Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие

Содержание
  1. Понятие объектов НВ
  2. Постановка на учет объекта НВОС
  3. Как определить категорию объекта
  4. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)
  5. В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:
  6. Постановка на учет объектов оказывающих НВОС — комментарии
  7. Результат постановки объекта НВОС на учет
  8. По критериям какого вида деятельности вы должны встать на учет как объект негативного воздействия?
  9. Объект негативного воздействия 1 или 2 категории
  10. Объект негативного воздействия 3 категории
  11. Объект негативного воздействия 4 категории
  12. Не объект негативного воздействия на окружающую среду
  13. Виды природоохранной документации для категорий
  14. Срок постановки на учет объекта НВОС
  15. Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС
  16. Штрафы для объектов НВОС
  17. Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?
  18. Критерии отнесения объектов НВ к категории IV
  19. Актуализация сведений об ОНВОС
  20. Экономическое стимулирование «экологического учета»
  21. Снятие с учета объекта НВОС
  22. Формы статистических данных

Понятие объектов НВ

Негативное воздействие согласно законодательным положениям РФ оказывается на атмосферу, подземные и поверхностные воды, а также к ним относится выброс отходов.

Понятие объект негативного воздействия – это обособленный ресурс либо совокупность ресурсов в границах одной территориальной единицы, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию и природу, а также – это объект расположения отходов.

Отметим, что учреждения, где образуются отходные материалы, не способствующие засорению окружающей природы, не обязаны подавать заявку на госрегистрацию в экологический надзор. Например, к таким компаниям относятся:

  • магазины;
  • учреждения, предоставляющие бытовые услуги населению;
  • офисы.

С появлением в учреждении ресурса-источника засорения экологии и природы ими производится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие (котельные, очистное оборудование либо сооружения).

С учетом масштабов производственного процесса организация может относиться к одной из групп, определяющихся по категории объектов (их существует 4), что в дальнейшем влияет на объем обязательств компании в отношении действий, направленных на сохранение экологии и окружающей природы.

Категории объектов НВ утверждены ФЗ № 219, данный законодательный акт дополняет нормативы ФЗ № 7. Существует 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на природу и экологию, распределенных с учетом масштаба влияния:

  1. Категория I. Объекты, обладающие высоким уровнем НВ.
  2. Категория II. Объекты, обладающие относительным уровнем НВ.
  3. Категория III. Объекты, имеющие незначительную степень НВ.
  4. Категория IV. Объекты, производящие минимальный уровень НВ.

Если имущество не относится ни к одной из категорий, оно не подлежит гос. учету. Также нужно указать, что проблема негативного воздействия касается не отдельных организаций или ИП, а именно объектов, обладающих свойствами неблагоприятно влиять на окружающую природу.

Постановка на учет объекта НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков

Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия — это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).

Отнесение по категориям ОНВОС представлено здесь.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Как определить категорию объекта

Для того, чтобы определить категорию, необходимо подать заявку о постановке на учет объекта ОНВ. В случае невыполнения требования о постановке на учет наступает ответственность по статье 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ, которая предусматривает штрафы:

  • на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30000-100000 рублей.
  • Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо.

Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:

– Сведения об объекте (карточка предприятия)

Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.

– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.

  • Для источников выбросов указываются их объем и масса;
  • Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
  • Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).

– Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды

Далее необходимо указать реквизиты документов, которые позволяют объекту оказывать воздействие на окружающую среду.

– Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды

В данном пункте директор предприятия подтверждает, что на его объекте выполняется программа производственного экологического контроля (ПЭК) и указывает дату ее утверждения.

Если это необходимо – можно указать сведения о мероприятиях по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (какие именно мероприятия проводятся и согласование их проведения в региональных органах контроля).

Также можно указать сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ, эффективность. Сюда вводятся наименование и тех. характеристики.

Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ: наименование, характеристики, эффективность.

Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (в случае, если они имеются). Проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов необходимо описать.

Постановка на учет объектов оказывающих НВОС — комментарии

Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет… А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) — своими словами:

  • если ваше предприятие осуществляет выброс вредных ЗВ в атмосферу, сброс сточных вод в водные объекты, то оно однозначно является ОНВОС;
  • если у вашего предприятия образуются только отходы, отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (загрязняющих веществ), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — смело декларируйте 4 категорию ОНВОС — самая удобная категория для предприятий;
  • если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
  • если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.

Результат постановки объекта НВОС на учет

После рассмотрения заявки надзорный орган отправляет свидетельство о постановке на учет в электронном виде. В свидетельстве объекту негативного воздействия на окружающую среду присваивается категория и указывается код.

По критериям какого вида деятельности вы должны встать на учет как объект негативного воздействия?

Если у предприятия несколько площадок, то постановка на учет осуществляется по основному виду деятельности конкретной площадки.

Если вы ваше предприятие (площадку) отнесли к ОНВОС по нескольким критериям, то объекту присваивается категория наибольшего негативного воздействия на окружающую среду.

Объект негативного воздействия 1 или 2 категории

Далее вы должны найти вид деятельности вашего предприятия в указанных критериях отнесения объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий.

Если находите, то в зависимости от производительности (мощности) вы будете являться объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 или 2 категории. Обратите внимание, что отнесение производится в основном по проектной мощности или производительности.

Например: производство бумаги и картона — не означает производство тары из бумаги и картона,

И наоборот: производство мясо и мясопродуктов (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) — это не только мясные комбинаты, но и супер и гипермаркеты, где осуществляется производство мясных полуфабрикатов.

В ходе надзорных мероприятий недостоверная информация, предоставленная в заявке о постановке на учет как объекта НВОС будет выявлена, в результате чего ваше предприятие будет привлечено к административной ответственности по ст.8. КоАП РФ.

Объект негативного воздействия 3 категории

Если вы не относите свое предприятие к объектам 1, 2 категории ОНВОС, то переходим сразу к 4 разделу Критериев, которые относятся к ОНВОС 4 категории:

Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Если вы себя не отнесли к ОНВОС 4 категории по вышеуказанным критериям, то Ваш объект относится к 3 категории.

Основная масса наших предприятий — это объекты НВОС 3, 4 категории.

Ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 3-ей категории, если:

  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарный выброс в атмосферу от этих источников составляет более 10,0 т/год;
  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе выбросов имеются вещества 1, 2 класса опасности.
  • осуществляется сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения и другие сооружения при использовании вод не для бытовых нужд.
  • осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, недра, на землю.

В соответствии с письмом от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354:

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Объект негативного воздействия 4 категории

Если вы не отнесли свое предприятие по Критериям ни к объектам 1, 2 и 3 категорий — значит вам повезло, ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 4 категории.

Критерии для ОНВОС 4 категории:

Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Не объект негативного воздействия на окружающую среду

Ваше предприятие (площадка) не являются объектом негативного воздействия на ОС в случае если:

  • ваше предприятие (площадка) не имеет стационарных источников выбросов ЗВ В АВ,
  • нет сбросов сточных вод в системы водоотведения при использовании воды не для бытовых нужд (т.е. у вас имеется только сброс бытовых сточных вод),
  • не осуществляет виды деятельности, указанные в разделах 1, 2 Критериев.

Бонус для таких предприятий:

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует

Виды природоохранной документации для категорий

После определения категории объекта каждый объект должен иметь особый вид природоохранной документации. Так, объекты I категории обязаны иметь комплексное экологическое разрешение (КЭР), объекты II категории могут получить такое разрешение по собственной инициативе. В случае его отсутствия проверяющий орган может привлечь хозяйствующий субъект к ответственности по статье 8.47 «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения» КоАП РФ.

Ответственность наступает в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере 4000-10000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50000-100000 рублей;
  • Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо.

Если собственник объекта II категории не будет получать на него комплексное экологическое разрешение, он обязан подать декларацию о воздействии на окружающую среду. Форма декларации определяется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509. В случае несвоевременной подачи декларации, а также при искажении сведений об объекте, указанных в декларации, ответственность наступает согласно статье 8.5, рассмотренной выше, по формулировке «сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду».

Объекты III категории обязаны подавать отчётность о воздействии на атмосферный воздух и об образовании и обращении с отходами. Особой ответственности за непредоставление такой отчётности на данный момент пока не предусмотрено, так же как не разработаны формы и порядок подачи данной отчётности. Соответственно, ответственность до принятия отдельных НПА будет квалифицироваться по общим статьям (статья 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации»). Кроме того, для объектов III категории разрабатываются нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности). В каком виде будут разрабатываться и утверждаться эти нормативы, пока не ясно. Квалифицировать нарушение данной нормы по статье 8.21 тоже нельзя, так как разрешение на выброс по данным объектам получать не нужно. Соответственно, нужно ждать поправок в существующие нормы законодательства.

Объекты IV категории освобождены от проверок контролирующих органов и от разработки любых видов документации и отчетов в сфере охраны окружающей среды.

Срок постановки на учет объекта НВОС

По поводу сроков постановки на учет, как объекта НВОС:

  • если предприятие осуществляло свою хозяйственную деятельность до 2017 года, то срок постановки на учет для них — 01.01.2017 г. По данному нарушению привлечь вас уже не смогут, поскольку истек срок давности нарушения! Это важно.
  • если вы ввели объект в эксплуатацию, то срок постановки на учет — полгода с даты ввода в эксплуатацию. Если прошло более, чем полгода с даты начала эксплуатации (ввода в эксплуатацию), то привлечение к административной ответственности по ст.8.46. КоАП РФ — законно!

Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС

При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае — при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности, наименование, организационно-правовую
форму и адрес (место нахождения) юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:

а)наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

м) сведения о программе производственного экологического контролян) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду

п) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду «

Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!

Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?

К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).

Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.

Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.

Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).

Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:

  • арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
  • арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.

Критерии отнесения объектов НВ к категории IV

Как мы уже рассмотрели, все объекты НВ распределяются по отдельным категориям с учетом степени негативного влияния. Так, в категорию IV включаются такие, что обладают минимальным уровнем опасного воздействия, что дает возможность природопользователям не производить уплату НВОС. Для того, чтобы разобраться попадает ли имущество под данную категорию, нужно знать критерии оценки:

  1. На объекте имеются фиксированные источники НВ, у которых объем засоряющих компонентов, выбрасываемых в атмосферу, не превышает 10 тонн в 12 месяцев, при этом в их содержании не присутствуют загрязняющие вещества I и II класса активности.
  2. Объекты не способны выбрасывать вместе со стоками опасные вещества в централизованные водоотведения, а также в иные каналы и механизмы отведения и очистки стоков. Исключением является выбросы вредных компонентов, образующихся в результате использования воды в бытовых целях.

Определить класс опасности позволят специально разработанные нормативы качества атмосферы. Это «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ГН 2.1.6.1338-03)», они утверждены Постановлением Главного госврача санитарно-эпидемиологической станции России № 114.

Регистрация объектов и включение их к соответствующей категории подтверждается оформлением свидетельства, типовая форма которого приводится в Письме Росприроднадзора № 176-03-00-36/17836 от 1 сентября 2016 года.

В заключении можно сказать, что новые законодательные положения в ФЗ № 7 внесенные в 2016 году, позволяют природопользователям, использующих объекты НВ IV категории, не причиняющих существенного вреда экологии, избавиться от уплаты НВОС и заполнения соответствующей декларации.

Актуализация сведений об ОНВОС

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:

  • изменения юридического адреса,
  • изменения фактического адреса,
  • изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
  • изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например — в случае если площадка была передана в аренду);
  • если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
  • если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
  • в случае если вы вносите изменения в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Как актуализировать в ЛК и модуле природопользователя?

В старом ЛК при заполнении заявки выбираете статус актуализации и прописываете код НВОС и оно автоматом проходит как актуализация. Если проводите актуализацию в модуле, то заполняете строку код объекта НВОС и при выгрузке, автоматом проставится актуализация.

Экономическое стимулирование «экологического учета»

Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.

Такой подход представляется абсолютно правильным — как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).

Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.

Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории — в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».

Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».

Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.

Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.

При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.

Снятие с учета объекта НВОС

Если на Вашем объекте НВОС произошли изменения: объект законсервирован, объект не оказывает декларируемое в заявке о постановке на учет воздействие на окружающую среду (например: демонтирована котельная, сварочный пост… или иной источник выделения ЗВ в АВ, по которым вы встали на учет как объект НВОС), то Вам необходимо исключить указанный объект из реестра ОНВОС.

Это надо сделать в обязательном порядке, в противном случае если Ваш объект относится к 1-3 категории ОНВОС, указанный объект может попасть в реестр проведения плановых проверок.

Пунктом 33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, исключение объекта из государственного реестра в возможно в случае предоставления копии акта о консервации и ликвидации объекта (при прекращении деятельности).

Формы статистических данных

Природопользователи обязаны подавать несколько видов статистической отчетности, а именно:

  • 2-ТП (воздух);
  • 2-ТП (водхоз);
  • 2-ТП Отходы;
  • 4-ОС.

В случае непредставления или несвоевременного представления данной отчетности грозит ответственность по нескольких статьям КоАП РФ. В частности статья 13.19 «Непредоставление первичных статистических данных» предусматривает ответственность в виде штрафа:

  • на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20000-70000 рублей.

Повторное правонарушение:

  • штраф на должностных лиц 30000-50000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100000-150000 рублей.

Кроме того, такое нарушение может быть квалифицировано по статье 19.7 «Непредставление сведений (информации)» со штрафом:

  • на должностных лиц всего 300-500 рублей;
  • на юридических лиц – 3000-5000 рублей.

А также такое нарушение иногда проходит по общей статье 8.5 КоАП РФ, рассмотренной выше.

Источники

  • https://okbuh.ru/otchetnost/obektyi-4-kategorii-okazyivayushhih-negativnoe-vozdeystvie
  • https://EcoProverka.ru/postanovka-na-uchet/
  • https://ecopromcentr.ru/kategorii-obektov-nvos/
  • https://ecopromcentr.ru/postanovka-na-uchet-obektov-nvos/
  • https://EcoProverka.ru/kategoriya-obekta-okazyvayuschego-negativnoe-vozdeystvie/
  • https://buh.ru/articles/documents/51618/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: