Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД в 2020: особенности и правила ведения учета

Содержание
  1. Раздельный учет в части доходов
  2. Раздельный учет доходов для оценки законодательно установленных лимитов
  3. Раздельный учет в части расходов
  4. Распределение сумм уплаченных страховых взносов
  5. Организация раздельного учета на предприятии в ПП «1С:Бухгалтерия предприятия 8»
  6. Признание расходов при упрощенной системе налогообложения
  7. Формирование первичных документов
  8. Раздельный налоговый учет НДС – о чем говорит НК?
  9. Как вести раздельный учет по видам деятельности?
  10. Когда необходимо распределение НДС при экспорте
  11. Доходы и расходы. Распределение доходов и расходов
  12. Рекомендуем утвердить в учетной политике
  13. Расчет доли расходов по необлагаемым НДС операциям
  14. Особенности расчета пропорции при раздельном учете НДС
  15. Принципы ведения раздельного учета по НДС
  16. Учет НДС при экспорте в 1С:Бухгалтерия 8 ред.3: вариант первый
  17. Методика ведения раздельного учета НДС
  18. Последующая корректировка способа учета НДС

Раздельный учет в части доходов

Напомним, что объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный, а не фактический доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Налоговая база по ПСН определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (ст. 346.48 НК РФ). То есть, по сути, нечто вроде разновидности вмененного дохода.

При применении УСН, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (ставка налога 6%) (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов предпринимателя (ставка налога 15%) (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Нетрудно сделать вывод, что при применении ЕНВД и ПСН величина налога не будет зависеть от величины фактически полученного дохода. Ничего удивительного, что налогоплательщики стремятся отразить в составе доходов на ЕНВД и ПСН максимально возможные суммы. Ведь в этом случае дополнительного налога не возникнет. Такой подход, собственно, обоснован. Главное, чтобы при этом не возникала незаконная схема ухода от налогов и не страдала логика экономического анализа.

Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (определяются в соответствии со ст. 250 НК РФ). При этом доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются.

Поэтому у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не получится не включить в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, внереализационные доходы, в частности, в виде просроченной кредиторской задолженности (расчеты с поставщиками, депоненты по заработной плате), а также суммы госпошлины, перечисленной на расчетный счет организации по решению суда, и другие внереализационные доходы. Если эти доходы непосредственно связаны с деятельностью по УСН, то и делить их между видами деятельности не получится.

Но, в свою очередь, и «вмененные», и «патентные» доходы будут относиться к ЕНВД и ПСН и только к ним (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Например, доход розничной организации, уплачивающей ЕНВД, полученный в виде премии, предоставленной организацией-поставщиком за выполнение определенных условий договора поставки товаров, может быть признан частью дохода, полученного в связи с осуществлением деятельности в сфере розничной торговли и облагаемого единым налогом на вмененный доход на основании раздельного учета полученных доходов (письма Минфина РФ от 13.03.2017 № 03-11-11/13923, от 19.12.2014 № 03-11-06/2/65762).

Финансисты придерживались следующей логики. Деятельность в области розничной торговли помимо реализации товаров на основе договоров розничной купли-продажи предполагает также проведение закупок данных товаров, что является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. В связи с этим получение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, премий (скидок, бонусов) от поставщиков товаров за выполнение определенных условий договоров поставки товаров связано с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.


Пример. Раздельный учет при УСН и ЕНВД

ООО «Империя» осуществляет два вида деятельности. При этом один вид деятельности переведен на УСН, а по второму уплачивается ЕНВД.

Для обособленного учета доходов по УСН и по ЕНВД в целях и налогового, и бухгалтерского учета, а также в целях экономического анализа в учетной политике предприятия было оговорено, что для доходов по разным видам деятельности задействуются разные субсчета к счету 90 «Продажи».

Доходы предприятия будут учитываться следующим образом:

  • счет 90.01.1 «Доходы по деятельности по УСН» будет использоваться для отражения доходов по деятельности, переведенной на УСН;
  • счет 90.02.2 «Доходы по деятельности по ЕНВД» будет использоваться для отражения доходов по деятельности, переведенной на ЕНВД.

Раздельный учет доходов для оценки законодательно установленных лимитов

Корректное распределение расходов важно не только в целях получения обоснованных сумм текущих налоговых обязательств, но также и в целях применения или неприменения специального режима налогообложения вообще.

С ПСН и УСН проще – эти нормы напрямую прописаны в налоговом законодательстве. В случае если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса РФ, учитываются доходы по обоим указанным спецрежимам. Об этом же говорят различные разъяснения финансистов (письма Минфина России от 12.03.2018 № 03-11-12/15087, от 18.09.2017 № 03-11-11/60066 и др.).

Напомним, что в целях применения ПСН на настоящий момент этот лимит равен 60 миллионам рублей. Нормами главы 26.5 НК РФ индексация предельного размера доходов от реализации на коэффициент-дефлятор в рамках применения индивидуальными предпринимателями ПСН не предусмотрена (письмо ФНС России от 15.06.2017 № СД-4-3/11331@).

А в целях применения УСН в абзаце 2 пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ сказано, что при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения в размере 150 миллионов рублей (установленного п. 4 ст. 346.13 НК РФ) учитываются доходы по УСН и по ПСН. И, потеряв право на применение ПСН (60 млн руб.), налогоплательщик попрежнему может применять УСН (до достижения величины 150 млн руб.). Об этом, в частности, напоминает Минфин России в письме от 18.09.2017 № 03-11-11/60066).

Озвученный подход поддерживает и арбитражная практика (постановления АС Московского округа от 10.10.2017 № Ф05-14634/2017, АС Западно-Сибирского округа от 30.11.2016 № Ф04-5150/2016, Определение ВС РФ от 15.06.2017 № 309-КГ17-68).

Возможны ситуации, когда вид деятельности, по которому предусмотрено применение ПСН на одной муниципальной территории, не предусмотрен патентной системой другого региона.

применять ПСН на территории того региона, в котором предусмотрено применение ПСН, и облагать такую же деятельность по УСН на территории другого региона (письмо Минфина России от 11.05.2017 № 03-11-12/28550).

А вот если организация применяет УСН и ЕНВД или ЕНВД и ПСН, то подход будет иным.

Напомним, в частности, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили определенного установленного лимита.

И в целях выведения данного и других подобных лимитов предельный размер доходов, установленный Налоговым кодексом РФ, берется по тем видам предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках только упрощенной системы налогообложения (письмо Минфина России от 08.08.2013 № 03-11-11/32071). Речь в письме шла о ЕНВД и УСН.

Если говорить о ПСН и ЕНВД, то доходы от реализации по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса РФ, не учитываются (письма Минфина России от 07.09.2017 № 03-11-12/57528, от 13.02.2017 № 03-11-11/7642).


Пример. Раздельный учет при ЕНВД и ПСН

ООО «Альфа» имеет три розничных точки, переведенные на ЕНВД, а также осуществляет два вида деятельности, работающие на ПСН.

За отчетный период организация получила следующие итоговые показатели деятельности.

  • Розничная точка № 1 (ЕНВД) – 44 152 575,00 руб.
  • Розничная точка № 2 (ЕНВД) – 38 545 256,00 руб.
  • Розничная точка № 3 (ЕНВД) – 59 545 265,00 руб.
  • Итого розница (ЕНВД) – 142 243 096,00 руб.
  • Деятельность на ПСН № 1 – 4 952 542,00 руб.
  • Деятельность на ПСН № 2 – 2 793 669,00 руб.
  • Итого деятельность на ПСН – 7 746 211,00 руб.
  • Всего доходов – 149 989 307,00 руб.

Так как доходы по деятельности, переведенной на ПСН, не превышают 60 млн руб. (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ), то ООО «Альфа» попрежнему имеет право применять ПС, несмотря на то, что доход в целом по организации приблизился к 150 млн руб.

Учтите еще один нюанс. Финансисты в письме от 23.11.2009 № 03-11-06/3/271 предлагают доходы и расходы считать по правилам УСН – кассовым методом.

Раздельный учет в части расходов

Обычно в отношении ведения раздельного учета прямых расходов сложностей не возникает. Расходы, относящиеся к конкретной деятельности, участвуют в выведении финансового результата именно по данной конкретной деятельности.


Пример. Учет расходов при «неконкретной» деятельности

ООО «Аристократ» занимается производством полимерных изделий. Эта деятельность переведена на УСН. Также организация имеет розничный магазин по торговле хозяйственным инвентарем и переведена на ЕНВД.

Заработная плата цеховых рабочих по производству полимерной продукции будет относиться к деятельности, облагаемой УСН, а заработная плата работников магазина – на деятельность, относимой к ЕНВД.

Аналогичным образом будут разделены и другие расходы – на аренду цеха и аренду магазина, хозяйственный инвентарь, отпускаемый на разные виды деятельности, электроэнергию, водоснабжение и т. п.

И не стоит пытаться списывать расходы по ЕНВД на УСН, если эти расходы возникли до момента начала ведения деятельности по упрощенной системе налогообложения. Например, судом было установлено, что в I–III кварталах отчетного периода общество не осуществляло деятельность, облагаемую УСН, и не совершало расходы в целях осуществления названной деятельности; деятельность, облагаемая УСН, в данном периоде осуществлялась обществом только 12 календарных дней (с 28 октября по 8 ноября), в связи с чем расходы, произведенные налогоплательщиком в I–III кварталах отчетного периода в целях осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, не могут быть учтены в целях исчисления УСН (постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2017 № Ф04-1219/2017, определение Верховного суда РФ от 23.10.2017 № 304-КГ17-14747).

Сложнее с расходами, которые невозможно соотнести напрямую с тем или иным видом деятельности. Например, заработная плата директора, главного бухгалтера, аренда офиса организации, склада, если он используется и для деятельности на ЕНВД, и для деятельности на УСН, и прочее.

Распределение сумм уплаченных страховых взносов

Вполне обоснованно может возникать необходимость в распределении не всех расходов, если компания на УСН (объект налогообложения доходы), а только суммы страховых взносов. Ведь и «упрощенцы», и «вмененщики» уменьшают сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 3.1. ст. 346.21 и подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

В этом случае действовать надо аналогично приведенному общему порядку распределения расходов, то есть распределять суммы взносов пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении данных специальных налоговых режимов (письма Минфина России от 09.02.2018 № 03-11-11/7882, от 11.08.2017 № 03-11-11/51743, от 10.08.2017 № 03-11-11/51316 и др.). И в этом случае в отношении методики расчета будет неважно, есть ли у предпринимателя работники или он уплачивает взносы только за себя.

С ПСН ситуация несколько иная. В письмах Минфина России от 16.11.2016 № 03-11-12/67076, от 07.04.2016 № 03-11-11/19849 обоснованно говорится, что возможность уменьшения суммы налога при применении патентной системы налогообложения на сумму страховых взносов законодательством не предусмотрена. В связи с этим предприниматель, совмещающий упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, на сумму уплаченных страховых взносов вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Организация раздельного учета на предприятии в ПП «1С:Бухгалтерия предприятия 8»

В письме от 30.11.2011 № 03-11-11/296 Минфин России указал, что Налоговым кодексом РФ не установлен порядок ведения раздельного учета при одновременном применении ЕНВД и УСН. Поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок ведения такого учета. Разработанный порядок должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации (приказом индивидуального предпринимателя), или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила, касающиеся порядка ведения раздельного учета. При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности.

Для реализации раздельного учета доходов и расходов в программе используются следующие методы:

  • Использование разных субсчетов счетов доходов и расходов в Плане счетов бухгалтерского учета.
  • Субсчета с окончанием на 1 – доходы/расходы, отнесенные к основной системе налогообложения (Общая или УСН), с окончанием на 2 – доходы/расходы, отнесенные к деятельности с особым порядком налогообложения (ЕНВД) (рис. 1).

Рис. 1

Примечание. Бухгалтерский учет при упрощенных режимах налогообложения ведется на счетах Плана счетов бухгалтерского учета, а налоговый учет (формирование декларации по УСН, Книги учета доходов и расходов) на регистре накопления «Расходы УСН». Движения по данному регистру формируются при проведении первичных документов одновременно с формированием проводок по бухгалтерскому учету.

Настройки в справочнике «Статьи затрат». В каждой статье затрат указывается, к какому виду деятельности (системе налогообложения) относится данный расход. Расходы, собранные за период по статьям, отнесенным к деятельности с основной системой, будут закрываться на сч. 90.02.1 (себестоимость основного вида деятельности, в нашем примере УСН). Расходы, собранные по статьям, отнесенным к деятельности с особым порядком налогообложения, будут закрываться на сч. 90.02.2 (себестоимость по системе налогообложения ЕНВД). Распределяемые затраты, то есть затраты, которые невозможно отнести к определенному виду деятельности, в конце месяца будут распределены в дебет субсчетов сч. 90.02 пропорционально полученным доходам согласно статьи 272 НК РФ.

Важно! Данная настройка влияет на закрытие затратных счетов обработкой «Закрытие месяца» и формирование бухгалтерской отчетности и не влияет на заполнение Книги учета доходов и расходов и декларации по УСН (рис. 2).

Рис. 2

Поле «Расходы (НУ)» в первичных документах по признанию расходов необходимо заполнять для распределения расходов по системам налогообложения по налоговому учету, то есть формирования КУДиР и заполнения Налоговой декларации по УСН (рис.3):

Рис. 3

Расходы для целей налогового учета по УСН могут быть (рис. 4):

Рис. 4

Использование разных номенклатурных групп. При использовании разных видов деятельности рекомендуется использовать и разные номенклатурные группы (рис. 5).

Рис. 5

Разделение складского учета (то есть использование отдельного склада для каждого вида деятельности) возможно, но необязательно.

Признание расходов при упрощенной системе налогообложения

1. Законодательная база.

Перечень расходов, на которые вправе уменьшать полученные доходы организации, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного главой 25 НК РФ, этот перечень носит исчерпывающий характер, то есть является закрытым, поэтому включить в расходы затраты, не поименованные в данном перечне, налогоплательщик не имеет права (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175, от 29.12.2009 N 03-11-06/2/269, УФНС России по г. Москве от 15.11.2010 N 16-15/119850).

Кроме того, необходимо, чтобы расходы, учитываемые при УСН, отвечали следующим критериям:

  • расход должен соответствовать профилю ведения бизнеса;
  • расход должен быть подтвержден и оплачен;
  • расход должен быть произведен для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Реализация в ПП «1С:Бухгалтерия предприятия 8».

Порядок признания расходов для целей налогообложения в УСН настраивается в Учетной политике организаций (рис. 6).

Меню: Предприятие – Учетная политика – Учетная политика организаций

Рис. 6

События, закрытые для редактирования, являются обязательными условиями. Все остальные события должны быть определены пользователем в соответствии с законодательством РФ и спецификой своей деятельности.

При осуществлении разных видов расходов в программе ведется учет по прохождению расходами всего перечня событий (статусов), необходимых для признания данного расхода, как уменьшающего налоговую базу по УСН.

Для хранения данной цепочки прохождения статусов в программе предназначен регистр накопления «Расходы при УСН» (рис. 7):

Рис. 7

Для наглядности сгруппируем расходы по видам и покажем движения по статусам до попадания в Книгу учета доходов и расходов согласно настройкам нашей учетной политики:

Вид расхода Событие Статус
1.Расходы на материалы Поступление материальных запасов Не списано, Не оплачено
Оплата за материалы поставщику Не списано (попадает в КУДиР)
2. Расходы на закупку товаров Поступление товаров Не списано, Не оплачено
Оплата поставщику за товары Попадает в КУДиР
Реализация товаров покупателю
3. Услуги Поступление услуги Не оплачено
Оплата поставщику Попадает в КУДиР
4. Заработная плата и отчисления с ФОТ Начисление зарплаты Не оплачено
Выплата зарплаты Попадает в КУДиР
5. Налоги, сборы Начисление налогов, сборов Не оплачено
Оплата налогов, сборов Попадает в КУДиР

Примечание: расходы могут проходить статусы в любом порядке, но только та сумма затрат, которая прошла по всем необходимым статусам, будет признана для уменьшения налоговой базы.

Распределяемые расходы попадут в КУДиР только после проведения регламентной операции по распределению между системами налогообложения («Распределение расходов по видам деятельности для УСН»):

Рассмотрим в ПП «1С:Бухгалтерия предприятия 8» отражение цепочки хозяйственных операций, характерных для организаций, осуществляющих торговую деятельность.

Формирование первичных документов

1) Поступление товаров. Данная операция отражается документом «Поступление товаров и услуг» (рис. 8):

Рис. 8

Если поставщиком товаров был выставлен НДС, включаем его в стоимость приобретенных ценностей с помощью кнопки «Цены и валюты» (рис. 9).

Рис. 9

Обратите внимание! Поле «Расходы (НУ)» должно быть обязательно заполнено. В случае незаполнения поля данные расходы для целей налогового учета считаются непринимаемыми.

При проведении документа будут сформированы проводки по бухгалтерскому учету (рис. 10):

Рис. 10

Движения по налоговому учету в регистре «Расходы при УСН» (рис. 11):

Рис. 11

2) Оплата поставщику за товары. Данную операцию отразим документом «Списание с расчетного счета» (рис. 12):

Рис. 12

При проведении документа будут сформированы проводки (рис.13):

Рис. 13

Записи по регистру «Расходы при УСН» (рис.14):

Рис. 14

Доходы и расходы при УСН признаются кассовым методом. Поэтому сумма, перечисленная поставщику, попадает в графу 6 «Расходы всего» КУДиР. Но так как еще не выполнено последнее условие «Реализация товаров поставщику», данные расходы пока не попадают в графу 7 (то есть не уменьшают налоговую базу) (рис. 15):

Рис. 15

3) Реализация товаров оптовому покупателю. Данная операция отражается документом «Реализация товаров и услуг» (рис. 16):

Рис. 16

Обратите внимание! Счета доходов и расходов указаны для основной деятельности (УСН). В качестве аналитики выбрана соответствующая номенклатурная группа «Оптовая торговля».

При проведении документа будут сформированы проводки (рис. 17):

Рис. 17

Себестоимость реализованных товаров, включая НДС, выставленный поставщиком, попадает в Книгу учета доходов и расходов (рис. 18, 19):

Рис. 18

Рис. 19

Именно сформированный регистр «Расшифровка КУДиР» при проведении первичного документа сигнализирует о включении расходов в налоговую базу по УСН.

4) Реализация товаров розничному покупателю. Так как в организации используется один общий склад для оптовой и розничной торговли, реализацию как оптом, так и в розницу будем отражать документом «Реализация товаров и услуг» (документ «Отчет о розничных продажах» предназначен только для реализации со склада с видом «Розничный») (рис. 20).

Рис. 20

Обратите внимание на заполнение счетов доходов и расходов по деятельности, облагаемой ЕНВД (90.01.2, 90.02.2), и на выбор соответствующей номенклатурной группы «Розничная торговля».

При проведении документа будут сформированы проводки (рис. 21):

Рис. 21

При совмещении режимов УСН и ЕНВД расходы и доходы по ЕНВД программой фиксируются на вспомогательном забалансовом счете УСН.01 «Расчеты с покупателями по деятельности ЕНВД».

При проведении также формируется регистр «Расходы при УСН» со статусом списания расходов «Не принимаемые» (рис. 22):

Рис. 22

5) Получение оплаты от розничного покупателя. Для отражения данной операции введем документ «Приходный кассовый ордер» с видом операции «Оплата от покупателя» (рис.23):

Рис.23

При проведении документа будут сформированы проводки идвижения по регистру «Книга учета доходов и расходов» (рис. 24):

Рис. 24

Полученная розничная выручка попадает в графу 4 «Доходы всего» (рис. 25).

Рис. 25

6) Получение аванса от покупателя. Отразим данную операцию с помощью документа «Поступление на расчетный счет» (рис. 26):

Рис. 26

При получения аванса от покупателя (за безналичный или наличный расчет) в документе необходимо обратить внимание на заполнение поля «Отражение аванса в НУ». Отнесение к тому или иному режиму налогообложения будет зависеть от заполнения данного поля.

При проведении документа будут сформированы проводки (рис. 27):

Рис. 27

Записи по регистру «Книга учета доходов и расходов» (рис. 28):

Рис. 28

7) Поступление услуги. Отразим услугу по доставке товаров с помощью документа «Поступление товаров и услуг» (рис. 29).

Рис. 29

Расходы по доставке товаров являются распределяемыми. Для распределения затрат между системами налогообложения по налоговому учету в поле «Расходы (НУ)» укажем «Распределяются».

Для целей бухгалтерского учета покажем программе, что данные затраты нужно распределять при помощи выбора распределяемой статьи затрат.

Затраты по доставке отнесем на сч. 44, в качестве аналитики выберем статью затрат «Доставка» (рис. 30):

Рис. 30

8) Начисление налогов. Начисление налогов, сборов в программе отражается документом «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» (рис. 31):

Рис. 31

9) Уплата налогов. Перечислим аванс по УСН с помощью документа «Списание с расчетного счета» с видом операции «Перечисление налога» (рис. 32):

Рис. 32

При проведении документа будут сформированы проводки (рис. 33):

Рис. 33

Записи по регистру «Книга учета доходов и расходов» (рис. 34):

Рис. 34

Расход по уплате налога попал только в 6 графу, хотя было выполнено оба условия: начисление налога и оплата налога. Дело в следующем: так как начисление налогов осуществляется ручной операцией, при ее записи не формируются движения в регистр «Расходы при УСН», поэтому программа данное начисление «не видит». Для таких случаев в документах поступления и списания с расчетного счета, приходных и расходных кассовых ордерах предусмотрена кнопка «КУДиР». Эта кнопка предназначена для ручной корректировки данных, попадающих в книгу учета доходов и расходов (рис. 35).

Рис. 35

При нажатии на кнопку открывается следующее окно (рис. 36):

Рис. 36

В случае, если требуется ручная корректировка книги, данный флажок необходимо снять. В открывшейся форме вручную необходимо указать отражение платежей для целей УСН и ЕНВД (рис. 37).

Рис. 37

Примечание. Кнопка «КУДиР» активна не при всех видах операций платежных документов (в частности, ей можно пользоваться при отражении операций с видом «Прочий приход/расход», «Перечисление налога»).

Для ручного заполнения Книги учета доходов и расходов предназначен документ «Записи книги учета доходов и расходов (УСН, патент)». В частности, это необходимо для хозяйственных операций, отраженных в программе документом «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» (например, начисление налогов).

Раздельный налоговый учет НДС – о чем говорит НК?

Давайте посмотрим, что нам говорит законодательство.

Организации обязаны вести раздельный учет НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (п.4 ст.170 НК РФ).

В общем-то, на этом и все. Как раз к ситуации сочетания облагаемых и необлагаемых операций относится совмещение ОСНО и ЕНВД, об этом мы говорили в прошлой статье.

Законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщиков вести раздельный налоговый учет «входного» НДС при осуществлении операций, облагаемых НДС по разным ставкам (0% и 18% или 0% и 10%). Но обособленный порядок принятия к вычету «входного» НДС по операциям, облагаемым по нулевой ставке, на практике приводит к необходимости ведения раздельного учета.

Поскольку методика распределения НДС при экспорте не регламентируется ни одним нормативным актом, компания обязана закрепить методику ведения раздельного учета НДС в учетной политике. В противном случае налоговые органы могут признать ваш учет недействительным. И, следовательно, вполне могут пересчитать все суммы по НДС.

Как вести раздельный учет по видам деятельности?

Цитата:Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/296 от 30.11.2011
ЕНВД и УСН: порядок ведения раздельного учета
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке ведения раздельного учета при одновременном применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения <…> сообщает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 346.26 Кодекса упрощенная система налогообложения может применяться наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Пунктом 8 статьи 346.18 Кодекса установлено, что налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Порядок ведения раздельного учета при применении налогоплательщиками одновременно системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения Кодексом не установлен.
Таким образом, организация и (или) индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок ведения раздельного учета.
При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности.
Разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации (приказом индивидуального предпринимателя), или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила, касающиеся порядка ведения организацией раздельного учета. При его разработке необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, и регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с Положением и регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т. ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т. ч. письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Когда необходимо распределение НДС при экспорте

Для чего нужен раздельный учет «входного» НДС при экспорте? Его задача — рассчитать «входной» НДС, который приходится на экспортные операции. Принимать его к вычету можно только после подтверждения ставки 0%. А остальную часть мы можем спокойно принимать к вычету в текущем налоговом периоде.

Отметим, что знаменитое правило о 5% общей величины совокупных затрат, когда нам дается право не вести раздельный учет, при отгрузке товаров на экспорт не действует.

Поэтому распределение НДС при экспорте товаров остается одной из неприятных обязанностей организации. Но, к счастью, благодаря изменениям 2016 года, это относится не ко всем компаниям.

С 01.07.2016 года раздельный учет «входного» НДС при экспорте касается только экспортеров сырьевых товаров. К сырьевым товарам относятся:

  1. минеральные продукты;
  2. продукция химической промышленности;
  3. древесина и изделия из нее;
  4. древесный уголь;
  5. жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни;
  6. драгоценные металлы,недрагоценные металлы и изделия из них;

Компании, реализующие на экспорт несырьевые товары, раздельный учет товаров по НДС не ведут. К несырьевым товарам относятся все остальные товары, кроме вышеперечисленных. Так что, коллеги, реализующие на экспорт несырьевые товары, можете выдохнуть. С 01.07.2016 вы освобождаетесь от ведения раздельного учета товаров по НДС, но только по товаром, приобретенным для продажи на экспорт после 01.07.2016 г.

То есть, если вы купили несырьевой товар у поставщика — 10.04.2016 г., а продали его иностранному покупателю на экспорт – 31.03.2017 г., то раздельный учет по данному товару вы ведете как обычно. Вам необходимо будет восстановить «входной» НДС по данному товару и только после подтверждения 0 ставки НДС взять его к вычету.

Таблица. Раздельный учет «входного» НДС при экспорте с 01.07.2016 г.

Дата принятия товаров к учету Сырьевые товары Несырьевые товары
Товары приобретены до 01.07.2016 ведется ведется
Товары приобретены после 01.07.2016 ведется не ведется

Несмотря на то, что экспортерам несырьевых товаров раздельный учет товаров по «входному» НДС вести с 01.07.2016 г. не нужно, подтверждать ставку НДС 0% вы должны, как обычно, в течение 180 дней.

Доходы и расходы. Распределение доходов и расходов

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджета:

  • 1. Налоговые (федеральные, региональные местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  • 2. Неналоговые;
  • 3. Налоги целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • 1) Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • 2) Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • 3) Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • 1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;
  • 2) Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных законов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства.

Помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Основными методами, используемыми государственной властью для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени. Соотношение определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

Государственные займы — следующие доходы бюджета по своему финансовому значению. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Способы получения государственных займов:

  • 1. Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
  • 2. Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

Эмиссия денег — выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством.

К нему обращаются при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным.

Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным способом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает в исключительных случаях, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Капитальные расходы бюджета включают:

  • 1. Расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • 2. Расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • 3. Расходы на проведение капитального ремонта;
  • 4. Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.

Большинство этих расходов отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Все расходы подразделяются на следующие крупные разделы: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; здравоохранение и физическая культура; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; обслуживание государственного долга; финансовая помощь бюджетам других уровней; целевые бюджетные фонды; пополнение государственных запасов и резервов; социальная политика; прочие расходы.

В области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

Основные задачи в области расходов бюджета:

  • 1. Обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2. Расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 4. Повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5. Уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7. Концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8. Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета (превышении расходов над доходами) должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Рекомендуем утвердить в учетной политике

1.1. Вести раздельный учет операций, подлежащих обложению по НДС и освобожденных от налогообложения (ст.149 НК РФ) в следующем порядке:

  • учет доходов, не подлежащих налогообложению НДС, вести в программе (наименование) с применением аналитических характеристик по счетам 90.01 «Выручка» (для 1С8: справочники «Номенклатурные группы» и «Ставки НДС») и 91.01 «Прочие доходы»;
  • вести раздельный учёт входящего НДС на счёте 19 «НДС по приобретённым ценностям» с использованием средств программы (наименование).

1.2. В налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, все суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ (п.4 ст.170 НК РФ).

Расчет доли расходов по необлагаемым НДС операциям

В случае осуществления предприятием необлагаемых НДС операций, доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в общей величине совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз.9 п.4 ст.170 НК РФ), рассчитывается на базе расходов, признанных в налоговом периоде для целей отчета о прибылях и убытках (в порядке, предусмотренном п.19 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, далее – ПБУ 10/99).

Доля определяется как выраженное в процентах частное от деления:

Числитель: Сумма расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (п.4 ст.170 НК РФ, «приобретение», т.е. стоимость реализуемых товаров, введено Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ), определенных по необлагаемым операциям (примерный перечень — Таблица 1, см. также примечание ниже);

Знаменатель: Дт 90.02, Дт 90.07, Дт 90.08, Дт 91.02 (по статьям учета расходов на реализацию активов минус НДС, начисленный при их продаже).

Налоговики долгое время оспаривали право применения «правила 5%» для расходов по деятельности, переведённой на ЕНВД, поскольку не считали возможным распространить на плательщиков ЕНВД порядок, утверждённый п.4 ст.170 НК РФ для плательщиков НДС (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8@, письмо Минфина России от 08.07.2005 № 03-04-11/143).

Однако судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.07.2008 г. № А23-247/06А-14-38, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 по делу № А65-28667/06-СА2-11).

В результате есть свидетельство изменения позиции налоговых органов (письмо ФНС России от 17.02.2010 № 3-1-11/117@): «Принимая во внимание то, что в пункте 2 статьи 170 Кодекса также приведены операции, осуществляемые лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, т.е. в том числе и операции, осуществляемые налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, то положения пункта 4 статьи 170 Кодекса (включая и положения абзаца девятого пункта 4 статьи 170 Кодекса) одинаково применяются и для операций, освобождаемых от налогообложения и для операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг), и для операций осуществляемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, которые по отдельным видам деятельности переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Если рассчитанная в соответствии с настоящим порядком доля превышает 5%, то необходимо определить сумму предъявленного продавцами товаров (работ, услуг) НДС, подлежащего учету в составе расходов, товарно-материальных ценностей и (или) в стоимости объектов основных средств (нематериальных активов). Если доля расходов не превышает 5% или единственным доходом по необлагаемым операциям являлись проценты к получению по выданным займам, то рекомендуем рассчитать и оформить бухгалтерской справкой сумму совокупных расходов на оплату труда специалистов, осуществляющих операции, не подлежащие налогообложению, за налоговый период.

Обращаем внимание, что до октября 2016 года применение «правила 5%» понималось как возможность включить в состав вычетов всю сумму НДС, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), вне зависимости от вида операций (облагаемые или необлагаемые), при осуществлении которых они использовались (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. № 2676/12).

Однако Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015 содержит утверждение, что к операциям по приобретенным товарам, используемым только для не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, не могут быть применены правила, установленные абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ (т.е. применение «правила 5%» не позволяет включить в состав вычетов НДС, предъявленный поставщиками товаров, работ, услуг, используемых только для осуществления необлагаемых операций).

Особенности расчета пропорции при раздельном учете НДС

1. Налоговый период.

Пропорция определяется на основании данных налогового периода, которым является квартал (письма Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121 и ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/373@). Распределять «зашедший» от поставщика НДС следует в том налоговом периоде, когда товары были приняты на учет (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159).

Исключение составляют основные средства и нематериальные активы, которые были приняты на учет в первом или втором месяце квартала. Распределять НДС в соответствии с пропорцией по этим активам налогоплательщик вправе по итогам того месяца, когда они были отображены в учете в связи с их приемкой (подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, особые правила при расчете пропорции действуют и в отношении:

  • операций с фининструментами срочных сделок (подп. 2 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
  • клиринговых операций (подп. 3 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
  • операций по предоставлению займа ценными бумагами или деньгами, операций РЕПО (подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ) или продажи ценных бумаг (подп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

2. Формула.

Для того чтобы разобраться, как ведется раздельный учет НДС, следует ознакомиться с такими формулами:

ПНДС = СНДС / Собщ.

где ПНДС – пропорциональный НДС к вычету;

СНДС – суммарное значение выручки по товарам, отгруженным в рамках налогооблагаемых операций;

Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.

НДС = Снеобл / Собщ.

НДС – сумма НДС, направляемая на увеличение стоимости товаров;

Снеобл – стоимость товаров, отгруженных в рамках освобожденных от налогообложения операций;

Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.

Указанные выше формулы выведены на основании норм, содержащихся в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. При этом в расчете пропорции не следует учитывать те поступления, которые не могут быть признаны выручкой от реализации товаров. Это:

  • проценты по депозитным вкладам (письмо Минфина от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
  • дивиденды по акциям (письма Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64, от 11.11.2009 № 03-07-11/295);
  • дисконты по векселям (письмо Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
  • суммы, полученные в виде штрафных санкций, связанных с изменением условий займа (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-07-08/188);
  • полученное подразделением финансирование от головной компании (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 № 2037/12);
  • сделки эмитентов депозитарных расписок России по размещению этих расписок, а также по связанной с расписками купле-продаже ценных бумаг (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ).

При подсчете общей суммы отгруженных товаров за отчетный период следует учитывать реализацию как на территории России, так и за ее пределами (определение ВАС РФ от 30.06.2008 № 6529/08).

Использовать другие формулы для расчета пропорций — например, исходя из площади помещений, которые используются для облагаемой и освобожденной от налога деятельности, — нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2009 № А33-7683/08-Ф02-959/09).

3. Сумма без НДС.

Для расчета пропорции необходимо брать стоимость отгруженных товаров без учета НДС (письмо Минфина от 18.08.2009 № 03-07-11/208, ФНС России от 21.03.2011 № КЕ-4-3/4414). При этом необходимо учитывать, что сложившаяся судебная практика полностью поддерживает выводы финансового ведомства и контролеров (постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008№ 7185/08).

Чиновники, Президиум ВАС РФ и нижестоящие арбитражные суды обосновывают свои решения тем, что ведение раздельного учета по НДС должно быть в сопоставимых значениях. Причем при расчете как облагаемых НДС операций, так и не облагаемых.

В то же время некоторые судьи не усматривают в ст. 170 Налогового кодекса прямого указания на то, что при расчете пропорции надлежит исключить сумму НДС, и выносят решения в пользу налогоплательщиков, которые не соглашаются с озвученной выше позицией (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2007 № Ф04-2637/2007(33744-А45-42) по делу № А45-6961/2006-46/292, ФАС Московского округа от 28.06.2007, 29.06.2007 № КА-А40/5984-07 по делу № А40-73242/06-129-462).

Принципы ведения раздельного учета по НДС

1. В одном виде деятельности.

При приобретении товаров и услуг, которые целиком используются в облагаемой налогом деятельности, трудностей у налогоплательщика с отображением их в налоговом учете не возникает. Так, предъявленный поставщиком к вычету НДС покупатель целиком сможет принять к вычету на основании п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.

Если же приобретаемые товары будут полностью использоваться в освобожденной от обложения налогом деятельности, то сумма НДС целиком будет отнесена к увеличению их стоимости.

2. В нескольких видах деятельности.

В тех же случаях, когда приобретаемые товары, основные средства (ОС), услуги, нематериальные активы (НМА), работы или имущественные права будут использоваться как в налогооблагаемой, так и в освобожденной от НДС деятельности, распределение НДС при раздельном учете будет особым. Тогда часть предъявленного поставщиком налога может быть использована как вычет, а другая часть — направлена на увеличение стоимости покупки.

Для того чтобы определить, какая сумма налога будет использована в качестве вычета, а какая пойдет на увеличение стоимости, необходимо высчитать пропорцию (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налогоплательщику следует внести запись о поступившем счете-фактуре в книге покупок только в той части, которая пойдет на вычет (п. 2, подп. «у» п. 6, п. 23(2) Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Учет НДС при экспорте в 1С:Бухгалтерия 8 ред.3: вариант первый

Для экспортеров товаров реализован новый вариант методики учета и учетной политики по НДС при экспорте в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3. Для этого необходимо лишь корректно ее настроить.

При экспорте несырьевых товаров, поступивших на ваш склад от поставщика после 01.07.2016 г., входящий НДС можно брать к зачёту до подтверждения нулевой ставки НДС. В программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 указывать, что это несырьевой товар нужно в номенклатуре. При создании номенклатурной позиции, когда указываете код ТНВЭД, в графе «Сырьевой товар» галочку НЕ ставьте. Соответственно, если галочка там стоит, то программа считает, что это сырьевой товар.

Теперь посмотрим, какие варианты вести учет НДС при экспорте в 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 нам предлагает разработчик. Если вы экспортируете сырьевые товары, то для корректной настройки учетной политики в настройках учетной политики установите галку «Ведется раздельный учет входящего НДС». Там же установите пункт «Раздельный учет НДС на счете 19».

Затем в меню «Главное» – «Параметры учета» в закладке НДС нужно установить флажок «По способам учета».

Таким образом, уже в момент ввода первичных документов появляется возможность выбрать, куда отнести НДС по каждому поступлению товаров.

При выборе организацией данной методики распределения НДС при экспорте сырьевых товаров ОСВ по счету 19 будет являться налоговым регистром раздельного учета НДС, где наглядно будут отображены суммы НДС с различными способами учета.

Таким образом, нам не придется прибегать к работе с документом Распределение НДС, поскольку распределение НДС при экспорте будет происходить в процессе работы при вводе первичных документов в программу 1С: Бухгалтерия 8 ред.3.

Но данный способ распределения НДС при экспорте имеет свои технические нюансы, поскольку он удобен только в том случае, когда мы точно знаем, что реализация именно данного товара пойдет на экспорт. И не удобен в том случае, когда мы не предполагали, что именно данный товар будет реализован на экспорт.

Поэтому давайте рассмотрим «классический» способ распределения НДС при экспорте расчетным путем.

Методика ведения раздельного учета НДС

Первоначально следует ознакомиться с принципами ведения раздельного учета по НДС и методиками. При наличии операций в одном виде деятельности, при покупке товаров, которые полностью применяются деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, проблем с учетной политикой не появляется.

Предъявленный поставщиком налог в бюджет покупатель может принять к возмещению, согласно НК РФ. Если покупаемая продукция будет применяться в освобожденной от обложения сфере, то сумма отчисления будет относиться к прибавлению стоимости.

Если же продукция, ОС, активы или услуги используется в облагаемой и необлагаемой деятельности, отчисление распределяется согласно правилам. Часть предъявленного платежа может быть применена как вычет, а другая – на увеличение цены. Для установления суммы к возврату и суммы увеличения рассчитывается пропорция. Плательщик должен вписывать данные в книгу покупок о поступившем счете-фактуре в части, которая будет оформлена на возврат.

Таким образом, если товары применяются только в облагаемой деятельности, то сумма отчислений может быть оформлена как возврат. Как рассчитывается доля облагаемой платежом в бюджет выручки в общем объеме:

Доля выручки от облагаемой деятельности: *100%.

После вычисления доли устанавливается сумма отчислений к вычету. Размер входного налога рассчитывается как произведение общей суммы входного отчисления за ¼ года и доли выручки от облагаемой деятельности.

Для установления суммы, которая подлежит включению в стоимость товаров, из общей суммы входного сбора за ¼ года вычитается показатель входного платежа, принимаемого к вычету.

Последующая корректировка способа учета НДС

Актуален вопрос, как вести раздельный учет по НДС. По способу учета, который указывается при создании документа поступления, в дальнейшем в некоторых случаях могут вноситься изменения.

К примеру, после проведения документа поступления со способом установления «к вычету» возможно перемещение продукции с признаком учета в стоимости. Также возможна корректировка способа учета документом – «Требование – накладная».

Указать способ фиксирования можно в части таблицы, а также в пункте счета затрат. Во время проведения документа реализации продукции в автоматическом порядке осуществляется проверка на соответствие способа учета и установленной ставки. Вносить изменения в способ фиксирования данных можно, пока ТМЦ не была списана. Если сбор уже распределялся, корректировка способа учета не допускается.

Источники

  • https://www.buhgalteria.ru/article/kak-sovmestit-usn-psn-i-envd
  • https://www.klerk.ru/soft/articles/392730/
  • https://azbuha.ru/uchet-ved/raspredelenie-nds-pri-eksporte/
  • https://macros-ht.ru/spravochnik/razdelnyj-uchet/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/461224/
  • https://nalog-nalog.ru/nds/razdelnyj_uchet_nds/kak_vedetsya_razdelnyj_uchet_po_nds_principy_i_metodika/
  • https://expert-nds.ru/razdelnyj-uchet-nds/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: