Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Примирительные процедуры

В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах. Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено АПК РФ и иным федеральным законом. Споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Виды примирительных процедур (информация для сторон судебного разбирательства)

Виды примирительных процедур:

Претензионный порядок – досудебный способ урегулирования споров, состоящий в направлении субъектами конфликта письменных предложений друг другу в целях его урегулирования, используемый добровольно или в предусмотренных законом случаях. В результате обращения к процедуре у сторон появляется возможность урегулировать спор без обращения в суд.

Переговоры – вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно разрешают конфликт.

Медиация (посредничество) – процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (посредник), оказывающее помощь сторонам в урегулировании конфликта, желаемым результатом которой является достижение субъектами взаимовыгодного соглашения.

Судебное примирение – примирительная процедура с участием судебного примирителя, проводимая в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Задачами судебного примирения являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения.

Судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Судебное примирение сторонами не оплачивается.

Порядок и сроки примирительной процедуры

Если участники спора заявили о желании пройти процедуру примирения, суд удовлетворяет их ходатайство и выносит определение о порядке действий. При необходимости может быть вынесено определение об отсрочке судебного разбирательства.

Определение суда включает:

  • наименования участников
  • предмет спора
  • вопросы, которые можно решить в ходе примирения,
  • период проведения процедуры,
  • дополнительные сведения, которые могут понадобиться в процессе.

Примирительная процедура должна завершиться в сроки, указанные в определении суда, но по ходатайству участников крайний срок может быть продлен.

Примирительные процедуры

Одно из нововведений – расширение перечня способов урегулирования споров мирным путем, в том числе при содействии суда. К примирительным процедурам, наряду с медиацией и посредничеством, отнесены переговоры и судебное примирение.

Список остается открытым, т.е. для улаживания споров можно использовать и другие виды примирительных процедур, если они не противоречат законодательству.

Судебное примирение

К судебному примирению стороны вправе прибегнуть на любом этапе судопроизводства по делу. Можно сказать, что процедура занимает промежуточное место между судебным разбирательством и медиацией. Особенность примирения в суде – проведение его с участием судебного примирителя, которым может стать судья в отставке. Список примирителей формирует и утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Требования к кандидатам и регламент проведения примирения определены законодательно.

В конкретном споре кандидатуру выбирают из перечня и согласовывают стороны, суд ее утверждает. Судебный примиритель должен действовать беспристрастно и добросовестно. Ему запрещено делать что-либо, что может повлечь изменение или прекращение прав или обязанностей участников спора. Порядок проведения судебного примирения прописан в Регламенте, который утверждается ВС РФ.

Судебный примиритель имеет право:

  • проводить переговоры со сторонами и третьими лицами, принимающими участие в деле,
  • исследовать материалы дела.
  • давать участникам рекомендации для скорейшего разрешения конфликта.

Порядок и оплата работы судей-примирителей определяется Правительством Российской Федерации.

Судья вправе контролировать ход примирительной процедуры, запрашивая информацию не чаще одного раза в две недели.

Как используются примирительные процедуры в трудовом споре

Как можно понять из вышеозначенных нормативов трудового законодательства, примирительные процедуры используются только в качестве механизма разрешения коллективных трудовых споров, которые ведутся по отдельной процедуре. В случае, если трудовой спор носит индивидуальный характер, работник вправе пользоваться самозащитой своих трудовых прав или же обращаться в профсоюзы, надзорные органы или суд.

В ведении коллективных же споров проведение рассматриваемых процедур является обязательным шагом. Обратиться за участием посредника или инициировать проведение трудового арбитража трудящиеся, их представители не могут, не попытавшись урегулировать имеющиеся вопросы в порядке проведения примирительных процедур. Ключевым аспектом в таком случае является формирование примирительной комиссии и обязательное уведомление работодателя об инициации коллективного спора с приглашением принять участие в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия на предприятии формируется из представителей каждой стороны взаимоотношений, которые в итоге в рамках проведения заседаний предлагают различные варианты урегулирования имеющегося коллективного спора. При этом законодательство четко определяет сроки, в течение которых должны быть сформированы данные комиссии и время, в течение которого должно быть вынесено решение о возможных способах урегулирования коллективного трудового спора.

В случае, если обе стороны взаимоотношений достигают соглашения и принимают разработанный примирительной комиссией вариант урегулирования сложившейся ситуации, никаких дальнейших последствий для сторон нет. По итогам между сторонами подписывается коллективный договор, определяющий права и обязанности сторон, которые должны быть соблюдены и работниками, и работодателем.

Что может стать предметом коллективных споров

Положения статьи 398 Трудового кодекса РФ определяют трудовой спор как нерешенные противоречия рабочих и руководства организации (или представителей обеих сторон), связанные с установлениями и корректировками условий труда (в том числе и с зарплатой), заключениями, поправками и исполнением коллективных договоров, а также с ситуациями, когда начальство игнорирует мнение представителей со стороны работников во время принятия нормативных актов компании. Речь идет о коллективных договорах и социально-экономических условиях труда (изменения норм выработки, сдельных расценок, уровня заработной платы, внедрение систем заработной платы, рабочего графика, охраны труда и т. п.).

В качестве конфликтующих сторон могут выступать работники предприятия (трудовой коллектив) и отраслевое вышестоящее руководство. Недостаточное финансирование предприятий или организаций в конкретной отрасли нередко становится причиной дискриминации по отношению к работникам (учителям, врачам, шахтерам и т. д.). Ущемленные в правах и законных интересах специалисты выдвигают требования, и если местные органы управления некомпетентны в решении возникшего спора, вопрос перепоручается верховному руководству.

Из каких этапов состоит примирительная процедура рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

Примирительная комиссия – начальный этап процесса, после которого к спору привлекаются посредники и временный трудовой арбитраж, если конфликтующие стороны не достигнут согласия. В такой ситуации рассмотрение спора происходит в три стадии. Если стороны не пришли к единому мнению относительно того, какая примирительная процедура должна последовать за комиссией (выдвижение посредника или трудовой арбитраж), необходимо сформировать трудовой арбитраж и осуществить разрешение в два этапа.

Участие в примирительных процедурах, реализуемых в рамках ограниченного временного интервала, обязательно для каждой из сторон. По обоюдному соглашению сроки их проведения могут быть продлены, они являются процессуальными, то есть до указанной даты стороны должны произвести процессуальные действия.

Для трудовых споров не установлено исковых, давностных сроков. Законодательство РФ позволяет работникам проводить митинги, демонстрации, пикеты и прочие собрания, если это помогает в защите собственных прав и интересов.

По закону представители сторон, примирительная комиссия, посредники, временный трудовой арбитраж и служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее Служба) обязаны использовать весь спектр возможностей для разрешения коллективного трудового спора.

Этап 1. Разрешение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Образование примирительной комиссии – этап, без которого невозможно разрешение конфликта. Каждой из сторон формируется орган в течение трех рабочих дней с даты открытия спора. Порядок разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется статьей 402 Трудового кодекса РФ.

Основанием для создания такого органа является соответствующий приказ руководства предприятия и решение представителей сотрудников. При формировании комиссии стороны определяют ее качественный и количественный состав. Участники этой примирительной структуры обладают равными правами.

Стороны обязаны создать комиссию и принять участие в ее работе. Согласно статье 406 Трудового кодекса РФ, если одна из сторон пытается уклониться, в рассмотрение и разрешение коллективного спора включается трудовой арбитраж.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Управление проектами в организации: структура, ответственные лица и методы организации работы
  • Автоматизация бизнес-процессов – реальная польза или лишняя головная боль?!
  • Аутсорсинг персонала: виды, плюсы и минусы

Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней с принятия соответствующего приказа или распоряжения о ее формировании. Согласно статье 402 Трудового кодекса РФ это время может быть увеличено по обоюдному согласию сторон.

Решение примирительной комиссии, принятое по соглашению участников коллективного спора, оформляется протоколом и имеет обязательную силу для обеих сторон. Решение подлежит исполнению в определенном порядке и сроки. Если стороны не находят компромисс и урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией невозможно, улаживание вопроса продолжается с участием посредника и/или в трудовом арбитраже.

Этап 2. Рассмотрение спора с участием посредника.

Посредник принимает участие в разрешении после того, как примирительная комиссия запротоколирует разногласия сторон. Посредник привлекается самими участниками конфликта или службой по урегулированию коллективных трудовых споров – системой государственных и региональных органов, входящей в состав Министерства труда РФ и ее субъектов.

В основные функции Службы входит:

  • уведомительная регистрация коллективных трудовых споров;
  • проверка полномочий представителей сторон;
  • формирование списка посредников и трудовых арбитров;
  • подготовка посредников и трудовых арбитров;
  • выявление и обобщение факторов возникновения спора;
  • разработка вариантов для разрешения спора;
  • консультирование и поддержка обеих сторон коллективного спора;
  • финансирование примирительных процедур – вознаграждение посредников и трудовых арбитров.

В данном случае посредник выступает в качестве нейтрального к обеим сторонам органа. Его главная задача – привести стороны коллективного спора к соглашению. Посредник вправе запрашивать необходимую документацию и интересующую информацию, касающуюся коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с привлечением посредника осуществляется в течение семи рабочих дней после его назначения. В данной ситуации разрешение коллективного конфликта происходит двумя способами. При достижении договоренности составляется протокол, обязательный для исполнения сторонами. Если стороны не пришли к соглашению, оформляется протокол разногласий и рассмотрение спора осуществляется трудовым арбитражем без участия посредника.

Этап 3. Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.


Если стороны трудового спора не приходят к соглашению с помощью примирительной комиссии или посредника, участники процесса и Служба совместно формируют трудовой арбитраж – временный орган, созданный для разрешения трудового коллективного конфликта. Образование арбитража происходит в течение трех рабочих дней со времени рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником в составе трех трудовых арбитров, привлеченных по рекомендации Службы или сторон спора.

Работодатель совместно с представителями работников и Службой формируют трудовой арбитраж: выбирают его участников, определяют регламент и полномочия. Представители конфликтующих сторон не должны входить в состав трудового арбитража.

Орган формируется, если наниматель и работники (или представители обеих сторон) письменно зафиксировали соглашение об обязательной реализации решения трудового спора. Статья 404 Трудового кодекса РФ дает работникам право использовать забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора, если стороны не пришли к договоренности по привлечению посредника и формированию трудового арбитража. По сути это упрощает начало забастовки, что, на самом деле, нежелательно для работников.

Согласно статье 406 Трудового кодекса РФ на предприятиях, где недопустимо проведение забастовок, формирование трудового арбитража является обязательным. В течение 5 дней после образования орган рассматривает спор с участием обеих стороны. Возможно неоднократное заседание трудового арбитража, который внимательно изучает обращение сторон, привлекает документацию и информацию, связанную со сложившимся конфликтом.

При необходимости трудовой арбитраж оповещает органы местного управления и государственной власти о возможных последствиях данного трудового спора. После рассмотрения обстоятельств конфликта арбитраж формирует письменное решение. В состав арбитража входят три участника, следовательно, решение может приниматься исходя из наибольшего количества голосов арбитров.

Переговоры как способ разрешения коллективных трудовых споров

Разрешение коллективных споров возможно в процессе переговоров, включающих несколько этапов: подготовка, сами переговоры и последующее подведение итогов.

Каждая сторона отстаивает собственные интересы – запросы, нужды, намерения и ожидания, которые задают направление переговоров. В отличие от интересов, позиция, которой придерживается каждая из сторон, является средством достижения цели, а не самой целью. В процессе диалога недостаточно просто оглашать заявления, претензии и ультиматумы. Результат переговоров должен устраивать обе стороны трудового спора. Даже частичное удовлетворение запросов лучше, чем отсутствие какого-либо компромисса.

Коллективные переговоры могут проводиться между нанимателем (группой предприятий) и организацией работников (объединением организаций). Чаще всего обсуждаются вопросы, связанные с:

  • условиями труда и ежедневной нагрузкой;
  • взаимоотношениями руководства и подчиненных;
  • взаимоотношениями работодателя и организацией работников.

Главными принципами коллективных переговоров с целью разрешения трудового конфликта являются:

  1. неотступное следование законодательству РФ;
  2. равномерное распределение прав и компетенций между сторонами;
  3. равноправие сторон;
  4. взаимодействие, в основе которого лежит уважение интересов противоположной стороны;
  5. причастность и заинтересованность участников коллективного спора;
  6. отсутствие давления и принуждения при принятии обязательств, подлежащих исполнению;
  7. надзор за соблюдением договоренностей;
  8. серьезная ответственность за отклонение от договоренностей.

Статья 36 Трудового кодекса РФ раскрывает, что каждая из сторон, участвующих в коллективных переговорах, имеет право на самостоятельные активные действия.

Согласно 29 статье Трудового кодекса РФ представителями работников могут быть:

  • профсоюзы и приравненные к ним организации;
  • объединения, уполномоченные межрегиональными и общероссийскими профсоюзными организациями;
  • иные представители.

Для проведения переговоров, разрешения спора, формирования соглашения или внесения корректировок требуется создание специальной комиссии. Ее численный и персональный состав определяется профсоюзом.

В задачи профсоюза входит организация и проведение переговоров, заключение соглашений или внесение в них корректировок, надзор за соблюдением договоренностей. Если работники заинтересованы в участии в переговорах, они поручают профсоюзной организации защиту собственных интересов в сложившемся коллективном споре.

Подчиненные, не объединенные в профсоюз и участвующие в трудовом конфликте с руководством, могут самостоятельно выбрать представителя или иной орган, которые примет участие в переговорах (в соответствии с 31-й статьей Трудового кодекса РФ). Избрание происходит путем тайного голосования. Подобный порядок предусмотрен, если в профсоюзную организацию входит менее половины сотрудников предприятия. Назначенный орган или представитель вправе осуществлять свою длительность совместно с профсоюзом без ограничения и препятствия работе со стороны руководства предприятия.

Участниками коллективных переговоров могут быть как работники, так и их уполномоченные представители. Компетенции и возможности представителя нанимателя распределяются с учетом сложности и характера решаемых задач. К примеру, объединение работодателей несет ответственность за заключение договоренностей, внесение корректировок в соглашения, решение возникающих споров, проблем социальных и трудовых отношений.

Представители руководства предприятий обязаны присутствовать на коллективных переговорах, организованных с целью заключения первичных договоренностей или соглашений, внесения корректировок в уже имеющуюся документацию.

Со стороны работодателя могут выступать:

  • руководство предприятия;
  • ИП;
  • иные уполномоченные представители.

Согласно 36-й статье Трудового кодекса РФ коллективные переговоры могут быть предложены обеими сторонами спора. Каждая из сторон обязана заранее сформулировать четкие претензии и пожелания, которые будут рассматриваться. Далее составляется уведомление об открытии коллективных переговоров, после чего начинаются сами обсуждения.

Уведомление о проведении переговоров должно отображать точную дату, место и состав представителей сторон. С каждой стороны допустимо присутствие от трех до семи человек.

Переговоры должны начаться в течение семи суток после получения уведомления представителями сторон. Инициатору поступает ответ, содержащий список всех участников, их компетенций и обязанностей. Как правило, на следующий день после ознакомления инициатора с информацией проводятся коллективные переговоры.

Представителям работодателей, которые оплачиваются руководством предприятия, политическими организациями или органами местного самоуправления, запрещено выступать со стороны работников, заверять или корректировать какую-либо документацию от лица подчиненных.

Для проведения переговоров создается комиссия, включающая в себя одинаковое количество участников с каждой стороны, обладающих равными правами.

Порядок проведения коллективных переговоров можно разделить на несколько этапов:

Этап 1. Процессу коллективных переговоров предшествует период, когда стороны принимают решение об их проведении и уведомляют о дате встречи. Инициатором могут выступать как работники, так и наниматели или представители обеих сторон. Решение принимается на соответствующем собрании. Если на предприятии отсутствует официально заключенный коллективный договор, решение о дате переговоров может быть вынесено в любой момент. Если коллективный договор заключен официально, переговоры назначаются в течение трех месяцев до момента его окончания.

Этап 2. Далее необходимо издать приказ о формировании комиссии для проведения переговоров. Процесс занимает не более семи рабочих дней после получения уведомления о проведении коллективных переговоров. Приказ должен сопровождаться утвержденным решением представителей стороны работников. Документация определяет регламент, сроки разработки коллективного договора, а также участников комиссии, которая формируется на добровольной основе.

В комиссию со стороны работников входят представители, обладающие правом разрабатывать проект и заключать коллективный договор. При их отсутствии работники могут выступать самостоятельно. В подобной ситуации договор заключается в виде единого документа, который защищает интересы сотрудников предприятия.

Этап 3. Обсуждение и разработка проекта коллективного договора происходит в сроки, заранее предусмотренные сторонами спора. Разногласия, разрешение которых невозможно в процессе обсуждения, регулируются положениями статьи 38 Трудового кодекса РФ.

Этап 4. Переговоры с целью разработки проекта оканчиваются собранием всех работников и представителей руководства предприятия, утверждением и заверением принятой документации. Договор имеет силу в течение от одного до трех лет после подписания. Внесение поправок и дополнений предусмотрено договором и осуществляется по согласованию сторон.

По истечении срока договора он автоматически продлевается до момента подписания нового или внесения корректировок в существующий документ. Коллективный договор не признается расторгнутым при смене руководства, реорганизации предприятия (кроме предложений, выдвинутых сторонами) и окончании трудового договора. Договор является актуальным на протяжении всего процесса ликвидации компании.

Этап 5. Регистрация в Департаменте труда договора и его приложений, отображающих основные положения коллективных переговоров, поручается работодателю. Процедура проводится в течение семи дней после заключения соглашения. Регистрация не означает принятия решения в пользу одной из сторон. В регистрации договора не может быть отказано, даже при обнаружении ошибок в тексте документа.

Регистрация является обязательной процедурой и направлена на придание коллективному договору статуса правового документа, защищающего интересы сотрудников. Департамент труда обязан выявить все условия договора, которые могут нанести ущерб положению работников (относительно законодательства РФ, в том числе Трудового кодекса РФ). При обнаружении условий, ухудшающих положение подчиненных, Департамент труда обязан проинформировать об этом представителей обеих сторон и органы трудовой инспекции.

Протокол коллективных переговоров выглядит следующим образом:

Протокол должен содержать основные положения и договоренности коллективных переговоров:

  1. номер протокола;
  2. наименование и точную дату проведения собрания;
  3. состав комиссии с указанием Ф. И. О. участников и их должностей;
  4. перечень обсуждаемых вопросов и результаты их решения;
  5. результаты голосования по каждому из рассмотренных вопросов;
  6. итоговые подписи всех участников.

Исполнение решений по коллективным трудовым спорам

Разрешение коллективного спора возможно на любой стадии взаимодействия сторон. Соглашение может быть заключено по результатам работы примирительной комиссии, после привлечения посредника или по факту выполнения договоренностей сторон.

Соглашение, заключенное в процессе разрешения конфликта между нанимателем и работниками, письменно оформляется и обязательно к исполнению для каждой из сторон согласно статье 408 Трудового кодекса РФ. Обе стороны контролируют исполнение предписаний соглашения. Если работодатель или его представитель уклоняется от реализации собственных обязательств, его ожидает административный штраф в размере 2040 МРОТ.

В какой срок создается примирительная комиссия и кто в нее входит

Законодательство достаточно строго определяет как сроки формирования примирительных комиссий, так и перечень лиц, каковые могут участвовать в них. Нарушение установленных сроков дает другой стороне право перейти на следующий уровень разрешения разногласий. Однако при этом одностороннее формирование рассматриваемой комиссии не допускается в любом случае.

Срок формирования комиссий зависит от характера и масштаба наличествующего спора. Так, для разногласий локального уровня — то есть, в рамках одного предприятия, сроки формирования рассматриваемой комиссии составляют не более двух дней со дня начала спора. В случае, если спор начинается на иных уровнях социального партнерства, законодательство расширяет сроки, предоставляемые на формирование комиссии до трех дней с момента начала спора.

При этом сроки устанавливаются законодательством не только в отношении времени формирования примирительной комиссии, но также и в отношении ее фактического функционирования. Так, на локальном уровне примирительная комиссия прямо обязана вынести решение по сути спора в течение трех дней с момента создания. А для споров на иных уровнях социального взаимодействия — в течение пяти дней с момента создания комиссии.

При необходимости и согласии всех сторон коллективного спора сроки полномочий примирительной комиссии могут быть продлены для вынесения наиболее актуального решения, если необходимо время на разработку и согласование такого решения.

Что же касается состава примирительной комиссии, то он зависит от того, на каком уровне социального партнерства происходит коллективный спор. Для локального уровня коллективных споров, в комиссии должны присутствовать представители работников и работодателя. В случае коллективных споров иного уровня (отраслевых, межотраслевых), в примирительной комиссии должны участвовать представители объединения работодателей или министерств, а также представители соответствующего органа трудящихся, например, профсоюза.

При этом независимо от масштабов разногласий и конкретного уровня, на котором они происходят, не допускается участие в деятельности комиссии каких-либо третьих лиц, в том числе и представителей власти. В исключительных случаях и при согласии обеих сторон такие представители могут принимать участие консультативного характера для обеих сторон коллективного трудового спора.

Один из базовых принципов формирования любой примирительной комиссии — равенство сторон в ее составе. Таким образом, в составе примирительной комиссии всегда должно быть равное количество участников как со стороны работодателей, так и со стороны самих работников. Рекомендуемое Министерством труда количество участников примирительной комиссии от каждой стороны спора — от двух до пяти человек, в зависимости от сложности спора и поиска оптимального и приемлемого решения.

Где и как регулируются

Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу:

  • установления и изменения условий труда;
  • заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

Порядок выдвижения и рассмотрения требований работников, примирительные процедуры в трудовом праве регулируются главой 61 Трудового кодекса.

Требования работников утверждаются для дальнейшего рассмотрения на собрании или конференции и направляются работодателю в письменном виде представительным органом работников. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются выборными коллегиальными органами и направляются сторонам социального партнерства на соответствующем уровне (отраслевом, региональном или федеральном). Работодатель обязан рассмотреть полученные требования и сообщить о своем решении письменно в течение двух рабочих дней с момента получения (ст. 400 ТК РФ). Объединения работодателей рассматривают требования в течение трех недель.

Если работодатель отказывается рассматривать и удовлетворять требования работников, начинается трудовой коллективный спор. С целью урегулирования возникших разногласий и проводятся примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров.

Постановлениями Минтруда разработаны рекомендации по организации работы специально созданных сторонами конфликта органов по его разрешению. Все процедуры проводятся в установленные законом сроки.

Этапы примирения

В соответствии с трудовым законодательством, примирительные процедуры состоят из этапов, чередующихся в строгой последовательности. Их проведение обязательно для обеих сторон конфликта. Если они не проводились, то забастовка является незаконной. До начала взаимодействия по предмету разногласий или в любой момент после начала взаимодействия любая из сторон вправе обратиться в Роструд для уведомительной регистрации коллективного спора. Дальнейшее разрешение конфликта, связанное с организацией и проведением забастовки, если примирительные процедуры не принесут результатов, проходит под наблюдением указанного государственного органа. Статьей 401 ТК РФ установлены следующие этапы урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия;
  • посредничество;
  • трудовой арбитраж.

При этом примирительная комиссия и посредник в трудовом арбитраже являются обязательными и последовательными процедурами урегулирования и рассмотрения коллективного спора. Основная задача временно создаваемых органов на каждом этапе — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения.

Трудовой арбитраж

Эта процедура проводится, если стороны отказались от привлечения посредника, рассмотрели, но не согласовали его кандидатуру, или не удалось урегулировать конфликт с помощью посредника, или одна из сторон уклонялась от участия в создании или работе примирительной комиссии. Как и другие примирительные процедуры трудовых споров, рассмотрение спора в трудовом арбитраже направлено на поиск решения, устраивающего обе стороны конфликта.

Трудовой арбитраж — это орган по рассмотрению спора:

  • временный — специально создан сторонами;
  • постоянно действующий при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В состав этого органа в обязательном порядке включаются представители Роструда.

Для передачи спора на рассмотрение трудового арбитража стороны проводят переговоры. Все примирительные процедуры при трудовых спорах проходят определенные последовательные этапы, это требование законодательства, изложенное в статье 401 ТК РФ. В случае согласия на этапе переговоров заключается соглашение. Если работодатель отказывается передавать спор на рассмотрение арбитража или уклоняется от его создания, то работники вправе начать организацию забастовки, за исключением ситуации, когда, в соответствии со ст. 413 ТК, забастовка запрещена. В этом случае стадия рассмотрения в арбитраже является для участников конфликта обязательной, при несогласовании его состава и регламента решение принимает Роструд.

Состав временного арбитража устанавливается решением работодателя, представителя работников и Роструда. Возможная компенсация расходов лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров, осуществляется по соглашению сторон конфликта. В протоколе указываются условия участия арбитров в рассмотрении спора, которые согласовываются с арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Рострудом.

Состав арбитража для рассмотрения конкретной конфликтной ситуации из числа постоянно действующего органа формируется в соответствии с порядком этого органа, им же утверждается его регламент.

Арбитры имеют право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения;
  • заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания компетентных специалистов;
  • требовать от представителей сторон доведения решений арбитража до сведения всех работников;
  • предлагать возможные варианты разрешения спора;
  • информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях конфликта.

Арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну, ставшую известной при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения к спора состоит из нескольких этапов:

  1. Изучение документов и материалов, предоставленных сторонами.
  2. Заслушивание представителей.
  3. Заслушивание экспертов.
  4. Разработка рекомендаций.

.

Рассмотрение коллективного трудового спора: как принимается, оформляется решение

По условиям абз. 6 ст. 402 ТК РФ исследование материалов дела комиссией должно производиться в следующие сроки:

  • на местном уровне — в течение 3 дней с момента ее создания (определяется по дате приказа работодателя);
  • на иных уровнях — в течение 5 дней с момента решения стороны работодателя о формировании такой комиссии.

Процесс принятия решения устанавливается самой комиссией, но можно воспользоваться Рекомендациями, утв. постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 № 57. Они содержат, кроме основных начал работы комиссии:

  • удобные формы, фиксирующие ее деятельность (образцы протоколов заседаний и разногласий);
  • требования к личности члена комиссии;
  • принципы, которым должны следовать члены комиссии.

По итогу рассмотрения дела комиссией оформляется протокол, в котором находят свое отражение:

  • все основные аспекты дела;
  • принятое по нему решение;
  • все ключевые даты, в течение которых оно должно быть исполнено.

Решение обязательно для исполнения сторонами конфликта.

При недостижении согласия по поставленному вопросу оппоненты могут прибегнуть к его рассмотрению с участием посредника либо в трудовом арбитраже (абз. 8 ст. 402 ТК РФ).

Примирительная комиссия — это особый временный орган, формируемый для разрешения коллективных трудовых споров. Указанная комиссия является первоначальным этапом рассмотрения разногласий. Формируется из представителей сторон в равноправном количестве.

Источники

  • https://fasco.arbitr.ru/process/primir_proc
  • https://m-style.su/news/primiritelnye-protsedury-novyy-poryadok-s-25-oktyabrya/
  • https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/primiritelnye-protsedury-v-trudovom-prave-i-trudovyh-sporah.html
  • https://sales-generator.ru/blog/razreshenie-kollektivnykh-sporov/
  • https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/primiritelnaya-komissiya-chto-eto.html
  • https://clubtk.ru/primiritelnye-protsedury-pri-rassmotrenii-trudovykh-sporov
  • https://rusjurist.ru/kadry/trudovye_spory/kak_i_v_kakoj_srok_formiruetsya_primiritelnaya_komissiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: