Nalogia.ru

Ответственность за нарушение валютного законодательства

 

Общие положения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1). Кроме того, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи за нарушение валютного законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Необходимо отметить, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных о наличии события административного правонарушения.

Составлять протоколы об административной ответственности за нарушение валютного законодательства вправе должностные лица органов и агентов валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Напомним, что органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Росфиннадзор, агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР (ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании)).

Уполномоченными банками признаются российские и иностранные кредитные организации, имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять на территории РФ банковские операции в иностранной валюте.

Необходимо отметить, что ЦБ РФ контролирует осуществление валютных операций исключительно кредитными организациями и валютными биржами.

Рассмотрение дел о нарушениях валютного законодательства, допущенных бюджетными учреждениями, относится к компетенции Росфиннадзора (п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278). Рассматривать указанные дела вправе (ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ):

  • руководитель Росфиннадзора и его заместители;
  • руководители структурных подразделений Росфиннадзора и их заместители;
  • руководители территориальных управлений Росфиннадзора и их заместители.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

Субъектами ответственности являются должностные и юридические лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

В настоящее время ст. 15.25 КоАП РФ содержит несколько составов административных правонарушений. Далее мы рассмотрим только те правонарушения, которые могут быть совершены бюджетными учреждениями.

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Ответственность за осуществление незаконных валютных операций

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями понимаются валютные операции, запрещенные Законом о валютном регулировании, или валютные операции, осуществляемые с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на бюджетное учреждение административного штрафа в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции.

Необходимо отметить, что нормы Закона о валютном регулировании относительно обязательного использования специальных счетов (п. 10 ч. 1 ст. 1 и ст. 8 указанного Закона) и требования о резервировании (ст. 16 указанного Закона) не действуют с 01.01.2007. Таким образом, ответственность предусмотрена только за осуществление валютных операций, запрещенных Законом о валютном регулировании.

Валютные операции между резидентами. Понятие «резидент» приведено в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании (к ним, в частности, относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе и бюджетные учреждения). Законом о валютном регулировании установлен запрет на осуществление валютных операций между резидентами, за исключением операций, указанных в ч. 1 ст. 9, ч. 6, 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании. К незапрещенным операциям, в частности, относятся:

  • оплата или возмещение расходов, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операции по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • расчеты и переводы при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

Валютные операции с нерезидентами (понятие «нерезидент» содержится в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании). В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться бюджетными учреждениями только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных Законом о валютном регулировании: например, расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Кроме того, к запрещенным операциям относятся расчеты бюджетных учреждений с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле и не осуществляемой при обслуживании транспортных средств в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании.

Административная ответственность

Административная ответственность предусматривается , в соответствии в которой определены следующие виды нарушений:

  1. Незаконные валютные операции. Под такими операциями понимают куплю-продажу валюты не через уполномоченные банковские организации, а также проведение операций через счета, которые открыты в иностранных банках. Также сюда относят валютные сделки, заключаемые между физлицами без участия кредитной организации (к примеру заключение договора займа). Все указанные нарушения ведут к наложению штрафа в размере от 75% до 100% от суммы операции. Должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 000 до 30 000 рублей.
  2. Несообщение в ИФНС об открытии или закрытии валютного счета в иностранных банках, а также об изменении реквизитов. Как физ-, так и юрлица должны направлять уведомление в налоговый орган об открытии/закрытии валютного счета в иностранном банке, а также об изменении реквизитов. Срок для этого составляет 1 мес. При нарушении данного срока, а также в случае подачи уведомление не по установленной законом форме, гражданам и юрлицам грозит штраф. Штраф для физических лиц составляет – до 1500 рублей, для должностных лиц – д 10 000 рублей, а для юридических лиц – до 100 000 рублей. Когда резидент не сообщает об открытии в иностранном банке счете, штраф составит уже до 5000 рублей, для должностных лиц – до 50 000 рублей, а для организаций – до 1 млн. рублей.
  3. В случае реализации товаров (оказании услуг) иностранным компаниям или лицам, поставщик должен обеспечить поступление денежных средств в положенные сроки на счета в российских банках. В случае несоблюдения установленного срок штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы следки за каждый день просрочки.
  4. При неполучении денежных средств на счет, штраф для должностных лиц может достигать 30 000 рублей, а для организаций – до 50 000 рублей. Кроме того, в том случае если компании прежде не привлекались к этому нарушению, ему может грозить 3 года дисквалификации.
  5. Непредставление в налоговый орган отчета об операциях по счету. Физлица и организации, у которые есть счета в иностранных банках, ежегодно обязаны сдавать в налоговую отчет о проведенных операциях по своим счетам. Данные сведения заполняются на установленном бланке и предоставляются в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. При нарушении данного срока штраф на физлиц накладывается в размере от 300 до 3500 рублей, а для юрлиц – от 5000 до 50000 рублей. Сумма штрафа будет зависеть от того, на сколько дней задержана отчетность. Штраф в минимальном размере назначается в том случае, если отчетность задержана на 10 дней, в случае просрочки на 30 дней и более – штраф будет максимальным. В случае повторного нарушения сумма штрафа будет увеличена для физлиц до 20 тыс. рублей, а для организаций – до 600 тыс. рублей.

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом ответственность за нарушение валютного законодательства предусматривается по следующим статьям: .

В соответствии со штраф накладывается за производство, хранение, транспортировку, а также продажу поддельной валюты и ценных бумаг. Данное наказание предусматривается как для иностранной, так и для отечественной валюты. Наказание за такие преступления предусматриваются следующие:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • заключение на срок до 8 лет с выплатой штрафа в размере до 1 млн. рублей.

В том случае, если преступление привело к крупному ущербу (более 1,5 млн, рублей), то заключение может достигать срока 12 лет, но сумма штрафа не меняется. Если действия совершены организованной группой, то срок лишения свободы может достигать 15 лет.

Важно! В том случае, если поддельные деньги были реализованы лицом, не изготовившим их, привлечение к ответственности будет возможно только если он знал о факте подделки валюты.

В соответствии со , наказание предусматривается за нарушение правил репатриации валюты. В случае невозвращения валюты из-за границы, ответственность будут нести руководители компаний. Для таких нарушений предусматривается:

  • штраф в размере от 250 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • до 3 лет принудительных работ или лишения свободы.

Если преступление совершено группой лиц, либо в том случае если ущерб достигает более 30 млн. рублей, срок заключения возрастет до 5 лет плюс появляется штраф в размере до 1 млн. рублей.

Порядок обжалования

устанавливает определенные обязанности и права участников сферы оборота валютных средств, согласно которой физические и юридические лица имеют возможность:

  • знакомиться с результатами проверки соблюдения требований валютного законодательства;
  • обжаловать решения, штрафы, а также действия контролирующих органов;
  • требовать через суд возмещения материального ущерба, нанесенного неправомерными действиями контролирующих органов.

Ответственность за несвоевременное поступление на банковские счета в уполномоченных банках выручки, а также за невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ денежных средств

В соответствии с ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности бюджетные учреждения (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании) обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Действующее законодательство о валютном регулировании не устанавливает нормативных сроков возврата валюты, а относит регулирование этой обязанности резидента к договорным условиям по внешнеторговой сделке. Таким образом, бюджетные учреждения вправе самостоятельно предусмотреть во внешнеторговом контракте сроки получения от нерезидентов валютной выручки за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.

Обратите внимание! Привлечение к административной ответственности, в соответствии с ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, а также размер административного штрафа не зависят от того, нарушен срок возврата валюты на один день, неделю или денежные средства не поступили вовсе.

Согласно разъяснениям ФТС России, приведенным в Письме от 10.01.2008 N 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» (далее — Письмо N 01-11/217), если внешнеторговый контракт не предусматривает срок получения резидентом от нерезидента денежных средств, причитающихся за переданный резидентом товар, то контроль за исполнением резидентом Закона о валютном регулировании должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом. Если контрактом не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара (п. 1 ст. 486 ГК РФ). В случае когда договором предусмотрена оплата товара после его передачи покупателю (ст. 488 ГК РФ), но срок оплаты договором не определен, в соответствии со ст. 314 ГК РФ обязательство по оплате товара должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения (то есть с момента исполнения обязанности передать товар). Разумный срок оплаты товара исходя из положений п. 1 ст. 810 ГК РФ следует считать равным 30 дням с момента возникновения обязательства по оплате товара. Аналогичный подход применим и к договорам на импорт товара, если ими не определен срок поставки товара после его оплаты.

Судебная практика по вопросу привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ показывает, что судьи достаточно либерально относятся к вопросу о применении санкций за данное правонарушение. В качестве примера приведем Постановления Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15714/08 и от 30.03.2010 N 15970/09. В указанных Постановлениях судьи исходили из требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласной которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им для этого не были приняты все зависящие от него меры. Анализ норм Закона о валютном регулировании и ст. 15.25 КоАП РФ позволил судьям сделать вывод о том, что получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты контракта нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, учреждение не может быть привлечено к административной ответственности, если оно:

  1. не совершало действий, препятствующих поступлению валютной выручки на банковские счета;
  2. приняло все зависящие от него меры для получения выручки, к которым можно отнести:

а) на стадии подготовки контракта — выяснение степени надежности и проверка деловой репутации иностранного партнера;

б) на стадии заключения контракта:

  • включение в контракт положения об ответственности контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (авансовые платежи, неустойка, поручительство, залог и т.д.);
  • применение таких форм расчета, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по контракту;
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием досудебных способов защиты нарушенных прав и судебного органа, который будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

  • ведение претензионной работы;
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока для ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Обратите внимание! В случае нарушения срока для возврата средств в иностранной валюте (в крупном размере), предусмотренного внешнеторговым контрактом, наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет (ст. 193 УК РФ). Под крупным размером понимается сумма, превышающая 30 млн руб.

Необходимо отметить, что не будет являться административным правонарушением незачисление на счет резидента предусмотренных внешнеторговым контрактом сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ, если в соответствии с условиями внешнеторгового контракта указанные вознаграждения и расходы оплачиваются за счет выручки резидента. Так, например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом контракте может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств (Постановление ФАС ВВО от 05.05.2010 по делу N А38-7193/2009).

Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Санкции за невыполнение указанных требований аналогичны санкциям, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Как мы говорили выше, обязанность по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, установлена ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании.

В соответствии с Письмом N 01-11/217 поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:

  • денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом);
  • товары не ввезены на таможенную территорию РФ (не получены от нерезидента на таможенной территории РФ) в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом;
  • денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, не возвращены в РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом.

Обратите внимание! Возможно продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, либо сроков возврата денежных средств за не переданные резиденту товары путем заключения дополнительного соглашения к внешнеторговому контракту.

Полномочия по валютному контролю

Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.

Некоторые функции переданы специальным агентам валютного контроля, которыми являются Внешэкономбанк и иные банки. Данные структуры могут проверять соблюдение валютного законодательства в РФ резидентами и нерезидентами. С этой целью ими запрашиваются документы и сведения, связанные с обслуживанием валютных счетов, а также проведением операций с иностранной валютой, в том числе у лиц, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.

Важно! Если документы предоставлены не будут, либо окажутся недостоверными, то кредитная компания откажет в проведении операции с иностранной валютой и в совершении сделки.

Налоговый орган может контролировать правила обращения с иностранной валютой при камеральных и выездных проверках. Уполномоченные банки в целях контроля оформляют паспорта сделок, а сведения передают в Центробанк. Таможенный орган осуществляет контроль за оборотом иностранной валюты при экспорте или импорте товаров, при пересечении границы.

Проведение валютных операций физическими лицами

Физические лица могут покупать и продавать валюту только в головных офисах, филиалах, дополнительных или операционных офисах банков. Такие подразделения как пункты обмена валюты упразднили несколько лет назад. При этом гражданин обязан заполнить заявление на осуществление обменной операции с указанием своих паспортных данных.

Если клиент проводит валютообменную операцию на сумму более 40 000 рублей, банк вправе запросить у него дополнительные данные. Эти требования установлены Законом о противодействии терроризму.

В соответствии с этим документом Росфинмониторинг отслеживает сделки свыше 600 тыс. рублей. Но банк может сообщить о сделке независимо от суммы, если она покажется подозрительной. При этом кредитное учреждение вправе дать клиенту отказ в проведении операции.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2019-2020 годах

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Их размеры зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Общая оценка изменений

В условиях, когда сама обоснованность многих валютных ограничений находится под большим вопросом, смягчение ответственности за ряд нарушений следует поддержать. Однако конструкция норм об ответственности становится все сложнее и запутаннее, а противоречия подходов к схожим нарушениям хотя и не лишают возможности применить закон, но вряд ли могут быть признаны оправданными. Ряд противоречий вызывает сомнения, отражают ли они сознательные цели законодателя или дефекты юридической техники.

1. Изменения, смягчающие ответственность

1.1. Возможность избежать штрафа при зачислениях на зарубежный счёт

Устраняется ответственность за зачисление на зарубежный счёт по основаниям, не предусмотренным валютным законодательством (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), и за неисполнение обязанности репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) при выполнении ряда условий из примечания к статье:

  • средства зачислены на зарубежный счёт по внешнеторговому договору в установленный срок;
  • не позднее 45 дней со дня зачисления на зарубежный счёт денежные средства перечислены на счет в уполномоченном банке (в случае частичного перечисления ответственность не применяется в соответствующей части).
Так как освобождение применяется только к внешнеторговым договорам, штраф сохраняется, если средства зачислены по иным основаниям, которые не входят в «белые» списки допустимых российским валютным законом (например, если счёт принадлежит физическому лицу, которое не занимается внешней торговлей), причём размер штрафа не снижен. Однако иностранные подразделения российских организаций смогут получать выручку и перечислять её в Россию.

1.2. Смягчение ответственности за неисполнение обязанности репатриации

Размер штрафов за нарушение обязанности репатриации средств, причитающихся от нерезидента, существенно снижается для большинства ситуаций. По общему правилу штрафы, если средства не зачислены, составят:

  1. от 5 до 30 процентов – по внешнеторговым договорам, предусматривающим оплату в иностранной валюте или договорам займа;
  2. от 3 до 10 процентов — по внешнеторговым договорам, заключенным и исполняемым в рублях (но не по рублёвым договорам займа с нерезидентами).

Также установлен сниженный штраф от 3 до 5 процентов, если резидент включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности. Эти размеры штрафов относятся только к внешнеторговым договорам. Непогашенные займы, выданные нерезидентам, влекут, как указано выше, штраф от 5 до 30 %. Перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности пока не утвержден, хотя ранее выставлялся на обсуждение порядок его формирования.

В отличие от ординарных составов нарушений правил репатриации, для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности не предусмотрен пониженный штраф из расчёта доли ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки, когда обязанность выполнена, но несвоевременно, т. е. при небольшой просрочке штраф 3% будет больше, чем если бы резидент не был профучастником. Однако длительная просрочка при расчёте штрафа по ключевой ставке в рамках ординарных составов могла бы привести к штрафу выше максимального штрафа 5%, установленного для профучастников.

Появились новые основания, устраняющие ответственность за нерепатриацию: ответственность наступит, если сумма обязательств по договору превысила в эквиваленте 200 тыс. руб., а просрочка – 45 дней.

Примечания к статье не распространили суммовой порог на невозврат аванса резиденту, а порог срока – на повторное нарушение правил репатриации для должностных лиц, наказуемое дисквалификацией. Также суммовой порог неприменим к нарушениям профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Штраф 75-100% за нерепатриацию остается только для нарушения на сумму свыше 100 млн. руб. (ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), которое при повторности влечёт уголовную ответственность (ст. 193 УК РФ).

Диспозиция состава при сумме нерепатриированных средств свыше 100 млн. руб. сформулирована через отсылку к базовым составам, но в нее не добавлена ссылка на ч. 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ (невозврат предоплаты профучастнику). До вероятного устранения этого дефекта юридической техники к профучастникам при невозврате предоплаты на сумму свыше 100 млн. руб. будет неприменим повышенный штраф.

1.3. Смягчение ответственности за непредставление документов и сведений

Ответственность за непредставление в банк форм учёта и отчётности, а также подтверждающих документов и информации будет наступать только при просрочке свыше 90 дней, то есть устранена ответственность за меньшую просрочку (новая ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Устранена ответственность за не связанное с просрочкой представления нарушение порядка представления форм учёта и отчётности, подтверждающих документов и информации в банк.

Из ч. 6 ст. 15.25 исключена ответственность за нарушение правил оформления паспортов сделок, но прямо не предусмотрена ответственность за непостановку договоров на учет в банке. Заметим, что в проекте , разработанном Минюстом России, ответственность за нарушение порядка постановки договоров на учет в банке .

Ответственность за нарушения, связанные с представлением отчетов по зарубежным счетам, хранением документов и информации по валютным операциям, не меняется.

2. Изменения, вводящие ответственность

2.1. Введена ответственность за нарушения, связанные со счетами в иных иностранных организациях финансового рынка

С 2020 г. обязанность представления в налоговые органы уведомлений и отчётности распространяется на зарубежные счета (вклады) резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.

Рассматриваемый закон вводит ответственность за нарушение этих обязанностей, такую же, как для банковских счетов.

Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции[2], ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации[3]. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.

Упомянутые выше поправки, устраняющие ответственность, если средства списаны с зарубежного счёта на российский, применяются только к счетам в зарубежных банках, распространять это освобождение на иные организации финансового рынка не стали, – и в этой ситуации изменения тоже не вполне согласованы друг с другом.

2.2. Введена ответственность граждан за нарушение правил репатриации

Закон вводит ответственность для граждан, такую же, как для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в состав, касающийся неполучения выручки и неполучения средств от заёмщика. Это связано с тем, что физические лица обязаны обеспечить репатриацию средств при предоставлении займов нерезидентам. В составе, касающемся возврата предоплаты, граждане по-прежнему не упоминаются.

По информации с сайта Правительства РФ, целью внесения поправок было введение ответственности именно за нерепатриацию по займам[4]. Однако ФНС России высказывала позицию, что физические лица обязаны репатриировать выручку[5]. Поэтому для физических лиц помимо ответственности за непоступление средств от заёмщиков появляется и риск ответственности за нерепатриацию выручки.

Размеры штрафов для физических лиц такие же, как указанные выше сниженные размеры штрафов для организаций и предпринимателей. Однако на граждан не распространяется упомянутый выше конфискационный штраф при нарушении на сумму свыше 100 млн. руб.

2.3. Введена ответственность за необеспечение прекращения обязательств по договорам в рублях, по которым ранее была отменена репатриация

С 2020 года частично или полностью отменена обязанность репатриации по большей части экспортных внешнеторговых договоров, заключенных и исполняемых в рублях. Вместо неё введена обязанность резидентов обеспечить прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством.[6]

Закон предусматривает за неисполнение этой обязанности предупреждение или штраф в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, на должностных лиц – от 20 до 30 тысяч руб. Штраф 5-30% предусмотрен и для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, что прямо указано в законе, тогда как за нарушение обязанности репатриации штрафы для них снижены. Основание этого различия неясно.

Штраф за нарушение новой обязанности, применяемой к договорам в рублях, выше, чем штраф за неисполнение обязанности репатриации, когда она по таким договорам сохраняется (3-10%), и равен штрафу за неисполнение обязанности репатриации в иностранной валюте.

Более того, не предусмотрен пониженный штраф исходя из ключевой ставки Банка России, когда обязанность все же выполнена, хотя и с просрочкой.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Источники

  • https://be5.biz/pravo/v002/4.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/4449-administrativnaya-otvetstvennost-narusheniya-valyutnogo-zakonodatelstva
  • https://nalog-nalog.ru/valyutnye_operacii/kakaya_otvetstvennost_za_nezakonnye_valyutnye_operacii/
  • https://buhland.ru/otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/
  • https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/significant-changes-the-administrative-responsibility-for-violation-of-currency-legislation-/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: