Проведение оценки пожарного риска, методики расчета

Содержание
  1. Что такое расчет рисков пожарной безопасности
  2. Обязательное и добровольное проведение расчетов по оценке пожарного риска
  3. Для чего нужна независимая оценка пожарного риска
  4. Законодательство для расчета риска по пожарной безопасности
  5. Какие работы проводятся в рамках проведения оценки пожарного риска?
  6. Чем всё закончится?
  7. Как эту оценку провести?
  8. Виды пожарных рисков
  9. Декларация с указанием риска пожарной безопасности
  10. Цели пожарного аудита
  11. Сколько стоит экспертиза (оценка рисков)
  12. Аттестация экспертов в области НОР по новым правилам
  13. Процедура проведения квалификационного экзамена (теста) в области НОР
  14. Кто имеет право проводить оценку рисков
  15. Построение полей опасных факторов пожара
  16. Когда эксперта в области НОР могут лишить аттестата?
  17. Документы по итогам расчета пожарных рисков
  18. Модели расчета времени эвакуации людей из здания
  19. Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска
  20. Сбор и подготовка данных
  21. Методика расчета рисков
  22. Подготовка отчета по оценке пожарного риска
  23. Какие мероприятия предусмотрены в рамках независимой оценки?
  24. Основание для проведения независимой оценки пожарного риска
  25. Проблемы и сложности при расчете пожарных рисков
  26. Чем отличается независимая оценка риска от расчета пожарного риска
  27. Какие сведения вносятся в аудиторское заключение
  28. Польза от проведения независимой оценки
  29. Выводы

Что такое расчет рисков пожарной безопасности

Риск пожарной безопасности – это мера возникновения возможных пожароопасных ситуаций, влекущих вред здоровью, имуществу. Степень риска для строений разных типов отличается, так как зависит от следующих показателей:

  • от функционального назначения и параметров здания, его помещений;
  • от численности сотрудников, посетителей и жильцов;
  • от состава, вида, параметров стройматериалов и конструкций объекта;
  • от наличия и типа систем оповещения, тушения, сигнализации;
  • от места расположения строения.

Простыми словами, расчет пожарной безопасности и рисков дает возможность заранее определить нормативную частоту возгораний или иных пожароопасных ситуаций. Если эта вероятность выше нормативов по Закону № 123-ФЗ, собственнику объекта необходимо разработать дополнительные меры безопасности, установить или модернизировать спецоборудование. При этом не важно, будет ли на объекте когда-либо возгорание. Оценка пожарных рисков дает представление о соразмерности мер защиты и степени угроз, рисков, опасностей.

Результаты расчетов пожарных рисков применяются при категорировании помещений, при заполнении деклараций ПБ.
№ п/п Когда требуются расчеты пожарных рисков Описание
1 Для разработки декларации пожарной безопасности Расчеты пожарных рисков не только указываются в содержании декларации, но и являются ее приложением.
2 При невозможности соблюсти пожарные нормы Правильный расчет пожарных рисков позволит избежать претензий МЧС, успешно пройти плановую или внеочередную проверку.
3 При устранении нарушений по предписанию МЧС Если в предписании отмечено несоответствие мер защиты и возможных рисков, собственнику придется делать расчеты заново.
4 Для разработки и выполнения мероприятий пожарной безопасности По показателям пожарных рисков осуществляется проектирование и монтаж систем сигнализации, эвакуации, пожаротушения

Обязательное и добровольное проведение расчетов по оценке пожарного риска

Определение риска пожбезопасности требуется для типов строений. Для ряда объектов это требуется при подаче декларации ПБ. Рассчитать риски требуется:

  • для объектов на стадии их ввода в эксплуатацию;
  • при смене функционального назначения;
  • после завершения работ, влекущих изменение критериев пожбезопасности;
  • по предписанию органов пожнадзора.

В Приказе МЧС № 382 содержится разграничение по классам опасности для разных типов зданий. Например, в общий класс Ф1 включены строения для постоянного или временного проживания людей. Дополнительное разграничение делается по подклассам – Ф1.3 (МКД), Ф1.1. (дошкольные учреждения, больницы, дома престарелых), Ф1.4 (одноквартирные дома) и т.д.

Экспертная оценка пожарных рисков используется при заполнении декларации ПБ. Этот документ необходим не для всех разновидностей строений. Декларирование в области пожбезопасности требуется, если проект объекта должен проходить экспертизу. Также в этот список включены строения с классом пожароопасности Ф1.1. Для других видов объектов декларации могут оформляться добровольно.

Для чего нужна независимая оценка пожарного риска

Согласно закону №123-Ф3 каждое здание должно оснащаться системой пожарной безопасности, которая отвечает существующим рискам и пожарным нормам для этой категории. Для подтверждения соответствия уровня организации мероприятий предъявляемым требованиям необходимо привлекать экспертов. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности позволяет доказать соответствие условий и принятых мер по обеспечению ПБ существующему законодательству и нормативным актам.

Во время проведения процедуры обследуется объект, анализируются условия и действующие меры по предупреждению возгорания, организации эвакуации и систем первичного пожаротушения. Определяется эффективность каждой стороны системы и сопоставляется с возможными рисками для здоровья и жизни людей. При проведении процедуры составляется документ, подтверждающий ее выполнение. Срок действия заключения варьирует от 1 до 3 лет, что зависит от вида аудита и степени рисков на объекте.

Грамотный расчет пожарного риска помогает правильно подобрать оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров в только что построенных зданиях. В действующих объектах аудит доказывает, что принятые меры являются достаточными и полностью соответствуют существующим рискам, а это поможет избежать затрат на покупку дорогостоящих систем. Пока не истек срок заключения (1-3 года), юридическое лицо освобождено от плановых проверок, поскольку считается, что у него все соблюдено на должном уровне. Штрафы в этот период от пожарных инстанций тоже не налагаются.

Законодательство для расчета риска по пожарной безопасности

Оценка пожарной безопасности осуществляется по профильным нормативным актам. Непосредственно для расчета рисков применяется:

  • Закон № 123-ФЗ  – содержит общие правила для обеспечения норм ПБ на объекты, строительные работы;
  • Приказ МЧС № 272 – определяет правила оценки пожарного риска, требования к отчету;
  • Приказ МЧС № 382  – описывает методику расчета риска для объектов разных классов.

Согласно Приказу МЧС № 272, расчет пожарного риска завершается оформлением отчета. Он является приложением к декларации ПБ, если она требуется на объект. Специальные акты и регламенты действуют для выполнения других обоснований в сфере пожбезопасности.

Какие работы проводятся в рамках проведения оценки пожарного риска?

Эксперты в области пожарного аудита оценивают следующие риски:

Соблюдение работниками требований пожарной безопасности.

  • Вероятность возникновения возгорания и характер распространения.
  • Характер воздействия вредных факторов на сотрудников и имущество.

Кроме того, в ходе оценки пожарного риска проводится целый ряд экспертиз. Оценке подвергаются:

  • генеральный план здания;
  • внутренняя планировка;
  • противопожарные преграды;
  • эвакуационные маршруты и выходы;
  • система противовзрывной и противодымной защиты;
  • вентиляционная система;
  • системы оповещения и управления эвакуацией.

Результатом работы экспертов становится подготовка заключения по оценке пожарного риска.

  • Структурирование представленных заказчиком данных.
  • Проведение комплексной оценки объекта.
  • Анализ уровня опасности здания.
  • Анализ конструктивных и планировочных решений.
  • Анализ выполнения требований, связанных с эвакуацией людей из здания.
  • Проверка знаний специалистов в области пожарной безопасности.
  • Проверка фактического соответствия систем установленным требованиям.
  • Проверка наличия у компании организационно-технической документации по ликвидации и предупреждению пожаров.

Заключение, составленное в ходе оценки пожарного риска (аудита), регистрируется в ФКУ «Управление Госэкспертизы и Жилищного Обеспечения МЧС России». Копия документа отсылается собственнику объекта, а также в территориальное подразделение МЧС.

Цели проведения оценки пожарного риска

Данные, полученные в ходе расчета достоверной величины пожарного риска, указываются при оформлении следующих документов:

  • декларации пожарной безопасности (ПБ);
  • специальных технических условий (СТУ);
  • 9-го раздела проекта строительства объекта (относительно мероприятий по обеспечению пожарной безопасности);
  • заключения по пожарному аудиту.

Наличие в документации расчетов по пожарному риску обязательно далеко не для всех объектов капитального строительства. В некоторых случаях данная операция не проводится. В первую очередь это относится к объектам, на которых соблюдены все противопожарные требования.

По ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08, а также согласно соответствующим приказам МЧС России расчет риска обязаны производить на объектах защиты всех классов пожарной опасности (в соответствии со СНиП 21-01-97). Формулы и методика для классов Ф1–Ф4 приведены в приказе № 382 от 30.06.09, а для Ф5 используется приказ № 404 от 10.07.10.

Способ расчета величин пожарного риска, классификация функциональной пожарной опасности

Суть расчета пожарных рисков (ПР) — сопоставление нормативного показателя пожарного риска с расчетной величиной. Нормативные значения установлены в ФЗ № 123. Для подачи декларации ПБ на объектах капитального строительства производится оценка пожарного риска строений и сооружений, относящихся к следующим классам опасности:

  • Ф1 — здания, которые предназначены для временного пребывания и/или постоянного проживания людей;
  • Ф2 — здания, сооружения и строения просветительского, культурного, зрелищного назначения;
  • Ф3 — строения, которые принадлежат предприятиям, оказывающим населению различные услуги;
  • Ф4 — пожарные депо, здания научно-образовательных и научных учреждений, проектных организаций.

Каждая из этих категорий разбита на подкатегории. В качестве примера рассмотрим деление класса Ф1 на подклассы:

  • Ф1.1 — детские образовательные учреждения, дома престарелых не квартирного типа;
  • Ф1.2 — кемпинги, гостиницы, общежития;
  • Ф1.3 — жилые многоквартирные дома.

Деление строений Ф2 на подклассы выглядит следующим образом:

  • Ф2.1 — здания спортивных сооружений с трибунами, а также клубов, театров, концертных комплексов;
  • Ф2.2 — здания различных учреждений в закрытых помещениях (танцевальных залов, музеев и др.);
  • Ф2.3 — спортивные сооружения открытого типа, концертно-театральные учреждения;
  • Ф2.4 — танцплощадки, выставки, музеи на открытом воздухе без посадочных мест.

Классы Ф3 и Ф4 таким же образом подразделяются на подклассы.

Результаты оценки степени опасности, которая может привести к уничтожению материальных ценностей и нанесению вреда здоровью и жизни людей, позволяют планировать эффективные мероприятия по обеспечению противопожарной защиты.

Чем всё закончится?

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска будут оформлены в виде соответствующего , которое направят или вручат собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа. Это заключение будет содержать в том числе и вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима на объекте, а в случае их невыполнения и (или) несоблюдения — рекомендации о принятии адекватных мер.

Как эту оценку провести?

Для проведения независимой оценки пожарного риска собственник или иной законный владелец объекта защиты (продукции) с юрлицом, осуществляющим деятельность в этой области.

Для таких юрлиц есть хорошая новость — они теперь не обязаны держать в штате экспертов в области оценки пожарного риска, для которых эта организация является основным местом работы. Судя по всему, таких специалистов можно будет привлекать по договорам ГПХ.

Виды пожарных рисков

В ст. 2 Закона № 123-ФЗ есть определение основных видов пожарных рисков:

  • индивидуальный пожарный риск – степень опасности, которая может привести к смерти человека в результате пожара и сопутствующих факторов;
  • социальный пожарный риск – степень опасности, которая может повлечь гибель группы людей;
  • допустимый пожарный риск – показатель опасности, который допустим и обоснован исходя из экономическо-социальных условий.

В содержании Закона № 123-ФЗ есть и дополнительная классификация, которую нужно учитывать при независимом пожарном аудите. Например, показатель R1 подразумевает возможность человека столкнуться с пожаром при проживании или пользовании объектом и инфраструктурой, R2 – человек может пострадать при пожаре и сопутствующих обстоятельствах, R3 – есть опасность погибнуть при возгорании. Такая же градация применяется для оценки рисков имущественного ущерба.

Декларация с указанием риска пожарной безопасности

Оценка рисков нужна не только для предстоящих проверок МЧС, выбора средств защиты. Как указывалось выше, для отдельных видов строений необходимо заполнить и зарегистрировать декларацию ПБ. Помимо величин рисков, в декларации отражается показатель возможного ущерба, который может наступать после пожаров. Декларирование выполняется:

  • на стадии ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого строения;
  • после смены правообладателя;
  • после изменения функционального назначения, что влечет и корректировку пожароопасности.

Декларации регистрируются в подразделениях МЧС, вносятся в федеральный реестр. Если правообладатель объекта меняет показатели риска (например, после монтажа современных противопожарных систем), требуется внести корректировки и в декларацию.

Цели пожарного аудита

Как следует из статьи 1 Закона №69-ФЗ, независимая оценка пожарного риска на объекте защиты (территории, земельного участки) проводится в целях определения его соответствия действующим требованиям:

  1. пожарной безопасности;
  2. противопожарного режима.

При этом эксперты, проводящие указанную проверку, обязаны следовать принципам независимости и беспристрастности, то есть не являться стороной, заинтересованной в получении тех или иных результатов. Кроме того, они должны быть аттестованы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 мая 2018 года №602, а следовательно, обладать подтвержденным уровнем специальных знаний в сфере ПБ и полномочиями на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска.

Аудит ПБ — процедура добровольная, но его проведение имеет очевидные преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые заказывают оценку пожарных рисков для объектов защиты, находящихся как во владении, так и во временном пользовании.

  1. Освобождение от частых проверок ФГПН. Контролирующие органы составляют ежегодные планы проверок, опираясь на риск-ориентированный подход. Это значит, что после проведения независимой оценки пожарного риска при наличии положительного заключения, полученного по результатам расчетов, многие собственники и арендаторы объектов защиты значительно увеличат интервал между проверками — наличие такого заключения «отодвигает» проверки объектов в конец имеющихся в органах ГПН списков, а также является основанием для ходатайства в территориальный надзорный орган о снижении категории пожарного риска.
  2. Снижение рисков привлечения к ответственности. Пожарный аудит — надежный метод приведения объекта защиты в соответствие с обязательными требованиями ПБ и одновременно хороший повод для выявления рисков возгорания (в том числе из-за нарушений правил противопожарного режима), для составления плана противопожарных мероприятий по устранению рисков и выявления необходимости разработки специальных технических условий (СТУ) для объектов с нестандартными объемно-планировочными решениями или с отступлениями от действующих норм пожарной безопасности. Устранение всех недочетов в области пожарной безопасности позволяет избежать не только административных наказаний по статье 20.4 КоАП РФ, но порой и уголовной ответственности по статье 219 УК РФ, если уполномоченные лица, руководители, собственники по неосторожности или халатности допустили тяжкий вред здоровью человека или гибель людей в результате пожара. Важно понимать, что иногда незначительные, на взгляд ответственных лиц, нарушения требований ПБ, развиваясь в масштабе по принципу цепной реакции, приводят к настоящим катастрофам с многочисленными жертвами и безвозвратной утратой материальных ценностей.
  3. Регистрация пожарной декларации. Декларация пожарной безопасности не только сама является документированной формой оценки соответствия требованиям ПБ — она также может содержать результаты проведенной оценки пожарного риска. При наличии экспертизы на объекте защиты в первом разделе пожарной декларации приводятся допустимые и расчетные показатели пожарного риска и указываются меры, предпринятые для обеспечения нормативных значений. В этом случае декларация подается вместе с отчетом, содержащим все необходимые расчеты со ссылками на применявшиеся «Методики определения расчетных величин…» и на источники исходной (справочной) информации. В отчете также описываются объемно-планировочные особенности объекта защиты и размещается вывод о его соответствии требованиям пожарной безопасности. Декларация является веским доводом в пользу снижения категории пожарного риска со всеми вытекающими отсюда выгодами.

Если вы не знаете категорию риска, которая была присвоена вашему объекту защиты, при наличии подтвержденной учетной записи можно сделать соответствующий запрос удаленно через ЕПГУ. Для этого необходимо отправить заявление, заполненное по форме, утвержденной приказом МЧС РФ от 14 декабря 2018 года №600, и подождать — ожидание может занять порядка 18 рабочих дней. Выписка или уведомление об отказе в ее предоставлении будет направлена вам также в электронной форме или по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 20 Положения о федеральном пожарном надзоре, каждый объект должен быть отнесен к одной из категорий пожарного риска, и при его отнесении в определенную категорию учитываются:

  • во-первых, тяжесть последствий несоблюдения требованиям ПБ (пункт 2 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре);
  • во-вторых, возможность понизить (повысить) категорию пожарного риска при наличии оснований — критериев вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований ПБ (пункт 3 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре).

Однако перемещать объект защиты из одной категории в другую разрешается только один раз независимо от количества существующих на то оснований и проведенных в соответствии с ними процедур пожарного аудита с положительным заключением. Кроме того, организации, осуществляющие определенные виды деятельности, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года №944, не могут изменить категорию пожарного риска и, соответственно, периодичность плановых проверок, поскольку для таких юрлиц и ИП она является фиксированной.

Таблица. Зависимость периодичности проведения плановых проверок от категории пожарного риска

Категории пожарного риска

Классы (категории) опасности)

Подклассы по функциональной пожарной опасности

Частота проведения плановых проверок

Чрезвычайно высокий

I

Высокий

II

Ф1.1

  • Учебные заведения дошкольного и среднего общего образования;
  • спальные корпуса детских образовательных организаций (лагеря, интернаты);
  • геронтологические центры, специальные дома для инвалидов и больницы.

один раз в три года

Значительный

III

Ф1.1
Ф1.2
Ф2.1; Ф2.2
Ф3.1–Ф3.6
Ф4.1–Ф4.3
Ф5.1
Объекты, согласно статье 48.1 ГрК РФ

  • Объекты для постоянного проживания и временного пребывания детей и престарелых людей, не попавшие в категорию высокого риска;
  • вузы, заведения дополнительного профессионального образования;
  • общежития, объекты сферы туризма и гостеприимства;
  • культурно-просветительные и зрелищные организации в крытых зданиях;
  • производства, мастерские и лаборатории I, II, и III классов опасности;
  • объекты сферы услуг и торговли вместительностью более 200 человек;
  • общественно-административные здания высотой более 28 м (офисы, бизнес-центры, банки и другие);
  • особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

один раз в четыре года

Средний

IV

Ф1.3
Ф3.1–Ф3.6
Ф4.3
Ф5.1; Ф5.2

  • Жилые «высотки» от 28 м;
  • объекты сферы услуг и торговли вместительностью до 200 человек;
  • общественно-административные здания высотой от 15 до 28 м (офисы, бизнес-центры, банки и прочее);
  • производства и склады категорий пожарной и взрывопожарной опасности А, Б и В, не попавшие в категорию значительного риска;
  • наружные установки взрывопожароопасности АН и БН;
  • дачные и садово-огороднические объединения на границе с лесом.

Не чаще
одного раза в семь лет

Умеренный

V

Ф1.3
Ф2.3; Ф2.4
Ф3.1–Ф3.6
Ф4.3; Ф4.4
Ф5.1–Ф5.3

  • Объекты сферы услуг и торговли вместительностью до 50 человек;
  • общественно-административные здания высотой до 15 м (офисы, бизнес-центры, банки и прочее);
  • жилые дома высотой до 28 м;
  • культурно-просветительные и зрелищные организации в объектах на открытом воздухе;
  • пожарные депо;
  • производства и склады категорий пожарной и взрывопожарной опасности Г и Д, не попавшие в категорию значительного риска;
  • наружные установки взрывопожароопасности ВН, ГН и ДН;
  • дачные и садово-огороднические объединения, не примыкающие к лесу.

Не чаще
одного раза в десять лет

Низкий

VI

Ф1.4
Ф5.2

  • Объекты ИЖС одноквартирные;
  • склады и хранилища, не попавшие в категории более высокого риска;
  • открытые плоскостные автостоянки;
  • временные сооружения и строения, включая киоски и подобное.

Не проводятся

Примечания:

  • приложение к «Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806;
  • статья 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • приложение №9 к Административному регламенту, утвержденному приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года №644;
  • требования Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 года №944;
  • статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • статья 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • таблица 2 свода правил «СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

Сколько стоит экспертиза (оценка рисков)

Все экспертные компании, проводящие независимую оценку пожарного риска, работают на самофинансировании. Их услуги формируются за счет:

  1. Класса пожарной опасности объекта. Чем выше класс, тем сложнее проводить исследования, тем выше ставка.
  2. Этажность проверяемых зданий и сооружений. В данном случае в количество этажей включаются подвальные и цокольные уровни строений. Чем больше этажей, тем выше трудозатраты, тем выше ставка.
  3. Планировка помещений в зданиях. Чем больше помещений, тем выше оплата услуг.

И в конце об одном нюансе. Это несовершенство методик. Ведь независимая оценка пожарного риска требует сбора большого количества факторов и критериев определения ПБ. Есть среди них простые в определение, к примеру, требования, которые касаются эвакуационных путей. Здесь все просто: габаритные размеры, утвержденные Правилами ПБ, свободность прохода, освещенность. Есть критерии, которые просто не определить, а значит, понижается правильность обоснования рисков.

Аттестация экспертов в области НОР по новым правилам

Отдельно хочется пояснить, что включает в себя понятие «эксперт в области оценки пожарного риска». Данное понятие применено в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности» в значении «должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска».

Новые Правила аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 602.

В настоящее время аттестация экспертов в области НОР проводится территориальными органами МЧС России, специально уполномоченными решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, то есть на базе Главных Управлений МЧС России.

Должностное лицо, претендующее на прохождение аттестации, должно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность»;
  • иметь стаж работы (службы) по специальности «Пожарная безопасность» не менее 5 лет;
  • владеть специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения оценки пожарного риска;
  • замещать должность в организации по осуществлению деятельности в области оценки пожарного риска с правом подписания заключения об оценке пожарного риска.

Должностное лицо, претендующее на прохождение аттестации, лично представляет в территориальный орган следующие документы:

  • заявление об аттестации по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копию документа об образовании и (или) квалификации;
  • копию трудовой книжки и (или) копию трудового договора (при наличии), иные документы, подтверждающие стаж работы (службы) по специальности «Пожарная безопасность», а также документы, подтверждающие замещение должности в организации по осуществлению деятельности в области оценки пожарного риска с правом подписания заключения об оценке пожарного риска.

Указанные документы представляются на бумажном носителе либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Процедура проведения квалификационного экзамена (теста) в области НОР

В ходе тестирования должностному лицу необходимо выбрать один ответ на каждый тестовый вопрос из нескольких предложенных вариантов. Время выполнения экзаменационного задания составляет 80 минут.

Результат квалификационного экзамена признается удовлетворительным, если должностное лицо в ходе тестирования ответило верно не менее чем на 60 тестовых вопросов (или 85% вопросов).

В остальных случаях результат прохождения заявителем квалификационного экзамена признается неудовлетворительным.

Квалификационный экзамен проходит в форме тестирования

Более подробную информацию о порядке проведения квалификационного экзамена вы можете узнать, ознакомившись с Приказом МЧС России от 18 января 2019 г. № 23 «Об утверждении положения об аттестационной комиссии, требований к проведению квалификационного экзамена, требований к формированию и ведению реестра, формы заявления об аттестации, формы квалификационного удостоверения, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 602».

Кто имеет право проводить оценку рисков

Постановление Правительства №304 от 7 апреля 2009 г указывает кто имеет право провести независимую оценку пожарного риска объекта. Ни компания-подрядчик, ни сам застройщик и будущий владелец здания не могут выполнять эту процедуру самостоятельно. Подготовить примерные расчеты пожарного риска могут компании устанавливающие противопожарное оборудование, но выдавать заключение они тоже не имеют права. Для этого привлекаются независимые аудиторы, аккредитованные МЧС и имеющие соответствующую лицензию.

Национальный союз организаций по обеспечению пожарной безопасности ведет реестр таких проверяющих, что помогает установить законность и право осуществлять подобную деятельность каждого юридического лица. Цена проверки и подсчетов риска формируется в зависимости от класса пожарной опасности здания, его этажности, планировки, количества персонала и посетителей.

Стоимость формируется и на основании необходимости в дополнительной разработке противопожарных мероприятий, модели расчетного времени для эвакуации, способа построения полей опасных факторов. Если при проверке органом ГПН были выявлены нарушения, то они тоже берутся в расчет при аудите, чтобы оценка была максимально правильной, но это стоит дороже.

Построение полей опасных факторов пожара

На основе указанных выше опасных факторов нужно рассчитать возможные сценарии развития пожара, оценить наихудшие последствия для людей, находящихся в здании. Для этого методики предусматривают построение полей опасных факторов, на территории которых могут пострадать люди. Для построения полей проводится выбор одного или нескольких сценариев развития пожара с наихудшими последствиями.

Построение поля опасных факторов предусматривает определение следующих факторов:

  • выбор места нахождения первоначального очага возгорания, закономерностей развития и распространения пламени;
  • определение расчетных областей (помещений, элементов внутренней инфраструктуры, состояния проемов);
  • определение параметров окружающей среды и состояния внутри здания.

На основе исходных данных формируется математическая модель развития пожара и динамика его развития. Эти расчеты позволяют построить поле опасных факторов, определить время до блокирования путей эвакуации людей.

Когда эксперта в области НОР могут лишить аттестата?

Решение о прекращении действия аттестации и об исключении сведений о должностном лице, аттестованном на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска, из реестра экспертов по независимой оценке пожарного риска принимается территориальным органом в следующих случаях:

  • получение от должностного лица заявления об отказе от продолжения деятельности в качестве эксперта в области оценки пожарного риска в период действия аттестации, которое составляется в свободной форме и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала;
  • поступление сведений о смерти должностного лица, признании его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • вступление в законную силу постановления о назначении в отношении должностного лица административного наказания за нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении оценки пожарного риска либо подписание им заведомо ложного заключения об оценке пожарного риска;
  • установление факта представления должностным лицом подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • непрохождение должностным лицом переаттестации в установленный срок.

Документы по итогам расчета пожарных рисков

Основными документами являются декларации пожарной безопасности и непосредственно расчеты пожарных рисков. Расчет пожарных рисков включается в специальные технические условия, будет проверен при согласовании ив МЧС и Минстрое РФ. Также расчеты используются при разработке проектной документации, будут проверены при экспертизе проекта. 

Модели расчета времени эвакуации людей из здания

Одним из основных показателей при оценке пожарных рисков является расчет времени эвакуации людей из здания, помещений, прилегающих территорий. От этого зависит выбор конструктивных и планировочных решений, системы оповещения и противопожарной защиты. Рассчитать время эвакуации можно следующими способами:

  • аналитическая модель – фактически предусматривает расчет вручную, поэтому используется только для объектов небольшой площади;
  • математические модели – используются методики поточного и индивидуального перемещения людей в условиях пожарной опасности;
  • имитационно-схоластическая модель – применяется для зданий со сложной архитектурой и планировкой, позволяет просчитать отдельное время эвакуации для маломобильных групп граждан, для перемещения в разных зонах;
  • зональный метод – применяется для расчета эвакуации в зданиях, построенных по горизонтальной или вертикальной схеме.

При наиболее сложных моделях расчета времени эвакуации используются профессиональное программное обеспечение. Оно учитывает множество параметров и факторов, с которыми могут столкнуться люди при пожаре. Для расчетов выполняет моделирование здания, всех его помещений и путей эвакуации. Обязательный расчет времени эвакуации проводится, если в помещении могут находиться одновременно 10 и более человек.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска

По Закону № 123-ФЗ, обязанность проведения точных расчетов возлагается на владельца строения или руководство предприятия. Правообладатель может обойтись своими силами, либо привлечь к разработке профессиональных специалистов. Расчеты вправе делать фирмы, состоящие в профильной СРО. Лицензии или аккредитация МЧС для такой деятельности не требуется.

Независимая оценка рисков также может проводиться организациями, состоящими в СРО. Их отчеты и заключения можно использовать при инспекциях МЧС, для получения разрешений на ввод в эксплуатацию, для иных целей. Отчеты с величинами рисков не регистрируются в государственных ведомствах. Однако декларации ПБ, куда включаются расчетные значения, регистрируются в МЧС с включением в реестр.

В программах моделируются пожароопасные ситуации, воронки пламени, пути распространения огня по помещениям.

Сбор и подготовка данных

В Законе № 123-ФЗ указаны три основных вида пожарных рисков. Они рассчитываются по разным показателям, имеют разное значение. Вот официальные понятия, которые будут учтены при расчетных процедурах:

  • под социальным риском понимается значение опасности, наступающей для группы лиц (например, персонала здания, населения близлежащей территории);
  • индивидуальный пожарный риск рассчитывается как степень вероятности, что человек пострадает от пожароопасных и сопутствующих последствий;
  • допустимый риск – это показатель опасности, который допустим и соразмерен для эксплуатации объекта, учитывая экономические и социальные условия.

Указанные виды рисков будут выражены в числовых значениях и коэффициентах, обоснованы в отчете эксперта.

Чтобы определить числовые значения рисков и правильно применить формулы, нужно знать исходные данные. Перечень критериев, которые учитываются при расчете, определен в Приказе № 272:

  • анализ пожароопасности — для этого изучаются конструктивные особенности строения, состав конструкций и стройматериалов, назначение объекта, категории помещений, другие показатели;
  • определение частоты возникновения ситуаций, связанных с возгораниями;
  • моделирование полей опасных факторов, которые могут возникать при пожаре;
  • изучение последствий, которые могут наступать от воздействия пожароопасных факторов (изучаются все возможные сценарии распространения огня, дыма, других факторов);
  • оценка обеспеченности строения, его частей и помещений системами защиты (АПС, пожаротушение, оповещение).

Получив указанные данные, специалисты применяют методики и формулы расчета пожарного риска. Они будут отличаться для допустимых, индивидуальных и социальных рисков.

Методика расчета рисков

Оценка пожароопасности проводится путем подстановки исходных данных в формулы, построении и изучении ситуаций с возгораниями и распространением огня. Специалисты обязаны изучить все возможные сценарии, а для расчета берутся наиболее опасные по своим последствиям. Для построения сценариев учитываются:

  • планировочно-объемные характеристики объекта;
  • условия эвакуации граждан и имущественных активов;
  • расположение людей по помещениям;
  • распределение горючей нагрузки по площади и помещениям.

Методика для общественных зданий предусматривает моделирование наихудших сценариев для одновременной эвакуации более 50 человек, с блокированием основных эвакуационных путей или с их недостаточной пропускной способностью, возгорания в помещениях атриумного типа. В итоговом отчете будет описано, по каким критериям моделировались сценарии, что повлияло на числовые значения риска.

Подготовка отчета по оценке пожарного риска

Итоговым документом после расчетов является отчет. Его содержание регламентировано Приказом МЧС № 272, включает:

  • название методики, выбранной для расчета величин рисков;
  • описание строения, по которому делался расчет;
  • итоговые значения рисков, полученные специалистами;
  • состав и обоснование исходных данных, нормативно-справочных материалов, использованных для подготовки отчета;
  • вывод о соответствии или несоответствии требованиям пож. безопасности.

Все применявшиеся методы оценки пожарной опасности должны быть подробно отражены и обоснованы в отчете. Впоследствии их будут проверять специалисты МЧС.

 

После расчетов и моделирования будет видно, для каких частей помещения и зданий присутствуют максимальные пожарные риски.

Какие мероприятия предусмотрены в рамках независимой оценки?

Независимая оценка пожарного риска, в частности,

  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты (продукции);
  • обследование объекта защиты (продукции) для получения объективной информации о состоянии его пожарной безопасности, соблюдении противопожарного режима, а также для выявления рисков возникновения пожара и др.;
  • подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты (продукция) будет соответствовать всем требованиям.

Основание для проведения независимой оценки пожарного риска

Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.

Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:

  • Проектирование новых зданий и сооружений.
  • Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
  • Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
  • Разработка пожарной декларации.
  • Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
  • Разработка специфических технических условий для производства.
  • Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.

Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.

Проблемы и сложности при расчете пожарных рисков

От правильности и точности расчета пожарных рисков напрямую зависит безопасность людей и имущества. В процессе разработки расчетов могут возникать следующие проблемы:

  • сложная архитектура и планировка объекта, что увеличивает количество опасных факторов, возможных сценариев развития пожара;
  • подготовка расчетов на здания с большим количеством людей;
  • необходимость выбирать стройматериалы с соответствующими классами горючести, сертификатами пожарной безопасности для отделки путей эвакуации, помещений общего пользования;
  • большое количество опасных и сопутствующих факторов, что увеличивает время эвакуации, территорию полей пожара.

Также проблемы могут возникать по причине отсутствия действующих стандартов и сводов правил для проектируемого здания. В этом случае расчет пожарных рисков нужно разрабатывать одновременно с оформлением специальных технических условий.

Чем отличается независимая оценка риска от расчета пожарного риска

Независимая оценка пожарного риска – это качественная оценка состояния объекта защиты, которая проверяет насколько выполняются требования пожарной безопасности и насколько объект безопасен для людей в целом.

Расчет пожарного риска — это расчет и оценка возможности гибели людей при пожаре именно в текущем состоянии объекта.

Какие сведения вносятся в аудиторское заключение

Заключение выглядит в форме отчета и может содержать до 70 страниц, в зависимости от масштабов здания и количества возможных рисков. Любой образец независимой оценки пожарного риска содержит на титульной странице адрес проверяемого объекта и его название, а также краткое содержание документа на второй странице. В заключении всегда указываются:

  • Название экспертной организации выполняющей аудит. Данные договора, на основании которого была произведена оценка рисков. Суть применяемого метода для аудита и основные расчетные зависимости.
  • Подробное описание объекта, в котором выполнялась проверка на соответствие.
  • Построение расчетной модели (включает чертежи и эскизы зданий и его частей).
  • Данные экспертов и должностных лиц, задействованных в процессе.
  • Перечень выполненных работ и их результаты. Выбор и формулировка сценария возгорания. Расчет времени от начала пожара до полной блокировки путей для эвакуации. Возможные варианты развития пожара и его распространение.
  • Определение вероятности эвакуации и подсчет необходимого для этого времени исходя из количества персонала и посетителей в пиковые часы загрузки здания. Уровни обеспечения безопасности людей.
  • Список используемых нормативных документов и справочной информации. Выводы. Подпись директора аудиторской организации и печати.

Польза от проведения независимой оценки

Кроме личной уверенности в соответствии здания нормам пожарной безопасности и вероятным рискам независимая оценка дает и другую пользу. Согласно Приказу МЧС №644 от 30 ноября 2016 г, если у владельца объекта имеется заключение о пожарном аудите, то органы ГПН не могут проводить в нем плановые проверки без заранее составленного годового плана. Срок освобождения от государственного контроля зависит от категории риска сооружения.

Во время оценки можно задать все интересующие вопросы экспертам и получить подробные консультации по конкретному объекту, что поможет лучше понимать как организовать пожарную безопасность на высоком уровне. Полное соответствие разработанных мер существующим рискам освобождает от вероятных штрафов, которые согласно статье 20.4 КоАП РФ варьируют от 2000 до 30000 рублей, в зависимости от формы юридического лица.

Выводы

  • Проведение оценки пожарного риска – это определение вероятности пожаров для конкретных объектов, опасностей для людей и имущества.
  • Порядок проведения расчета пожарного риска определен Приказами МЧС № 272 и 382, Законом № 123-ФЗ.
  • Для каждого объекта проводится расчет допустимого, индивидуального и социального риска пожароопасности.
  • По итогам оценки составляется отчет с указанием величин пожарного риска.
Источники

  • https://mosoblreg.ru/provedenie-otsenki-pozharnogo-riska/
  • https://pozhar-bezopasnost.ru/stati/nezavisimaya-ocenka-pozharnogo-riska
  • https://www.ukcpoisk.ru/pozharnaya-bezopasnost/audit-ocenka/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/504348/
  • https://smway.ru/kak-rasschityvajutsja-pozharnye-riski-i-kak-jeto-sdelat-bystro/
  • https://www.pravda.ru/navigator/pozharnye-riski.html
  • https://PozharaNet.com/pozharnaja-bezopasnost/nezavisimaya-otsenka-pozharnogo-riska.html
  • https://zen.yandex.ru/media/ab_dpo/nezavisimaia-ocenka-pojarnogo-riska-po-novym-pravilam-5e222f33c05c7100ae87fab5
  • https://takir.ru/2018/06/22/chem-otlichaetsya-nezavisimaya-ocenka-riskov-ot-raschetov-pozharnyh-riskov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: