Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году

Содержание
  1. Вводная информация
  2. Сферы окружающей среды
  3. Атмосфера
  4. Почва
  5. Вода
  6. Необходимая природоохранная документация
  7. Виды экологических правонарушений
  8. Классификация вреда природе
  9. Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС
  10. Декларация о плате за НВОС.
  11. Обращение с отходами и предоставление отчетности
  12. Штраф за совершение экологических правонарушений
  13. Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
  14. Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
  15. Статья 8.2.1 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
  16. Статья 8.2.2 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
  17. Статья 8.2.3 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
  18. Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы
  19. Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы
  20. Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации
  21. Статья 8.5.1 КоАП РФ – Нарушение порядка представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
  22. Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  23. Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования
  24. Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов
  25. Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
  26. Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
  27. Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
  28. Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
  29. Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
  30. Статья 8.41.1 КоАП РФ – Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
  31. Штраф за незаконный выброс загрязняющих веществ
  32. Отчет для субъектов МСП
  33. Штраф за отсутствие отчета
  34. Давность привлечения к административной ответственности
  35. Как выявляют нарушителей?
  36. Зачем увеличивать штрафы?
  37. Информация для юридических лиц
  38. Как обстоят дела в других странах?
  39. Вместо заключения

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Сферы окружающей среды

Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.

Атмосфера

Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.

Почва

Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:

  • строительство дорог и различных сооружений;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обильное применение удобрений и химических ядов для очищения от сорняков и вредителей;
  • автомобильный выхлоп содержит свинец, отравляющий организмы, который обитают в почве;
  • чрезмерное вспахивание;
  • работа электростанции и радиоактивный осадок;
  • слив жидких отходов с предприятий.

Вода

Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно. Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

Виды экологических правонарушений

Административная или уголовная ответственность за совершение противоправного деяния в сфере экологического права может наступать только в случаях, прямо указанных в законе. Перечень таких нарушений регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

  • главой 8 КоАП РФ;
  • главой 26 УК РФ.

Если виновные действия не подпадают под квалификацию составов, предусмотренных указанными нормами права, могут последовать иные виды воздействия со стороны уполномоченных государственных органов (взыскание ущерба, причиненного объекту природной среды, отзыв лицензии и т.д.). Привлечение к ответственности и применение любых форм наказания возможно только по итогам процессуальных действий, предусмотренных законодательством.

Классификация вреда природе

Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них:

1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде.

2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру.

3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам.

4. Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

  • документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

  • для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

  • для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь статья 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции и состоит из 12 частей вместо 1, а Кодекс дополнен новыми статьями, содержащими по несколько составов административных правонарушений. Так введена ответственность по:

  1. ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  2. ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  3. ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП — от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Штраф за совершение экологических правонарушений

Штраф является одним из основных категорий санкций за совершение указанной категории нарушений. По своей сути данное наказание представляет собой карательную меру воздействия, применяемую за совершение нарушений, указанных в составах статьей УК РФ и КоАП РФ, и не освобождает виновное лицо от полного возмещения ущерба.

На выбор применяемой санкции, а также на возможность полного освобождения от наказания, напрямую влияют следующие обстоятельства:

  • надлежащее подтверждение события проступка;
  • размер установленного ущерба;
  • характер и степень вины нарушителя;
  • правовой статус виновного лица.

Так как привлечение к ответственности является формализованной процедурой, на каждой ее стадии у привлекаемого лица существует реальная возможность повлиять на результат процесса. Наиболее оптимальным способом минимизировать последствия возбуждения дела по данным составам является помощь квалифицированного адвоката, обладающего практическим опытом защиты по данной категории дел.

Активное участие на стадии определения факта причинения вреда объектам природы, грамотный подбор доказательств на всех этапах расследования дела, а также соблюдение нюансов при подготовке экспертизы об определении размера причиненного вреда позволят устранить основания для возможного наказания, либо существенно снизить размер санкции за нарушение в сфере охраны окружающей среды.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.2.1 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 500 до 3 500 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.2.2 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 70 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 10 000 до 12 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 100 000 до 120 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 120 000 до 140 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.2.3 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 60 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 70 000 до 80 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.5.1 КоАП РФ – Нарушение порядка представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год

1. Непредставление или несвоевременное представление отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 000 до 70 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 150 000 рублей.

2. Представление отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41.1 КоАП РФ – Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров

Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей;
  • на юридических лиц – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.

Штраф за незаконный выброс загрязняющих веществ

Законодательство устанавливает срок выплаты в ежеквартальном формате. Делать это нужно не позднее 20-го числа месяца, который следует за текущим отчетным периодом. Отчетный период – это каждый календарный квартал. Если в установленные сроки предприятием не вносится плата, то назначаются следующие яадминистративные взыскани:

  • юридическое лицо – 50-100 тысяч рублей;
  • должностное лицо – 3-6 тысяч рублей.

Наказание за загрязнение окружающей среды может быть и более щадящим. Согласно КоАП РФ при умышленном сокрытии или искажении предоставленной информации об источниках загрязнения, радиационной обстановке, о состоянии почвы и иных природных ресурсом лицом, которое обязано сообщать подобную информацию, должен быть уплачен штраф:

  • должностным лицом – 1-2 тысячи рублей;
  • физическим лицом – 500-1000 рублей;
  • юридическим лицом – 10-20 тысяч рублей.

Если в 2019 году нарушить законодательство в части осуществления деятельности, которая не указана в разрешающей документации, но наносит вред природе, административное взыскание составит:

  • юр. лицо – 50-150 тысяч;
  • ИП или должностные лица – 5-10 тысяч;
  • гражданин – 2-2,5 тысячи.

Правила расчета этих выплат напрямую зависят от степени тяжести нанесенного вреда и иных обстоятельств, влияющих на этот размер. Наказание определяется правовым статусом, характером правонарушения и формой собственности объекта, в отношении которого было нарушено законодательство. Существуют следующие меры:

  • штраф;
  • конфискация продукции, незаконно выпущенной;
  • предупреждение;
  • изъятие средств и орудий совершения правонарушения;
  • лишение прав на занятие определенным видом деятельности.

В административном кодексе представлена целая глава, которая определяет, какой штраф предприятие или гражданин должны заплатить при нарушении экологического законодательства.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Данный документ формировался на основании ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП.

Однако с 1 января 2019 года вступили в силу ряд изменений в экологическое законодательство. Вследствие нововведений из ст. 18 ФЗ №89 от 24.06.1998 было убрано упоминание об отчетности для СМСП. Теперь необходимость предоставлять в уведомительном порядке отчет об образовании, использовании и размещении отходов, закреплено только за организациями эксплуатирующие объекты III категории.

Росприродназор издал ряд разъяснительных писем, в связи со вступившими в силу изменениями в законодательстве, где разъяснил, что отчитываться за 2018 год необходимо по старым правилам, так как изменения вступили в силу с 1 января 2019 Соответственно и отчет МСП за 2018 год необходимо было подать, а за 2019 год будут отчитаться только те предприятия, которые эксплуатируют объекты III категории по соответствующей новой форме.

Следует отметить, что сроки предоставления документа зависят от региона, так на пример в Москве объекты регионального значения подают отчет до 1 марта, объекты федерального значения – до 15 января.

Штраф за отсутствие отчета

При выявлении факта не предоставления отчета МСП или предоставления позже установленного срока, на организацию может быть наложен штраф в соответствие со ст. 8.2 КоАП РФ. При наложении штрафа на должностное лицо, сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридическое лицо – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, либо может быть вынесено решение о приостановки деятельности организации до 90 суток.

Не стоит забывать, что помимо ведения необходимой документации и внесения платежей, организация должна выполнять и другие природоохранные требования, если таковые к ней предъявляются. Так природопользователь несет ответственность в случае, если не была пройдена обязательная государственная экспертиза, либо осуществляемая деятельность не соответствует ГЭЭ, нарушения водоохранного режима, несанкционированных выбросов в атмосферный воздух, незаконной добыче полезных ископаемых, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, несвоевременного прохождения процедуры постановки на учет объекта негативного воздействия.

Необходимо отметить, что может возникнуть и уголовная ответственность в соответствие УК РФ Глава 26 Экологические преступления, если в процессе деятельности организации не соблюдались правила:

  • охраны окружающей среды при производстве работ;
  • обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
  • биологическими агентами или токсинами;
  • охраны и использования недр;
  • охраны рыбных запасов.

Помимо этого, уголовная ответственность может наступить при выявлении фактов незаконной охоты, уничтожения местообитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, загрязнения водных объектов, морской среды, атмосферы и порчу земель.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Как выявляют нарушителей?

Однако, по словам главы Росприроднадзора, сейчас ведомству не хватает техники и специалистов для мониторинга окружающей среды. Светлана Радионова подчеркнула, что одной из причин отсутствия достаточного количества сотрудников является зарплата инспекторов, которая «непозволительно мала». «Контролер — особый вид государственного служащего, у него огромный объем ответственной работы, и он не может получать, как сейчас, 18 тыс. рублей. Надо минимум 50 тыс. рублей», — сказала она.

Зачем увеличивать штрафы?

По мнению Анастасии Питрюк, штрафные санкции за экологические правонарушения в России занижены и не выполняют своих функций, поскольку не приносят нарушителям ощутимых убытков и не предотвращают повторных нарушений. Однако резкое повышение штрафов может иметь и негативные последствия.

«Высокие штрафы для России часто оборачиваются ростом коррупционных составляющих. Мы можем столкнуться с ростом количества взяток со стороны правонарушителей», — делится опасениями Питрюк, добавляя, что можно не только наказывать, но и стимулировать природоохранную деятельность со стороны отдельных граждан. Например, можно финансово поощрять граждан, проводящих субботники или входящих в зеленые патрули, предоставлять им социальные льготы и обеспечивать взаимодействие с экспертами, способными дать консультацию по вопросам природоохраны.

Директор Всероссийского института природы Андрей Пешков считает необходимым увеличение существующих штрафов, поскольку нынешние, по его словам, являются «номинальными» и не останавливают правонарушителей. При установлении размеров штрафов, по его мнению, необходимо в первую очередь учитывать размер ущерба, нанесенного окружающей среде.

Информация для юридических лиц

Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.

Как обстоят дела в других странах?

Самой экологичной страной в мире является Швейцария. Мусор, не подлежащий вторичной переработке, граждане должны сдавать в специальных пакетах стоимостью два-четыре франка — таким образом взимается один из налогов на мусор. Попытка сэкономить на «правильном» пакете может обернуться штрафом 300 франков. Столько же придется заплатить за брошенный на землю окурок.

На втором месте — Франция. В 2016 году в стране ввели сертификаты качества воздуха, позволяющие классифицировать транспортные средства по количеству выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ и создавать «зеленые зоны» с ограничением движения для некоторых типов автомобилей. Штрафы за нарушения зон взимает полиция. Для легковых автомобилей они могут составить до €68, для грузовиков и автобусов — до €375.

Британцев, выбрасывающих бытовые отходы в неположенном месте, могут оштрафовать на сумму от £65 до £150. Штраф может быть наложен и на водителя машины, если пассажир выкинул мусор из окна. Великобритания в рейтинге экологически эффективных стран находится на шестой позиции.

В Германии (12-я строчка рейтинга) в каждой из 16 земель действует собственная система штрафов. Например, в Берлине за выброшенный в неположенном месте мелкий бытовой мусор (одноразовая посуда, окурки) полагается штраф в размере €35. В Гамбурге за такой же проступок штраф может варьироваться от €35 до €70.

За загрязнение водоемов мелким нетоксичным мусором (бутылки, упаковка, бумага) в Бранденбурге и Гессене нарушителя могут оштрафовать на сумму от €10 до €100, а в Нижней Саксонии — от €5 до €50.

Россия в экологическом рейтинге занимает 52-е место из 200.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

  • для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

  • для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

Источники

  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/990575.html
  • https://lawonline24.ru/ekologiya/porjadok-rascheta-shtrafov-i-plata-za-zagrjaznenie-okruzhajushhej-sredy/
  • https://guic.ru/statii/narushenie-prirodookhrannogo-zakonodatelstva/
  • https://gibddmaster.ru/drugie-shtrafy/shtrafy-za-ekologicheskie-pravonarusheniya/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/491697/
  • https://ecobez.ru/shtrafy-za-narushenie-jekologicheskogo-zakonodatelstva/
  • https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/ecologicheskaya-bezopasnost/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%BE%D0%B0%D0%BF.html
  • https://vsr63.ru/blog/shtrafy-za-narusheniya-ekologicheskogo-zakonodatelstva/admin
  • https://tass.ru/obschestvo/6719600

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: