Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная

Содержание
  1. Виды ответственности за нарушение законодательства о труде и правовое регулирование
  2. Дисциплинарная ответственность
  3. Административная ответственность
  4. Материальная ответственность
  5. Гражданско-правовая ответственность
  6. Уголовная ответственность
  7. Нарушения трудовых и иных прав работников
  8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  9. Закон и условия уголовной ответственности
  10. Нарушение правил охраны труда
  11. Отказ в работе или увольнение граждан имеющих несовершеннолетних детей
  12. Невыплата заработной платы и иных выплат
  13. Нарушение тайны переписки и телефонных переговоров
  14. Какая ответственность предусмотрена за невыплату заработной платы?
  15. Накажут ли работодателя, если у него не было возможности перечислить работникам деньги?
  16. Если с работником не был оформлен договор, за неоплату его труда привлекут к ответственности?
  17. Если суд признал вину работодателя, работник сможет взыскать с него сумму невыплаченной зарплаты?
  18. В каком случае работодателя освободят от уголовной ответственности?
  19. Примеры санкций и штрафов за нарушение
  20. Подводим итоги

Виды ответственности за нарушение законодательства о труде и правовое регулирование

Граждане – должностные и юридические лица, – которые нарушили законодательные требования в области труда или иных нормативно-правовых актов, могут быть привлечены к одной из следующих разновидностей ответственности:

  1. Дисциплинарной.
  2. Материальной.
  3. Административной.
  4. Гражданско-правовой.
  5. Уголовной.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий и привлечения к материальной ответственности за нарушение трудового законодательства регламентировано Трудовым кодексом и иными федеральными и локальными нормативно-правовыми актами. Привлечение к прочим видам ответственности регламентируется Гражданским кодексом, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Привлечение работодателя к одной из указанных видов ответственности не исключает возможности установления для него иной формы ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Обычно когда речь идет о привлечении к дисциплинарной ответственности, говорится о взыскании в отношении работника, связанного с неисполнением или исполнением несоответствующим образом возложенных на него служебных обязанностей.

Согласно ст. 195 Трудового кодекса, руководитель организации, руководитель структурного подразделения и заместители также могут привлекаться к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа.

Работодатель обязан рассмотреть поступившее от профсоюза заявление о нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права, условий коллективного договора или соглашения, а затем передать свое решение по нему в представительный орган.

В случае подтверждения факта нарушения работодатель обязан применить к руководителю дисциплинарное взыскание. В качестве дисциплинарного наказания может выступать одна из следующих мер: замечание, выговор и увольнение. Последняя мера применяется в исключительных ситуациях при совершении грубых проступков.

Некоторые группы сотрудников могут привлекаться к иным формам дисциплинарных взысканий с учетом специальных федеральных законов (например, Положением о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и пр.).

Согласно положениям Трудового кодекса, за один проступок лицо может быть привлечено только к одной форме наказания. Она определяется с учетом тяжести проступка и обстоятельств происшествия.

Административная ответственность

Чаще всего за нарушение трудового законодательства работодателя привлекают именно к административной ответственности. Такие нарушения выявляются в ходе контрольных и надзорных мероприятий государственными инстанциями (трудовой инспекцией). Также работодателя можно привлечь к административной ответственности в случае обращения соискателя в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в заключении трудового договора на основании ч. 6 ст. 64 и ч. 3 ст. 391 ТК. К ответственности в данном случае привлекается как виновное должностное лицо, так и организация в целом.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по нормам КоАП. Согласно положениям ст. 5.27 КоАП, данная статья предполагает штрафные санкции, размер которых отличается в зависимости от категории нарушителя.

На основании п. 1 ст. 5.27 КоАП штрафы для работодателя установлены в следующих размерах:

  • для должностных лиц – 1000-5000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – 1000-5000 руб.;
  • для организаций в статусе юрлица – 30000-50000 руб.

В качестве должностного лица оштрафовать можно руководителя компании, начальника отдела кадров, главного бухгалтера. Например, бухгалтера можно оштрафовать за некорректное начисление зарплаты, начальника отдела кадров – за несоответствующее ведение кадровой документации.

Стоит отметить, что при негрубых первичных нарушениях трудового законодательства инспекторы могут вынести работодателю предупреждение, а затем, если тот не исправит недочеты, наложить штраф.

За повторное нарушение трудового законодательства для работодателя предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП в повышенном размере:

  • для должностных лиц – 10000-20000 руб. (либо дисквалификация на 1-3 года);
  • для предпринимателей – 10000-20000 руб.;
  • для организаций – 50000-70000 руб.
Наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно подразумевает, что должностное лицо на установленные сроки отстраняется от права занятия руководящих должностей, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юрлицом по ст. 3.11 КоАП РФ.

Стоит учитывать, что при привлечении работодателя к наказанию по ч. 2 ст. 5.27 КоАП под правонарушением следует понимать совершение точно такого же нарушения трудового законодательства, а не простое несоблюдение трудовых норм. Такие пояснения были приведены в п. 17 Постановлении Пленума ВС №5 от 2005 года. Например, работодатель вначале не выплатил полный расчет при увольнении одного сотрудника, затем – другого.

Примерами нарушения трудового законодательства, которое влечет за собой привлечение к административной ответственности, могут стать:

  1. Заключение срочного трудового договора с сотрудником без должных оснований.
  2. Задержка при выплате зарплаты, окончательного расчета, иных платежей, предусмотренных локальными актами предприятия.
  3. Наложение дисциплинарного взыскания на работника, который отказался выполнять работу, не предусмотренную его должностными обязанностями. Согласно ст. 60 Трудового кодекса, работодатель может требовать от сотрудника исполнения только тех обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором или должностной инструкцией.
На основании ст. 5.27 КоАП к штрафным санкциям можно привлечь работодателя при несоблюдении требований о заключении трудового договора; допущении сотрудника к исполнению трудовых обязанностей лицом, которое не было уполномочено на это; невыплату зарплаты.

Также по нормам КоАП предусмотрена ответственность работодателя за отказ от приема инвалида в рамках установленной квоты по ст. 5.42 КоАП. Должностным лицам в данном случае грозит штраф в размере 5000-10000 руб.

В качестве нарушения трудового законодательства выступает невыполнение (ненадлежащее исполнение) требований контролирующих инстанций.

На основании ст. 353 ТК государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция по труду. Она осуществляет свои полномочия, согласно Положению №875 от 2012 года. Согласно п. 15 данного положения, инспекторы по труду принимают меры по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в области трудового законодательства, а также по привлечению работодателя к ответственности.

При выявлении правонарушений трудовая инспекция может:

  • направить работодателю предписание о незамедлительном устранении выявленных нарушений с указанием конкретных сроков для их устранения;
  • принимать меры по контролю за тем, устранил ли работодатель нарушения.
Если работодатель не выполняет законные требования трудовых инспекторов, то ему грозит ответственность по ч. 23 ст. 19.5 КоАП. Она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30000-50000 р. или дисквалификацию на 1-3 года, а на юрлиц – в размере 100000-200000 руб.

Целый ряд статей КоАП посвящен ответственности работодателя за нарушение норм трудового законодательства в отношении коллективных договоров, действующих на предприятии:

  1. За уклонение от участия в переговорах по вопросам заключения коллективного договора, его изменения или дополнения по ст. 5.28 КоАП предусмотрен штраф в размере 1000-35000 руб.
  2. За непредоставление работодателем необходимой информации для заключения коллективного договора или для осуществления контроля за его исполнением по ст. 5.29 КоАП грозит ему штрафом в размере 1000-3000 р.
  3. За необоснованный отказ от заключения коллективного договора по ст. 5.30 КоАП также предусмотрен штраф 3000-5000 р.
  4. За нарушение работодателем обязательств по коллективному договору по ст. 5.31 КоАП налагается штраф 3000-5000 р.
  5. За уклонение от участия в примирительных процедурах по ст. 5.32 КоАП санкции составляют 1000-3000 р.
  6. За невыполнение работодателем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирения по ст. 5.33 КоА, штрафные санкции предусмотрены в размере 2000-40000 р.
  7. За увольнение работников из-за возникших коллективных споров и объявления забастовки по ст. 5.34 КоАП штраф составляет 4000-5000 р.

Должностные лица параллельно к административной ответственности несут дисциплинарную.

Материальная ответственность

На основании ст. 232 Трудового кодекса любая из сторон по трудовому договору, которая причинила ущерб другой стороне, обязана компенсировать его по регламенту Трудового кодекса или иных федеральных законов, а также по локальным нормативно-правовым актам.

Материальная ответственность руководителя может наступать перед организацией либо перед сотрудником.

Согласно ч. 1 ст. 277 Трудового кодекса, ответственность руководителя перед организацией заключается в необходимости возместить прямой действительный ущерб, который возник в результате принятых решений, в полном размере. Также руководитель компании возмещает юрлицу причиненные по его вине убытки по ч. 2 ст. 277 ТК.

Материальная ответственность работодателя перед работником может возникнуть в следующих ситуациях:

  • за лишение возможности работника исполнять трудовые функции по ст. 234 ТК (например, при несвоевременной выдаче трудовой книжки или незаконном увольнении, неисполнении предписания от трудовой инспекции о восстановлении работника на его прежней должности, при незаконном отстранении от работы, переводе на низкооплачиваемую должность, некорректном внесении сведений в трудовую книжку об увольнении);
  • за ущерб, который причинен имуществу работника по ст. 235 ТК;
  • за задержку при выплате зарплаты и иных положенных выплат по ст. 236 ТК;
  • за нанесенный работнику моральный вред по ст. 237 ТК.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность устанавливается в виде определенной денежной компенсации, которая выплачивается работодателем за причиненный моральный или имущественный ущерб, а также за распространение порочащих честь и достоинство гражданина сведений (по ст. 150-152 ГК).

Согласно Гражданскому кодексу, руководитель организации в случаях, которые предусмотрены федеральными законами, обязан возместить организации убытки.

Размер убытков определяется на основании положений гражданского законодательства:

  • убытки возмещаются в полном объеме, если иное не установлено действующим законодательством;
  • под убытками понимаются как действительные фактические расходы лица, чьи права были нарушены, а также упущенная выгода (неполученные доходы) и реальный ущерб.

Организация и предприниматель обязаны компенсировать вред, который был причинен ее сотрудниками при исполнении трудовых или должностных обязанностей по п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса. Но в дальнейшем работодатель может истребовать от этого сотрудника компенсировать расходы в порядке регресса по п. 1 ст. 1081 ГК.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства наступает за наиболее серьезные проступки, имеющие большую общественную опасность.

К уголовному наказанию работодателя можно привлечь за следующие нарушения:

  1. За дискриминацию. В Трудовом кодексе не допускается дискриминация в трудовой сфере по ст. 3 ТК. Нарушение данного принципа при выполнении трудовых обязанностей карается по положениям ст. 136 УК РФ. Отдельной формой дискриминации выступает отказ работодателя в трудоустройстве сотрудницы или увольнение женщины, мотивом которых стало только наличие у нее детей до 3 лет или беременность по ст. 145 УК РФ.
  2. За невыплату работнику зарплаты или иных положенных по закону сумм работодателю грозит уголовная ответственность по ст. 145.1. Ответственность наступает при полной или частичной невыплате зарплаты в течение 3 и более месяцев, которая обусловлена личным или корыстным интересом работодателя.
  3. За несоблюдение положений о безопасности труда ответственность наступает по ст. 143 УК. Она может быть возложена на должностное лицо, которые по наложенным на него обязанностям должно обеспечивать соблюдение действующих нормативов труда и правил по охране труда. Преступление по указанной статье может быть совершено исключительно по неосторожности и должно повлечь тяжкие последствия или смерть человека (нескольких лиц). Если такие последствия отсутствуют, то ответственность наступает по нормам административного кодекса.
  4. За нарушение правил безопасности при работе на опасных объектах или работах по ст. 215-219 Уголовного кодекса.
  5. За незаконный сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия ответственность наступает по ст. 137 УК.Отказ должностного лица предоставить работнику информацию, которая касается его личных прав и свобод, либо предоставление заведомо ложной информации является основанием для привлечения должностного лица к ответственности по ст. 140 УК.

Спектр возможных мер наказания по нормам Уголовного кодекса достаточно обширен начиная от штрафа и заканчивая реальным лишением свободы.

Уголовное преследование всегда наступает в отношении определенных физических лиц, а не компании в целом. Юридические лица не подлежат уголовным наказаниям. Ответственность по статьям Уголовного кодекса несут руководители и выгодоприобретатели.

Таким образом, за несоблюдение положений трудового законодательства для лица может быть предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная, административная, уголовная ответственность. В определенных случаях допускается привлечение работодателя к нескольким видам ответственности одновременно: например, к дисциплинарной и административной.

Нарушения трудовых и иных прав работников

Чтобы наступила ответственность, работодатель должен совершить противоправное деяние. Учитывая, что не все виды нарушений подпадают под нормы Административного и Уголовного кодекса, рассмотрим самые тяжелые из них.

Привлечь руководителя компании к уголовной ответственности можно на такие противоправные действия:

  1. Раскрытие тайны переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и других типов сообщений.
  2. В случае грубого нарушения установленных норм охраны труда, имеющих тяжелые последствия и без таковых, даже если это произошло случайно.
  3. В случае необоснованного увольнения женщины в положении с работы либо же отказ трудоустраивать беременную даму, ровно как молодую маму с малышом (малышами) возрастом младше 3 лет.
  4. Длительная задержка в выплате заработной платы, стипендий, пособий, иных причитающихся работнику сумм.

В каждом конкретном случае будет проводиться служебное расследование. Изучаются все обстоятельства дела, конкретная вина каждого должностного лица. Здесь недостаточно наличия факта нарушения. Нужно еще доказать причинно-следственную связь между происшествием и действиями конкретного должностного лица, по вине (из-за небрежности) которого это произошло.

Помните, привлечь работодателя к уголовному наказанию можно только в том случае, если нарушение случилось по его непосредственной вине. При этом руководитель имел возможность нарушение упредить, но не сделал этого.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 5.28 КоАП РФ «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения»

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 5.29 КоАП РФ «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий.

По этой статье работодатели часто страдают, когда выплачивают работнику, полностью отработавшему в месяце норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) заработную плату ниже установленного минимума в соответствующем субъекте РФ. А именно, за нарушение ч.11 ст.133.1 ТК РФ.

Согласно данной нормы, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По соблюдению регионального соглашения о минимальной заработной плате часто проводятся проверки прокуратурами регионов (или прокуратурами совместно с ГИТ). Если прокуратура выявляет нарушение соглашения о минимальной заработной плате в регионе, она направляет административный материал в отношении работодателя в ГИТ на рассмотрение по существу и уже инспекторы ГИТ выносят постановления о назначении административного наказания. Заметим, что если работодатель нарушает федеральный МРОТ, то есть нарушает ст.133 ТК РФ, то он может быть привлечен к административной ответственности, но уже по ст.5.27 КоАП РФ.

Также по статье 5.31 КоАП РФ работодателя привлекают к ответственности, когда нарушаются условия коллективного договора.

Статья 5.32 КоАП РФ «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 5.33 КоАП РФ «Невыполнение соглашения»

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Статья 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»

(часть первая)

(в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Судебная практика.

Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2011 N 49-АД11-4 (выдержка):

«Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 марта 2011 года Павлов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей…

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Статья 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Согласно статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной 19 января 2011 года Управлением государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в отношении индивидуального предпринимателя Павлова А.С. проверки соблюдения законодательства о занятости населения выявлено, что Павловым А.С. отказано в принятии на работу пяти инвалидам, направленным ему, как индивидуальному предпринимателю, в ноябре 2010 года Центром занятости населения Туймазинского района в счет квоты, установленной приказом Управления ГСЗН Республики Башкортостан от 01.02.2010 N 12 (индивидуальному предпринимателю Павлову А.С. установлена квота в количестве 29 рабочих мест, на которые необходимо трудоустроить инвалидов).

По данному факту 19 января 2011 года в отношении Павлова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 — 4), сообщением директора ГУ Центр занятости населения Туймазинского района (л.д. 7), копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе Павлове А.С. (л.д. 23), справкой о численности работников у ИП Павлова А.С. (л.д. 24), получившими оценку в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Павлова А.С. правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…»

Статья 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Статья 13.11.1. «Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера»

(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Официальные разъяснения.

Информация Минтруда России от 24.07.2013 «Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера»- https://www.kadrovik-praktik.ru/novosti_trudovogo_zakonodatelstva/informatsiya_mintruda_rossii_ot_24_07_2013_rabotodateli_redaktsii_smi_vladeltsy_saytov_raskleyshchik/

Статья 13.20 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов»

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Статья 13.25 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о хранении документов»

1. Неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4.Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов-

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.23 КоАП РФ «Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом»

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия —

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.

Судебная практика.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2007 по делу N А60-35430/06-С6 (выдержка):

«Межрайонной инспекцией ФНС России N 16 по Свердловской области при осуществлении камерального контроля налоговой отчетности ООО «Техстройсервис» выявлено представление обществом налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2006 г., подписанной от имени руководителя Свяжиной Еленой Германовной. В связи с чем сделан вывод о том, что обществом в нарушение части 2 статьи 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исполнено постановление мирового судьи судебного участка N 1 Сысертского района Свердловской области от 14.03.2006 о дисквалификации Свяжиной Е.Г. сроком на один год путем прекращения с ней договора на осуществление деятельности по управлению ею юридическим лицом. По данному факту составлен протокол N 884 от 26.10.2006 о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Сысертского района Свердловской области от 14.03.2006, вступившим в законную силу, Свяжина Е.Г. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дисквалифицирована сроком на один год.

В силу ст. 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Неприменение последствий прекращения действия договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что от ООО «Техстройсервис» в Межрайонную инспекцию ФНС России N 16 по Свердловской области 29.07.2006 поступила налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2006 г., подписанная Свяжиной Еленой Германовной как руководителем ООО «Техстройсервис».

Таким образом, представленная в налоговый орган налоговая декларация подписана дисквалифицированным лицом — Свяжиной Е.Г., в связи с чем в действиях ООО «Техстройсервис» имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неприменение последствий прекращения действия трудового договора с дисквалифицированным лицом…»

Статья 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»

(часть первая)

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Статья 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2. настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий.

Согласно ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

В данных предписаниях инспекторы устанавливают сроки по устранению выявленных нарушений трудового законодательства. Поэтому, если работодатель к установленному инспектором ГИТ сроку не исполнит по каким-либо причинам выданное предписание, то инспектор обязан провести контрольную проверку по исполнению выданного предписания. И если после этой проверки обнаружится неисполнение предписания, то он обязан составить протокол об административном правонарушении. После чего инспектор направляет административный материал по данному делу на рассмотрение в суд.

Статья 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий.

Данную статью инспекторы ГИТ применяют, если работодатель по каким – либо причинам не предоставил или предоставил не в полном объеме или в искаженном виде сведения (информацию), которые ему необходимы для осуществления его законной деятельности (например, при проведении проверок).

Согласно ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Если инспектор ГИТ выявил данное нарушение, он составляет протокол об административном правонарушении и направляет административный материал в суд на рассмотрение по существу. Суд уже принимает решение о привлечении/непривлечении работодателя к административной ответственности по данной статье.

Статья 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего»

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судебная практика.

Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 01.02.2012 по делу N 4а-16/2012 (выдержка):

«Как установлено мировым судьей, 01 ноября 2010 года между ООО <…> и П. был заключен трудовой договор, согласно которому последняя была принята на работу на должность юриста с 17 ноября 2010 года, что подтверждено копиями трудового договора и приказа о приеме на работу (л. д. 56, 57).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л. д. 11 — 14) директором ООО <…> является Д.

Ранее, 23 августа 2005 года между руководителем инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Т. и П. был заключен служебный контракт об исполнении гражданским служащим П. должностных обязанностей по должности главный государственный налоговый инспектор (л. д. 30 — 34), который был на основании приказа N 16-12/296, а П. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 16 ноября 2010 года.

Согласно приказу ФНС РФ от 25 августа 2009 года N ММ-7-4/430@, ранее замещаемая П. должность главного государственного налогового инспектора в районной инспекции ФНС отнесена к перечню должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства работодатель — директор ООО <…> Д. при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим П. обязана была в десятидневный срок в письменной форме сообщить об этом представителю нанимателя государственного служащего — руководителю инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, чего сделано не было.

Согласно сведениям об уволенных сотрудниках инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (л. д. 12), данные о привлечении к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного служащего П. в инспекцию ФНС не поступали.

Указанные обстоятельства были выявлены в результате проверки и явились основанием для возбуждения <…> заместителем прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга дела об административном правонарушении в отношении должностного лица — директора ООО <…> Д. по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 3 — 5).

Оценив перечисленные доказательства в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья обоснованно пришел к выводу о виновности Д. в совершении указанного правонарушения, за которое назначил ей справедливое наказание с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Законность и обоснованность постановления в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований, установленных статьями 30.6 — 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы надзорной жалобы Д. о том, что сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим П. было направлено представителю нанимателя в установленный законом срок, несостоятельны.

Как установлено по результатам служебной проверки, информация о трудоустройстве бывшего государственного служащего П. от ООО <…> в инспекцию ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга не поступала.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется…»

Также рекомендуем почитать статью «Принимаем на работу бывшего чиновника: что нужно знать работодателю?» в журнале «Кадровик-практик», 2012, №4

Статья 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания»

(часть первая)

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Комментарий.

Если работодателем не уплачен в срок штраф по административному делу, по которому он был признан виновным в совершении административного правонарушения и по которому ему было назначено административное наказание в виде штрафа, то инспектор ГИТ обязан возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и направить дело на рассмотрение в суд.

Санкцию Вы прочитали выше. Поэтому, представляете, если работодателю назначили штраф по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ по максимальному пределу 50 тысяч рублей и он его вовремя не оплатил, то суд уже может назначить штраф в двукратном размере.

Причем тот штраф, который не был уплачен изначально, направляется для принудительного взыскания судебному – приставу исполнителю (ч.5 ст.32.2 КоАП РФ). Таким образом, работодатель должен будет заплатить первоначально назначенный штраф и еще понесет ответственность за то, что его не выплатил добровольно.

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

(часть третья)

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Закон и условия уголовной ответственности

Проступки, за которые могут полагаться уголовные наказания, содержатся в российском Уголовном кодексе. В частности, они регулируются статьями 138, 143, 145 УК РФ. Это базовые статьи, напрямую связанные с невыполнением трудовых взаимоотношений.

Конечно, если в процессе расследования всплывут и другие факты злоупотребления администрации, список статей для ужесточения наказания могут расширить и уточнить. Косвенно сюда можно также отнести статьи 215, 216, 217, 218, 219 УК РФ.

Чтобы наступил такой вид ответственности нужно доказать наличие таких моментов:

  • факта злоупотребления;
  • наличия пострадавших лиц это этого проступка либо нанесённого вреда окружающим;
  • прямой связи между руководителем и случившейся неприятностью;
  • умысла (бездеятельности) в действиях руководителя, что и стало причиной возникновения наказуемого деяния.

Следует учесть, что отсутствие в первого лица знаний в области юриспруденции что его деяния имели состав преступления не являются смягчающим обстоятельством.

Помните, пока вина предприятия не доказана, оно не будет считаться виновным в предъявляемом ему преступлении. Даже наличие конкретных фактов до окончания расследования не дает права кому-либо считать компанию нарушителем закона.

Нарушение правил охраны труда

Наравне с нарушениями выплат причитающейся гражданину заработной платы по количеству расследованных уголовных дел и вынесенных судебных вердиктов идет невыполнение техники безопасности или охраны труда. Если по факту злостного отступления от нормативов охраны труда здоровью других людей нанесен вред и доказана вина руководителя компании, ему может грозить:

  • штраф размером до 400 тысяч рублей;
  • обязательные работы продолжительностью 180 – 240 часов;
  • исправительные работы на период до 2 лет;
  • принудительный труд сроком до года;
  • лишение свободы на один год с дополнительным отстранением от руководящих должностей в будущем на период до 3 лет.

В процессе рассмотрения дел суд может вынести один из перечисленных выше видов наказания. Важно обозначить, что период, по истечению которого не будут рассматриваться подобные дела составляет 2 год. Если факт всплывет после этого периода, привлечь руководителей компании к ответственности будет практически невозможно.

Помните, отвечать за допущенные злоупотребления и наступившие последствия могут только те должностные лица, которые имели возможность реально повлиять на ситуацию и эти обязанности прописаны в их должностных обязательствах.

Уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда в этом видео:

Отказ в работе или увольнение граждан имеющих несовершеннолетних детей

Ситуации, когда потенциальный работодатель, узнав, что у женщины несовершеннолетние дети либо она уже находится в положении, пытается отказать ей в трудоустройстве, не редкость. И если в таком случае следует грубый отказ в трудоустройстве, женщина смело может обращаться в трудовую инспекцию либо прокуратуру.

Если проверкой будет доказано, что причиной отказа приема на работу в компании оказалось наличие детей либо беременность потенциальной труженицы, руководителю, принявшему такое решение, грозит уголовная ответственность.

Но здесь нужно учитывать такие особенности:

  • женщина выступала соискателем на вакантную должность;
  • кроме нее отсутствовали другие претенденты на трудоустройство;
  • уровень образования, опыта, квалификации полностью соответствует необходимым для выполнения предлагаемой работы требованиям;
  • отказ трудоустраивать даму по причине ее пикантного положения либо наличия маленьких детей оформлен письменно.

Когда же на должность претендовало несколько соискателей и работодатель остановил свой выбор на ком-то другом, он не обязан отчитываться о своем решении. Доказать же, что соискательнице отказали из-за ее социального положения в этом случае будет невозможно. Обязать же работодателя без его согласия создавать дополнительно рабочее место для нового сотрудника никто не имеет права.

Помните, чтобы защитить себя от предубеждений, предвзятого отношения со стороны потенциального нанимателя, обращайтесь к нему письменно и требуйте такие же ответы.

Невыплата заработной платы и иных выплат

Нарушения, когда администрация удерживает полагающиеся сотруднику деньги в виде заработной платы, весьма распространение явление. Когда сотрудник работает легально, доказать факт нарушения не составляет труда. Просто нужно уточнить через бухгалтерию, когда и за какой период в последний раз перечислялась труженику заработная плата.

При этом финансовые трудности компании могут быть приняты во внимание, но не станут ключевым фактором защиты работодателя. Они попросту уменьшат размер наказания, а также позволят перевести дело с уголовной плоскости в административную. Но снизить уровень причитающихся сотруднику выплат никто не сможет.

Другое дело, если невыплата заработной платы осуществляется сознательно. Это случаи, когда на счетах предприятия достаточно денег для погашения зарплатной задолженности, но первое лицо не желает принимать такое решение. За это полагается уголовная ответственность.

Чтобы она наступила должны присутствовать такие условия:

  • деньги не платились 2 месяца (полная сумма), или 3 месяца (выплаты по частям) и больше;
  • у администрации в лице ее уполномоченного руководителя, был корыстный мотив (заинтересованность);
  • на счетах организации деньги для выплаты работникам присутствовали;
  • размер полагающегося сотруднику месячного пособия превышает МРОТ;
  • расчет и начисление заработной платы выполнен верно;
  • должностное лицо уполномочено выдавать распоряжения на перечисление средств в качестве заработной платы.

Помните, чтобы привлечь руководителя к ответственности согласно УК РФ, кроме факта невыплаты заработной платы, потребуется доказать, что это делалось умышлено, деньги на счету присутствовали, насчитаны были верно.

Об уголовной ответственности за невыплату заработной платы рассказано в этом видео:

Нарушение тайны переписки и телефонных переговоров

Привлечь к ответственности должностное лицо по такому виду злоупотребления можно только в том случае, если в силу своего служебного положения такой чиновник имеет возможность знакомиться с информацией, что содержится в переписке, телефонных разговорах, почтовых (телеграфных сообщениях).

Норма наказания одинаково применяется к личным сообщениям, а также служебной переписке. Привлечь к ответственности можно только сотрудников, имеющих непосредственный доступ к таким документам (сотрудники подразделений оперативно-розыскной деятельности, телефонисты, операторы мобильной связи, работники почты).

Помните, в понимании закона нарушением будет считаться несанкционированное раскрытие в корыстных целях (либо по неосторожности) информации, к которой чиновник (сотрудник), не имеет никакого отношения.

В каких случаях наступает уголовная ответственность работодателя, смотрите здесь:

Какая ответственность предусмотрена за невыплату заработной платы?

Невыплата заработной платы является одним из самых распространенных преступлений в сфере труда. В связи с таким нарушением в 2017 г. было вынесено 273 обвинительных приговора, а в 2018 г. – 269.

Наличие задолженности по зарплате является основанием для привлечения работодателя к материальной (ст. 236 ТК РФ), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).

Привлечение руководителя организации к административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы не исключает возможности наложения на него ответственности согласно нормам уголовного закона. Суды указывают, что в связи с наличием по одному и тому же факту невыплаты зарплаты постановления инспектора труда ГИТ и постановления о возбуждении уголовного дела первое подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Ответственность за частичную невыплату заработной платы (менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев, ее полную невыплату или выплату в размере ниже федерального МРОТ свыше двух месяцев предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 145.1 УК РФ. Напомним, что с 1 января 2019 г. федеральный российский МРОТ равен 11 280 руб. в месяц1. Двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной в ПВТР организации, коллективном или трудовом договоре датой выплаты заработной платы. Периоды невыплат за отдельные месяцы не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.

Накажут ли работодателя, если у него не было возможности перечислить работникам деньги?

Невыплата заработной платы квалифицируется как преступление, только если работодатель допустил это умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности. Правоохранительные органы должны доказать наличие у руководителя организации реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий. В связи с этим по большинству сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если с работником не был оформлен договор, за неоплату его труда привлекут к ответственности?

Пленум ВС РФ в Постановлении от 25 декабря 2018 г. № 46 указал, что для целей привлечения виновного лица к ответственности неважно, заключался ли трудовой договор с работником и был ли он надлежащим образом оформлен. Если человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя, трудовые отношения будут установлены в соответствии со ст. 16 ТК РФ.

Если суд признал вину работодателя, работник сможет взыскать с него сумму невыплаченной зарплаты?

Даже если для руководителя организации уголовное дело завершается вынесением обвинительного приговора, работник в дальнейшем не сможет взыскать с него в рамках гражданского судопроизводства сумму невыплаченной заработной платы.

Так, Московский городской суд в Постановлении от 16 апреля 2018 г. по делу № 4у-1713/2018 указал: то, что осужденный являлся директором организации и должен был обеспечивать своевременную и полную выплату заработной платы, не свидетельствует о возникновении его личной гражданско-правовой ответственности перед работниками. Обратное противоречит ст. 56 ГК РФ, предусматривающей ответственность юридического лица, а не директора.

В каком случае работодателя освободят от уголовной ответственности?

Примечание к ст. 145.1 УК РФ предусматривает, что руководитель организации освобождается от уголовной ответственности, если он в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасил задолженность по заработной плате, а также выплатил проценты в порядке, определяемом ТК РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Так, в 2017 г. было прекращено 692 таких уголовных дела, в 2018 г. – 1014, что весьма значительно по отношению к количеству обвинительных приговоров.

Примеры санкций и штрафов за нарушение

Поскольку за нарушение трудового законодательства предусматривается ответственность за каждый выявленный случай, к работодателю могут применить несколько мер по разным основаниям. Нередко это происходит в ходе всего одной проверки.

У каждого руководителя и кадровика есть множество поводов «проколоться». Как в вопросах кадрового оформления, так и в области охраны труда и других важных моментах. Приведем примеры наиболее частых нарушений и админответственности за них.

Нарушение и основание для привлечения к ответственности

Нарушенная законодательная норма

Мера ответственности

У работников в одинаковой должности разные оклады.

Статья 5.27 КоАП, пункт 1.

Статьи 22 и 132 ТК,

Письмо Роструда №1111-6-1 от 27.04.2011

Штраф 30–50 тыс. рублей

Нет штатного расписания.

Статья 5.27 КоАП, пункт 1.

Письмо Роструда №ПГ/13229-6-1 от 21.01.2014 называет штатку обязательным локальным нормативным актом.

Штраф 30–50 тыс. рублей

Неправильное оформление трудового договора, уклонение от его оформления, заключение гражданско-правового соглашения.

Статья 5.27 КоАП, пункт 4.

Статьи 16 и 19.1 ТК

Штраф на предприятие 50–100 тыс. рублей.

Штраф на ДЛ 10–20 тыс. рублей.

Штраф на ИП 5–10 тыс. рублей.

Повторное нарушение в части оформления трудовых взаимоотношений.

Статья 5.27 КоАП, пункт 5.

Статьи 16 и 19.1 ТК

Штраф на юрлицо 100–200 тыс. рублей.

Для ДЛ дисквалификация до 3 лет.

Отказ выплатить зарплату, задержка з/п или выдача аванса в размере меньше половины ставки.

Статья 5.27 КоАП, пункт 6.

Статья 136 ТК.

Письма Роструда №14-1/10/В-660 от 03.02.2016 и №1557-6 от 08.09.2006.

Штраф 30–50 тыс. рублей.

Нарушение норм оплаты труда в праздники, по ночам или сверхурочно.

Статья 5.27 КоАП, пункт 6.

Статьи 152–154 ТК.

Штраф 30–50 тыс. рублей.

Повторное нарушение норм оплаты труда.

Статья 5.27 КоАП, пункт 7.

Статьи 152–154 ТК.

Штраф на юрлицо 50–100 тыс. рублей.

Для ДЛ штраф 20–30 тыс. рублей или дисквалификация до 3 лет.

Непроведение инструктажа по ТБ перед допуском к работе.

Статья 5.27.1, пункт 3.

Статьи 212, 214, 225 ТК.

Штраф 110–130 тыс. рублей.

Отсутствие спецоценки условий труда.

Статья 5.27.1, пункт 2.

ФЗ №426 от 28.12.2013.

Штраф 60–80 тыс. рублей.

На практике поводов проштрафиться намного больше. Самый «урожайный» на них — пункт 1 статьи 5.27 КоАП. По нему контролирующие органы могут классифицировать многие недочеты. Вот лишь некоторые из них:

  • Закрепление в трудовом договоре зарплаты в инвалюте.
  • Назначение оклада меньше, чем установленный законом минимум.
  • Непредоставление планового отпуска два года подряд.
  • Отсутствие табеля или неверный учет рабочего времени.
  • Неуказание в ТД условий труда.
  • Отсутствие специально оборудованного места для перекусов.

Подводим итоги

  • Нарушение норм трудового законодательства грозит работодателю привлечением к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
  • Одним из основных административных наказаний за нарушение норм трудового законодательства является штраф. Кроме штрафа предусмотрено приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация.
  • Размер штрафа или срок дисквалификации зависит от вида совершенного правонарушения.
Источники

  • https://pravo.team/trudovoe/otvetstvennost/rabotodatela-2.html
  • https://naimtruda.com/otnoshen/ugolovnaya-otvetstvennost-rabotodatelya.html
  • https://www.kadrovik-praktik.ru/kadrovyy-audit/sanktsii-za-narusheniya-trudovogo-zakonodatelstva/
  • https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/za-kakie-narusheniya-trudovogo-zakonodatelstva-rabotodatelya-privlekut-k-ugolovnoy-otvetstvennosti/
  • https://profkadrovik.ru/articles/glavnoe/the-liability-of-the-employer-what-is-the-cost-of-violation-of-labor-laws/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/489403/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: