверочный период будет с 01.04.2016 по 30.06.2016 и т.д.

Итоги

Продавая или покупая объект недвижимости дороже 3 млн. руб. участнику сделки следует быть готовым к проверке со стороны Росфинмониторинга. Лица, сопровождающие сделку, обязаны информировать контролирующий орган обо всех нетипичных и подозрительных сделках. Поэтому следует заранее запастись доказательствами легальности происхождения денежных средств и юридической чистотой объекта.

Источники

  • https://gendalf.ru/pb/commercial/481/14038/
  • https://115fz.pro/uslugi/pod-ft/otchetnost-v-rosfinmonitoring/
  • https://rosfinmonitoring-lichnyj-kabinet.ru/rosfinmonitoring/kak-osushhestvlyaetsya-registratsiya-organizatsii-v-rosfinmonitoringe.html
  • https://AMLclub.ru/kak-ip-vstat-na-uchet-v-rosfinmonitoring-samostojatelno-2/
  • https://katsaylidi.ru/blog/kak-borotsya-s-rosfinmonitoringom/
  • https://zen.yandex.com/media/nalognalog/za-kakie-sdelki-s-nedvijimostiu-uchastnikov-proverit-rosfinmonitoring-5d28eb29e854a900ac3de59f
  • https://rosco.su/press/kto-dolzhen-otchityvatsya-v-rosfinmonitoring/
  • https://115fz.pro/uslugi/pod-ft/postanovka-na-uchet-v-mru-rosfinmonitoringa/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/487881/
  • https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/kto-doljen-otchityvatsia-v-rosfinmonitoring-5f2a86b65e8cd31fa2733f76
  • https://law115.ru/otchetnost-nfo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: