Профстандарты: с 1 января 2021 года во всех государственных организациях

Содержание
  1. Кому обязательно применять профстандарты?
  2. Какие требования профстандарта применять обязательно?
  3. Как читать профстандарты?
  4. Общие сведения
  5. Описание трудовых функций
  6. Требования к образованию и обучению, опыту практической работы
  7. Определяем свой ПС
  8. Анализ ПС и соответствия работника
  9. Рекомендации по внедрению профстандартов
  10. Как работает система профстандартов
  11. Какая информация входит в профстандарт?
  12. Теоретический взгляд на профстандарты
  13. Понятие профессионального стандарта
  14. Для чего нужен профессиональный стандарт?
  15. Что такое профессиональный стандарт и квалификация работника?
  16. Применение профстандартов
  17. Отдельные профстандарты
  18. Профстандарты и другие близкие понятия
  19. Ключевые направления профстандартов
  20. Возможные санкции трудовой инспекции
  21. Для чего разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
  22. Будут ли обновляться профессиональные стандарты и как узнавать о планах их разработки и актуализации?
  23. Будут ли отменены Единые тарифно-квалификационный справочники (ЕТКС) и Единый квалификационные справочники (ЕКС)?
  24. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Можно ли уволить работника, если его уровень образования или стаж работы не соответствуют указанным в профессиональном стандарте?
  25. Заключение

Кому обязательно применять профстандарты?

Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3. ТК РФ).

Такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте.Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника.

Какие требования профстандарта применять обязательно?

Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, снова внимательно изучим ст. 195.3 ТК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи обязательно применять только требования к квалификации. Причем это положение касается и ситуаций, когда квалификационные требования законодательством установлены, и ситуаций, когда таких требований нет.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

Если требования к выполняемой работником трудовой функции установлены, то профстандарт необходимо применять в части указанных требований. Например, специалист, осуществляющий тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе (допустим, тренер-преподаватель), согласно утвержденному стандарту обязан иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, а если у него только среднее проф­образование, то ему необходимо пройти подготовку по дополнительным профпрограммам в области физкультуры и спорта, у него должен отсутствовать запрет на занятие педагогической деятельностью и т. д.

А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Как читать профстандарты?

Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, которые находятся на различных квалификационных уровнях и связаны общей задачей, например, руководство организацией (подразделением организации), осуществляющей деятельность в области физкультуры и спорта. Соответствующий профстандарт  распространяется как на «простые» должности («директор по спортивной работе», «директор спортивного клуба», «директор туристско-спортивного клуба», «начальник альпинистской станции»), так и на должности, требующие очень высокого уровня квалификации («генеральный директор (директор) ресурсного центра спорта», «государственный тренер», «главный тренер» и т. д.).

Общие сведения

Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком стандарта с учетом ОКВЭД и ОКЗ, код заполняемый Минтрудом РФ:

  • организационное и документационное обеспечение управления организациями любых организационно-правовых форм (07.002);
  • деятельность в области бухгалтерского учета (08.022);
  • производство блюд, напитков и кулинарных изделий в организациях питания (33.011);
  • деятельность по созданию фотографического изображения с помощью специальных технических средств (11.010).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

  • реализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией;
  • формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;
  • приготовление качественных блюд, напитков и кулинарных изделий, их презентация и продажа в организациях питания;
  • организация процесса производства и создание фотоизображений в сфере коммерческой, документальной, художественной и технической фотографии.

Группа занятий по ОКЗ (общероссийский классификатор занятий):

Обратите внимание! С 01 июля 2015 года действует новый ОКЗ (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст.), соответственно в профстандартах до этой даты коды и группировка по занятиям могли быть изменены.

  • библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий (2432); служащие, занятые приемом и информированием посетителей (4222); административно-управленческий персонал (3431);
  • руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб) (1231); бухгалтеры (3433); бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам (2411), служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом (4221).
  • руководители ресторанов, в том числе вагонов-ресторанов (1412); повара (5120); шеф-повара (3434);
  • журналисты и литературные работники (2451); фотографы, техники и операторы аппаратуры для записи изображения и звука (3131), работники фотостудий (5148).

Отнесение к видам экономической деятельности по ОКВЭД:

  • деятельность административно-хозяйственная и вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации (82.1); деятельность по организации конференций и выставок (82.3);
  • все виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД (01-99);
  • деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56);
  • производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (59.11); деятельность информационных агентств (63.91), деятельность рекламных агентств (73.11); деятельность в области фотографии (74.20).

Описание трудовых функций

(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Этот раздел интересен тем, что вся работа по определенной должности, профессии разделена как на обобщённую трудовую функцию, так и на конкретные трудовые функции в рамках обобщенной, с указанием уровня квалификации. Это как бы общий раздел, который дает представление о ПС по какой-либо должности (профессии), потом уже каждая трудовая функция (далее т/ф) рассматривается отдельно и более подробно. Уровни квалификации, как я писала ранее, указываются в соответствии с приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 г. № 148н, и идут в профстандартах от низкого (1) к высшему (9).

Профессиональный стандарт секретаря

Третий уровень квалификации предполагает планирование и выполнение работы под руководством, а также проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, пятый уровень квалификации предполагает деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуаций и ее изменений.

Профессиональный стандарт бухгалтера

(всего 2 обобщенные трудовые функции)

Пятый уровень квалификации бухгалтера предполагает выполнение работы, требующей самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, шестой уровень квалификации главного бухгалтера – работа, предполагающая определение задач не только собственной работы, но и подчиненных для достижения цели.

Профессиональный стандарт повара

(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)

Профессиональный стандарт фотографа:

(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показано 2)

Обобщенные трудовые функции расположены в профессиональных стандартах снизу вверх, сначала идет работа, предполагающая более низкую квалификацию, потом — нарастающе, более высокую.

Обобщенных т/ф может быть любое количество не только две, четыре, как в рассматриваемых мною профстандартах, например, в профессиональном стандарте социального работника всего одна обобщенная трудовая функция, в ПС педагога целых десять.

Трудовых функций в рамках обобщенных тоже может быть разное количество, в зависимости от конкретной должности (специальности, профессии), например, в том же профессиональном стандарте бухгалтера – три трудовых функций в рамках первой обобщенной, во второй же обобщенной уже пять.

Т.е. обобщенная трудовая функция, это совокупность связанных между собой трудовых функций помельче, которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия работника (указываются в третьем разделе ПС).

Требования к образованию и обучению, опыту практической работы

Профессиональный стандарт секретаря

Особых условий, допуска по этой должности (профессии) не имеется, соответствующие коды и группировки по ОКЗ, ОКПДТР, ЕКС также указаны в дополнительных характеристиках этого раздела, нас же интересуют коды по ОКСО (классификатор специальностей по образованию), т.е. эти те специальности (направления), по которым можно получить высшее или среднее профессиональное образование, а соответственно и диплом.

Так, исходя из ПС «секретаря», помощник руководителя должен иметь:

  • высшее образование — бакалавриат (4 года обучения) по специальности «документоведение и документационное обеспечение управления» или по специальности «документационное обеспечение управления и архивоведение».
  • не менее трех лет опыта работы по профилю деятельности организации.

При отсутствии профильного образования по указанным направлениям, необходимо иметь дополнительное профессиональное образование. Согласно закону «Об образовании» под ним понимается, повышение квалификации (не менее 16 часов), профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).

Здесь стоит отметить, что пока остаются неясности, в правильном чтении требований к квалификации в профессиональных стандартах (их одновременное наличие или же выбор, исходя из ситуации). Такую неясность можно рассмотреть на примере профессионального стандарта бухгалтера, с учетом слов представителя Минтруда РФ Масловой М.С., кому как не этому министерству знать всю правду о профессиональных стандартах.

Так к должности бухгалтера профстандарт предъявляет следующие требования:

(1 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» или дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.

(2 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» и дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.

Заметьте, опыт работы есть в обоих вариантах.

Представитель Минтруда говорит так:

Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление». Опыт работы, дополнительное образование – не обязательно.

Если же образование бухгалтера не соответствует направлению «Экономика и управление», то обязательно требуется наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.

Если же образования по данному направлению нет вообще, то обязательно требуется опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.

Все потому, что с внедрением профессиональных стандартов, стали забываться квалификационные справочники, которые продолжают действовать и по сей день. Конечно, и отсутствие понятного, исключающего всякую двусмысленность, документа по конкретному применению ПС, их правильному чтению, также сыграло роль и до сих пор играет.

Так Единый квалификационный справочник к должности бухгалтера (без категорий) предъявляет следующие требования:

  • среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы;
  • ИЛИ специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.

Вывод: каждый профессиональный стандарт нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения обязательных требований к квалификации, прописанных в федеральных законах и нормативно-правовых актах. При отсутствии таких требований, работодатель может взять требования из профессиональных стандартах за основу, с учетом квалификационных справочников, особенностей конкретной трудовой функции, задач, деятельности.

Определяем свой ПС

Чтобы определить, какой профстандарт подходит для конкретной должности, придется прочитать их все – или хотя бы наиболее близкие по смыслу. Суть в том, что придется искать именно трудовые функции конкретного человека – если у вас имеется юрисконсульт, а профстандарта с таким названием нет, это не значит, что по трудовым функциям ни один из ПС не соответствует вашему работнику. Например, есть ПС «Специалист по финансовому мониторингу» и еще несколько документов, в которых есть описание работ, которые может выполнять юрисконсульт. И должность тогда его будет называться – смотрим ПС – «экономист». Но если по трудовым функциям ваш работник занимается, например, закупками и договорами, то следует его аттестовать на соответствие ПС «специалист в сфере закупок» и переименовать наименование должности.

Не все так плохо, все-таки весь объем профессиональных стандартов читать не придется. Весь массив нормативных документов разбит по отраслям. Всего их 40 и некоторые – например, «атомная промышленность», уже никак не подойдут организации, работающей в сфере торговли продуктами. Поэтому некоторые отрасли можно смело пропустить.

Анализ ПС и соответствия работника

Итак, читаем далее: обобщенная трудовая функция в части III. Необходимо найти ту, которую вы уже увидели в таблице II и рассмотреть ее более подробно. Следует обратить внимание на возможное наименование должности – она может называться только так, как указанно в ПС, именно в этой части! Это название – не имя самого ПС, не наименование профессий из базовой группы, которое будет идти далее («дополнительные характеристики»). Должность указана именно в графе «возможные наименования должностей, профессий»!

После того, как вы определитесь с должностью, смотрите требования к образованию. Все они – обязательны. В случае, когда сотрудник имеет более высокую квалификацию, ничего с ним делать не нужно. Но если подготовки не хватает, вы можете или предложить ему перевестись на другую должность, которой он соответствует, либо направить его на курсы повышения квалификации (переподготовки). Есть и третий путь – направить работника в центр независимой оценки квалификации, но это дело добровольное и не бесплатное для него.

Следующий пункт – требования к опыту практической работы. Если сотрудник у вас уже работает, ничего исправить уже нельзя. Не хватает опыта? Он его доберет. Но если вы принимаете на работу нового человека, то в случае невыполнения данного условия его принимать нельзя.

Особые условия допуска к работе важны для части должностей – например, для воспитателей это будет отсутствие судимости (работник обязан принести справку об этом), у медицинского персонала – прохождение обязательных медицинских осмотров и т.п. Пункт нуждается в строгом соблюдении.

И последняя графа – «другие характеристики» — встречается заполненной не так уж часто – например, у руководящих должностей. Главный бухгалтер должен проходить повышение квалификации хотя бы раз в 3 года, причем объем занятий за все это время – не менее 120 ч.

Рекомендации по внедрению профстандартов

Были даны рекомендации, как внедрять профстандарты:

  • организовать рабочую группу по внедрению;
  • составить план внедрения и применения ПС;
  • провести анализ положений, касающихся аттестации сотрудников – для определения, нужно ли переучивать работников, соответствуют ли они требованиям ПС;
  • внести изменения в локальные нормативные акты организации (возможно изменение названий должностей, должностных инструкция и т.п.);
  • составить план повышения квалификации и переподготовки для работников, не соответствующих требованиям ПС;
  • после получения необходимого образования, еще раз аттестовать работников, ознакомить их с результатами.

Это только примерный алгоритм действий, на самом деле круг работы гораздо шире. Но главное, с чем сталкиваются в организациях – с неумением читать профстандарт. Если правильно не проанализировать его содержание, можно ошибиться с переименованием должностей, изменением инструкций и т.д.

Как работает система профстандартов

Профстандарты (ПфСт, стандарты) раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследование, производство, проектирование, обслуживание).

Пока работодатели вынуждены пользоваться и профстандартами, и квалификационными справочниками.

К сведению. Согласно новой ст. 195.2 ТК РФ Правительство РФ должно принять:

  • порядок разработки и утверждения ПфСт;
  • порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС <1>, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профстандартах.

<1> ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом ЕТКС и ЕКС (ст. 143 ТК РФ). На территории РФ действуют несколько выпусков ЕТКС <2> и несколько выпусков ЕКС <3>.

<2> Например, Постановлением Минтруда России от 16.07.2003 N 54 утвержден ЕТКС, вып. 58, разделы «Общие профессии», «Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания», «Киносеть и кинопрокат», «Театрально-зрелищные предприятия».
<3> Например, Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Описание требований к специалисту в ПфСт носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Поэтому стандарты сегодня являются основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профобразования.

ПфСт будут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Какая информация входит в профстандарт?

Разработка проектов ПфСт осуществляется в соответствии с его макетом (п. 6 Правил профстандартов <4>).

<4> Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

Макет ПфСт утвержден Приказом Минтруда от 12.04.2013 N 147н. Каждый профстандарт включает в себя четыре раздела:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
  4. Сведения о разработчиках.

Теоретический взгляд на профстандарты

Сначала рассмотрим проблему с теоретической точки зрения.
Идея разработки новых профессиональных стандартов возникла не случайно. Идет развитие экономики, прогресс не стоит на месте. Какие-то профессии уходят в прошлое, а какие-то возникают в соответствии с новыми потребностями экономического процесса. Единые тарифно-квалификационные справочники, составленные много лет назад и используемые в настоящее время, содержат много устаревших и неиспользуемых специальностей и профессий. Поэтому законодатели пришли к выводу, что пора новым профессиональным стандартам прийти на смену действующей системе квалификаций.

Понятие профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[A2] . В свою очередь квалификация работника предполагает, что работник обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков и опытом работы.
По сути профессиональный стандарт представляет собой нормативно-правовой акт, который содержит квалификационные требования, предъявляемые к соискателю определенной должности. Начиная от требований, предъявляемых к наименованию должности или профессии, составу трудовых функций, уровню образования, практическому опыту, и заканчивая требованиями обладания определенными умениями, знаниями и личными качествами специалиста.
Цель разработки новых профессиональных стандартов – определение реальных требований рынка труда, предъявляемых к потенциальным работникам. Законодательно закрепив эти требования, их можно будет переложить на образовательные стандарты, что, в свою очередь, поможет образовательным учреждениям готовить востребованных специалистов. В планах законодателей до 2018 г. утвердить около 800 профстандартов для различных должностей, специальностей и профессий.
Все утвержденные и обязательные к применению профстандарты собраны в специальном реестре. Следит за ведением этого реестра Минтруд России.

Для чего нужен профессиональный стандарт?

В первую очередь его следует применять в кадровой работе учреждения. Также профстандарты призваны облегчить задачу подбора персонала – работодатель теперь будет четко знать, каким требованиям должен соответствовать соискатель. Кроме этого, применение профстандартов позволит вовремя проводить аттестацию и планировать процесс обучения сотрудников.
В частности, профессиональные стандарты необходимо применять[A3] при:
– формировании кадровой политики учреждения;
– управлении персоналом (в том числе для определения трудовой функции работника);
– организации обучения и аттестации работников;
– тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
– установлении системы оплаты труда.
Образовательные организации также будут применять профессиональные стандарты при разработке профессиональных образовательных программ.
В свою очередь потенциальный работник также может изучить профессиональный стандарт и понять, насколько его кандидатура соответствует установленным требованиям, может ли он рассчитывать на профессиональный рост или прибавку к заработной плате или ему еще нужно подучиться.

Что такое профессиональный стандарт и квалификация работника?

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплены понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»:

Профессиональный стандарт — это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности (статья 1951 ТК).

Квалификация работника — это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности (статья 1951 ТК).

По замыслу законодателя, профессиональные стандарты:

  • представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности;

  • связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования;

  • опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов, а не на образовательные программы.

На практике же получается, что с ними перемудрили.

Профессиональные стандарты могут использоваться работодателем при:

  • формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

  • установлении систем оплаты труда;

  • определении трудовой функции работников, заключении, изменении трудовых договоров;

  • разработке должностных инструкций;

  • установлении оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

  • тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;

  • подготовке, переподготовке, обучении и аттестации работников.

При определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора. Согласно статье 57 ТК обязательным условием трудового договора является указание в нем трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

При установлении в трудовом договоре должности работодатель вправе воспользоваться примерными наименованиями должностей, содержащимися в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов осуществляется по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профстандартах. Всего их девять.

Применение профстандартов

Применение профстандартов обязательно:

  • с 01.07.2016 (только в части требований к квалификации, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 195.3 ТК

  • в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами или локальными нормативными актами работодателя в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции.

При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Ответственность за неприменение профессиональных стандартов в иных случаях законодательством не предусмотрена, но если работодатель в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, он должен их соблюдать.

Частью 2 статьи 57 ТК установлено, что наименование должности (профессии, специальности) и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами должность (профессия, специальность) работника предполагает предоставление льгот (компенсаций) либо наличие ограничений. К примеру, льготой является досрочное назначение пенсии по старости в случае работы с вредными или тяжелыми условиями труда в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ с 1 июля 2016 года вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Так в своем Письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 Минобрнауки России отметило, что:

  • обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена;

  • определяя должностные обязанности педагогических работников и наименования должностей, работодатель вправе использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.

  • выбор между профстандартом и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих работодателю предоставляется в том числе в случае, если профстандарт содержит несколько наименований должностей, по которым полагаются льготы и преимущества. Это объясняется тем, что реализация образовательной программы не связана только с одной определенной должностью педагога.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

В то же время, если у работодателя есть виды профессиональной деятельности, по которым приняты профстандарты, то надо проверить, насколько работа по имеющейся должности соответствует данным профстандарта. Если окажется, что работа по такой должности предоставляет работнику право на компенсации или льготы, либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или квалификационных справочниках.

Такого же мнения придерживается и Общероссийский Профсоюз образования, который в своем Письме от 10.03.2017 № 122 в ответ на вопрос «Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?» пояснил следующее: на основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо). Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

  • письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
  • письмо не является нормативным правовым актом (перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается);
  • противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

  • разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н;
  • разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н.

В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.

Отдельные профстандарты

Минтрудом РФ утверждены и продолжают утверждаться достаточно много профстандартов (в планах Минтруда — около 700), полный перечень которых можно найти в любой справочно-правовой системе или на сайте Минтруда.

Самыми популярными являются следующие профстандарты:

  • бухгалтера (утв. Приказом Минтруда России 1061н от 22.12.2014);

  • педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитателя, учителя), утв. Приказом Минтруда России N 544н от 18.10.2013;

  • программиста (утв. Приказом Минтруда России N 679н от 18.11.2013);

  • системного администратора информационно-коммуникационных систем (утв. Приказом Минтруда России от 05.10.2015 N 684н);

  • специалиста по управлению персоналом (утв. Приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н);

  • специалиста по подбору персонала (рекрутера) (утв. Приказом Минтруда России от 09.10.2015 N 717н).

Профстандарты и другие близкие понятия

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Возможные санкции трудовой инспекции

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Для чего разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты имеют комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуальном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров обеспечивается государством. Повышение профессионального уровня работников влияет на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на их конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Будут ли обновляться профессиональные стандарты и как узнавать о планах их разработки и актуализации?

Будут обновляться при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве.

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. ведется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов на сайтах Минтруда России и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России. На этих же сайтах размещается вся информация о стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Будут ли отменены Единые тарифно-квалификационный справочники (ЕТКС) и Единый квалификационные справочники (ЕКС)?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые имеются и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение длительного периода.

Если сейчас квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой из этих документов использовать, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Можно ли уволить работника, если его уровень образования или стаж работы не соответствуют указанным в профессиональном стандарте?

Обязанности работников не могут измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы, является:

  • изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.) в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ (кроме изменения трудовой функции);
  • или соглашение сторон, заключенное работником и работодателем в соответствии со ст. 72, 72.1 Трудового кодекса РФ.

Требования к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными только в случаях, установленных законодательством.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников, так как применение стандартов не должно ухудшать их положения. Трудовое законодательство среди оснований для увольнения не предусматривает несоответствие профессиональному стандарту (ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Профессиональный стандарт не обязывает и самих работников проходить дополнительное обучение. При применении квалификационных справочников и стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по результатам аттестации работников и по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 8 Порядка, утв. Постановлением Минтруда России № 9 от 9 февраля 2004 г.).

Заключение

Структура профстандарта.

1. Общие сведения:

  • наименование вида профессиональной деятельности;
  • основная цель вида профессиональной деятельности;
  • группа занятий (код ОКЗ);
  • отнесение к видам экономической деятельности (код ОКВЭД).

2. Описание трудовых функций, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профдеятельности):

  • ОТФ (код, наименование, уровень квалификации);
  • ТФ (наименование, код, уровень квалификации).

3. Характеристика ОТФ:

А. Характеристика ОТФ N 1:

  • наименование, код, уровень квалификации;
  • возможные наименования должностей, профессий;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • особые условия допуска к работе;
  • другие характеристики.

Дополнительные характеристики ОТФ: наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности.

  • характеристика ТФ N 1, входящей в ОТФ N 1:

а) наименование, код, уровень квалификации;

б) трудовые действия;

в) необходимые умения;

г) необходимые знания;

д) другие характеристики;

Источники

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/447232/
  • https://2kk.info/trudovye-otnosheniya/profstandarty/professionalnye-standarty-pod-mikroskopom-chast-2.html
  • https://oformitely.ru/kak-chitat-profstandart.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/106210-chitat-profstandarty
  • https://bino.ru/articles/professionalnye-standarty-v-teorii-i-na-praktike.html
  • https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnye-standarty.html
  • https://assistentus.ru/forma/profstandart/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/444026/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: