Путевой лист грузового автомобиля

Содержание
  1. Назначение путевого листа
  2. Какой бланк использовать
  3. Заполняем путевой лист специального автомобиля
  4. Законодательная база
  5. Роль документа
  6. Что должен иметь при себе водитель
  7. Кто заполняет бланк
  8. Особенности документа
  9. Образец заполнения путевого листа
  10. Форму путевого листа можно разработать самостоятельно
  11. На какой срок можно оформить путевой лист
  12. Маршрут следования автомобиля обязательно надо отобразить в путевом листе
  13. Путевой лист нужен и в том случае, если сотрудник использует личное авто
  14. Какую форму путевого листа применять
  15. Образец заполнения путевого листа
  16. Путевой лист легкового автомобиля N 91 на период с 18 по 22 мая 2009 г.
  17. Порядок заполнения путевого листа
  18. Лицевая сторона путевого листа
  19. Раздел «Расход топлива»
  20. Оборотная сторона путевого листа
  21. Правила заполнения путевого листа по форме 3-спец
  22. Лицевая сторона
  23. Информация о расходе горючего
  24. Задание водителю
  25. Обратная сторона
  26. Кто подписывает путевку?

Назначение путевого листа

Функции путевого листа следующие:

  • подтверждает право водителя работать на автомобиле;
  • подтверждает исправность транспортного средства;
  • используется для списания затрат на ГСМ;
  • на основании документа начисляют заработную плату водителю;
  • лист подтверждает факт выполнения работ для заказчика, который на основании представленных данных оплачивает работу спецмашины.

Таким образом, это многофункциональный документ, наличие которого могут проверить при выездной проверке ФНС или другие ведомства. За отсутствие путевых листов может быть наложена административная ответственность.

Какой бланк использовать

Бланк путевого листа №3 спец. разработан Госкомстатом, а утвержден его Постановлением №78 от 28 ноября 1997 года. Использование формы было обязательным до конца 2012 года. С начала 2013 года предприниматели получили право использовать свои бланки. Главное, чтобы было соблюдено необходимое количество реквизитов и применение формы было зафиксировано в учетной политике компании.

Несмотря на такое право, часть компаний по-прежнему верны унифицированным формам, особенно те, кому такие бланки подходят. Они удобны и привычны в использовании, знакомы проверяющим органам.

Какие бланки выбрать, решает руководство компании исходя из собственного удобства.

Заполняем путевой лист специального автомобиля

Путевой лист оформляют перед выездом на задание. Составляют бумагу в одном экземпляре. Форма №3 спец. используется только для одного или двух заказчиков. Если их в течение рабочего дня или смены больше, то оформляют новый лист.

Заполнение путевого листа ложится на плечи диспетчера или другого назначенного сотрудника. Можно составлять путевой лист на бумаге, а можно на компьютере в специальной программе. Свою часть бланка водитель заполняет, как правило, от руки. Он вносит информацию о совершенной поездке и работе, а также ставит подписи о приеме и сдаче машины.

Законодательная база

Заполнение путевых листов должно удовлетворять следующим нормативным актам:

  1. ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года, поскольку путевой лист — это документ первичного бухгалтерского учета.
  2. Приказу Минтранса от 18 сентября 2008 года №152 и приказу Минтранса от 21 декабря 2018 года №467, вносящему изменения в документ от 2008 года.

Приказ от 2018 года содержит несколько важных поправок, которые вступили в силу с 1 марта 2019 года. Например, увеличилось количество обязательных реквизитов, печать медработника стала необязательной — достаточно только подписи, изменился срок, на который выписывают путевой лист: сейчас можно делать это только на 1 рабочую смену или день и т.д.

Роль документа

Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:

  • его техническое состояние;
  • пройденный километраж;
  • часы работы водителя;
  • совершенные переезды в течение смены;
  • расход горюче-смазочных материалов и пр.

На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.

Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.

Что должен иметь при себе водитель

Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:

  • водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
  • бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
  • сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
  • если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
  • путевой лист.

Кто заполняет бланк

Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).

ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.

Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.

Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.

В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).

Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.

Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.

В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Образец заполнения путевого листа

Итак, в лист по порядку вписываются:

  • дата его составления;
  • название организации и ее адрес;
  • код по ОКПО;
  • марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
  • государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
  • данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.

Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:

  • кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
  • адрес подачи;
  • время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
  • подписи механика и водителя.

После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.

С правой стороны документа указываются:

  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется

  • адрес, с которого автомобиль выехал,
  • место назначения,
  • время выезда и возвращения,
  • пройденный километраж,
  • подпись водителя.

В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.

Форму путевого листа можно разработать самостоятельно

Начиная с 1 января 2013 года компании самостоятельно разрабатывают формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ »О бухгалтерском учете», далее — Закон № 402-ФЗ). Это относится и к путевому листу. Заполнение путевого листа:

При этом важно помнить, что документ должен содержать все обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

При этом финансисты не дают четкого ответа на вопрос о том, вправе ли организация применять путевые листы по самостоятельно разработанным формам, если она использует транспорт на внутренней территории. Так, на частный запрос налогоплательщика, о необходимости использования унифицированной формы путевого листа финансовое ведомство ответило весьма уклончиво (письмо Минфина России от 06.03.13 № 03-03-06/1/6700):

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ »О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)».

Когда суды признают расходы на ГСМ обоснованными и без путевого листа

Нередко на практике суды соглашаются, что для документального подтверждения затрат на ГСМ путевой лист не нужен. Но только в том случае, если организация, отражающая в учете расходы на ГСМ, не является автотранспортной. Такие выводы, в частности, содержит постановление ФАС Московского округа от 25.10.12 № А40-13623/12-75-66 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 21.02.13 № ВАС-1181/13).

Кроме того, важно, чтобы такие затраты были подтверждены иными документами (чеками ККТ на приобретение топлива)

На какой срок можно оформить путевой лист

В то время, когда компании обязаны были применять форму путевого листа, утвержденную постановлением № 78, они могли оформлять этот документ только на один день или смену. Такой порядок был предусмотрен пунктом 2 Указаний по применению и заполнению форм, приведенных в приложении к постановлению № 78.

При этом Минфин России в письме от 30.11.12 № 03-03-07/51 пришел к выводу, что первичные документы налогоплательщик составляет таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Ведомство подчеркнуло, что профессиональные перевозчики оформление и заполнение путевого листа должны осуществлять ежедневно.

А вот организации, не являющиеся автотранспортными, могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка заполнения путевого листа, утв. приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152 »Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Сейчас все компании могут разрабатывать форму путевого листа сами. А значит, и самостоятельно устанавливать срок, на который они оформляют этот документ. Соответственно оформление и заполнение путевого листа осуществляется в порядке и сроки, которые установит руководитель огранизации.
 

Маршрут следования автомобиля обязательно надо отобразить в путевом листе

Минфин России не раз отмечал, что при заполнении путевого листа водителю необходимо отразить весь маршрут движения по всем пунктам следования автомобиля.

Дело в том, что цель составления путевого листа — подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Указанные разъяснения финансовое ведомство давало в отношении самостоятельно разработанных форм путевых листов в тот период, когда автотранспортные компании обязаны были применять унифицированные формы. Напомним, что на оборотной стороне этого документа организация отражала информацию о маршруте следования автомобиля: место отправления и назначения, время выезда и возвращения, количество пройденных километров.

Путевой лист нужен и в том случае, если сотрудник использует личное авто

Нередко работники используют личный транспорт в служебных целях, а компания выплачивает им компенсацию (ст. 188 ТК РФ). Для этого сотрудник должен подтвердить право собственности на автомобиль, а также величину расходов, понесенных в связи с его использованием.

В частности, в письме от 27.06.13 № 03-04-05/24421 Минфин России отметил следующее: только при наличии путевого листа выплаченная за использование личного транспорта компенсация освобождается от НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Учитывать при расчете налога на прибыль такую компенсацию можно также лишь в том случае, если сотрудник надлежаще оформил путевой лист. На это прямо указал Минфин России в письме от 23.09.13 № 03-03-06/1/39406. При отсутствии путевого листа инспекторы, вероятнее всего, исключат сумму спорной компенсации из налоговых расходов компании. То есть в данной ситуации заполнение путевого листа необходимо.

Какую форму путевого листа применять

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Порядок, Приказ N 152). Этот документ вступил в силу с 21 октября 2008 г. Вместе с тем продолжают действовать унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Каким же из названных документов руководствоваться?

Унифицированных форм путевых листов несколько. Они установлены в зависимости от вида транспортного средства. Так, есть формы типовых путевых листов для легкового, грузового, специального автомобиля, легкового такси, автобуса и автобуса необщего пользования. Их обязаны использовать юридические лица всех форм собственности, которые осуществляют деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По мнению Минфина России, унифицированные формы путевых листов обязательны только для автотранспортных организаций <2>. Остальные компании могут разработать, утвердить и применять свою форму путевого листа (иного подтверждающего документа), который должен содержать все реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). Напомним, что обязательными для первичных документов являются такие реквизиты, как наименование и дата составления документа, название организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении, должности ответственных лиц и их личные подписи.

<2> Данный вывод содержится в Письмах Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77 и от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327.

Примечание. Самостоятельно разработанную форму путевого листа необходимо утвердить как приложение к приказу об учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

В отличие от Постановления Госкомстата России в Приказе N 152 сама форма путевого листа не утверждена. В нем перечислены лишь его обязательные реквизиты. Согласно п. 2 Порядка его должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

До вступления в силу Приказа N 152 индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозками для собственных нужд или на коммерческой основе, использовали специальные формы путевых листов, утвержденные Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68. Данный нормативный документ утратил силу с 21 октября 2008 г. (п. 2 Приказа N 152).

Итак, Приказом N 152 и утвержденным им Порядком должны руководствоваться все без исключения организации и индивидуальные предприниматели. При этом автотранспортные компании вправе по-прежнему применять унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России. Но чтобы выполнить требования Порядка, указанным организациям следует дополнить типовую форму теми реквизитами, которые теперь являются обязательными. Перечислим их: дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, штамп и подпись медицинского работника, проводившего осмотр, и расшифровка его подписи.

Остальные организации, не являющиеся автотранспортными, самостоятельно разрабатывают и применяют ту форму путевого листа, с помощью которой они смогут подтвердить затраты на содержание служебного автотранспорта. Но в ней должны быть все обязательные реквизиты, предусмотренные не только в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, но и в Приказе N 152.

Индивидуальные предприниматели теперь также сами решают, какую форму путевого листа они будут применять. Причем это касается как индивидуальных предпринимателей, занимающихся автомобильными перевозками, так и тех, кто использует транспорт только для собственных нужд. Поскольку граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязаны вести бухгалтерский учет, действие норм Закона N 129-ФЗ на них не распространяется. Следовательно, при разработке формы путевого листа индивидуальные предприниматели руководствуются лишь правилами и требованиями, изложенными в Приказе N 152.

Образец заполнения путевого листа

Приложение N 19 к Приказу по ООО «Олимпия»

от 25.12.2007 N 98 «Об утверждении учетной политики»

 Печать ООО "Олимпия",
141100, Московская область, г. Щелково,
ул. Комарова, д. 18А

Путевой лист легкового автомобиля N 91 на период с 18 по 22 мая 2009 г.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства 
Наименование и организационно- 
правовая форма организации
Общество с ограниченной ответственностью 
"Олимпия"
Местонахождение организации 
141100, Московская область, г. Щелково, 
ул. Комарова, д. 18А
Номер телефона организации 
(496) 560-00-00 
ИНН/КПП 
5050123456/505001001 
Сведения о транспортном средстве 
Тип транспортного средства 
Автомобиль легковой 
Модель транспортного средства 
ВАЗ-21093 
Модель автомобильного прицепа (полуприцепа) 
- 
Государственный регистрационный знак транспортного 
средства
К729ВЕ150 
Государственный регистрационный знак автомобильного 
прицепа (полуприцепа)
- 
Сведения о водителе 
Фамилия, имя, отчество водителя 
Фиакров Сергей Гаврилович 
Номер водительского удостоверения 
77 АР 123456 
Сведения о медицинском осмотре водителя 
Дата 
(число,
месяц,
год)
Вид 
медицинского
осмотра
водителя
Фактическое
время
проведения
медосмотра
(часы,
минуты)
Подпись 
ответствен-
ного лица
Фамилия, имя, отчество 
ответственного лица
1 
2 
3 
4 
5 
18.05.2009
Предрейсовый 
9.10 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
18.05.2009
Послерейсовый
17.40 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
19.05.2009
Предрейсовый 
9.00 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
19.05.2009
Послерейсовый
17.50 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
20.05.2009
Предрейсовый 
10.30 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
20.05.2009
Послерейсовый
19.00 
Сергиевский
Сергиевский Виктор 
Петрович
21.05.2009
Предрейсовый 
9.00 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
21.05.2009
Послерейсовый
17.30 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
22.05.2009
Предрейсовый 
9.15 
 Павлова 
Павлова Татьяна Ивановна
22.05.2009
Послерейсовый
17.00 
Сергиевский
Сергиевский Виктор 
Петрович
Показания одометра и маршрут движения транспортного средства 
Дата 
(число,
месяц,
год)
Время 
выезда
автомобиля
со стоянки
(часы,
минуты)
Показания 
одометра
(полные км
пробега)
Подпись 
ответст-
венного
лица
Фамилия 
и
инициалы
ответст-
венного
лица
Маршрут 
движения
автомобиля
(откуда и
куда) <*>
Дата 
(число,
месяц,
год)
Время 
возвращения
автомобиля
на стоянку
(часы,
минуты)
Показания
одометра
(полные
км
пробега)
Подпись 
ответст-
венного
лица
Фамилия 
и
инициалы
ответст-
венного
лица
Пройдено,
км
18.05.2009
9.30 
025102 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
Главный офис -
банк-1 -
главный офис -
склад -
главный офис
18.05.2009
17.30 
025160 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
58 
19.05.2009
9.15 
025160 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
Главный офис -
банк-2 -
главный офис -
банк-1 -
магазин -
главный офис
19.05.2009
17.30 
025200 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
40 
20.05.2009
10.40 
025200 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
Главный офис -
Отделение
ФСС РФ (г.
Щелково, ул.
Кооперативная,
д. 7) -
главный офис -
банк-2 -
главный офис
20.05.2009
18.50 
025245 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
45 
21.05.2009
9.05 
025245 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
Главный офис -
склад-
магазин -
главный офис -
банк-1 -
главный офис
21.05.2009
17.20 
025327 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
82 
22.05.2009
9.30 
025327 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
Главный офис -
магазин -
банк-1 -
главный офис
22.05.2009
16.45 
025362 
 Лисин 
Лисин 
С.А.
35 
Итого 
260 
 -------------------------------- 
<*> При заполнении маршрутов движения автомобиля используются следующие обозначения:
главный офис - г. Щелково, ул. Комарова, д. 18А;
банк-1 - г. Щелково, Пролетарский пр-т, д. 20;
банк-2 - г. Щелково, 1-й Советский пер., д. 5;
склад - г. Щелково, ул. Бахчиванджи, д. 11, строение 2;
магазин - г. Щелково, ул. Заводская, д. 173.
Подписи ответственных сторон 
Генеральный директор 
Скалозубов 
Скалозубов Петр Николаевич 
Заведующий хозяйством 
Лисин 
Лисин Семен Анатольевич 
Водитель 
Фиакров 
Фиакров Сергей Гаврилович 

Рисунок Обязательные реквизиты путевого листа

В соответствии с п. п. 3 — 7 Порядка путевой лист теперь должен содержать пять обязательных реквизитов:

  • наименование и номер путевого листа. В наименовании указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (например, путевой лист грузового автомобиля). Каждому путевому листу присваивается номер. В заголовочной части документа ставится печать или штамп организации (индивидуального предпринимателя), владеющей данным транспортным средством на праве собственности или ином законном основании.

Примечание. Путевые листы нумеруются в хронологическом порядке в соответствии с системой документооборота, принятой владельцем транспортного средства (п. 12 Порядка);

  • сведения о сроке действия путевого листа, а именно дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован. Если документ выдается более чем на один день, на нем в таком же формате (число, месяц, год) ставятся даты начала и окончания срока его действия;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Для юридического лица указываются как минимум наименование организации, ее организационно-правовая форма, местонахождение и номер телефона. Для индивидуального предпринимателя — его фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона.

Примечание. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Порядка);

  • сведения о транспортном средстве, включающие тип транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай), его модель и государственный регистрационный знак. Если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом или полуприцепом, следует также указать модель и государственный регистрационный знак этого прицепа или полуприцепа. Кроме того, в данном разделе путевого листа отражаются даты (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его возвращения на эту стоянку. Здесь же приводятся показания одометра (счетчика пройденного расстояния) в полных километрах пробега при выезде автомобиля из гаража и заезде в гараж. Названные сведения (дата, время и показания одометра) вписывают уполномоченные лица организации или индивидуального предпринимателя и заверяют штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий (п. 13 Порядка). Допустим, индивидуальный предприниматель сам выполняет обязанности водителя. Тогда согласно п. 14 Порядка он собственноручно проставляет дату, время и показания одометра в путевом листе;
  • сведения о водителе — фамилию, имя, отчество водителя, а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения его предрейсового и послерейсового медицинских осмотров. Даты и время медосмотров водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16 Порядка).

Примечание. Как внести исправления в путевой лист?

Путевые листы являются первичными учетными документами, порядок исправления которых прописан в п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В нем говорится, что внесение исправлений допускается в любые первичные учетные документы, за исключением кассовых и банковских. Правда, при одном условии: корректировки могут производиться лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что необходимо подтвердить подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Таким образом, при исправлении в путевом листе, например, показаний одометра (спидометра) на начало или конец рабочего дня должна стоять подпись водителя, механика или иного уполномоченного лица, подтверждающего правильность этой корректировки.

Примечание. Оформленные путевые листы необходимо хранить не менее пяти лет (п. 18 Порядка).

Обратите внимание: среди обязательных реквизитов нет сведений о маршруте движения транспортного средства. Однако именно эта информация необходима, чтобы подтвердить обоснованность расходов на содержание служебного транспорта в целях налогообложения прибыли. Ведь отсутствие в путевом листе данных о конкретном пункте следования автомобиля не позволяет судить о том, что автомобиль действительно использовался в производственных целях. Как отмечено в Письме Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, путевой лист, не содержащий информацию о маршруте движения автомобиля, не подтверждает осуществленные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Таким образом, в бланк путевого листа целесообразно добавить сведения о маршруте автомобиля. Тем более что это не противоречит правилам составления путевых листов. Согласно п. 8 Порядка на путевом листе допускается указывать дополнительные реквизиты, которые позволяют учесть особенности ведения деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Примерная форма и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля, который может использовать организация, не являющаяся автотранспортной, приведены выше.

Порядок заполнения путевого листа

Рассмотрим порядок заполнения путевого листа.

Лицевая сторона путевого листа

Так как путевой лист должен отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, то бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:

  1. В первую очередь записывают номер документа.

  2. При заполнении типографских бланков указывают их серию.

  3. Дата совершения поездки. Для однодневных поездок это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.

  4. Полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).

  5. Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.

  6. Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.

  7. Полный номерной знак авто: цифры и буквы.

  8. В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.

  9. Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.

  10. Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).

  11. При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.

  12. Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.

  13. Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.

  14. Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).

  15. Данные механика и его подпись. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.

  16. Ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия диспетчер пишет и дату.

  17. записи об опоздании или повреждении транспортного средства.

  18. Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».

Инструкция о том, как заполнять путевой лист, предусматривает также наличие подписи медработника, который выпустил водителя в рейс.

Раздел «Расход топлива»

Объем израсходованного бензина или газа также указывают в отдельном месте бланка путевого листа. Здесь размещают информацию о марке топлива, его количестве (то, что было выдано и то, что пришлось докупать на заправках), остаток горючего в баке перед поездкой, а также объем, оставшийся после окончания рейса.

Диспетчер перед тем, как заполнять путевой лист, сверяется с плановыми показателями расхода бензина (газа, солярки), которые приведены в одном из распоряжений Министерства транспорта РФ.

Сопоставив данные о фактическом и плановом расходе, вычисляют сумму экономии или перерасхода. Полученные данные записывают.

Оборотная сторона путевого листа

Здесь должны быть указаны следующие сведения:

  • маршрут транспортного средства.

  • номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.

  • места отправления и прибытия транспортного средства.

  • фактический километраж поездки и подпись водителя.

Правила заполнения путевого листа по форме 3-спец

Путевку заполняет диспетчер или другое уполномоченное лицо в одном экземпляре перед выездом в рейс. Один документ может быть использован для одного или двух заказчиков. Если в течение смены их больше, то необходимо составить дополнительные путевые листы. До 2012 г обязательным было использования унифицированного бланка государственного образца, разработанным Госкомстатом. Начиная с 2013 г путевки для спецмашин можно заполнять на бланке произвольного вида, которая, впрочем, должна содержать все необходимые реквизиты и графы. Выбор того или иного типа бланка остается за компанией.

Лицевая сторона

Документ набирается на компьютере либо может быть заполнен вручную. Шофер свою часть информации как правило пишет от руки. Заполнение путевого листа специального автомобиля на лицевой стороне начинается с указания реквизитов самого документа (серия и номер). Они же вносятся и в специальный журнал учета записи путевок. Затем необходимо указать такие данные:

  • реквизиты компании (адрес, официальное наименование, ОРГНИП или ОГРН, номер телефона);
  • номер либо наименование колонны или бригады;
  • код ОКПО;
  • информация о шофере (ФИО, номер водительских прав, категория и класс вождения;
  • сведенья о спецмашине (государственный и гаражный номер, марка);
  • аналогичная информация о прицепе (гаражный и государственный номера, марка);
  • таблица, в которой указываются данные о работе автомобиля на начало и конец рейса (фактическое время выезда, данные спидометра, пробег);
  • данные об отрывных талонах (серия и номер), которые располагаются в соответствующей отрывной части путевки.

Информация о расходе горючего

В этой графе необходимо указать код и марку бензина. Сколько его было выдано водителю перед рейсом и сколько по факту израсходовано. Чтобы вычислить фактический расход, из первоначально залитого вычитаем сданный после поездки остаток. Кроме того, отображается длительность и показатели работы двигателя и оборудования спецмашины.

Задание водителю

Данную графу заполняет диспетчер. В ней подробно описывается работа водителя в рейсе. А именно, время, когда машина должна прибыть на объект и до которого часа она там пробудет, а также, в чье распоряжение поступает спецавтомобиль с шофером. Здесь следует описать вид производимых работ и при необходимости указать подробности в граче «Примечания».

Обратная сторона

На оборотной стороне документа фиксируют данные о стропальщиков (номера удостоверений, ФИО), а также лиц, ответственных за безопасность перемещения груза от исполнителя к заказчику. Кроме того, здесь содержится таблица, в которой подробно расписан ход выполнения задания шофером. В нее вносят такие данные:

  1. название и код работ;
  2. подробный маршрут следования;
  3. объект работы;
  4. временные рамки, когда надо прибыть на объект и уехать с него;
  5. данные спидометра в момент прибытия и отъезда с объекта.

В нижней части оборотной стороны бланка бухгалтером заполняются графы, на основании которых шоферу затем начисляют зарплату. Здесь следует указать общую длительность рейса, расход бензина нормативный и фактический, пробег. Если во время рейса были простои, нужно написать начало, конец каждого из них и их общее количество. Затем указывается сумма, которую заработал водитель за смену. Под этой информацией ставит подпись бухгалтер.

Кто подписывает путевку?

Бланк путевого листа специального автомобиля считается заполненным неверно, если на нем нет стоят подписи ответственных лиц. Их ставят после проверки состояния здоровья шофера и осмотра технического состояния спецмашины. Путевку должны завизировать:

  1. Фельдшер, который производит предрейсовый медосмотр, принимает решение о том, что состояние здоровья шофера позволяет вести транспортное средство, что он не находится под действием психотропных веществ или алкоголя. Для проверки этого используется алкотестер.
  2. Механик производит техосмотр автомобиля и принимает решение относительно возможности его выпуска в рейс, фиксирует нормативное и фактическое количество использованного горючего в путевом листе специального автомобиля форма 3.
  3. Шофер должен расписаться за то, что принял и сдал машину в рабочем состоянии.

Отрывной талон заполняет компания-перевозчик. Он предназначен для того, чтобы выставить заказчику счет. В нем прописывается общая информация о путевом листе (номер, дата составления, реквизиты организации, данные о машине). Здесь подробно расписывается перечень оказанных перевозчиком услуг и сумма к оплате. Подпись на отрывном талоне ставит таксировщик. Использованные путевые листы закрываются, сведенья об этом вносятся в специальный журнал. Согласно законодательству, эти документы должны хранится на предприятии 5 лет.

Источники

  • https://assistentus.ru/forma/3-spec-putevoj-list-specialnogo-avtomobilya/
  • https://assistentus.ru/forma/putevoj-list/
  • https://delovoymir.biz/kak-zapolnit-putevoy-list-obrazec-i-rekomendacii.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/54210-putevye-listy-razrabatyvaem-zapolnyaem-formu
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/putevoy_list.html
  • https://pobedasoft.ru/putevoj-list-specialnogo-avtomobilja-forma-3-spec/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: