Отмена 54-ФЗ и изменения по ККТ в 2021 году: обзор

Содержание
  1. Что такое контрольно-кассовая техника и как она работает
  2. Что представляет собой закон?
  3. Закон о применении ККТ
  4. Налоговый кодекс и ККТ
  5. Применение ККТ в 2020: кто должен установить аппарат
  6. Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ
  7. Что будет, если не подключить онлайн-кассу
  8. Отмена 54-ФЗ и изменения по ККТ
  9. Иные поправки в 54-ФЗ
  10. Применение ККТ организациями
  11. Новая модель фискального накопителя
  12. Электронный чек: реквизиты
  13. Кто может не применять кассу согласно п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ
  14. Новый формат фискальных документов
  15. Онлайн касса пока не нужна: кому отсрочка до 2020 года, а кому до 2021
  16. Полностью освобождены от применения ККТ такие категории:
  17. Ответственность за неприменение ККТ: новые виды наказаний
  18. Предписание об устранении выявленных нарушений
  19. Запрет доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ
  20. Приостановление деятельности организации и ИП
  21. Новые штрафы для розницы
  22. Последние поправки, касающиеся применения ККТ
  23. В каких случаях потребуется ведение онлайн-кассы?
  24. Об ОФД, ФН и ФНС
  25. Аренда онлайн-кассы
  26. Применение ККТ ИП
  27. Чем грозит отсутствие онлайн – кассы, после вступления в силу закона?
  28. Содержание п 2 ст 2 ФЗ 54
  29. Исключения для использования кассовых аппаратов согласно п.1 ст. 2 54-ФЗ
  30. Кому обязательно нужна онлайн-касса
  31. Мнимые и притворные расчеты
  32. Как вести безналичные расчеты ИП и ООО согласно п. 9 ст. 2 54-ФЗ
  33. Какую кассу выбрать?
  34. 54-ФЗ статья 2 пункт 2 подпункт 2.1: перечень предпринимателей, которые получили отсрочку
  35. Отсрочка онлайн касс для ИП до 2020 и 2021 — шпаргалка предпринимателю
  36. Итоги

Что такое контрольно-кассовая техника и как она работает

ККТ — это аналог более раннего аппарата, который выдает чек и фиксирует факт оплаты или выдачи денег. Отличие современного устройства в том, что теперь вместо ЭКЛЗ все операции запоминает фискальный накопитель. Он не только хранит, но и передает данные в налоговую службу, чтобы государственные органы всегда имели в распоряжении актуальную информацию о денежном и товарном обороте.

Модели ККТ работают в связке с интернетом, посредством которого соединяются с оператором фискальных данных — связующим звеном между ритейлером и ФНС. ФЗ о применении ККТ регулирует деятельность и использование техники, периодически внося изменения в виде правок. Поэтому нужно внимательно следить за новыми редакциями, чтобы не нарушать требования законодательства.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” был принят Государственной Думой в третьем чтении 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 22 мая 2003 года.

Закон о применении ККТ

Согласно Федеральному Закону № 54 о применении ККТ, любой вид предпринимательской деятельности, включая предоставление услуг, должен фиксировать финансовые транзакции исключительно через кассовый аппарат нового образца. Это касается тех, кто уже давно применяет подобную технику, и таких групп, которые раньше не должны были использовать аппараты при обслуживании клиентов.

Зачем введен порядок о применении ККТ? На это есть несколько причин:

  Отслеживание выручки. Обслуживание через ККТ позволит вывести из тени недобросовестных владельцев бизнеса, создав здоровую конкуренцию всем остальным предпринимателям. Таким образом не только увеличиваются законные отчисления в бюджет, но и регулируется ценообразование.
 

Уменьшение проверок. Несмотря на определенный негатив на старте проекта, большинство участников товарооборота отметили положительную динамику, связанную с применением ККТ. Снизилось число проверочных рейдов, так как налоговая всегда имеет под рукой необходимые данные.

 

Автоматизация процессов. С помощью современного кассового оборудования и соответствующего ПО, удалось наладить автоматическое формирование отчетности, составление документов и много другой бумажной работы, которую раньше выполняли в ручном режиме.

 

Защита покупателей. Теперь, получив электронную копию чека, можно узнать подробности о покупке, ее происхождении прочей информации. Такой сервис ранее был недоступен обычному потребителю, потому встречен очень позитивно.

Налоговый кодекс и ККТ

В настоящий момент контроль за применением контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы. Регистрация, перерегистрация и снятие ККТ с учета, проверка кассовой техники, привлечение к ответственности за ее неиспользование или нарушение порядка использования — вот лишь часть обязанностей налоговиков в сфере применения ККТ.

Чтобы облегчить работу сотрудникам налоговых органов и систематизировать правовые нормы, касающиеся порядка применения ККТ, чиновниками был разработан законопроект о внесении изменений в НК РФ (ID 02/04/07-20/00106012). Его авторы планируют перенести положения о ККТ из Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 в НК РФ. Не обойдется и без нововведений: новых штрафов и проверок. Но обо всем по порядку.

Применение ККТ в 2020: кто должен установить аппарат

Кассовое оборудование обязаны применять все, кто осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с приемом и выдачей денежных средств. Причем, это касается не только наличных, но и безналичных платежей посредством банковских карточек или электронных кошельков. Однако и здесь есть некоторые нюансы: например, если средства переводятся со счета на счет предприятиями — в таком случае касса не нужна. Вместе с тем, взаимодействие физического лица с компанией уже не входит в такое исключение, на такие операции распространяется общее требование.

Не обошлось и без исключений — так, до июля 2021 года могут не применять ККТ индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, но только в том случае, если оказывают услуги или реализуют продукцию собственного изготовления. Как только заключен хотя бы один трудовой договор или продана вещь стороннего производства — нужно установить кассовую технику в обязательном порядке в течение 30 календарных дней.

Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ

Чтобы узнать, нет ли у вас возможности обойтись без применения онлайн-ККТ, обратитесь к актуальной редакции ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):

  1. продаже журналов игазет вне зависимости от места торговли;
  2. продаже ценных бумаг;
  3. торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов;
  4. продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив;
  5. торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  6. ремонте и окраске обуви;
  7. сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих емуна праве собственности и др.

Также ККТ могут не применять:

  • продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях
  • плательщики НПД
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые агенты при продаже полисов.

Что будет, если не подключить онлайн-кассу

Выручка, полученная в обход обновлённой ККТ, может быть изъята, а на должностных лиц наложен штраф в размере половины суммы «серой» выручки, но не менее 10 тысяч рублей. Юридические лица за то же нарушение могут заплатить от 30 тысяч рублей. После повторного нарушения компанию или торговую точку могут закрыть на три месяца.

Если касса установлена, но с нарушением требований, предпринимателя также могут наказать. Сумма штрафа будет от 5 до 10 тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет уже не два месяца, как раньше, а год. Это в разы снижает шансы нарушителей остаться безнаказанными.

Отмена 54-ФЗ и изменения по ККТ

Среди наиболее значимых изменений, которые ждут пользователей ККТ в 2021 году (если законопроект примут), следующие:

  • Появление нового вида налоговых проверок — оперативных.

Помимо выездных и камеральных проверок налоговики теперь смогут проводить оперативные проверки. Их цель: проверка полноты фиксации расчетов и учета выручки по ККТ. Эти проверки были и раньше, но официального закрепления в НК РФ не имели и проводились на основании Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.

Действия проверяющих этот документ четко не определял, что делало проверки менее эффективными, по мнению чиновников. Теперь же положения об оперативном контроле включат в НК РФ и налоговики получат широкий перечень полномочий по проверке пользователей ККТ. Среди них: контрольная закупка, наблюдение и мониторинг.

  • Возможность формирования чека через личный кабинет ККТ.

Помимо кассового чека, формируемого с помощью кассы, организации и ИП смогут формировать электронные (расчетные) чеки с помощью нового сервиса, расположенного в личном кабинете ККТ на сайте ФНС. Ситуации, при которых пользователи ККМ смогут формировать расчетные чеки на сайте ФНС, в законопроекте не приведены, но указано, что они будут утверждаться ФНС.

  • Введение новых терминов и определений.

Некоторые изменения претерпят и основные понятия, перенесенные из Закона № 54-ФЗ. Большую часть из них оставят, но некоторые исключат из оборота. Так, в новой редакции НК РФ на смену термину «применение контрольно-кассовой техники» придет термин «фиксация расчетов». Под ним подразумевается действия организаций и ИП по формированию фискальных документов с помощью ККТ и через личный кабинет на сайте ФНС. Также появятся определения понятиям «расчетный чек», «мнимый и притворный расчет», «оперативный контроль». Из оборота исчезнут термины «БСО», «система для БСО», «пользователь ККТ».

  • Перенос санкций за нарушения порядка применения ККТ из КоАП РФ в НК РФ.

Сейчас ответственность за нарушения, связанные с применением ККТ, приведена в ст. 14.5 КоАП РФ. Если законопроект примут, то санкции за нарушение обязанности по фиксации расчетов «переедут» в НК РФ. В КоАП РФ останется лишь ответственность операторов фискальных данных и экспертов, но и ее перенесут в новую статью 15.8.1 КоАП РФ «Нарушение оператором фискальных данных и экспертной организацией законодательства о налогах и сборах».

  • Введение новых видов наказаний для организаций и ИП, неправильно применяющих ККТ.

Если сейчас ответственность пользователей ККТ ограничивается лишь штрафом и предупреждением, то с внесением поправок в НК РФ она дополнится новыми видами: блокировкой сайтов, страниц в соцсетях, банковских счетов и автоматических устройств для расчетов.

  • Санкция в виде предупреждения применяется только к субъектам МСП по их ходатайству.

Если сейчас предупреждение является альтернативной мерой ответственности и назначается без дополнительных заявлений со стороны ИП или организации, то с 2021 года все изменится.

Иные поправки в 54-ФЗ

Вносили законодатели и иные правки в 54 закон:

  1. Обязательна выдача кассового чека при погашении займа, выданного на приобретение товаров.
  2. При выплате выигрыша организаторы азартных игр обязаны выдать чек с признаком «расход».
  3. Разрешается формировать один чек за день, неделю или месяц по всем случаям возврата клиентам переплаты за услуги или проведении взаимозачетов.
  4. Снятие кассового аппарата с учета осуществляется автоматически при ликвидации хозсубъекта на основании выписки из госреестра.
  5. Для исправления ошибок в чеке необходимо использовать чек коррекции. Ранее рекомендовалось оформлять возврат прихода и оформлять новый чек.
  6. Увеличен срок выдачи карточки регистрации ККМ до 10 дней.
  7. Все кассовые чеки должны отображать QR-код с 03.07.2018 года.

Применение ККТ организациями

Как сообщает ФЗ 54 о применении ККТ последняя редакция — применение онлайн-техники обязательно для ООО и других форм собственности. При этом, сроки зависят от типа налогового обложения, точные даты можно узнать, изучив законодательство. Например, ООО на ЕНВД уже давно обязано применять ККТ, поэтому стоит поторопиться, чтобы не попасть на штрафные санкции.

Новая модель фискального накопителя

По закону в кассы ставят фискальный накопитель — устройство, которое хранит информацию о продажах в зашифрованном виде. Накопитель теперь будет хранить новые фискальные данные:

  • запрос кода маркировки,
  • уведомление о продаже маркированного товара,
  • ответ на запрос,
  • квитанции на уведомление.

Производителям фискальных накопителей дается один год с принятия закона для доработки устройств. Поэтому до августа 2020 года в реестре фискальных накопителей появится новый — ФН-М. Он будет соответствовать требованиям нового закона.

Сроки. Закон разрешает использовать ФН старого образца в кассах, пока не закончится срок действия ключей фискального признака. Например, накопитель на 36 месяцев можно использовать все три года или пока не закончится емкость. Только после этого накопитель нужно будет менять на новый.

В законе ничего не сказано про перерегистрацию кассы. Это нужно, например, при смене адреса торговой точки. Вероятно, в этом случае придется менять ФН на новый.

Обновление кассы. При замене фискального накопителя на кассу можно будет установить только новый ФН-М. Для этого касса должна уметь с ним работать: изменятся протоколы взаимодействия между кассой и накопителем. Производитель должен будет доработать кассовую программу, а пользователь — обновить прошивку.

Электронный чек: реквизиты

Документы, регламентирующие применение ККТ, также определяют содержание кассового чека, выданного покупателю. Причем, независимо от его формы — бумажной или электронной, в нем должны отображаться такие основные реквизиты:

  • название и порядковый номер документа;
  • дата, время и место, где производился расчет;
  • имя, ИНН и система налогообложения ИП/организации;
  • форма и сумма расчета — приход-расход, наличный-безналичный;
  • имя и должность сотрудника, выдавшего чек;
  • детальная информация о товаре или виде услуг, сумма НДС.

Кто может не применять кассу согласно п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ

регламентирует сферы деятельности, полностью освобожденные от контрольно-кассовой дисциплины. То есть они вправе работать без ККМ и не обязаны выдавать какие-либо документы, подтверждающие оплату. Вы можете работать по старым правилам, если:

  • принимаете платежи на расчетный счет в банке только от ИП и ООО;
  • применяете специальный режим НПД;
  • занимаетесь изготовлением ключей или ремонтом обуви;
  • реализуете продукцию на ярмарках, рынках при условии отсутствия помещения;
  • осуществляете торговлю через автоматы, не подключенные к сети электропитания и принимающие исключительно монеты (обычно они применяются для продажи небольших игрушек, жевательных резинок, конфет и прочего);
  • осуществляете разносную торговлю, продажу с лотков (например, пирожки, напитки, мороженое в электричках или поездах);
  • реализуете печатную продукцию (не менее 50 % от всего ассортимента товаров);
  • торгуете мороженым и лимонадом, квасом, молоком на розлив;
  • осуществляете сезонную продажу овощей, живой рыбы и прочих товаров вразвал;
  • оказываете услуги носильщиков, выполнение работ по хозяйству (например, расколка дров);
  • сдаете жилье совместно с парковочным местом (если оно находится в собственности) в аренду.

Новый формат фискальных документов

Формат фискальных документов — это стандарт для информации, которую налоговая получает из чеков продажи и бланков строгой отчетности. С января 2019 года все кассы по закону работают с ФФД 1.05 или 1.1.

Для продавцов маркированных товаров: формирование тега 1162. В нем указывается код маркировки товара. Согласно приказу этот тег обязательно включается в кассовый чек при продаже и возврате маркированного товара. В бумажном и электронном чеке тег указывается по-разному: в печатном достаточно одного значения «М», в электронном — нужен код идентификации товара.

Для всех: новые значения тега 1212. Тегу 1030 (наименования предмета расчета) всегда соответствует число, его указывают в теге 1212 (признак предмета расчета). Теперь в список значений этих тегов добавили новые:

1030
внереализационный доход
иные платежи и взносы
расход (для УСН «доходы минус расходы»)
1212
15
16
20
страховые взносы ИП 21, 22, 23, 24, 25
платеж казино 26

Для всех: отмена обязательных реквизитов. В печатный чек не включаются теги 1042 — номер чека за смену, 1038 — номер смены, 1108 — признак ККТ для расчетов только в интернете, 1117 — адрес электронной почты отправителя. Они должны быть только в электронной версии чека. Но печатать эти реквизиты тоже не будет нарушением, это указано в .

Сроки. Новый ФФД вносит изменения в реквизиты, которые указываются в чеке. После 1 марта 2020-го старый формат чеков будет незаконным. Второе обновление реквизитов ожидается в августе.

Онлайн касса пока не нужна: кому отсрочка до 2020 года, а кому до 2021

Прежде чем говорить о том, кому вообще не нужна касса, стоит уточнить, для кого правила работы теперь упрощены. Итак, право использовать одну контрольно-кассовую машину будет предоставлено:

  • индивидуальным предпринимателям при удаленной торговле и при наличии собственных курьеров;
  • ИП, которые заняты в пассажирских перевозках и перевозке багажа.

Как мы видим, отсрочка введения онлайн-касс до 2020 или 2021 года не коснулась этих категорий МСП, но их работа существенно упростилась. Что особенно важно: с вступлением в силу описанных поправок, сократятся и издержки — транспортникам, например, не придется оснащать ККТ каждую машину, а это более чем существенная экономия.

Работать без касс могут и собственники автоматов, торгующих бахилами. Продавцы питьевой воды, лоточники, реализующие театральные абонементы и билеты, тоже могут пока не переходить на ККТ. Освобождены от интернет-отчетности и арендодатели недвижимости и парковок для частного транспорта. Но эти категории предпринимателей получают постоянное право на торговлю в таком режиме, а не отсрочку применения онлайн-касс до 2020 или любого другого года.

Полностью освобождены от применения ККТ такие категории:

  • реализаторы печатной периодики, а также ценных бумаг, лотерей и театральных билетов;
  • пищевые продукты в школах, детсадах;
  • ярмарочная и выставочная торговля;
  • разносная и разливная продажа продуктов и напитков;
  • прием вторсырья, ремонт ключей и обуви;
  • вспашка, распилка дров, носильщики и прочие виды услуг.

Стоит отметить, если будет применяться наемный труд, подтвержденный трудовым договором — исключение не работает.

Ответственность за неприменение ККТ: новые виды наказаний

Перечень видов ответственности за нарушения, связанные с применением ККТ, в 2021 году существенно расширится. К уже существующим санкциям в виде штрафа и предупреждения добавятся следующие санкции:

Предписание об устранении выявленных нарушений

Если налоговики выявят факт нарушения обязанности по фиксации расчетов, они вправе направить нарушителю предписание об устранении нарушения. Если ИП или организация не устранит нарушение в установленный срок, то его привлекут к налоговой ответственности. Предписание могут также направить организатору дистанционной торговли в Интернете, если она осуществляется с нарушением требований по фиксации расчетов или применению ККТ (например, невыдача чека или неприменение кассы в целом).

Запрет доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ

С 2021 года налоговики смогут блокировать:

  • доменное имя сайта;
  • сетевой адрес;
  • указатель страниц сайта в Интернете;
  • программы для ЭВМ, включая мобильные приложения;
  • страницы сайта в соцсети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в Интернете;
  • страницы нарушителя в мессенджерах.

Подобные санкции будут применяться лишь к злостным нарушителям, отвечающим одновременно 3 условиям:

  • Нарушение совершено повторно.

Организация или ИП привлекалась к ответственности в течение года за нарушение обязанности по фиксации расчетов.

  • Невыдача чека (иные нарушения по фиксации расчетов) в крупном размере.

Крупным признается размер, при котором сумма расчетов, осуществленных без фиксации, составила в совокупности 1 000 000 руб. и более.

  • С момента невыдачи чека прошло больше 48 часов.

Только при соблюдении указанных условий налоговые органы смогут запретить доступ к интернет-ресурсам ИП или организации. Решение о запрете вправе принять только ФНС по докладу руководителя (заместителя) налогового органа. Начальники инспекций без ведома ФНС принять такое решение не могут.

Продолжительность блокировки может достигать 90 суток и исчисляться этот срок начинает с даты приостановления доступа.

Приостановление деятельности организации и ИП

Это наказание налоговый орган может назначить, если посчитает, что организация и ИП не станет исполнять решение о привлечении к ответственности и иные меры ответственности на него не подействуют. Наказание это не новое, его перенесут из КоАП РФ.

Приостановление деятельности — временное прекращение деятельности организации или ИП в виде наложения запрета на реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) и иную деятельность организации или ИП по осуществлению расчетов. Также, как и в случае с блокировкой интернет-ресурсов, срок приостановки деятельности может достигать 90 суток и выносить такое решение может только ФНС.

Условия для приостановки деятельности, такие же, как и при запрете доступа: повторное совершение нарушения в течение года, невыдача чека в крупном размере и нарушение срока фиксации расчета более 48 часов.

Новые штрафы для розницы

Теперь по закону у налоговой есть право проверять работу магазинов — контролировать, как они продают маркированные товары и соответствует ли оборудование закону.

Штрафы за незаконную продажу товаров, которые подлежат обязательной маркировке:

  • 2 000–4 000 ₽ — физическое лицо
  • 5 000–10 000 ₽ — должностное лицо
  • 50 000–300 000 ₽ — компания

За нарушение во всех случаях товары могут конфисковать.

Сроки. Инспектор уже сейчас может оштрафовать предпринимателя за неправильную продажу сигарет. В 2020-м это будет распространяться и на другие товары.

Обновление кассы. Чтобы не попасть под штрафы, владельцу магазина важно обновлять прошивку на кассах, а когда потребуется — сменить фискальный накопитель.

Последние поправки, касающиеся применения ККТ

Последние изменения законодательства о кассовых аппаратах были внесены 3 июля 2016 года. В ходе поправок была внесена поправка в название закона. Термин “платёжные карты” был изменён на “электронные средства платежа“. Также были обновлены редакции следующего ряда статей и добавлены новые:

  • изменена статья 1, предусматривающая сферу деятельности законодательства;
  • добавлена статья 1.1, дающая определения основным терминам, фигурирующим в законе;
  • внесена статья 1.2, определяющая область использования кассовых аппаратов и требования к их эксплуатации;
  • отредактирована статья 2, предусматривающая нюансы использования контрольно-кассовой техники;
  • изменена формулировка положений статьи 3, устанавливающей правила заполнения реестра контрольно-кассовых аппаратов и реестра фискальных накопителей;
  • введена статья 3.1, устанавливающая требования к проведению экспертиз контрольно-кассовых аппаратов;
  • изложена в новой редакции статья 4, предусматривающая перечень требований к техническим характеристикам и основным функциям кассовой техники;
  • введена статья 4.1, устанавливающая перечень требований к фискальному накопителю;
  • добавлена статья 4.2, описывающая особенности процедуры регистрации кассовых аппаратов;
  • дополнена статья 4.3, предусматривающая особенности использования контрольно-кассовой техники;
  • добавлена статья 4.4, устанавливающая требования для получения разрешения на обработку фискальной информации;
  • внесена статья 4.5, определяющая перечень обязанностей оператора фискальных аппаратов;
  • включена новая статья под номером 4.6, которая описывает особенности оформления договора на обработку фискальных сведений;
  • введена статья 4.7, предусматривающая правила заполнения кассовых чеков и другой отчётной документации;
  • изменена редакция статьи 5, определяющей обязанности индивидуальных предпринимателей и организаций, которые производят расчёты;
  • изложена в новой редакции статья 7, устанавливающая права и обязанности налоговых органов, осуществляющих контроль за использованием кассовых аппаратов и за соблюдение положений настоящего законодательства.

В каких случаях потребуется ведение онлайн-кассы?

После вступления в силу поправок к 54-ФЗ сфер, где не требуется наличие онлайн-кассы практически не остается.

Онлайн-касса является обязательной для:

  • ИП и юридических лиц на ЕНВД, которые оказывают бытовые услуги, сдают помещения в аренду, проводят работы в автосервисе,
  • ИП на ЕНВД и патентной системе, работающие в сфере общепита, но не имеющие сотрудников, оформленных по трудовому договору. Например, владельцы киосков по продаже продуктов питания, кофе, фаст-фуда, которые работают самостоятельно.

  • ИП, имеющие торговые автоматы без наемных сотрудников, в том числе и собственники вендинговых автоматов, например, по продаже бахил, кофе, упакованных продуктов питания. В этом случае в обязательном порядке на корпусе автомата должен быть указан его заводской номер в доступном месте, чтобы покупатели могли его найти не прилагая особых усилий.
  • Предприниматели, которые проводят безналичные расчеты, то есть все онлайн-магазины и площадки по продаже в интернете.
  • Некоторые индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, которые оказывают услуги по ремонту машин и оборудования, пассажирским и грузовым перевозкам, ветеринарии, по проведению спортивных занятий, охота и рыболовство, предоставление медицинских услуг, продажи в розничных магазинах площадью до 50 квадратных метров, организация общественного питания в помещениях без зала и с залом до 50 квадратных метров.
  • Страховые агенты, кредитные организации, государственные и муниципальные библиотеки и платные парковки.

Стоит отметить, что ИП на УСН не получили освобождения от установки онлайн-касс.

ВАЖНО в мае 2020 года были внесены очередные поправки в действие 54-ФЗ и ряд категорий предпринимателей получили отсрочку в установки онлайн-кассы до 2021 года. Поправки касаются ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства, сами оказывают услуги или выполняют определенные работы. Эта отсрочка дана для того, что бы предприниматели могли определиться с формой ведения бизнеса – самозанятость или индивидуальное предпринимательство. Напомню, что режим самозанятости сейчас является пилотным проектом, которые реализуется в Москве и Московской области, Калужской области и республике Татарстан. Если этот эксперимент будет удачным, то режим самозанятости станет доступен для всей России.

Кроме того, без кассы после июля 2020 года смогут продолжать работать ИП, которые ведут свою деятельность в труднодоступной местности. Список таких регионов утвержден органами государственной власти субъектов РФ.

Без кассы могут пока работать предприниматели, работающие в медицинской и фармацевтической сфере в сельской местности, а так же те, кто ведет льготную деятельность

Льготы имеет:

  • Уличная торговля (мороженое, квас, газеты, овощи),
  • Подсобные рабочие,
  • Работающие в сфере помощи незащищенным категориям людей, например, осуществляющие уход за больными или пожилыми людьми, присмотр за детьми,
  • Предприниматели, сдающие квартиры вместе с парковочными местами, расположенные в многоквартирном доме, которые находятся в собственности ИП.

Об ОФД, ФН и ФНС

ОФД (равно как и производители ККТ и экспертные организации) обязаны предоставлять в ФНС сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями законодательства.

ОФД теперь могут обрабатывать фискальные данные без обезличения (в рамках договора с пользователем ККТ).

Разъяснены сложные моменты, связанные с ККТ. Если раньше отчет о закрытии ФН мог не предоставляться в ФНС только при утрате или хищении ККТ, то теперь он может не предоставляться в случае заводского брака, при этом сам бракованный ФН должен быть представлен в ФНС для проведения экспертизы.

Пользователь теперь вправе направить в ФНС отчет о закрытии ФН только после того, как получит подтверждение ОФД о принятии всех фискальных документов, сформированных этим ФН.

Если предприниматель прекращает свою деятельность и это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, касса снимается с учета автоматически.

Таким образом, закон окончательно установил порядок применения ККТ в различных сферах бизнеса, порядок предоставления чека и работы с фискальными накопителями. Теперь российским предпринимателям остается только соблюдать его, не забывая о штрафах.

Суть поправки

Старая формулировка

Новая формулировка

1

Новое название закона.

Если раньше его действие распространялось только на наличные расчеты и расчеты с ЭСП, то теперь действие закона распространяется на все наличные и безналичные расчеты (за исключением расчетов между организациями и(или) ИП, осуществляемых без предъявления электронного средства платежа).

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов»

2

Операторы фискальных данных (равно как и производители ККТ и экспертные организации) теперь обязаны предоставлять в ФНС сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ.

Не было.

Статья 4.5

2.1. Оператор фискальных данных обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи разрешения на обработку фискальных данных представить в уполномоченный орган указанные в абзацах втором — четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведения о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа (при наличии) и учредителях оператора фискальных данных, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей оператора фискальных данных.

3

Значительно расширено определение расчетов.

Под расчетами теперь понимается не только любое движение денежных средств в наличной или безналичной форме, но и зачет ранее внесенной предоплаты (например, при реализации товара по подарочным картам), получение в качестве расчетов за товар иных вещей (например, при сдаче старой вещи в зачет стоимости приобретения новой (trade-in)).

Кроме того, расчетами теперь признаются получение и возврат целевых займов на покупку товаров, работ, услуг, а также займов, предоставленных ломбардами под залог вещей. При этом нецелевые займы, выданные МФО, и банковские кредиты (независимо от целевого назначения) не фискализируются.

Статья 1.1

расчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;

Статья 1.1

Расчеты – прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок, выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

4

Статья 1.2

Пункт 2

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Статья 1.2

Пункт 2

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

5

Добавлено требование о том, что при оказании, например, предоплаченных услуг связи, транспортных услуг (по ранее приобретенным транспортным картам или билетам), после проведения представлений, оплаченных зрителями заранее, при предоставлении ранее оплаченного доступа к контенту в сети Интернет, и иных аналогичных услуг, пользователь ККТ обязан не позднее следующего рабочего дня сформировать и направить в ФНС кассовый чек, подтверждающий факт оказания таких услуг. При этом такой кассовый чек (или БСО) клиенту не выдается.

Не было.

Статья 1.2

Пункт 2.1

При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (оказание услуг в сети Интернет автоматизированно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий), а также за иные услуги, определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При осуществлении указанных в пунктах 5 и 53 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

6

Кассовый чек при расчетах в сети Интернет по-прежнему должен направляться клиенту в электронной форме (на e-mail или абонентский номер), но при этом он может печататься или не печататься, на усмотрение пользователя.

Статья 1.2

Пункт 5

Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Статья 1.2

Пункт 5

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

7

Освобождены от печати кассовых чеков и БСО на бумажных носителях, а также от направления кассовых чеков и БСО на абонентский номер или e-mail (в случае если таковые не были предоставлены клиентом), а также наделены правом применения ККТвне корпуса автоматического устройства для осуществления расчетов, пользователи ККТ в следующих случаях:

— оплате ЭСП в терминалах услуг перевозки пассажиров (грузов, багажа, грузобагажа);

— при использовании ЭСП в вендинговых аппаратах (кроме случаев продажи подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации).

ПРИМЕЧАНИЯ:

заводской номер должен быть нанесен на корпус терминала и легко читаем:

с 01 февраля 2020 года право не печатать и не направлять кассовый чек может быть использовано вендорами только при условии отображения QR-кода при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов.

Не было.

Статья 1.2

Пункт 5.1

Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее — QR-код).

Пункт 5.2

Положения пункта 51 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.

8

Для случаев осуществления расчетов за товар в безналичном порядке при отсутствии прямого взаимодействия покупателя с пользователем, но не попадающих под действие пунктов 5 и 5.1 Закона, например, если расчет осуществляется распоряжением на перевод денежных средств, подаваемым непосредственно в банк,

кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Не было.

Статья 1.2

Пункт 5.3

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 51 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 54 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Пункт 5.4

При осуществлении расчетов, указанных в пункте 53 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

9

Банковские платежные агенты обязаны выдавать клиентам:

— не представившим e-mail или абонентский номер для направления чека – чеки на бумажном носителе

— представившим e-mail или абонентский номер для направления чека – на бумажном носителе и (или) в электронной форме на e-mail или абонентский номер, в том числе в виде сведений о чеке.

Не было.

Статья 1.2

Пункт 5.5

Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).».

10

Кредитные организации освобождены от применения ККТ.

Статья 2

Пункт 1

Абзац 1

Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств.

Статья 2

Пункт 1

Абзац 1

Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

11

Освобождены от применения ККТ вендоры, использующие механические вендинговые аппараты (при продаже жвачки, бахил и т.д.).

Не было.

Статья 2

Пункт 1.1

Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

12

Рад ИП на ПСН освобожден от применения ККТ при условии выдачи или направления клиенту документа, подтверждающего факт осуществления расчетов.

К таким ИП относятся, в том числе ИП, осуществляющие ремонт одежды и обуви, химчистка, изготовление ключей, ремонт мебели, фотоателье, ремонт жилья, сантехнические работы, репетиторство, уход за больными, услуги поваров на дому, сдача в аренду помещений, клининговые услуги и т.д.

При этом обязаны применять ККТ:

Парикмахерские и косметологии, ремонт радиоэлектронной аппаратуры, ремонт автотранспорта и транспортные услуги, ветеринарные услуги, охотхозяйства, медицинская и фармацевтическая деятельность, торговля и общепит, ремонт телефонов и компьютеров и т.д.

Не было.

Статья 2

Пункт 2.1

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 34643 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

13

Безналичные расчеты между организациями и (или) ИП, осуществляемые без предъявления ЭСП по-прежнему не фискализируются.

Статья 2

Пункт 9

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Статья 2

Пункт 9

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

14

Расчеты за муниципальную парковку и библиотечные услуги не фискализируются.

При приеме денежных средств страховыми агентами кассовый чек (БСО) выдается (направляется) клиенту непосредственно самим страховщиком.

Не было.

Статья 2

Пункты 10-12

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года
№ 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий,
научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

15

Дополнено, что ОФД могут осуществлять обработку фискальных данных без их обезличения, если это предусмотрено договором с пользователем ККТ.

Статья 4.1.

Пункт 9

Абзац 2

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания таких фискальных данных.

Статья 4.1.

Пункт 9

Абзац 2

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания таких фискальных данных в соответствии с утверждаемыми уполномоченным органом требованиями к обезличиванию фискальных данных и методами обезличивания фискальных данных.

Статья 4.1.

Пункт 9

Абзац 3

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению такого пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований Федерального закона от 27 июля
2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Действие положений абзаца третьего настоящего пункта не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).

16

Если раньше отчет о закрытии ФН мог не предоставляться в ФНС только при утрате или хищении ККТ, то теперь он может не предоставляться в случае заводского брака, при этом сам бракованный ФН должен быть представлен в ФНС для проведения экспертизы и считывания данных.

Статья 4.2

Пункт 8

В случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, за исключением снятия с учета в случае утраты или хищения такой контрольно-кассовой техники.

Статья 4.2

Пункт 8

В случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.

Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.

Сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта, могут не передаваться в налоговый орган в случае утраты контрольно-кассовой техники вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения контрольно-кассовой техники или поломки фискального накопителя вследствие заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. Факт указанной в настоящем абзаце поломки фискального накопителя вследствие заводского брака должен быть документально подтвержден изготовителем такого фискального накопителя.

17

Утвержден порядок действия пользователя ККТ в случае поломки ФН, исключающей возможность считывания данных.

Не было.

Статья 4.2

Пункт 8.1

В случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

Пользователь в течение пяти рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в отношении контрольно-кассовой техники, в составе которой применялся такой фискальный накопитель.

Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере фискального накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.

Уполномоченный орган вправе устанавливать состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.

Пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявления о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае, если изготовителем фискального накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного фискального накопителя.

Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

18

В случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или записи в ЕГРИП о прекращении деятельности ИП, ККТ такого лица снимается с учета автоматически, без дополнительных заявлений последнего.

Не было.

Статья 4.2

Пункт 18

Контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

19

Добавлен новый случай, когда пользователь обязан использовать чек коррекции:

В случае если расчет был произведен им без применения ККТ в нарушение требований законодательства.

Статья 4.3

Пункт 4

При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Статья 4.3

Пункт 4

При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

20

Пользователь вправе направить в ФНС отчет о закрытии ФН только после того, как получит подтверждение ОФД о принятии всех фискальных документов, сформированных этим ФН.

Не было.

Статья 4.3

Пункт 5.1

Отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи контрольно-кассовой техникой в налоговые органы через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных, и получения контрольно-кассовой техникой подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов.

21

Cроки наступления обязанности по применению ККТ не поменялись по сравнению с предыдущей редакцией.

Законопроект оптимизирует ранее существовавшие формулировки и уточняет их с учетом того, что часть ИП на ПСН вообще освобождается от применения ККТ.

Статья 7 Закона 290-ФЗ

Пункт 7

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.

Пункт 7.1

Указанные в части 7 настоящей статьи организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

1) организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 — 5, 10 — 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 — 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 — 15, 18 — 28, 30 — 44, 49 — 58, 60 — 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 — 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Статья 7 Закона 290-ФЗ

Пункт 7

Утратил силу.

Пункт 7.1

71. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 34626 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года
№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года в случаях:

1) организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 — 5, 10 — 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 — 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 — 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Аренда онлайн-кассы

В ряде случаев кассу можно не приобретать, а взять в аренду. Выгодно это сделать в следующих случаях:

  • Вам нужны деньги для бизнеса сейчас, и вы не хотите «замораживать» их в покупке кассы,
  • Вы планируете пользоваться кассой не долго, например, у вас сезонный бизнес или вы только начинаете предпринимательскую деятельности и не до конца определись со стратегией,
  • Вы не до конца определись с видом кассы и хотите протестировать,
  • Вы не хотите заниматься вопросами обслуживания и ремонта кассы, при аренде все технически вопросы будет решать оператор,
  • Вам требуется техническая поддержка и/или обучение работе на кассе.

В случае аренды вы получите кассу с минимальными вложениями. Например, за покупку самой простой кассы вам потребуется выложить порядка 25 000 рублей, а аренда обойдется в 1500-2500 в месяц.

Применение ККТ ИП

Независимо от формы налогообложения, все категории ИП попадают под нововведения по применению ККТ. Все существующие исключения перечислены выше.

Чем грозит отсутствие онлайн – кассы, после вступления в силу закона?

В случае отсутствия кассы или ее не использования предпринимателям грозят административные штрафы:

  • Отсутствие онлайн-кассы для наемных работников и ИП без сотрудников грозит штрафом в 25-50% от суммы расчета, который был осуществлен без ведения онлайн-кассы, но не менее 10 000 рублей,

  • Отсутствие онлайн-кассы для юридических лиц грозит штрафом от 75-100% суммы расчета, проведенного без онлайн-кассы, но не менее 30 000 рублей.
  • За неиспользование установленной кассы наемные лица и ИП без сотрудников заплатят штраф в 2000 рублей
  • За неиспользование установленной кассы юридические лица заплатят штраф в 10 000 рублей.

Содержание п 2 ст 2 ФЗ 54

Статья 2 Федерального закона об использовании кассовой техники, предусматривает перечень особенностей и ограничений при эксплуатации кассовых аппаратов определёнными лицами при осуществлении их деятельности.

Кредитные организации, которые используют автоматические расчётные устройства для выполнения операций по приёму и выдаче наличных денег и использования электронных платёжных средств, не используют в своей деятельности контрольно-кассовую технику.

  • торговля газетами и журналами, а также сопутствующими им товарами в газетных киосках;
  • реализация ценных бумаг;
  • продажа проездных документов водителями или кондукторами в транспортных средствах;
  • реализация продуктов питания преподавателям и ученикам во время учебных занятий;
  • сбыт товаров во время ярмарок и на розничных рынках;
  • торговля продовольственными и непродовольственными товарами при их разнос на дом;
  • продажа мороженого и разливных безалкогольных напитков;
  • торговля продуктами из автоцистерн, а также сельскохозяйственной продукцией;
  • предоставление услуг по починке и покраске обуви;
  • производство металлической галантереи и изготовление ключей;
  • выполнение услуг по присмотру за детьми, стариками и больными;
  • продажа художественных изделий и других рукодельных товаров непосредственно самим изготовителем;
  • услуги по вспашке огородов и распиловке дров;
  • предоставление жилой площади в аренду;
  • работа носильщиков на вокзалах и в портах;

Также оказывать услуги и производить расчёты без использования кассовых аппаратов имеют право предприниматели, осуществляющие свою деятельность в труднодоступных районах. Перечень данных областей утверждается правительством российской Федерации.

Аптеки, которые находятся при фельдшерских пунктах в отдалённых сельских населённых пунктах и обладающие соответствующей фармакологической лицензией, также могут не пользоваться контрольно-кассовой техникой;

Кассовые аппараты могут не использовать религиозные организации при проведении обрядов и церемоний и при предоставлении услуг соответствующего характера.

Пунктом 7 предусматривается возможность использования предпринимателями кассовых аппаратов, которые не осуществляют передачу фискальных данных в обязательном порядке налоговым органам. Данное право устанавливается для ряда отдалённых местностей, которые утверждаются исполнительными органами субъекта Российской Федерации, которые отвечают за реализацию государственной политики.

Исключения для использования кассовых аппаратов согласно п.1 ст. 2 54-ФЗ

П. 1 ст. 2 54-ФЗ гласит, что ККТ:

  • не используются для выдачи кредитов специальными учреждениями, передачи финансовых средств в виде кредитов;
  • не переводятся финансовые средства в виде электронных денег кредитными компаниями при участии неуполномоченного лица или самостоятельного организатора сделки;
  • любая фирма, выдающая кредиты, вынуждена предоставить список автоматических аппаратов для произведения платежей и выплат, а также список направлений, форму которых можно установить Банком России согласно законодательству.

Кому обязательно нужна онлайн-касса

С 1 июля 2017 года с онлайн-кассами работают все организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут торговую деятельность с наличным расчётом (кроме плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патентной системе).

С 1 июля 2018 года плательщики ЕНВД и предприниматели на ПСН также начинают использовать онлайн-кассы.

С 1 июля 2019 года онлайн-касса обязательна и при безналичных расчётах с физическими лицами. Это не касается организаций и ИП, которые проводят безналичные расчёты между собой без предъявления электронного средства платежа.

Закон распространяется не только на торговые организации. К примеру, использовать онлайн-кассу должны и управляющие компании (кроме ТСЖ), которые принимают плату за услуги ЖКХ.

Мнимые и притворные расчеты

Это новые понятия, которые планируется включить в НК РФ. За их проведение нарушителя будут штрафовать.

Мнимый расчет — несуществующий расчет, который проведен лишь для вида (а также несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

Притворный расчет — фиктивный расчет прикрывающий другой расчет.

Как вести безналичные расчеты ИП и ООО согласно п. 9 ст. 2 54-ФЗ

Изменения в законе о кассах не до конца прояснили вопрос по установке ККМ в 2019 году для расчетов между ООО и ИП, положение о которых закреплено в п. 9 ст. 2 54-ФЗ. В своих Письмах Минфин и ФНС дали подробные разъяснения по этому поводу.

ООО или ИП получает деньги от контрагентов, которые также зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или организаций, исключительно на расчетный счет — выдавать чек клиенту не нужно, также не требуется отправка электронной копии в налоговую.

Подотчетник оплачивает услуги/покупки и переводит деньги со своей либо корпоративной карты — организация-контрагент в качестве подтверждения оплаты обязана выдать ему платежный ордер.

Выдачу денежных средств из кассы подотчетному лицу, а также возврат остатков фиксировать с помощью кассового аппарата не нужно. Также касса не понадобится, если вы принимаете платежи с помощью систем интернет-банкинга. Однако при проведении платежных операций с помощью онлайн-кошельков, организация, на чей счет были зачислены средства, должна направить клиенту электронный чек.

Какую кассу выбрать?

Любую кассу выбрать не получить, так как существует утвержденный реестр разрешенных к использованию онлайн-касс.

На сегодняшний день в него входить более полутора сотни видов:

  • Автономная касса – самый простой вариант, подключенный к интернету и имеющий фискальный накопитель,
  • Смарт-терминал представляют собой современный сенсорный планшет, имеющий устройство для печати чеков.
  • Фискальный регистратор – этот аппарат больше похож на принтер для печати чеков, которые подключается к компьютеру или даже телефону.

Выбирать стоит исходя не из стоимости аппарата, а из потребностей собственного бизнеса.

Что бы правильно выбрать кассу, необходимо разобраться в следующих важных вопросах:

  • Какой тип интернет- соединения чаще всего используется в бизнесе – мобильный или проводной. Если есть сложности с качеством интернет- соединения, то стоит выбирать аппараты, которые хорошо работают с любыми типами подключения.
  • Сколько позиций вы продаете зараз. По закону в чеке должны быть указан полный перечень приобретенных товаров или услуг. Поэтому, чем шире ваш ассортимент, тем более функциональной должна быть онлайн-касса. Если ваш ассортимент включает до 50 наименований, то подойдет автономный вариант кассы, но помните, что ввести на нем даже пару позиций потребует времени. Поэтому с ростом бизнеса его все равно придется заменить на более функциональный вариант.
  • Мобильность или стационарность. Если ваш бизнес предполагает выезд к клиенту, то отдаете предпочтение мобильным кассам. Переносная мобильна касса будет предпочтительнее, если у вас наблюдаются частые проблемы с электричеством.
  • Есть ли в вашем перечне продаваемых товаров алкоголь или маркированные товары. В этом случае автономная касса вам не подойдет, так как необходимо будет сканировать коды. Выбирайте варианты, которые имеют сканер и связаны с системами учета, ЕГАИС и информационными системами маркировки.

Алгоритм подключения и регистрации онлайн-кассы:

  • Купить или арендовать необходимую модель,
  • Оформить электронную подпись,
  • Подключить к выбранному аппарату интернет,
  • Подписать договор с оператором фискальных карт,
  • Зарегистрировать кассу в налоговой инспекции,
  • При приеме безналичных платежей дополнительно заключить договор с банком на эквайринг,
  • При продаже в розницу продуктов питание дополнительно потребуется получить доступ к государственной информационной системе «Меркурий ХС». Для продажи алкоголя дополнительно потребуется JaCarta либо Рутокен.

54-ФЗ статья 2 пункт 2 подпункт 2.1: перечень предпринимателей, которые получили отсрочку

Здесь мы рассмотрим, каких предпринимателей контрольно-кассовая дисциплина коснется уже в этом году, а кто получил отсрочку. В пункте 2.1 (введен 192-ФЗ) ст. 2 Закона 54-ФЗ были указаны виды деятельности, занятые в которых бизнесмены могли не применять ККМ, если выдавали клиентам БСО, до 1 июля 2019 года. Сюда вошли:

  • услуги парикмахера, косметолога, визажиста;
  • услуги ветеринара;
  • ремонт бытовой, электронной техники, компьютеров;
  • шиномонтаж, автомойки, техобслуживание;
  • услуги фитнес-центров;
  • реализация добычи охотником;
  • оказание частных медицинских услуг;
  • реализация молока и продуктов его переработки;
  • осуществление рыболовной деятельности, реализация рыбы и готовых изделий из нее;
    перевозка пассажиров и грузов.

То есть изначально эти сферы подпадали под контрольно-кассовую дисциплину. Но с приближением срока перехода представители микробизнеса столкнулись с рядом проблем. Основная — расходы на приобретение кассового оборудования, фискального накопителя, подключение к оператору фискальных данных оказались неподъемными для некоторых бизнесменов. Затраты на покупку ККТ вкупе с прочими расходами в среднем составляют 30 000-40 000 рублей.

К тому же общественность всколыхнул законодательный акт о налоге на профессиональную деятельность. Пока он действует в тестовом режиме на территориях Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Татарстан. После вступления в силу каждый самозанятый, проживающий в этих регионах, обязан зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и отчислять в бюджет процент от полученной суммы дохода. Правительством были предусмотрены следующие налоговые ставки: 4 % — при оказании услуг или работ физическому лицу, 6 % — при получении платежа от юридического лица.

Под понятие «самозанятые» попали граждане, которые изготавливают и продают хенд-мейд (вязаные вещи, игрушки, вышивку, дизайнерские украшения, предметы народного промысла и прочее), реализуют выпечку, консервацию, иные продукты питания, произведенные самостоятельно, оказывают услуги и выполняют работы. По закону для осуществления расчетов самозанятым ККМ не требуется.

В итоге возникла некоторая несправедливость из-за того, что ИП (не имеющих в штате привлеченных сотрудников), ранее применявших ПСН и ЕНВД, занятых в сфере услуг и торговли изделиями собственного производства, также можно было отнести к категории самозанятых. Однако в отношении их законодательство предусматривало переход на контрольно-кассовую технику. Чтобы устранить это разногласие, депутаты Госдумы во главе с Андреем Макаровым (Комитет по бюджету и налогам) внесли законопроект, предусматривающий для таких бизнесменов отсрочку перехода на 2 года.

Отсрочка онлайн касс для ИП до 2020 и 2021 — шпаргалка предпринимателю

Следует уточнить, что практически все упомянутые выше поправки и льготы официально внесены в 54-ФЗ. Новации получили статус самостоятельного Федерального Закона от 06.06.2019 №129-ФЗ. Документ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 6 июня 2019 года.

Когда Какая льгота Для кого Примеры ИП Система налогообложения
С 01.01.2019 В чеке на сумму до 15 тыс. р. можно не указывать реквизиты получателя премии Для организаторов лотерей ЕНВД, УСН, ПСН
С 01.02.2020 Отсрочка обязательной демонстрации QR-кода Для владельцев автоматических устройств:
С экранов аппаратов вендингового оборудования кофейные и снековые автоматы
автоматов для приема платежей за бытовые услуги мойка/заправка авто, стирка одежды
До 01.07.2021 Отсрочка по использованию ККМ Для ИП без наемных работников:
торгующих продуктами собственного производства повара-надомники, кондитеры (например, сладости на заказ), хендмейдеры, мастера по изготовлению сувениров, вязальщицы
предоставляющих услуги населению сторожа, сиделки, мастера по пошиву/ремонту одежды/обуви, няни, догситтеры, таксисты-частники (не автопарки), массажисты, парикмахеры
выполняющих работы частные строители, ремонтники (без торговли чужими и/или фабричными стройматериалами)
До 01.07.2020 Введение моратория на административные взыскания за нарушения 54-ФЗ (только предполагается) Для ИП, ведущих хозяйственную деятельность в следующих сферах:
ЖКХ
Транспорт

Что с мораторием на штрафы за нарушения 54-ФЗ? Напомним, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правовой нормы.

Нарушение Тип административного взыскания Размер, тыс. р.
Для ИП Для организаций
Размер, тыс. р. Штраф От 10 От 30
Использование кассового аппарата старого образца 1.5-3 5-10
Клиенту не был предоставлен чек 2 До 10
Неподача и/или подача недостоверных данных ОФД 20-30 200-300
Повторное неприменение ККТ Приостановка торговой деятельности на 90 дней (или менее)

Годовой мораторий на административные взыскания за неисполнение 54-ФЗ в новацию (129-ФЗ от 06.06.2019) не вошел. Льгота находится на стадии обсуждения. Госдума планирует внести соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) до 01.01.2019. Речь идет о предоставлении этой льготы ИП, которые работают в транспортной отрасли и сфере услуг ЖКХ. Но следует понимать, что введение моратория не освободит их от соблюдения 54-ФЗ.

Итоги

Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последняя редакция не привнесла в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.

Источники

  • https://kassaofd.ru/blog/54-fz-o-primenenii-kkt-v-2020-godu
  • https://lawlinks.ru/54-fz-statya-2/
  • https://blogkadrovika.ru/otmena-54-fz-i-drugie-novosti-o-kkt/
  • https://nalog-nalog.ru/kkt_kkm_kassa/poslednie_izmeneniya_v_54fz_o_primenenii_kontrolnokassovoj_tehniki/
  • https://sfera.ru/blog/material/izmeneniya-v-54-fz-v-2020-godu/
  • https://dreamkas.ru/blog/online-kassy-2020/
  • https://Online-kassa.ru/blog/p-2-st-2-54-fz-obshchie-polozheniya-i-vnesennye-izmeneniya/
  • https://Online-kassa.ru/blog/otsrochka-po-onlajn-kassam-do-2020-i-2021-goda/
  • https://pokoriaem.ru/finansovaia_svoboda/fz-54-vystupil-v-svoyu-silu-s-01-07-2019-chto-izmenilos-dlya-biznesa.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/475716/
  • https://www.walletone.com/ru/merchant/info/punkt-2-stati-2-zakona-54-fz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: