Режим труда и отдыха водителей в 2021 году — законы, рабочий график

Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2020 году по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в Трудового кодекса.

Именно в этой главе написано, что вносить коррективы в правила организации труда водителей может Минтранс, потому что оно является федеральным органом власти.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Принципы формирования графика

Согласно вышеприведённому документу, формируется и принцип графика рабочего дня.

В соответствии с ним, схема должна быть следующей:

  1. Рабочий день не должен превышать 9 часов в сутки. В случае непредвиденных увеличений разрешённого срока – не более 10 часов подряд, но не чаще, чем 2 раза в неделю.
  2. При нахождении в процессе управления автомобилем, водитель обязан каждые 4 часа делать остановки для отдыха, длительностью не менее 15 минут.
  3. Непрерывная работа при осуществлении междугородного рейса не больше 2 часов с последующим обязательным отдыхом. На начало рабочей смены допускается нахождение за рулём на протяжении 4 часов, с последующим переходом в режим 2 часов.
  4. Продолжительность рабочей недели при работе на протяжении 5 дней, имеет максимальное значение равное 40 часам. В случае 6 дневной – не более 42 часов, максимум.
  5. Транспортировка грузов включает в длительность рабочего времени и период, потраченный на охрану груза, однако рассчитывается не полностью, а исходя из величины, поделённой на 3.
  6. В случае управления грузовым автомобилем и перевозки грузов, допускается 12 часовой рабочий день. Это условие разрешается только в случае поездок на дальнее расстояние, в случае чего для того чтобы обеспечить себе полноценный отдых, водителю приходится преодолеть большое расстояние. Данное условие касается как поездок в пределах России, так и в Европе.

В момент составления графика работы водителей необходимо придерживаться некоторых операций, входящих в состав его действий в течение рабочей смены:

  1. Время, которое он проводит непосредственно занимаясь управлением ТС.
  2. Остановка с целью кратковременного перерыва.
  3. Отдых после прибытия в назначенное место.
  4. Занятость обязательными работами перед рейсом и после него, относящиеся к проверке технического состояния ТС и исправной работы механизмов.
  5. Осуществление ремонтных работ и мелких технических неисправностей с которыми использование ТС невозможно (действия могут выполняться своими руками или на СТО).
  6. Осуществление наблюдения за грузом с целью его охраны на промежуточных пунктах остановок или по прибытию в назначенное место до начала разгрузки.
  7. Присутствие внутри ТС в момент движения (при осуществлении управления двумя водителями).
  8. Иные манипуляции, выполняющиеся работником в течение всего следования по маршруту.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Варианты учета рабочего времени

Рабочее время учитывается согласно ст. 91 ТК РФ «Понятие рабочего времени». В соответствии с ним, работодатель должен вести документальный отчет периода, который работник находится на своём рабочем месте.

Это позволит осуществлять контроль за соблюдением дисциплины и определить величину заработной платы за фактически отработанное время. В отношении водителей действует норматив, указанный в разделе II «Рабочее время» приказа Минтранса № 15.

Согласно ему, для этой категории работников действует 2 варианта учёта рабочего времени:

  1. Ежедневный – продолжительность трудовой смены в соответствии с пределами, установленными действующим законодательством.
  2. Суммированный – продолжительность рабочей смены отличается. Присутствуют длинные трудовые дни, не укладывающиеся в норматив, при этом общий объём времени за неделю соответствует нормативам.

Ежедневный

В данном случае, водитель работает в пределах соответствия с установленными нормами – по 8 часов в сутки, в течение 5 дней в неделю, с общей суммой 40 часов. В случае 6-дневной – смена снижается на 1 час.

В дополнение следует добавить, что к рабочему времени относится не только время, проведённое за рулем, но и другие ситуации, описанные ранее. Для наглядного примера с графиком 8-часового рабочего дня можно ознакомиться далее.

Таблица 1. Пример графика ежедневного рабочего дня водителя.

Действия Фактическое время Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр 15 минут 15 минут
Управление автомобилем 4 часа 4 часа
Обед 30 минут
Управление автомобилем 2 часа 2 часа
Специальный перерыв для отдыха 15 минут 15 минут
Управление автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут
Итог 8 часов 30 минут 30 минут

Суммированный

В данном случае происходит расчёт не за 1 неделю, а за полный отработанный месяц. В некоторых ситуациях величина определяется исходя из времени отработанного за сезон. При этом продолжительность 1 рабочего дня не может превышать 10 часов.

В дополнение следует добавить ряд ситуаций, когда допускается увеличение до 12 часов:

  1. При занятости водителя в осуществлении международных и междугородных перевозках. Как говорилось ранее, это необходимо для того, чтобы дать водителю время добраться до места полноценного отдыха.
  2. Для людей, занятых управлением автобусов на городском и пригородном маршруте.
  3. Водителям, относящимся по роду своей занятости к п. 12, II раздела приказа Минтранса № 15.

При ненормированной занятости

Вариант ненормированного рабочего дня для водителей в России предусмотрен на основании п. 14 вышеизложенного раздела приказа № 15 . Он может применяться к лицам, занятым управлением транспортных средств, использующихся в экспедициях и полевых работах.

Данное решение в отношении работника принимается индивидуально руководителем организации. В этом случае расчёт времени осуществляется отталкиваясь от нормальной еженедельной нормы, при гарантированном предоставлении времени, предназначенного для отдыха.

Таким образом, для данной категории работников, закон предусматривает вариант любой продолжительности рабочего дня при условии общего количества рабочего времени не более 40 часов за неделю.

Особенности графика при наличии двух водителей

Первое, что нужно учитывать, занимаясь составлением графика для двух водителей это то, что оба они работают – не отдыхают. Противоположная ситуация касается случаев, когда кабина автомобиля или автобуса оборудована спальным местом в котором, человек, находящийся в «режиме отдыха» может восстановить свои силы.

Данная ситуация является обязательной в случае поездок длительностью более 12 часов, согласно выдержке из п. 10, II раздела Приказа Минтранса № 15 представленной на фото:

Как часто водителям нужно делать перерывы?

Водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут.

Далее им необходимо сделать перерыв для отдыха (минимум 45 минут). Указанный перерыв для отдыха может быть разделён на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

Получается, что если водитель пробудет за рулём по максимуму, он должен взять и остановиться?

Не обязательно, поправками уточняется, что при достижении предельного времени управления транспортным средством и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха. Для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на час. В сутки затратить на это можно не более двух часов.

Перерывы для отдыха или обеда питания

Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

  • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
  • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
  • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».

Если продолжительность рабочего дня превышает 7 или 8 часов, то водителю может предоставляться дополнительный перерыв на обед. Суммарная продолжительность перерывов не превышает 120 минут.

Обратите внимание! Время, отведенное на обед или отдых водитель должен использовать по прямому назначению, т.е. не выполнять в это время никаких работ. Надзорные органы проконтролировать соблюдение режима практически не в состоянии, но это та рекомендация, к которой стоит придерживаться для снижения утомляемости и уменьшения риска ДТП.

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Комната отдыха для водителей на предприятии

Закон не требует напрямую устройство комнаты отдыха для водителей на автопредприятии, но в Трудовом Кодексе РФ сказано, что необходимо помещение для лиц, ведущих в зимнее время работу вне помещений, либо в неотапливаемых помещениях. Указывается на необходимость помещения для приема пищи и отдыха в течение смены. Конкретных требований к параметрам таких помещений законодательство не предъявляет.

Штраф за нарушение

Осуществить проверку соблюдения рабочего графика можно с помощью специального цифрового устройства с СКЗИ, оборудоваться которым должны все ТС, подходящие под действие приказа Минтранса № 273 от 21.08.2013г. «Утверждение порядка установки тахографов» с последними изменениями от 02.12.2015г. в Приказе № 348 от 02.12.2015 г, в гл. 1 п.3 «Перечень автомобилей…».

Согласно Приказу Минтранса № 36 «Об утверждении требований к тахографам. Правила пользования устройством» с 01.01.2018г. Все ТС относящиеся к условиям вышеназванного документа должны быть оборудованы такими приборами.

Исходя из этого, в соответствии в рядом дополнительной документации, осуществить контроль за их установкой, обслуживанием и соблюдением РТО могут сотрудники следующих ведомств:

  1. ГИБДД ДПС согласно Указу Правительства РФ № 711 от 15.06.1998г. «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения».
  2. Роспотребнадзор по Постановлению Правительства № 398 от 30.06.2004г. «Об утверждении надзора в сфере транспорта». Помимо этого, осуществить контроль вправе специалисты Госавтонадзора по одноимённому Приказу №АК-307 от 13.03.2014г. «Положения об осуществлении автомобильного и дорожного контроля по надзору в сфере автотранспорта».
  3. Роструд, по Постановлению Правительства от 30.07.2004г. № 324 «Об утверждении положений о Федеральной службе труда и занятости».

Любой из вышеназванных сотрудников может проверить соблюдение РТО и возбудить в отношении нарушителя административное дело по ст. КоАП № 11.23 «Управление ТС или его выпуск на линию…».

В зависимости от ситуации, мера наказания может быть следующей:

    1. Штраф от 1 000 до 3 000 руб. для физлиц;
    2. От 5 000 до 10 000 руб. для должностных при несоблюдении следующих условий:
      • отсутствие прибора учёта РТО на всех ТС, попадающих под действие приказа № 36;
      • эксплуатация ТС с неисправным прибором учёта;
      • невыполнение калибровки или просроченный период следующей поверки;
      • использование устройства или дальнейшее обслуживание в мастерских не имеющих сертификата на осуществление аналогичной деятельности. Проверить наличие законного разрешения на выполнения аналогичных работ можно на официальном сайте Минтранса: rosavtotransport.

2. Штраф от 1 000 до 3 000 руб. по пункту № 2 данной статьи при обнаружении следующих нарушений:

  • просроченная или отсутствующая карта водителя или карта предприятия
  • карта не вставлена в слот;
  • использование чужой карты;
  • несоблюдение РТО, например время непрерывного управления превышает установленные нормы.

Исходя из представленной информации, можно сделать заключение, что все водители задействованные в транспортировке груза на большие расстояния обязаны соблюдать данные нормы в соответствии с вышеизложенными законодательными актами.

Данное решение позволит не только избежать возможных штрафов, но и снизить вероятность попадания в ДТП, пребывая в состоянии сильной усталости и выматывания.

Для чего нужен тахограф

Тахограф, или как он официально называется — устройство контроля за режимами вождения, труда и отдыха водителя, предназначен для того, чтобы было понятно, сколько времени последний потратил на езду, сколько времени у него ушло на отдых. А также — какое техническое состояние у автомобиля. По сути, этот прибор является аналогом чёрного ящика, который можно встретить в самолётах.

Действующее российское законодательство прямо требует, чтобы владельцы транспортных средств, задействованных в коммерческих грузовых перевозках ставили тахограф.

Приказы Минтранса определяют, что крайний срок установки устройства на авто, на которых их не было или замены устаревших образцов — 1 января 2018 г.

После этого срока езда без тахографа грозит как владельцу машины, так и водителю довольно крупным штрафом:

  • 5 —10 000 рублей для юридического лица;
  • 1-3 000 рублей для физического лица.

Контроль за соблюдением законодательства в этой сфере возложен на Росавтотранс и ГИБДД.

Какой тахограф нужно ставить

На грузовых транспортных средствах многих перевозчиков до последнего времени встречались аналоговые или шайбовые тахографы. Этот тип приборов был довольно распространён и до 2014 года практически все перевозчики устанавливали лишь его.

Но с введением сначала Указа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года, а потом, тем же ведомством, и Порядка от 21 августа 2013 года, аналоговые устройства постепенно начали выходить из употребления, превратившись в несоответствующие нормам.

Единственным типом тахографа, который разрешено устанавливать на грузовик или автобус, задействованные в коммерческих грузоперевозках, является цифровой с блоком СКЗИ.

Такой прибор имеет ряд преимуществ перед своим предшественником, которые делают его точнее.

Какие нормативные акты регулируют езду по тахографу

Езда по тахографу в России регулируется рядом нормативных актов. Часть из них являются международными. Речь, в частности, идёт о Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки от 1 июля 1970 г.

По сути, нормы этого соглашения и легли в основу большинства российских руководящих документов, применяемых внутри страны. Именно на них стоит ориентироваться владельцам транспортных средств и водителям, когда речь идёт о режиме труда и отдыха.

Другая часть нормативных актов относится к категории федеральных законов и ведомственных актов. К ним относятся Федеральный закон №184 «О техническом регулировании», закон «О безопасности дорожного движения», а также Приказ Минтранса №15 от 20 августа 2004 г.

Внутренними нормативными актами регулируются следующие понятия:

  • скоростной режим,
  • порядок технического обслуживания и т. д.

Как эксплуатировать тахограф

Внешне, цифровой тахограф с электронным блоком СКЗИ, напоминает собой магнитолу. В использовании он довольно прост.

У каждого водителя должна быть собственная карта. В неё заносятся все необходимые данные о нём, включая имя и адрес регистрации.

Карта выдаётся сроком на три года и подлежит замене лишь в исключительных случаях:

  • изменения важных персональных данных;
  • повреждения, делающего невозможным считывания данных с неё;
  • истечения срока действия.

На карту записываются данные о режимах труда и отдыха, которые хранятся в течение года. Карта должна быть всегда доступна органам инспекции.

Порядок работы с современным цифровым тахографом прост и понятен.

  1. В картоприёмник вставляется индивидуальная карта водителя.
  2. Когда карта вставлена — заполняется графа о первом режиме работы
  3. Можно начинать движение.
  4. Когда производится остановка — воитель проверяет режим работы тахографа, фиксирует ли он остановку.
  5. По завершении ежедневной работы, водитель извлекает свою карточку.

Правила эксплуатации тахографов подразумевают их регулярную калибровку. Она проводится раз в два года, но может быть повторена в следующих случаях:

  • обнаружена погрешность,
  • проведён ремонт транспортного средства,
  • сменён комплект резины.

Калибровку, как и другие ремонтные работы, может проводить исключительно уполномоченная на это мастерская Росавто.

Как видно из всего вышеперечисленного, пользование тахографом налагает на владельца грузового транспортного средства и его водителя ряд ограничений по времени работы и отдыха. Требуется быть внимательнее со скоростными режимами.

Наличие устройства приводит к более щадящей эксплуатации транспортного средства. Благодаря обязательному техосмотру, вместе с возможностью следить за состоянием машины практически онлайн, узнавать о причинах всех проблем, тахограф поможет снизить затраты перевозчика на обслуживание автопарка.

Возникающие нюансы

Примеры форс-мажора: например, согласно графику, у вас лишь полчаса до конца рабочей смены, а разгрузка только начинается. И продлится разгрузка, вероятно, не менее часа. Потом вы должны еще оформить документы, уехать с места разгрузки и доехать до места ночлега.

Тогда понадобится распечатка данных тахографа за сутки и отметка сотрудника, работавшего с вашим CMR. На обороте распечатки следует указать наименование и местонахождение организации, причину нарушения графика. Желательно проставить печать данной организации.

Во время погрузки-разгрузки следует вручную устанавливать режим «работа», поскольку тахограф зафиксирует это время покоя ТС, как дополнительный отдых.

Еще один пример – вы находитесь в дороге в поисках ночлега, поиск затягивается, и вы нарушаете график. Снова понадобится распечатка с указанием местности, паркинга, кратким описанием ситуации.

Если же вы просто в силу обстоятельств провели времени в дороге больше положенного – лучше подстраховаться: продлите последующий отдых на вдвое больший срок.

Идея создания и установки тахографов в начале их существования имела точные цели — сохранение жизни и здоровья водителей, их пассажиров, предотвращение ДТП.

Сегодня задачи бортового самописца значительно шире: контроль за соблюдением скоростного режима, фиксация средней скорости, запись длительности работы водителя. Но основная цель, по-прежнему, — не допустить опасную усталость водителя и пресечь превышение скорости.

Если вы планируете рейсы по территории государств Еврозоны, то помните: международный договор ECTP запрещает въезд на территорию любого из государств ЕС транспортного средства, которое не оснащено тахографом ЕСТР.


Источники

  • https://lada-xray2.ru/zakon/rezim-truda-i-otdyha-voditelej
  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-gruzovyh-avtomobilej-po-tahografu.html
  • http://EraGlonass.ru/rezhim-truda-i-otdyxa-po-taxografu/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495013/
  • https://skzicard.ru/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej/
  • https://avtoved.com/tahograf/kak-ezdit-v-rossii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: