Реорганизация юридических лиц: общие положения

Содержание
  1. Что значит реорганизация юридического лица?
  2. Чем регулируется
  3. Кто принимает решение о реорганизации?
  4. Понятие и особенности реорганизации организации (юридического лица)
  5. Этапы процедуры
  6. Решение
  7. Уведомление
  8. Оформление
  9. Заключительная стадия
  10. Сложности каждого этапа
  11. С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?
  12. Чем ликвидация юрлица отличается от реорганизации
  13. Пошаговые этапы
  14. Понятие и способы реорганизации юридических лиц
  15. Принудительная реорганизация юридического лица
  16. Добровольная реорганизация юридического лица
  17. Налоговая проверка при реорганизации ООО, что это?
  18. Формы реорганизации
  19. Этапы реорганизации
  20. Реорганизация юридического лица в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»
  21. Процедура реорганизации ООО путем присоединения, что это?
  22. Какая цель реорганизации предприятия в форме присоединения?
  23. Документы для реорганизации в форме присоединения
  24. Срок реорганизации в форме присоединения
  25. Возможность обжалования решения о реорганизации
  26. Последствия реорганизации
  27. Внеплановая ревизия
  28. Передать собственность
  29. Налог на прибыль
  30. Налоговые правопреемники
  31. Правопреемники налоговых обязательств
  32. Налог на добавленную стоимость
  33. Налог на имущество организаций
  34. Налог на доходы физических лиц
  35. Амортизация
  36. Судьба акционеров
  37. Итоги

Что значит реорганизация юридического лица?

В соответствии со статьями 57-60 Гражданского кодекса РФ понятие процедуры реорганизации заключается в том, что вследствие прекращения деятельности юрлица возникают отношения правопреемства, в результате чего происходит одновременное образование одного юридического лица или нескольких юридических лиц. Это значит, что обязательства и права перед контрагентами переходят от ликвидированной организации к образованному предприятию или образованным компаниям.

Чем регулируется

Действующее законодательство нашей страны тщательно регулирует процесс реорганизации.

  1. В частности, Гражданский кодекс РФ предусматривает общий порядок реорганизации для всех видов юридических лиц. Этому посвящены ст. 57-60.2 ГК РФ.
  2. Но кроме данного законодательного акта порядок реорганизации отдельных категорий предприятий получил свое регулирование в других законодательных актах.

    Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает также порядок реорганизации подобных компаний (Глава 5). Соответствующие нормы также содержит ФЗ «Об акционерных обществах» (Глава 2). Также определенные нормы содержатся в ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Некоторые правовые аспекты принудительной реорганизации получили свое регулирование в ФЗ «О конкуренции». Но все же основной упор необходимо делать на ГК РФ.

Кто принимает решение о реорганизации?

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ, реорганизация может проводиться по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Понятие и особенности реорганизации организации (юридического лица)

В результате проведения реорганизации:

  • действующие юридические лица могут прекращать существование (при присоединении, слиянии, преобразовании), а также могут создаваться новые (при слиянии, выделении, разделении, преобразовании);

  • все права и обязанности реорганизуемого юридическог лица, в отличие от ликвидаци, переходят к вновь образованным юридическим лицам;

  • правопреемство (т.е. — переход прав и обязанностей) носит универсальный (общий) характер;

  • составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

  • Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

    И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

  • необходимо соблюсти права всех кредиторов, т.е. письменно уведомить каждого из них до проведения реорганизации.

Принятие решения о проведении реорганизации может быть:

  • добровольным (по решению участников (акционеров) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами);

  • принудительным (по требованию антимонопольного органа, решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ, статья 38 ФЗ «О защите конкуренции»).

Этапы процедуры

Реорганизация – довольно сложная процедура, которая состоит из нескольких этапов. Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей и связан с определенными рисками, которые приведены ниже.

Решение

Принятие соответствующего решения – начальный этап осуществления реорганизации. Подобное решение принимается учредителями компании.

При этом если в процессе реорганизации принимают участие несколько предприятий, все они должны иметь в наличии подобное решение.

На практике очень часто учредители учитывают законодательное регулирование процедуры принятия данного решения, не обращая внимания на устав компании, в котором могут быть предусмотрены иные правила.

Если устав предприятия предусматривает иной порядок принятия учредительного решения, необходимо сохранить его, иначе в дальнейшем решение может быть признано недействительным, что может стать основанием для отмены процедуры реорганизации.

Уведомление

В соответствии с действующим законодательством компания, которая приняла решение о начале процедуры реорганизации, должна отправить соответствующее уведомление в регистрирующий орган.

Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с момента принятия подобного решения.

На основании данного уведомления регистрирующий орган вносит соответствующую запись в реестр юр. лиц, о том, что компания находится в процессе реорганизации.

Также необходимо опубликовать оповещение о процедуре реорганизации в СМИ.

Необходимо придерживаться установленного порядка уведомления, иначе в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы с кредиторами.

Также необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства.

Иногда может возникнуть необходимость отправки соответствующего уведомления в антимонопольный орган.

Несоблюдение данного требования может стать основанием для применения мер ответственности к правонарушителю.

Оформление

Оформление реорганизации – один из наиболее сложных этапов. В частности, в соответствии с действующим законодательством учреждения, которые находятся в процессе реорганизации, должны составить передаточный акт.

Это – документ, который необходимо предъявить регистрирующему органу для окончания процесса реорганизации.

В передаточном акте указывается следующая информация:

  • активы компании, в том числе и имущество;
  • долги и обязательства;
  • возможности дальнейшего увеличения долгов или активов (например, если компания является стороной судебного разбирательства, об этом также необходимо указать в передаточном акте);
  • данные о правопреемнике.

Важно помнить о том, что все активы и обязательства компании должны быть указаны в передаточном акте. На практике очень часто информация указывается не полностью, что в дальнейшем становится причиной возникновения ряда проблем.

Образец документа представлен тут.

Если правопреемников несколько, то необходимо четко указать какие именно права и обязанности переходят к каждому из них.

Заключительная стадия

Заключительная стадия процесса реорганизации – внесение соответствующей записи в реестр юр. лиц. Для этого необходимо предъявить заявление об осуществлении государственной регистрации, форма которого можно найти на сайте регистрирующего органа. Также необходимо прикрепить определенные документы и оплатить государственную пошлину.

Перечень необходимых документов может быть разным в зависимости от формы реорганизации.

Рекомендуется заранее выяснить весь список необходимых документов, чтобы в дальнейшем не получить отказ в государственной регистрации из-за неполноты предъявленных бумаг.

Процесс внесения соответствующей записи в реестре занимает 5 рабочих дней, после чего можно получить новое свидетельство о регистрации компании.

При приеме документов и заявлений сотрудник регистрирующего органа выдает расписку. Этот документ необходимо сохранить и предъявить его при получении свидетельства: без него заявитель не сможет получить свои документы.

Сложности каждого этапа

Каждый этап и каждая форма реорганизации имеет свои сложности и риски, которые необходимо учитывать.

Например, риски при реорганизации в форме присоединения во многом отличаются от рисков при реорганизации в других формах.

В частности, в этом случае необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства. Также особое внимание необходимо обратить на переоформление недвижимости и другого имущества. На практике возникает много проблем именно при переоформлении имущества на имя другого предприятия.

Имеются также определенные риски при реорганизации в форме выделения.

В частности, в этом случае особое внимание необходимо обратить на правильность составленного передаточного акта, иначе у компаний могут возникнуть проблемы с кредиторами и с определением своих обязательств.

С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?

Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения – в этом случае присоединяемое юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности такого лица.

Чем ликвидация юрлица отличается от реорганизации

При реорганизации и ликвидации юрлица компания прекращает свое существование. Но есть одно принципиальное отличие: правопреемство. Ликвидация означает, что у организации отсутствует правопреемник и продолжать ее деятельность будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, прекратившей свою деятельность, будут правопреемники (по ст. 58 Гражданского кодекса). Вопрос относительно того, кто будет выступать правопреемником, зависит от формы реорганизации, а также от того, каким образом будет образовано новое юрлицо, или прекращена его деятельность.

При слиянии будет образовано новое юридическое лицо, которое станет правопреемником. При присоединении существующая организация, к которой присоединилась другая (прекратившая работу), будет выступать правопреемником.

В процессе разделения будут образованы новые юрлица, к которым перейдут права и обязанности. Обязательства правопреемников будут определяться на основании разделения или передаточных актов.

Реорганизация будет завершена после регистрации новых компаний. Особенность присоединения состоит в том, что реорганизация завершается после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении работы присоединяемой компании. Если присоединяется несколько компаний, то финальной датой процесса реорганизации станет внесение отметки в ЕГРЮЛ о последней из присоединяемых компаний.

Существуют и другие различия между реорганизацией и ликвидацией юрлица, с процессуальной и документальной точек зрения.

Например, если при ликвидации готовится ликвидационный баланс, и он обязателен для передачи в налоговый орган, то при реорганизации нужно подготовить передаточный акт. При присоединении или слиянии необходимо подготовить договор о присоединении и слиянии.

Принципиальная разница заключается в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа власти осуществляет ликвидационная комиссия по п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса. Это означает, что директор уже не руководит предприятием и все полномочия должны быть переданы ликвидационной комиссии.

Также при ликвидации все работники компании увольняются, в том числе беременные работницы. Тогда как при реорганизации всем работникам предоставляются гарантии Трудовым кодексом и в этом документе прямо сказано, что реорганизация не дает право работодателю на увольнение сотрудников (ст. 75 ТК).

Работник имеет право отказаться от работы в реорганизованной компании, и у него есть специальные основания для увольнения (п. 6 ст. 77 Трудового кодекса).

В целом для ликвидации компании требуется оформить внушительный комплект документов, тогда как для реорганизации он на порядок меньше.

Временные рамки для осуществления ликвидации и реорганизации различны. Ликвидация требует длительных временных затрат от года до 1,5 лет, а реорганизация проводится в срок 1-5 месяцев.

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации и ликвидации организация должна прекратить свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Пошаговые этапы

Ликвидация юридического лица происходит по следующему алгоритму:

  1. Принимается решение о ликвидации на созванном по этому вопросу собрании.
  2. Лица или органы, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом госрегистрации ликвидационную комиссию. Именно она будет решать важнейшие вопросы и выполнять управленческие функции в перспективе.
  3. Учредители устанавливают порядок и сроки ликвидации на основании ст. 63-64 Гражданского кодекса.
  4. В течение трех дней о принятом решении о ликвидации уведомляют налоговую инспекцию в письменной форме.
  5. Решение о ликвидации становится основанием для наступления сроков исполнения по обязательствам.
  6. Ликвидационная комиссия размещает в печатных органах публикацию о ликвидации юрлица, порядке и сроках заявления требований кредиторов. Официальным изданием для этого является «Вестник государственной регистрации». Срок предъявления требований составляет не менее 2 месяцев после публикации данных о ликвидации юрлица.
  7. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности.
  8. Комиссия в письменном формате уведомляет кредиторов о ликвидации.
  9. После окончания сроков для предъявления требований ликвидационная комиссия должна составить промежуточный баланс. Он включает данные о составе имущества, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения.
  10. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями или участниками юрлица либо тем органом, который принял решение о ликвидации.
  11. Выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемой компании и ликвидационной комиссией с учетом очередности по ст. 64 Гражданского кодекса на основании промежуточного баланса.
  12. Все нереализованное имущество распределяется между кредиторами в такой очередности: выплаты ранее распределенной прибыли и выплаты соразмерно долям участников в уставном капитале. При недостаточности имущества требования первой очереди не удовлетворяются, а имущество передается по правилам второй очереди.
  13. По итогам расчетов с кредиторами готовится ликвидационный баланс.

На основании п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация – прекращение деятельности юрлица, что должно быть зафиксировано в ЕГРЮЛ. Именно в день внесения записи в ЕГРЮЛ процесс считается завершенным.

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

В отличие от ликвидации, реорганизованное юридическое лицо удается сохранить вместе с имуществом. В порядке правопреемства права и обязанности ранее существовавшего предприятия полностью переходят к новой компании или частично к нескольким компаниям в пропорциональных частях.

В зависимости от того, кто инициирует процедуру, варианты реорганизации юр лиц возможны как на добровольной основе, так и на принудительной. В первом случае решение принимается на общем собрании участников ООО (акционеров АО). Во втором – решение выносят органы власти и суды.

Принудительная реорганизация юридического лица

В принудительном порядке данная процедура выглядит следующим образом:

  1. Принимается решение уполномоченным государственным органом о проведении такой процедуры, и устанавливаются сроки для проведения.
  2. Госорган может обратиться в суд с иском, если учредители Общества в вышеупомянутый срок не провели реорганизацию.
  3. Судом рассматривает иск, после чего назначает арбитражного управляющего, а также поручает ему осуществить процедуру.
  4. Составляются документы арбитражным управляющим, после чего бумаги передаются в суд на рассмотрение. Так, основанием для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, будет решение суда.

Добровольная реорганизация юридического лица

Причины для добровольного объединения, то есть слияния и присоединения, а также разделения, преобразования и выделения юридических лиц связаны со следующими моментами:

  • изменение масштабов ведения хозяйственной деятельности;
  • разделение бизнеса, к примеру, в участников ООО разные взгляды на то, как дальше развивать деятельность фирмы;
  • конкуренты могут поглотить юрлицо или может быть осуществлено поглощение самих конкурентов;
  • оптимизация налогообложения и прочее.

Налоговая проверка при реорганизации ООО, что это?

К форме налогового контроля при реорганизации компании относится проверка со стороны сотрудников ИФНС. Так, под этой процедурой следует понимать совокупность мер по отслеживанию за правильностью исчисления и уплаты налогов реорганизованной фирмой. То есть налоговики сопоставляют установленные ими данные в результате ревизии со сведениями деклараций, отчетов и другой документации, подаваемой юридическим лицом.

Камеральная и выездная проверки при реорганизации компаний охватывают три последних календарных года, на протяжении которых осуществлялась деятельность ООО.

Проверяющие не ограничиваются только запросом документов. Возможно, что налоговики посетят организацию, дабы все проверить «изнутри». Данная процедура при реорганизации ничем не отличается от «обычной», разве что на первую не распространяется ограничение по количеству проведения за один календарный год. Иными словами, если ООО уже проверяли налоговики и с тех пор не прошёл год, то они могут нагрянуть вновь.

Если работники ИФНС выявят нарушения со стороны реорганизованной фирмы, то отвечать за нее будет новая организация. Если по результатам проверки выяснится, что реорганизация ООО совершена в целях ухода от обязанности платить налоги, то это чревато привлечением к уголовной ответственности.

Формы реорганизации

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 форм реорганизации:

  1. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

  2. Присоединение. При присоединении одной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

  3. Разделение. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

  4. Выделение. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

  5. Преобразование. При преобразовании организации одного вида в организацию другого вида (изменении организационно-правовой форм) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Этапы реорганизации

Порядок проведения реорганизации состоит из следующих шагов:

  1. Принятия участниками (акционерами, иным уполномоченным органом управления) решения о реорганизации.

  2. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации в течение 3 дней с момента принятия решения.

  3. Внесение в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

  4. Публикация уведомления о процедуре в СМИ с периодичностью два раза в месяц (сообщение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации»).

  5. Письменное уведомление кредиторов в течение 5 дней с момента уведомления регистрирующего органа.

  6. Составление разделительного баланса или передаточного акта.

  7. Снятие с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, ФОМС).

  8. Закрытие расчетных счетов и уничтожение печатей (если необходимо).

  9. Регистрация в регистрирующем органе вновь возникших юридических лиц и снятие с учета прекративших существование.

  10. Постановка на учет во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС).

  11. Открытие расчетного счета в банке.

  12. Уведомление налоговой инспекции, ПФР, ФСС об открытии расчетного счета.

  13. При реорганизации акционерных обществ дополнительно необходимо зарегистрировать первичный и дополнительный выпуски ценных бумаг как в региональных отделениях ФСФР федеральных округов, так и в ФСФР России.

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке.

Реорганизация юридического лица в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» статья 57 ГК изложена в новой редакции:

Процедура реорганизации ООО путем присоединения, что это?

Присоединение − одна из форм реорганизации компаний, в процессе которой присоединяемое юридическое лицо официально прекращает свою деятельность и передает свои активы, права и обязанности другому юридическому лицу. Присоединиться к юрлицу может как одна, так и несколько организаций.

В отличие от слияния, при такой форме новая компания не создается. Переходят только обязанности, права (налоговые, гражданские) от присоединяемого к присоединившему юридическому лицу.

В соответствии со ст. 57 п. 1 ГК Российской Федерации возможна реорганизация путем присоединения компании одной организационно-правовой формы к юридическому лицу иной организационно-правовой формы, например, АО к ООО.

Какая цель реорганизации предприятия в форме присоединения?

Присоединение позволяет достичь нескольких целей:

  • улучшения рентабельности бизнеса объединенных компаний;
  • повышения конкурентоспособности на рынке;
  • повышения эффективности управления.

Документы для реорганизации в форме присоединения

Регистрационные действия процесса реорганизации путем присоединения обязывают участников подготовить определенный пакет документом для предоставления в ИФНС:

  • Заявление по форме № Р16003, которое подается при внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении хозяйственной деятельности присоединенного ООО.
  • Передаточный акт. Этот документ подготавливает каждая компания, участвующая в процессе. Акт утверждается учредителями ООО или органом, принявшим решение о присоединении.
  • Договор о присоединении, подписанный между организациями (при его наличии).
  • Копии извещений в журнале «Вестник государственной регистрации», а также копии писем кредиторам с извещением о реорганизации.

Срок реорганизации в форме присоединения

Реорганизация с присоединением одного юридического лица к другому длится в связи с необходимым сроком ожидания после публикации информации в СМИ − от 3,5 до 4,5 месяцев. Дело в том, что нужно соблюсти 2 срока:

  • первый − это общий срок реорганизации должен составлять не менее 3 месяцев;
  • второй − после выхода первой публикации в специальном журнале «Вестник государственной регистрации» до момента выхода второй публикации должно пройти не менее 2 месяцев.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Последствия реорганизации

Внеплановая ревизия

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 23 НК компания, приняв решение о реорганизации, обязана в трехдневный срок письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Если в обычных условиях инспекторы не могут проводить более двух проверок за год, а также несколько мероприятий контроля одного и того же налога за период, то при реорганизации эти ограничения снимаются. Согласно п. 11 ст. 89 НК фискалы назначают ревизию независимо от времени и предмета предыдущих мероприятий контроля.

Примечание. В обычных условиях инспекторы не могут проводить более двух проверок за год, а также несколько мероприятий контроля одного и того же налога. Однако при реорганизации эти ограничения снимаются. Налоговики назначают визит в компанию независимо от времени и предмета предыдущей ревизии.

Рассмотрим общие требования к исполнению налоговых обязательств. Ответственность за перечисление платежей в бюджет, недоимки, пеней и штрафов за реорганизованное юридическое лицо ложится на правопреемника (ст. 50 НК). Это правило действует для всех случаев, кроме выделения новой организации из состава существующей. В данном случае правопреемства не происходит. Однако по решению суда обязательства все-таки могут быть переложены на выделившиеся фирмы, если инспекторы докажут, что изменение структуры предприятия было направлено на умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов (п. 8 ст. 50 НК). Доля ответственности каждой новой компании будет определяться по данным разделительного баланса (п. 7 ст. 50 НК). Также арбитры имею право обязать правопреемников погасить задолженность солидарно.

Передать собственность

Если говорить об имуществе, то в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 и ст. 39 НК передача основных средств, нематериальных активов и иной собственности правопреемнику не признается реализацией товаров (работ, услуг), а значит, и не считается объектом налогообложения НДС. Также, в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 146 НК, не облагается налогом на добавленную стоимость переход имущественных прав фирмы правопреемнику.

Законодательство не связывает обязанность по начислению НДС, ранее принятого к вычету, с передачей собственности новой компании. Из пп. 2 п. 3 ст. 170 НК следует, что у реорганизуемой фирмы не возникает необходимости восстанавливать суммы налога. Кроме того, право на вычет может быть тоже передано правопреемнику. Такая норма установлена ст. 162.1 НК. В счетах-фактурах разрешается указывать фирму как до, так и после реорганизации.

Возмещение НДС из бюджета переходит к правопреемникам. Аналогичная ситуация и с применением нулевой ставки: если на момент завершения реорганизации право на исчисление налога по ставке 0 процентов не было подтверждено старой фирмой, то документы, необходимые для получения этого права, в налоговый орган представляет вновь образованная организация. Причем бумаги могут содержать реквизиты уже обновленной компании (п. 9.1 ст. 165 НК).

Налог на прибыль

В случае реорганизации у нового юридического лица дохода не образуется (п. 3 ст. 251 НК). Ведь прибылью нельзя признать: стоимость переходящей к новому владельцу собственности; имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку, и обязательства, получаемые в порядке правопреемства. Эти объекты, в соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК, считаются расходами созданных компаний, как и последние затраты изменяемой организации, которые не были учтены при расчете налога на прибыль. Сумму отчислений в ИФНС необходимо рассчитать по данным учета фирмы на дату завершения ее реорганизации.

Налоговые правопреемники

Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.

Главной чертой всех форм реорганизации является тот факт, что реорганизация не создает каких-либо новых налоговых обязательств, но и не отменяет ранее возникших: обязанность по уплате налогов во всех случаях исполняет правопреемник (п. 1 ст. 50 НК РФ). Исключение составляет выделение с рядом оговорок.

Обязанность по уплате налогов возникает независимо от того, осведомлен правопреемник о наличии у реорганизованной компании задолженности перед бюджетом или нет (п. 2 ст. 50 НК РФ).

В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.

Правопреемники налоговых обязательств

Виды реорганизации
 Правопреемник по уплате налоговых обязательств 
Слияние 
Возникшее в результате слияния новое юридическое лицо 
Присоединение 
Юридическое лицо, присоединившее к себе другое 
юридическое лицо (лица)
Разделение 
Возникшие в результате этого разделения новые 
юридические лица согласно долям по разделительному
балансу (передаточному акту)
Выделение 
Правопреемство не возникает, кроме случаев, когда 
налогоплательщик не может в полном объеме исполнить
все налоговые обязанности перед бюджетом, в т.ч. когда
реорганизация была направлена на уклонение от уплаты
налогов и пени. По решению суда вновь образованные
в результате выделения юридические лица могут
солидарно исполнять обязанности по уплате налогов
реорганизованного лица
Преобразование 
То же юридическое лицо, но в другой 
организационно-правовой форме

Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.

При этом сроки уплаты налогов у правопреемника юридического лица не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). Это возможно, если точно определен период (месяц), в котором реорганизация завершится.

В случаях, если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника, в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии недоимок по налогам, пеням и штрафа на основании акта сверки или справки об отсутствии задолженности правопреемник подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Налоговые органы должны вернуть излишне уплаченные средства не позднее одного месяца со дня подачи заявления. Сверка расчетов с бюджетом с налоговым органом проводится в обязательном порядке (разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@). Особенности проведения сверки указаны в Письме ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@.

Если правопреемников несколько, то доля налоговых платежей, излишне уплаченная или взысканная в бюджет до реорганизации юридического лица, возвращается его правопреемникам в соответствии с долей каждого, определенной на основании разделительного баланса.

Налог на добавленную стоимость

Прежде всего отметим, что в соответствии с общими нормами п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации не является объектом обложения НДС.

Особенности применения налоговых вычетов по НДС при исчислении налоговой базы при реорганизации определены специальными нормами, установленными ст. 162.1 НК РФ.

Порядок применения вычета сумм НДС по авансовым платежам у правопреемника зависит от того, в какой форме была проведена реорганизация (п. п. 1 — 4 ст. 162.1 НК РФ).

В частности, при присоединении вычетам у правопреемника подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Право на налоговый вычет правопреемник может реализовать только после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в своем учете операций в случае расторжения или изменения условий договора и возврата сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата (п. 4 ст. 162.1 НК РФ).

Пункт 5 ст. 162.1 НК РФ предусматривает возможность для правопреемника возместить (предъявить к налоговому вычету) сумму НДС в случае, если реорганизованная организация ранее не предъявляла их к вычету.

При этом до момента завершения реорганизации правопреемник имеет право возместить их в общем порядке, установленном ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ (п. 9 ст. 162.1 НК РФ) правопреемник вправе возместить их в общем порядке, установленном ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.04.2008 N 03-07-11/155).

После завершения реорганизации правопреемник также имеет право предъявить к вычету НДС в случаях, если реорганизованная организация ранее их к налоговым вычетам не предъявляла. Поскольку прямого указания на такую возможность НК РФ не содержит, налогоплательщикам следует быть готовым к спорам с налоговыми органами.

В большинстве случаев судьи поддерживают налогоплательщиков: правопреемник вправе заявить вычет, даже если реорганизованная организация уплатила налог поставщику после того, как организация-правопреемник была зарегистрирована (Определение ВАС РФ от 18.07.2008 N 9133/08, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2007 N Ф04-1697/2007(32684-А75-41)). Суды также указывают на то, что в этом случае применяются общие нормы, установленные ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Одновременно суд отказал правопреемнику в применении налогового вычета по НДС, поскольку счета-фактуры были выставлены на имя реорганизованной организации после завершения реорганизации и не были ею оплачены (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу N А12-588/2008).

Таким образом, при реорганизации любой формы безопаснее предъявлять к вычетам суммы НДС, соответствующие совокупности условий, предусмотренных общей и специальной нормами (п. 5 ст. 162.1, ст. ст. 171, 172 НК РФ):

  • суммы НДС не должны быть ранее не предъявлены реорганизованной организацией к налоговым вычетам (полагаем, что такие суммы целесообразно выделить отдельно в разделительном балансе или передаточном акте);
  • имеются счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемнику (правопреемникам);
  • имеются документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав реорганизованной (реорганизуемой) организацией или ее правопреемником (правопреемниками), даже если реорганизация завершена;
  • товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • товары (работы, услуги), а также имущественные права приняты к учету;
  • счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ и выставлен от имени реорганизованной или от реорганизуемой организации (п. 7 ст. 162.1 НК РФ).

Налог на имущество организаций

По общим нормам (п. 1 ст. 375 НК РФ) при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Каких-либо специальных норм в отношении налогообложения реорганизованных лиц гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не устанавливает, поэтому начиная с момента, когда основные средства приняты к учету правопреемником, он исчисляет и уплачивает по ним налог на имущество по правилам ведения бухгалтерского учета.

При этом последним налоговым периодом для реорганизованных лиц признается период с начала календарного года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Остаточную стоимость основных средств в тех месяцах, когда организация прекратила осуществлять деятельность, надо считать равной нулю (Письма Минфина России от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26, от 27.12.2004 N 03-06-01-04/189, ФНС России от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203).

Основанием для постановки на учет имущества является разделительный баланс и передаточный акт.

Налог на доходы физических лиц

В некоторых случаях реорганизация предприятия может оказать влияние и на формирование налоговой базы по НДФЛ.

В частности, физическое лицо — акционер может получить пакет акций, номинальная стоимость которого вследствие реорганизации увеличилась.

Увеличение доли в уставном капитале компании на основании ст. ст. 210 — 211 НК РФ признается доходом в натуральной форме и подлежит налогообложению по ставке 13%.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.

По общим правилам налоговой базой по НДФЛ по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат (доходы минус расходы) по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период (п. 14 ст. 214.1 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 214.1 НК РФ установлено, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются, в частности, доходы от реализации ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (в данном случае соответствующая сумма денежных средств по договору купли-продажи акций).

А вот для определения расходов применяется специальная норма, установленная п. 13 ст. 214.1 НК РФ.

Данная норма предусматривает, что при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с п. п. 4 — 6 ст. 277 НК РФ (гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ), при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-04-05/4-82).

Таким образом, физическое лицо — акционер при продаже акций, номинальная стоимость которых вследствие реорганизации увеличилась, обязано исчислить НДФЛ и уплатить его в бюджет с положительной разницы между доходами и расходами.

Риск назначения выездной налоговой проверки

На основании п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения, поэтому такой риск очень велик.

По нашему мнению, наличие такого риска — самый большой недостаток реорганизации.

Выездная налоговая проверка, проводимая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Несмотря на то что этим правом (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) налоговые органы могут и не воспользоваться, налогоплательщикам следует об этом не забывать.

Амортизация

При изменении структуры компаний происходит разрыв во времени начисления амортизации, когда реорганизуемое предприятие уже перестает ее начислять, а правопреемник еще не начинает. Так, при амортизации по основным средствам фирма, передающая собственность, прекращает начисления с 1-го числа того месяца, в котором завершена реорганизация. Правопреемник начинает расчеты с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлена госрегистрация нового юридического лица (п. 5 ст. 259 НК).

Судьба акционеров

Что касается налоговых последствий, то, согласно п. 3 ст. 277 НК, при реорганизации компании, каким бы способом она ни проводилась, у акционеров (участников, пайщиков) не образуется ни прибыли, ни убытка, учитываемых в целях налогообложения.

Когда надо определить, сколько стоят акции каждой из вновь созданных фирм, используется такой показатель, как цена чистых активов. Она определяется по данным разделительного баланса на дату его утверждения. В соответствии с п. 6 ст. 277 НК реорганизуемая компания в течение 45 календарных дней после принятия решения об изменении структуры должна сообщить сведения о своих чистых активах в печатном издании, предназначенном для публикации данных о госрегистрации юридических лиц. Эту информацию необходимо выслать акционерам лично по их письменному запросу.

Итоги

Сколько при реорганизации частных налоговых тонкостей — затрудняемся ответить.

Последствия реорганизации могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Особенно в случаях, когда движущим моментом этого действия является желание акционеров исключительно оптимизировать налогообложение, а не усовершенствовать бизнес-процессы для достижения деловой цели в бизнесе — увеличения (получения) прибыли.

Тогда, казалось бы, законное уменьшение налоговых обязательств и минимизация налоговых рисков может обернуться для реорганизованного лица выездной налоговой проверкой и дополнительными налоговыми начислениями.

При реорганизации также следует учитывать возможные негативные гражданско-правовые последствия: расторжение договоров со своими партнерами, законное истребование долгов и прочих обязательств кредиторами и т.п.

Если компания все же решилась на проведение реорганизации, советуем комплексно подойти к оценке ее последствий с привлечением налоговых консультантов, юристов, а также специалистов в сфере управленческого и стратегического консалтинга.

Источники

  • https://urstart.ru/reorganizatsiya-yuridicheskogo-litsa/
  • http://prosud24.ru/riski-pri-reorganizacii/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/451072/
  • https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/registratsia/reorganizaciya.html
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/likvidacia-i-reorganizacia.html
  • https://urstart.ru/nalogovaya-proverka-pri-reorganizatsii-ooo/
  • https://urstart.ru/reorganizatsiya-v-forme-prisoedineniya-v-2018-godu/
  • https://advokat-malov.ru/yur.-lica/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/80448-posledstviya-reorganizacii
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/66633-nalogovye-posledstviya-reorganizacii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: