Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения в 2021 году

Какие подразделения нужно ставить на учет

Фирма, которая создала обособленное подразделение, должна зарегистрировать его в налоговом органе. Таково требование п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ. Однако в некоторых случаях его можно не выполнять.

Для начала давайте разберемся, что считается для организации обособленным подразделением. Для этого обратимся к п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что это любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем рабочее место является стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Обратите внимание, что, если даже оборудовано только одно место, все равно оно считается подразделением.

При этом не важно, отражено ли создание филиала или представительства в учредительных или других организационно-распорядительных документах компании или нет. Также не имеет значения, какими полномочиями они наделены.

А теперь посмотрим, всегда ли созданные подразделения, где есть стационарные места, нужно регистрировать.

Что такое обособленное подразделение

Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.

Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Регистрируем в зависимости от местоположения

Итак, одним из обязательных признаков подразделения, которое нужно регистрировать, является его территориальная обособленность. Это значит, что оно располагается вне местонахождения самого юридического лица. Если фирма открывает подразделение в другом городе, регионе, районе, то все ясно — новое отделение нужно зарегистрировать.

Также на учет следует поставить подразделение, которое открыто в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. На это указали сотрудники финансового ведомства в Письме от 16 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/35.

А если подразделение будет находиться, например, на той же улице, что и головной офис, но только в другом доме? То есть на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция. В этом случае подразделение все равно считается обособленным. Но вот подавать заявление о постановке филиала на учет не нужно. Ведь в налоговой инспекции уже зарегистрирован головной офис.

В Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 Пленум ВАС РФ разъяснил, что, если налогоплательщик уже встал на налоговый учет, повторно подавать в ту же инспекцию заявление о регистрации он не обязан. Этой точки зрения суды придерживались и в дальнейшем (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А56-31316/03).

Стационарные места создает контрагент

Бывает, что стационарные места создает не сама организация, а ее контрагент. Это происходит, если, например, сотрудники фирмы выезжают в длительную командировку и рабочие места им организовывают заказчики. Подобная ситуация бывает также, когда охранное предприятие выставляет свои посты на различных объектах, которые располагаются на территории клиентов. Будут ли в этом случае у организации обособленные подразделения, которые нужно регистрировать?

Московские налоговики считают, что будут. И их нужно поставить на налоговый учет в общем порядке (Письма УМНС России по г. Москве от 19 ноября 2002 г. N 11-14/56095, от 4 июня 2002 г. N 11-14/25537). Чиновники указали, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ рабочее место — это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Главное, что оно прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Данный вопрос в Налоговом кодексе РФ не урегулирован. И чтобы избежать придирок налоговиков, фирма может зарегистрировать так называемые обособленные подразделения со стационарными местами, которые создает контрагент.

Однако, на наш взгляд, такой подход неправомерен. Ведь из п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ следует, что фирма сама должна организовать рабочие места в обособленном подразделении. Только в этом случае филиал нужно регистрировать.

Если же компания просто заключает договор о выполнении услуг на чужой территории, рабочие места она там не формирует. Значит, обособленных подразделений, которые нужно поставить на налоговый учет, у нее нет. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2005 г. N А65-29434/2004-СА2-9, Постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2002 г. N А14-6773-01/240/10).

Постановка подразделения на учет

ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушения

Штраф

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Отсчитываем срок для регистрации

Итак, фирма создала обособленное подразделение, которое нужно зарегистрировать. Заявление о постановке на учет надо подать в течение одного месяца после создания филиала.

А что же считать моментом создания? На этот вопрос Налоговый кодекс РФ прямого ответа не дает. У инспекторов на этот счет есть своя точка зрения, которая часто неправомерна. Рассмотрим две спорные ситуации.

  1. Принято решение о создании подразделения. Налоговики иногда считают, что новое отделение начинает работать, как только принято решение о его создании. Однако это не так.

Из норм ст. 11 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что днем создания подразделения считается дата, когда там оборудованы стационарные места. При этом отметим, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 8 июля 2003 г. N 2235/03 подчеркнул, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено ли его создание в учредительных документах.

Таким образом, подразделение будет создано с момента оборудования стационарных рабочих мест и начала деятельности. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N Ф04-9980/2005(19089-А67-35)).

А документами, которые докажут, что стационарные места созданы и работа началась, могут быть приказы о назначении на должность директора филиала или представительства и других сотрудников, распоряжение администрации о начале деятельности. При этом отсчитывать месяц, предусмотренный на подачу заявления, нужно с даты наиболее позднего документа.

Пример. ОАО «Вереск» приняло решение о создании обособленного подразделения в виде филиала. 20 февраля 2006 г. внесены изменения в устав. На заседании совета директоров, которое состоялось 3 апреля 2006 г., было утверждено Положение о филиале. Приказом от 24 апреля 2006 г. назначен директор филиала. Со следующего дня начинается отсчет месячного срока, в течение которого директор подразделения должен подать в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет. Он должен это сделать не позднее 25 мая 2006 г.

  1. Заключен договор аренды. Если обособленное подразделение располагается в арендованном помещении, то инспекторы считают, что подразделение создается в тот день, когда заключен договор аренды.

Это мнение также неверно. Ведь то, что договор заключен, совсем не значит, что там созданы стационарные места и подразделение сразу начнет работать (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2005 г. N А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).

Примечание. Арендные отношения регулируются гл. 34 Гражданского кодекса РФ.

Налоговики, прежде чем оштрафовать организацию, должны представить доказательства того, что обществом фактически были созданы стационарные рабочие места в арендованном помещении. А одним из доказательств того, что рабочие места готовы, по мнению арбитров, является акт приемки-передачи работ по их оборудованию (Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2003 г. N КА-А40/10724-03).

В тот момент, когда будут организованы рабочие места, можно говорить о том, что подразделение создано.

Если не сообщить об открытии

Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.

Величина штрафа Норма Основание
10 000,00 рублей П. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей П. 2 ст. 116 НК РФ Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС
5000,00 рублей П. 1 ст. 129.1 НК РФ Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений
200 рублей П. 1 ст. 126 НК РФ Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок

За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.

Возможные варианты ответственности

Если выяснится, что организация в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2ст. 116 НК РФ.

Согласно п. 2ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Однако у Минфина иная позиция.

Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ.

ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика.

По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015[3]).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Ответственность за нарушение сроков регистрации

  1. Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, ей грозит штраф по ст. 116 Налогового кодекса РФ.

При опоздании на срок не более 90 дней штраф составит 5000 руб.

Если же фирма подаст заявление о постановке на учет более чем через 90 дней после положенного срока, штраф будет равен 10 000 руб.

За нарушение срока регистрации подразделения с должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ взыскивается штраф в размере от 500 до 1000 руб.

  1. Если фирма не зарегистрировала новое подразделение, которое ведет деятельность и получает прибыль, ее оштрафуют по ст. 117 Налогового кодекса РФ.

За ведение деятельности подразделения без постановки на учет штраф взыскивается в размере 10 процентов от доходов, полученных пока филиал не был зарегистрирован, но не менее 20 000 руб.

Если подразделение не зарегистрировано более 90 дней, штраф равен 20 процентам доходов, полученных за время, пока новое отделение не состояло на налоговом учете.

За то, что филиал вел деятельность без регистрации в налоговом органе, должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — оштрафуют по ст. 15.3 КоАП РФ на сумму от 2000 до 3000 руб.

Снятие подразделения с учета

Как только деятельность особой структуры прекращается, ее надлежит снять с учета. Снятие проводится в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, только после окончания выездной проверки.

Если не сообщить о закрытии обособленного подразделения

О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Источники

  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/12783-zashhita-shtrafov-nyuansy-registracii-obosoblennyx-podrazdelenij
  • https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/tablitsa-shtrafov-za-obosoblennye-podrazdeleniya
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/471565/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/916931.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: